Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »
Тема: Основные черты австрийского и западногерманского неолиберализма
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений
Тип: Контрольная работа | Размер: 16.45K | Скачано: 296 | Добавлен 29.10.10 в 20:26 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание
1. Введение 3
2. Основная часть 4
2.1 Австрийский неолиберализм 4
2.2 Западногерманский неолиберализм 9
3.Заключение 14
4.Список литературы 16
1.Введение.
ХХ век оказался богат на экономические идеи и теории. Монетаризм, кейнсианство, теория постиндустриального развития — этот список можно продолжать долго. И, конечно же, нельзя забывать неолиберализм и разработку социальной экономической теории, которые лежали в основании послевоенного «немецкого экономического чуда».
Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в теоретических разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы. По мнению представителей либерального направления в политической экономии, именно свобода в сфере экономической деятельности выступает главным и необходимым условием быстрого экономического роста. В центре неолиберализма — личная инициатива, экономическая свобода, конкуренция и ограничение монополий. Неолибералы отрицательно относятся к «благотворительному» государству: социальные мероприятия могут проводиться только за счёт текущих доходов страны, не слишком обременяя экономику.
Главной целью данной работы явилось изучение основопологающих принципов и положений двух европейских направлений неолиберализма. Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
- рассмотреть предпосылки возникновения неолиберализма;
- изучить сущность и основные воззрения западно-германского неолиберализма и основные взгляды его основоположников (В. Ойкен, Л. Эрхард);
- выявить особенности австрийского неолиберализма и изучить ключевые положения главных теоретиков - Л.Мизеса, Ф. Хайека.
2.Основная часть.
2.1Австрийский неолиберализм.
Основоположником австрийской школы неолиберализма признается Людвиг фон Мизес (1881-1973). Австриец по происхождению, он, однако, значительную часть жизни провел в США, где вел курс экономической теории в Нью-Йоркском университете. Среди представителей австрийской школы - Ф. Хайек, Л. Лахманн, М. Ротбард и ряд других. Несмотря на противоречивость их положений, заслугой австрийских неолибералов считается анализ проблемы механизмов коммуникации - с помощью теории рыночных цен анализ обретает полную связанность. [5, c. 88]
Значительное внимание Мизес уделяет анализу функционирования различных экономических систем, последовательно рассматривая три варианта экономического устройства современного мира: чисто рыночное хозяйство, “испорченный рынок” и нерыночную экономику. При анализе функционирования рыночной системы он изучает проблемы эволюции, места и роли такого важнейшего для рыночного хозяйства института, как частная собственность. По его мнению, именно частная собственность является “необходимым реквизитом цивилизации и материального благосостояния”, а ее социальная функция заключается в том, что она способствует оптимальному использованию ресурсов и обеспечивает суверенитет потребителей. С точки зрения Мизеса, только частная собственность способна быть основой рациональной экономической деятельности, так как порождаемые ею индивидуалистические стимулы обеспечивают максимальное использование ресурсов. Для Мизеса система частной собственности, обычно называемая капитализмом, была единственной возможной социальной и экономической системой. Все промежуточные формы социальной организации бесполезны и на практике должны оказаться саморазрушающимися.
Центральное место в работах Людвига фон Мизеса занимает критика социализма как экономической системы. Анализируя нерыночные системы хозяйствования, под которыми в первую очередь он подразумевает социалистическую систему, Мизес делает вывод о логической и практической невозможности социализма, отказывая ей в рациональной организации хозяйства. По его мнению, установление социалистического строя означает ликвидацию рациональной экономики. Эту точку зрения он защищает в одной из его наиболее известных работ, которая так и называется «Социализм» (1936 г.). [2, c. 122-128]
Мизес обращал внимание и на то, что усиление роли государства неизбежно приведет к усилению роли бюрократии. Помимо традиционных негативных последствий бюрократизации (коррумпированности, снижении эффективности общественного производства), он выделяет такое явление как появление определенного типа человека, для которого «следование привычному и устаревшему — главная из всех добродетелей», и «удушение» новаторов, которые только и являются носителями экономического прогресса.
По мнению Мизеса, только свободный рынок соответствует демократическим принципам. Он утверждал, что только в условиях свободного рынка потребитель является центром экономической системы. «Голосуя» своим денежным доходом за тот или иной товар, тем самым определяет структуру общественного производства. Только в условиях свободного рынка экономические субъекты максимизируют свое благосостояние, имея свободу выбора альтернативных возможностей. С другой стороны, рыночная система предполагает и высокие темпы экономического роста, обеспечивая такой уровень благосостояния, о котором раньше не могли и мечтать.
Мизес был всегда аккуратным и логичным теоретиком. В "Либерализме" Мизес не только предлагает сжатые объяснения многих важных экономических явлений, но представляет взгляды на правительство и его очень ограниченную, но существенную роль в сохранении социальной кооперации, при которой только и может функционировать свободный рынок. Взгляды Мизеса по-прежнему свежи и современны, и читатели найдут его анализ вполне уместным и сегодня. [1, c. 113]
Развитие идей Мизеса мы можем найти у его ученика и последователя Ф. Хайека. Фридрих фон Хайек (1899—1992), австрийский экономист и социолог, один из самых оригинальных представителей экономической мысли двадцатого века. Представления Хайека о том, чем является рынок и как работает рыночный процесс привели его к выводу, что социализм представляет собой "пагубную самонадеянность". Исходя именно из такого понимания он и строил свою защиту либерального порядка.
Хайек в 1974 г. в своей книге "Дорога к рабству" он доказывает, что всякий отказ от экономической свободы, рыночного ценообразования ведет к диктатуре, экономическому рабству, утверждает превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной и командной экономикой, подчеркивает, что социалистические идеи государственной экономики обречены на полный провал.
Приоритет свободы человека Хайек провозглашает как главный принцип. Свобода - это отсутствие какого-либо ограничения или принуждения со стороны государства. Свобода предполагает развитие индивидуализма. Становление современной цивилизации Хайек связывает с развитием торговли, рынка, где действуют стихийные силы. Идея естественной свободы стала элементом сознания всех классов общества, а свободная деятельность - повседневной и всеобщей практикой. Возникшие идеи социализма, по мнению Хайека, должны претворяться в жизнь только с помощью жестокой диктатуры. В обществе, где осуществляется государственное планирование, господствует жесткое принуждение, исчезает свобода.
По Хайеку, подлинная свобода - это право свободно распоряжаться своим капиталом и своими способностями, и такая свобода неизбежно связана с риском и ответственностью. По мнению Хайека, социальный порядок не может быть продуктом сознательного действия, он есть результат чисто спонтанных действий, т.е. вызванных не внешними воздействиями, а внутренними причинами, порядок самопроизвольный, обусловленный рынком. [3, c. 134-136]
Являясь представителем неолиберального направления, Хайек, естественно, выступает последовательным сторонником рыночной экономики. Однако он рассматривает рынок не как изобретение человека, и не как механизм реализации справедливости и оптимального распределения ресурсов, а как спонтанный экономический порядок. Рынок по мнению Хайека, не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению потребностей, а потом менее важных. Никто в отдельности не знает потребностей и возможностей всех, но каждый, вступая в добровольный обмен, сообщает всем информацию о своих целях и возможностях и одновременно получает информацию о готовности других способствовать реализации этих целей. По Хайеку, рынок просто соединяет конкурирующие цели, но не дает гарантии того, какие из этих целей будут достигнуты в первую очередь.
По Хайеку, у спонтанного экономического порядка есть существенные преимущества. Прежде всего, в нем используются знания всех членов общества. И распространение этих знаний, большая часть которых воплощена в ценах, является важнейшей функцией рынка. По его мнению, механизм цен является уникальным способом коммуникации, где цены выступают и как свидетельство определенной значимости товара с точки зрения других людей, и как вознаграждение за усилия. Через цены осуществляется взаимоприспособление планов и потому механизм цен — одна из важнейших сторон рыночного порядка. Хайек неоднократно подчеркивает, что эта функция системы цен реализуется только в условиях конкуренции, то есть лишь в том случае, если отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать. [5, c. 112]
Большое внимание Хайек уделял рассмотрению механизма конкуренции. Оригинальность позиции Хайека состоит в том, что он первый рассмотрел конкуренцию как «обнаруживающую процедуру», как способ открытия новых продуктов и технологий, которые без обращения к ней остались бы неизвестны. Именно конкуренция заставляет предпринимателя в поисках высокой прибыли искать новые продукты, использовать новые рынки сырья, искать именно новые производственные комбинации, которые и обеспечивают динамическое развитие экономической системы.
По мнению Хайека, связывать принципы осуществления социальной справедливости с рыночным порядком, который является этически нейтральным, неправомерно. Хайек настаивает на том, чтобы власть государственных органов управления (правительства и парламента) подчинить власти общих правил, выработанных не этими органами. Только при таком положении вещей, по мнению Хайека, общество могло бы избавиться (или хотя бы уменьшить свою зависимость) от коррупции в высших эшелонах власти и низкого качества депутатского и министерского корпуса.). Требование же социальной справедливости и контроль государства над экономикой, по глубокому убеждению Хайека, несовместимы с “правлением права”, поскольку они неизбежно носят выборочный, то есть дискриминационный характер. [1, c. 415-416]
По мнению как Мизеса, так и Хайека, рынок выполняет незаменимую познавательную функцию в процессе социальной координации, где он является передаточным устройством, позволяющим эффективно использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества экономических субъектов. Естественно поэтому, что рынок не только необходим, но он также должен быть неуправляемым и не может являться инструментом государственного манипулирования для достижения определенных результатов. Но рыночная система, по мнению этих представителей неолиберального направления, не обрекает государство на бездействие и перед ним открывается широкое поле деятельности. Прежде всего, это создание и совершенствования правовых норм — «правил игры», необходимых для эффективного функционирования рыночной системы (другими словами — создание условий для развития конкуренции). Помимо условий для развития конкуренции, в ряде случаев на государство возлагается функция замены ее другими формами регулирования там, где это необходимо, в частности, в предоставлении товаров коллективного пользования.
Хайек был убежден в необходимости международной научной организации либералов. Влияние Хайека оказалось глубоким и длительным: созданное им общество по-прежнему существует, а кроме этого были основаны и другие организации со схожими целями, особенно после начала возрождения австрийской школы. [5, c. 215]
2.2 Западногерманский неолиберализм
Первым вариантом неолиберализма стал западногерманский ордолиберализм. Эта концепция активно разрабатывалась еще с 30-х гг. ХХ века представителями «фрайбургской» школы в Германии во главе с известным немецким экономистом Вальтером Ойкеном. Его концепция явилась неотъемлемым элементом социальной рыночной экономики.[3, c. 52]
Суть концепции заключена уже в ее названии, которое можно было бы перевести как «свобода в рамках порядка». В 60-е гг. несколько измененный вариант ордолиберализма в ФРГ получил название «социальное рыночное хозяйство». Эту идею развил В. Ойкен в своей главной работе «Основы национальной экономики» (1940). Неолиберализм складывался одновременно с кейнсианством, но в отличие от него, видел непосредственный источник всех бед капитализма в подрыве совершенной конкуренции, в монополизации хозяйственных процессов, нарушающей действие рыночных регуляторов. Под монополией он понимал любое отклонение от модели совершенной конкуренции, которое могло случаться по любым причинам. В. Ойкен категорически отрицал закономерный характер монополизации. Именно из пассивности государства он выводил причины подрыва совершенной конкуренции и все социальные издержки капитализма, которые, по его мнению, могут быть устранены при помощи хотя бы частичного вмешательства государства в экономику.
По мнению представителей либерального направления в политической экономии, именно свобода в сфере экономической деятельности выступает главным и необходимым условием быстрого экономического роста, где для сбалансированного развития общества в принципе достаточно действия механизма свободного рынка и свободной конкуренции, автоматически устанавливающих равенство между спросом и предложением. Роль же государства в экономике должна быть сведена к минимуму. Государственное вмешательство непосредственно в экономические процессы недопустимо. Сторонники неолиберализма уже в самом названии направления подчеркивали свою приверженность принципам экономической свободы и конкуренции. [4, c. 214-216]
По мысли Ойкена, экономический строй есть «совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс». В. Ойкен сформулировал и основополагающие принципы «строя конкуренции», которые должны обеспечить его реальное осуществление.
Это:
- неприкосновенность частной собственности (во всех ее видах);
- стабильность денежного обращения и национальной валюты;
- открытость всех рынков;
- свобода всех сделок и договоров (кроме тех, что ведут к монополии);
- возложение материальной ответственности на тех, кто отвечает за действия хозяйственных единиц;
- постоянство и предсказуемость экономической политики государства. При этом сторонники ордолиберализма считали институциональное регулирование лучшим средством борьбы с цикличностью хозяйственных процессов. При этом допускали государственное воздействие на экономику лишь в исключительных случаях, когда эти случаи порождались действием внешних факторов.
В 1950-е годы основные положения концепции социального рыночного хозяйства Германии были конкретизированы и дополнены идеями «благосостояния для всех» и «собственности для всех. Реализация основных положений концепции способствовала тому, что с середины 50-х годов в ФРГ наступил экономический подъем, длившийся более 10 лет. Длительный экономический подъем привел к значительному сокращению безработицы и заметному повышению жизненного уровня населения, развитию системы социального обеспечения. Неолиберальная защита частной собственности, подвергнутой «контролю конкуренции», явилась идейной «основой узаконивания всей системы капитализма». [6, c. 315-318]
Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик ФРГ Людвиг Эрхард (1897-1977) создал собственную теорию социально-ориентированного рыночного хозяйства, воплотил ее на практике. Эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956 г. Концепция социального рыночного хозяйства — это попытка синтезировать гарантированную государством экономическую свободу в рыночной экономике с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и справедливостью.
Доктрина «сформированного общества» Эрхарда - это поиск лучшего «естественного экономического порядка». В ней категорически отрицаются марксистские идеи о пяти типах общественного строя и производственных отношений и об антагонизме классов. В книге «Основания национальной экономики» он доказывает естественное существование в одних и тех же обществах двух идеальных, на его взгляд, типов экономики: меновой и централизованно управляемой, которые «реализуются в трех формах»:
- «тотальная централизованно управляемая экономика» - обмен вообще не допускается; производство и распределение продуктов «до последней мелочи» осуществляется по указаниям и приказам центрального руководства;
-«централизованно управляемая экономика со свободным обменом предметами потребления» - обмен осуществляется также при наличии центральной инстанции, определяющей «способ использования производительных сил, временную структуру производственного процесса, способ распределения продуктов... Но в отличие от первого потребители могут здесь вносить коррективы в распределение выделяемых предметов потребления путем обмена.
- «централизованно управляемая экономика со свободным потребительским выбором» - потребительский выбор благ свободен, но, как правило, из тех (благ), которые намечает для производства «центральная инстанция». [4, c. 165-167]
Понимая невозможность и нереальность автоматического функционирования «свободного рыночного хозяйства», Репке и Эрхард признали необходимость противопоставить любому проявлению анархии производства соответствующие меры государственного вмешательства, которые должны обеспечить «синтез между свободным и социально обязательным общественным строем». Эта модель экономики в ФРГ показала себя настолько успешной, что впоследствии её стали называть в литературе «немецким экономическим чудом». Даже во время кризисов, угрожавших социально-рыночной экономике во второй половине 1948 г., с марта 1949 по март 1950 г. в связи с ростом безработицы Эрхард не изменил экономический курс. Успех экономической реформы был достигнут благодаря следующим обстоятельствам:
- тщательная подготовка, разработка и обсуждение плана;
- несмотря на разрушения военного времени в стране сохранилась мощная производственно-техническая база;
- Германия получила существенную финансовую и ресурсную поддержку со стороны США и ряда западных держав;
- подъему производства способствовал неудовлетворенный, быстро растущий спрос населения;
- существенную роль сыграло устойчивое управление;
- экономический курс проводился последовательно, своевременно корректировался.
Эффективная экономическая политика Эрхарда, обеспечившая высокие темпы роста, имела следующие черты:
1)Особая роль государства. В основе хозяйственной системы находится свободная рыночная экономика, конкурентный рынок. Но экономический порядок не устанавливается сам по себе, его способно установить государство. Оно должно утвердить правила поведения и активно проводить их в жизнь, а не заниматься хозяйственно-производственной деятельностью.
2) Важной функций государства является выработка и проведение специфической социальной политики. Эта политика направлена на установление экономического, социального и политического порядка, ибо они тесно взаимосвязаны и взаимопереплетены.
3) Всемерное развитие конкуренции как фактора системы порядка. Для этого необходимы борьба с монополизмом, содействие мелкому и среднему предпринимательству. По убеждению Эрхарда, «подлинное, не подтасованное соревнование представляет собой лучший, самый благотворный принцип отбора». [6, c. 216-218]
Таким образом, теория социального рыночного хозяйства предусматривает сознательное конструирование конкурентного механизма путем введения четкого законодательства, трудовых и социальных гарантий, проведения разумной внешней экономической политики.
Эта идея после второй мировой войны в той или иной мере получила признание в странах Запада и нашла преломление в их экономической политике. [6, c. 315]
3. Заключение.
Неолиберализм — направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе соединение принципа саморегулирования экономики с ограниченным государственным регулированием. Следовательно, неолиберализм решает две задачи: с одной стороны, разрабатывать стратегию и тактику государственного воздействия на экономическую жизнь, а с другой — активно защищать основы рыночной экономики от силового, разрушительного вмешательства в нее. Это значит, что неолиберализм сохраняет приверженность принципам экономической свободы и конкуренции, берущим начало от А. Смита, но допускает помощь со стороны государства в регулировании рыночной экономики, что идет от Дж. Кейнса. Однако в неолиберализме в большей мере, чем в кейнсианстве, государственное регулирование сочетается с естественным рыночным механизмом.
Суть теоретических положений экономического неолиберализма можно свести к тому, что неолибералы признают и подчеркивают существование очевидной связи между индивидуальной свободой, частной собственностью и уровнем экономической эффективности данного общества. Они настаивают, что никто не вправе нарушать чужую свободу, в том числе и экономическую.
В состав неолиберализма входит несколько школ: лондонская (Ф. Хайек), фрайбургская (В. Ойкен, Л. Эрхард), чикагская (М. Фридмен). Наиболее известным из теоретиков неолиберализма является Ойкен (1891-1950), который сыграл значительную роль в формировании неолиберального направления в немецкой экономической мысли. Экономический идеал Ойкена — социально ориентированное свободное рыночное хозяйство, чьими основными принципами являются свобода личности, торговли, предпринимательства, свободное ценообразование, свободная конкуренция. Идеи и положения неолиберализма весьма актуальны и в современных условиях. Социально-рыночная экономика, возникшая из неолиберальных теорий, показала на примере послевоенной Германии свою жизнестойкость и эффективность. Её можно рассматривать как «третий путь», лежавший между «диким» рынком и централизованно регулируемой экономикой. Социально-рыночная экономика — это синтез экономической свободы и социальной справедливости, защищённости. «Рыночное» олицетворяет свободу потребления, свободу владельцев средств производства нанимать рабочую силу, использовать свои предпринимательские способности, капитал и другие факторы производства; выбора рабочего места, торговли и другие «Социальное» означает, что результаты хозяйственного процесса корректируются, ограничиваются рамками социального характера.
4. Список литературы.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.