Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Антиинфляционная политика государства
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 31.54K | Скачано: 399 | Добавлен 22.03.08 в 14:09 | Рейтинг: +21 | Еще Курсовые работы
Введение 3
1. Социально–экономические последствия инфляции 5
2. Монетаристские и Кейнсиантские методы антиинфляционной политики 10
3. Особенности антиинфляционной политики в России 17
Заключение 24
Литература 31
Инфляция – представляет собой общий рост цен всей национальной экономики. Обесценивание национальной денежной единицы по отношению к товарам и услугам, по отношению к иностранным денежным единицам, которые сохранили свою стабильность. Инфляция выступает так же, как один из аспектов нестабильности национальной экономики и как неизбежная «расплата» за экономический рост. Суть инфляции в том, что денежная масса перестает соответствовать товарной массе
Инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, отражающий в повышении общего уровня цен, а не цены какого-то отдельного товара на рынке.
Инфляция условно подразделяется на 2 типа:
1. Открытая. Проявляется в общем росте цен.
2. Скрытая (подавленная), когда в национальной экономике наблюдается отсутствие необходимых экономических благ или товарный дефицит.
Следует отметить, что к инфляции приводит не всякий рост цен. На последний могут оказать влияние изменения в динамике производительности труда, циклические и сезонные колебания, структурные сдвиги в экономике и попытки ее слишком активного регулирования со стороны государства, непродуманная налоговая политика, перепады рыночной конъюнктуры.
В отечественной экономической мысли последнего времени появилось осознание того, что инфляция – не только денежный и производственный феномен, но и сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.
Цель данной работы: изучить антиинфляционную политику государства
Задачи работы:
Структура работы представлена тремя разделами, составленными в соотвесии с поставленными задачами, введением, заключением, практической частью, списком использованной литературы
Эти последствия сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учета ожидаемого уровня инфляции. Она ведет к перераспределению национального дохода по различным направлениям:
Поскольку большая часть благ, входящих в потребительский набор, относится к разряду товаров неэластичного спроса, их постоянное удорожание оборачивается прямым снижением жизненного уровня беднейших слоев населения. Склонные к сбережению большей части своих доходов богатые теряют лишь сберегаемую часть, при этом их текущее потребление не только не страдает, но может возрастать.
Инфляция особенно опасна для категории населения, получающих фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и проч. Именно у этих людей преобладающую роль в активах играют наличные деньги и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.
Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым – получателям ссуды за счет вторых – ссудодателей (при условии, конечно, что договоры о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от темпа роста цен).
Воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от ее размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит, более того, ее снижение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта.
Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве — быть объективным информационным сигналом.
Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.
Высокая инфляция активно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40% и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем обычно выше темпы экономического роста, причем они максимальны при минимальных темпах инфляции. Это подтверждается исследованиями динамики экономического развития за последние 20 лет в большинстве стран современного мира, которые придерживались разных моделей экономической политики.
Высокие темпы роста общего уровня цен отрицательным образом воздействуют и на фискальную систему из-за так называемого эффекта Танзи-Оливера (латиноамериканские экономисты, обратившие внимание на этот эффект в 70-х гг. XX века). Дело в том, что инфляция обесценивает поступления от налогообложения. Так, если налоги начисляются, например, в III квартале, а выплачиваются в IV квартале года, то при гиперинфляции падает реальное значение налоговых поступлений в бюджет.
В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения.
Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либд уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.
Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста экономики на базе НТП, поскольку внедрение в производство новой техники обходится все дороже. Для предпринимателя в этих условиях выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование и старую трудоемкую технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства.
Наблюдается общее замедление экономической активности. Неопределенные перспективы развития, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от реализации долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости.
Набирает силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что в свою очередь нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.
Наибольший вред национальной экономике приносит гиперинфляция, в процессе которой государство теряет контроль за денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять свои функции, в оборот внедряются различные денежные суррогаты, появляются локальные денежные единицы, национальная валюта вытесняется более твердой – иностранной. За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация национального хозяйства, проявляются сепаратистские тенденции в регионах. Многочисленные социальные катаклизмы содействуют приходу к власти тоталитарных режимов.
Столь многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить антиинфляционную политику.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация).
Цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используются широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.
Можно выделить несколько вариантов государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.
В зависимости от целей:
Выделяют два направления такой политики.
Инструментом такой политики является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов (прежде всего, социальных трансфертов). Индексация может быть полной, т.е. практически компенсировать рост цен, и частичной, не устраняющей, а уменьшающей снижение реальных доходов. Чаще всего в большей мере индексируются меньшие размеры доходов.
Индексация может носить «запаздывающий» характер — т.е. компенсировать уже происшедшее увеличение уровня цен. В этом случае законом часто устанавливается «порог индексации» — индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов.
В некоторых странах индексация носит упреждающий характер (в условиях прогнозируемой инфляции) — так называемая «система адаптации к новым условиям». При этом новые ставки и оклады определяются в тарифных соглашениях как результат договорного процесса, исходя из оценок профсоюзами, работодателями, правительством уровня ожидаемой инфляции.
Мы отметили, что инфляция есть проявление макроэкономического неравновесия AD > AS, следовательно, его относительного выравнивания можно добиться, воздействуя либо на совокупный спрос (в сторону его сокращения), либо на совокупное предложение (в сторону его увеличения).
Кейнсианская концепция антиинфляционного регулирования выделяет в качестве приоритетного направления обуздания инфляции увеличение совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого необходимо увеличить государственные инвестиции через размещение крупных государственных заказов. Наряду с этим необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены.
Однако увеличение обусловленных крупными государственными заказами расходов бюджета влечет рост бюджетного дефицита. По Кейнсу, этот дефицит должен покрываться не за счет дополнительной денежной эмиссии (что усугубило бы инфляцию), а за счет государственных займов, которые будут погашаться, когда инфляция приобретет умеренные темпы.
Критикуя кейнсианские антиинфляционные рецепты, представители монетаристской школы (М. Фридмен и др.) отмечали, что подобные методы не позволяют экономическому кризису выполнить свою функцию санации экономики, очистить ее от неэффективных структур. В результате выход из кризиса осуществляется быстрее, но структурные диспропорции в экономике сохраняются, поэтому и «обвал» экономики в новый кризис происходит раньше: сокращается период устойчивого экономического роста. Более того, в условиях высокой галопирующей и тем более гиперинфляции дожидаться достаточно отдаленных во времени результатов повышения эффективного спроса невозможно, нужны срочные меры, ориентированные на быстрое гашение темпов инфляции.
Главным они считают восстановление денежного рынка. Тактические, первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса, проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы. Одновременно осуществляется свертывание социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям, что наряду с сокращением совокупного спроса ведет к уменьшению расходов бюджета, а значит — и его дефицита.
По мнению М. Фридмена, для увеличения совокупного предложения приемлемы лишь те меры, которые не требуют дополнительных государственных инвестиций: это, прежде всего — продажа ресурсов, информации, государственных предприятий. Приток частных инвестиций должен обеспечиваться максимальной либерализацией рынка. Ставка процента за кредит первоначально должна не снижаться, как в кейнсианской политике, а возрастать, что также окажет понижающее воздействие на инвестиционный и потребительский спрос.
На фоне сокращения совокупного спроса удорожание кредитов и отмена государственных дотаций и субсидий приведут к быстрой санации экономики — банкротству неэффективных производителей. С одной стороны, это усугубит экономический спад, а с другой — создаст рыночные ниши, освободит ресурсы для эффективного производства. Тогда появится возможность стимулировать рост инвестиций путем снижения налоговых ставок, результатом чего станут увеличение предложения и снижение цен.
Значительные социальные издержки «санирующего» этапа монетаристской антиинфляционной модели (усугубление экономического спада, рост безработицы, резкое снижение уровня жизни) требуют жесткого и последовательного проведения ее в жизнь в сжатые сроки (так называемой «шоковой терапии»).
«Шоковая терапия» срабатывает в развитой рыночной экономике, где:
Кроме того, при критически низком уровне жизни значительных слоев населения дальнейшее его падение вследствие «шоковой терапии» может так сократить внутренний спрос, что сделает невыгодным любое производство, и может привести к политической дестабилизации. Все это, увеличивая инвестиционные риски, может спровоцировать «бегство капиталов» из страны.
Альтернативой «шоковой терапии» выступает так называемая «граду- алистская», т.е. постепенная, антиинфляционная политика. Для нее характерны;
Наряду с этим предпринимается комплекс мер активной структурной и инвестиционной политики: стимулирование инвестиций в отрасли; поддержка отечественных производителей, в том числе с помощью таможенного регулирования, непосредственное участие государства в инвестициях; стимулирование платежеспособного спроса населения.
Главная проблема здесь состоит в том, что активная структурная и инвестиционная политика требует увеличения государственных расходов, а значит, чревата инфляционными последствиями.
При невысоких темпах инфляции цель государственной антиинфляционной политики — предотвращение их увеличения, поддержание экономического роста, сохранение уровня реальных доходов различных слоев населения.
Борьба с галопирующей и гиперинфляцией осуществляется на основе разработки стабилизационных программ.
Ортодоксальные программы. Их приоритеты — ликвидация бюджетного дефицита и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства. Максимальное включение рыночных регуляторов путем: либерализации деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках, либерализации цен при ограничении роста заработной платы и поддержания плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты: уменьшения государственной собственности вследствие приватизации и максимального свертывания хозяйственной активности государства. Такого рода программы (не всегда успешно) проводились в Чили, Бразилии, Аргентине, Боливии.
Гетеродоксальные программы исходят из параллельного действия механизмов инфляции спроса и инфляции издержек. Они предполагают более активное государственное вмешательство: проведение «политики доходов» (мер по временному замораживанию либо сдерживанию роста цен и заработной платы); стимулирование производства с помощью низких процентных ставок и снижения налогов; участие государства в формировании рыночной инфраструктуры и поддержании жизненно важных отраслей; государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций. В 80-е — 90-е годы стабилизационные программы гетеродоксального характера осуществлялись в Аргентине, Бразилии, Мексике, Израиле.
Если антиинфляционная тактика нацелена на быстрейшее устранение избыточного уровня инфляции, превращение ее в умеренную, то антиинфляционная стратегия главной задачей ставит уменьшение воздействия механизма самовоспроизводства инфляции, гашение инфляционных ожиданий. Последнее возможно в условиях, когда пользующееся доверием граждан правительство ставит осуществимые и конкретные задачи снижения темпов инфляции, широко уведомляет о них население и добивается их реализации.
Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики. Схематично комплекс мер антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом.
Долговременная политика включает в себя:
1) задачу погасить инфляционные ожидания населения. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику, завоевать таким образом доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен, ослабление административного таможенного контроля и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии.
2) меры по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства.
3) мероприятия в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.
4) ослабление влияния внешних факторов. Задача состоит в уменьшении инфляционного воздействия на экономику приливов иностранного капитала в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.
Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса. В этих целях государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Оно может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.
Определенное воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.
Экономика России носит переходный характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых стран протекание инфляционных процессов.
Особенности инфляции в России во многом обусловлены процессом трансформации экономического механизма — от централизованной государственной к рыночной экономике.
Отдельные исследователи отмечают, что отечественная экономика была безынфляционной лишь в течение девяти послевоенных лет (1947 – 1955гг).
Уход государства из экономики привел к разрушению центра координации, к возникновению ситуации, когда переход от плана к рынку обернулся отсутствием того и другого, что еше больше сокращало производство, формируя отсроченную инфляцию.
В России инфляционное давление было спровоцировано ограниченным характером первоочередной либерализации цен. Цены были в основном отпущены на конечную продукцию.
К моменту либерализации цен в 1992 г. в России господствовала подавленная инфляция со всеми присущими ей элементами. Она могла характеризоваться преимущественно как инфляция спроса.
К факторам, определяющим ее, можно отнести:
широкое использование внешних займов, массовую выда-
чу дешевых и беспроцентных кредитов;
• высокие дефицитные ожидания населения.
Неблагоприятные внешнеэкономические факторы усиливали
инфляционные процессы: цены на мировом рынке на топливные ресурсы и цветные металлы, составлявшие основные статьи экспорта России, снижались, а цены на ввозимые в значительном количестве зерновые — росли.
Дефицит государственного бюджета приобрел хронический характер, несмотря на усилия правительства по сокращению государственных расходов. Дефицит постоянно провоцировался падением доходов от производства, а значит, и от налоговых поступлений. Сокращение государственных расходов сжимало совокупный спрос и уменьшало емкость рынка. В результате сокращение производства закономерно приобретало лавинообразный характер на основе мультипликативных процессов. Оно опережало темпы сокращения совокупного спроса, что и вело к отсроченной инфляции.
Ортодоксальный вариант макростабилизации в развитых рыночных структурах проводил селекцию предпринимателей. Разоряя слабых, он убирал неэффективных конкурентов и расширял поле деятельности для сильных рыночных субъектов. В переходной экономике такая направленность монетарных реформ неосуществима, поскольку конкурентный рынок еще не сформирован. Сжатие денежной массы не дает подняться рождающимся, а потому еще слабым рыночным структурам. Именно поэтому монетарные реформы бессильны создать сами по себе в трансформирующейся экономике эффективную рыночную среду.
Подавленная инфляция перешла в открытые формы при реализации ортодоксально-монетаристской программы финансовой стабилизации, включавшей:
• либерализацию цен;
• жесткую борьбу с бюджетным дефицитом.
Либерализация цен в 1992 году перевела подавленную инфляцию в открытую форму. Реальные доходы населения и совокупный спрос резко сократились. Однако со временем не менее резко начали действовать факторы инфляции издержек в результате роста цен на энергоносители, топливно-сырьевые ресурсы и транспортных тарифов. Рост цен существенно опередил расчеты реформаторов, ориентировавшихся на повышение их за год на 300-400%.
Процессы гиперинфляции проявились в росте, например, потребительских цен, в 1992 г. — в 17,15 раза; в 1993 — более чем в 10 раз; в 1994 — в 4,5 раза; в 1995 — почти в 3 раза. По сути до 1995 г. имела место гиперинфляция, хотя и с тенденцией к снижению.
В значительной мере результатом гиперинфляции стал кризис наличности — дефицит денег в обращении. Несмотря на то, что денежная эмиссия возросла с 28 млрд руб. в 1990 г. до 45 576 млрд руб. в 1995 г., рост денежной массы отставал от рыночных потребностей в силу опережающего роста цен. Результатом явился «кризис платежей», в том числе и рост задолженности по заработной плате и социальным трансфертам.
Острая нехватка платежных средств и снижение совокупного спроса стали факторами колоссального спада производства и инвестиций — в 1996 г. реальный ВНП составил менее половины от уровня 1990 г., на 80% сократились инвестиции — темпы снижения их объема превысил темпы спада производства. Так, по оценке рабочей группы Всемирного банка и Госкомстата России, снижение капиталовложений опережало снижение ВВП в 2,5 — 3 раза.
Приближение внутренних цен к мировым стало основой для насыщения рынка импортными товарами, что вело к спаду отечественного производства. Вместе с тем приближение внутренних цен на сырье и энергоресурсы к мировым в 1994—95 гг. сделало последние «потолком» для роста внутренних пен в средне- и долгосрочной перспективах.
Наряду с этим нехватка платежных средств вызвала широкое использование бартерных сделок. Специалисты отмечали, что в период высокой инфляции в России законными платежными средствами обслуживались лишь 20—30% сделок.
Спад производства обусловил снижение налоговых поступлений в государственный бюджет. Однако в условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры и конкурентной среды он не стал фактором оздоровления экономики, формирования ее эффективной структуры.
Вместе с тем монетаристские меры не были и строго последовательными. Уже в 1992 г. Центральным банком осуществлялись кредитные вливания для ослабления кризиса платежей. Однако, поскольку кредиты поддерживали наименее эффективных производителей, их следствием стал не рост предложения, а дальнейший рост цен. Для прекращения этой так называемой кредитной инфляции со стороны ЦБ России начала проводиться в жизнь политика снижения дотаций и субсидий из госбюджета.
Можно сказать, что спад производства стал расплатой за обуздание гиперинфляции и превращение ее в галопирующую(1996 г. — рост потребительских цен в 1,44 раза; 1997 — в 1,14), а затем и в умеренную (1998 г. — рост иен в 1,085 раза). Такое утверждение будет не совсем точным, если не рассмотреть, каковы были источники покрытия бюджетного дефицита.
Начиная с 1993 г. в этих целях стали использоваться считавшиеся неинфляционными меры покрытия дефицита госбюджета за счет выпуска и размещения краткосрочных высокодоходных государственных казначейских обязательств (ГКО). Такого рода заимствования в кейнсианской концепции являются инструментом краткосрочной антиинфляционной политики, однако в российской практике они использовались почти пять лет — до кризиса 1998 г. Сложилась своего рода финансовая пирамида, когда новые ГКО размешались для покрытия обязательств но предыдущим выпускам.
Помимо задолженности по ГКО, факторами, по сути занижающими уровень инфляции, являлись неоплаченные государством госзаказы, невыплаченные своевременно заработные платы и пенсии, огромный внешний долг.
Практика антиинфляционного регулирования в России включала и использование так называемого монетарного якоря, т.е. выбора и контроля определенного стоимостного параметра, позволяющего ограничить рост цен. Чаше всего таким параметром являлся валютный курс. Задача Центрального банка России состояла в том, чтобы падение курса рубля не опережало падение его покупательной способности. Для этого накапливались валютные резервы, и с середины 1995 г. был введен «валютный коридор» — удержание курса рубля в определенных рамках с помощью скупки или продажи Центральным Банком иностранной валюты.
Лишь в 1997 г. начали осуществляться меры по регулированию цен естественных монополий — тарифов на железнодорожные перевозки, оптовых цен на электроэнергию, газ, прочие энергоносители.
К середине 1998 г. расходы по обслуживанию ГКО превысили объем налоговых поступлений в наличных деньгах, что явилось одной из причин финансового кризиса 1998 г., возврата к плавающему валютному курсу и девальвации рубля. «Сжатый» ГКО потенциал инфляции прорвался наружу — в целом за 1998 г. потребительские цены возросли более чем в 1,8 раза.
Противоречивое использование монетаристских и кейнсианских рецептов усугублялось существенным влиянием институциональных факторов, таких, как:
• отсутствие практики банкротств;
• субсидирование неэффективных, неконкурентоспособных
производителей;
в инвестиции;
• непомерное налоговое бремя, препятствующее росту пред-
ложения.
Кризис 1998 г. выполнил ряд важных функций. Прежде всего, стало очевидно значение сокращения дефицита бюджета, утверждения его с первичным профицитом. Падение завышенного курса рубля сделало его динамику предсказуемой и оживило экспорт. Появились признаки экономического роста: увеличение инвестиций в основной капитал (в 2000 г. — на 15%), снижение темпов инфляции (в 2000 г. до 18—20% за год).
Благоприятные внешнеэкономические условия — рост цен на нефть на мировом рынке, стабильно высокие золотовалютные резервы Банка России обеспечивают возможность обслуживания государственного долга без дополнительных заимствований, создают условия для проведения более активной структурной политики, реформы социальной сферы.
Правительству президента В. Путина удалось добиться значительных успехов в контроле за инфляцией. В 2003 г. Банк России достаточно последовательно проводил политику, направленную на снижение инфляции до 12—14% за год, что соответствует приросту объема ВВП примерно на 4—5%.
В 2004 г. он составил 14-15%, а в последующие годы - снизился до 8-10%.
Уровень инфляции в 2007 году (январь-ноябрь): 10,5%
Умеренные темпы инфляции способствуют увеличению благосостояния населения и компаний.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос — ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятии (индексация).
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнси-анства) предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию.
К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля информацию, правительства многих стран проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой, по существу, сводилась к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, то она не всегда достигает объявленной цели. Параллельное применение различных экономических мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.
Опыт США позволяет наглядно показать сведение на нет политики доходов. Здесь в 1971—1974 гг. правительство осуществляло непосредственный контроль уровня заработной платы и цен. В конце 70-х гг, оно ограничивалось лишь рекомендациями в этой области. А с приходом к власти республиканской администрации Р. Рейгана было ликвидировано правительственное учреждение, ведавшее этими вопросами.
В связи с антиинфляционной политикой остро стоит вопрос об издержках борьбы с инфляцией. С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве, т.е. росту безработицы и спаду производства. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 г. оценивалось в 160 млрд. долл.
Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального ВВП с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе. Для проведения таких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систему льгот в налогообложении и условиях кредита (увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе).
Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам.
Итак, основной принцип борьбы с инфляцией – уничтожение ее источников. Шаги в принятии политических решений и их лоббирование – это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала. Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы – это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане. Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.
Сложность антиинфляционной политики в трансформирующейся экономике состоит в совмещении задач стабилизации денежного рынка с серьезными преобразованиями в хозяйственной сфере, способными сформировать здоровую рыночную среду. Эти преобразования кроме оздоровления финансовой сферы включают еще два блока: институциональный и либеральный.
Институциональный блок включает следующие институциональные преобразования:
Либеральный блок объединяет факторы, обеспечивающие свободное перемещение ресурсов в рыночной среде. В него входят:
Подобные стабилизационные меры требуют серьезного системного подхода, неукоснительного и последовательного проведения их в жизнь. В странах, где рыночные преобразования осуществлялись своевременно (Китай, Вьетнам, отчасти Чехия. Инфляция здесь не приобретала катастрофического характера, поэтому антиинфляционная политика была не слишком радикальной и проходила на фоне дальнейших стратегических рыночных реформ. Там, где происходило запаздывание реформ, когда экономика разваливалась, не дожидаясь обещанных преобразований, разразился глубокий спад на фоне роста цен, перерастающих в гиперинфляции.
Международная практика (чаще — в развивающихся странах) применяет и иные меры приспособления к инфляции: поддержание государством (в том числе за счет дотаций) пониженных цен на ограниченный набор жизненно важных товаров, удовлетворяющих потребности беднейшего населения; создание сети дешевых «социальных магазинов» для тех же слоев; различные формы благотворительной помощи.
Важным аспектом антиинфляционной стратегии в условиях России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Издержки, связанные с ними, повышают конечную цену продукции. На динамике денежной массы сказывается также постоянный приток средств, полученных преступным путем и «отмываемых» в банках и других кредитных учреждениях. По некоторым оценкам, объем преступных доходов, «отмываемых» в России, равен годовому бюджету страны. Успеха в борьбе с указанным негативом можно добиться, интенсифицировав работу по разработке эффективного законодательства, регулирующего все сферы рыночной экономики в нашей стране. Прежде всего это касается финансового, фондового и валютного рынков.
Добиться ослабления инфляции можно, лишь задействовав весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в мировой практике, а также постоянно адаптируя его к условиям России.
Как отмечалось выше, инфляция является неизбежным спутником современной рыночной экономики, обусловленным ее не чисто конкурентным характером: как невозможна полная ликвидация бюджетных дефицитов, деятельности профсоюзов, монополистических структур, диспропорций в экономике, инфляционных ожиданий, так невозможно и абсолютное устранение порождаемых этими факторами инфляционных процессов.
Следовательно, основной целью государственной антиинфляционной политики является не искоренение инфляции, а превращение ее в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.
Как Центральный Банк страны должен изменить предложение денег в экономике в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией при предполагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращении денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата.
Решение
Изменение денежной массы происходит на величину роста ВВП(по условию задачи он возрос на 10%) и роста инфляции (2%) при неизменной скорости обращения денег, т.е. рост денежной массы возрастет на 12%.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.