Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Антиинфляционная политика государства
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 36.16K | Скачано: 358 | Добавлен 01.10.10 в 15:08 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Киров 2009
Содержание.
Введение 3 – 4
Глава 1. Социально – экономические последствия инфляции 5 – 19
1.1. Понятие «инфляция» 5 – 6
1.2. Причины появления инфляции 6 – 8
1.3. Последствия инфляции 8 – 12
Глава 2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики 13 – 19
Глава 3. Особенности антиинфляционной политики в России 20 – 24
Практикум 25 – 26
Заключение 27 – 28
Список используемой литературы 29
Введение.
Ты многое забыл, – проворчал Странник. – Ты забыл
про передвижные излучатели, ты забыл про Островную
Империю, ты забыл про экономику… Тебе известно,
что в стране инфляция?..
Тебе вообще известно, что такое инфляция?
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
«Обитаемый остров»
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта.
Переломный период истории России характеризуется огромной инфляцией во всех формах и видах. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной.
Цель моей работы заключается в детальном изучении антиинфляционной политики государства.
Работая над данной темой, я поставила перед собой две основные задачи – это рассмотрение термина «инфляция», его феномен и исследование особенностей антиинфляционной политики государства.
Так же передо мной стоит задача проанализировать, систематизировать и упорядочить материал по данной теме, сравнить различные точки зрения на проблему, а также связать изложенную теорию с практикой российских реформ.
Что же есть инфляция на самом деле? Что она влечёт за собой? Существуют ли методы борьбы с ней? И нужно ли вообще бороться с инфляцией? Каковы особенности антиинфляционной политики в России? На эти и многие другие вопросы я попытаюсь дать ответы.
Изучая информацию по теме антиинфляционной политике, мною были использованы такие методы как: исследовательский, поисковой, библиографический, экономико-статистический, аналитический и логический. С их помощью я смогла переработать информацию и внести ее в свою работу.
Глава 1. Социально – экономические последствия инфляции.
Прежде чем выявлять последствия инфляции, мне бы хотелось, для начала, прояснить само понятие инфляции и какие причины приводят к ее появлению.
1.1. Понятие «инфляция».
Понятие «инфляция» неотделимо от понятия «деньги». В современном рыночном хозяйстве жизнь отдельных людей и человечества в целом в еще большей степени зависит от денег, чем в древности, средневековье или в период капитализма и свободной конкуренции. Именно деньги противостоят миру товаров и услуг, а соответствие между денежными и товарными мирами является одной из характеристик благополучия общества − состояние динамического макроэкономического равновесия. Как и сами деньги, процесс их обесценивания известен человечеству с незапамятных времен. В экономической истории первые признаки инфляции были замечены еще во времена Александра Македонского. В период его завоеваний хлынувшие в Грецию сокровища персидских царей привели к временному обесцениванию золотых и серебряных монет.
Современный термин инфляция (от латинского слова inflatio − вздутие, разбухание, разводнение – снижение покупательной способности денег, их обесценение) был позаимствован из медицины. Применительно к денежному обращению это слово стали употреблять лишь в XIX веке в период гражданской войны в США 1861−1864 годы. К концу войны казначейские обязательства США обесценились сразу на 60%.
Инфляция является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Проявлением инфляции является повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, то есть это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
Инфляция представляет собой проблему номер один в экономике, так как она трудно излечима и ее сложно контролировать, а так же, если есть инфляция, то будут существовать и другие макроэкономические проблемы.
В большинстве стран мира уровень инфляции один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Инфляцией называется не каждый рост цен, а только тот, который охватывает большинство товаров и услуг и наблюдается в течение длительного периода времени.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
1.2. Причины появления инфляции.
Есть множество причин инфляции, однако, в каждой стране складываются свои социально-экономические условия ее возникновения. В мировой экономической литературе обычно выделяют внешние и внутренние причины инфляции.
Причины инфляции.
Внешние причины |
1. Интернационализация хозяйственных связей: наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров. Центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении. 2. Мировые экономические кризисы, сопровождающиеся ростом цен на сырье. Так, мировой структурный кризис 70-х годов XX столетия вызвал рост цен на природные ресурсы в 7 раз, в том числе на сырую нефть – в 20 раз. В результате цены на готовую продукцию резко подскочили в Японии, США, Западной Европе. Этот фактор имеет большое значение, например для Белоруссии, экономика которой на 90% и более зависит от импорта топливно-энергетических ресурсов. Рост цен на них является одной из главных причин раскручивания инфляционной спирали. |
Внутренние причины |
1. Дефицит госбюджета. Если он покрывается займами Центрального банка страны, количество денег в обращении резко возрастает, но оно не подкреплено выпуском товаров, что ведет к инфляции. 2. Отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег, что приводит к появлению денежной массы, не обеспеченной товарами. 3. Появление монополий и профсоюзов. Первые стремятся к высоким ценам на свой товар, а профсоюзы в ответ – к повышению заработной платы. 4. Чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например, в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта. 5. Структурные нарушения в экономике – диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства и др. факторы. 6. Инфляционные ожидания, являющиеся одним из основных факторов инфляции. Когда начинается инфляция, население планирует свое поведение в ожидании дальнейшего роста цен. Оно начинает приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Спрос начинает стимулировать предложение, что подстегивает рост цен. Высокая зарплата, обусловленная предшествующими ожиданиями, стимулирует дальнейший рост цен. Она блокирует усилия правительства по снижению темпов инфляции. |
Инфляцию могут вызвать любые структурные нарушения в экономике, приводящие к диспропорциям между спросом и предложением, потреблением и накоплением, доходами и расходами государства.
1.3. Последствия инфляции.
Уходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний на ход экономического развития. Она сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Чем выше темп инфляции, тем ниже уровень безработицы. Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждены заниматься поиском работы. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения.
Каковы же социально-экономические последствия инфляции? Отметим сразу, что их много, и они затрагивают широкий спектр экономических, социальных и политических отношений. Укажем важнейшие из них.
1. Инфляция деформирует рыночный механизм, поскольку цены перестают отражать реальные потребности субъектов рынка и их динамику. Так, из-за инфляционных ожиданий начинается массовая закупка товаров, но это не означает, что у людей действительно есть потребность в приобретении 3-4 телевизоров, десятках мешков сахара и тому подобного.
2. Инфляция приводит к возникновению перераспределительных эффектов в экономике: одни группы населения страдают от инфляции больше, другие — меньше. Более того, мы можем сказать, что в условиях инфляции могут быть выигравшие и проигравшие. Так, лица, имеющие фиксированные заработки (бюджетники) страдают больше тех, кто может поднять цены на свои товары и на услуги своего труда (предприниматели). Кредиторы, одалживая определенную сумму денег, в условиях инфляции получат ее обесценившимися деньгами, в то время как должники окажутся в выигрыше от этого. Относительные цены на товары в условиях инфляции изменяются неравномерно. При этом многие товары первой необходимости — продовольственные товары, входящие в любой потребительский набор, — отличаются неэластичным спросом. Это значит, что при повышении цен потребление этих подорожавших товаров сократится незначительно. Рост цен на хлеб и молоко сильнее ударит по бедным, чем по богатым слоям населения.
Не в одинаковой степени инфляция наносит ущерб богатству, которым обладают различные группы населения. Так, в большей степени терпят ущерб те, кто держит сбережения в виде наличных денег и на текущих депозитах. В меньшей степени страдают от инфляции владельцы акций — они надеются хотя и на инфляционное, но все-таки повышение дохода (рост дивидендов, выплачиваемых по акциям). Потери владельцев денежных средств (наличных денег и депозитов) в результате инфляции называются инфляционным налогом. Ежегодный темп инфляции выступает как своеобразная налоговая ставка. Например, у вас имеется запас наличных денежных средств в сумме 1000 рублей, а годовой темп инфляции составляет 12%. Это означает, что за год вы как бы уплатили 12% от 1000 рублей, то есть ваши сбережения потеряли свою покупательную способность на 120 рублей. Если же вы держите свои сбережения на депозите, приносящем проценты, то тем самым ваши сбережения во время инфляции обесцениваются на меньшую величину, чем если бы вы хранили деньги в бумажнике. Ведь по срочным депозитам выплачивается номинальная ставка процента. Например, если годовой темп инфляции составил 12%, а по депозиту вы получаете 10% годовых, то избежать потерь в виде инфляционного налога все-таки не удастся: реальная процентная ставка будет равна 10% − 12% = −2%. Другими словами, если ваш депозит составляет 1000 рублей, то вы «уплатили» инфляционный налог в размере 20 рублей. Но если бы вы не разместили деньги в банке, то ваши сбережения обесценились бы еще больше, то есть на всю величину инфляционного налога — 12%, или 120 рублей.
Рассчитать сумму инфляционного налога (IT) можно по формуле:
IT=(C × π) +D× (π - i),
где С — наличность, D — депозиты, π — годовой темп инфляции, i — номинальная ставка процента.
Перераспределительные эффекты сильнее в условиях непредвиденной инфляции. Именно в этом случае выигрывают заемщики, а проигрывают кредиторы. Допустим, если вы даете в долг 1000 рублей под номинальную ставку 3% годовых, то в конце периода вы получите 1030 рублей. Но если непредвиденная инфляция составила 10% в год, то покупательная способность ваших 1030 рублей упадет. Вы получите не 3% в виде процентного дохода, а 7% убытков, или реальная ставка процента составит отрицательную величину (3—10%). Если же вы ожидаете, что годовой темп инфляции составит 10%, то при установлении ставки процента надо «запросить» еще 10% от 1030 рублей, то есть ставка процента должна быть 3% + 10,3% = 13,3%. В таком случае, получив в конце года 1133 рублей, вы сохраните покупательную способность своих денег и получите доход в размере 3% годовых.
Таким образом, при установлении процентной ставки в условиях ожидаемой инфляции мы используем известную формулу, описывающую эффект Фишера:
i =r + πе
где i — номинальная ставка процента; r — реальная ставка процента;
πе — ожидаемый темп инфляции.
3. В условиях инфляции снижаются текущие реальные доходы и благосостояние населения. Номинальные доходы хотя и растут, но отстают от темпа роста цен. Противоинфляционная компенсация доходов никогда не бывает стопроцентной, особенно в периоды галопирующей инфляции. Более того, из-за индексации доходов (зарплат, пенсий, стипендий) инфляция все более становится инерционным процессом. Конечно, любой человек испытывает удовлетворение, когда ему повысили номинальную заработную плату или пенсию в связи с инфляционными процессами. Но инерция инфляции в масштабе всей экономики становится такой, что для сохранения реальных доходов населения на прежнем уровне межиндексационные интервалы должны быть все короче, а размер индексационных надбавок все выше и выше. Цены продолжают расти, и инфляционная спираль закручивается все сильнее.
4. Инфляция усиливает неопределенность при принятии инвестиционных решений. Предпринимателю трудно предугадать темпы роста номинальной ставки процента, заработной платы, цен на сырье и комплектующие. Вкладывать деньги в реальный сектор экономики становится нерационально. Выгоднее заниматься спекуляцией — перепродажей товаров, игрой на фондовом рынке и тому подобному. Таким образом, инфляция ведет к сокращению реального ВВП, а в более долгосрочном периоде и к разрушению национального богатства страны.
5. Инфляция подрывает всю систему регулирования экономики с помощью экономических, рыночных методов, поскольку в условиях инфляции цены на товары, процентные ставки, номинальная заработная плата не представляют собой объективные ценовые сигналы, а превращаются в некий «информационный шум». Хозяйство становится все более неуправляемым, и требования введения жестких административных мер становятся все громче — «заморозить цены», «запретить спекуляцию» и даже «расстреливать спекулянтов». Растет угроза перехода к авторитарному и тоталитарному режимам, особенно при гиперинфляции. Например, достаточно вспомнить историческую обстановку, которая привела к власти фашистскую партию в Германии в 1933 году, бесконечные военные перевороты в латиноамериканских странах в 1960-е годы. Недаром экономисты используют выражение «инфляция — экономическая мать фашизма».
Столь многообразные негативные социально – экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику, которая имеет свои определенные методы.
Глава 2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики.
Инфляция является неизбежным спутником современной рыночной экономики, обусловленным ее не чисто конкурентным характером: как невозможна полная ликвидация бюджетных дефицитов, деятельности профсоюзов, монополистических структур, диспропорций в экономике, инфляционных ожиданий, так невозможно и абсолютное устранение порождаемых этими факторами инфляционных процессов.
Следовательно, основной целью государственной антиинфляционной политики является не искоренение инфляции, а превращение ее в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.
Можно выделить несколько вариантов государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.
В зависимости от цели выделяют два направления такой политики.
Первое направление — адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе.
Инструментом такой политики является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов (прежде всего социальных трансфертов). Индексация может быть полной, то есть практически компенсировать рост цен, и частичной, не устраняющей, а уменьшающей снижение реальных доходов. Чаще всего в большей мере индексируются меньшие размеры доходов.
Индексация может носить запаздывающий характер, то есть компенсировать уже происшедшее увеличение уровня цен. В этом случае законом часто устанавливается «порог индексации» — индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов.
Международная практика (чаще — в развивающихся странах) применяет и иные меры приспособления к инфляции: поддержание государством (в том числе за счет дотаций) пониженных цен на ограниченный набор жизненно важных товаров, удовлетворяющих потребности беднейшего населения; создание сети дешевых «социальных магазинов» для тех же слоев; различные формы благотворительной помощи.
Второе направление — политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие. Концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теорий.
Инфляция есть проявление макроэкономического неравновесия AD > AS, следовательно, его относительного выравнивания можно добиться, воздействуя либо на совокупный спрос (в сторону его сокращения), либо на совокупное предложение (в сторону его увеличения).
Кейнсианская концепция антиинфляционного регулирования выделяет в качестве приоритетного направления обуздания инфляции увеличение совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого необходимо увеличить государственные инвестиции с их значительным мультипликативным эффектом через размещение крупных государственных заказов. Наряду с этим нужно удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены.
Концепция Кейнса: пути стимулирования спроса
Однако увеличение обусловленных крупными государственными заказами расходов бюджета влечет рост бюджетного дефицита. По Кейнсу, этот дефицит должен покрываться не за счет дополнительной денежной эмиссии (что усугубило бы инфляцию), а за счет государственных займов, которые будут погашаться, когда инфляция приобретет умеренные темпы.
В кейнсианской теории важную роль играет концепция мультипликатора. В переводе «мультипликатор» означает «множитель» (лат. multiplicator — умножающий). Мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.
Мультипликатор — это коэффициент, выражающий соотношение между приростом дохода и вызывающим этот прирост увеличением объема инвестиций. Он показывает зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций. Мультипликатор увеличивается в том случае, когда потребители склонны использовать прирост их доходов для наращивания потребления. Напротив, он уменьшается, если усиливается склонность потребителей к накапливанию сбережений.
Однако существуют ограничители мультипликационного эффекта. Мультипликация имеет место при наличии неиспользованных мощностей и свободной рабочей силы. В первом случае происходит «дешевое» наращивание выпуска продукции за счет незначительных дополнительных вложений. Говоря об эффекте мультипликации, Кейнс имел в виду прежде всего расходы из государственного бюджета, например на организацию общественных работ. Он иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, к примеру наполнять бутылки банкнотами и зарывать в землю, чтобы их разыскивали безработные.
Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может.
Критикуя кейнсианские антиинфляционные рецепты, представители монетаристской школы отмечали, что подобные методы не позволяют экономическому кризису выполнить свою функцию санации экономики, очистить ее от неэффективных структур. В результате выход из кризиса осуществляется быстрее, но структурные диспропорции в экономике сохраняются, поэтому и «обвал» экономики в новый кризис происходит раньше: сокращается период устойчивого экономического роста. Более того, в условиях высокой галопирующей и тем более гиперинфляции дожидаться достаточно отдаленных во времени результатов повышения эффективного спроса невозможно, нужны срочные меры, ориентированные на быстрое гашение темпов инфляции.
Поскольку представители монетаристской школы (М. Фридмен и другие) рассматривают инфляцию как чисто денежное явление, спровоцированное к тому же избыточным государственным вмешательством в экономику, главным они считают восстановление денежного рынка.
Тактические, первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса (проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы). Одновременно осуществляется свертывание социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям, что наряду с сокращением совокупного спроса ведет к уменьшению расходов бюджета, а значит — и его дефицита.
По мнению М. Фридмена, для увеличения совокупного предложения приемлемы лишь те меры, которые не требуют дополнительных государственных инвестиций: это прежде всего продажа ресурсов, информации, государственных предприятий. Приток частных инвестиций должен обеспечиваться максимальной либерализацией рынка. Ставка процента за кредит первоначально должна не снижаться, как в кейнсианской политике, а возрастать, что также окажет понижающее воздействие на инвестиционный и потребительский спрос.
На фоне сокращения совокупного спроса удорожание кредитов и отмена государственных дотаций и субсидий приведут к быстрой санации экономики — банкротству неэффективных производителей. С одной стороны, это усугубит экономический спад, а с другой — создает рыночные ниши, освободит ресурсы для эффективного производства. Тогда появится возможность стимулировать рост инвестиций путем снижения налоговых ставок, результатом чего станут увеличение предложения и снижение цен.
Значительные социальные издержки «санирующего» этапа монетаристской антиинфляционной модели (усугубление экономического спада, рост безработицы, резкое снижение уровня жизни) требуют жесткого и последовательного проведения ее в жизнь в сжатые сроки (так называемой «шоковой терапии»).
Однако практика развивающихся стран и стран с переходной экономикой показала, что прямое следование монетаристским рецептам не всегда достигает цели. Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, высокая степень монополизации экономики становятся препятствием к этому. «Шоковая терапия» срабатывает в развитой рыночной экономике, где:
● развиты рыночные инфраструктуры;
● обеспечена взаимосвязь различных рынков (что позволяет восстановить общее рыночное равновесие);
● высокое значение мультипликатора инвестиций;
● действует большое количество производителей, из которых может быть осуществлен отбор сильнейших.
Кроме того, при критически низком уровне жизни значительных слоев населения дальнейшее его падение вследствие «шоковой терапии» может так сократить внутренний спрос, что сделает невыгодным любое производство и может привести к политической дестабилизации. Все это, увеличивая инвестиционные риски, может спровоцировать «бегство капиталов» из страны.
Альтернативой «шоковой терапии» выступает так называемая градуалистская, то есть постепенная, антиинфляционная политика. Для нее характерны:
● небольшое, но регулярно повторяющееся сжатие денежной массы;
● краткосрочное замораживание заработной платы (что не успеет существенно подавить спрос);
● краткосрочное повышение налогов в целях увеличения доходов бюджета (что не позволяет предпринимателям в полной мере перенести это на издержки);
● сокращение государственных расходов в виде дотаций неэффективным производителям.
Наряду с этим предпринимается комплекс мер активной структурной и инвестиционной политики: стимулирование инвестиций в отрасли, способные стать «локомотивом» экономики; поддержка отечественных производителей, в том числе с помощью таможенного регулирования, непосредственное участие государства в инвестициях; стимулирование платежеспособного спроса населения, в том числе с помощью мер адаптационной политики.
Главная проблема здесь состоит в том, что активная структурная и инвестиционная политика требует увеличения государственных расходов, а значит, чревата инфляционными последствиями.
Теоретические споры между монетаристами и кейнсианцами не разрешились окончательной победой одного направления над другим. Между ними нельзя проводить резкую грань. Обе теории построены применительно к рыночным условиям, хотя имеют разные подходы и рекомендации.
Ниже в схематизированном виде приведены различия между подходами
Кейнса и Фридмена.
Кейнс |
Фридмен |
Необходимо вмешательство государства в экономику |
Рынок способен к саморегулированию |
Занятость зависит от совокупного спроса |
Экономика сама установит уровень производства и занятости |
Денежная масса нейтральна к производству |
Денежная масса − причина роста цен и изменения конъюнктуры |
Главная проблема − безработица |
Главная проблема − инфляция |
Нужна гибкая денежная политика |
Необходима стабильная денежная политика |
Бюджетный дефицит − способ стимулирования спроса |
Бюджетный дефицит − причина инфляции |
Кейнсианство − теория экономического роста |
Монетаризм − теория экономического равновесия |
Глава 3. Особенности антиинфляционной политики в России.
Важнейшим принципом и возможностью деятельности государства в условиях рыночной экономики является проведение антиинфляционной политики путем сдерживания роста цен. Руководство России придерживается иной позиции. 6 апреля планы тарифов на газ и электроэнергию, вопреки заявлениям полугодовой давности, пересмотрены в сторону существенного повышения. На 2008–2010 годы запланировано увеличение тарифов на электроэнергию, газ, ЖКХ, железнодорожный транспорт примерно в 2 раза. Это мероприятие – закономерный результат, прогнозируемый еще при разработке приватизационной реформы в энергетике. Непопулярное, в корне противоречащие антиинфляционной политике, решение принято в результате неформального лоббирования отечественных и зарубежных собственников энергетических предприятий, а также в качестве условия вступления России в ВТО.
К сожалению, решение об увеличении тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий принято без учета легко просчитываемых следующих последствий:
− ежегодный рост цен на все товары минимум на 25–30%;
– снижение рентабельности предпринимательской деятельности во всех сферах экономики, кроме энергетического комплекса, с соответствующим банкротством малых и средних организаций;
– падение спроса на отечественную энергоемкую бытовую технику, быстрый рост хищений товаров и услуг топливно-энергетического комплекса;
– увеличение бюджетных расходов на энергоносители в государственных учреждениях (особенно оборона, МЧС и так далее);
– рост бюджетных поступлений от инфляционных процессов.
Удвоение тарифов на газ и электроэнергию при сохранении затрат на производство автоматически увеличивает доходы собственников (миллиардеров) в 4 раза и государства в 5 раз. Ссылки на низкую оплату труда в данных сферах представляются неуместными, поскольку в марте 2008 г. среднемесячная заработная плата превышала общегосударственную в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – в 2.4 раза, в производстве, передаче и распределении электроэнергии – в 1.5 раза, в транспортировке по трубопроводам – в 3.1 раза. При этом только за три месяца она выросла в добыче топливно-энергетических ресурсов на 13.1%, в транспортировке по трубам – на 74.3% Главное негативное последствие повышения тарифов на товары и услуги естественных монополий – это почти автоматическое повышение себестоимости производства и с месячным лагом цен всех товаров и услуг, приводящее к утрате конкурентоспособности экономики России, а после вступления в ВТО и открытия беспошлинных границ – не только к всеобщему нарушению эффективности социально-экономических коммуникаций и краху многих сфер экономики, но и к возможному распаду страны. Россия будет в состоянии оплачивать потребляемые товары и услуги только своими природными богатствами: дарами топливно-энергетического комплекса, землей, лесами, реками, озерами и тому подобным.
Данный процесс уже начался и наглядно наблюдается в сельской местности, банковской сфере, г. Москве, а также отдельных отраслях промышленности. Крестьяне для элементарного существования вынуждены по бросовым ценам продавать свои земельные паи крупным организациям или состоятельной категории городского населения. Итог – окончательное крушение сельского хозяйства.
Крайне негативное влияние дешевой зарубежной банковской и страховой деятельности давно поняли и просчитали отечественные банкиры и страховщики, категорически выступающие против свободного доступа иностранных банков и страховых компаний на территорию страны при вступлении в ВТО. Низкие проценты и эффективные кредитные ставки зарубежных банков вызовут быстрое банкротство многих отечественных кредитных учреждений.
Москва стала самым дорогим городом мира. Бедные и малообеспеченные жители Москвы после фискального решения проблемы неформального арендного рынка недвижимости (взимания налога на имущество по рыночной стоимости и легализации доходов от аренды) не смогут жить в Москве (приобретать жилье, получать медицинское обеспечение, соответствующее образование) и вынуждены будут ее
покинуть. С повышением цен дороговизна жизни распространится по всей Европейской части России, выжившие малообеспеченные поедут в Сибирь и другие страны. Последовательное проведение современной политики тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий вызовет исключительно негативные социальные последствия, в том числе:
– относительное обнищание большей массы населения и дальнейшее усиление дифференциации бедных и богатых, с одной стороны, и отраслей, сфер и регионов экономики – с другой;
– утечку обычной рабочей силы и снижение численности населения;
– резкое обострение социально-экономической напряженности в стране.
С учетом всего вышесказанного, для стабилизации и обеспечения уровня инфляции в рамках 8–10% годовых и развития малого и среднего бизнеса в России представляется необходимым осуществление следующих мероприятий.
1. Приостановление проведения жесткого курса на резкое осветление зарплаты, несмотря на то, что в конвертах до сих пор выплачивается почти треть оплаты труда.
2. Радикальное изменение борьбы с убыточным, нулевым и малорентабельным малым и средним бизнесом путем замены жесткой налоговой политики на курс реальной поддержки.
3. Установление прироста государственных тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий на уровне годового прогноза инфляции или ниже. Сейчас имеет место ситуация, когда «…государство, объявляя крестовый поход против инфляции, само же всячески способствует росту цен».
4. Качественное преобразование работы антимонопольного комитета, радикальное повышение уровня его действенности против монополизации производства и реализации продукции и услуг, в целях обеспечения свободного доступа на рынки всех желающих продавцов.
5. Кардинальное изменение механизма косвенного налогообложения. Нам представляется, что более правильным будет не скрытое завертывание «гаек» налогообложения физических лиц, малого и среднего бизнеса, а борьба с налоговыми уклонениями крупных фирм, транснациональных компаний, холдингов. На первом месте должно быть реальное, а не словесное обеспечение минимального благосостояния людей. Прежде всего целесообразна отмена нулевой ставки НДС на экспортируемые дефицитные товары (особенно продукты питания). Данное мероприятие приостановит вывоз за границу продовольствия, электроэнергии и другой дефицитной продукции по бросовым ценам.
Целесообразно восстановить налог на наследование и дарение по ставке в 20%, предусмотрев в нем необлагаемый минимум, обеспечивающий сохранность имущества среднего класса. Одновременно разработать и принять закон об именных фондах ведущих бизнесменов страны по аналогии с американской практикой.
6. Создание постоянно действующей комиссии по антиинфляционной политике под руководством премьера правительства (первого заместителя). В настоящее время за инфляцию отвечает ЦБ РБ, программы по инфляции составляет МЭР, цены и тарифы разрабатывает Министерство промышленности и торговли, а динамику важнейших косвенных стоимостных элементов цены определяет Минфин. Все ведомства действуют в своих интересах, зачастую игнорируя общенациональные интересы. Поэтому необходимо жесткое единое руководство на высшем уровне.
Последовательное осуществление указанных предложений позволит стабилизировать инфляцию в 2008–2010 годах, что даст возможность для
разработки реальных программ ее снижения в дальнейшем, создания условий для развития малого и среднего бизнеса и социально экономического прогресса России в целом.
Практикум.
Как Центральный Банк страны должен изменить предложение денег в экономике в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией при предполагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата.
Решение.
Согласно количественной теории денег, V − стабильна, так как люди проявляют довольно устойчивое желание владеть деньгами по сравнению с готовностью держать другие финансовые и реальные активы или приобретать продукцию текущего производства.
В соответствии с количественной теорией денег количество денег, необходимых для обращения, определяется по формуле:
M=P×Q / V ,
где M – общее количество денежной массы в обращении в текущем периоде;
P – общий уровень цен на товары и услуги в текущем периоде;
Q – реальный объем производства в текущем периоде;
V – количество оборотов, совершаемых денежной единицей (или скорость оборота денежной массы).
Обозначим Q1 – объем производства, включающий увеличение реального дохода, то есть Q1 = 1,1Q. P1 – цены при инфляции в 2%, то есть P1 = 1,02P. V – постоянная величина, не зависящая от Q и Р. Тогда М1 – количество денежной массы в обращении в планируемом периоде.
Подставим в исходную формулу:
М1 = P1× Q1/ V = 1,02P×1,1Q/V = 1,122P×Q/V = 1,122M.
Таким образом, количество денег в обращении в планируемом периоде должно быть на 12,22% больше, чем в предыдущем.
Для увеличения денежной массы в обращении Центральный Банк:
● изменяет учетную ставку процента, по которой выдаются кредиты коммерческим банкам. Понижение делается в ожидании повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране;
● покупает и продает ранее выпущенные государственные долговые обязательства. В результате покупки увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, следовательно, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, расширение объема денежной массы;
● изменяет норму обязательного резервирования. Снижение данной нормы увеличивает избыточные резервы, а тем самым возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. В этом случае процентная ставка снизится, а инвестиционная активность увеличится, что неизбежно скажется на темпах роста экономики.
Особо отметим исключительную прерогативу ЦБ по эмиссии денежной массы, которой он может воспользоваться, если не срабатывают, указанные выше меры.
С помощью этих мер ЦБ содействует формированию равновесия на денежном рынке, подчиняясь долговременным целям повышения уровня ВНП.
Заключение.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
Инфляцию могут вызвать любые структурные нарушения в экономике, приводящие к диспропорциям между спросом и предложением, потреблением и накоплением, доходами и расходами государства.
Столь многообразные негативные социально – экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику, которая имеет свои определенные методы.
Теоретические споры между монетаристскими и кейнсианскими методами не разрешились окончательной победой одного направления над другим. Между ними нельзя проводить резкую грань. Обе теории построены применительно к рыночным условиям, хотя имеют разные подходы и рекомендации.
В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция − одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была. В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, другие как и Россия, находятся в начале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок.
Последовательное осуществление предложений по стабилизации инфляции в 2008–2010 годах, даст возможность для разработки реальных программ ее снижения в дальнейшем и создания условий для развития малого и среднего бизнеса и социально экономического прогресса России в целом.
Хочется надеяться, что после реализации всех мер, возможно, наконец-то окончательно уровень инфляции будет держаться если и не на минимуме, то во вполне приемлемых рамках. Ведь совсем избавиться от этого явления в реальной экономике невозможно.
Список используемой литературы.
Учебники, монографии, сборники научных работ.
1. Инфляция и ее последствия: Учебное пособие / Под ред. Е. Михайловской. – М.: РОО «Центр Панорама», 2006.
2. Макроэкономика : курс лекций / Под ред. Киселевой. – М.: Эксмо, 2007.
3. Основы экономической теории: Учебник / Кравцова Г.Ф, Цветков Н.И. – М.: ДВГУПС, 2001.
4. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008.
5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001.
6. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Финстатинформ, 1997.
7. Экономическая теория: Учебник для студентов Вузов / Николаева И.П, Казиахмедова Г.М, 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.
Статьи из журналов и газет.
8. Горохова В. О концепции программы антиинфляционной политики России на 2009 – 2010 гг. // Финансы и кредит. 2008. №39.
9. Нестеренко В. Макроэкономический обзор: инфляция // Банковское дело. 2008.№5.
10. Фетисова Т.В, Яшина Н.И. Особенности инфляции в России и прогноз ее последствий в 2008 – 2010 гг. // Экономика и финансы. 2008. №5.
11.Штоль В. Антиинфляционная стратегия, как основа эффективной политики доходов // Обозреватель. 2008. №1.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.