Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Государственное регулирование в кейнсианстве и западногерманском неолиберализме

Государственное регулирование в кейнсианстве и западногерманском неолиберализме [03.11.10]

Тема: Государственное регулирование в кейнсианстве и западногерманском неолиберализме

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 31.77K | Скачано: 255 | Добавлен 03.11.10 в 11:05 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Воронеж 2009


Содержание

Введение 3

1. Теория кейнсианства 4-13

2. Теория западногерманского неолиберализма 13-18

3. Различия между кейнсианством и западногерманским неолиберализмом 18-20

Заключение 21-22

Список литературы 23

 

Введение

Государственное регулирование экономики является системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов. Современная экономика включает в себя рыночный механизм саморегуляции и государственное регулирование.

Кейнсианское направление экономической теории, служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.

Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в теоретических разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.

Теоретическое содержание современных политических учений сложилось под влиянием научно-технической революции и распространения в общественном сознании своеобразной идейной позиции, получившей наименование сциентизма. Проблемы методологии занимают сегодня центральное место в трудах наиболее видных теоретиков права и государства.

 

  1. Теория кейнсианства

Кейнсианство как направление в экономической мысли возникло в 30-х гг. ХХ в., когда капитализм попал в длительный и тяжелейший кризис: неплатежи, банкротство, гигантская безработица, дифляция, падение национального дохода и жизненного уровня населения. Кризис и Великая депрессия показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем появляется новое учение – кейнсианство, требующее серьезного вмешательства государства в экономику.

Новую теорию создал выдающейся английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946).  В 1930 г. он создал свой «Трактат о деньгах», а в 1936 г. - главный труд: «Общая теория занятости, процента денег».

Если неоклассики анализировали экономические процессы и явления на микроуровне, то Кейнс перенес область исследования на макроуровень. От теории цен и доходов он перешел к теории общественного воспроизводства, взаимодействия совокупного обмена и производства.

Кейнс взял за основу наличие единого рынка, где все взаимосвязано. Для характеристики единого рынка использовались агрегированные категории: совокупный спрос, совокупное предложение, уровень цен и т.д.

Создавая свою новую систему взглядов, Кейнс подверг критике ряд постулатов классической теории. Кейнс пришел к заключению, что денежная заработная плата не участвует в регулировании рынка труда. Под влиянием профсоюзов и других социальных факторов зарплата вообще может не снижаться. Это значит, что если предложение труда опережает спрос на него, возникает безработица, причем вынужденная.

Кейнс приходит к выводу о том, что размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса. Кейнс вводит понятия функций совокупного спроса и совокупного предложения. Первая функция определяется соотношением между ожидаемыми доходами предпринимателей и объемом занятости, вторая - между совокупными издержками и совокупной занятостью. Точка пересечения функций как раз и определяет объем занятости в масштабах всего общества («точка эффективного спроса»). Эффективный спрос - это, по Кейнсу, совокупный платежеспособный спрос, определяющий объем занятости. Главными компонентами эффективного спроса выступают потребление и инвестиции.

Основная особенность кейнсианской модели заключает­ся в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными. Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке «совокупный спрос - совокупное предложение» ве­дущая роль принадлежит совокупному спросу. Кейнсианские модели построены на совершенно отличных от нео­классических постулатах: - цены не являются гибкими, они предполагаются постоянными; - ожидания субъектов статичны; - факторы производства невзаимозаменяемы.

К принципам кейнсианства относятся:

1. Регулятором национальной экономики в целом яв­ляется не рынок, а государство. Основные отличия государственного регулятора от рыночного ото­бражены ниже в таблице 1.

Таблица 1.

Признаки рыночного и государственного регулятора экономики.

Рыночный регулятор

Государственный регулятор

Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются на уровне микроэкономики и интересах фирм и домашних хозяйств

Управленческие решения принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы

Управляющее воздействие оказывается на горизонтальные (партнерские) экономические связи между фирмами и домашним хозяйствами

Управление национальным хозяйством строится но вертикали (по направлению сверху вниз: от государства к фирмам и домашними хозяйствами)

Регулирование хозяйственных связей базируется только на договорных началах и материальных интересах

Иерархические связи (в порядке подчинения низшего звена экономики высшему) часто строятся на экономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.)

Государство становится ведущим субъектом национальной экономики, на­деленным своей собственностью. На этой основе образуется, как из­вестно, особый государственный сектор макроэкономики. Он создает­ся двумя путями: а) через национализацию (огосударствление) хозяйства благодаря выкупу имущества у иных собственников; б) через создание предприятий новейших отраслей промышленнос­ти, порожденных НТР за счет инвестиций.

2. Прогнозирование и планирование национальной эко­номики. Основой государственного регулирования являются научные про­гнозы социально-экономического развития страны на один год, средне­срочную (3-5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет). Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропор­циональности, определяемой с помощью национальных счетов и меж­отраслевых балансов.

Как правило, имеется три варианта прогноза: - пессимистический (с наименьшими по величине показателями); - оптимистический (с наибольшими значениями показателей); - базовый (с более реалистическими показателями). Он принима­ется за основу государственного плана, который отражает стратегические направления и за­дачи экономического и социального развития страны.

По степени жест­кости плановых заданий различают два вида планов:

-  директивный (строго обязательный для исполнения); - индикативный (рекомендательный). Последний состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных со­циально-экономических задач. К их выполнению привлекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы.

3. Осуществление государством политики «эффек­тивного спроса». Анализ эффективного спроса основывается на понятиях «склонность к потреблению» и «склонность к сбережению».

Дж. Кейнс в труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936)  исследовал причины спадов про­изводства и увеличения безработицы. Эти причины он увидел в недо­статочности покупательского спроса на предметы личного потребле­ния и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увели­чения спроса на полезные блага: у людей уменьшается «склонность к потреблению» и усиливается «стремление к сбережениям».

По Кейнсу, доход является основным фактором, определяющим потребление и сбережения. С ростом доходов растет и спрос, увеличиваются расходы на потребление, но не в той пропорции, в которой увеличивается доход. Кейнс создает простую макроэкономическую модель рынка:
Y = C + S, где Y - доход; С - потребление; S - сбережение.

Он применяет следующие формулы: доход = ценности продукции = потреблению + инвестиции (Y = C + I); сбережение = доходу – потребление (S =Y–C); сбережения = инвестициям (S = I).

Неравенство этих величин рассматривается как признак нарушения экономического равновесия.

Центральная задача государства, по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем «эффективного спроса», ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) спроса населения на предметы потребления и б) спроса предпринимателей на инвестици­онные товары (средства производства).

Новым в экономической теории стало то, что кейнсианство впе­рвые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, осуществляемых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируе­мые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют израсходовать на товары и услуги.

Внутри страны такие расходы Е составляют сумму потребления С, инвестиций i и государственных закупок G:    Е = С + i + G .

Чтобы выделить отдельно все государственные расходы (спрос го­сударства), требуется расшифровать потребление домашних хозяйств С. Надо вычесть из суммы доходов У налоги государства Г. При этом определяется так называемая функция потребления: С = У - Т.

Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располага­емого дохода. Располагаемый доход (У - Т) - это совокупный доход У за вычетом налогов Г, т.е. располагаемый доход - то, чем население может самостоятельно распорядиться. Отсюда вытекает, что в государственный бюджет поступает следую­щая сумма переменных величин (из состава Е -  всех планируемых расходов): Т + G.

После проведенного анализа можно подвести итоги. Совокупный спрос (планируемые расходы) распадается на три части: Е = (У- Т ) + i + ( Т +С).

Это позволяет определить три направления государственной поли­тики эффективного спроса: 1) увеличение спроса населения на предметы потребления (следст­вием этого является рост занятости); 2) расширение спроса предпринимателей на инвестиционные това­ры (это ведет к увеличению производства и занятости); 3) рост государственных расходов на экономические и социальные цели.

Из основного психологического закона Кейнса следует, что при росте дохода доля эффективного спроса, обеспечиваемая личным потреблением, все время падает и поэтому расширяющийся объем сбережений должен постоянно поглощаться растущим спросом на инвестиции. Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса, а через его посредство - главным фактором занятости и национального дохода. Кейнс полагал, что создание объема инвестиций, необходимого для полной занятости, составляет сложную проблему, важнейшую задачу экономической политики государства. Оказалось, что при росте дохода потребление сокращается, сбережения растут, а инвестиции могут и не увеличиваться. Росту инвестиций препятствует снижение нормы ожидаемой прибыли, которое зависит от действия закона убывающей производительности капитала. Уровень инвестиций зависит от нормы прибыльности и процентной ставки. Ожидаемая предпринимателями прибыль будет наибольшей в точке эффективного спроса.

4. Политика эффективного спроса опирается на научные макроэкономические модели, которые необходимы для управ­ления национальным хозяйством.

Дж. Кейнс придал экономической теории новое качество. Это осо­бенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточила внимание на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, не принимая в расчет количествен­ной стороны этого процесса. Кейнсианство открыло «первую страницу» в эконометрическом анализе национального хозяйства. В его арсенал вошли важнейшие математические инструменты и приемы.

Впервые стали применяться агрегированные экономические величи­ны, суммарно охватывающие все национальное хозяйство. Были выделены независимые переменные величины, которые не под­даются непосредственному воздействию государства (склонность насе­ления к потреблению и накоплению, ставка процента и др.). Обнаружены зависимые переменные, на которые влияют независи­мые переменные величины (масштабы занятости работников, объем национального дохода и т.п.). Установлены количественные связи указанных двух групп изменчи­вых величин в математических моделях.

Кейнс не признавал неизбежности массовой безработицы и полагал, что возможно и необходимо регулируемое государством наци­ональное хозяйство. Он исследовал закономерные коли­чественные связи макроэкономических величин - совокупных капита­ловложений и национального дохода; инвестиций и занятости населе­ния; национального дохода, потребления и сбережений; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента. Кейнс стремился найти переменные величины, поддающиеся контролю или управлению со стороны властей в рамках существующей хозяйственной системы. Он широко использовал «категории ожиданий» (ожидаемая прибыль, перспективные издержки производства, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и т.д.), которые носят вероятностный харак­тер и необходимы для экономического прогнозирования.

Кейнсианская теория выделила в качестве центральных три модели (функциональные зависимости). Одна из них отражает зависимость ставки процента r от дохода У: r= F(У). Чем выше доход населения, тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента.

Другая модель характеризует зависимость объема инвестиций от ставки процента: i = F(r). Чем больше норма процента (чем дороже кредит), тем меньше объем инвестиций. (см.  рис. 1.7).

Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям, как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины: занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он разработал теорию мультипликатора, которая определяет эффектив­ность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым - на эффективный спрос.

Объем национального дохода и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общей суммы инвести­ций. Эту количественную связь выражает особый коэффициент - мультипликатор (лат. multiplicator - умножающий). Она представляется так называемым мультипликационным эффектом, который под влиянием приращения инвестиций в одной из отраслей вызывает приращение потребления и дохода не только в данной отрасли, но и в сопряженных отраслях. Он утверждал, что расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества и тем самым - к повышению потребительского спроса.

Этот мультипликационный эффект объясняется своеобразной цеп­ной реакцией. Первичные капитальные вложения в одну отрасль вызы­вают потребность в росте производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и т.д.).

Обоснование действия мультипликативного эффекта основано на том, что в кейнсианской модели потребление есть функция от дохода, в отличие от других плановых расходов, которые от уровня дохода не зависят и поэтому рассматриваются как автономные. Действие мультипликативного эффекта в общем виде можно описать следующим образом. Любое повышение автономных рас­ходов на величину LА непосредственно увеличивает совокупный спрос и, следовательно, национальный доход на величину LY=LА. Но так как потребление домашних хозяйств есть функция от дохо­да, то часть прироста своего дохода в размере С LY они направят на потребление. А вследствие того, что потребительские расходы являются составной частью совокупного спроса, последний опять возрастет. Его рост в свою очередь вызовет рост национального дохода, в результате чего часть прироста опять будет направлена на потребление и т. д.

То есть прирост автономных расходов вызывает как непосред­ственное увеличение прироста национального дохода, так и инду­цированный прирост национального дохода в результате роста по­требления. Из теории мультипликатора следует один интересный вывод, ко­торый Кейнс назвал «парадоксом сбережений». Так как Sy = 1-Сy, то чем больше субъекты сберегают, тем меньше величина равновесно­го национального дохода.

Кейнсианцы исходят из того, что цены на продукцию и особенно заработная плата, по крайней мере в краткосрочном периоде, неэластичны в направлении понижения. Поэтому в своих наиболее простых моделях кейнсианцы полагают, что уровень цен является постоянным, то есть кривая совокупного предложения в определенном диапазоне представляет собой горизонтальную линию. В частности, в отношении заработной платы это объясняется, во-первых, тем, что существуют законодательно установленные нижние пределы заработной платы и, во-вторых, тем, что трудовые контакты определяют заработную плату, как правило, на несколько лет вперед. Кроме того, нельзя недооценивать и силу профсоюзного движения в защиту стабильности заработной платы.

В условиях же неэластичных цен и заработной платы в сторону их понижения падение спроса не окажет никакого влияния на уровень цен, но повлияет на объем производства., снизив его, снижая тем самым и уровень занятости, то есть увеличивая безработицу.

Кейнсианская теория полагает, что государство должно активно регулировать развитие экономики. Государство с помощью своей экономической политики должно переместить уровень равновесия таким образом, чтобы он совпал с уровнем полной занятости. Это может быть сделано с помощью повышения совокупного спроса в обществе.

Предположим, что в результате реализации рекомендаций кейнсианской школы фирмы стали производить столько продукции, что каждый, кто хочет работать, уже работает. Потребители же решают, что они хотели бы потреблять больше, чем потребляли до сих пор. Они предъявляют спрос фирмам на большее количество товаров и услуг, однако фирмы уже не могут производить больше, потому что все ресурсы в экономике вовлечены полностью. В ответ на превышение спроса над предложением фирмы повысят цены. И результатом будет инфляция.

Кейнс предложил против инфляции: рестриктивная («контрактивная») политика удерживания экономики от «перегрева». Такая политика снижает покупательную способность населения путем урезания государственных расходов и повышения налогов. Она также может включать в себя повышение процента в целях сдерживания инвестиций. В результате уменьшаются доходы тех, кто работает на предприятиях, а часть из них может оказаться и безработными.

Таким образом, теория Кейнса позволяет выработать политику стабилизации, имеющую цель противодействовать нежелательным колебаниям (в частности, циклическим) в экономике.

Когда идеи Кейнса были внедрены в политическую практику, это оказалось настоящим переворотом в экономической политике, что заставило экономистов заявить о так называемой кейнсианской революции.

Учение Кейнса на несколько десятилетий стало подлинным руководством к действию для правительств наиболее развитых капиталистических стран. Кейнсианство доминировало с 30-х до середины 70-х гг. ХХ в., оказывая решающее влияние на политику капиталистических стран. Теорию Кейнса развивали различные ученые, среди них - Э. Хансен, Дж. Хикс, Л. Харрис, Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар и др.

 

  1. Теория западногерманского неолиберализма

Теория экономического либерализма отражала интересы общества в период зарождения и раннего развития капитализма. В них содержалось требование ликвидировать феодальные регламентации, привилегии класса феодалов, ограничить монархию, обеспечить свободу предпринимательства и свободную конкуренцию. Либералы считали свободную конкуренцию силой, которая непосредственно приводит к автоматическому установлению равновесия в развитии экономики и обеспечивает не только справедливость в распределении доходов, но также максимум возможного благосостояния и прогресса.

Государству они отводили роль «ночного сторожа», который стоит на страже свободы предпринимательства, не вмешивается в сам хозяйственный процесс, но готов это сделать, если частная собственность окажется под угрозой. Такие взгляды господствовали до образования монополистического капитализма в ХХ в., когда выявилась неспособность рыночной экономики к саморегулированию.

В 30-х гг. ХХ в. в экономической науке и в практике хозяйствования возобладала идеология государственничества (этатизма). К этому привели общество тяжелые экономические кризисы, «горячие» и «холодные» войны.

Неолиберализм стал реакцией на идеологию этатизма. Сторонники неолиберализма уже в самом названии направления подчеркивали свою приверженность принципам экономической свободы и конкуренции.
Неолиберализм - направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе соединение принципа саморегулирования экономики с ограниченным государственным регулированием.

Неолиберализм решает две задачи: с одной стороны, разрабатывать стратегию и тактику государственного воздействия на экономическую жизнь, а с другой - активно защищать основы рыночной экономики от силового, разрушительного вмешательства в нее. Неолиберализм сохраняет приверженность принципам экономической свободы и конкуренции, берущим начало от А. Смита, но допускает помощь со стороны государства в регулировании рыночной экономики.

В состав неолиберализма входит несколько школ: лондонская (Ф. Хайек), фрайбургская (В. Ойкен, Л. Эрхард), чикагская (М. Фридмен). Однако все неолибералы уделяют первостепенное внимание поведению отдельного человека, фирмы, решениям, принимаемым на микроуровне. В понимании общественного развития неолибералы стоят на позициях эволюционизма.

Германский неолиберализм представляет собой своеобразный вариант теории государственного регулирования, но с большим, чем в кейнсианстве, акцентом на поддержании конкурентного рыночного механизма.

Основоположником неолиберализма в Германии стал Вальтер Ойкен (1891—1950), профессор Тюбингенского (до 1927 г.) и Фрайбургского (с 1927 г.) университетов. В обобщающей работе «Основы национальной экономической теории» (1940) Ойкен на базе веберовской методологии «идеальных типов» выдвинул положение о существовании двух типов хозяйства - «свободного рыночного» и «центрально управляемого».

По Ойкену, «идеальный тип» свободного рыночного хозяйства предполагает полную децентрализацию и экономическую свободу индивида, когда никто не вправе указывать хозяйствующим субъектам, какую продукцию производить, кому и по каким ценам продавать ее и т. д. Напротив, идеальное «центрально-управляемое хозяйство» означает установление полного диктата центральных органов управления, когда самостоятельная воля низовых агентов сведена к нулю. Таким образом, в отличие от неоклассиков В. Ойкен с самого начала исходил из того, что в теории необходимо выделять не один «рыночный», а два «идеальных типа».

Однако ни один тип хозяйства не может существовать «в чистом виде», они выступают лишь в качестве определяющего принципа реальной экономики. Всякое конкретное хозяйство состоит из одного и того же набора элементов (разделение труда, кредит, прибыль, процент, зарплата и т.д.), но эти элементы сочетаются всякий раз по-новому в зависимости от господствующего принципа (децентрализации или централизации) и от исторических обстоятельств. Ойкен высказывается в пользу преимущественно децентрализованных рыночных форм хозяйствования.
С точки зрения Ойкена, любая форма хозяйства возникает не стихийно, а формируется сознательными действиями при ведущей роли государства.

Основу неолиберальной методологии Ойкена составляет концепция немецкой исторической школы о «национальном хозяйстве» как воплощении «национального духа». Основные положения теории Ойкена обобщаются в виде концепции экономического порядка. Этот порядок представляет собой те реальные формы, в которых протекает деятельность фирм, организаций, отдельных участников.

Главную проблему Ойкен видел в обуздании монополий, устранении жесткой системы государственного регулирования. Он подвергает критике политику централизованного управления и обосновывает политику «среднего пути».

Ойкен и другие экономисты фрайбургской школы различают две сферы экономической политики: политику порядка и политику регулирования. Первое - сфера создания и совершенствования хозяйственного порядка, его организации; вторая - собственно политика воздействия на процесс экономического развития и хозяйственного роста. Концепция Ойкена явилась мощным средством формирования нового мировоззрения, ориентированного на свободный и организованный рынок. Она подготовила проведение новой политики Л. Эрхардом. Людвиг Эрхард (1897-1977) был крупным представителем германского неолиберализма.

Неолиберализм – это теория, согласно которой необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А.Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.

При непосредственном участии Эрхарда Западная Германия в конце 40-х гг. была выведена из кризисного состояния и в ней были проведены реформы. Эрхард – «конструктор» нового хозяйственного порядка, осуществлявший в Германии экономическую реформу и структурную перестройку. Успехи преобразований определились результатом комбинаций двух компонентов - валютной реформы и политики рыночной экономики.

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897-1977) создал собственную теорию социально-ориентированного рыночного хозяйства, воплотил ее на практике. Основные положения теории: необходимость свободных цен, свободной конкуренции, равновесие спроса и предложения, равновесии экономики. Государство призвано гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечивать социальную направленность его развития. Эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956.

Главная причина успеха - осуществленный Эрхардом поворот курса экономической политики в сторону рыночного хозяйства, развитие конкуренции. Реформа, проведенная Эрхардом и его сподвижниками, создала предпосылки для экономического возрождения Германии.

Эффективная экономическая политика Эрхарда, обеспечившая высокие темпы роста, ориентировалась на формирование социального рыночного хозяйства. Отличительные черты его следующие.

1. Особая роль государства. В основе хозяйственной системы находится свободная рыночная экономика, конкурентный рынок. Но экономический порядок не устанавливается сам по себе, его способно установить государство. Оно должно утвердить правила поведения и активно проводить их в жизнь, а не заниматься хозяйственно-производственной деятельностью.

2. Важной функций государства является выработка и проведение специфической социальной политики. Эта политика направлена на установление экономического, социального и политического порядка, ибо они тесно взаимосвязаны и взаимопереплетены. По мере развития социальная политика выдвигала проблемы обеспечения занятости, преодоления региональных различий в уровнях доходов, более полной социальной обеспеченности, совершенствования форм участия рабочих в управлении предприятиями.

3. Всемерное развитие конкуренции как фактора системы порядка. Для этого необходимы борьба с монополизмом, содействие мелкому и среднему предпринимательству, создание каждому человеку условий для появления способностей и скрытых возможностей.

Конкуренция обеспечивает экономический прогресс, рост производительности, является инструментом обеспечения самостоятельности хозяйствования. Таким образом, теория социального рыночного хозяйства предусматривает сознательное конструирование конкурентного механизма путем введения четкого законодательства, трудовых и социальных гарантий, проведения разумной внешней экономической политики.

Для научной методологии западногерманского неолиберализма было характерно следующее. Во-первых, подход к явлениям хозяйственной жизни преимущественно с макроэкономических позиций, а не с точки зрения интересов отдельных предпринимательских структур. Во-вторых, обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику, причем объектом этого вмешательства считались преимущественно институциональные основы конкуренции, ценообразования и распределения доходов. В-третьих, в отличие от либералов-неоклассиков, занимавшихся проблемами количественных аспектов общественного воспроизводства, неолибералы поставили во главу угла исследование качественных параметров. Их разработка считалась достаточной предпосылкой для устранения присущих рыночной (смешанной) экономике количественных диспропорций.

Представители западногерманского неолиберализма сделали серьезные выводы из мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., показавшего, что без активного регулирования государством институциональных основ хозяйственной деятельности, направленного на создание благоприятных общих условий и вместе с тем жестких рамок для развития конкуренции и предпринимательства, рыночная экономика нежизнеспособна. Эта идея после второй мировой войны в той или иной мере получила признание в странах Запада и нашла преломление в их экономической политике.

 

  1. Основные различия между кейнсианством и западногерманским неолиберализмом

Основные различия между кейнсианством и западногерманским неолиберализмом сводятся к следующим выводам.

Неолибералы уделяют первостепенное внимание поведению отдельного человека, фирмы, решениям, принимаемым на микроуровне. В отличие от них кейнсианцы переносят область исследования на макроуровень.

Кейнсианцы утверждают, что частной экономике присущи макроэкономическая нестабильность, отсутствие механизма автоматического саморегулирования, и поэтому необходимо активное государственное вмешательство в экономику. Кейнс пытается увязать реальную и денежную сферу экономики. В основе этих воззрений лежит количественная теория денег. M=K*Y*P,  K - кассовые остатки, т.е. наличность, находящаяся в обращении, реальный доход в обществе. В кейнсианстве рыночная экономика не может успешно развиваться без государственного вмешательства, без ее активного регулирования со стороны государства.

Неолибералы, утверждают, что необходимо свести к минимуму вмешательство государства в экономику, ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Целью ограниченного государственного вмешательства в экономику является стабилизация макроэкономики и создания предпосылок децентрализованного экономического роста. Идет стабилизация денежной сферы. Неолибералы признают и подчеркивают существование очевидной связи между индивидуальной свободой, частной собственностью и уровнем экономической эффективности данного общества.

В неолиберализме всякое развитие в обществе осуществляется под влиянием свободной конкуренции, развитие общества определяется не объективным законом, а массой неэкономических факторов. Характерен свободный экономический порядок (рыночное хозяйство, управление децентрализовано, осуществляется путем  ценового механизма).

В теории государственного регулирования по Кейнсу экономика, основывается на частной собственности и на устойчивости прав собственности:

1.Все предприятия вне зависимости от форм собственности одинаково интегрированы в экономику. 2. Малая эффективность спроса - главное противоречие. Цель - стимулирование эффективного спроса.

В кейнсианстве направления государственного вмешательства является денежная политика, эмиссионная, политика умеренной инфляции. Инфляция стимулирует потребительский спрос, т.к. население видит, что доход падает. Стимулирование инвестиционного спроса у предпринимателей, т.к. дорожают средства производства, т.к. потребительский спрос вырос, то нужно покупать станки. Удешевляется кредит, падают издержки производства.  В кредитной политике государство снижает ставку процента. В налоговой сфере перераспределяет налоги в пользу класса с большими расходами. Осуществление инвестиций в необходимых размерах самим государством (бюджетное финансирование).

В западногермаском неолиберализме все экономическое рассматривается в развитии.  Экономический порядок равен совокупности форм конкретного управления экономическим процессом. Политика государства должна быть нацелена на то, чтобы распустить экономические властные группировки или ограничить их функции. Политико-экономическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического порядка, но не на регулирование экономического процесса.

Сфера государственного влияния на экономические процессы ограничивается изданием полезных законов «об обращении капиталов, о биржах и биржевых сделках, об ипотеках. Но, что касается непосредственного регулирования потоков капитала, то это выше его способностей.

Нелиберальному направлению свойственны однозначные оценки фундаментальности принципа laissez-faire, требования минимизации вмешательства государства, приоритета частной собственности, что принципиально отличает данное направление от сторонников нелиберальных концепций.

 

Заключение

Главная идея Кейнса, согласно Б. Селигмену, заключалась в том, что для удовлетворения современных культурных и экономических потребностей общества необходимы определенные правительственные меры воздействия на экономику. Иными словами, рыночная экономика (капитализм) не может успешно развиваться без государственного вмешательства, без ее активного регулирования со стороны государства.

Признание неизбежности вмешательства государства как условия приспособления капиталистических производственных отношений к растущему обобществлению производства явилось основным выводом из теории Дж.М.Кейнса. Теория исходит из факта крайнего обострения противоречия между прозводством и потреблением в условиях современного капитализма, а также первостепенной важности для него проблемы реализации. Именно поэтому Дж.М.Кейнс  в центре исследования поставил теорию эффективного спроса как основного условия, определяющего уровень национального дохода и занятости.

Через всю теорию Кейнса проходит мысль о том, что сам рыночный механизм не в состоянии автоматически обеспечить устранение кризисов и безработицы. Кейнс выступает за то, чтобы государство осуществляло систему регулирования экономики. Государство должно оказывать воздействие на все три фактора: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму процента.

Неолиберализм, возникший почти одновременно с кейнсианством, основывается на идее как можно более ограниченного (пассивного) государственного регулирования экономики, приоритетного использования принципов свободного ценообразования и т.д.

Германский неолиберализм представляет собой своеобразный вариант теории государственного регулирования, но с большим, чем в кейнсианстве, акцентом на поддержании конкурентного рыночного механизма.

Идеи и положения неолиберализма весьма актуальны и в современных условиях. Будучи сформированным в условиях «сильного государства», склонного к тоталитарному устройству, и «властных частных структур», разрушающих конкуренцию, западногерманский неолиберализм искал и во многом нашел ответ на вопрос: как обеспечить такой хозяйственный и общественный порядок, в котором высшим приоритетом была бы свобода индивида, любая власть была бы ограничена, рынок был бы действительно конкурентным и эффективным, социальные проблемы были бы принципиально решены, а правила хозяйствования и регулирования соблюдались бы всеми.

В действительности линия, разделяющая кейнсианцев и неолибералистов не столь четкая, но в крайних проявлениях кейнсианские и неолибералистические взгляды существенно расходятся в вопросе о внутренней стабильности капиталистической экономики. У них есть и важные идеологические различия, касающиеся в частности роли государства.

Ни одну из этих двух концепций нельзя считать универсальной, ни одну из них нельзя брать в «чистом» виде, поскольку каждая упрощает реальные процессы, подчеркивает лишь отдельные стороны действительности. Реальный рынок в системе смешанной экономики весьма несовершенен по сравнению с его идеальной теоретической моделью, что объясняется прежде всего монополизированностью экономики. В этих условиях предпочтительным является регулирование экономики, во всяком случае на краткосрочных интервалах, с помощью кейнсианской теории. Особую актуальность это утверждение имеет именно в России, где зарождающийся рынок монополизирован в максимальной степени.

 

Список литературы

1. Беляев М.И. История экономических учений. – Режим доступа: http://www.milogiya2008.ru/biblioteka/economistoriya.pdf

2. История экономических учений. Учебное пособие. – Режим доступа:

 http://econ-om.narod.ru/Shpaltakov/tema9.htm

3. История экономических учений / Васильева Л. В. - – М.: Высшее образование, 2008. – 191 с.

4. История экономических учений / Под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 391 с.

5. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002. - с.324.

6. Фомишин С.В. История экономических учений. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 350 с.

7.Холопов А.В. История экономических учений. - М., Эксмо-Пресс, 2008. – 448 с.

8. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. - М.: Инфра-М, 2000. - 320 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 31.77K
Скачано: 255
Скачать бесплатно
03.11.10 в 11:05 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе