Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Международная экономическая интеграция (Вариант 6)
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 33.56K | Скачано: 327 | Добавлен 27.10.10 в 23:11 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Архангельск 2010
Вариант 6
Содержание
Введение 3
1.Сущность и виды (этапы) международной экономической интеграции 3
2.Важнейшие интеграционные структуры современности: 8
ЕС 8
НАФТА 9
АСЕАН 10
Заключение 11
Контрольные тестовые задания 11
Задача 12
Список литературы 14
Введение.
Международная экономическая интеграция (МЭИ) – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. На стыке ХХ-ХХI веков она стала мощным инструментом ускоренного развития мировой экономики и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран- членов интеграционных группировок. В основе развития международной экономической интеграции лежит принцип выгоды страны от специализации каждой страны в рамках МРТ, и кооперировании усилий в экономических, социальных и политических сферах в тех случаях, когда ресурсов одного государства недостаточно.
Сущность и виды (этапы) международной экономической интеграции
МЭИ – это обширная деятельность государств (правительств), экономических агентов (предприятий), различных субъектов хозяйственной, правовой, культурной и тому подобной деятельности, направленной на взаимоприспособление и взаимопроникновение национальных экономик (производства, свободного передвижения и перемещения финансов, транспорта, рабочей силы); максимальное объединение национальных экономик в одно целое с точки зрения поставленных задач, включение их в единый воспроизводственный процесс в рамках (и масштабах) интегрируемых стран. В процесс интеграции вступают обычно с однотипным общественным строем и примерно одинаковым уровнем развития. Они формируют интеграционное объединение, имеющее своей целью создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов в пределах объединения. Для этого страны согласовывают свои цели, интересы и проводят единую экономическую, внешнеторговую, финансовую, валютную политику. Экономическая интеграция представляет собой дополняющие друг друга процессы межгосударственной и межфирменной интеграции.
В основе всех теорий развития международной экономической интеграции лежит принцип выгоды страны от специализации каждой страны рамках МРТ, и кооперировании усилий в экономических, социальных и политических сферах в тех случаях, когда ресурсов одного государства недостаточно.
Предпосылки международной экономической интеграции состоят из:
- Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития.
- Географической близости интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.
- Общности экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.
- Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны.
- «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции.
Участники международной экономической интеграции ставят задачу повышения эффективности функционирующих предприятий до высокого уровня не только на своей территории, но и во всем интегрирующемся содружестве, а неинтегрирующие, но сотрудничающие с ними государства, прежде всего, заботятся о своих индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств.
Существует несколько этапов интеграционного процесса. Каждый последующий этап постепенно развивается из предыдущего. Все эти этапы заключаются в том, что между странами, вступившие в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. В итоге в пределах интеграционного объединения формируется общее рыночное пространство, где разворачивается свободная конкуренция, и под действием рыночных регуляторов (цен, процентов и т.д.) возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Из-за этого все страны только выигрывают, так как увеличивается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль.
Подготовительным можно считать этап, на котором между странами либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной заключаются преференциальные торговые соглашения. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле, более благоприятный, чем третьим странам.
Первый этап интеграционного процесса – Зона свободной торговли (ЗСТ). Государства – участники ЗСТ договариваются об отмене таможенных тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле товарами. При этом каждая страна оставляет за собой право на самостоятельную внешнеторговую политику в отношении третьих стран, т.е. на сохранение национальных таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношениях с ними.
Создание ЗСТ устраняет взаимные торговые барьеры и создает условия для свободного перемещения товаров между странами. Однако именно это может представлять угрозу для национальных производителей в стране, товары которой ниже по конкурентоспособности. Более конкурентоспособный импортный товар может вытеснить их со своего внутреннего рынка, если государство не примет мер по поддержке и защите отечественных товаропроизводителей.
Специальных органов для координации действий в рамках ЗСТ обычно не создается, все решения по вопросам взаимодействия принимаются министерствами и ведомствами стран-участниц.
Второй этап интеграции: Таможенный союз (ТС). Для него, как и для ЗСТ, характерна отмена таможенных тарифов во взаимной торговле между государствами - участниками. Осуществляется беспошлинная торговля товарами и полная свобода их перемещения внутри региона. Основное различие между ЗСТ и ТС состоит в том, что первая ставит основной целью постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.п., т.е регулирует процесс интеграции, объединения определенных сфер; второй утверждает существование беспошлинной торговли, обеспечивает ее. Этот тип интеграционной группировки дает странам-участницам возможность более надежно защитить свое единое внутреннее рыночное пространство. Он благоприятно действует на развитие рынка, создает конкурентные условия для отечественных товаропроизводителей и поставщиков импортных товаров. Страны-участницы в отдельности теряют самостоятельность во внешнеторговой политике, но приобретают значительные общие выгоды, проводя единую экономическую политику.
Третий этап — Общий рынок. На этом этапе сохраняются все принципы свободной торговли, характерные для таможенного союза, но к свободному перемещению товаров добавляются обмен услугами и свобода перемещения капитала, рабочей силы и технологий между странами. Для этого типа интеграции необходимо преодолеть различия в национальных законодательствах стран-участниц: хозяйственном, налоговом, валютном, трудовом. Необходимо унифицировать технические стандарты и экологические нормы, а также отказаться от бюджетных субсидий отдельным предприятиям.
Четвертый этап - Экономический союз (ЭС). Он представляет собой объединение государств на основе единого экономического, правового и информационного пространства. Это высшая форма межгосударственного объединения, при которой происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики. На более высоких ступенях развития возможны создание валютного союза и введение единой валюты.
Важнейшие интеграционные структуры современности:
Самым значительным примером экономической интеграции стало формирование и последующее развитие Европейского союза (ЕС). ЕС был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила заложить ''первый конкретный фундамент европейской федерации''. В самом начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды). После присоединения в четыре этапа других европейских государств (1973: Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия; 1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входили 15 стран-членов.
Затем, с расширение Европейского Союза в мае 2004 года в состав ЕС вошли новые страны из восточной и южной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр). С 1 января 2007 года в состав ЕС входят также Болгария и Румыния. На очереди, с некоторыми оговорками, Хорватия и Турция - ближайшие кандидаты на вступление в ЕС. В настоящее время в состав ЕС входит 25 стран.
Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного союза европейских народов” (ст. 1 Договора о Европейском Союзе).
Членом Союза имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: “принципы свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства”
Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести единую общеевропейскую валюту - евро - и укрепить роль Союза в мире.
Наиболее принципиальные достижения Союза:
-построение общего рынка, на основе которого образован единый внутренний рынок ЕС.
-строительство экономического и валютного союза. Его основой служит единая денежная единица ЕС – евро.
-разработка и проведение институтами Европейского Союза общей политики в разных областях: общая аграрная политика ЕС, политика конкуренции, иммиграционная, транспортная, экологическая политика и др.;
-формирование права Европейского Союза - самостоятельной правовой системы, которая регулирует многие важные сферы общественных отношений с участием государств-членов, юридических лиц и рядовых граждан и др.
В 1994 году образовалась Североамериканская зона свободной торговли (North American Free Area, NAFTA). Основные её цели:
-стимулирование взаимной торговли и инвестиций стран-членов на основе формирования зоны свободной торговли;
-разработка согласованных условий предпринимательской деятельности для компаний (для этого было ликвидировано большинство ограничений для взаимных инвестиций);
-обеспечение справедливой конкуренции в регионе;
-содействие защите прав интеллектуальной собственности;
-стимулирование взаимного экономического сотрудничества.
Максимальные преимущества от интеграции получают США благодаря более емкому внутреннему рынку, но немалые преимущества имеют также Канада и Мексика, конкурентоспособность продукции которых возросла. Годы показали, что процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно. Действуют такие внешние факторы, как финансовая зависимость от промышленно развитых стран, давление международных корпораций, политическая нестабильность в регионе. Сложившийся уровень взаимных экономических связей между странами развивающегося мира невысок, и интеграционные процессы пока не смогли его повысить. У НАФТА существуют большие проблемы: асимметричность интеграционных процессов (активно идущих между Мексикой и США, Канадой и США), субсидирование сельскохозяйственного экспорта США (падает конкурентоспособность аналогичной мексиканской продукции и сокращается число занятых в сельском хозяйстве), нелегальная миграции мексиканцев в США. Однако несмотря на эти проблемы, все три страны положительно оценивают итоги членства в НАФТА.
АСЕАН- Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, создана в 1967г. Участниками АСЕАН являются: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам и Бруней, а с 1997г. – Мьянма и Лаос. За это время страны АСЕАН перешли от преимущественного экспорта природных ресурсов к экспорту простой промышленной продукции, причем наиболее динамично этот процесс идет в Таиланде и Малайзии. АСЕАН стремится к созданию зоны свободной торговли. Основными направлениями его деятельности являются: сотрудничество в экономической, научно технической, социальной и культурной областях, в сфере финансов, в сельском хозяйстве, транспорте, туризме, телекоммуникациях, охране окружающей среды.
Заключение.
Экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства.
Контрольные тестовые задания.
1.Вывоз из страны капитала в ссудной форме означает:
а)вложения в экономику той или иной страны с целью получения процента
б)вложения в экономику той или иной страны с целью получения прибыли
в)прямые и портфельные инвестиции в экономику зарубежных стран
г)часть вывоза предпринимательского капитала.
Ответ: а)вложения в экономику той или иной страны с целью получения процента. Исходя из определения: Ссудный капитал – это капитал, который предоставляется в виде ссуды на условиях возвратности с выплатой ссудного процента.
2.Если курс национальной валюты понизится, то это:
а)положительно скажется на условиях экспортной деятельности
б)отрицательно скажется на условиях экспортной деятельности
в)положительно повлияет на интересы импортеров
г)отрицательно повлияет на интересы импортеров
Ответ: а), г) , т.к. выручка экспортеров в национальной валюте увеличится, а цена импортных товаров вырастет, что повлияет на их спрос.
Задача
Ситуация на рынке труда в странах А и В определяется показателями, представленными в таблице.
Страна |
Функция спроса на труд (Dl),млн.чел. |
Функция предложения труда (Sl),млн.чел. |
А |
Dl = 120 - 6Wa |
Sl = 80 + 2Wa |
В |
Dl = 140 - 2Wb |
Sl = 60 + 6Wb |
Здесь Wa и Wb – реальная заработная плата (ден.единиц в час) в странах А и В соответственно.
1) Найдите равновесную ставку реальной заработной платы и объем занятости в обеих странах.
2) Из какой страны в какую будут стремиться уехать наемные работники и почему?
Решение:
1)Равновесие на рынке труда достигается при условии, что все предложение труда равно спросу на труд:
в стране A 120 – 6Wa = 80 + 2Wa
Wa =5 (равновесная ставка реальной заработной платы в стране А)
в стране В 140 – 2Wb = 60 + 6Wb
Wb =10 (равновесная ставка реальной заработной платы в стране B)
Объем занятости:
в стране А: 80 + 2Wa = 80 + 2 х 5 = 90 (млн.чел.)
в стране В: 60 + 6Wb = 60 + 6 х 10 = 120 (млн.чел.)
2) Наемные работники будут стремиться уехать из страны А в страну В, потому что уровень оплаты труда и предложение труда выше.
Список литературы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.