Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Международная экономическая интеграция

Международная экономическая интеграция [14.11.11]

Тема: Международная экономическая интеграция

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 26.70K | Скачано: 374 | Добавлен 14.11.11 в 20:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Вариант 6

План работы

Стр.

Контрольный теоретический вопрос

3

Контрольные тестовые задания

12

Задача

14

Список литературы

16

 

Контрольный теоретический вопрос

1. Международная экономическая интеграция как этап эволюции

мирохозяйственных связей. Важнейшие интеграционные структуры (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.).

Введение

Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. На стыке 20-21 веков она стала мощным инструментом развития мировой экономики и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок.

 Интеграция – это проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается она на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран.  В основе развития международной экономической интеграции лежит принцип кооперировании усилий в экономических, социальных и политических сферах в тех случаях, когда ресурсов одного государства недостаточно.            

Целью данной контрольной работы является ознакомление с понятием международной экономической интеграции, определение ее роли  в международном экономическом процессе. Для этого мы рассмотрим предпосылки  развития МЭИ,  ее этапы, и ознакомимся с важнейшими интеграционными структурами.

 

Глава 1. Сущность и виды (этапы) международной экономической интеграции

Резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы, новые сферы конкуренции и соперничество на традиционных рынках становятся не под силу отдельному государству или корпорации. Это обуславливает необходимость объединения усилий территориально сопряженных стран для укрепления своих позиций в экономике.

Интеграция (лат. integratio) – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-то частей, элементов. Это слово используется в разных областях науки, технике, а также в политике и общественной жизни. В экономическом смысле интеграция подразумевает экономический процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств преимущественно с однотипным строем и одинаковым уровнем развития и рассматривается как качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни. [6.78]

 Международная экономическая интеграцияпроцесс взаимодействия экономик отдельных стран и их внутриэкономических структур, осуществляемый с целью экономической взаимовыгоды. Она происходит в разных формах и на разных уровнях.(ст 106 учебник)

Предпосылками интеграции являются:

- близость уровня экономического развития и степень рыночной зрелости интегрирующихся стран: в процесс интеграции вступают обычно страны  с однотипным общественным строем и примерно одинаковым уровнем развития;

- географическая близость и наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. Позже  к ним подключались другие соседние государства;

- общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества;

- демонстрационный эффект: в странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны;

-«эффект домино»- после того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные,  оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции.

Существует несколько этапов интеграционного процесса. Каждый последующий постепенно развивается из предыдущего. Все эти этапы заключаются в том, что между странами, вступившими в  интеграционный процесс, устраняются определенные экономические барьеры. В итоге формируется общее рыночное пространство со  свободной конкуренцией, благодаря чему все страны только выигрывают, так как увеличивается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль.

 В современной экономической литературе выделяют четыре вида региональной экономической интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

1 этап - зона свободной торговли. Государства – участники ЗСТ договариваются об отмене таможенных тарифов во взаимной торговле товарами. При этом сохраняют национальные таможенные тарифы в отношениях с третьими странами.

 2 этап - образование таможенного союза. Для него, как и для ЗСТ, характерна отмена таможенных тарифов во взаимной торговле между государствами – участниками и единая система нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Осуществляется беспошлинная торговля товарами и полная свобода их перемещения внутри региона.

Таможенный союз требует создания  более развитой  системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Например, в форме межгосударственного секретариата и периодических совещаний министров соответствующих ведомств.

3 этап - создание общего рынка. На этом этапе сохраняются все принципы свободной торговли, характерные для таможенного союза, но к свободному перемещению товаров добавляются обмен услугами и свобода перемещения капитала, рабочей силы и технологий между странами. Для этого типа интеграции необходимо преодолеть различия в национальных законодательствах стран-участниц: хозяйственном, налоговом, валютном, трудовом. Необходимо унифицировать технические стандарты и экологические нормы.

4 этап – образование Экономического союза (ЭС) - высшая форма современной межгосударственной интеграции. Он представляет собой объединение государств на основе единого экономического, правового, военного  и информационного пространства. Страны имеют  единые внешние таможенные тарифы и осуществляют единую торговую, денежно-кредитную и бюджетную политику. Экономический союз унифицирует монетарную и фискальную политику; вводит общую валюту (или фиксированный валютный курс); устанавливает единые налоговые ставки и структуру налогообложения. Страны-члены экономического союза практически утрачивают самостоятельность в принятии решений по основным вопросам экономической политики, что может вести к возникновению некоторых противоречий.

 

Глава 2. Важнейшие интеграционные структуры (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.).

Самым значительным примером экономической интеграции стало формирование и последующее развитие Европейского союза (ЕС). На базе трех ранее самостоятельных региональных организаций – созданного в 1951 Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергетике – было сформировано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), с ноября 1993 года получившее название Европейский союз (ЕС). Основная цель договора была урегулирование денежной и политической систем Европы. С тех пор Евросоюз вырос в нечто большее - теперь это уникальное образование, которое сочетает в себе свойства и международной организации, и государства. На сегодняшний день  ЕС объединяет 27 государств. Среди них – 15 стран Западной Европы, 10 стран Центральной и Восточной Европы и два государства Средиземноморья: Кипр и Мальта. В организациях и структурах ЕС равноправными считаются 23 языка. Основными, "рабочими" языками принято считать французский и английский.

Членом Союза имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: “принципы свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства”.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Цели ЕС - создать экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни, укрепить позиции западно-европейского центра для противоборства с США и Японией на мировом рынке и коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны.     Наиболее важными достижениями Союза является построение общего рынка, на основе которого образован единый внутренний рынок ЕС, строительство экономического и валютного союза. Его основой служит единая денежная единица ЕС – «евро». Важным моментом является разработка и проведение институтами Европейского Союза общей политики в разных областях: общая аграрная политика ЕС, политика конкуренции, иммиграционная, транспортная, экологическая политика и другое.

Основными институтами ЕС являются: Совет министров, Европейский совет, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд.

 Совет министров ЕС – законодательный орган. Совет издает законодательные акты в виде регламентов и директив, имеющих обязательную силу.

Европейский совет – высший политический орган ЕС. Созывается дважды в год, принимает решения по основным вопросам жизнедеятельности ЕС. Такие решения не имеют обязательной силы, но определяют политическую стратегию ЕС, в соответствии с которой действуют Комиссия ЕС и Совет министров ЕС.

Комиссия ЕС – исполнительный национальный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, финансирует находящиеся в ее распоряжении фонды (социальные, региональные, аграрные), самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Цель – приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм.

 Европейский парламент – контролирующий орган. Взаимодействует с советом министров и КЕС, утверждает бюджет.

Европейских суд – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного союза европейских народов” (ст. 1 Договора о Европейском Союзе). Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести единую общеевропейскую валюту - евро - и укрепить роль Союза в мире.

 Значимым интеграционным объединением является НАФТА.17 декабря 1992 г. было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли–НАФТА. Североамериканское соглашение о свободной торговле ( North American Free Trade Agreement)-соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Союза. Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994 года.

 Предпосылки создания: наличие общих географических границ, а также исторически сложившихся хозяйственных связей и транспортных коммуникаций; у Канады и США также наблюдается общность культурных традиций, религии и языка, они обладают примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики.США, Канаду и Мексику объединила общность хозяйственных проблем, а также целей, поставленных перед соглашением НАФТА.

 Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами, также устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения. В течение 15 лет было намечено подойти к слиянию трех национальных рынков, сформировав зону свободной торговли с населением более 370 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 7 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 20%. Кроме того,  было предусмотрено принятие тремя странами аналогичных законов в области окружающей среды и по труду. Соглашение носит строго императивный характер – невыполнение принятых аналогичных законов влечет за собой наказание виновных штрафами или определенными санкциями.

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.

В конце XX века набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. АСЕАН- Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Association of South-East Asia Nations - ASEAN создана в 1967г в Бангкоке. Участниками АСЕАН являются: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам и Бруней, а с 1997г. – Мьянма и Лаос.упил Вьетнам. К 2000 г. в организацию вступили все страны Индокитая).К задачам АСЕАН относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления. Успех взаимного сотрудничества стран в рамках этой группировки связан с бурным экономическим ростом стран – участниц АСЕАН, схожестью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества, т.е  имелись все предпосылки для интеграции. Основными направлениями деятельности АСЕАН являются: сотрудничество в экономической, научно технической, социальной и культурной областях, в сфере финансов, в сельском хозяйстве, транспорте, туризме, телекоммуникациях, охране окружающей среды.    В планах АСЕАН было снизить таможенные пошлины стран участниц, принято решение о создании полноценной  свободной торговли. Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны - устроительницы очередного СМИД.

 В начале января 2007 года лидеры Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) договорились начать разработку регионального устава с целью создания интегрированного блока, схожего по функциям с Евросоюзом. Создание подобного документа позволит странам-членам АСЕАН теснее сотрудничать в борьбе с терроризмом и другими видами преступности. В проекте заявления, итоговая версия которого была опубликована 14 января 2007 года, содержится также призыв к созданию к 2015 году единого экономического сообщества в рамках АСЕАН.

Из значимыми интеграционных объединений можно выделить АТЭС- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество созданное в 1989г - форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. В АТЭС с 1998 года входит Россия.  Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества; МЕРКОСУР – общий рынок стран Южной Америки, возникший в 1991году., и другие.

 

Контрольные тестовые задания

1. Вывоз из страны капитала в ссудной форме означает:

а) вложения в экономику той или иной страны с целью получения процента;

г  б) вложения в экономику той или иной страны с целью получения прибыли;

в) прямые и портфельные инвестиции в экономику зарубежных стран;

г) часть вывоза предпринимательского капитала.

Обоснование ответа:

По определению – «ссудный капитал» – это денежный капитал, предоставляемый  в виде ссуды на условиях возвратности с выплатой ссудного процента. Его вывоз направлен на получение процента от использования капитала за рубежом.

 

2. Если курс национальной валюты понизится, то это:

а) положительно скажется на условиях экспортной деятельности;  

б) отрицательно скажется на условиях экспортной деятельности

в) положительно повлияет на интересы импортеров

г) отрицательно повлияет на интересы импортеров.

Обоснование ответа:

При понижении курса национальной валюты выручка экспортеров увеличится, т.к. продав товар за рубежом и привезя выручку в страну , произойдет ее обмен  на большее количество национальной валюты. И наоборот, импортер должен заплатить большую сумму национальной валюты для приобретения средств оплаты импортной продукции.

 

Задача

Ситуация на рынке труда в странах А и B определяется показателями, представленными в таблице.

Страна

Функция спроса на труд (DL), млн. чел.

Функция предложения труда (SL), млн. чел.

А

DL = 120 – 6 WA

SL = 80 + 2 WA

B

DL = 140 - 2 WB

SL = 60 + 6 WB

где WA и WB  – реальная заработная плата (ден. единиц в час) в

странах A и B соответственно.

1) Найдите равновесную ставку реальной заработной платы и объем занятости в обеих странах.

2) Из какой страны в какую будут стремиться уехать наемные работники и почему?

Решение:

1)Вычислим размер реальной заработной платы в стране А.

Равновесие на рынке труда досигается , когда спрос на труд равен предложению:

120-6Wa = 80+2Wa

120-80 = 2Wa+6Wa

40 = 8Wa

Wa =5 (ден.ед. –реальная заработная плата в стране А.)

2)Аналогично вычислим размер заработной платы в стране В.

140-2Wb = 60+6Wb

80Wb=8Wb

Wb =10 (ден.ед.-реальная заработная плата в стране В.)

3)Найдем объем занятости в стране А, используя функцию спроса , либо предложения:

80+2Wa =80+ 2 х 5 = 90 (млн.человек.)

4) Аналогично вычислим объем занятости в стране В:

60+6Wb = 60 + 6 х 10 = 120(млн.человек.)

Вывод: Наемные работники будут стремиться уехать из страны А в страну В, т.к. в стране В уровень реальной заработной платы и предложение труда выше.

 

Список литературы

  1. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [В. Е. Рыбалкин и др.]; под ред. В. Е. Рыбалкина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 591 с.
  2. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. И. П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 575 с.
  3. Раджабова З. К. Мировая экономика: Учебник. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 26.70K
Скачано: 374
Скачать бесплатно
14.11.11 в 20:09 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе