Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Институциональный кризис семьи и брака

Институциональный кризис семьи и брака [02.10.12]

Тема: Институциональный кризис семьи и брака

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Реферат | Размер: 67.56K | Скачано: 235 | Добавлен 02.10.12 в 14:49 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2011


Оглавление

1. Семейный кризис первой трети ХХ века. Процесс формирования семьи в 90е годы ХХ века 3

2. Социальные проблемы современной семьи 7

3. Практическое задание 11

Список литературы 13

 

1.    Семейный кризис первой трети ХХ века. Процесс формирования семьи в 90е годы ХХ века

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Часто её называют микрокосмосом нашего существования.  В семье человек находил и находит всё то, что ему необходимо постоянно - внимание, эмоциональную поддержку и заботу. Именно поэтому семья является основной ячейкой общества, а значит, любые негативные тенденции в ней неизменно отражаются на жизни социума в целом.

Процесс формирования семьи, с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

В первой трети ХХ века в России семья была прочной, надёжной и действенной школой воспитания детей, в которой воспитанием занимались оба родителя, дедушки и бабушки. После Октябрьской революции всё изменилось: раскрепощается женщина, уничтожается частная собственность, семейное воспитание заменяется общественным (сад, ясли, школа-интернат и т.д.), родители перестали воспитывать детей как наследников. У многих женщин развилось отрицательное отношение к материнству.

Проблемы социальной истории семьи впервые были на серьезном для того времени научном уровне поставлены в работе известного социолога П.А. Сорокина «Кризис современной семьи». Здесь Сорокин описывал изменения ряда функций семьи в России и европейских странах, отметил накопление дисфункций, определенное как социальный кризис, и дал попытку прогноза будущего развития семьи. Критическое осмысление института семьи как союза супругов, родителей и детей, родственников и свойственников, как хозяйственного целого привело ученого к выводу об углублявшемся ее кризисе, что подтверждалось рядом эмпирических свидетельств: растущим числом разводов, сокращением брачности, ростом внебрачных детей, абортов и проституции, уменьшением числа детей в браке, эмансипацией женщин, секуляризацией брака. По наблюдениям П. Сорокина, в процессе социализации детей все большую роль начинало играть государство, которому передавались воспитательные, образовательные и опекунские функции. Перечисленные факторы постоянно прогрессировали, в силу чего, по мнению автора, процесс распада не только не остановится, но будет развиваться и далее.

Существовали и другие взгляды на судьбу семьи. Например, А. М. Коллонтай в своей программной работе “Семья и коммунистическое общество” (1918) предложила переложить заботу о матери и ребенке с плеч семьи на плечи государства. Эта работа своего рода социальная утопия, описывающая общество таким, каким оно должно быть. В этом обществе семьи не существует. Коллонтай доказывает, что семья теряет свои функции ещё при капитализме, потому, что постепенно исчезают основы, на которых она держалась, а именно, общее хозяйство семьи, экономическая зависимость женщины от мужчины и необходимость заботы о детях. Капитализм, напоминает Коллонтай, разрушил неэффективное семейное хозяйство. Вовлекая женщину в производство, он создал условия для ее экономической независимости. В свою очередь, работающая мать вынуждена переложить часть своих материнских забот на плечи наёмных нянь. Согласно Коллонтай, только коммунизм полностью освободит женщину от необходимости домашнего труда и заботы о детях. Будет создано эффективное общественное обслуживание, а воспитанием и образованием детей будут заниматься опытные педагоги. Родители, таким образом, должны будут лишь родить здорового ребенка, и ухаживать за ним, пока он слишком мал для детского коллектива. Однако и здесь Коллонтай требует независимости женщины от мужской опеки. Она считает, что заботу о матери и младенце должно взять на себя государство.

Отсутствие каких-либо семейных обязанностей создаст, по мнению Коллонтай, условия для возникновения новой формы общения между полами. В своём идеале это общение видится Коллонтай как моногамный брак — “товарищеский и сердечный союз двух свободных и самостоятельных, зарабатывающих, равноправных членов коммунистического общества”. В этом союзе не будет домашнего “рабства” женщин, неравенства, страха женщины остаться без поддержки с детьми на руках, если бросит муж, заботы о детях, а потому он будет более радостным и счастливым, чем брачные отношения прошлого. [6; 214]

А. В. Луначарский так же считал, что мужчина и женщина в семье должны были быть, прежде всего, связаны узами любви и товарищества, а также сознанием коллективной ответственности. Воспитательная же функция семьи делегировалась обществу.

В 90-е годы XX века из-за морального вакуума постсоветского периода взгляды на семейное поведение формировались под воздействием массовой культуры и традиций ближайшего окружения. А массовой культурой распространялись ценности индивидуализации. Государство в отличие от советских времён прекратило искусственно поощрять семейный образ жизни, исчезли санкции за развод, преимущества семейного статуса. Появилась тенденция разделения родительства и супружества, то есть появились неполные, чаще материнские семьи, а так же семьи без детей. В стране царила ситуация нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне, алкоголизация населения, межнациональные конфликты, в следствие чего снижалась рождаемость. Коренные общественные преобразования сказывались на принципах воспитания детей, на семейных отношения в целом. Из-за низкого уровня жизни, изменения привычной социальной среды, конкурентных отношений в профессиональной среде, люди, нуждаясь в эмоциональной поддержке хотя бы дома, поэтому стремились создать семью. Возрастала роль института брака в регулировании отношений собственности.

Так же в изучении проблем семьи, по наблюдениям специалистов, происходили следующие процессы. Во-первых, усилилась комплексность эмпирических и теоретических исследований, расширилась сфера междисциплинарного подхода к семье, увеличилось взаимопроникновение различных направлений и наук, в результате чего стало возможным говорить не только об узкоотраслевых дисциплинах, например социологии или психологии семьи, но и о новой комплексной науке, получившей наименование фамилистики. Во-вторых, расширилось участие отечественных исследователей в крупных международных проектах, благодаря чему открылась возможность, с одной стороны, обогатить научно-методический инструментарий полевых исследований, с другой - развивать у себя те же теоретические направления, которые существуют на Западе, а именно интеракционистский, институциональный, функциональный, феноменологический, аксиологический, или нормативно-ценностный, эволюционный и др. В-третьих, исследовательские акценты значительно сместились в сторону нового направления - гендерных исследований, представляющих собой общемировое движение и отвечающих объективным социокультурным и социально-экономическим условиям новой России. [4;189]

Данная тема соответствует 3 этажу здания социальных наук (теории социальных институтов).

 

2.    Социальные проблемы современной семьи

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни.

Социально-психологические последствия трансформации российского общества оказались для семьи гораздо более трагическими, чем социально-экономические. Именно этими последствиями были в первую очередь обусловлены социально - демографические сдвиги.

Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Наиболее важным признаком современной семьи, по мнению историков и социологов, является переход от патриархального типа отношений в семье к отношениям демократическим. В патриархальной семье главенство, безусловно, принадлежало старейшине рода, а семья включала в себя несколько поколений. За последние сто лет патриархальная семья превратилась в секулярную семью, т. е. "атомарную", "точечную". [7; 231] В ее состав входят представители только одного поколения, и все вопросы семейной жизни решаются непосредственно членами семьи.

Ничто не мешает секулярной семье сохранять взаимосвязь со старшими поколениями, со своими родителями, перенимая их жизненный опыт и духовные традиции. Но власть старшего поколения уже не является столь безусловной и всеобъемлющей, как в предыдущий исторический период. С одной стороны, это расширило поле свободного выбора семейных приоритетов, стиля жизни, форм воспитания детей и т.п. С другой стороны - многократно повысило ответственность семьи за результаты реализации своего выбора.

В 90-е годы многие специалисты в области социологии стали говорить о кризисе института семьи. Под этим подразумевалась неспособность  семьей как институтом выполнять те функции и роль, которые она всегда была призвана выполнять и с которыми справлялась раньше. [2;341]

О кризисе института семьи, по мнению Т. А. Гурко, свидетельствуют следующие факты:

Кризис института брака<br>

Рис.1. Кризис института брака [7]

1)    постоянное увеличение удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены). По данным выборочной переписи 1994 г., в РФ 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были «неполными», преимущественно материнскими;

2)    рост числа родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения разводов и внебрачных рождений (19,6% всех детей в 1994 г. рождены вне брака) многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, причем некоторые из них являются «эпизодическими», а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими родителями;

3)    снижение брачности и рождаемости (в 1920 г. суммарный коэффициент рождаемости у российских женщин составлял в среднем 7,5 ребенка, а в 1994 г.- 1,4);

4)    как результат снижения рождаемости увеличивается число однодетных родителей;

5)    кризис отцовской воспитательной роли;

6) увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот.

Причины разводов можно подразделить на четыре группы:

- причины, связанные с неустойчивостью или неразвитостью личности (легкомысленный брак, вредные привычки, грубость, измена и т.п.);

- причины, связанные с условиями жизни семьи (жилищными, материальными и т.п.);

- причины, связанные с объективной невозможностью продолжать совместную жизнь (душевное заболевание, бесплодие и т.п.);

- массовый алкоголизм, экономический кризис, безработица, чувство нестабильности и депрессии как характерные черты состояния Российского общества.

Однако все эти причины разводов являются лишь внешними показателями, сигнализирующими о кризисных процессах, протекающих в институте семьи, о комплексе проблем внутрисемейного взаимодействия, накопившихся за время существования брака.

Необходимо сделать следующие выводы: сейчас можно говорить о возникновении тенденций, несущих разрушительный характер для семьи как социального института и малой группы. Среди них:

1.Пренебрежительное отношение к браку;

2.Ослабления потребности в детях;

3.Отсутствие авторитета мужчин в глазах женщины;

4.Эмансипация детей от родителей, супругов от их родительского окружения;                     

5.Стремление к изоляции семьи от всего остального мира;

6.Предпочтение материального начала в семье морально-нравственному;  

7.Уход от решения жизненных проблем в замещающие виды деятельности;

8.Ранние сексуальные связи у молодёжи;

9.Отрицание молодыми поколениями ценностей родителей и прародителей;

10. “Плавающее” лидерство в семье.

Люди, как правило, серьезно переживают распад семьи. Распространенными последствиями разводов являются снижение трудовой активности, высокая вероятность нервных стрессов, психических расстройств, ослабление влияния родителей на воспитание детей и т.д.

 

Практическая часть

Американские социологи Э. Берджесс и Х. Локк в книге «Семья – от института к содружеству», вышедшей в 1945 г. утверждали, что в структуре и в функционировании современной семьи произошли существенные перемены. «В прошлом основные факторы, объединяющие семью, были внешние, формальные, такие, как закон, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, авторитет главы семьи, строгая дисциплина. В настоящее время находится в состоянии становления новая форма семьи – товарищество, ее единство все меньше зависит от давления общества и все больше от межличностных отношений, как взаимная привязанность, взаимопонимание и товарищество ее членов». На основании этого утверждения авторы пришли к заключению о том, что семья постепенно трансформируется от социального института к товариществу. Можно ли согласиться с подобным мнением? Выразите свое отношение к указанному подходу. Аргументируйте свой ответ.

К внешним факторам, имеющим влияние на современную семью можно отнести:

- жилищный вопрос

-  экономический

- необходимость продолжать род

Что касается России, то множество семей держится на ситуации, когда у одного из супругов просто нет альтернативы для проживания. Супругов связывает общая жилплощадь. В ближайшие десятилетия эта ситуация не изменится, соответственно этот внешний фактор будет иметь влияние, исключая отношения основанные исключительно на чувствах.

Экономически также большинство нашей страны является не очень благополучным. Совместное ведение хозяйства – это один из способов рационализировать расход своих скудных доходов. Плачевная экономическая ситуация побуждает женщин искать  благополучия в браках по расчёту. Пока ситуация в стране не стабилизируется, момент расчёта будет присутствовать в семейных отношениях.

Рождение ребёнка и его дальнейшая социализация подразумевает ответственное отношение к данному вопросу обоих родителей. Если исчезает гармония в отношениях двух людей, это не снимает с них ответственности за воспитание ребёнка. Соответственно взаимная привязанность не будет доминирующей в таких отношениях. В ситуации, когда в семье работают оба родителя, труднее уделить воспитанию ребёнка достаточно сил и времени. Следовательно, нельзя исключить такой фактор как продолжение рода из внешневлияющих факторов.

Таким образом, трансформация семьи от социального института к товариществу на данный момент, мне лично не представляется возможной. Даже если в будущем все экономические факторы будут преодолены, то рождение и воспитание детей неизменно будет влиять на построение семейных отношений.

 

Список литературы:

1.    Аргументы и факты. 1991, №2.

2.    Антонова А.И. Социология семьи: Учебник / Под ред. А.И. Антонова. М., 2008-361 с.

3.    Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи./Социологические исследования. 1995, № 10/.-410 с.

4.    Зритнева Е.И. Социология семьи: Учебное пособие.-М.,2006.-379 с.

5.    Кравченко А.И. Социология. Учебник.- М., ТК Велби.,Изд-во  Проспект , 2008.-536 с.

6.    Лавриненко В.Н. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. -М., ЮНИТИ,1998-349 с..

7.    Лавриненко В.И.  Социология: Учебник для вузов/под ред.проф. В.И. Лавриненко-3-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ –ДАНА, 2004-339 с.

8.    Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов.-М.,2007.-420 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 67.56K
Скачано: 235
Скачать бесплатно
02.10.12 в 14:49 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе