Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества [07.12.10]

Тема: Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.10K | Скачано: 248 | Добавлен 07.12.10 в 16:37 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 2

Глава 1. Анализ экономической мысли античного общества 3

1.1 Социально-экономическая модель государственного устройства Платона 3

1.2 Аристотель как автор первой экономической концепции 6

Глава 2. Анализ экономической мысли средневекового общества 9

2.1 Экономические изыскания Фомы Аквинского 9

Заключение 12

Литература 13

 

Введение

Хозяйственная деятельность  на самых ранних ступенях развития человечества подвергалась анализу и осмыслению. С развитием и усложнением жизненного уклада, с появлением новых общественных институтов и все более прогрессивных форм хозяйствования  экономика как наука прошла сложный путь от вспомогательной прикладной дисциплины до магистральной научной отрасли. В жизнедеятельности современного социума экономические дисциплины во всем своем многообразии имеют первостепенное значение, выделяясь в отдельную обширную сферу научного знания.

Наиболее ранние из сохранившихся источников, посвященных социально-экономической проблематике, относятся к достижениям мыслителей Вавилона, Древнего Китая, Древней Греции и Рима. Несмотря на то, что попытки осмысления явлений и форм экономической деятельности  в древности носили непоследовательный, фрагментарный характер, научные изыскания ученых античности оказали неоспоримое, существенное влияние на развитие и формирование западной экономической мысли.

Более двух тысячелетий назад научное знание не являлось дифференцированным, существуя в виде единого информационного поля.

Средневековая западноевропейская экономическая мысль испытывала сильное влияние античности. В средние века, в условиях диктата католической церкви, достижения античных ученых в области философии (применительно к экономике) были пересмотрены с позиции религиозных догм католицизма. Одной из основных проблем в сфере изучения экономики в средневековье стало противоречие между христианской этикой и экономическими реалиями, снятое монахом доминиканского ордена, выдающимся теологом Фомой Аквинским.

Цель контрольной работы: рассказать о развитие экономической мысли античного и средневекового общества.

 

Глава 1. Анализ экономической мысли античного общества.

1.1    Социально-экономическая модель государственного устройства Платона.

Одним из наиболее выдающихся философов Древней Греции, является Платон (428-347 до н.э.), привнесший значительный вклад в  развитие многих отраслей человеческого знания.

Живший в IV веке до нашей эры Платон стал свидетелем глубокого кризиса и упадка полисной системы Древней Эллады. Эволюция форм хозяйственной деятельности в сторону преобладания крупного землевладения, развитие и усложнение товарно-денежных отношений, усиление имущественных контрастов в обществе подрывает устои полиса, базисом которого являются мелкое и среднее землевладение, натуральные формы хозяйствования. Дальнейшему упадку полиса как оригинальной системы государственного устройства способствовало стремление Афин превратить своих союзников в подданных, ограничение свободы их торговли, увеличение числа податей, взимаемых с импортируемых товаров, борьба Афин со Спартой за гегемонию в Греции, приведшая к кровопролитной Пелопонесской войне (431-404 гг. до н.э.). Поражение Афин в войне со всей очевидностью обнажило дальнейшую нежизнеспособность полисной системы государственного устройства.  В создавшихся условиях кризиса «полисной демократии» как основы государственной стабильности Древней Эллады Платон создает социально-экономическую концепцию «нового» (или «идеального») государства, нашедшую отражение в двух проектах – «Государство» и «Законы»

Главным пороком любого государственного образования Платон считает отсутствие единства, выделяя в любой стране, при любой форме правления два внутренних «государства» - богатых и бедных. Указанное неравенство неистребимо, так как коренится в природе людей, обладающих различными способностями и талантами. Из указанного положения Платон делает вывод, что каждый человек от природы приспособлен к выполнению одного дела и должен заниматься только им, что при меньших затратах человеческих сил приведет к увеличению количества производимой продукции.  По мнению Платона, «работник приспосабливается к делу, а не дело к работнику»

В концепции «идеального государства» Платон уделяет особое внимание роли торговли и денег, подчеркивая необходимость торговли как механизма, обсуживающего разделение труда между городом и деревней.  По мнению Платона, деньги выполняют функцию меры стоимости и средства обращения, т.е. необходимы исключительно для обмена.  Платон выступает против торговли в кредит, что позволяет отметить отрицание философом использования денег как средства платежа.

В целом, анализ первой модели государства Платона позволяет увидеть присущий философу антидемократизм (демократия – «анархический», «испорченный строй»3), стремление к реставрации олигархических порядков V века до н.э. Также необходимо отметить, что Платон отстаивал необходимость сохранения натуральных форм хозяйственных отношений и считал рабовладение неотъемлемой составляющей современного ему общества.

В условиях значительного влияния крупной земельной аристократии в греческом обществе оригинальный проект Платона не мог найти признания – слишком утопичной являлась мысль о полном отказе от собственности.  Именно поэтому Платон создает обновленную, усовершенствованную модель «идеального государства», описывая её в фундаментальном труде «Законы».  Обновленная модель государства содержит  развернутую аргументацию в части осуждения ростовщичества; обоснование ведущей роли земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Особое внимание уделяется аппарату управления, т.е. гражданам высших сословий, которые, согласно новой модели, будут наделены правом владения и пользования, предоставляемым им по жребию государственным домом и наделом (неполное право собственности). Также проектом оговаривалась возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан разнилась не более  чем в четыре раза.

В работе «Законы» Платон детализирует принципы организации новых городов, находящихся в центре государственных образований (аналог полисной системы), строго определяя даже их географическое положение – «16 километров от морского побережья»,  «местность скорее гористая, нежели равнинная». Территория «государств» должна быть разделена на 12 равноценных по экономической значимости частей.  Платон определяет точное количество хозяйств, обеспеченных земельными наделами – 5070, указывая на неизменность числа и величины наделов. При условии, что верховный собственник земли – государство, хозяйствующие субъекты вправе передавать землю по наследству одному из сыновей. Стоимость одного надела является пределом бедности и не может быть уменьшена4.

В условиях развития торговли, занимающей все более значительное место в жизни общества, выходящей за пределы Эллады, Платон уделяет внимание и регламентации товарно-денежных отношений. По мнению философа, граждане не должны владеть драгоценными металлами, но для внутреннего обращения предполагались монеты государственного образца. Платон продолжал отрицать ростовщичество, покупку товаров в кредит. В целом, признавая мелкую торговлю необходимой, Платон рекомендовал полностью поставить её под контроль государства, устанавливая пределы колебания цен, списки импортируемых и экспортируемых товаров.

«Законы» Платона, являясь усовершенствованной моделью «идеального государства», по ряду позиций представляли собой компромисс  между консервативными взглядами философа и все более усложнявшейся экономической активностью общества.

В целом, анализируя социально-экономические модели государственного устройства, описанные  в трудах философа, представляется возможным указать на присущий Платону антидемократизм как обратную реакцию общества на явную нежизнеспособность  системы полисной демократии. Социально-экономические взгляды Платона, в целом, консервативны: философ недооценивал роль торговли и функциональную значимость денежной массы, ратовал за натуральный тип ведения хозяйства, отстаивал необходимость рабства. Основополагающей идеей государственного устройства, по мнению Платона, является идея справедливости, что в полной мере отвечает идеалистической мировоззренческой концепции ученого. Следствием последнего являются и присущие Платону особенности методологии: ряд экономических дефиниций анализируется посредством нравственно-этических категорий. Подводя итог, необходимо отметить, что экономические взгляды Платона можно признать первой попыткой создания упорядоченных моделей социально-экономического устройства.

 

1.2. Аристотель как автор первой экономической концепции.

Анализ античной экономической мысли был бы невозможен без упоминания выдающегося мыслителя – Аристотеля (384 – 322гг. до н. э.), заложившего основы многих гуманитарных дисциплин, разработавшего концептуальные мировоззренческие теории.   Экономические воззрения Аристотеля неотделимы от его философского учения, вплетены в общую ткань рассуждений об основах этики и политики. Социально-политическая проблематика, в рамках которой затрагиваются и вопросы экономики, поднимается Аристотелем в работах «Никомахова этика» и «Политика».

В «Политике» Аристотель обосновывает теорию об экономике и хрематистике, одну из первых целостных экономических концепций, носящую классификационный характер. По мнению Аристотеля, все виды хозяйственной деятельности людей относятся к одной из двух сфер: естественной (экономика) или неестественной (хрематистика). К первой области принадлежат земледелие, ремесло, мелкая торговля, рыболовство, охота, разбой(!), т.е. «естественные виды деятельности человека по обеспечению себя материальными благами»5. Аристотель определяет экономику как «искусство пользоваться благами»6. Вторая область, включающая в себя крупную торговлю, посреднические и ростовщические операции, рассматривается Аристотелем как неестественная деятельность, направленная на накопление богатства  и определяется как  «искусство наживы»7. Это деление опирается на этические взгляды Аристотеля, изложенные им как в «Никомаховой этике», так и в «Политике». Философ считает, что любая деятельность имеет определенную цель и заканчивается по достижении этой цели. Целью экономики является удовлетворение потребностей, поэтому всякое действие, направленное на достижение этой цели, естественно. Цель хрематистики – деньги, что служит основой для негативной оценки той деятельности. По мнению Аристотеля, деньги – цель более низкого порядка, так как служат лишь промежуточным звеном для реализации естественных экономических целей, т.е. потребления. Во-вторых, превращение денег в цель делает процесс их приобретения бесконечным, что также противоречит этике Аристотеля.

К заслугам Аристотеля следует отнести и тот факт, что именно Аристотель положил начало традиции выявления этических основ поведения участников хозяйственной деятельности. В «Никомаховой этике», философском произведении, посвященном вопросам этики, экономическая проблематика рассматривается с точки зрения этических норм, в частности при анализе того, какое поведение считается добродетельным. Одним из важных дефиниций этики Аристотель считает понятие «середина». По мнению философа, всякая добродетель заключается в следовании или соблюдении середины. Если середина не соблюдается, возникает излишек или недостаток чего-либо, что является основой для формирования пороков.

С данной позиции Аристотель оценивает поведение людей в экономике как добродетельное или порочное. Например, в отношении владения имуществом «золотой серединой» является щедрость, недостаток которой приводит к скупости, излишек – к расточительности.

Второй принцип, на котором Аристотель строит этические оценки экономической деятельности, связан с понятием  права (правосудности, справедливости). Он выделяет два типа правосудности: правосудность при обмене и правосудность при распределении. Первая основана на принципе равенства обмениваемых вещей. Рассуждая о справедливом обмене, Аристотель высказывает идеи о том, что товары обмениваются в соответствии с затраченной на их создании работой; средством соизмерения товаров служит потребность в них человека, выраженная в денежном эквиваленте.  Правосудность при распределении опирается на другой принцип – воздаяние по заслугам. При невозможности арифметического равенства долей, распределение основывается на пропорциональности дохода общественной значимости получателя этого дохода.

В «Никомаховой этике» высказываются идеи о том, что важную роль в развитии обмена и возникновении общественных отношений играет разделение труда.

В целом, экономические взгляды Аристотеля можно считать первым примером систематизации знаний, а также важным этапом на пути формирования аналитического экономического мышления.

Подводя итог анализу экономических воззрений философов Древней Греции – Платона и Аристотеля, представляется возможным выделить ряд общих моментов. По мнению ученых, основой экономики является сельское хозяйство, тогда как торговля и ремесло имеют скорее вспомогательное значение, обеспечивая механизмы распределения производимой продукции. В этой связи необходимо отметить, что значительное место в трудах философов уделяется именно вопросам распределения благ.  По отношению к  проблеме увеличения функциональной значимости денежной массы Платон и Аристотель занимают однозначную позицию, отрицая любое движение торгового капитала, как-то ростовщичество, кредитные отношения, товарообмен с приращением авансируемого капитала. По мнению Платона и Аристотеля, наиболее успешной формой экономической деятельности являются  натурально-хозяйственные отношения на основе рабовладения.  

 

Глава 2. Анализ экономической мысли средневекового общества.

2.1 Экономические изыскания Фомы Аквинского.

В среде западноевропейских историков XIX века понятие «средние века» было известно под определением «темные », что объяснялось кризисом художественно-культурной активности населения, засильем религиозных догм во всех областях научного знания, ведущей ролью церкви в политике, экономике, науке.  Данное определение не нашло широкого распространения, так как, несмотря на диктат церкви, под сильным влиянием религии, западноевропейская мысль  получила серьезное развитие по ряду позиций.  Социально-экономическая научная мысль, в частности, и научные  изыскания средневековых ученых, в целом, находились под сильным влиянием античности. В рамках религиозных положений христианского мира социально-экономические воззрения Аристотеля, Платона и других философов античности получили новое прочтение, адаптированное к реалиям средневековой экономики, мировоззренческим позициям и методологическим концепциям ученых Средневековья.

Выразителем экономических воззрений «раннего феодализма» представляется возможным назвать Августина Блаженного (354- 430). В работах «Исповедь» и «О граде Божием» Августин Блаженный высказал идею о равноценности умственного и физического труда, осудил ростовщичество и любые формы торговой прибыли, дал определение понятию «справедливая цена». Учение о «справедливой цене» являлось одной из наиболее распространенных и важных экономических идей Средневековья. По мнению Августина, «справедливая цена» - это цена товара, которая соответствует затратам на его производство.  Учение о «справедливой цене» нашло продолжение и развитие в работах выдающегося средневекового мыслителя эпохи «позднего  феодализма» Фомы Аквинского (1224-1274).

В католической церкви Фома Аквинский почитается как святой (канонизирован в 1323 году) и основатель современного официального католического учения – томизма.  Святого Фому называют и вершиной схоластической философии, и великим мастером компромиссов, и родоначальником экономической теории на Западе, воскресившим для Средних веков учение Аристотеля. Именно святой Фома доказал, что двойственность подхода к истине не означает двойственность истины, также святой Фома добился того, что подход с точки зрения веры был совмещен с подходом рациональным. С точки зрения современного читателя, заслугой Фомы Аквинского стала успешная попытка поиска компромисса между христианской этикой, воззрениями античных философов и экономическими реалиями XIII века.

Совмещая «позитивный» метод анализа Аристотеля (описание реальности такой, какая она есть) с «нормативными» методами (описание реальности с позиций того, какой ей следует быть), используемыми средневековыми теологами, Фома Аквинский предлагает новаторский подход к познанию реалий современной ему действительности.  В результате возникает своеобразный прием, который ученый и использует в фундаментальном труде «Сумма теологий». Он сам задает вопрос, т.е. ставит трудную задачу, часто касающуюся несовершенства окружающего мира (в частности, о торговле, ростовщичестве и высоком проценте). Далее ученый доказывает порочность данных явлений с точки зрения высоких идеалов и общей гармонии мира, в приводимом ниже анализе жизненной действительности Фома Аквинский находит факторы, обусловившие существование указанных явлений. Святой Фома стремится показать, как, на каких разумных основаниях и в каких пределах можно совместить данные явления и предустановленную гармонию мира.

Фома Аквинский, согласно христианской этике и учению Аристотеля, осуждал ростовщичество, считая взимание процента – «продажей того, чего не существует в природе»13. Между тем различные виды товарно-денежных операций (ростовщичество, перепродажа) получали все более широкое распространение. Противоречия между христианской моралью и экономическими реалиями XIII века были сняты Фомой Аквинским путем признания ростовщической прибыли компенсацией за риск предпринимателя (ученым были детально указаны случаи, когда возможен подобный подход к данному явлению).

В эпоху «позднего феодализма» торговля приобретает все более серьезное значение в экономике. Таким образом, постулаты Августина Блаженного, считающего торговлю грехом, оказываются устаревшими. Фома Аквинский адаптирует религиозные нормы к изменившимся условиям реального мира. По мнению ученого, каждый человек обладает правом иметь все необходимое для жизни. Торговец обеспечивает это право, организуя обмен благами, следовательно, его деятельность может быть признана добродетельной и правомерной при условии соблюдения двух правил. Торговец должен соблюдать справедливость при обмене путем соотнесения устанавливаемой  цены с качеством или себестоимостью товара. Также торговец не должен желать прибыли ради прибыли, так как, стремясь к прибыли как таковой, человек нарушает распределительное право, оценивая вещь дороже того, что она стоит на самом деле.

Подводя итог анализу экономических изысканий Фомы Аквинского, представляется возможным отметить высокое методологическое значение его работ. В условиях диктата католической церкви ученому удалось найти компромисс между многими взаимоисключающими позициям  христианской этики и экономических реалий современного ему общества. Обобщение положений учения о «справедливой цене», обоснование правомерности торговой прибыли, ростовщических операций и создание принципиально новой методологической базы экономического исследования с полным правом позволяет признать Фому Аквинского одним из ведущих мыслителей Средневековья и родоначальником западноевропейской экономической мысли. 

 

Заключение

Сообразно с развитием человеческого социума экономическая мысль прошла сложный эволюционный  путь от вспомогательной прикладной дисциплины до магистральной научной отрасли. Эпоха Древнего мира является для экономической науки лишь первой ступенью развития. Первоначально экономическая мысль носила, отражая хозяйственную практику,  некритический, в начальной степени нормативный характер. Одни из первых попыток анализа экономической действительности были предприняты в Древней Греции выдающимися мыслителями Платоном и Аристотелем. Философы указывали на приоритет сельского хозяйства в экономике, осуждали торгово-ростовщические операции, подчеркивали незыблемость рабовладельческих отношений. Наиболее совершенной формой хозяйствования признавались натуральные отношения.

Продуктом римской цивилизации в области экономики стали работы, посвященные практической стороне экономики – вопросам рационального ведения хозяйства (Катон Старший, Варрон, Колумелла).

Средневековая экономическая мысль находилась под сильным влиянием античности в условиях идейного господства католицизма. Становление феодальных отношений, с иными, нежели у рабовладельческих приоритетами, сопровождалось возникновением новых экономических взглядов, сведенных к обоснованию законности и вечности разделения общества на классы и сословия, частной феодальной собственности на землю и внеэкономическое принуждение крестьян. Учение о «справедливой цене», доведенное до логической завершенности Фомой Аквинским, в полной мере отвечало данным задачам. Выдающимся мыслителем средневековья Фомой Аквинским также были решены важные методологические  вопросы, найден компромисс между рамками христианских доги и развивающимися экономическими отношениями. В целом, экономические изыскания философов античности и ученых средневековья стали необходимой предпосылкой для  формирования и становления экономической науки.

 

Литература

  1. Аристотель. Сочинения. Т.4 – М.: Мысль, 1983. – 438с.
  2. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2000. – 456с
  3. История экономических учений: учебник для вузов /под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 356с.
  4. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, 1996. – 544с.
  5. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. -Т.1 / под ред. Фетисова Г.Г. – М.: Мысль, 2004. – 718с.
  6. Платон. Сочинения. Т.3., ч.1 – М.: Мысль, 1971. – 531с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 16.10K
Скачано: 248
Скачать бесплатно
07.12.10 в 16:37 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе