Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества  [01.10.10]

Тема: Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.23K | Скачано: 236 | Добавлен 01.10.10 в 14:57 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Киров 2010


Содержание

Введение 3

1. Становление экономической мысли 4 – 5

2. Развитие экономической мысли в Древней Греции и Древнем Риме 5 – 16

3. Экономические идеи Средневековья 16 – 19

Заключение 20

Список используемой литературы 21

 

Введение

Предметом истории экономических учений (экономической мысли) является исторический процесс возникновения, раз­вития и смены экономических взглядов на экономическую жизнь на всем протяжении развития человечества — от зарождения эко­номических идей у древних мыслителей до современной эконо­мической мысли, создания экономических теорий. Она изучает процесс развития взглядов на экономику на разных этапах челове­ческой истории и в разных странах, причины их изменения, а также влияние экономических теорий и концепций на экономику и политику государства.

Экономика играет решающую роль в развитии общества, и это обстоятельство очень рано вызвало потребность у людей осмыс­лить и понять экономическую жизнь и результаты своих наблюде­ний и знания использовать для улучшения условий труда и всей жизни общества.

Экономическая мысль, экономические воззрения — не абст­рактные идеи, умозаключения людей, оторванные от реальности, а прежде всего отражение экономической действительности, ме­няющееся с изменениями в экономике. Но это не исключает из­вестную самостоятельность экономического мышления. История науки богата примерами не только отставания экономических воз­зрений от практики, но и ее опережения.

История экономических учений — это история попыток уче­ных понять экономику, изучить и объяснить ее эволюцию, движу­щие законы.

 

1. Становление экономической мысли

 

Любую науку начинают изучать с момента ее возникновения, с ее истоков. Экономическая мысль возникает одновременно с появлением первобытных поселений, но в, то время она носит довольно примитивный характер, заключающийся в вопросе: «Как выжить?»  Форму учения, законов она приобретает одновременно со становлением человеческого общества.

У мыслителей древности экономической науки как таковой еще не  было. В их трудах, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, относящиеся к тем временам, представляют собой конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе; это своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже. Что касается самого термина «экономика» («домоводство»), то он пришел к нам из древнегреческого («ойкос» – дом, хозяйство; «номос» − закон, правило).

В широком смысле истоки современной цивилизации, экономической мысли мы находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого – Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции, отмечающих существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества, на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществление хозяйственной политики.

Поскольку экономика не выступала в глазах ученых античности как самостоятельная отрасль научного знания, анализ и осмысление хозяйственной деятельности были вплетены в общую ткань рассуждений об основах нравственности и морали, сути бытия и сознания, бессмертия и счастья.

 

2. Развитие экономической мысли  в Древней Греции и Древнем Риме

Экономическая мысль Древней Греции формиро­валась под влиянием особенностей социально-эко­номического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в VIII—VI вв. до н.э. полис — город-государство, представлявший собой общину граждан-зем­левладельцев. Правом принимать участие в управлении государ­ством, владеть землей на территории полиса обладали только граж­дане, лично свободные люди; не являвшиеся гражданами (мете­ки) этим правом не обладали.

В греческих полисах большого развития государственное хозяйство не получило. Соот­ветственно в Греции меньшим было вмешательство государства в экономику, большую роль играла частная инициатива, а потому активнее развивалось товарное производство, ставшее главной пред­посылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся основными производителями материальных благ.

Первоначально греческая экономическая мысль нашла отра­жение в памятниках литературы (например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера), в законах (например, Драконта), в деятельности ре­форматоров (Солона, Клисфена), в различных хозяйственных до­кументах. В V в. до н.э., когда греческие полисы достигли расцве­та, экономические вопросы оказались в поле зрения философов (например, Демокрита, Сократа). Расцвет греческой экономичес­кой мысли пришелся на IV в. до н.э., когда социально-экономи­ческий кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе и хозяйственного характера.

Кризис полиса, разложение его традиционной структуры, был обусловлен активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев населения, представленных в основном метеками, т.е. негражданами. В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспрепятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому вни­мание греческих мыслителей привлекли проблемы развития част­ного хозяйства, товарного производства, денежного обращения. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Платон и Аристотель.

Платон. Знаменитый греческий философ Платон (427—347 до н.э.) родился в Афинах в аристократической семье, был учеником Сократа. Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, каса­ющихся совершенствования системы государственного устройства.

В произведении «Государство» представлен проект идеально­го государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обя­занностей — естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: философы (правители), во­ины, а также ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производительной сфере — в сельском хозяйстве, ремесле, тор­говле; рабы находятся вне социальной структуры общества.

По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государ­стве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную соб­ственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлека­ющих их от выполнения важнейших задач — управления государ­ством и его защиты. У философов и воинов не должно быть соб­ственности, денег, постоянных жен.

Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики, и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравствен­ные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.

В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, при­ближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждаемые земель­ные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравен­ства, нужно ограничить приобретение имущества: если его сто­имость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.

Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. Ремеслом и торговлей должны заниматься чужеземцы (метеки). По мнению Платона, земледелие играет ведущую роль в эконо­мике, но и ремесло имеет существенное значение. В ремеслен­ной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда — государству нужно следить, чтобы один че­ловек не занимался двумя ремеслами.

Что касается торговли, то отношение Пла­тона к ней было неоднозначным. С одной сто­роны, главным условием стабильности госу­дарства он считал его самодостаточность, уда­ленность от моря, т.е. от важнейших торговых путей. С другой стороны, мелкую торговлю Платон считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе тор­говли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары долж­ны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ос­лабляющих государство.

Денежное обращение, по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться го­сударством. Платон предлагал ввести обращение полноценных денег и неполноценных, которые могут иметь хождение только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в мо­нопольном владении государства, частным лицам они могут вы­даваться при выезде из родного полиса с условием их обмена на неполноценные по возвращении. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накопле­нию денег, он относился резко отри­цательно, считая, что оно может нарушить традиционную поли­сную структуру. Ростовщические операции он также считал вред­ными для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег — меру ценности (стоимости).

Аристотель. Дальнейшее развитие экономическая мысль ан­тичности получила в трудах Аристотеля (384—322 до н.э.) — зна­менитого древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста, ученика Платона, воспитателя Александра Македонского. Эконо­мические вопросы Аристотель рассматривает в произведениях, по­священных этике и политике, т.е. сфере практической деятельно­сти человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Поли­тика» и «Никомахова этика». Важное место в этических и политических воззрениях Аристотеля занимает представление о «естественном», «природном», о том, что ничего в природе не существует напрасно. Из рассужде­ний Аристотеля следует, что естественное, т.е. со­ответствующее природе, является справедливым. Именно с этой точки зрения рассматриваются многие вопросы, в том числе и экономические.

По мнению Аристотеля, «человек по при­роде своей есть существо политическое», и по­лис (государство) имеет естественное происхож­дение. Поэтому идеальное государственное ус­тройство должно в целом соответствовать социальной структуре полиса. Оптимальный тип государства пред­ставляет собой нечто среднее между олигархией и демократией, его основой должны быть средние слои, так как они не обладают пороками бедных и богатых — развращенностью и несправедли­востью. Гражданами могут быть только землевладельцы, и «землю следует разделить на две части: одна будет принадлежать всему го­сударству, другая — отдельным гражданам». Только граждане име­ют право управлять государством и защищать его, именно эти два занятия должны быть основными для них. Гражданам «непозво­лительно заниматься ремеслом или жить за счет торговли, так как эти виды деятельности постыдны и вредят доблести», они не должны также заниматься и возделыванием земли. По мнению Аристотеля, тот, кто занимается физическим трудом, стремится к выгоде, не обладает досугом, необходимым «и для развития доб­родетели, и для политической деятельности».

Граждане составляют незначительную часть населения, осталь­ные жители (и рабы, и свободные) обеспечивают потребности го­сударства в продовольствии, ремесленной продукции, денежных средствах. Идеальное государство должно иметь все необходимое для самостоятельного существования.

Рассматривая вопрос о том, какими путями достигается удов­летворение материальных потребностей общества, Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности — экономику и хрематистику. Главной целью экономики (науки о домохозяйстве) является удовлетворение насущных потребностей человека и об­щества: накопление «средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Совокупность таких средств составляет, по предположению Аристотеля, истинное бо­гатство, «сообразное с природой». К экономике он относит земле­делие — наиболее почетный вид хозяйственной деятельности, а также ремесло и мелкую торговлю, по сути, представляющую со­бой обмен предметами первой необходимости.

Хрематистика (искусство наживать состояние) является неес­тественной сферой, главная ее цель — «обладание деньгами». К ней относится все, связанное с обменом посредством денег.

Рассматривая торговлю как самый значительный вид деятельно­сти, «имеющий своим предметом обмен», Аристотель показывает стадии ее развития, связывая их с деньгами. По его мнению, перво­начально существовала меновая торговля — простой обмен товара на товар, а затем люди изобрели деньги как всеобщее средство обмена. Отношения обмена возможны, когда существуют разделение труда и специализация. Отмечая, что различные товары, участву­ющие в обмене, должны быть каким-то образом уравнены, Арис­тотель первым в экономической науке поставил вопрос о том, что делает товары сравнимыми, т.е. вопрос о стоимости (ценности) товара. Сам он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребно­сти людей в этих вещах, т.е. фактически полезности товаров.

Считая вслед за Платоном, что товары становятся соизмери­мыми в процессе торговли, Аристотель выделил особую функцию денег как меры стоимости (ценности). Кроме того, естественной функцией денег является функция средства обращения. Ростов­щичество Аристотель считал «по преимуществу противным при­роде» и резко осуждал его. Он отмечал, что при ростовщичестве деньги начинают играть неестественную роль, поскольку сами денежные знаки становятся предметом собственности.

Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. Этого вопроса касались многие греческие мыслители и писатели, в том числе Платон, однако именно Ари­стотель рассмотрел проблему рабства наиболее полно, попытался обосновать общее для греков отношение к рабству как к есте­ственному явлению.

По мнению Аристотеля, люди от природы разделены на две основные группы. Первую группу составляют те, у кого душа властвует  над телом, а разум — над стремлениями. Эти люди благода­ря своим умственным качествам обладают способностью к предвидению, «пригодны для политической жизни», им природой предназначено властвовать. Во вторую группу входят те, кто способен «лишь своими физическими силами исполнять полученные указания». Этим людям природой предназначено подчиняться и быть рабами. Рабы, по мнению Аристотеля, — это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как и от домашних животных. И те, и другие «своими физическими силами оказыва­ют помощь в удовлетворении... насущных потребностей» хозяев. К категории людей «властвующих» Аристотель относил гре­ков, а к категории «подвластных» — всех остальных (варваров). Он отмечал, что «у варваров отсутствует элемент, предназначен­ный по природе своей к властвованию, поэтому варвар и раб по природе своей понятия тождественные».

Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Однако он отмечал, что рабство может быть противным природе и не­справедливым — если в рабов превращают греков.

Древний Рим – круг рассматриваемых экономических вопросов сводил к вопросам обеспечения эффективности ведения хозяйства и рационального сочетания факторов производства.

Как и в других странах, экономические представ­ления римлян нашли отражение в законах, в деятельности реформаторов (Сервия Туллия, Тиберия и Гая Гракхов), в литературе (на­пример, в «Георгиках» Вергилия), в хозяйственных документах. Римская экономика в основных чертах сходна с греческой. Для нее также характерны полисная собственность на землю и класси­ческое рабство, достигшее в Риме расцвета в III—I вв. до н.э. Однако в Риме большее развитие получило товарное производство, причем не только в ремесле (как в Греции), но и в сельском хозяйстве. Кро­ме того, в Риме сформировалась и постепенно стала преобладающей частная собственность на землю. Эти особенности, а также ярко выраженный практицизм римлян обусловили специфику экономи­ческой мысли Древнего Рима, основным содержанием которой ста­ли вопросы развития частного рабовладельческого хозяйства. В условиях организации частных рабовладельческих хозяйств возникало множество проблем их рационального устройства. Так называемые писатели-аграрии пытались их решить, создавая специальные трактаты.

Катон Старший. Первым, кто обратился к проблемам хозяй­ства, был известный римский политик, оратор и писатель Марк Порций Катон Старший (234—149 до н.э.). Его трактат «О земле­делии» — наиболее ранний из известных нам памятников латинс­кой прозы. В этом произведении еще нет систематического изло­жения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяй­ственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трак­тат является своего рода руководством для начинающего хозяина.

Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности — самое почетное и самое выгодное. Главное вни­мание Катон уделяет получению прибыли. Важнейшими условия­ми этого являются постоянное внимание ко всем сторонам хозяй­ственной деятельности, правильная организация труда, товарность сельскохозяйственного производства.

С точки зрения Катона, хозяин, стремящийся рационально организовать работу и получать возможно больший доход, дол­жен при покупке имения обратить внимание на плодородие по­чвы, месторасположение хозяйства. Особенно важной Катон счи­тает близость имения к городу (желательно к крупному) как рынку сбыта товаров. Немаловажное значение имеет также количество и качество дорог.

Идеальным, по мнению Катона, является имение, в котором объединено как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход — от неприбыльных лучше от­казаться. Главным принципом ведения хозяйства должна быть его товарность: «хозяину любо продавать, а не покупать». Катон от­мечает, что ради получения дохода можно было бы даже отдавать деньги в рост, если бы это было почетно.

Рассматривая вопросы организации труда, Катон обращает внимание на важность непосредственного участия хозяина в уп­равлении имением. Он должен вникать во все хозяйственные во­просы, ничего не оставлять без своего контроля. Управляющий имением из числа рабов (вилик) должен быть помощником хозя­ину, четко выполнять все его требования, поддерживать жесткую дисциплину среди рабочих, чтобы никто не простаивал без дела. Требуя, чтобы рабы были «всегда в работе», Катон в то же время отмечает, что условия их жизни не должны быть плохими, что всегда нужно учитывать умонастроение рабов, ведь все это сказы­вается на производительности труда, прибыльности хозяйства.

Большое место в трактате Катона занимают подробные практи­ческие советы: какие орудия труда, какие агротехнические приемы следует использовать, где что можно купить, как организовать сда­чу в аренду пастбищ, различных видов хозяйственной деятельности. Стремясь помочь начинающему хозяину, Катон даже приводит рецепты блюд, лекарственных средств, образцы молитв.

Варрон. Взгляды Катона на организацию сельскохозяйствен­ного производства поддержал и развил писатель и ученый-энцик­лопедист Марк Терренций Варрон (116—27 до н.э.). Он занимал­ся литературным творчеством, писал труды по истории, искусству, философии, лингвистике, литературе, юриспруденции, музы­ке, математике. Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве», написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сельско­хозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пчеловодстве.

Как и Катон, Варрон считал главной целью производства по­тение прибыли, также отмечал необходимость повышения то­варности производства. По его мнению, для получения возможно большего дохода следует учитывать колебания цен на рынке, ис­пользовать достижения агрономии, повышать интенсивность про­изводства, совершенствовать организацию труда.

По Варрону, в хозяйстве должен использоваться наемный труд, однако основным является труд рабов, которых, наряду с рабочим скотом и инвентарем, он относит к орудиям труда. Рабы — это говорящие орудия труда; скот — орудия труда, издающие нечле­нораздельные звуки; инвентарь — немые орудия труда. Для повы­шения эффективности труда Варрон предлагал использовать прин­цип материальной заинтересованности, как рабов, так и тех, кто ими управляет. В частности, он считал, что старшим над осталь­ными рабами можно выделить пекулий (небольшое имущество) и разрешить вести самостоятельное хозяйство.

Колумелла. Поставленный Варроном вопрос о повышении эф­фективности труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяй­ственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель и агроном Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.). В его трактате «О сельском хозяйстве» после­довательно излагаются основные принципы ведения дел в помес­тье, сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревь­ями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.

По мнению Колумеллы, упадок сельского хозяйства в Италии был связан не с убывающим плодородием почвы, как считали многие, а с недостатками в ведении хозяйства. В частности, он полагал, что интенсивность сельскохозяйственного производства можно повысить, активно используя достижения агротехники, расширяя связи хозяйства с рынком.

Главным условием подъема сельского хозяйства, по мнению Ко-лумеллы, должен быть рост производительности труда. И здесь осо­бенно важным является углубление разделения труда между основ­ными работниками — рабами. Однако он отмечал, что рабы не жела­ют трудиться в полную силу, проявлять инициативу, старательность, выполнять сложные специализированные агротехнические операции. Но рабы, способные достичь высокого уровня знаний, профессио­нализма, обладают живым умом и другими качествами, способству­ющими развитию в них склонности к мятежу. Чтобы лучше органи­зовать труд рабов, повысить его производительность, Колумелла пред­лагает увеличить число надзирающих за рабами, а к наиболее квали­фицированным рабам применять самые строгие меры, в частности выводить их на работу закованными. Большое значение Колумелла придает пробуждению духа соревнования между рабами.

Важную роль в организации труда рабов, в повышении эффек­тивности хозяйства Колумелла отводит вилику (управляющему), от которого требует глубокого знания хозяйства, высоких мораль­ных качеств, преданности своему господину. Однако чтобы уст­ранить соблазн нажиться за счет хозяина, Колумелла предлагает назначать виликом неграмотного раба, поскольку тот не сможет подделывать отчеты, счета.

Важнейшим фактором воздействия на рабов, на производитель­ность их труда Колумелла считает «присутствие самого хозяина». Если же по каким-то причинам присутствие хозяина, постоянный контроль с его стороны невозможны, более выгодно предоставить обработку земли свободным колонам (арендаторам), ведь они ра­ботают и на себя, а значит, заботятся о земле, обладают большей производительностью труда, чем рабы без хозяйского надзора.

В античных странах вопросы, связанные с экономической по­литикой государства, не стали главными. Гораздо большее внима­ние здесь уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства. Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для даль­нейшего развития экономической науки.

 

3. Экономические идеи Средневековья

Становление феодальных отношений, сменивших рабовладельческие с их иными приоритетами, сопровождалось возникно­вением новых экономических взглядов. И хотя некоторые идеоло­ги Средневековья, особенно в Западной Европе, проявляли опре­деленный интерес к развитию товарно-денежных отношений, главные идеи мыслителей этой эпохи сводились к обоснованию за­конности и вечности разделения общества на классы и сословия, частной феодальной собственности на землю и внеэкономическое принуждение крестьян.

Экономическая мысль Западной Европы в эпоху Средневеко­вья по сравнению с античностью имела две главные особенности. Во-первых, идейное господство католицизма, проникшего во все сферы жизнедеятельности западноевропейского общества. Теперь труд не считался чем-то зазорным, презренным. Напротив, со­гласно учению Церкви сам труд почетен, все люди равны перед Богом и обязаны трудиться. Избранником Бога считается тот, кто достиг успехов в своей деятельности, а наиболее уважаемым ста­новится тот, кто плодами своего труда делится с неимущими. Имен­но на правящие классы возлагались наиболее обременительные обязанности по управлению, защите и спасению душ обделенных судьбой. Во-вторых, феодальная организация общества, опирав­шаяся на институт вассалитета, личную зависимость крестьянина от феодала, преобладание натуральной формы хозяйства.

В период классического Средневековья западноевропейские экономические идеи испытали значительное влияние канонистов. «Свод канонического права», со­ставленный монахом Грацианом (середина XII в.), хотя и объявлял общую собственность идеалом, но не отвергал наличие института частной собственности, посланной якобы Богом за грехи и предус­матривающей раздачу милостыни. Канонисты признавали угодными Богу лишь занятия земледелием или ремеслом. Торговля в целях получения прибыли и ростовщичество категорически осуждались. Наиболее обобщенное освещение экономические идеи канонического права нашли в трак­тате «Сумма теологии» доминиканского фило­софа Фомы Аквинского (1225/26—1274), объяв­ленного католической церковью в XIX в. святым. Утверждая, что Бог — верховный собственник всего сущего, Ф. Аквинский, ссылаясь на Аристотеля и тексты Священного писания, про­возглашал правомерность существования раб­ства и крепостничества. А частная собствен­ность, по его мнению, предоставляет человеку возможность жить в соответствии с установ­ленным Богом порядком, подобающим его со­словию.

То есть частную собственность считает необходимой, «когда добро принадлежит отдельным людям – люди больше работают и меньше спорят». Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости.

Фома Аквинский, развивая мысль о естественности натурального хозяйства, в связи с этим  производит деление богатства на естественную (продукты натурального хозяйства) и искусственную (золото и серебро). Причем Ф.Аквинский считал, что золото и серебро не делают человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, так как последняя должна состоять в «нравственном усовершенствовании». Это вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни – спасению души.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество («постыдное ремесло»). Давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют проценты как плату за время, предоставляемое им заемщику. Время, считает Ф.Аквинский, это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения.

Фома Аквинский считал, что торговля занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Богом. Торговая прибыль само по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь, поскольку может быть использована для честной цели, и к тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, «измененной к лучшему».

Фома Аквинский считал, что общество – иерархическое и сословное, где подняться выше своего сословия грешно, ибо деление на сословия установлено Богом. Принадлежность к сословию и определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек. Другими словами, человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его сословию, а сверх того - смертный грех.

Эти положения легли в основу рассуждений Ф.Аквинского «О справедливой цене». В средневековье дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:

Фома Аквинский в теории о справедливой цене вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене:

Защита привилегий правящих классов обнаруживается в трудах Фомы Аквинского и в оправдании правомерности получения земельной ренты, которую он рассматривает как продукт, созданный силами природы, и потому присваиваемый земельным собственником. Именно получение ренты дает возможность избранным заниматься духовным трудом «во имя спасения остальных».

Обобщение положений учения о «справедливой цене», обоснование правомерности торговой прибыли, ростовщических операций и создание принципиально новой методологической базы экономического исследования с полным правом позволяет признать Фому Аквинского одним из ведущих мыслителей Средневековья и родоначальником западноевропейской экономической мысли.

 

Заключение

Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и экономики, является поиск оптимальных путей реорганизации экономических взаимодействий их рациональных вариантов и структуры.

Представляется важным, что в процессе изучения развития экономической мысли ведущими учеными в этой сфере выявлены наиболее важные тенденции в развитии любой рассматриваемой экономической единицы. Чем больше будет альтернативных решений со стороны современных экономистов по объединению и извлечению наибольшей пользы из уже созданных экономических учений, тем плодотворней будет поиск новых путей в целом.

Проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что современная экономика, в своем нынешнем состоянии, зародилась в самом начале становления общества, в начале становления государственности. Изначально она существовала лишь в определенных нормах в ведении домашнего хозяйства. Так, с течением поколений, на определенных территориях или внутри отдельных государств эти нормы преобразовывались уже в основные положения экономического управления государством.

 

Список используемой литературы

  1. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2000.
  2. История экономических учений: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.
  3. Левита Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении. – М.: ИНФРА – М, 2001.
  4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник . – 4-е изд. Перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2009.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.23K
Скачано: 236
Скачать бесплатно
01.10.10 в 14:57 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе