Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества [08.04.09]

Тема: Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 34.94K | Скачано: 300 | Добавлен 08.04.09 в 22:35 | Рейтинг: +9 | Еще Контрольные работы


Содержание

 Введение 3

1. Экономические учения античного мира 4

1.1 Экономическая мысль античной Греции 4

1.2 Экономическая мысль Древнего Рима 14

2. Экономические учения Средневековья 18

2.1 Экономическая мысль Западной Европы 19

Заключение 24

Список используемой литературы 25

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена анализу развития экономической мысли античного и средневекового общества. Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в изменении экономической мысли, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Рассмотреть каковы были их взгляды на природу частной собственности и рабства, значение земледелия, ремесла и торговли, в чем они видели различия между натуральным и товарным типами хозяйства, что они думали о приросте и функции денег.

Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости. 

В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.

Первоначально на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием религиозных пророков, древних философов, а позже – средневековых богословов, пытавшихся совместить ценности такого общества с неуклонным развитием в его недрах товарно-денежного обмена. Их идеи закреплялись в священных книгах разных религий, ученых трактатах, уложениях законодателей и, наконец, в нормах повседневной жизни. В этих идеях и нормах находили выражение еще не систематизированные, донаучные представления об экономике. Именно они составили исходный идеологический и идейный контекст, в котором рождались первые научные системы экономических знаний.

 

1. ЭОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОГО МИРА

Рабство зародилось на Востоке в IV тысячелетии до н. э. Наибольшего развития рабовладение достигло в античный период в Древней Греции и в Древнем Риме с I тысячелетия до н. э. по IV в н. э. Его расцвет падает на V в. до н. э. Античное рабство, получившее название классического, представляло собой наиболее зрелую форму рабовладения, когда рабы составляли основную производительную силу общества.

В рабовладельческом обществе формировалась соответствующая ему идеология, развивалась экономическая мысль. Господствующее положение занимала идеология рабовладельцев.

 

1.1 Экономическая мысль античной Греции

Экономические науки, как и другие науки – математика, медицина, астрономия – возникли и начали развиваться в Древнем мире. Древнегреческие писатели отразили в своих сочинениях и экономические воззрения  более ранних культур – вавилонской, финикийской и египетской.

С достаточной определенностью исходные пункты экономической науки впервые показаны в трудах знаменитых греческих классиков: Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Их экономические идеи неразрывно связаны с философскими, историческими и другими суждениями.

Экономическая мысль античной Греции прежде всего отражает производственные отношения рабовладельческого общества. В материальном производстве, за исключением хозяйства мелких свободных землевладельцев и ремесленников, основные работы производились рабами. В то же время физический труд, труд рабов, презирался. Рабовладельцы считали себя предназначенными для других занятий – для управления рабами и государством.

Главной экономической задачей рабовладельцев являлось наиболее выгодная организация своего хозяйства. Хозяйство носило в основном натуральный характер. Но развивался и рынок, имело место товарное обращение и товарное производство.

Главная экономическая задача предопределяла и суть экономических идей – выявить принципы и наилучшую систему управления хозяйством рабовладельца – домашнего хозяйства. Учение получило название «экономия» - от греческих слов oikos – домашнее хозяйство и nomos – закон.

Однако ставились и более общие задачи – организация и управление государством – городом (по-гречески polis). Идеологи Древней Греции рассматривали рабство как естественное и неизменное состояние. Господствовало представление, что только греки имели все права в полисе, не греки должны быть рабами и подвластными, свободные иностранцы были лишены права владения.

В отличие от древневосточных государств в греческих полисах большого развития государственное хозяйство не получило. Соответственно в Греции меньшим было вмешательство государство в экономику, большую роль играла частная инициатива, а потому активнее развивалось частное производство, ставшее главной предпосылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся производителями материальных благ. Расцвет греческой экономической мысли пришелся на IV век до н. э., когда социально-экономический кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе и хозяйственного характера.

Кризис полиса, разложение его традиционной структуры, был обусловлен активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев населения, представленных в основном негражданами (метеками). В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспрепятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому внимание греческих мыслителей привлекли проблемы развития частного хозяйства, товарного производства, денежного обращения и т. п. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт (430 – 355 гг. до н. э.) родился в Афинах, принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии. Два произведения Ксенофонта посвящены экономическим вопросам. Это его сочинение «О доходах», в котором рассматривается проблема улучшения финансового положения Афин, и его трактат «Экономикос» («Домострой»), в котором даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Считается, что в названии этого произведения слово «экономика» встречается впервые в истории экономической мысли.

В центре трактата «Экономикос» - описание образцового домашнего хозяйства афинского гражданина. Оно охватывает такие стороны быта, как распределение семейных обязанностей между мужем и женой; обустройство домашних помещений и поддержание в порядке хозяйственных запасов; подбор управляющего и слуг, обеспечение их лояльности; наконец производственные задачи земледельца – от обработки почвы и посева до уборки урожая. Это манифест здравого смысла и житейской мудрости.

Определяя предмет домоводства, Ксенофонт характеризовал его как науку  о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики он считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, «земледелие – мать и кормилица всех искусств»; если земледелие процветает, то все другие отрасли деятельности развиваются успешно.

Торговлю и ремесло Ксенофонт считал профессией, недостойной грека. Особенно враждебно относился к купеческой торговле и ростовщичеству. В то же время одобрял хлебную торговлю земельной аристократии и мелкую торговлю, обслуживающую нужды сельского хозяйства. Не порицал и организацию ремесленных заведений на основе рабского труда, от которого рабовладельцы получали большие доходы.

Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал производство полезных вещей, т. е. того, «чем человек умеет пользоваться». Он одним из первых выделил две стороны товара. Главной он считал полезность товара (потребительную стоимость), однако и способность товара к обмену (меновую стоимость) признавал достаточно важной, так как, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно сказываются на развитии хозяйства, являются одним из источников обогащения.

Отсюда и своеобразное отношение Ксенофонта к деньгам. Поскольку товарно-денежные отношения уже существуют и развиваются, он не выступает против денег. Замечательно его высказывание: «Деньги не ценность, если не умеешь пользоваться ими». Он понимал, что деньги являются специфическим товаром, объясняя это тем, что «денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше», в то время как приобретение других товаров имеет предел. Таким образом, специфика денег как особого товара, по мнению Ксенофонта, состоит в том, что они являются концентрированным богатством, которое в любой момент можно пустить в ход. Исходя из этого, он признавал две функции денег: как средство обращения и средство сбережения (деньги как сокровище). Важнейшей для него была функция денег как средство сбережения. Тем не менее, решительно осуждает обращение денег в качестве торгового и ростовщического капитала.

Ксенофонт одним из первых мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Прежде всего, это разделение между физическим трудом (труд исполнителя – раба) и умственным (труд руководителя – рабовладельца). Считал также полезным и необходимым разделение труда среди рабов – оно улучшает качество продукта. Он впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.

Важное место в произведениях Ксенофонта занимают вопросы экономической политики государства. Он считает, что для увеличения доходов Афин государство должно оказывать покровительство метекам (негражданам), а также купцам и судовладельцам. Решающее значение для увеличения доходов Афин, по мнению Ксенофонта, имеет рациональная эксплуатация принадлежащих государству серебряных рудников. Он рекомендует государству закупить большое количество рабов и затем отдавать их внаем частным лицам для разработки рудников.

Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – знаменитый греческий философ, ученик Сократа. Родился в Афинах в аристократической семье. Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, касающихся совершенствования системы государственного устройства.

Как и Ксенофонт он придерживался натурально-хозяйственной концепции, как об этом свидетельствуют его сочинения «Государство» и «Законы».

В произведении «Государство» представлен проект идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: богатых и бедных.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались не в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государстве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную собственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Высшие же сословия, прежде всего интеллектуальная элита, аристократия и военные, должны быть освобождены от хозяйственных забот. Им следует жить замкнутыми общинами, не иметь частной собственности, семьи, каких-либо частных интересов, отвлекающих их от выполнения важнейших задач – управления государством и его защиты. Правда, содержать элиту обязаны рабы и свободные трудящиеся, но зато внутри аристократической общины, жизнь должна идти вполне «по-социалистически», по общему порядку, планомерно и на общую (для аристократии) пользу.

В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, приближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре. Все граждане делятся на четыре класса в зависимости от материальной обеспеченности. По жребию они получают у государства дом и надел. Земельный надел считается собственностью государства, граждане пользуются им на правах владения и могут передавать по наследству одному из детей. Стоимость надела объявлялась «пределом бедности». Стоимость же имущества, которое могли приобретать граждане, не должна была превышать этот минимум более чем в четыре раза. Запрещалось иметь золото и серебро, заниматься ростовщичеством, вести роскошный образ жизни.

В идеальном обществе Платона государство должно строго следить за соблюдением имущественного равенства граждан и не допускать, чтобы один гражданин был богаче другого более чем в четыре раза.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремеслам. Ремеслом и торговлей должны заниматься чужеземцы (метеки). Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В ремесленной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда – государству нужно следить, чтобы один человек не занимался двумя ремеслами. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая была призвана обслуживать разделение труда. Отмечал, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство. Торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.

Денежное обращение, по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться государством. Среди функций денег он выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную полисную структуру. Были у Платона и предположения, что деньги выполняют еще одну функцию - меры ценности (стоимости).

Аристотель (384 -322 гг. до н. э.) – знаменитый древнегреческий философ и ученый энциклопедист, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, родился в семье врача. Он был первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества, его экономические воззрения получили развитие в экономической мысли средневековья. Аристотель систематизировал, обобщил и продвинул вперед все современное ему знание.

Основными сочинениями, Аристотеля, в которых содержатся размышления по экономическим вопросам, являются «Никомахова этика» и «Политика» (состоящая из 8 книг). В данных трудах он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства – стремление к всеобщему благу. Оно должно преодолевать классовые противоположности, ориентироваться на «среднего» гражданина, т. е. земледельца – рабовладельца.

Аристотель – противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов (греков). Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Он отмечал, что «у варваров отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию, поэтому варвар и раб по своей природе своей понятия тождественные». Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами полезно и справедливо». Однако он отмечал, что рабство может быть противным природе и несправедливым – если в рабов превращают греков. Граждан Греции Аристотель делит на пять групп (классов): 1) земледельческий класс; 2) класс ремесленников; 3) торговый класс; 4) наемные рабочие; 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включенную в гражданскую общину. Гражданами могут быть только землевладельцы, только они имеют право управлять государством и защищать его. Гражданам «непозволительно заниматься ремеслом или жить за счет торговли, так как эти виды деятельности постыдны и вредят доблести», они не должны также заниматься и возделыванием земли. По мнению Аристотеля, тот, кто занимается физическим трудом, стремится к выгоде, не обладает досугом, необходимым «и для развития добродетели, и для политической деятельности».

Аристотель выступает за частную собственность. По его мнению, для достижения величайшего благополучия государства, необходимо, чтобы граждане обладали «собственностью среднею, но достаточною» Идеальным хозяйством он считал натуральное рабовладельческое с мелкой торговлей, без купцов, кредита и ростовщичества.

«Существует ли предел богатства?» - вот вопрос, которым задался Аристотель и ответил на него положительно, это логически следует из аристотелевского понимания богатства как «совокупности средства…необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Иными словами, если условия нормальной жизни обеспечены и люди защищены от голода, холода и ненастья, значит богатство (как совокупность именно средств) имеется в достатке («Если каждое искусство беспредельно в достижении своих целей…то средства, которые ведут искусство к достижению его цели, ограничены…сама цель служит в данном случае…пределом»). Подразумевалось, что наличие богатства как раз и дает свободному человеку возможность заниматься достойными его делами – такими как служение обществу или совершенствование в «беспредельных» по своим целям науках и искусствах.

Этот взгляд на богатство лежит в основе знаменитого противопоставления «экономии» и «хрематистики» (от греч. хрема – имущество, богатство). Искусство ведения хозяйства «экономия», по выражению Аристотеля, «заслуживает похвалы», и искусство накопления денег, или наживы (хрематистика), которое, напротив, «по справедливости вызывает порицание». Главной целью экономики является удовлетворение насущных потребностей человека и общества: накопление «средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Совокупность таких средств составляет, по предложению Аристотеля, истинное богатство, «сообразное с природой». К экономике он относит земледелие – наиболее почетный вид хозяйственной деятельности, а также ремесло и мелкую торговлю, по сути представляющие собой обмен предметами первой необходимости.

Хрематистика является неестественной сферой, главная ее цель – «обладание деньгами». К ней относится все, связанное с обменом посредством денег. Во-первых, это торговля, разделяемая Аристотелем на морскую, транзитную, и розничную; во-вторых, ростовщичество; в-третьих, наемный труд; в-четвертых, разработка и использование природных богатств: полезных ископаемых, лесов и т. п.

Аристотель не осуждал хрематистику в этом широком смысле – без запасов никакое хозяйство невозможно, однако его интересовали цели, которым служило это искусство. Соответственно, Аристотель, выделял два вида хрематистики: один обеспечивает запасы, потребные для ведения хозяйства (экономии), другой нацелен на накопительство сверх таких потребностей. Запасы обычных продуктов имеют разумный предел, свою естественную границу – они портятся со временем, требуют много места для хранения и т. д. Словом, увеличивать их сверх меры – себе в убыток.

Иначе обстоит дело с накоплением денег. Согласно Аристотелю, деньги возникли из потребности меновой торговли – в этом качестве они столь же необходимы, как и натуральные запасы, ибо способствуют добыванию средств жизни. Однако накопление денег не имеет той естественной границы, которая присуща натуральным запасам. В связи с этим, Аристотель и фиксирует явление, по тем временам новое и необычное: «Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить количество денег до бесконечности», то есть вместо того, чтобы быть средством, богатство само становится целью и начинает конкурировать с другими целями, более значительными в тогдашнем обществе. Отсюда и неприятие такого типа поведения. «В основе этого направления, - пишет Аристотель, - лежит стремление к жизни вообще, но не к благой жизни». Так что дело не в самой хрематистике, а в том особом типе поведения, который из нее вырастает. Продолжая свою мысль, Аристотель выводит важное следствие: «…и так как эта жажда беспредельна, то и стремление к тем средствам, которые служат к утолению этой жажды, также безгранично». В этих словах обозначено главное условие, при котором возникает проблема ограниченности (редкости) ресурсов. Если накопление знаков (в то числе денежных) играет служебную роль, то это значит, что потребность в них ограничена и может быть удовлетворена полностью. И, напротив, как только преобладающим принципом поведения людей становится стремление увеличивать свое богатство, ограниченность ресурсов оказывается неотъемлемой чертой всякой хозяйственной деятельности.

Аристотель с сожалением констатирует, что из экономии неизбежно вырастает хрематистика (из простого товарного производства неизбежно вырастают капиталистические отношения).

Рассматривая торговлю как самый значительный вид деятельности, «имеющий своим предметом обмен», Аристотель показывает стадии ее развития, связывая их с деньгами. По его мнению, первоначально существовала меновая торговля – простой обмен товара на товар, а затем люди изобрели деньги как всеобщее средство обмена.

Научной заслугой Аристотеля было разграничение формулы простого товарного обращения (Т – Д – Т) и формулы обращения денег в качестве капитала (Д – Т – Д), то есть он подходит к самому понятию капитала как движению денег с целью их увеличения.

Аристотель дает начало анализу исторического развития обмена и норм стоимости. Показывает, что обмен появляется лишь на границах общины. В дальнейшем же процессе меновой торговли возникает необходимость придать характер денег одному специфическому товару: железу, серебру или чему-нибудь подобному.

Среди прочего, волновала Аристотеля и проблема установления справедливости при обмене. Он понимал, что главное в отношении между людьми при обмене – это пропорция, в которой одно благо обменивается на другое. «…иметь больше своей доли, - рассуждал Аристотель, - значит «наживаться», а иметь меньше, чем было первоначально, - значит «терпеть убытки», как бывает при купле, продаже и всех других делах, дозволенных законом. А когда нет ни «больше», ни «меньше»…говорят, что у каждого его доля его доля и никто не терпит убытка и не наживается».

Более всего Аристотеля занимал вопрос основания, или критерия, с помощью которого можно было бы судить, какая пропорция обмена справедлива, а какая нет. Ясного ответа у него не получилось, однако поиски в этой области оказали влияние на все последующее развитие экономической мысли. Рассуждения Аристотеля можно резюмировать следующим образом:

- обмен происходит, если тех, кто обменивается, связывает взаимная потребность и если то, что подлежит обмену, в каком-то смысле равно и имеет общую меру;

- общей мерой при обмене является потребность, которую на практике заменяют деньги (монета), причем деньги – это условная мера, она устанавливается не по природе, а по уговору между людьми;

- обмен справедлив, если соотношение сторон отражает соотношение их работ;

- совершая между собой обмены, люди участвуют в общей (общинной) жизни, которая без справедливых обменов не возможна.

Текст Аристотеля дал повод для противоречивых толкований. Одни взяли за основу тезис о том, что справедливый обмен должен отражать соотношение работ – отсюда выросли такие концепции цены товара, как теория издержек производства и трудовая теория стоимости (ценности). Другие, опираясь на его тезис о потребности как общей мере при обмене. Отсюда ведут свою родословную различные теории, выводящие цену из полезности благ.

Аристотель писал об обмене в контексте общинной жизни. Это вовсе не обмен между случайно встретившимися торговцами. Речь шла о повторяющихся отношениях. Обмен считался справедливым, если позволял обеим сторонам и дальше поддерживать отношения. И забота о согласованности производимых работ с потребностями, и требование безубыточного обмена – это принципы, обеспечивающие устойчивость разделения труда в общине.

Основными функциями денег Аристотель считал меру стоимости и средство обращения.

Критическое отношение Аристотеля к ростовщичеству отразило общую, вполне сложившуюся тенденцию, которая прослеживается в законодательстве и письменных памятниках многих народов. Вклад Аристотеля в осмысление ссудного процента связан с его попыткой подвести под критику ростовщичества теоретическое основание. В основе его доводов лежала концепция денег, выводившая их из меновой торговли и оставлявшая за ними сугубо служебные функции: а) средства соизмерения благ, или – в позднейшей терминологии – меры стоимостей; б) посредника при обмене, или средства обращения. Деньги, с точки зрения Аристотеля, бесплодны. Это только знаки богатства, но не само богатство. Соответственно, они не могли служить средством сохранения и накопления богатства, а потому и предметом собственности. Отсюда вытекает и отношение к ссудному проценту.

Влияние Аристотеля на последующее развитие экономической науки было огромным. Он завершил развитие экономической мысли Древней Греции, но научное значение его воззрений выходит далеко за пределы античного мира.

 

1.2 Экономическая мысль Древнего Рима

Как и в других странах, экономические представления римлян нашли отражение в законах, в деятельности реформаторов, в литературе, в хозяйственных документах. В Риме, также как и в Греции, появились специальные произведения, посвященные хозяйственным вопросам.

Римская экономика в основных чертах схожа с греческой. Для нее также характерны полисная собственность на землю и классическое рабство. Однако, рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. При этом противоречия рабовладельческого способа производства здесь достигли наибольшей остроты. В Древне Риме большее развитее получило товарное производство, причем не только в ремесле (как в Древней Греции), но и в сельском хозяйстве. Кроме того, в Древнем Риме сформировалась и постепенно стала преобладающей частная собственность на землю. На протяжении столетий здесь шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю. Основным содержанием экономической мысли Древнего Рима стали вопросы частного рабовладельческого хозяйства.

Идеологами римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, были Марк Порций Катон Старший и знаменитый политический деятель Марк Туллий Цицерон. Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства нашли отражение в трудах римских агрономов Марка Терреция Варрона и Луция Юния Модерата Колумеллы.

Марк Порций Катон Старший (234 – 149 гг. до н. э.) – известный римский политик, оратор и писатель. Он был первым кто обратился к проблемам хозяйства. Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства (латифундия) подробно изложены в сочинении «Землевладение» Катонном Старшим, являвшимся крупным землевладельцем. Трактат отражает период подъема римского рабовладельческого производства и является своего рода руководством для начинающего хозяина.

Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивающее, прежде всего, свои потребности. Однако не исключалась торговля, призванная реализовать часть продукции и приобретать то, что не могло производиться собственными силами.

Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности – самое почетное и самое выгодное. Главное внимание Катон уделял получению прибыли. Важнейшими условиями этого являются постоянное внимание ко всем сторонам хозяйственной деятельности, правильная организация труда, товарность сельскохозяйственного производства.

Идеальным, по мнению Катона, является имение, в котором объединено как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход - от неприбыльных лучше отказаться. Главным принципом ведения хозяйства должна быть его товарность: «хозяину любо продавать, а не покупать». Катон отмечает, что ради получения дохода можно было бы даже отдавать деньги в рост, если бы это было почетно.

Катон не только разработал критерии выбора земли для организации хозяйства (хороший климат, поблизости – богатый город и удобные средства сообщения), но и давал подробные рекомендации по определению структуры угодий, которые можно рассматривать как шкалу доходности отраслей сельского хозяйства.

Большое место в сочинении Катона занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам эксплуатации. Автор относит рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд. Рабы жестоко наказывались за малейшие проступки. Питание, одежда, жилище должны были соответствовать их положению говорящих орудий, в то же время, условия их жизни не должны быть плохими, ведь все это сказывается на производительности труда, прибыльности хозяйства.

Как экономист-практик Катон пытался установить оптимальные пропорции элементов производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств, огромную роль отводя при этом хозяину поместья. По его мнению «хозяйский глаз» является важнейшим фактором организации труда в поместье.

Катон Старший защищал рабовладение и был врагом наемного труда, стремясь обеспечить доход за счет интенсификации труда рабов. Прибыль рассматривал как избыток над стоимостью, которую он ошибочно сводил к издержкам производства.

Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.) – выдающийся оратор, политический деятель, философ. Среди множества его произведений можно выделить трактаты «Об обязанностях», «О старости», «О законах», «О природе богов» и другие, в которых в связи с политическими и философскими проблемами рассматриваются и некоторые вопросы теоретико-экономического характера.

Цицерон, вслед за греческими мыслителями считал, что естественным свойством природы является справедливость. В природе есть все необходимое для счастья человека, и сам он может украсить землю своим трудом. Особое уважение у Цицерона вызывал земледельческий труд, приносящий изобилие.

Человеку, как считал Цицерон, свойственно естественное стремление к объединению с другими людьми, к справедливости и соблюдению законов. Результатом объединения становится государство, лучшим видом которого является республика. В ней соединены элементы трех основных государственных форм: монархии, аристократии, демократии. Главной целью государства должно быть обеспечение гражданам безопасности и свободного пользования имуществом, при этом под действие закона должны подпадать все.

Главное, в чем заключается справедливость, - это «никому не наносить вреда, если только тебя не вызвали противозаконием». Кроме того, справедливость состоит в том, «чтобы пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной как своей». Частной собственности, по мнению Цицерона, в природе не бывает, но она возникает в процессе естественного развития общества в результате войн, законов, соглашений и пр. Таким образом, частная собственность справедлива, а человек, посягающий на чужую собственность, нарушает «права человеческого общества».

Справедливость должна распространяться на все категории населения, в том числе и на рабов. Цицерон не был уверен в справедливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наемным работникам, предоставляя им за труд все необходимое. По его мнению, справедливость должна быть соединена с благотворительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обществе и обязаны помогать друг другу.

Марк Терреций Варрон (116 – 27 гг. до н. э.) – писатель и ученый-энциклопедист. Он поддержал и развил взгляды Катона Старшего на организацию сельскохозяйственного производства. Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве». Он отразил, с одной стороны, более развитые формы рабовладения, высшую степень эволюцию рабовладельческих экономик; с другой – новые моменты социально-экономической обстановки, связанные с углублявшимися противоречиями, все более пронизывавшими экономику Римского рабовладельческого государства.

В своем трактате Варрон высказывает серьезную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в городах, перепоручив латифундии управляющим. Он ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности как рабов, так и тех, кто ими управляет и т. д. Его заботы связаны с повышением доходности латифундий, ростом эффективности производства.

По Варрону, в хозяйстве должен использоваться наемный труд, однако основным, является труд рабов, которых, наряду с рабочим скотом, он относил к орудиям труда.

Как и Катон, Варрон считал главной целью производства получение прибыли.

Луций Юний Модерат Колумелла (1 в н. э.) – писатель и агроном. Кризис рабовладения он отразил в своем сочинении «О сельском хозяйстве». В трактате подробно рассматривается состояние латифундий: крайне низкая производительность рабского труда, рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев и т. п. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономика рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал усугубляться.

Главным условием подъема сельского хозяйства, по мнению Колумеллы, должен быть рост производительности труда.

Коллумелла первый в истории античной мысли поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства, при этом считая необходимым условием интенсификации хозяйства реорганизацию рабского труда. Колумелла рекомендовал использовать все методы превращения рабов в усердных работников: от тюрьмы в подвале до обмена шутками с рабами и совместного обсуждения новых рабов. Можно рассматривать последние предложения как зачатки «теории человеческих отношений».

Важнейшим фактором воздействия на рабов, на производительность их труда Колумелла считал «присутствие самого хозяина». Если же по каким-то причинам присутствие хозяина, постоянный контроль с его стороны не возможны, более выгодно предоставить обработку земли свободным арендаторам, ведь они работают и на себя, а значит, заботятся о земле, обладают большей производительностью труда, чем рабы без хозяйского надзора.

Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интересы безземельного и малоземельного крестьянина в борьбе против латифундистов. Его возглавляли братья Тиберий (163 -132 гг. до н. э.) и Гай (153 – 121 гг. до н. э.) Гракхи. Требуя ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, они предполагали осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путем укрепить его.

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Эпоха средневековья охватывает большой исторический период: в Западной Европе – с V в. до буржуазных революций XVII – XVIII вв., в России - с IX в. до реформы 1861 г. В ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранились и в XX в.

Экономическая мысль западного средневековья развивалась вместе с эволюцией общества.

Изучая экономические учения средневековья, следует, прежде всего, обратить внимание на экономические идеи, содержащиеся в документах и использовавшиеся для обоснования юридических норм. Сюда относятся: записи обычного права т так называемые «Правды» отдельных племен, хозяйственные регламенты феодальных имений, цеховые уставы, экономическое законодательство городов и т. д.

Экономическая мысль средневековья тесно связана с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание феодального порядка, его стабилизацию. Защитники интересов феодалов отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Натурально-хозяйственная ограниченность производства считалась преимуществом и выдавалась за социальную добродетель.

Основой производственных отношений феодального общества являлась собственность феодала на землю и внеэкономическое принуждение непосредственных производителей – крестьян, находившихся в личной зависимости от феодала. Крестьяне были в большей степени, чем рабы, заинтересованы в результатах труда, так как некоторую часть времени могли работать и в своем личном хозяйстве.

В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку, принимала богословское оформление.

 

2.1 Экономическая мысль Западной Европы

Экономическая мысль Западной Европы в эпоху Средневековья по сравнению с античностью имела две главные особенности. Во-первых, идейное господство католицизма, проникшего во все сферы жизнедеятельности западноевропейского общества. Теперь труд не считался чем-то зазорным, презренным. Напротив, согласно учению Церкви сам труд почетен, все люди равны перед Богом и обязаны трудиться. Избранником Бога считался тот, кто достиг успехов в своей деятельности, а наиболее уважаемым становится тот, кто плодами своего труда делится с неимущими. Именно на правящие классы возлагались наиболее обременительные обязанности по управлению, защите и спасению душ обделенных судьбой. Во-вторых, феодальная организация общества, опиравшаяся на институт вассалитета, личную зависимость крестьянина от феодала, преобладание натуральной формы хозяйства.

Экономические проблемы самого раннего феодального общества нашли отражение в источниках, относящихся к Франкскому королевству. Так, в «Салической Правде» (конец V – начало VI в.) проводится мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, болота, вводятся серьезные ограничения на проникновение в общину чуждых ей элементов. В то же время здесь нашел отражение и процесс разложения общинного строя и постепенного формирования классов, характерных для феодального общества.

В «Капитулярии о виллах» (начало IX в.) главная роль в экономической жизни отводится организации феодальной вотчины, опирающейся на натуральное хозяйство и крепостничество. Здесь уже хозяином земли является феодал. Феодальная вотчина представляла собой замкнутое, самодостаточное хозяйство. Оброки в натуральной форме, ремесло, обеспечивающее минимальные потребности, мало способствовали развитию рыночных отношений.

Своеобразие экономической мысли средневековья ярко отразилось в экономических учениях католицизма. В средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.

В средневековой Европе церковь стремилась не только убеждать, но и непосредственно влиять на законодательство и политику. Так, Венский собор католической церкви в 1311 г. объявил всякое светское законодательство, не согласное с постановлением церкви о процентах, недействительным и ничтожным. Всякое сомнение на этот счет стало преследоваться как ересь. Впрочем, вопреки всем запретам потребности хозяйственной жизни пробивали себе дорогу, и заинтересованные стороны находили способы взаимовыгодного оформления денежных займов. Пересмотр отношения к ростовщичеству начался в Европе только в XVI в., в эпоху Реформации.

Для характеристики эволюции канонических экономических идей сравним взгляды Августина Блаженного периода падения Римской империи и Фомы Аквинского – период развитого феодализма.

Августин Блаженный (IV – V вв.) принял христианство и стал священником в 33 года, затем был посвящен в епископы Гиппона. Главные труды – «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» - духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».

Он призывал крестьян отказаться от частной собственности или хотя бы от любви к ней – она является причиной ссор, вражды и раздоров. Выступал против идеологии рабовладельцев Рима, презиравших физический труд, считал необходимым сочетание духовной деятельности с физическим трудом. Особо важным считал труд по обработке земли. В то же время Августин оправдывал рабство и эксплуатацию.

Экономические воззрения Августина: а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны; б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами; в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Фома Аквинский (1225 - 1274) – монах – доминиканец, философ, он родился в аристократической семье, в 1257 г. защитил докторскую диссертацию по богословию, затем был профессором Болонского университета. Объявлен католической церковью в XIX в. святым. Сочинение Аквинского «Сумма теологии» стало своего рода энциклопедией католицизма. В этом произведении он дает оценку товарно-денежным отношениям.

Аквинский рассматривал такие экономические проблемы как собственность, торговля, «справедливая цена», процент.

Исходную основу его воззрений составляет учение о разделении труда (как у пчел), которое он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. Аквинский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе, и, исходя из естественных различий, делал вывод, что крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности «во имя спасения остальных». Подобно античным мыслителям, он ставил интеллектуальный труд выше физического и трактовал последний как рабское занятие.

Аквинский, ссылаясь на Аристотеля и тексты Священного писания, провозглашал правомерность существования рабства и крепостничества.

Много внимания Фома Аквинский уделял частной собственности. Для обеспечения порядка в хозяйственной жизни и мирного сожительства людей необходима частная собственность, в ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Собственник управляет своим имуществом в интересах общего блага, поэтому тот, кто выступает против частной собственности, идет против своего общества.

Собственник, для осуществления общего блага нуждается в рабах, рабы (в том числе и феодальные крестьяне) должны подчиняться воле господина.

Государство должно быть обеспеченным, отдающим приоритет естественным формам богатства, богатство подразделяется на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Фомы Аквинского, не делает человека счастливым, и приобретение такого богатства не может быть целью, так как последняя должна состоять в «нравственном усовершенствовании». Это убеждение вытекает из идеологии христианства.

Большое место в сочинениях Фомы Аквинского занимают товарно-денежные отношения. Как и Аристотель, он отрицательно относится к крупной купеческой торговле и ростовщичеству, поскольку они угрожают господству феодалов. Торговлю, с целью получения барыша он осуждал, но признавал торговую прибыль правомерной, если она выступала как плата за труд торговца, предназначалась для использования в благородных целях и возмещала затраты купца на транспортировку товаров.

В своих взглядах на деньги Фома также исходил из учения Аристотеля, считая их результатом соглашения между людьми. Деньги возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Власть денег, по его мнению, является отражением силы светской и духовной власти, а происхождение денег – результат творчества королевской власти, она чеканит монету и обозначает ее ценность. Аквинский разделял функцию денег как средство обращения (по номиналу во внутреннем обращении) и мировых денег (во внешней торговле – по весу и качеству металла). Понимая в принципе, что деньги обладают внутренней ценностью, он выступал против «порчи монеты», но допускал возможность незначительного отклонения «номинальной ценности» денег, устанавливаемой государством, от их внутренней ценности. Также он понимал функцию денег как средства накопления: порицая накопление денег купцами и ростовщиками, настоятельно рекомендовал папе, королю и князьям копит деньги.

Противоречивость взглядов Фомы отразилась и в его отношении к ростовщичеству. С одной стороны, он резко осуждал взимание процента (продажа того, чего не существует в природе), как безбожное дело, но с другой – денежные займы на содержание наемной армии, государственные нужды допустимы (дело «угодное Богу»), в этом случае взимание процента – компенсация за риск потери денежной ссуды.

Фома Аквинский разграничивал два вида займов: потребительский и арендный. В первом случае, те конкретные блага, которые заемщик берет в долг (например, мешок зерна), предназначены для потребления. Фактически эти блага становятся собственностью заемщика – никто не предполагает, что последний вернет кредитору именно ту порцию зерна, которую он ранее взял взаймы. Возврату подлежит эквивалент взятого в долг (такой же, но не тот же самый, мешок зерна). Иное дело при аренде: здесь право собственности на арендуемое имущество не передается заемщику, и мо истечении срока аренды именно это имущество (а не его эквивалент) подлежит возврату.

Денежная ссуда считалась разновидностью потребительского займа (возврату подлежит эквивалентная сумма денег). В случае аренды претензия собственника на процентный доход считалась оправданной. Предполагалось, что арендатор должен делиться с собственником частью дохода, который он получил (мог получить) от пользования арендуемым имуществом. В случае потребительского или денежного займа, напротив, никакой дополнительной платы (помимо возврата основного долга) не допускалось. Претензия на процентный доход в этом случае отвергалась на тех основаниях, что ростовщик продает: а) то, что ему не принадлежит; б) то, чего не существует; в) наконец, продает время, которое принадлежит всем.

Особый интерес представляет идея Фомы Аквинского о «справедливой цене». В период средневековья дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:

- первая – справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;

- вторая – справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличествующее их сословию благосостояние.

Фома Аквинский в своей теории справедливой цены вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене. Один вид справедливости гарантирует цену «сообразно вещи», то есть сообразно затратам труда и расходам (здесь эквивалентность трактуется в терминах издержек). Второй вид справедливости обеспечивает больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни». Здесь эквивалентность трактуется как присвоение в обмене той боли благ, которая соответствует достоинству обменивающего. Это означало, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена.

Торговая прибыль и процент рассматривались как нарушение «справедливой цены», а земельная рента оправдывалась как созданная природой и не нарушающая «справедливой цены».

Каноническая доктрина выражала интересы господствующего класса. Другим направлением экономической мысли в период средневековья были экономические взгляды, нашедшие отражение в ересях и требованиях, выдвигавшихся участниками крестьянских восстаний.

Одним из важнейших социально-экономических мотивов средневековых ересей являлась борьба протии богатства церкви. Еретики активно защищали идею равенства всех людей, опираясь на тексты из Библии. В проповедях некоторых из них нашли отражение утопические идеи «потребительского коммунизма».

Основными разновидностями средневековых ересей были бюргерская (направленная против церковного феодализма) и крестьянско-плебейская, более революционная, обычно выливавшаяся в восстания крестьян и городских низов, здесь требования включали ликвидацию всех привилегий, повинностей и налогов. Апогеем революционного движения в эпоху Реформации стала крестьянская война в Германии (1524 - 1525). Ее вождь Томас Мюнцер проповедовал идеи насильственного свержения феодального строя, отмену крепостничества, передачу власти народу и установление общества без частной собственности и эксплуатации. Все эти экономические идеи получили дальнейшее развитие на новом этапе западноевропейской истории.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрены главные тенденции в изменении экономической мысли античного и средневекового общества, изложины концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Как показано в работе, зарождение экономических идей происходит в древности. В основном, экономические учения этого периода находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. Учения Древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Общая характерная черта экономических идей древности – отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению, а также представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества. В античном обществе большое внимание уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости. В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений. Главные идеи мыслителей этой эпохи сводились к обоснованию законности и вечности разделения общества на классы и сословия, частной феодальной собственности на землю и внеэкономическое принуждение крестьян. Существенной особенностью идеологии средневековья является богословский характер. Этическая направленность экономической мысли пронизывает труды всех мыслителей средневековья, а окончательный разрыв экономических и этических проблем связан с появлением первых экономических школ.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997

2. Павлова И. П., Владимирский Е. А., Оводенко А. А., Ильинская Е. М. История экономических учений: Учеб. Пособие. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2001

3. История экономических учений: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В. С. Адвадзе, проф. А. С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

4. Агапова И. И. История экономической мысли. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКСМОС, 1998

5. История экономических учений: Учебное пособие / Под. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА – М, 2006

6. Агапова И. И. История экономических учений. Курс лекций. – М.: Юристъ, 2001

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+9
Размер: 34.94K
Скачано: 300
Скачать бесплатно
08.04.09 в 22:35 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе