Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по менеджменту »

Системный подход в менеджменте. Полномочия и ответственность в системе менеджмента

Системный подход в менеджменте. Полномочия и ответственность в системе менеджмента [09.02.10]

Тема: Системный подход в менеджменте. Полномочия и ответственность в системе менеджмента

Раздел: Бесплатные рефераты по менеджменту

Тип: Контрольная работа | Размер: 606.25K | Скачано: 269 | Добавлен 09.02.10 в 10:08 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2009


Содержание

Введение 3

1. Системный подход в менеджменте 4

2. Полномочия и ответственность в системе менеджмента 14

Тесты 19

Заключение 20

Список использованной литературы 21

 

Введение

Менеджмент по своей природе является сложным и динамичным процессом. Некото­рые элементы менеджмента: различных направлений, концепций, подходов широко используются и по сей день. Превалирующими остаются принципы гуманис­тического менеджмента, но и они претерпевают в последнее время существенные из­менения. Двумя основными дополнениями к этим принципам являются теория систем и ситуационный подход, следовательно, нужно более основательно изучать эти два дополнения.

 

1. Системный подход в менеджменте.

Понятие «система» относится к фундаментальным научным категориям. В различных определениях системы общим являет­ся выделение свойства целостности систем, т. е. система — это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новым свойством, которым не облада­ет в отдельности ни один из ее элементов. Это свойство иногда называют эмерджентностью (от англ. emergence — появление нового). В последнее время в теории управления для характе­ристики свойств целостности используют термин синергизм (от греч. synergeia — сотрудничество, содружество), означающий, что свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих его частей. Еще одно свойство – это энтропия. Энтропия — универсальное свой­ство всех систем, отражающее их тенденцию к постепенному «истощению» и смерти. В отсутствие поступающих из внешней среды ресурсов и энергии система рано или поздно «погибает».

Система управления — это совокупность элементов (подсис­тем, например стуктурно-функциональная подсистема и др.), объединенных информационными связями и процессами, направленными на достижение некоторых целей.

И субъект, и объект управления исследуются для установле­ния оптимального их взаимодействия в достижении целей. Лю­бое исследование, и тем более использование результатов ис­следований в практике, основывается на анализе и синтезе изучаемых явлений и процессов, которые всегда можно пред­ставить системой. Главные характеристики любых систем — состав, структура и функции элементов и самой системы. Для организационно-экономических систем характерна способность элементов воспринимать, хранить, перерабатывать информа­цию и использовать ее для управления в условиях взаимодейст­вия с окружающей средой в соответствии с выработанными целями.

Задачи выявления элементов или частей системы, их струк­туры, т. е. организации связей и, отношений между элементами, моделей функционирования элементов — это задачи анализа, а определение модели и оптимальных параметров функциониро­вания системы — задачи синтеза.

Задача анализа состоит, например, в установлении произ­водственных функций, т. е. зависимости между результатом производства и затратами ресурсов. Задача синтеза — форми­рование экономико-математической модели, решение которой позволит составить производственную программу (очередность процессов, затраты ресурсов и др.).

Вопросы обоснования принятия решений рассматриваются в научных дисциплинах кибернетического направления: иссле­дование операций, теория оптимального управления, теория принятия решений, системный анализ, системотехника — прикладная наука, ис­следующая задачи реального создания сложных управляющих сис­тем. Процесс построения системы состоит из шести этапов:

  1. Системный анализ;
  2. Системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы;
  3. Системное проектирование — реальное проектирование систе­мы, ее подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности;
  4. Создание программ математического обеспечения;
  5. Ввод системы в действие и ее проверка;
  6. Обслуживание системы.

Системный подход представляет собой одну из форм методологии исследования. Системный анализ — наиболее ориентированное на­правление системных исследований, синтезировавшее методы исследования операций и системотехники, это дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решений в условиях, ко­гда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной природы.

Развитие математических методов исследований операций стимулировалось задачами планирования военных и экономи­ческих операций, а теории оптимального управления — задача­ми, возникающими в технических системах. Сложные киберне­тические системы исследуются методами общематематической теории оптимизации системного анализа. Обычно считают, что структуризованные задачи, т. е. допускающие формализацию и построение модели, решаются в исследовании операций, слабоструктуризованные — в системном анализе, а неструктурированные — в теории принятия решений. Поэтому две последние дисциплины считают иногда синтезом науки и искусства.

Системный подход можно рассматривать как принципиаль­ную позицию лица, принимающего решение или предъявляю­щего некоторые требования, соблюдение которых позволит эффективно исследовать систему, а для систем управления еще и разработать оптимальный алгоритм функционирования. Сис­темный анализ можно рассматривать как методологию иссле­дования систем, применение которой позволит выполнить тре­бования системного подхода.

Главное значение в системном подходе -  представлений о целостности систем.

Познать целое — значит раскрыть:

• сущность и специфику, т. е. присущие этому целому сис­темные качества;

Системный анализ включает формулировку цели функцио­нирования системы, структурный анализ (декомпозицию) системы, разработку математической модели системы и ее эле­ментов (основатели школы Р. Акофф, С. Бир, Д.Форрестер и др.) решение моделей, сравнение альтернатив, выбор опти­мального решения, определение чувствительности решения к различным факторам.. Основа системного анализа — построение моделей, постановка задач оптимизации и решение их.

В зависимости от уровня управления требуются различные математические модели. Наиболее простые представляют собой аналитические зависимости между результатами деятельности объекта и затратами ресурсов. Они называются произ­водственными функциями. Такие модели на­ходятся, как правило, корреляционными методами и использу­ются для общей оценки улучшения тех или иных показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на них. Управ­ление в этом случае заключается в поддержании факторов на том уровне, который обеспечивает улучшение производствен­ных показателей.

Балансовые модели, связываю­щие количественно ресурсы и продукцию, производственные мощности предприятия и общую их загрузку. Балансовые мо­дели используются для оценки загрузки мощностей, вариантов организационно-технических мероприятий, подбора производ­ственных мощностей и, главное, оценки выполнимости про­граммы всеми подразделениями, входящими в данную модель. Введение некоторого критерия и условий (ограничений) пре­вращает балансовую модель в линейную, которую оптимизиру­ют методами линейного программирования. Задачи последнего сложнее балансовых, так как включают модели ограничений также различной сложности.

Для сложных нелинейных задач большой размерности раз­работаны методы динамического программирования, методы теории игр и др.

Однако математический аппарат бессилен в выявлении про­блем, формулировании целей и не дает ощутимых результатов в решении слабоструктуризованных проблем. Кроме того, пре­увеличение роли математики может стать источником ошибок, особенно при решении социально-экономических задач.

Организация как система

В экономике организация (фирма, предприятие) является хозяйствующим субъектом, реализующим собственные интере­сы посредством производства на рынке. Каждая организация имеет целей, для достижения которых требуются достиже­ния промежуточных целей, то в организации можно выделить множество систем.

Любая система характеризуется по крайней мере тремя эле­ментами:

Очевидно, что соединение этих элементов определенными материально-вещественными и информационными связями, порядком их взаимодействия образует структуру и целостность системы. Последняя характеризуется определенными для дан­ной системы ресурсами и продуктом, свойства которого, как уже сказано выше, не сводятся к сумме свойств составляющих элементов. Удаление любого из элементов или изменение их свойств разрушает данную систему или преобразует ее в другую.

В системе управления обязательно присутствует субъект (орган) управления, соединенный с элементами объекта управ­ления информационными (прямыми и обратными) связями

Практически любые системы управления являются слож­ными, их характеризуют следующие свойства:

Взаимосвязь с внешней средой и зависимость от нее — важные свойства организации. Они определяют открытость организации как системы.

Для исследования сложных систем применяют декомпози­цию — разделение системы на части (подсистемы), которые рассматривают как самостоятельные объекты. В производственной организации мож­но выделить подсистемы маркетинга, собственно производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансов, менеджмента (управление персоналом) и др.

Функциональные подсистемы включают сущность и содер­жание управленческой деятельности, состав решаемых задач управления и, как правило, соответствуют организационной структуре управления.

Типичные функциональные подсистемы — маркетинг, фи­нансы, бухгалтерский учет, которые обособлены в специальных подразделениях организации. Целевые подсистемы обычно не имеют соответствующих подразделений в аппарате управления, однако их функции закрепляются за линейными и функцио­нальными подразделениями.

Важнейшая характеристика системы управления — ее структура.

Можно дать следующее определение: организационная струк­тура (оргструктура) системы управления — это целостная сово­купность соединенных между собой информационными связя­ми элементов объекта и органа управления. Организационная структура управления отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления.

Оргструктура управления базируется на структуре производ­ства. Средством построения и рационализации организацион­ных структур служат моделирование информационных процес­сов и построение рациональных информационных структур управления. Понятия организационной и информационной структур управления тесно связаны, поскольку управление — информационный процесс между объектами и органом управ­ления, образующими организационную структуру. Информационная структура управления, характеризует внутреннее строение и взаимосвязь функций и задач управления с производственными процессами; количественная формализация этих взаимосвязей определяет в значительной степени управляемость производственных про­цессов. Совершенствование организационных структур осуще­ствляется посредством совершенствования информационных структур управления.

Работа предприятия опирается на три функциональные об­ласти управления: планирование деятельности предприятия, техническое проектирование и производственные планирова­ние и контроль. Само предприятие выполняет четвертую функ­цию — физическое производство. Эти четыре функции пере­крываются, и обеспечение их интеграции путем адекватного обмена информационным продуктом может рассматриваться как пятая функция.

Современные информационные технологии позволяют автоматизировать управленче­ские процессы— от финансов, производства и сбыта до управления персоналом и объединить их в единую сеть. При этом система управления способна чутко реагиро­вать на изменение внутренней и внешней среды организации.

 Внутренняя и внешняя среда организации

Целостность организации и ее открытость как системы обу­словливают четкое разделение внутренней и внешней среды, зави­симость организации от внешних факторов, взаимодействие внут­ренней и внешней среды, различную степень воздействия пара­метров внутренней и внешней среды и управления ими. (рис.1)

рис. 1

рис. 1

Внутреннюю среду организации представляют все рассмот­ренные выше ее составляющие элементы, связи и от­ношения между ними по поводу производства продукции (услуг) и управления.

Так как организация создается людьми, то все ее элемен­ты и связи в той или иной мере имеют переменный характер. К переменным внутренней среды организации относятся структу­ры (производства, управления), цели и задачи управления, тех­нологии, люди.

Цели, относясь к переменным факторам внутренней среды, характеризуют конкретные конечные состояния организации.

Важнейшая часть и внутренней, и внешней среды органи­зации — инфраструктура, т. е. комплекс элементов и связей, обеспечивающих условия жизнедеятельности коллектива орга­низации и обслуживающих основные процессы производства и управления. К инфраструктуре  относятся: коммуникации и организационную культуру, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаи­модействия.

Коммуникации как связующие звенья в информационных процессах управления являются необходимым условием самого управления. Коммуникации — это и пути сообщения (воз­душный, водный), и формы передачи сообщений (устные, письменные), и каналы связи (телефон, радио и др.). Но глав­ное в коммуникационном процессе — обмен смыслом, содер­жанием информации. Поэтому очень значительна роль человека в коммуникацион­ных процессах управления. Качество коммуникационных, производственных и управленческих про­цессов во многом зависит от организационной культуры орга­низации.

Организационная культура – это система норм и ценностей, которыми отличаются работники и в целом дан­ная организация. Система норм и ценностей чело­века находится в зависимости от его индивидуально­сти и личности (характер, взгляды, способности, образование и др.) и от установок и ценностей в организации, зависящих от многих факторов, включая руководителей организа­ции. Все эти элементы в комплексе определяют поведение ра­ботников и успешность деятельности организации.

Важный элемент культуры — это ценности, т. е. общие убеждения по поводу того, что хорошо, что плохо или что без­различно в жизни. Ценности приобретаются при воспитании, образовании, социальных контактах и т. п.

Организационная культура помогает решить задачи:

Коллективные мероприятия куль­турной направленности, позволяют выяснить соответствие основных рычагов приня­тия решений собственной культуре, осуществляется их взаимная притирка и критически решается вопрос о стратегической адекватности внутрифирменной культуры.

Успех организации зависит от учета внешних факторов. Как было отмечено выше, объектом и предметом исследования маркетинга и как функции управле­ния, и как части органа управления служат факторы внешней рыночной среды.

При рассмотрении внешней среды и ее влияния на органи­зацию и экономику в целом сейчас учи­тывают влияние неэкономических факторов (социокультурные факторы и др.) на экономические процессы

 

2. Полномочия и ответственность в системе менеджмента.

Сегодня руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены. Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, он передает решение менее значительных про­блем, необходимые для этого права и сопряженную с ними ответ­ственность подчиненным, обладающим необходимыми знаниями, опытом, заинтересованностью принять участие в управлении. В результате в рамках управленческой структуры происходит рас­щепление и рациональное перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами.

Этот процесс, принципы которого были разработаны в 1920-х гг. отечественным ученым П.М.Керженцевым, получил сегодня широкое распространение на Западе под названием "делегирова­ние организационных полномочий и ответственности". Делегирование полномочий происходит в данном случае не только на официальной, но и большей частью полуофициальной или даже неофициальной основе, и предполагает наличие благоп­риятного морально-психологического климата в коллективе и взаимного доверия между руководителями и исполнителями.

Делегированию полномочий предшествует значительная под­готовительная работа, которую должен осуществлять руководи­тель. Она состоит в определении того, для чего, кому, каким обра­зом делегировать полномочия, какие выгоды для него, самих под­чиненных и организации в целом при этом могут быть получены и какие препятствия возникнуть. Но общий подход состоит в том, что делегировать полномочия нужно всегда максимальному коли­честву сотрудников, находящихся на самых низких этажах уп­равленческой структуры, где на практике реализуются принима­емые решения. Процесс делегирования начинается с классификации стоящих перед организацией или подразделением проблем составления пе­речня полномочий, которые могут быть реально делегированы, выгод и риска, связанных с этим, характера, способностей и мо­ральных качеств подчиненных. Для решения вопроса о делегировании зарубежные специалис­ты в области управления рекомендуют использовать так называе­мую матрицу Эйзенхауэра, которая в значительной степени об­легчает руководителю ориентировку в ситуации.

С точки зрения необходимости контроля делегируемые про­блемы можно разделить на следующие виды: требующие текуще­го контроля за их результатами; требующие обычного контроля или самоконтроля с периодическим информированием руководи­теля; требующие специального контроля в отношении отдельных моментов; требующие полного контроля и не допускающие откло­нений от предписываемых действий. В предпоследнем случае пол­номочия делегируются выборочно, а в последнем вообще не деле­гируются. Обычно делегируются следующие виды полномочий:

· решать частичные, узкоспециальные проблемы, в которых ис­полнителиразбираются заведомо лучше руководителя и пре­красно это понимают;

· осуществлять подготовительную работу (обобщение материала, формулировка первичных выводов, написание различных про­ектов), носящую в большинстве случаев рутинный характер, но тем не менее дающую возможность продемонстрировать свои способности;

· присутствовать на различных мероприятиях информационно­го характера, выступать с сообщениями, делиться опытом. При этом черновая и малоинтересная работа чередуется с увле­кательной, побуждающей исполнителей совершенствовать свои знания, навыки, соревноваться друг с другом, добиваться первен­ства.

Игнорирование этих обстоятельств, постоянное вмешатель­ство в процесс самостоятельной деятельности исполнителей, их подавление и т.п. приводит к резкому ухудшению морально-пси­хологического климата и подрывает саму идею делегирования.

В то же время ни при каких обстоятельствах не делегируется решение проблем, связанных с выработкой общей политики орга­низации или подразделения; особо важных и срочных, предпол­агающих действия в условиях критических ситуаций или повы­шенного риска; общее руководство; рассмотрение конфиденциальных задач, вопросов, связанных с поощрением и наказанием со­трудников.

Чаще всего полномочия делегируются непосредственным под­чиненным, а теми уже по согласованию с руководителем - даль­ше. Эти люди должны быть способными, компетентными в своей области, иметь склонность к организаторской и управленческой деятельности, стремление преуспеть в ней и добиться успеха. Кро­ме того, они должны быть привержены целям организации и раз­делять взгляды руководителя, что позволяет оказывать им соот­ветствующее доверие.

Процесс делегирования полномочий тщательно планируется, исходя из целей организации, обычно отдельно по каждой задаче. При необходимости разрабатываются графики работы и контроля за ней, создаются инструкции, определяющие границы ответ­ственности подчиненных, которые заблаговременно знакомятся с этими документами и вносят в них необходимые предложения и поправки. Поскольку способность людей реализовывать полномочия в тех или иных конкретных ситуациях не может быть четко опреде­лена заранее, делегирование полномочий связано с определенным риском. Однако риск этот оправдан, так как оно сулит всем сторо­нам немалые выгоды.

Прежде всего, делегирование полномочий приближает приня­тие решений к месту их реализации, а следовательно, повышает их качество и оперативность, предотвращает растрату времени на ожидание распоряжений и указаний, отчего процесс управления в целом становится более эффективным. Руководителей делегирование полномочий освобождает от многих текущих дел и позволяет заняться решением глобальных, наиболее сложных проблем, а также дает возможность более раци­онально распределить нагрузку среди подчиненных, выявить сре­ди них возможных преемников, могущих их заменить при про­движении наверх, или уходе на пенсию. Подчиненным делегирование полномочий позволяет макси­мально продуктивно использовать имеющиеся у них способности, знания, опыт и приобрести новые; проявить инициативу и самос­тоятельность; развить себя как личности; продемонстрировать ок­ружающим собственные возможности, повысить в их глазах свой престиж и создать "стартовую площадку" для дальнейшего про­движения по служебной лестнице; наконец, просто получить большую удовлетворенность от работы.

Однако, несмотря на это, и руководители, и подчиненные час­то сопротивляются делегированию полномочий. Многие руководители настолько загружены текущими дела­ми, что у них попросту нет времени для постановки задач подчи­ненным и контроля за их решением, но, даже если время есть, не все понимают важность этой проблемы и умеют правильно опреде­лить объект для делегирования. Некоторые руководители не ве­рят в способности подчиненных, боятся нести ответственность за их возможные неудачи или просто не хотят расставаться с люби­мым делом, которому отдали многие годы. Наконец, есть руково­дители, которые боятся подчиненных и конфликтов с ними, а по­этому не рискуют предлагать им дополнительные обязанности. Подчиненные, в свою очередь, уклоняются от принятия пол­номочий по таким причинам как нежелание самостоятельно рабо­тать вследствие нехватки знаний, некомпетентности в данном во­просе; отсутствие веры в себя и страх ответственности за ошибки; перегрузка другими обязанностями; нехватка информации, огра­ничивающая реальную возможность что-то сделать; формальный подход к делу со стороны руководителей, часто имеющий след­ствием так называемое фиктивное делегирование, то есть переда­чу подчиненному тех полномочий, которые он давно уже имеет.

Эффективность процесса делегирования полномочий во мно­гом определяется разумным сочетанием интересов организации (подразделения), руководителя и исполнителя. Интересы организации учитываются путем соблюдения сущес­твующих в ней традиций, принятых стандартов деятельности, ис­ключения возможности злоупотребления полученными полномо­чиями. Интересы руководителей и исполнителей обеспечиваются гармоничным распределением обязанностей и ответственности между ними, а также своевременным вознаграждением. Руководитель должен обеспечивать организационную сторону процесса делегирования полномочий, например, первоочередным предоставлением необходимых ресурсов, информации, своев­ременностью выдачи заданий, оказанием помощи в трудных ситу­ациях. В его обязанности также входит активизация исполните­лей и защита предоставленных им полномочий от любителей их нарушать.

 

Тесты

Тест 1. Совокупность ценностей, видений, ожиданий, традиций и норм поведения, принимаемых членами организации без обсуждения – это организационная культура.

 

Тест 2. Чем является информация для управленческого труда?

а) продуктом управленческого труда

б) предметом управленческого труда

в) средством управленческого труда

Ответ: б) Предметом управленческого труда

 

Тест 3. Особенности зрелой организации:

а) устойчивое положение на рынке

б) демократичный стиль управления

в) завоеванный сегмент рынка

г) оптимизация численности и структуры

д) максимальная численность сотрудников

е) систематический рост прибыли

Ответ: б), в), г), е)

 

Тест 4. Практика управления возникла:

а) с созданием Школы управления

б) с возникновением системного подхода

в) в ходе индустриализации промышленности

г) с объединением людей в организованные группы

Ответ: г) с объединением людей в организованные группы

 

Заключение

Системы управления являются сложными, характеризу­ются вероятностным проявлением состояния управляемых объ­ектов и неопределенностью принятия решений. Для исследования систем управления применяются сис­темный и ситуационный подходы, для разработки оптимальных условий функционирования — теория принятия решений. Организация как система управления включает комплекс взаимосвязанных целевых и функциональных подсистем, реа­лизующих средства достижения целей, стоящих перед органи­зацией. Организация — открытая система, успешное существова­ние которой зависит от эффективного взаимодействия с внеш­ней средой. Внутренняя среда организации обеспечивает достижение поставленных целей и охватывает производство продукта (услуг) и управление им. Внешняя среда прямого действия включает рынки, пред­ставляющие интерес для предприятия; государственные зако­ны, регулирующие рыночные отношения, и профсоюзы. Внешняя среда косвенного воздействия включает поли­тические, социально-экономические факторы, развитие техно­логии и науки, учитываемые организацией при разработке стратегии развития. Вся совокупность факторов, характеризует организацию как систему, которая способна к конкурентной борьбе.

 

Список литературы

1. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб: Питер, 2000. - 411с. 

2. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник – 3-е изд.- М.: Экономистъ, 2003 – 528 с.

3. Менеджмент: Учебное пособие для вузов / Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных, В.В. Абакумов, А.А. Голубев; Под ред. Ю.В. Кузнецова, В.И. Подлесных. - СПб: Бизнесс-пресса, 2001. - 422с. 

4. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 – 440 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 606.25K
Скачано: 269
Скачать бесплатно
09.02.10 в 10:08 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе