Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Основные интеграционные группировки мира на примере НАФТА

Основные интеграционные группировки мира на примере НАФТА [19.01.15]

Тема: Основные интеграционные группировки мира на примере НАФТА

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Реферат | Размер: 22.81K | Скачано: 224 | Добавлен 19.01.15 в 17:59 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Оглавление

Введение    3

1. Понятие экономической интеграции    4

2. Североамериканская модель интеграции (НАФТА)    5

3. Цели и задачи НАФТА    8

4. Роль США, Мексики и Канады в НАФТА    9

5. Положительные и отрицательные стороны интеграции на примере НАФТА    14

6. Проблемы НАФТА    15

7. Перспективы развития НАФТА    16

Заключение    18

Список используемой литературы    20

 

Введение

Актуальность темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.

Объектом реферата является международная экономическая интеграция. Предметом – международная экономическая интеграция на примере НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA)).

Целью реферата является проанализировать состояние экономической интеграции на примере НАФТА.

Задачами контрольной работы является:

- определить понятие экономическую интеграцию и североамериканскую модель интеграции;

- определить цели и задачи НАФТА;

- рассмотреть роль США, Мексики и Канады в НАФТА;

- выявить проблемы и перспективы развития НАФТА, а также положительные и отрицательные стороны НАФТА.

 

1. Понятие экономической интеграции

Понятие экономической интеграции – сложное понятие и местами противоречивое, потому как довольно трудно понять с точки зрения какой экономической проблемы следует ее рассматривать. На рубеже XXI века интеграция стала сильным и мощным инструментом быстрого развития региональных группировок. При рассмотрении стран постсоветского пространства, первым успешным примером региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве является Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Примеров интеграции по всему миру очень много; вопрос: приводит ли опыт интеграционных процессов, к поставленным целям страны мира, которые только набирают обороты в плане экономического развития, и пока не входят в число лидирующих стран мира в этом плане. Ведь целью каждой экономики является улучшение благосостояния народа, проживающем в нем, а так же стабильный рост различных сфер и секторов экономики. Интеграция стран имеющих одинаковый потенциал может привести к идеалу благополучия и сотрудничества, но интеграции менее равномерно развитых регионов, их не эффективный метод использования ресурсов может являться фактором, тормозящим процесс достижения того самого идеала. [1, с. 17]

Экономическая интеграция — это процесс взаимопроникновения, срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей на микро- и макроуровнях. Интеграционные процессы охватывают прежде всего страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков — регионализацию мировой экономики.

Главной предпосылкой интеграции стран является примерно одинаковый уровень экономического развития, совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность). Основные макроэкономические показатели — ВВП на душу населения, темпы роста ВВП, его отраслевая структура, уровни инфляции,безработицы, процентных ставок, уровень производительности труда и заработной платы — не должны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция экономически развитых стран. Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях. 

Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.

Третья предпосылка — наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

К предпосылкам можно отнести так называемый демонстрационный эффект, когда успех интеграции стимулирует другие страны к вхождению в экономический блок. То же относится к «эффекту домино» — чем больше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их к интеграции. [7, с.34].

 

2. Североамериканская модель интеграции (НАФТА)

НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA)) — комплексное региональное соглашение, объединяющее три страны, находящиеся на разных уровнях экономического, социального и политического развития; регулирует их отношения в различных аспектах — торговле товарами и услугами, инвестиционном сотрудничестве, охране интеллектуальной собственности, экологии. Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 г. и вступило в силу 1 января 1994 г. с целью плавного сокращения торговых барьеров в различных отраслях экономики США, Канады и Мексики для обеспечения и облегчения доступа товаров и услуг на рынки стран-участниц и формально означало единую континентальную систему свободной торговли. НАФТА — зона свободной торговли, все условия которой распространяются только на членов НАФТА, а по отношению к третьим странам каждое государство вырабатывает самостоятельную внешнеэкономическую политику.

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США экономическим потенциалом. Торгово-экономические отношения между Мексикой, США и Канадой, как показывает исторический опыт, являются главным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса. Для каждой страны НАФТА имеет ряд преимуществ. [1, с.17].

Интеграционные процессы в рамках НАФТА оказали существенное влияние на экономики США, Канады и Мексики. Интеграционное объединение НАФТА, которое в настоящее время является одной из крупнейших зон свободной торговли в мире, демонстрирует явные преимущества от либерализации торговли. Соглашение внесло значительный вклад в экономический рост и повышение уровня жизни населения во всех трех странах. В ходе углубления интеграции страны учредили совместные предприятия по производству товаров и услуг, что позволило канадским, мексиканским и американским фирмам упростить доступ к технологиям, снизить издержки производства, а также активизировать сотрудничество во взаимных рамках с целью укрепления позиций этих стран на международных рынках. [1, с.18].

Однако благотворное влияние интеграции в рамках НАФТА на экономики стран-партнеров неравномерно, больший экономический эффект получают США, имеющие самый емкий внутренний рынок в объединении. США являются экономическим и политическим лидером в группировке, и как следствие, наиболее интенсивные торгово-экономические связи установились между США-Канадой и США-Мексикой, и более слабые связи между Канадой и Мексикой. Канада и Мексика являются скорее конкурентами на американском рынке товаров, услуг, рабочей силы и соперниками по привлечению инвестиций и технологий из США. Но в последнее время, благодаря позитивному влиянию североамериканской интеграции, между Канадой и Мексикой также растет уровень экономической взаимозависимости и интенсивность взаимовыгодного сотрудничества. [1, с.18].

Инициатором и лидером объединения являются США, которые совместили свою финансовую и инновационную мощь с богатейшими природными и дешевыми трудовыми ресурсами Мексики, принципиально расширили рынки сбыта американской конкурентоспособной продукции. Американские ТНК пронизывают всю Северную Америку. Не последнюю роль играют геополитические амбиции США, которые рассматривают Мексику, как ворота в Латинскую Америку — старт для создания панамериканской зоны свободной торговли, охватывающей весь американский континент (FTAA).

Выигрыш Мексики в том, что устремившийся из США поток капитала, в особенности прямые инвестиции, позволили преобразовать экономику, дали импульс к развитию инфраструктуры (дорог, мостов, телекоммуникаций и др.). На севере Мексики главными хозяйственными единицами стали «макиладорас» — сборочные предприятия американских ТНК. Это позволило Мексике резко увеличить объемы экспорта готовой продукции в США. [6, с.16]

Круг ведения трехстороннего договора включает в себя:

- устранение барьеров в торговле товарами и услугами;

- создание системы защиты прав интеллектуальной собственности;

- либерализацию инвестиционных потоков (недискриминационный режим);

- формирование механизма урегулирования споров между странами-членами.

Снижение тарифов происходит поэтапно, с сохранением протекционистских мер для «особо чувствительных товаров» каждой из стран. До сих пор сохраняются изъятия (исключения) из правил свободной торговли, особенно для сельскохозяйственной продукции. Так, Мексика защищает от импорта отечественное производство фасоли, США — овощи и фрукты, Канада — молочные продукты. Под изъятия в сфере услуг подпадают перевозки (авиа, морские, наземные), радиовещание, здравоохранение, юридические услуги и некоторые другие.

Важно, что в рамках НАФТА установлены общие правила определения страны происхождения товара. Это страна, где товар подвергся существенной переработке, а доля местного компонента не ниже 50%.

Соглашение не предусматривает создание таможенного союза, хотя включает элементы, выходящие за рамки Зоны свободной торговли. В НАФТА нет постоянно действующих наднациональных органов. Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами государств-партнеров. Основные положения Соглашения сводятся к устранению тарифных барьеров в торговле товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой.

 

3. Цели и задачи  НАФТА

Очень важно отметить, что все три государства — члена ассоциации руководствовались различными мотивами создания регионального экономического блока Северной Америки; при этом свою определенную роль сыграли экономические, политические и социальные соображения.

Однако, несмотря на это, в чисто экономической сфере государства преследовали похожие задачи, а именно: повышение национальной конкурентоспособности, использование преимуществ «экономики масштаба», снижение трансакционных издержек, стимулирование притока прямых иностранных инвестиций, получение для национальных производителей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, получение доступа на более емкий рынок за счет соседних стран, усиление позиций на мировом рынке, формирование благоприятной внешнеполитической среды, совместное противостояние вызовам глобализации и т.д.

Согласно ст. 102 Договора, целями создания НАФТА явились следующие положения:

1. Устранение торговых барьеров и облегчение международного движения товаров и услуг между территориями сторон (Канада, Соединенные Штаты, Мексика).

2. Продвижение условий справедливой конкуренции в области свободной внешней торговли

3. Увеличение инвестиционныхвозможностей территорий.

4. Обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой стороны.

5. Создание эффективных процедур для реализации соглашений, работы объединенной администрации и принятия решений.

6. Определение рамок для дальнейшего трехстороннего, регионального, и многостороннего сотрудничества ради увеличения и расширения выгод от соглашения. [5, с.24].

Следует отметить, что, несмотря на все договоренности между странами-участницами, в рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, поскольку создание таможенного союза не предусмотрено. Тем не менее, содержание договора существенно превосходит цели формирования простой зоны свободной торговли товарами.

В целом, соглашение о НАФТА представляет собой комплексный договор, который своей целью ставит не только плавное сокращение торговых и инвестиционных барьеров практически во всех отраслях экономик стран-участниц в течение 15 лет, но включает также вопросы инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, экологических аспектов, трудового сотрудничества и межгосударственного механизма разрешения споров.

 

4. Роль США, Мексики и Канады в НАФТА

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) вошло в силу в январе 1994 г., результатом чего стало создание одного из самых крупных торговых блоков на земле, объединившего все три государства Северной Америки. В известном смысле оно было продолжением более раннего соглашения о свободной торговле, существовавшего между США и Канадой. Вступление в НАФТА имело для Мексики колоссальное экономическое и политическое значение. Хотя создание торгового блока было проявлением общемировой тенденции к экономической интеграции, каждая из центростремительных сил, участвовавших в процессе его строительства, исходила из собственных конкретных экономических интересов. Мексиканская правящая элита рассчитывала посредством вступления в НАФТА решить ряд острейших народнохозяйственных проблем, таких как привлечение иностранных капиталовложений и новой, передовой технологии, обеспечение надежных рынков для мексиканских экспортных товаров, увеличение занятости работоспособного населения и др. Для достижения этих целей Мексика должна была доказать северным соседям стабильность своей экономики и последовательность своей экономической политики. Вхождение в зону свободной торговли с США и Канадой было для Мексики сопряжено с немалым риском быть просто поглощенной северными гигантами, ведь по объему производства ее экономика составляет лишь 5% от показателя США. Но потенциальные выгоды были слишком велики.

Североамериканское соглашение о свободной торговле предусматривает регулярные консультации стран-участниц по проблемам взаимного интереса, включая регулирование в области здравоохранения (чтобы уменьшить разрыв в стоимости рабочей силы), субсидирование производства в ряде отраслей, стандартизацию правил установления происхождения товаров, установление стандартов качества, а также создание легальных процедур компетентных органов для разрешения коммерческих споров.

Особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям. [6, с.16].

Также стоит отметить, что внутри НАФТА, в отличие от ЕС (Европейский Союз) и АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом. [3, с.45].

Однако, Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

- в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

- перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.

Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.

Критики мексиканского членства в НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.

Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.

Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.

Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе. [6, с.20].

Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.

В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведет к повышению темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии одновременного выполнения всех его положений. Такой скромный эффект объясняется, с одной стороны, сравнительно низкими барьерами в торговле и активной инвестиционной деятельности между США и Канадой еще до заключения соглашения, что благоприятствовало взаимному перемещению товаров и услуг, а с другой – относительно небольшим размером экономики Мексики по сравнению с американской и канадской. Для Мексики выгода, по наиболее оптимистичному прогнозу, оценивается в 11% роста ВВП.
Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и Мексики. [3, с.45]

 

5. Положительные и отрицательные стороны интеграции на примере НАФТА

Одним из главных позитивных последствий реформирования национальной экономики, связанной с членством в НАФТА, стала приватизация государственной собственности, дерегулирование, снижение государственной поддержки для некоторых малоэффективных отраслей мексиканской экономики, в том числе - и сельского хозяйства. Среди других положительных эффектов влияния НАФТА на экономику Мексики можно назвать следующие:

1. Рост объемов торговли. Так, двусторонняя торговля между Мексикой и США выросла более чем в четыре раза со времени подписания Соглашения.

2. Повышение инвестиционной привлекательности. Соединенные Штаты являются крупнейшим инвестором ПИИ в Мексику. Кроме того, американские компании около 50% инвестиционных средств вкладывают в мексиканские макиладорас-предприятия, которые собирают конечный готовый продукт из американских комплектующих для их обратного экспорта в США в рамках свободных экономических зон промышленно-производственного типа. Инвестиции в экономику Мексики помогли повысить эффективность американского производства. Многим компаниям-производителям удалось сократить издержки производства благодаря переводу сборки своей продукции на предприятия макиладорас.

3. Рост занятости. После подписания Соглашения, положение на мексиканском рынке занятости было менее стабильным, чем на американском. По данным Секретариата Министерства экономики Мексики, в экспортноориентированных компаниях уровень заработной платы выше на 37%, чем в компаниях, работающих на внутренний рынок.

4. Либерализация энергетики. Мексика является 6-м по значению в мире производителем сырой нефти и 2-м поставщиком нефти в Соединенные Штаты.

5. Либерализация грузоперевозок. Другим важным вопросом является либерализация транспортной отрасли. В Соглашении предусматривается свободное пересечение границы американскими и мексиканскими автоперевозчиками.

Среди эффектов североамериканской интеграции, отрицательно сказывающихся на экономике Мексики, можно назвать:

- разорение мелких и средних мексиканских предприятий в результате переноса американских и канадских трудоемких и «грязных» производств в Мексику;

- субсидирование американского сельскохозяйственного экспорта в Мексику, вследствие чего происходит разорение фермерских хозяйств;

- нарастающий разрыв в уровне доходов среди разных слоев мексиканского населения.

Однако все эти негативные эффекты интеграции носят краткосрочный характер. Экономическая интеграция в рамках НАФТА — это длительный и сложный процесс, но преодоление проблем имеет первостепенное значение. В долгосрочной перспективе открытость экономики для внешней торговли, формирование благоприятного инвестиционного климата и емкого растущего внутреннего рынка позволят Мексике повысить привлекательность для иностранных инвесторов. Мексиканские производители получили свободный доступ на емкие рынки США и Канады, что является важным фактором роста объема промышленного производства.

 

6. Проблемы НАФТА

В апреле 1999г. Комиссия договора о зоне свободной торговли в Северной Америке опубликовала данные о том, что США за 5 лет существования НАФТА за счет роста экспорта в страны-партнеры получили 14,8 млн новых рабочих мест, в то время как Мексика — 2,2 млн, а Канада —1,3 млн. Многие аналитики считают, что в США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика. Различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, продолжают опасаться перемещения деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами; кроме того, поток иммигрантов из Мексики уже достигает 300 тыс. человек в год. Торговые вопросы и давление глобальной экономической взаимозависимости вызывают крупные политические дебаты: будут ли созданы новые рабочие места в США или, наоборот, они сильно сократятся, уменьшится ли заработная плата американских рабочих, вырастет ли дефицит федерального бюджета; хотя при этом процесс реализации соглашения проходит достаточно спокойно в атмосфере относительного экономического подъема. Свободная торговля считается причиной растущего неравенства экономик Канады и Мексики с экономикой США, так же как и сокращения программ социальной поддержки в этих странах, продолжающегося переложения налогового бремени с корпораций на граждан, высокого уровня безработицы, дальнейшего обнищания беднейших провинций и штатов. Однако уровень безработицы в США в 1999г. составил 4% по сравнению с 7,5% в 1992г., за пять лет с 1994г. Создано 15 млн новых рабочих мест. [5, с.80].

 

7. Перспективы развития НАФТА

С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами — Северной Америкой, Западной Европой и Японией — но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.

Для Мексики интеграция в зону свободной торговли произошла болезненно, в отличие от США и Канады, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.

Критики обращают внимание на некоторые отрицательные последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц — в частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является американская корпорация «Дженерал Моторс». Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих производственных мощностей из США в Мексику. Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.

Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001. [5, с.79]

Хотя НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая история знает и примеры торговых «войн», когда члены НАФТА не могли договориться о мерах регулирования торговли. Так, в 1996—1997 шли «лососевая война» между Канадой и США, «яблочная война» Мексики против американских экспортеров, «помидорная война» Мексики с США.

Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» — своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

 

Заключение

В ходе реферата была раскрыта сущность Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Также были определены объективные предпосылки, цели и задачи интеграционных связей в североамериканском регионе.

Определив предпосылки развития интеграционных связей в Северной Америке, становится ясно, что объединение трех стран было обусловлено рядом факторов. Среди которых и общность культуры, и географическое положение, и желание поднятия экономического уровня, и наличие взаимодополняющих структур экономики.

Изучив положение стран в НАФТА можно с уверенностью говорить о том, что США занимает главенствующую роль в данном соглашении. Это неудивительно, ведь благодаря США НАФТА обладает мощным экономическим потенциалом. Главное отличие НАФТА от других интеграционных группировок – экономическая зависимость США, Канады и Мексики. Участники НАФТА находятся на разных уровнях экономического развития.

Определив и проанализировав положительные и отрицательные стороны интеграции в рамках НАФТА, можно определить выгоды стран-участниц, а также те аспекты, которые удерживают страны в данном интеграционном блоке.

В результате реализации Североамериканского соглашения о свободной торговле улучшились макроэкономические показатели стран-участниц. Мексика смогла ускорить темпы социально-экономического развития, а также соглашение позволило модернизировать экономику. У Мексики появилась возможность выхода на американский рынок. Был увеличен приток иностранных инвестиций, что способствовало твёрдому экономическому росту страны.

НАФТА – одно из наиболее значительных интеграционных объединений в мире. Создание зоны свободной торговли позволило укрепить взаимную дружбу и сотрудничество США, Канады и Мексики. А также посодействовало развитию мировой торговли, созданию надёжного рынка для товаров, услуг и капиталов, устранению всяческих препятствий в торговле, установлению взаимовыгодных норм ведения торговли в этих странах.

 

Список используемой литературы

1. Байногаева А.А., Макаметжан З.А., Баймагамбетова А.А., Джумасеитова А.К. Оценка экономической интеграции НАФТА в рамках S-time-distance // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7 (1). – С. 17-19.

2. Булатов А.С. Мировая экономика: Учебник для вузов.- М.: Экономист, 2007.

3. Даркин А.В. Интеграция в рамках НАФТА.-Научный электронный журнал «Региональные исследования».- №2.-2010. - 45 с

4. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000.

5. Интеграция в Западном полушарии /Отв. ред. А.Н. Глинкин. М.: ИЛА РАН. 2004. - с.80

6. Комкова Е.Г. Новый этап канадо-американской интеграции // США и Канада. – 2008. - №5(461). – С.15 – 30.

7. Кудров В.М. Мировая экономика. Учебник. - М: Юстицинформ, 2009. - 106 с.

8. Якобсон А.Я., Максимов И.М. Лекции по мировой экономике: Учебное пособие. - Иркутск: ИрГУПС, 2006. - 87 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 22.81K
Скачано: 224
Скачать бесплатно
19.01.15 в 17:59 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе