Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Предмет и метод курса история экономических учений

Предмет и метод курса история экономических учений [06.10.10]

Тема: Предмет и метод курса история экономических учений

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Реферат | Размер: 19.10K | Скачано: 317 | Добавлен 06.10.10 в 15:33 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Липецк 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. Экономическая мысль дорыночной экономики 4

2. Экономическая мысль нерегулируемой рыночной экономики 7

3. Экономическая мысль регулируемой рыночной экономики 9

4. Особенности методологии истории экономических учений 11

Заключение 15

Список литературы 16

 

ВВЕДЕНИЕ

Предметом истории экономических учений (экономической мысли) является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов на экономическую жизнь на всем протяжении развития человечества − от зарождения экономических идей у древних мыслителей до современной экономической мысли, создания экономических теорий. Она изучает процесс развития взглядов на экономику на разных этапах человеческой истории и в разных странах, причины их изменения, а также влияние экономических теорий и концепций на экономику и политику государства.

Экономика играет решающую роль в развитии общества, и это обстоятельство очень рано вызвало потребность у людей осмыслить и понять экономическую жизнь и результаты своих наблюдений и знания использовать для улучшения условий труда и всей жизни общества.

Экономическая мысль, экономические воззрения − не абстрактные идеи, умозаключения людей, оторванные от реальности, а прежде всего отражение экономической действительности, меняющееся с изменениями в экономике. Но это не исключает известную самостоятельность экономического мышления.

История экономических учений − это история попыток ученых понять экономику, изучить и объяснить ее эволюцию, движущие законы. [1, 5]

Структуру курса истории экономических учений правомерно разделить на три раздела:

  1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики.
  2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики.
  3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики. [4, 9]

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, когда преобладающим было натуральное хозяйство и имело место по преимуществу экстенсивное воспроизводство. В эту эпоху обозначились первые попытки систематизации экономических взглядов и воззрений в экономическую теорию. О существовании экономической науки как сложившейся и обособленной дисциплины в этот период говорить не приходится. Выразителями экономической мысли являлись, как правило, философы, лидеры религиозных идеологий, высказывания и труды которых отличали неприятие расширения масштабов товарно-денежных отношений. [4, 9]

Систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики, началась еще в Древнем мире с появлением первых государственных образований и становлением государственных форм управления экономикой.

Она тесно связана с периодом рабовладения, зародившегося на Востоке в 4 тысячелетии до н.э. Уже тогда нарастание в недрах натурального хозяйства товарно-денежных отношений обусловило возникновение проблем, связанных с осмыслением границ и соотношения государственной, общинной и частной собственности, толкованием сути экономических категорий и законов.

Общая черта экономической мысли Древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответствующие открытому разумом и охраняемому гражданскими законами «естественному порядку». [4, 15]

Экономические воззрения средневековья (феодального общества) носят ярко выраженный богословский характер.

В период раннего средневековья господствовавшая экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Крупная торговля, ссудные операции, как явления грешные вообще запрещались.

Однако в период позднего средневековья, когда усилилась сословная дифференциация общества, возросли число и экономическая мощь городов, в которых наряду с земледелием стали процветать ремесло, промыслы, торговля и ростовщичество, т.е. когда товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение, поздние канонисты как бы расширили круг аргументов, объясняющих экономические проблемы и причины социального неравенства. [4, 24]

Меркантилизм − это особый этап в эволюции экономической мысли и в то же время первая теоретическая концепция рыночной экономики, зародившейся в недрах натурального хозяйства. Этот этап стал началом апробации протекционистских мер в сфере промышленного производства и внешней торговли, содействовавших ускорения перехода к рыночному механизму хозяйствования.

Следовательно, экономическая теория обособилась в самостоятельную отрасль в 16 – 17 вв., т.е. тогда, когда обозначился переход от воздействия экономических мотивов и экономических сделок в масштабах отдельных (преимущественно военно-политических) аспектов общественных отношений к масштабам общенациональным и общегосударственным. Этот переход обусловил интенсивное развитие «новых» отношений, которые в экономике обычно характеризуют как рыночные, или как капиталистические.

Расцвет меркантилистской системы рыночной организации обеспечивался неизменно регулированием, т.е. «благодаря контролю центральной администрации, которая навязывала свою волю как рядовым крестьянским хозяйствам, так и нации в целом», ибо на этом этапе «…само возникновение идеи саморегулирования в корне противоречило основным тенденциям развития общества». [4, 10]

Вытеснение натурального хозяйства товарно-денежными, а по сути рыночными экономическими отношениями охватывает конкретный исторический отрезок времени. К.Маркс назвал его периодом «первоначального накопления капитала» и полагал, что этот период тесно связан с географическими открытиями, которые «…составляют один из главных моментов, содействовавших переходу феодального способа производства в капиталистический».

Однако все интерпретации данного «переходного периода», в том числе марксистская, сходятся в главном − это был период меркантилизма с присущей ему доиндустриальной экономикой. Точнее сказать − это целая эпоха. Когда так называемые меркантилисты хотя и не согласовывали между собой ни принципы, ни общий аналитический инструментарий, но тем не менее на протяжении трех столетий придерживались общих «принципов» научного мировоззрения. М.Блауг сформулировал их «принципы» в шести тезисах:

  1. Золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства,
  2. Регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра,
  3. Поддердка промышленности путем импорта дешевого сырья,
  4. Протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары,
  5. Поощрение экспорта, особенно готовой продукции,
  6. Рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы.

Таким образом, богатство страны меркантилисты видели в золотых и серебряных деньгах, а его источник − во внешней торговле, обеспечивающей через неэквивалентный обмен активный торговый баланс.[4, 27]

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НЕРЕГУЛИРУЕМОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Второй раздел истории экономической мысли охватывает весь период так называемой экономики свободной конкуренции, развивавшейся вплоть до 30-х годов 20 в. «под флагом» идей экономического либерализма.

В данную эпоху почти 200 лет господствует классическая политическая экономия, настаивавшая на приоритетной роли сферы производства в создании национального богатства и не допускавшая государственного (протекционистского) вмешательства в экономические процессы.[4, 10]

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денедного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции − концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Можно выделить единые признаки классической политической экономии, они могут быть сведены к следующему обобщению.

Во-первых, неприятие протекционизма в экономической политике государства и преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования.

Во-вторых, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики (в отличие от меркантилистов) пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке не в связи с «естественной природой» денег и их количеством в стране, а в связи с издержками производства или, по другой трактовке, количеством затраченного труда.

В-третьих, категория «стоимость» признавалась авторами «классической школы» единственной исходной категорией экономического анализа. [я, 39]

Завершает экономические учения эпохи нерегулируемой рыноной экономики формирование в конце 19 в. неоклассического направления экономической мысли, базирующегося на маржинальных (предельных) принципах. Последние содействовали переоценке ценностей «классической школы», превращению экономической теории в точную науку. Возникновение «неоклассической школы» обозначило также появление микроэкономики как самостоятельного раздела экономической науки.[4, 11]

 

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РЕГУЛИРУЕМОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Экономические учения этой эпохи экономической мысли охватывают направления и этапы  в развитии регулируемой, или, как говорят, социально ориентированной рыночной экономики. Начало эпохи обозначили в 20-30-е годы 20 в. антимонопольные концепции американского институционализма, представители которого исходили из идеи социального контроля общества над экономикой. Важный этап в эволюции экономической мысли данной эпохи связан с теориями 30-50-х годов 20 в. о рынке с несовершенной (монополистической) конкуренцией, включая олигополистическую.

С 30-х годов 20 в. начинает свой отчет еще один значительный этап в развитии экономической науки, связанный с обособлением в ее структуре нового раздела, получившего название «макроэкономика». Именно макроисследование стало затем основой разработок 30-70-х годов 20 в. в области поиска концептуальных решений задач по государственному вмешательству в экономические процессы. Начало теориям регулирования экономики государством положили Дж. М. Кейнс и его последователи и так называемые неолибералы, которые впоследствии создали модели «социального рыночного хозяйства» и монетарных экономических доктрин «рейганомики» и «тетчеризма».

Отдельный этап истории экономических учений эпохи регулируемой рыночной экономики связан с теориями о социально-экономических последствиях современной научно-технической революции. В экономической литературе их подразделяют на теории «индустриального» и «постиндустриального» общества. Во-первых, исходной позицией является необходимость содействия индустриализму на пути к стиранию социальных контрастов в обществе. В теориях же постиндустриального общества на первый план выдвигается реализация государственных мер по моральному и культурному обновлению общества в связи с неизбежными издержками индустриального развития и формированием нового образа жизни.

Таким образом, существует многообразие трактовок термина «рыночная экономика». Одно из них содержится в книге Й.Шумпетера «Теория экономического развития» (1912), в которой он писал, что если мы «представим себе народное хозяйство, организованное на рыночных принципах», то им является «такое народное хозяйство, где господствует частная собственность, разделение труда и свободная конкуренция». Именно рыночная система, по Шумпетеру, создает почву для предпринимательства, осуществления инноваций.

Другое более пространное определение рыночной экономики принадлежит К.Поланьи. Согласно его определению рыночная экономика − это экономическая система, в которой организация производства и порядок распределения благ «вменяются ″механизму саморегулирования″, и сама система ″контролируется, регулируется и управляется только рыночными законами″; в этой системе ″человеческое поведение нацелено на максимизацию денежного дохода″, ″наличное предложение благ (включая услуги) по определенной цене равно спросу по этой же цене″, ″порядок в системе производства и распределения товаров обеспечивается исключительно ценами″». [4, 13]

 

4. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

История экономических учений, как и другие отрасли экономической науки, опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. К их числу можно отнести методы: исторический, индукции, логической абстракции, каузальный, функциональный, математического моделирования и др.

Экономическая наука располагает достаточно широким спектром методов изучения (познания) хозяйственных явлений. Наиболее популярными и известными в их числе являются логическая (научная) абстракция, анализ, синтез, исторический и логический методы и др.

Метод логической (научной) абстракции (по-латински «аbstractiо» означает отвлечение) предполагает намеренное отвлечение исследователя от частных или, как принято говорить, второстепенных моментов и сторон определенного явления ради выявления в нем того, что имеет существенное значение и постоянно повторяется и позволяет раскрыть суть экономического явления в таких наиболее общих понятиях (категориях), как производство, деньги, обмен, потребность, распределение и др.

Анализ, как один из методов познания, основывается на многоступенчатом, многоходовом процессе мысленного расчленения изучаемого явления, то есть целого, на составные части для последующего отдельного исследования каждой из этих частей. В свою очередь синтезэто такой метод познания, с помощью которого обеспечивается воссоздание единой (целостной) картины, соединение отдельных частей в единое целое.

Однако если в процессе исследования экономической системы метод анализа применяется в отрыве от возможностей метода синтеза в части выявления взаимозависимости элементов и составных частей этой системы, то правомерно вести речь уже о каузальном, то есть причинно-следственном методе анализа. Подобного рода ситуация была достаточно очевидной в ранние периоды эволюции экономической мысли (меркантилизм, классическая политическая экономия), когда исследователи из всего многообразия методов предпочтение отдавали каузальному, сводя свои изыскания к бесплодным сентенциям о том, что первично и что вторично и какая категория или сфера является основополагающей и т. п.

Поэтому в действительности анализ и синтез это две стороны одного и того же процесса и должны применяться экономической наукой в единстве.

Между тем исследование принципов организации рыночного хозяйства на основе объединения результатов анализа имеет относительно непродолжительную историю. В частности, лишь во второй половине XIX в. благодаря немецкой исторической школе была впервые обоснована взаимозависимость (функциональная связь) как экономических, так и неэкономических факторов и элементов с учетом их влияния на экономическую систему. И только в конце XIX века с завершением «маржинальной революции» и возникновением неоклассического направления экономической мысли функциональный анализ утвердился в части выявления взаимосвязи сферы производства и сферы обращения и характеристики равновесия в экономической системе.

Становление в экономической науке функционального метода, то есть единства методов анализа и синтеза, в значительной мере связано с творчеством А. Маршалла. Так, в своих «Принципах экономикс» в специальном приложении под названием «Предмет и метод экономической науки» он писал: «Если экономист быстро и, не задумываясь, делает выводы, он будет неправильно выявлять взаимосвязи на каждом этапе своей работе», поскольку «...объяснение прошлого и предсказание будущего – это не различные операции, а одна и та же деятельность, осуществляемая в противоположных направлениях; в одном случае – от результата к причине, в другом – от причины к результату».

 По мысли этого ученого, следует всегда помнить, что наблюдение или история не могут с точностью сказать нам какое из двух событий является первым и выступает причиной второго и «никакие два экономических события не являются во всех аспектах идентичными». Он также предупреждает, что «какой бы тесной ни была аналогия между двумя случаями, мы должны решить, можно ли пренебречь различиями между ними как несущественными, это может оказаться нелегким делом, даже если оба случая относятся к одному и тому же месту и времени».

Отсюда становится вполне понятным известное назидание А. Маршалла будущим исследователям: «И как это случается в экономической науке, ни те результаты известных причин, ни те причины известных результатов, которые наиболее заметны, не являются в целом самыми важными. "То, что невидимо", зачастую более достойно изучения, чем-то, "что видимо"».

В широком спектре методов изучения, которыми располагает экономическая наука, не менее важное место занимают исторический и логический методы. Эти методы также как анализ и синтез, применяются в единстве и не противостоят друг другу.

Исторический метод позволяет исследовать экономические явления и процессы, экономические идеи и концепции в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Кроме того, с помощью этого метода исследователь получает возможность выявить и сравнить особенности различных экономических систем, опиравшихся на теории соответствующих направлений, течений и школ экономической мысли, выделить в числе многообразных явлений хозяйственной жизни и экономических теорий такие, которые еще не достаточно изучены, определить ориентиры логического восхождения от простого к сложному.

В данном контексте исторический метод тесно переплетается с логическим методом, с помощью которого, в частности, в различных источниках учебной литературы по экономической теории дается обоснование того, какой ее раздел следует изучать сначала – микроэкономику или макроэкономику и т. д. При этом, как полагает А. Маршалл, рассматривая отношения экономической науки к фактам отдаленного прошлого, «специалист по экономической истории может расширить границы наших знаний и выдвинуть новые и ценные идеи, даже если он довольствуется наблюдением тех совпадений и причинных связей, которые лежат близко от поверхности».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди авторитетов в области современной экономической мысли нет единого мнения о времени перехода человечества к рыночной экономике. Например, Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), характеризуя особенности рыночной экономики с использованием термина «капитализм», полагает так: «Мы имеем... в виду капитализм как специфически западное современное рациональное предпринимательство, а не существующий во всем мире в течение трех тысячелетий – в Китае, Индии, Вавилоне, Древней Греции, Риме, Флоренции и в наше время – капитализм ростовщиков, откупщиков должностей и налогов, крупных торговых предпринимателей и финансовых магнатов». [2,118] Принимая из этого определения положение о «рациональном предпринимательстве» как атрибуте рыночной экономики, видимо, невозможно согласиться с М. Вебером о существовании рыночных экономических отношений («капитализма») во всём мире в течение трех тысячелетий и в наше время». [4, 13]

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адвадзе В.С.История экономических учений: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова. − М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2. Вебер М. Избранные произведения. / М.: Прогресс, 1990
  3. Леонтьев В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. / М.: Политиздат, 1990
  4. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов / М.: Экономика, 2004.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.10K
Скачано: 317
Скачать бесплатно
06.10.10 в 15:33 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе