Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »
Тема: Развитие экономической мысли античного и средневекового общества
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений
Тип: Контрольная работа | Размер: 23.23K | Скачано: 291 | Добавлен 01.10.10 в 14:57 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Киров 2010
Содержание
Введение 3
1. Становление экономической мысли 4 – 5
2. Развитие экономической мысли в Древней Греции и Древнем Риме 5 – 16
3. Экономические идеи Средневековья 16 – 19
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Введение
Предметом истории экономических учений (экономической мысли) является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов на экономическую жизнь на всем протяжении развития человечества — от зарождения экономических идей у древних мыслителей до современной экономической мысли, создания экономических теорий. Она изучает процесс развития взглядов на экономику на разных этапах человеческой истории и в разных странах, причины их изменения, а также влияние экономических теорий и концепций на экономику и политику государства.
Экономика играет решающую роль в развитии общества, и это обстоятельство очень рано вызвало потребность у людей осмыслить и понять экономическую жизнь и результаты своих наблюдений и знания использовать для улучшения условий труда и всей жизни общества.
Экономическая мысль, экономические воззрения — не абстрактные идеи, умозаключения людей, оторванные от реальности, а прежде всего отражение экономической действительности, меняющееся с изменениями в экономике. Но это не исключает известную самостоятельность экономического мышления. История науки богата примерами не только отставания экономических воззрений от практики, но и ее опережения.
История экономических учений — это история попыток ученых понять экономику, изучить и объяснить ее эволюцию, движущие законы.
1. Становление экономической мысли
Любую науку начинают изучать с момента ее возникновения, с ее истоков. Экономическая мысль возникает одновременно с появлением первобытных поселений, но в, то время она носит довольно примитивный характер, заключающийся в вопросе: «Как выжить?» Форму учения, законов она приобретает одновременно со становлением человеческого общества.
У мыслителей древности экономической науки как таковой еще не было. В их трудах, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, относящиеся к тем временам, представляют собой конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе; это своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже. Что касается самого термина «экономика» («домоводство»), то он пришел к нам из древнегреческого («ойкос» – дом, хозяйство; «номос» − закон, правило).
В широком смысле истоки современной цивилизации, экономической мысли мы находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого – Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции, отмечающих существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.
С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества, на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществление хозяйственной политики.
Поскольку экономика не выступала в глазах ученых античности как самостоятельная отрасль научного знания, анализ и осмысление хозяйственной деятельности были вплетены в общую ткань рассуждений об основах нравственности и морали, сути бытия и сознания, бессмертия и счастья.
2. Развитие экономической мысли в Древней Греции и Древнем Риме
Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в VIII—VI вв. до н.э. полис — город-государство, представлявший собой общину граждан-землевладельцев. Правом принимать участие в управлении государством, владеть землей на территории полиса обладали только граждане, лично свободные люди; не являвшиеся гражданами (метеки) этим правом не обладали.
В греческих полисах большого развития государственное хозяйство не получило. Соответственно в Греции меньшим было вмешательство государства в экономику, большую роль играла частная инициатива, а потому активнее развивалось товарное производство, ставшее главной предпосылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся основными производителями материальных благ.
Первоначально греческая экономическая мысль нашла отражение в памятниках литературы (например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера), в законах (например, Драконта), в деятельности реформаторов (Солона, Клисфена), в различных хозяйственных документах. В V в. до н.э., когда греческие полисы достигли расцвета, экономические вопросы оказались в поле зрения философов (например, Демокрита, Сократа). Расцвет греческой экономической мысли пришелся на IV в. до н.э., когда социально-экономический кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе и хозяйственного характера.
Кризис полиса, разложение его традиционной структуры, был обусловлен активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев населения, представленных в основном метеками, т.е. негражданами. В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспрепятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому внимание греческих мыслителей привлекли проблемы развития частного хозяйства, товарного производства, денежного обращения. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Платон и Аристотель.
Платон. Знаменитый греческий философ Платон (427—347 до н.э.) родился в Афинах в аристократической семье, был учеником Сократа. Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, касающихся совершенствования системы государственного устройства.
В произведении «Государство» представлен проект идеального государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обязанностей — естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: философы (правители), воины, а также ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производительной сфере — в сельском хозяйстве, ремесле, торговле; рабы находятся вне социальной структуры общества.
По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государстве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную собственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлекающих их от выполнения важнейших задач — управления государством и его защиты. У философов и воинов не должно быть собственности, денег, постоянных жен.
Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики, и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравственные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.
В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, приближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждаемые земельные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравенства, нужно ограничить приобретение имущества: если его стоимость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.
Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. Ремеслом и торговлей должны заниматься чужеземцы (метеки). По мнению Платона, земледелие играет ведущую роль в экономике, но и ремесло имеет существенное значение. В ремесленной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда — государству нужно следить, чтобы один человек не занимался двумя ремеслами.
Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал его самодостаточность, удаленность от моря, т.е. от важнейших торговых путей. С другой стороны, мелкую торговлю Платон считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство.
Денежное обращение, по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться государством. Платон предлагал ввести обращение полноценных денег и неполноценных, которые могут иметь хождение только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в монопольном владении государства, частным лицам они могут выдаваться при выезде из родного полиса с условием их обмена на неполноценные по возвращении. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную полисную структуру. Ростовщические операции он также считал вредными для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег — меру ценности (стоимости).
Аристотель. Дальнейшее развитие экономическая мысль античности получила в трудах Аристотеля (384—322 до н.э.) — знаменитого древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста, ученика Платона, воспитателя Александра Македонского. Экономические вопросы Аристотель рассматривает в произведениях, посвященных этике и политике, т.е. сфере практической деятельности человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Политика» и «Никомахова этика». Важное место в этических и политических воззрениях Аристотеля занимает представление о «естественном», «природном», о том, что ничего в природе не существует напрасно. Из рассуждений Аристотеля следует, что естественное, т.е. соответствующее природе, является справедливым. Именно с этой точки зрения рассматриваются многие вопросы, в том числе и экономические.
По мнению Аристотеля, «человек по природе своей есть существо политическое», и полис (государство) имеет естественное происхождение. Поэтому идеальное государственное устройство должно в целом соответствовать социальной структуре полиса. Оптимальный тип государства представляет собой нечто среднее между олигархией и демократией, его основой должны быть средние слои, так как они не обладают пороками бедных и богатых — развращенностью и несправедливостью. Гражданами могут быть только землевладельцы, и «землю следует разделить на две части: одна будет принадлежать всему государству, другая — отдельным гражданам». Только граждане имеют право управлять государством и защищать его, именно эти два занятия должны быть основными для них. Гражданам «непозволительно заниматься ремеслом или жить за счет торговли, так как эти виды деятельности постыдны и вредят доблести», они не должны также заниматься и возделыванием земли. По мнению Аристотеля, тот, кто занимается физическим трудом, стремится к выгоде, не обладает досугом, необходимым «и для развития добродетели, и для политической деятельности».
Граждане составляют незначительную часть населения, остальные жители (и рабы, и свободные) обеспечивают потребности государства в продовольствии, ремесленной продукции, денежных средствах. Идеальное государство должно иметь все необходимое для самостоятельного существования.
Рассматривая вопрос о том, какими путями достигается удовлетворение материальных потребностей общества, Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности — экономику и хрематистику. Главной целью экономики (науки о домохозяйстве) является удовлетворение насущных потребностей человека и общества: накопление «средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Совокупность таких средств составляет, по предположению Аристотеля, истинное богатство, «сообразное с природой». К экономике он относит земледелие — наиболее почетный вид хозяйственной деятельности, а также ремесло и мелкую торговлю, по сути, представляющую собой обмен предметами первой необходимости.
Хрематистика (искусство наживать состояние) является неестественной сферой, главная ее цель — «обладание деньгами». К ней относится все, связанное с обменом посредством денег.
Рассматривая торговлю как самый значительный вид деятельности, «имеющий своим предметом обмен», Аристотель показывает стадии ее развития, связывая их с деньгами. По его мнению, первоначально существовала меновая торговля — простой обмен товара на товар, а затем люди изобрели деньги как всеобщее средство обмена. Отношения обмена возможны, когда существуют разделение труда и специализация. Отмечая, что различные товары, участвующие в обмене, должны быть каким-то образом уравнены, Аристотель первым в экономической науке поставил вопрос о том, что делает товары сравнимыми, т.е. вопрос о стоимости (ценности) товара. Сам он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребности людей в этих вещах, т.е. фактически полезности товаров.
Считая вслед за Платоном, что товары становятся соизмеримыми в процессе торговли, Аристотель выделил особую функцию денег как меры стоимости (ценности). Кроме того, естественной функцией денег является функция средства обращения. Ростовщичество Аристотель считал «по преимуществу противным природе» и резко осуждал его. Он отмечал, что при ростовщичестве деньги начинают играть неестественную роль, поскольку сами денежные знаки становятся предметом собственности.
Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. Этого вопроса касались многие греческие мыслители и писатели, в том числе Платон, однако именно Аристотель рассмотрел проблему рабства наиболее полно, попытался обосновать общее для греков отношение к рабству как к естественному явлению.
По мнению Аристотеля, люди от природы разделены на две основные группы. Первую группу составляют те, у кого душа властвует над телом, а разум — над стремлениями. Эти люди благодаря своим умственным качествам обладают способностью к предвидению, «пригодны для политической жизни», им природой предназначено властвовать. Во вторую группу входят те, кто способен «лишь своими физическими силами исполнять полученные указания». Этим людям природой предназначено подчиняться и быть рабами. Рабы, по мнению Аристотеля, — это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как и от домашних животных. И те, и другие «своими физическими силами оказывают помощь в удовлетворении... насущных потребностей» хозяев. К категории людей «властвующих» Аристотель относил греков, а к категории «подвластных» — всех остальных (варваров). Он отмечал, что «у варваров отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию, поэтому варвар и раб по природе своей понятия тождественные».
Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Однако он отмечал, что рабство может быть противным природе и несправедливым — если в рабов превращают греков.
Древний Рим – круг рассматриваемых экономических вопросов сводил к вопросам обеспечения эффективности ведения хозяйства и рационального сочетания факторов производства.
Как и в других странах, экономические представления римлян нашли отражение в законах, в деятельности реформаторов (Сервия Туллия, Тиберия и Гая Гракхов), в литературе (например, в «Георгиках» Вергилия), в хозяйственных документах. Римская экономика в основных чертах сходна с греческой. Для нее также характерны полисная собственность на землю и классическое рабство, достигшее в Риме расцвета в III—I вв. до н.э. Однако в Риме большее развитие получило товарное производство, причем не только в ремесле (как в Греции), но и в сельском хозяйстве. Кроме того, в Риме сформировалась и постепенно стала преобладающей частная собственность на землю. Эти особенности, а также ярко выраженный практицизм римлян обусловили специфику экономической мысли Древнего Рима, основным содержанием которой стали вопросы развития частного рабовладельческого хозяйства. В условиях организации частных рабовладельческих хозяйств возникало множество проблем их рационального устройства. Так называемые писатели-аграрии пытались их решить, создавая специальные трактаты.
Катон Старший. Первым, кто обратился к проблемам хозяйства, был известный римский политик, оратор и писатель Марк Порций Катон Старший (234—149 до н.э.). Его трактат «О земледелии» — наиболее ранний из известных нам памятников латинской прозы. В этом произведении еще нет систематического изложения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трактат является своего рода руководством для начинающего хозяина.
Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности — самое почетное и самое выгодное. Главное внимание Катон уделяет получению прибыли. Важнейшими условиями этого являются постоянное внимание ко всем сторонам хозяйственной деятельности, правильная организация труда, товарность сельскохозяйственного производства.
С точки зрения Катона, хозяин, стремящийся рационально организовать работу и получать возможно больший доход, должен при покупке имения обратить внимание на плодородие почвы, месторасположение хозяйства. Особенно важной Катон считает близость имения к городу (желательно к крупному) как рынку сбыта товаров. Немаловажное значение имеет также количество и качество дорог.
Идеальным, по мнению Катона, является имение, в котором объединено как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход — от неприбыльных лучше отказаться. Главным принципом ведения хозяйства должна быть его товарность: «хозяину любо продавать, а не покупать». Катон отмечает, что ради получения дохода можно было бы даже отдавать деньги в рост, если бы это было почетно.
Рассматривая вопросы организации труда, Катон обращает внимание на важность непосредственного участия хозяина в управлении имением. Он должен вникать во все хозяйственные вопросы, ничего не оставлять без своего контроля. Управляющий имением из числа рабов (вилик) должен быть помощником хозяину, четко выполнять все его требования, поддерживать жесткую дисциплину среди рабочих, чтобы никто не простаивал без дела. Требуя, чтобы рабы были «всегда в работе», Катон в то же время отмечает, что условия их жизни не должны быть плохими, что всегда нужно учитывать умонастроение рабов, ведь все это сказывается на производительности труда, прибыльности хозяйства.
Большое место в трактате Катона занимают подробные практические советы: какие орудия труда, какие агротехнические приемы следует использовать, где что можно купить, как организовать сдачу в аренду пастбищ, различных видов хозяйственной деятельности. Стремясь помочь начинающему хозяину, Катон даже приводит рецепты блюд, лекарственных средств, образцы молитв.
Варрон. Взгляды Катона на организацию сельскохозяйственного производства поддержал и развил писатель и ученый-энциклопедист Марк Терренций Варрон (116—27 до н.э.). Он занимался литературным творчеством, писал труды по истории, искусству, философии, лингвистике, литературе, юриспруденции, музыке, математике. Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве», написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сельскохозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пчеловодстве.
Как и Катон, Варрон считал главной целью производства потение прибыли, также отмечал необходимость повышения товарности производства. По его мнению, для получения возможно большего дохода следует учитывать колебания цен на рынке, использовать достижения агрономии, повышать интенсивность производства, совершенствовать организацию труда.
По Варрону, в хозяйстве должен использоваться наемный труд, однако основным является труд рабов, которых, наряду с рабочим скотом и инвентарем, он относит к орудиям труда. Рабы — это говорящие орудия труда; скот — орудия труда, издающие нечленораздельные звуки; инвентарь — немые орудия труда. Для повышения эффективности труда Варрон предлагал использовать принцип материальной заинтересованности, как рабов, так и тех, кто ими управляет. В частности, он считал, что старшим над остальными рабами можно выделить пекулий (небольшое имущество) и разрешить вести самостоятельное хозяйство.
Колумелла. Поставленный Варроном вопрос о повышении эффективности труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяйственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель и агроном Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.). В его трактате «О сельском хозяйстве» последовательно излагаются основные принципы ведения дел в поместье, сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревьями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.
По мнению Колумеллы, упадок сельского хозяйства в Италии был связан не с убывающим плодородием почвы, как считали многие, а с недостатками в ведении хозяйства. В частности, он полагал, что интенсивность сельскохозяйственного производства можно повысить, активно используя достижения агротехники, расширяя связи хозяйства с рынком.
Главным условием подъема сельского хозяйства, по мнению Ко-лумеллы, должен быть рост производительности труда. И здесь особенно важным является углубление разделения труда между основными работниками — рабами. Однако он отмечал, что рабы не желают трудиться в полную силу, проявлять инициативу, старательность, выполнять сложные специализированные агротехнические операции. Но рабы, способные достичь высокого уровня знаний, профессионализма, обладают живым умом и другими качествами, способствующими развитию в них склонности к мятежу. Чтобы лучше организовать труд рабов, повысить его производительность, Колумелла предлагает увеличить число надзирающих за рабами, а к наиболее квалифицированным рабам применять самые строгие меры, в частности выводить их на работу закованными. Большое значение Колумелла придает пробуждению духа соревнования между рабами.
Важную роль в организации труда рабов, в повышении эффективности хозяйства Колумелла отводит вилику (управляющему), от которого требует глубокого знания хозяйства, высоких моральных качеств, преданности своему господину. Однако чтобы устранить соблазн нажиться за счет хозяина, Колумелла предлагает назначать виликом неграмотного раба, поскольку тот не сможет подделывать отчеты, счета.
Важнейшим фактором воздействия на рабов, на производительность их труда Колумелла считает «присутствие самого хозяина». Если же по каким-то причинам присутствие хозяина, постоянный контроль с его стороны невозможны, более выгодно предоставить обработку земли свободным колонам (арендаторам), ведь они работают и на себя, а значит, заботятся о земле, обладают большей производительностью труда, чем рабы без хозяйского надзора.
В античных странах вопросы, связанные с экономической политикой государства, не стали главными. Гораздо большее внимание здесь уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства. Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для дальнейшего развития экономической науки.
3. Экономические идеи Средневековья
Становление феодальных отношений, сменивших рабовладельческие с их иными приоритетами, сопровождалось возникновением новых экономических взглядов. И хотя некоторые идеологи Средневековья, особенно в Западной Европе, проявляли определенный интерес к развитию товарно-денежных отношений, главные идеи мыслителей этой эпохи сводились к обоснованию законности и вечности разделения общества на классы и сословия, частной феодальной собственности на землю и внеэкономическое принуждение крестьян.
Экономическая мысль Западной Европы в эпоху Средневековья по сравнению с античностью имела две главные особенности. Во-первых, идейное господство католицизма, проникшего во все сферы жизнедеятельности западноевропейского общества. Теперь труд не считался чем-то зазорным, презренным. Напротив, согласно учению Церкви сам труд почетен, все люди равны перед Богом и обязаны трудиться. Избранником Бога считается тот, кто достиг успехов в своей деятельности, а наиболее уважаемым становится тот, кто плодами своего труда делится с неимущими. Именно на правящие классы возлагались наиболее обременительные обязанности по управлению, защите и спасению душ обделенных судьбой. Во-вторых, феодальная организация общества, опиравшаяся на институт вассалитета, личную зависимость крестьянина от феодала, преобладание натуральной формы хозяйства.
В период классического Средневековья западноевропейские экономические идеи испытали значительное влияние канонистов. «Свод канонического права», составленный монахом Грацианом (середина XII в.), хотя и объявлял общую собственность идеалом, но не отвергал наличие института частной собственности, посланной якобы Богом за грехи и предусматривающей раздачу милостыни. Канонисты признавали угодными Богу лишь занятия земледелием или ремеслом. Торговля в целях получения прибыли и ростовщичество категорически осуждались. Наиболее обобщенное освещение экономические идеи канонического права нашли в трактате «Сумма теологии» доминиканского философа Фомы Аквинского (1225/26—1274), объявленного католической церковью в XIX в. святым. Утверждая, что Бог — верховный собственник всего сущего, Ф. Аквинский, ссылаясь на Аристотеля и тексты Священного писания, провозглашал правомерность существования рабства и крепостничества. А частная собственность, по его мнению, предоставляет человеку возможность жить в соответствии с установленным Богом порядком, подобающим его сословию.
То есть частную собственность считает необходимой, «когда добро принадлежит отдельным людям – люди больше работают и меньше спорят». Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости.
Фома Аквинский, развивая мысль о естественности натурального хозяйства, в связи с этим производит деление богатства на естественную (продукты натурального хозяйства) и искусственную (золото и серебро). Причем Ф.Аквинский считал, что золото и серебро не делают человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, так как последняя должна состоять в «нравственном усовершенствовании». Это вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни – спасению души.
Фома Аквинский осуждал ростовщичество («постыдное ремесло»). Давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют проценты как плату за время, предоставляемое им заемщику. Время, считает Ф.Аквинский, это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения.
Фома Аквинский считал, что торговля занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Богом. Торговая прибыль само по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь, поскольку может быть использована для честной цели, и к тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, «измененной к лучшему».
Фома Аквинский считал, что общество – иерархическое и сословное, где подняться выше своего сословия грешно, ибо деление на сословия установлено Богом. Принадлежность к сословию и определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек. Другими словами, человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его сословию, а сверх того - смертный грех.
Эти положения легли в основу рассуждений Ф.Аквинского «О справедливой цене». В средневековье дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:
Фома Аквинский в теории о справедливой цене вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене:
Защита привилегий правящих классов обнаруживается в трудах Фомы Аквинского и в оправдании правомерности получения земельной ренты, которую он рассматривает как продукт, созданный силами природы, и потому присваиваемый земельным собственником. Именно получение ренты дает возможность избранным заниматься духовным трудом «во имя спасения остальных».
Обобщение положений учения о «справедливой цене», обоснование правомерности торговой прибыли, ростовщических операций и создание принципиально новой методологической базы экономического исследования с полным правом позволяет признать Фому Аквинского одним из ведущих мыслителей Средневековья и родоначальником западноевропейской экономической мысли.
Заключение
Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и экономики, является поиск оптимальных путей реорганизации экономических взаимодействий их рациональных вариантов и структуры.
Представляется важным, что в процессе изучения развития экономической мысли ведущими учеными в этой сфере выявлены наиболее важные тенденции в развитии любой рассматриваемой экономической единицы. Чем больше будет альтернативных решений со стороны современных экономистов по объединению и извлечению наибольшей пользы из уже созданных экономических учений, тем плодотворней будет поиск новых путей в целом.
Проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что современная экономика, в своем нынешнем состоянии, зародилась в самом начале становления общества, в начале становления государственности. Изначально она существовала лишь в определенных нормах в ведении домашнего хозяйства. Так, с течением поколений, на определенных территориях или внутри отдельных государств эти нормы преобразовывались уже в основные положения экономического управления государством.
Список используемой литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.