Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »

Антиинфляционная политика государства

Антиинфляционная политика государства [22.03.08]

Тема: Антиинфляционная политика государства

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)

Тип: Курсовая работа | Размер: 31.54K | Скачано: 340 | Добавлен 22.03.08 в 14:09 | Рейтинг: +21 | Еще Курсовые работы


Содержание

Введение 3

1. Социально–экономические последствия инфляции 5

2. Монетаристские и Кейнсиантские методы антиинфляционной политики 10

3. Особенности антиинфляционной политики в России 17

Заключение 24

Литература 31

 

ВВЕДЕНИЕ.

Инфляция – представляет собой общий рост цен всей национальной экономики. Обесценивание национальной денежной единицы по отношению к товарам и услугам, по отношению к иностранным денежным единицам, которые сохранили свою стабильность. Инфляция выступает так же, как один из аспектов нестабильности национальной экономики и как неизбежная «расплата» за экономический рост. Суть инфляции в том, что денежная масса перестает соответствовать товарной массе

Инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, отражающий в повышении общего уровня цен, а не цены какого-то отдельного товара на рынке.

Инфляция условно подразделяется на 2 типа:

1. Открытая. Проявляется в общем росте цен.

2. Скрытая (подавленная), когда в национальной экономике наблюдается отсутствие необходимых экономических благ или товарный дефицит.

Следует отметить, что к инфляции приводит не всякий рост цен. На последний могут оказать влияние изменения в динамике производительности труда, циклические и сезонные колебания, структурные сдвиги в экономике и попытки ее слишком активного регулирования со стороны государства, непродуманная налоговая политика, перепады рыночной конъюнктуры.

В отечественной экономической мысли последнего времени появилось осознание того, что инфляция – не только денежный и производственный феномен, но и сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.

Цель данной работы: изучить антиинфляционную политику государства

Задачи работы:

  1. Определить социально-экономические последствия инфляции
  2. Описать монетаристкие и кейнсиансткие методы антиинфляционной политики
  3. Охарактеризовать особенности антиинфляционной политики в России

Структура работы представлена тремя разделами, составленными в соотвесии с поставленными задачами, введением, заключением, практической частью, списком использованной литературы

 

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ.

Эти последствия сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюн­ктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет эко­номическую и социальную напряженность в обществе.

Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учета ожидаемого уровня инфляции. Она ведет к перераспределению национального дохода по различным направлениям:

  1. между разными сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен;
  2. между населением и государством, так как последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская не обеспеченные товаром бумажные деньги, государство фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действие эффекта инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике, где действует прогрессивная система подоходного налогообложения. Последняя по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли их доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэфффективной, ибо в силу несбалансированного роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация оценивает все доходы формально, т.е. по номиналу;
  3. между классами и слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного неравенства – неизбежные спутники инфляции, которая негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям – через сбережения и текущее потребление.

Поскольку большая часть благ, входящих в потребительский набор, относится к разряду товаров неэластичного спроса, их постоянное удорожание оборачивается прямым снижением жизненного уровня беднейших слоев населения. Склонные к сбережению большей части своих доходов богатые теряют лишь сберегаемую часть, при этом их текущее потребление не только не страдает, но может возрастать.

Инфляция особенно опасна для категории населения, получающих фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и проч. Именно у этих людей преобладающую роль в активах играют наличные деньги и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.

Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым – получателям ссуды за счет вторых – ссудодателей (при условии, конечно, что договоры о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от темпа роста цен).

Воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от ее размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит, более того, ее снижение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта.

Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, на­носит серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выпол­нять свою главную функцию в рыночном хозяйстве — быть объективным информационным сигналом.

Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет то­варный голод, подрывает стимулы к денежному накопле­нию, нарушает функционирование денежно-кредитной си­стемы, возрождает бартер.

Высокая инфляция активно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40% и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем обычно выше темпы экономического роста, причем они максимальны при минимальных темпах инфляции. Это подтверждается исследованиями динамики экономического развития за последние 20 лет в большинстве стран современного мира, которые придерживались разных моделей экономической политики.

Высокие темпы роста общего уровня цен отрицательным образом воздействуют и на фискальную систему из-за так называемого эффекта Танзи-Оливера (латиноамериканские экономисты, обратившие внимание на этот эффект в 70-х гг. XX века). Дело в том, что инфляция обесценивает поступления от налогообложения. Так, если налоги начис­ляются, например, в III квартале, а выплачиваются в IV квартале года, то при гиперинфляции падает реальное значение налоговых поступлений в бюджет.

В условиях инфляции обесцениваются сбережения насе­ления, потери несут банки и учреждения, предоставляю­щие кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя между­народные валютные и кредитные отношения.

Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отстава­ние темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, ран­тье, доходы которых либд уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.

Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста экономики на базе НТП, поскольку внедрение в производство новой техники обходится все дороже. Для предпринимателя в этих условиях выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование и старую трудоемкую технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств  производства.

Наблюдается общее замедление экономической активности. Неопределенные перспективы развития, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от реализации долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости.

Набирает силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что в свою очередь нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.

Наибольший вред национальной экономике приносит гиперинфляция, в процессе которой государство теряет контроль за денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять свои функции, в оборот внедряются различные денежные суррогаты, появляются локальные денежные единицы, национальная валюта вытесняется более твердой – иностранной. За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация национального хозяйства, проявляются сепаратистские тенденции в регионах. Многочисленные социальные катаклизмы содействуют приходу к власти тоталитарных режимов.

Столь многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить антиинфляционную политику.

 

2. МОНЕТАРИСТКИЕ И КЕЙНСИАНСКИЕ МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация).

Цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используются широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов,  различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

Можно выделить несколько вариантов государственной ан­тиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или страте­гических задач.

В зависимости от целей:

Выделяют два направления такой по­литики.

  1. Адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уро­вень жизни населения и ослабление социально-политической на­пряженности в обществе.

Инструментом такой политики является индексация заработ­ной платы и некоторых других денежных доходов (прежде всего, социальных трансфертов). Индексация может быть полной, т.е. практически компенсировать рост цен, и частичной, не устра­няющей, а уменьшающей снижение реальных доходов. Чаще все­го в большей мере индексируются меньшие размеры доходов.

Индексация может носить «запаздывающий» характер — т.е. компенсировать уже происшедшее увеличение уровня цен. В этом случае законом часто устанавливается «порог индексации» — индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов.

В некоторых странах индексация носит упреждающий харак­тер (в условиях прогнозируемой инфляции) — так называемая «система адаптации к новым условиям». При этом новые ставки и оклады определяются в тарифных соглашениях как результат договорного процесса, исходя из оценок профсоюзами, работо­дателями, правительством уровня ожидаемой инфляции.

  1. политика, нацеленная на снижение вы­соких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обу­словливающие. Концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теории.

Мы отметили, что инфляция есть проявление макроэконо­мического неравновесия AD > AS, следовательно, его относи­тельного выравнивания можно добиться, воздействуя либо на совокупный спрос (в сторону его сокращения), либо на сово­купное предложение (в сторону его увеличения).

Кейнсианская концепция антиинфляционного регулирования выделяет в качестве приоритетного направления обуздания инфля­ции увеличение совокупного предложения путем увеличения эффек­тивного спроса. Для этого необходимо увеличить государственные инвестиции че­рез размещение крупных государственных заказов. Наряду с этим необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предло­жения, что окажет понижающее давление на цены.

Однако увеличение обусловленных крупными государствен­ными заказами расходов бюджета влечет рост бюджетного дефи­цита. По Кейнсу, этот дефицит должен покрываться не за счет дополнительной денежной эмиссии (что усугубило бы инфля­цию), а за счет государственных займов, которые будут погашать­ся, когда инфляция приобретет умеренные темпы.

Критикуя кейнсианские антиинфляционные рецепты, предста­вители монетаристской школы (М. Фридмен и др.)  отмечали, что подобные методы не позволяют экономическому кризису выполнить свою функцию са­нации экономики, очистить ее от неэффективных структур. В ре­зультате выход из кризиса осуществляется быстрее, но структурные диспропорции в экономике сохраняются, поэтому и «обвал» эко­номики в новый кризис происходит раньше: сокращается период устойчивого экономического роста. Более того, в условиях высо­кой галопирующей и тем более гиперинфляции дожидаться доста­точно отдаленных во времени результатов повышения эффектив­ного спроса невозможно, нужны срочные меры, ориентированные на быстрое гашение темпов инфляции.

Главным они считают восстановление денежного рынка. Тактические, первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса, проведение конфискационной денежной ре­формы, замораживание сбережений и заработной платы. Одно­временно осуществляется свертывание социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям, что наря­ду с сокращением совокупного спроса ведет к уменьшению рас­ходов бюджета, а значит — и его дефицита.

По мнению М. Фридмена, для увеличения совокупного пред­ложения приемлемы лишь те меры, которые не требуют дополни­тельных государственных инвестиций: это, прежде всего — про­дажа ресурсов, информации, государственных предприятий. При­ток частных инвестиций должен обеспечиваться максимальной либерализацией рынка. Ставка процента за кредит первоначально должна не снижаться, как в кейнсианской политике, а возрас­тать, что также окажет понижающее воздействие на инвестици­онный и потребительский спрос.

На фоне сокращения совокупного спроса удорожание кредитов и отмена государственных дотаций и субсидий приведут к быстрой санации экономики — банкротству неэффективных производителей. С одной стороны, это усугубит экономический спад, а с дру­гой — создаст рыночные ниши, освободит ресурсы для эффектив­ного производства. Тогда появится возможность стимулировать рост инвестиций путем снижения налоговых ставок, результатом чего станут увеличение предложения и снижение цен.

Значительные социальные издержки «санирующего» этапа монетаристской антиинфляционной модели (усугубление эко­номического спада, рост безработицы, резкое снижение уровня жизни) требуют жесткого и последовательного проведения ее в жизнь в сжатые сроки (так называемой «шоковой терапии»).

«Шоковая терапия» сра­батывает в развитой рыночной экономике, где:

  • развиты рыночные инфраструктуры;
  • обеспечена взаимосвязь различных рынков
  • высоко значение мультипликатора инвестиций;
  • действует большое количество производителей, из которых
    может быть осуществлен отбор сильнейших.

Кроме того, при критически низком уровне жизни значитель­ных слоев населения дальнейшее его падение вследствие «шоко­вой терапии» может так сократить внутренний спрос, что сделает невыгодным любое производство, и может привести к политиче­ской дестабилизации. Все это, увеличивая инвестиционные рис­ки, может спровоцировать «бегство капиталов» из страны.

Альтернативой «шоковой терапии» выступает так называемая «граду- алистская», т.е. постепенная, антиинфляционная полити­ка. Для нее характерны;

  • небольшое, но регулярно повторяющееся сжатие денежной массы;
  • краткосрочное замораживание заработной платы;
  • краткосрочное повышение налогов в целях увеличения доходов бюджета;
  • сокращение государственных расходов в виде дотаций неэффективным производителям.

Наряду с этим предпринимается комплекс мер активной структурной и инвестиционной политики: стимулирование инвестиций в отрасли; поддержка отечественных производителей, в том числе с помощью таможенного регулирования, непосредственное уча­стие государства в инвестициях; стимулирование платежеспо­собного спроса населения.

Главная проблема здесь состоит в том, что активная структур­ная и инвестиционная политика требует увеличения государствен­ных расходов, а значит, чревата инфляционными последствиями.

При невысоких темпах инфляции цель государственной анти­инфляционной политики — предотвращение их увеличения, под­держание экономического роста, сохранение уровня реальных доходов различных слоев населения.

Борьба с галопирующей и гиперинфляцией осуществляется на основе разработки стабилизационных программ.

Ортодоксальные программы. Их приоритеты — ликвидация бюджетного дефицита и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в со­ответствии с реальными возможностями увеличения производства. Максимальное включение рыночных регуляторов путем: либерализации деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках, либерализации цен при ограниче­нии роста заработной платы и поддержания плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты: уменьшения государственной собственности вследствие приватизации и максимального свертывания хозяйственной активности государства. Такого рода программы (не всегда успешно) проводились в Чили, Бразилии, Аргентине, Боливии.

Гетеродоксальные программы исходят из параллельного дей­ствия механизмов инфляции спроса и инфляции издержек. Они предполагают бо­лее активное государственное вмешательство: проведение «поли­тики доходов» (мер по временному замораживанию либо сдер­живанию роста цен и заработной платы); стимулирование произ­водства с помощью низких процентных ставок и снижения на­логов; участие государства в формировании рыночной инфра­структуры и поддержании жизненно важных отраслей; государ­ственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций. В 80-е — 90-е годы стабилизационные про­граммы гетеродоксального характера осуществлялись в Аргенти­не, Бразилии, Мексике, Израиле.

Если антиинфляционная тактика нацелена на быстрейшее устранение избыточного уровня инфляции, превращение ее в умеренную, то антиинфляционная стратегия главной задачей ставит уменьшение воздействия механизма самовоспроизводства инфляции, гашение инфляционных ожиданий. Последнее возмож­но в условиях, когда пользующееся доверием граждан прави­тельство ставит осуществимые и конкретные задачи снижения темпов инфляции, широко уведомляет о них население и добивается их реализации.

Большой опыт проведения антиинфляционных меро­приятий в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики. Схематично комплекс мер антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом.

Долговременная политика включает в себя:

1) задачу погасить инфляционные ожидания населения. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфля­ционную политику, завоевать таким образом доверие на­селения. Оно должно содействовать своими меропри­ятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен, ослабление административного таможенного контроля и т.п.) эффективному функцио­нированию рынка, что повлияет на изменение потре­бительской психологии.

2) меры по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

3) мероприятия в области денежного обра­щения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.

4) ослабление влияния внешних факторов. Задача состоит в уменьшении инфляционного воздействия на экономику приливов иностранного капи­тала в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

Краткосрочная политика направлена на временное сни­жение темпов инфляции. Здесь успешный результат возмо­жен в случае расширения совокупного предложения без уве­личения совокупного спроса. В этих целях государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим допол­нительно к основному производству побочные товары и услуги. Оно может приватизировать часть своей собствен­ности и таким образом увеличить поступления в госу­дарственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных пред­приятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.

Определенное воздействие на темпы инфляции оказы­вает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повыше­ния процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.

 

3. ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.

Экономика России носит переходный характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых стран протекание инфляционных процессов.

Особенности инфляции в России во многом обусловлены про­цессом трансформации экономического механизма — от цен­трализованной государственной к рыночной экономике.

Отдельные исследователи отмечают, что отечественная экономика была безынфляционной лишь в течение девяти послевоенных лет (1947 – 1955гг).

Уход государства из экономики привел к разрушению центра ко­ординации, к возникновению ситуации, когда переход от плана к рынку обернулся отсутствием того и другого, что еше больше сокра­щало производство, формируя отсроченную инфляцию.

В России инфляционное давление было спровоцировано ограни­ченным характером первоочередной либерализации цен. Цены были в основном отпущены на конечную продукцию.

К моменту либерализации цен в 1992 г. в России господ­ствовала подавленная инфляция со всеми присущими ей элемен­тами. Она могла характеризоваться преимущественно как ин­фляция спроса.

К факторам, определяющим ее, можно отнести:

  • эмиссионное финансирование бюджетного дефицита;

широкое использование внешних займов, массовую выда-­
чу дешевых и беспроцентных кредитов;

  • огромный удельный вес расходов на содержание военнопромышленного комплекса и армии;
  • искаженные структурные пропорции в экономике, чрезмерную развитость добывающих и тяжелых отраслей в ущерб
    отраслям, производящим потребительские товары и услуги
    (к 1990 г. доля отраслей группы А составила почти 75%);
  • отсутствие ценовых рыночных сигналов (вследствие чего до
    2/3 продукции не находило потребителей) при наличии огромного товарного дефицита по другим видам продукции;
  • наличие супер монополий в лице министерств и ведомств,
    преобладание крупных и средних предприятий;
  • искаженные ценовые пропорции, прежде всего, явно заниженные цены на сырьевые ресурсы;

•  высокие дефицитные ожидания населения.
Неблагоприятные внешнеэкономические факторы усиливали

инфляционные процессы: цены на мировом рынке на топлив­ные ресурсы и цветные металлы, составлявшие основные статьи экспорта России, снижались, а цены на ввозимые в значитель­ном количестве зерновые — росли.

Де­фицит государственного бюджета приобрел хронический характер, несмотря на усилия правительства по сокращению государственных расходов. Дефицит постоянно провоцировался падением доходов от производства, а значит, и от налоговых поступлений. Сокращение государственных расходов сжимало совокупный спрос и уменьшало емкость рынка. В результате сокращение производства закономерно приобретало лавинообразный характер на основе муль­типликативных процессов. Оно опережало темпы сокращения сово­купного спроса, что и вело к отсроченной инфляции.

Ортодоксальный вариант макростабилизации в развитых рыноч­ных структурах проводил селекцию предпринимателей. Разоряя слабых, он убирал неэффективных конкурентов и расширял поле деятельности для сильных рыночных субъектов. В переходной эко­номике такая направленность монетарных реформ неосуществима, поскольку конкурентный рынок еще не сформирован. Сжатие де­нежной массы не дает подняться рождающимся, а потому еще сла­бым рыночным структурам. Именно поэтому монетарные реформы бессильны создать сами по себе в трансформирующейся экономике эффективную рыночную среду.

Подавленная инфляция перешла в открытые формы при реа­лизации ортодоксально-монетаристской программы финансовой стабилизации, включавшей:

•  либерализацию цен;

  • быструю приватизацию почти 3/4 прежде государственной
    собственности;
  • либерализацию внешнеэкономической деятельности с использованием «плавающего» валютного курса;

•   жесткую борьбу с бюджетным дефицитом.

Либерализация цен в 1992 году перевела подавленную ин­фляцию в открытую форму. Реальные доходы населения и сово­купный спрос резко сократились. Однако со временем не менее резко начали действовать факторы инфляции издержек в резуль­тате роста цен на энергоносители, топливно-сырьевые ресурсы и транспортных тарифов. Рост цен существенно опередил расче­ты реформаторов, ориентировавшихся на повышение их за год на 300-400%.

Процессы гиперинфляции проявились в росте, например, потребительских цен, в 1992 г. — в 17,15 раза; в 1993 — более чем в 10 раз; в 1994 — в 4,5 раза; в 1995 — почти в 3 раза. По сути до 1995 г. имела место гиперинфляция, хотя и с тенденци­ей к снижению.

В значительной мере результатом гиперинфляции стал кри­зис наличности — дефицит денег в обращении. Несмотря на то, что денежная эмиссия возросла с 28 млрд руб. в 1990 г. до 45 576 млрд руб. в 1995 г., рост денежной массы отставал от ры­ночных потребностей в силу опережающего роста цен. Результа­том явился «кризис платежей», в том числе и рост задолженно­сти по заработной плате и социальным трансфертам.

Острая нехватка платежных средств и снижение совокупного спроса стали факторами колоссального спада производства и инвестиций — в 1996 г. реальный ВНП составил менее полови­ны от уровня 1990 г., на 80% сократились инвестиции — темпы снижения их объема превысил темпы спада производства. Так, по оценке рабочей группы Всемирного банка и Госкомстата России, снижение капиталовложений опережало снижение ВВП в 2,5 — 3 раза.

Приближение внутренних цен к мировым стало основой для насыщения рынка импортными товарами, что вело к спаду оте­чественного производства. Вместе с тем приближение внутрен­них цен на сырье и энергоресурсы к мировым в 1994—95 гг. сде­лало последние «потолком» для роста внутренних пен в средне- и долгосрочной перспективах.

Наряду с этим нехватка платежных средств вызвала широкое использование бартерных сделок. Специалисты отмечали, что в период высокой инфляции в России законными платежными средствами обслуживались лишь 20—30% сделок.

Спад производства обусловил снижение налоговых поступ­лений в государственный бюджет. Однако в условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры и конкурентной среды он не стал фактором оздоровления экономики, формирования ее эффективной структуры.

Вместе с тем монетаристские меры не были и строго после­довательными. Уже в 1992 г. Центральным банком осуществля­лись кредитные вливания для ослабления кризиса платежей. Однако, поскольку кредиты поддерживали наименее эффектив­ных производителей, их следствием стал не рост предложения, а дальнейший рост цен. Для прекращения этой так называемой кредитной инфляции со стороны ЦБ России начала проводиться в жизнь политика снижения дотаций и субсидий из госбюджета.

Можно сказать, что спад производства стал расплатой за обуздание гиперинфляции и превращение ее в галопирующую(1996 г. — рост потребительских цен в 1,44 раза; 1997 — в 1,14), а затем и в умеренную (1998 г. — рост иен в 1,085 раза). Такое утверждение будет не совсем точным, если не рассмотреть, ка­ковы были источники покрытия бюджетного дефицита.

Начиная с 1993 г. в этих целях стали использоваться считав­шиеся неинфляционными меры покрытия дефицита госбюджета за счет выпуска и размещения краткосрочных высокодоходных государственных казначейских обязательств (ГКО). Такого рода заимствования в кейнсианской концепции являются инструмен­том краткосрочной антиинфляционной политики, однако в рос­сийской практике они использовались почти пять лет — до кри­зиса 1998 г. Сложилась своего рода финансовая пирамида, когда новые ГКО размешались для покрытия обязательств но преды­дущим выпускам.

Помимо задолженности по ГКО, факторами, по сути зани­жающими уровень инфляции, являлись неоплаченные государ­ством госзаказы, невыплаченные своевременно заработные пла­ты и пенсии, огромный внешний долг.

Практика антиинфляционного регулирования в России вклю­чала и использование так называемого монетарного якоря, т.е. выбора и контроля определенного стоимостного параметра, по­зволяющего ограничить рост цен. Чаше всего таким параметром являлся валютный курс. Задача Центрального банка России со­стояла в том, чтобы падение курса рубля не опережало падение его покупательной способности. Для этого накапливались валют­ные резервы, и с середины 1995 г. был введен «валютный кори­дор» — удержание курса рубля в определенных рамках с помощью скупки или продажи Центральным Банком иностранной валюты.

Лишь в 1997 г. начали осуществляться меры по регулирова­нию цен естественных монополий — тарифов на железнодорож­ные перевозки, оптовых цен на электроэнергию, газ, прочие энер­гоносители.

К середине 1998 г. расходы по обслуживанию ГКО превыси­ли объем налоговых поступлений в наличных деньгах, что явилось одной из причин финансового кризиса 1998 г., возврата к пла­вающему валютному курсу и девальвации рубля. «Сжатый» ГКО потенциал инфляции прорвался наружу — в целом за 1998 г. по­требительские цены возросли более чем в 1,8 раза.

Противоречивое использование монетаристских и кейнсианских рецептов усугублялось существенным влиянием институ­циональных факторов, таких, как:

•  отсутствие практики банкротств;

• субсидирование неэффективных, неконкурентоспособных

производителей;

  • мощное лоббирование финансово-промышленнымигруп-­
    пами получения различных льгот и форм бюджетной под-
    держки;
  • отсутствие механизма привлечения сбережений населения

в инвестиции;

•  непомерное налоговое бремя, препятствующее росту пред-­
ложения.

Кризис 1998 г. выполнил ряд важных функций. Прежде все­го, стало очевидно значение сокращения дефицита бюджета, ут­верждения его с первичным профицитом. Падение завышенного курса рубля сделало его динамику предсказуемой и оживило экспорт. Появились признаки экономического роста: увеличе­ние инвестиций в основной капитал (в 2000 г. — на 15%), сни­жение темпов инфляции (в 2000 г. до 18—20% за год).

Благоприятные внешнеэкономические ус­ловия — рост цен на нефть на мировом рынке, стабильно высо­кие золотовалютные резервы Банка России обеспечивают воз­можность обслуживания государственного долга без дополни­тельных заимствований, создают условия для проведения более активной структурной политики, реформы социальной сферы.

Правительству президента В. Путина удалось добиться значительных успехов в контроле за инфляцией. В 2003 г. Банк России достаточно последовательно проводил политику, направленную на снижение инфляции до 12—14% за год, что соответствует приросту объема ВВП примерно на 4—5%.

В 2004 г. он составил 14-15%, а в последующие годы - снизился до 8-10%.

Уровень инфляции в 2007 году (январь-ноябрь): 10,5%

  • январь - 1,8%
  • февраль - 1%
  • март - 0,8%
  • апрель - 1%
  • май - 0,7%
  • июнь - 0,8%
  • июль - 0,9%
  • август - 0,4%
  • сентябрь - 0,4%
  • октябрь - 1,1%
  • ноябрь - 1,1%

Умеренные темпы инфляции способствуют увеличению благосостояния населения и компаний.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран про­водить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос — ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, напри­мер, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают ком­плекс адаптационных мероприятии (индексация).

Оценивая характер антиинфляционной политики, мож­но выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнси-анства) предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налога­ми в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфля­ции. Однако одновременно ограничивается и рост про­изводства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Тако­ва для общества цена сдерживания инфляции.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом рас­ширяется спрос на потребительские товары и услуги. Од­нако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усили­вать инфляцию.

К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности ма­неврировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется экономистами неокласси­ческого направления, выдвигающими на первый план де­нежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздей­ствующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Ины­ми словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для огра­ничения платежеспособного спроса, поскольку стиму­лирование экономического роста и искусственное под­держание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, инфляционные ожи­дания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликви­дировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масшта­бов.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля ин­формацию, правительства многих стран проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой, по существу, сводилась к ограни­чению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, то она не всегда достигает объявлен­ной цели. Параллельное применение различных экономи­ческих мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффек­тивным.

Опыт США позволяет наглядно показать сведение на нет политики доходов. Здесь в 1971—1974 гг. правительство осуществляло непосредственный контроль уровня зара­ботной платы и цен. В конце 70-х гг, оно ограничивалось лишь рекомендациями в этой области. А с приходом к власти республиканской администрации Р. Рейгана было ликвидировано правительственное учреждение, ведавшее этими вопросами.

В связи с антиинфляционной политикой остро стоит вопрос об издержках борьбы с инфляцией. С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве, т.е. росту безработицы и спаду производства. По некоторым подсче­там, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 г. оценивалось в 160 млрд. долл.

Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального ВВП с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе. Для проведения таких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систему льгот в налогообложении и условиях кредита (увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе).

Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам.

Итак, основной принцип борьбы с инфляцией – уничтожение ее источников. Шаги в принятии политических решений и их лоббирование – это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала. Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы – это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане. Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и  поддержание ее темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.

Сложность антиинфляционной политики в трансформирующейся экономике состоит в совмещении задач стабилизации денежного рынка с серьезными преобразованиями в хозяйственной сфере, спо­собными сформировать здоровую рыночную среду. Эти преобразования кроме оздоровления финансовой сферы включают еще два бло­ка: институциональный и либеральный.

Институциональный блок включает следующие институциональ­ные преобразования:

  • переход государства от преимущественно директивного управления экономикой к так называемому дирижизму, сочетающему как
  • прямые, гак и косвенные формы воздействия на экономические итересы рыночных субъектов;
  • формирование    рыночной    инфраструктуры    и    рыночных институтов (банков, страховых обществ, сети торговых посредников
  • и т.д.);
  • формирование   системы   рынков   и   создание   заново   рынка средств производства и рынка капиталов;
  • создание правовой базы для предпринимательства;
  • формирование   системы   кадров,   обслуживающих   рыночную экономику.

Либеральный блок объединяет факторы, обеспечивающие свобод­ное перемещение ресурсов в рыночной среде. В него входят:

  • либерализация рынков (снятие ограничений для входа и выхо-­
    да из них);
  • либерализации цен;
  • введение конвертируемости национальной валюты, по крайней
    мере, по текущим операциям;
  • демонополизация экономики и активное антимонопольное ре­-
    гулирование;
  • введение системы банкротств несостоятельных предприятий;

Подобные стабилизационные меры требуют серьезного системно­го подхода, неукоснительного и последовательного проведения их в жизнь. В странах, где рыночные преобразования осуществлялись своевременно (Китай, Вьетнам, отчасти Чехия. Инфляция здесь не приобретала катастрофического характера, поэтому антиинфляцион­ная политика была не слишком радикальной и проходила на фоне дальнейших стратегических рыночных реформ. Там, где происходи­ло запаздывание реформ, когда экономика разваливалась, не дожи­даясь обещанных преобразований, разразился глубокий спад на фоне роста цен, перерастающих в гиперинфляции.

Международная практика (чаще — в развивающихся стра­нах) применяет и иные меры приспособления к инфляции: под­держание государством (в том числе за счет дотаций) понижен­ных цен на ограниченный набор жизненно важных товаров, удов­летворяющих потребности беднейшего населения; создание сети дешевых «социальных магазинов» для тех же слоев; различные формы благотворительной помощи.

Важным аспектом антиинфляционной стратегии в условиях России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Издержки, связанные с ними, повышают конечную цену продукции. На динамике денежной массы сказывается также постоянный приток средств, полученных преступным путем и «отмываемых» в банках и других кредитных учреждениях. По некоторым оценкам, объем преступных доходов, «отмываемых» в России, равен годовому бюджету страны. Успеха в борьбе с указанным негативом  можно добиться, интенсифицировав работу по разработке эффективного законодательства, регулирующего все сферы рыночной экономики в нашей стране. Прежде всего это касается финансового, фондового и валютного рынков.

Добиться ослабления инфляции можно, лишь задействовав весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в мировой практике, а также постоянно адаптируя его к условиям России.

Как отмечалось выше, инфляция является неизбежным спут­ником современной рыночной экономики, обусловленным ее не чисто конкурентным характером: как невозможна полная лик­видация бюджетных дефицитов, деятельности профсоюзов, мо­нополистических структур, диспропорций в экономике, инфля­ционных ожиданий, так невозможно и абсолютное устранение порождаемых этими факторами инфляционных процессов.

Следовательно, основной целью государственной антиинфля­ционной политики является не искоренение инфляции, а пре­вращение ее в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Игнатьев С. О денежно-кредитной политике Центрального Банка в Российской Федерации. Деньги и кредит. 2006г, №5
  2. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина / Киров,1994, 1995. глава 18
  3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год. Деньги и кредит 2004г. №12.
  4. Осипова О.А.. Базовая инфляция и влияние данных факторов на инфляционные процессы. / Проблемы прогнозирования. 2006г. №3
  5. Состояние денежно-кредитной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2006г. Деньги и кредит. 2007г, №3
  6. Теория переходной экономики / Под ред. И.П. Николаевой / М., 2003г. Глава 16.
  7. Фетисов Г. Коллизии Российской монетарной политики. Российский экономический журнал. 2007г, №5-6.
  8. Фетисов Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики. Вопросы экономики. 2007г, №2.
  9. Шварева Н.В.. Инфляционные факторы в 1998-2004гг. / Проблемы прогнозирования. 2006г. №2
  10. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / М. ЮНИТИ 2004г. Глава 15.
  11. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / М. 1997-2000г. / Глава 18
  12. Экономика / Под ред. А.С. Булатова / М. 1995, 1997. глава 18
  13. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. Под ред. д.э.н., проф. Николаевой И.П. М. ЮНИТИ 2007г, гл.18.

 

ПРАКТИКУМ:

Как Центральный Банк страны должен изменить  предложение денег в экономике в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией при предполагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращении денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата.

Решение

Изменение денежной массы происходит  на величину роста ВВП(по условию задачи он возрос на 10%) и роста инфляции (2%) при неизменной скорости обращения денег, т.е. рост денежной массы возрастет на 12%.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+21
Размер: 31.54K
Скачано: 340
Скачать бесплатно
22.03.08 в 14:09 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе