Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »
Тема: Проблемы экономической интеграции капиталистических стран
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.57K | Скачано: 296 | Добавлен 11.05.11 в 18:58 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2011
Содержание
Введение 3
1 История становления и развития ЕЭС 4
2 ЕЭС («Общий рынок») как механизм национального межгосударственного регулирования социально-экономических процессов 6
2.1 Компетенция ЕС и основные направления деятельности 7
2.2 Экономический и валютный союз 8
2.3 Институты ЕС и процесс принятия решения 9
3 Три центра мирового капитализма 12
3.1 Большая восьмёрка и её роль в экономике 14
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Существование и развитие современных государств невозможно без их взаимодействия. Для таких взаимодействий создаются международные организации, которые не только регулируют отношения между государствами, но и принимают решения по таким глобальным вопросам, как: экология, вопросы войны и мира.
Экономическая интеграция - взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.
На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.
Каждая сторона, в процессе интеграции пытается решить свои собственные проблемы, в частности: желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта; улучшить условия торговли; привлечь прямые зарубежные инвестиций. Так же важны и неэкономические цели: налаживание более дружественных взаимоотношений, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях.
Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). [2, с. 508-509]
За исторически короткий срок ЕС превратился в один из ведущих мировых экономических центров. В настоящее время на его долю приходится 1/3 мирового товарооборота стран с рыночной экономикой, а совокупный экспорт превосходит экспорт США в 3,6 раза, Японии – в 3,8 раза. ЕС также превзошёл показатель США по объёму промышленного производства и располагает сегодня половиной мировых валютных резервов. Столь динамичное развитие государств Общего рынка обусловлено во многом опасением европейских стран превратиться всвоего рода «технологическую периферию» США и Японии. Поэтому эти страны объединили усилия на приоритетных направлениях научно-технического развития и внедрения результатов современных разработок и производство. Так. Например, в рамках программы «Эврика» в 1980 – 1990-е гг. осуществлялось сотрудничество в области микропроцессорных разработок (программа Еврооборот), систем связи (программа Евроком), биотехнологий (программа Евробио), создание новых материалов (программа Евромат) и т.д.
Одной из наиболее характерных черт европейской интеграции является её институционализация. Главным субъектом интеграции выступают национальные государственные институты, формирующие межгосударственные структуры, о чём свидетельствуют основные её вехи: в 1950 г. создана Европейская платёжная система с искусственной расчётной единицей EUA; в 1951 г. подписан договор создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС); в 1957 г. подписан Римский договор о создании Европейского экономического союза (ЕЭС) и договор о создании европейской комиссии по атомной энергии (Евроатом); в 1958 г. ведущие европейские страны одновременно вводят режим конвертируемости валют; в 1965 г. – «шестёрка» Общего рынка создаёт Европейское сообщество, которому делегируются управляющие функции ЕОУС, ЕЭС и Евроатома; в 1979 г. образована Европейская валютная система с единой расчётной единицей ЭКЮ; в 1992 г. подписано Маахстрихтское соглашение, учреждающее Европейский союз; в 1999 г. было принято решение о введении единой валюты; в 2002 г. была введена единая валюта евро.
Успехи ЕС являются притягательной силой для интеграции в это объединение других стран. По существующим критериям страны, вступающие в ЕС, должны быть, во-первых, европейскими с демократическими режимами; во-вторых, иметь функционирующую рыночную экономику, а также принять законодательство ЕС; в-третьих, осуществлять внешнюю политику сообщества, в том числе в вопросах безопасности. Экономическая интеграция стран ЕС с другими европейскими странами осуществляется в рамках Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Следует отметить, что настоящее время ЕС является самодостаточным объединением, вхождение в которое новых участников затруднено именно этим обстоятельством. [1, с. 342-343]
Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.
Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА).
ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции – создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики.
Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза.
В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.
Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.
Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:
– внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);
– принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;
– формировании общей внешней и оборонной политики Союза.
Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001.[4]
2.1 Компетенция ЕС и основные направления деятельности
Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.
При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»):
– «первая опора» – Экономический и валютный союз (ЭВС);
– «вторая опора» – Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);
– «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия. [4]
2.2 Экономический и валютный союз
До создания Экономического и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке и исследованиям и т.д.) или микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например – в области охраны труда). В 1990-х по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического регулирования.
Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие критерии конвергенции, необходимые для введения единой валюты – евро, регулирующие предельные уровни:
– инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
– процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
– дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
– государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
– в течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.
Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию правительства ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита предельных 3% исправлять положение в течение года или предусматривал финансовые наказания в виде штрафа до 0,5% ВВП.
Формирование ЭВС происходило в три этапа и завершилось введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки.
Внутри ЭВС экономический и валютный элементы интеграции органически связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не может функционировать при существенно различающихся национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п. [4]
2.3 Институты ЕС и процесс принятия решений
Для реализации своей политики ЕС имеет разветвленную институциональную структуру, элементы которой формируются двумя способами: одни институты состоят из лиц, действующих в качестве официальных представителей государств-членов; другие – из лиц, предлагаемых национальными правительствами, но действующих от имени всего Сообщества. В настоящее время главными органами управления ЕС являются: Европейский совет, Совет ЕС, Европейская комиссия, Европейский парламент и Суд. Имеются также вспомогательные и консультативные органы: Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и Счетная палата (или Палата аудиторов).
В состав Европейского советавходят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии. По регламенту, Европейский совет заседает дважды в год, а фактически – четыре раза в год (по две встречи на каждое полугодовое председательство страны-члена). В ходе этих встреч обсуждаются общая ситуация и важнейшие политические проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера. В случае необходимости созываются также внеплановые заседания, посвященные, как правило, одному крупному вопросу, требующему принятия политического решения. Заседания происходят под председательством главы или премьер-министра того государства, которое в данное полугодие председательствует в Совете. Итоги дискуссий и принятые решения доводятся до всеобщего сведения в виде соответствующих политических заключений председательствующей стороны (Presidencyconclusions). [3, с. 82-85]
Европейская комиссия– исполнительный орган ЕС, обладающий одновременно правом законодательной инициативы. Она разрабатывает законодательные предложения и направляет их в Совет, контролирует дальнейший процесс законотворчества; следит за применением законодательных актов, принятых Советом. Она вправе принимать самостоятельные решения в таких сферах как сельское хозяйство, торговля, конкуренция, транспорт, функционирование единого внутреннего рынка, защита окружающей среды и др.; исполняет бюджет и управляет фондами ЕС. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).
Комиссия собирается один раз в неделю в Брюсселе. [3, с. 95-97]
Европейский парламент– консультативно-законодательный орган ЕС, состоит из представителей государств-членов, избираемых прямым голосованием в этих странах. Осуществляет функции консультаций и контроля; утверждает бюджет и заключает межгосударственные соглашения; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС.Комиссия подотчетна Парламенту. Ему отведена ведущая роль при назначении председателя и членов Комиссии. Парламент контролирует деятельность Совета посредством рассмотрения программ и отчетов председательствующего в Совете государства.
Ежемесячные пленарные сессии проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания комиссий – в Брюсселе. Генеральный секретариат работает в Люксембурге.[3, с. 85-92]
Суду Европейских Сообществ подведомственны все вопросы, связанные с исполнением норм права Сообщества. Решения Суда не могут быть оспорены и подлежат безусловному исполнению.
Место пребывания – Люксембург. [3, с. 97-101]
Экономический и социальный комитет – консультативный орган ЕС. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).
Комитет собирается один раз в месяц в Брюсселе. [3, с. 102-103]
Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС.Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.
Пленарные сессии проходят в Брюсселе пять раз в год. [3, с. 103]
Интеграция как ведущая тенденция мирового развития сопровождается острой конкурентной борьбой между тремя центрами деловой активности – США, Западной Европой и Японией. В свою очередь, усиливающаяся конкуренция в известной мере стимулирует процесс интеграции внутри трёх центров, постоянно подталкивает их к расширению орбиты своего влияния.
В конкурентной борьбе за рынки и сферы влияния каждый из трёх центров опирается на преимущества своего положения в масштабе мирового хозяйства. Так, США располагают мощнейшим производственным и научно-техническим потенциалом, ёмким внутренним рынком, необходимым набором природных ресурсов, занимают весьма удобное геополитическое положение, располагают огромными зарубежными капиталовложениями. Следует особо учесть мощь американских ТНК, на базе которых действует «вторая экономика» за пределами страны, а также превосходство США в военной области.
Западно-европейский центр использует широко развитые внутрирегиональные связи, тесное переплетение взаимодополняющих структур, своё лидирующее положение в области интернационализации производства и капитала. Кроме того, страны Западной Европы интенсивно используют давние связи с бывшими колониями в Африке, Азии, Средиземноморье, Тихоокеанском и Карибском бассейнах.
Третий центр, не располагая многими факторами своих конкурентов, делает упор на эффективном применении иностранных технологий, а в последнее время прилагает усилия к созданию собственных, а также стремится к рациональному использованию импортируемых ресурсов. Особое внимание уделяется приспосабливаемости хозяйственного потенциала центра к современным требованиям, его мобильности, концентрации научно-технических сил в сфере наукоёмких производств, росту производительности труда, снижению издержек, дизайну. Азиатско-тихоокеанский центр деловой активности в силу преимущественно экспортной ориентации экономик стран-участниц, и прежде всего Японии, проявляет наибольшую активность на внешних рынках.
До конца 1960-х гг. США сохраняли экономическое, финансовое и технологическое превосходство над остальными двумя центрами. В течение 1970 – 1980-х гг. их монопольное положение по многим позициям было утрачено или поколебленно. Например, Япония в 1980-е гг. вышла на второе место в мире по общему объёму производства, догнала США по размерам экспорта, а по душевому производству в 1988 г. она обогнала США. За четверть века доля США в совокупном валовом продукте развитых стран сократилась с 53% (в 1960) до 41% (в середине 1980-х), продолжая снижаться в 1990-е гг., в то время, как доля Западной Европы выросла соответственно с 35 до 36%, а Японии – с 5 до 15%. Усиливается давление на США и в области экспорта капиталов, особенно со стороны Японии.
Изменение позиций трёх центров деловой активности является результатом конкурентной борьбы на мировом рынке.Оно показывает, что ни одна страна, ни один из центров деловой активности сегодня не в состоянии обеспечить себе абсолютного лидерства по большинству параметров, как это было в XVIII – XIX вв. Занять лидирующие позиции в условиях неизмеримо углубившегося процесса международного разделения труда и интеграции можно лишь в некоторых сферах мировой экономики, что и подтверждает результаты соперничества трёх центров деловой активности. [1, с. 345-347]
Япония поддерживает близкие экономические и военные отношения с Соединёнными Штатами Америки. Их основой служит договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией. По масштабам торговых взаимоотношений США и Япония представляют крупнейшую "пару" в мире, уступающую только "паре" США-Канада. Япония так же поддерживает активные политические и экономические связи с ЕЭС.
3.1 «Большая семёрка» и её роль в экономике
Термин «большая семёрка» возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как "GreatSeven" («большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как "GroupofSeven" («группа семи»). Впервые употребление термина зафиксировано 21 января 1991 года в статье газеты «Коммерсантъ» «Прибалтика обошлась Горбачеву в 16 млрд долларов». С присоединением России в 1997 году группу стали называть «большая восьмёрка».
Большая семерка (или восьмерка), согласно большинству определений, это группа восьми самых промышленно развитых стран мира. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.
«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.
Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия». По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций. [5]
Заключение
В настоящее время ЕЭС представляет самый крупный в мире общий рынок, охватывая население 320 миллионов человек.
Быстрый экономический рост ЕЭС и масштабы его влияния на международную жизнь превратили его в один из основных центров современного мира. ЕЭС – крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти одна пятая часть мировой торговли. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам. ЕС поддерживает дипломатические отношения в общей сложности со 130 странами мира. Европейский Союз объединяет уже 27 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного сотрудничества на основе общих экономических, политических и социальных целей. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютного союза. Создание единого рынка для более чем 450 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по вопросам безопасности. Создание и развитие Европейского союза раскрывает более широкие возможности сближение всего человечества и способствует наиболее быстрому развитию цивилизации.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.