Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Институциональный кризис семьи и брака

Институциональный кризис семьи и брака [19.01.10]

Тема: Институциональный кризис семьи и брака

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 30.33K | Скачано: 252 | Добавлен 19.01.10 в 10:52 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2009


Содержание:
Введение 3
1. Семейный кризис первой трети ХХ в. Процесс формирования семьи в 90-е годы ХХ в 4
2. Социальные проблемы современной семьи 9
3. Практическое задание 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Тесты 17

Введение
        Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений.
          В настоящее время говорить о кризисе семьи и брака стало подразумевать одно и тоже. Обычное понимание брака современным человеком — это признание обществом, церковью, государством половой связи и любви мужчины и женщины.  Сейчас брачно-семейные отношения могут описываться как в парах, которые живут в незарегистрированном сожительстве, так и в однополых парах и коммунах. Смысл брака, в таком случае, теряется, что приводит к тому, что все чаще и чаще люди не регистрируют свои отношения. К тому же юридическая ответственность, возникающая при регистрации брака, может в результате развода сильно ущемлять экономические интересы одного из супругов. Как в истории, так и сейчас смысл брака часто пытались свести к договорным отношениям. Например, в настоящее время пропагандируется брачный контракт. При бесспорности существования договорных отношениях и экономической стороны брака и семьи, сводить смысл брака только к этому, это низводить его до категории потребительского рынка со всеми вытекающими отсюда последствиями (например, «любовь» за деньги).
Ценность семьи сейчас ассоциируется с появлением ребенка, то есть взятием взрослыми людьми (обычно супругами) ответственности за жизнь ребенка, за его экономическое благосостояние и воспитание. Но в чем смысл и ценность семьи для супругов? Ответ в категориях потребительского рынка, например, в получении удовольствия от реализации материнского и отцовского инстинкта будет явно ущербным и неправильным. Попробуем разобраться, в чём же состоит институциональный кризис семьи и брака?

1. Семейный кризис первой трети ХХ в. Процесс формирования семьи в 90-е годы ХХ в.
Когда мы говорим о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.
Процесс формирования семьи, с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.
В первой трети ХХ века в России семья была прочной, надёжной и действенной школой воспитания детей, в которой воспитанием занимались оба родителя, дедушки и бабушки. После Октябрьской революции всё изменилось: раскрепощается женщина, уничтожается частная собственность, семейное воспитание заменяется общественным (сад, ясли, школа-интернат и т.д.), родители перестали воспитывать детей как наследников. У многих женщин развилось отрицательное отношение к материнству.
В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года рождаемость стала резко падать, смертность населения стала увеличиваться. Появилось много бездетных семей.
С начала 70-х годов наблюдается отчетливая тенденция увеличение числа детей рождённых вне зарегистрированного брака. В 1970г. каждый 10-й новорождённый появлялся вне брака. У женщин до 20 лет каждое 5 рождение – вне брака. В стране увеличилось число внебрачных связей, семей одиноких матерей, где отсутствует один из важнейших факторов воспитания – отец .
Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей . С одной стороны это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.
Наиболее распространенные типологии семьи в настоящее время: патриархальная (или традиционная), детоцентристская (или современная); супружеская (или постсовременная); неполная; внебрачная; альтернативная (конкубинат и полигамия).
Все более распространёнными становятся альтернативные семьи. Конкубинат - это семья, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же её содержит, причем обе семьи знают о существовании друг друга. Нередки, стали семьи, где муж и жена живут в отдельных квартирах. Это так называемый годвин-брак.
Для патриархального типа семейных отношений, возникшего в результате разрушения материнского права, характерны в качестве ведущих кровнородственные отношения, а также жесткая зависимость жены от мужа и детей от родителей.
Для детоцентристского типа семейных отношений характерна установка на то, что дети – главный смысл семьи; материальная и духовная забота о детях доходит до такого уровня, когда основные свои ресурсы семья направляет на улучшение условий жизни ребенка, на получение ими более высокого материального и социального статуса. Этому типу отношений свойственны: повышенная роль частной жизни; акцентуация на чувственной стороне брака и интимности; появление и закрепление традиции регулирования рождаемости, что, в свою очередь, требует соответствующей адаптации индивидуальных планов и поведенческих стереотипов всех членов семьи.
Принципы, на которых строится «супружеский тип» семейных отношений, привлекательны с точки зрения идеала, ориентированного на саморазвитие личности, личностный рост, индивидуализацию. Семья уже не выглядит структурой, подавляющей индивидуальность личности. Однако обеспечение стабильности «супружеского союза» становится задачей более сложной, нежели семьи, построенной на детоцентристской основе и уж тем более на патриархальной. Власть в «супружеской семье» размыта, роли неустойчивы, традиции, регламентирующие внутрисемейные отношения, неопределенны. В такой ситуации любое эмоциональное напряжение может стать дестабилизирующим фактором, ведущим к отчуждению и разрыву по всем линиям семейных связей (супружеским, детско-родительским и др.).
Проблемы социальной истории семьи впервые были на серьезном для того времени научном уровне поставлены в работе известного социолога П.А. Сорокина «Кризис современной семьи». Здесь Сорокин описывал изменения ряда функций семьи в России и европейских странах, отметил накопление дисфункций, определенное как социальный кризис, и дал попытку прогноза будущего развития семьи. Критическое осмысление института семьи как союза супругов, родителей и детей, родственников и свойственников, как хозяйственного целого привело ученого к выводу об углублявшемся ее кризисе, что подтверждалось рядом эмпирических свидетельств: растущим числом разводов, сокращением брачности, ростом внебрачных детей, абортов и проституции, уменьшением числа детей в браке, эмансипацией женщин, секуляризацией брака. По наблюдениям П. Сорокина, в процессе социализации детей все большую роль начинало играть государство, которому передавались воспитательные, образовательные и опекунские функции. Перечисленные факторы постоянно прогрессировали, в силу чего, по мнению автора, процесс распада не только не остановится, но будет развиваться и далее.
Существовали и другие взгляды на судьбу семьи. Например, А. М. Коллонтай в своей программной работе “Семья и коммунистическое общество” (1918) предложила переложить заботу о матери и ребенке с плеч семьи на плечи государства. Эта работа своего рода социальная утопия, описывающая общество таким, каким оно должно быть. В этом обществе семьи не существует. Коллонтай доказывает, что семья теряет свои функции ещё при капитализме, потому, что постепенно исчезают основы, на которых она держалась, а именно, общее хозяйство семьи, экономическая зависимость женщины от мужчины и необходимость заботы о детях. Капитализм, напоминает Коллонтай, разрушил неэффективное семейное хозяйство. Вовлекая женщину в производство, он создал условия для ее экономической независимости. В свою очередь, работающая мать вынуждена переложить часть своих материнских забот на плечи наёмных нянь. Согласно Коллонтай, только коммунизм полностью освободит женщину от необходимости домашнего труда и заботы о детях. Будет создано эффективное общественное обслуживание, а воспитанием и образованием детей будут заниматься опытные педагоги. Родители, таким образом, должны будут лишь родить здорового ребенка, и ухаживать за ним, пока он слишком мал для детского коллектива. Однако и здесь Коллонтай требует независимости женщины от мужской опеки. Она считает, что заботу о матери и младенце должно взять на себя государство.
Отсутствие каких-либо семейных обязанностей создаст, по мнению Коллонтай, условия для возникновения новой формы общения между полами . В своём идеале это общение видится Коллонтай как моногамный брак — “товарищеский и сердечный союз двух свободных и самостоятельных, зарабатывающих, равноправных членов коммунистического общества”. В этом союзе не будет домашнего “рабства” женщин, неравенства, страха женщины остаться без поддержки с детьми на руках, если бросит муж, заботы о детях, а потому он будет более радостным и счастливым, чем брачные отношения прошлого.
В 90-е годы в изучении проблем семьи, по наблюдениям специалистов, происходили следующие процессы. Во-первых, усилилась комплексность эмпирических и теоретических исследований, расширилась сфера междисциплинарного подхода к семье, увеличилось взаимопроникновение различных направлений и наук, в результате чего стало возможным говорить не только об узкоотраслевых дисциплинах, например социологии или психологии семьи, но и о новой комплексной науке, получившей наименование фамилистики. Во-вторых, расширилось участие отечественных исследователей в крупных международных проектах, благодаря чему открылась возможность, с одной стороны, обогатить научно-методический инструментарий полевых исследований, с другой - развивать у себя те же теоретические направления, которые существуют на Западе, а именно интеракционистский, институциональный, функциональный, феноменологический, аксиологический, или нормативно-ценностный, эволюционный и др. В-третьих, исследовательские акценты значительно сместились в сторону нового направления - гендерных исследований, представляющих собой общемировое движение и отвечающих объективным социокультурным и социально-экономическим условиям новой России .

2. Социальные проблемы современной семьи
В современных условиях всё заметнее становится кризис семьи как социального института общества. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание (социализацию) детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов.
Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Наиболее важным признаком современной семьи, по мнению историков и социологов, является переход от патриархального типа отношений в семье к отношениям демократическим. В патриархальной семье главенство, безусловно, принадлежало старейшине рода, а семья включала в себя несколько поколений. За последние сто лет патриархальная семья превратилась в секулярную семью, т. е. "атомарную", "точечную" . В ее состав входят представители только одного поколения, и все вопросы семейной жизни решаются непосредственно членами семьи.
Ничто не мешает секулярной семье сохранять взаимосвязь со старшими поколениями, со своими родителями, перенимая их жизненный опыт и духовные традиции. Но власть старшего поколения уже не является столь безусловной и всеобъемлющей, как в предыдущий исторический период. С одной стороны, это расширило поле свободного выбора семейных приоритетов, стиля жизни, форм воспитания детей и т.п. С другой стороны - многократно повысило ответственность семьи за результаты реализации своего выбора.
И самое главное - современная семья дает каждому своему члену возможность быть более индивидуальным, личностным, а это и есть основа индивидуальной, личной ответственности за судьбу семьи.
Хотя в современной семье отношения между мужем и женой строятся по принципу взаимозаменяемости, где отсутствует жесткое закрепление обязанностей, в ней намечается тенденция традиционализации семейных ролей в патриархальном их значении: закрепление за женщиной роли только хранительницы домашнего очага, матери, а отца – ролью кормильца, добытчика. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут содержать безбедно свою семью, а жена становится лишь хозяйкой дома, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы.
Анализируя жизнедеятельность семьи в современной ситуации, необходимо отметить некоторую формализацию семейных отношений, когда семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются в семье материальные проблемы, когда в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.
Необходимо сделать следующие выводы: сейчас можно говорить о возникновении тенденций, несущих разрушительный характер для семьи как социального института и малой группы. Среди них:
     1.Пренебрежительное отношение к браку;
     2.Ослабления потребности в детях;
     3.Отсутствие авторитета мужчин в глазах женщины;
     4.Эмансипация детей от родителей, супругов от их родительского окружения;                     
     5.Стремление к изоляции семьи от всего остального мира;
     6.Предпочтение материального начала в семье морально-нравственному;  
     7.Уход от решения жизненных проблем в замещающие виды деятельности;
     8.Ранние сексуальные связи у молодёжи;
     9.Отрицание молодыми поколениями ценностей родителей и прародителей;
     10. “Плавающее” лидерство в семье.
Люди, как правило, серьезно переживают распад семьи. Распространенными последствиями разводов являются снижение трудовой активности, высокая вероятность нервных стрессов, психических расстройств, ослабление влияния родителей на воспитание детей и т.д. В то же время развод нельзя рассматривать как всецело отрицательное явление, так как свобода расторжения брака — одно из средств обеспечения социальной справедливости в семейно-бытовых отношениях, средство сохранения их моральных устоев .
В качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семейных отношений, являются следующие: во-первых исследование вопросов положения семьи в современном обществе, ее функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; обеспечить выполнение федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Добиваться выполнения правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей; добиваться полного бюджетного финансирования на федеральном и региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования, здравоохранения, культуры и отдыха.

3.    Практическая часть
Американские социологи Э. Берджесс и Х. Локк в книге «Семья – от института к содружеству», вышедшей в 1945 г. утверждали, что в структуре и в функционировании современной семьи произошли существенные перемены. «В прошлом основные факторы, объединяющие семью, были внешние, формальные, такие, как закон, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, авторитет главы семьи, строгая дисциплина. В настоящее время находится в состоянии становления новая форма семьи – товарищество, ее единство все меньше зависит от давления общества и все больше от межличностных отношений, как взаимная привязанность, взаимопонимание и товарищество ее членов». На основании этого утверждения авторы пришли к заключению о том, что семья постепенно трансформируется от социального института к товариществу. Можно ли согласиться с подобным мнением? Выразите свое отношение к указанному подходу. Аргументируйте свой ответ.
Я думаю, что частично можно согласиться с заключением авторов, что семья постепенно трансформируется от социального института к товариществу. С переходом к постиндустриальному обществу меняется и семья.
      Во-первых, резко возрастает экономическая независимость женщины. Количество "чисто мужских" рабочих мест сокращается, а "универсальных" - растет. Это связано с развитием сферы услуг и с "машинизацией" и автоматизацией производства: мужская сила больше не нужна.  
      Во-вторых, рост экономической независимости женщин привел к уменьшению зависимости от мужчин и, как следствие, к раскрепощению женщины, в том числе сексуальному. В этом многие исследователи видят причины "сексуальной революции".  Таким образом, в постиндустриальном обществе институт брака постепенно теряет функцию регулирования сексуальных отношений, иными словами, теряет монополию на секс. Сначала был легитимизирован добрачный секс; в настоящее время идет легитимизация внебрачного секса через институт свингерства (когда супруги вступают в контролируемые сексуальные отношения с другими партнерами с согласия друг друга). Иными словами, если идустриальная семья раскрепостила чувства (сделала их "личным делом", не подлежащим "родственному" и общественному контролю), то постиндустриальная делает тоже самое и с чисто сексуальной сферой.
 В-третьих, потеря мужчиной и женщиной прежних жестко очерченных ролей подтачивает классическую концепцию брака, как союза мужчины и женщины. Обретение женщиной экономической независимости позволило массово появиться неполным семьям, а также "динамичным семьям" (когда супруги легко расстаются и подыскивают новых; некоторые уже рассматривают смену супруга как должное - по типу того, что нельзя всю жизнь работать на одном месте работы). Получают распространение и во многих странах становятся законными гомосексуальные браки.
      Все эти сдвиги, конечно, идут медленно - в течение нескольких поколений - но тенденция налицо. Одно из главных препятствий на пути этого процесса лежит в чисто биологической области. Рожать детей могут только женщины, что не позволяет полностью отказаться от разделения ролей по половому признаку. Однако, вероятно, прогресс биотехнологий в обозримом будущем позволит решить эту проблему.
Каковы последствия подобных изменений для эволюции семьи? На этот счет мы пока можем строить лишь предположения. Существующая тенденция говорит о том, что семья постепенно теряет те функции, которые не связаны с воспитанием детей. Сначала была потеряна функция "экономической ячейки", теперь теряется сексуальная функция. Можно предположить, что семья будущего будет состоять из нескольких единомышленников (любого пола), объединенных лишь общими интересами и совместно воспитывающих детей (возможно, с привлечением профессионального воспитателя: семья из 4-5 взрослых вполне сможет себе это позволить).
Вряд ли эволюция семьи будет идти безболезненно. Как и любой переход от старого к новому, поначалу это вызовет и негативные эффекты (точно также, как при переходе от традиционной к нуклеарной семье). Появятся дезориентированные маргиналы, снимающие с себя всякую ответственность за семью и детей. Но постепенно с выработкой новых рациональных правил ситуация стабилизируется. Не исключено, что семьи нового типа будут более крепкими и ответственными, чем нынешние семьи переходного периода.
 Если немного отвлечься и пофантазировать, то можно получить следующую картину. Брак, лишенный монополии на "законный секс", сохранит лишь функцию воспитания детей. Т.е. семья изначально будет создаваться с этой целью - воспитания детей (при этом, естественно, совсем не обязательно, чтобы дети были единокровными для каждого родителя). Таким образом, отпадет масса причин для развода.

Заключение
2008 год официально был объявлен в России годом семьи. Это является очевидным свидетельством заботы государственной власти о возрождении семейных ценностей и о преодолении демографического кризиса — а он поразил не только Россию, но и ряд других стран. Сегодня, к сожалению, во всем мире наблюдается девальвация института семьи. Снижается число браков, увеличивается число «неполных семей». Все больше людей воспринимает как нормальное явление случайные связи. Огромное количество разводов происходит уже в первые годы после создания семьи, и в результате значительная часть детей живет без отцов.  
Большой проблемой стало массовое распространение сожительства без заключения брака, а значит, без малейшей ответственности друг перед другом и перед будущими детьми, рождение которых обычно и не предполагается в таких союзах, почти никогда не бывающих прочными. Нам  нужно решительно противостоять попыткам размыть понятие семьи, которая может быть только законным союзом мужчины и женщины, создающим достойные условия для воспитания детей. Нельзя не упомянуть о проблеме абортов, число которых до сих пор чрезвычайно велико- аборт является убийством и подлежит нравственному осуждению как тяжкий грех. Вопросы семьи и брака тесно переплетены с демографической проблемой. Государственные власти предприняли серьезные усилия для ее разрешения. Однако становится все более очевидным, что попытки преодолеть демографический кризис только экономическими средствами, без учета духовной составляющей, обречены на провал. Ведь причины кризиса — не в кошельках, а в душах людей, и не случайно верующие люди имеют больше детей при одинаковых с неверующими экономических условиях. В бедных, но сохранивших религиозную традицию странах демографических проблем не возникает. И выход из демографического кризиса нам следует искать прежде всего в духовно-нравственном преображении личности и общества.

Список использованной литературы:
1.    Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учебное пособие для вузов.-М.,1996
2.    Борисов В.А. Деградация института семьи//Семья в России.-1995-№1,2
3.    Волков Ю.Г. и др. Социология:Курс лекций:Учебное пособие. 2-е изд.-Ростов-на-Дону, 2006
4.    Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи// Социологические исследования.-1995-№10
5.    Зритнева Е.И. Социология семьи:Учебное пособие.-М.,2006
6.    Исаев Б.А. Социология: Краткий курс.- СПб,2007
7.    Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов.-М.,2007
8.    Социология:Учебник для вузов/под ред.проф. В.И. Лавриненко-3-е изд., перераб и доп.-М.:ЮНИТИ –ДАНА, 2004
9.    Социология семьи :Учебник/Под ред.проф. А.И.Антонова. 2-е изд.-М., 2007

Тесты
1.    Вставьте недостающую типологию : «Наиболее распространенные типологии семьи в настоящее время патриархальная (или традиционная), детоцентристская (или современная); неполная; внебрачная; альтернативная (конкубинат и полигамия)
A.    Супружеская
B.    Отцовская
C.    Детская
2.    …- это семья, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же её содержит, причем обе семьи знают о существовании друг друга.
A.    Конкубинат
B.    Годвин-брак
C.    Комбинат
3.    Проблемы социальной истории семьи впервые были на серьезном для того времени научном уровне поставлены в работе известного социолога П.А. Сорокина «Кризис современной ….»
A.    Жизни
B.    Семьи
C.    Молодежи
4.    Кто в своей работе “Семья и коммунистическое общество”  предложил переложить заботу о матери и ребенке с плеч семьи на плечи государства
A.    Конт
B.    Борисов
C.    Коллонтай
5.    Какому типу отношений свойственны: повышенная роль частной жизни; акцентуация на чувственной стороне брака и интимности; появление и закрепление традиции регулирования рождаемости, что, в свою очередь, требует соответствующей адаптации индивидуальных планов и поведенческих стереотипов всех членов семьи.
A.    Современный
B.    Детоцентристский
C.    Традиционномый
7.    Какому типу характерна жесткая зависимость жены от мужа и детей от родителей.
B.    Традиционный
C.    Патриархальный
D.    Детоцентристский
8.  В своём идеале это общение видится Коллонтай как……
A.    Монохромный
B.    Многогранный
C.    Моногамный
9.Отсутствие каких обязанностей создаст, по мнению Коллонтай, условия для возникновения новой формы общения между полами?
A.    Дружеских
B.    Семейных
C.    Тудовых
10. С каких годов наблюдается отчетливая тенденция увеличение числа детей рождённых вне зарегистрированного брака?
A.    Начало 90-х
B.    Конец 80-х
C.    Начало 70-х
11. В каком веке в России семья была прочной, надёжной и действенной школой воспитания детей, в которой воспитанием занимались оба родителя, дедушки и бабушки.
A.    В конце XIX в.
B.    В первой трети XX в.
C.    В второй половине XVIII в.
12.    В современных условиях всё заметнее становится кризис семьи как ……. института общества
A.    Политического
B.    Социального
C.    Духовного
13. Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, психологическими особенностями и …
A.    Социокультурными проблемами
B.    Духовными потребностями
C.    Политическими взглядами
14. Наиболее важным признаком современной семьи, по мнению историков и социологов, является переход от патриархального типа отношений в семье к отношениям ...
A.    Современным
B.    Демократическим
C.    Постсовременным
15. В ее состав входят представители только одного поколения, и все вопросы семейной жизни решаются непосредственно членами семьи. Это:
A.    Секулярная семья
B.    Неполная семья
C.    Современная семья
16. И самое главное - современная семья дает каждому своему члену возможность быть более индивидуальным и ….
A.    Стремительным
B.    Личностным
C.    Умным
17. По какому принципу строятся отношения в  современной семье?
A.    Принцип взаимозаменяемости
B.    Принцип гласности
C.    Принцип «каждый сам за себя»
18. За кем в семье закрепляется роль хранителя домашнего очага?
A.    Дочь
B.    Бабушка
C.    Мать
19. За кем в семье закрепляется роль кормильца?
A.    Дедушка
B.    Сын
C.    Отец
20. Каким отторжением  родителей от детей сопровождается формализация отношений, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.
A.    Духовным
B.    Эмоциональным
C.    Политическим

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 30.33K
Скачано: 252
Скачать бесплатно
19.01.10 в 10:52 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе