Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Различия экономических мыслей Древней Греции и Древнего Рима

Различия экономических мыслей Древней Греции и Древнего Рима [13.04.09]

Тема: Различия экономических мыслей Древней Греции и Древнего Рима

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.06K | Скачано: 287 | Добавлен 13.04.09 в 02:07 | Рейтинг: +7 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Калуга 2008


Содержание

Введение 3

Экономическая мысль Древней Греции 4

Экономическая мысль Древнего Рима 10

Заключение 17

Список литературы 18

 

Введение

Экономическая мысль Древнего мира развивалась неравномер­но и наибольшего расцвета достигла в античных государствах, осо­бенно в Греции. Однако и в восточных странах, в частности в Ин­дии и Китае, рассматривались многие важные теоретико-экономические вопросы. Общая характерная черта экономических идей древ­ности — отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению. Общим является также представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества.

И в древневосточных, и в античных странах уделялось внима­ние экономической политике государства. На Древнем Востоке эта тема стала основной для экономической мысли: считалось, что государство должно активно вмешиваться в экономическое развитие, рассматривались конкретные вопросы управления госу­дарственным хозяйством, экономикой страны в целом.

В античных странах вопросы, связанные с экономической по­литикой государства, не стали главными. Гораздо большее внима­ние здесь уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства. В Древнем Риме, например, особое развитие получили прикладные исследования, а в Древней Греции активнее разраба­тывались теоретические вопросы, среди которых товар и его свой­ства, стоимость, деньги и их функции и др. И греки, и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством, призванным удовлетворять потребности, и товарным производством, нацелен­ным на получение прибыли, однако относились к ним по-разно­му. Римляне определенно отдавали предпочтение товарному про­изводству. Греки же фактически считали, что для полиса как еди­ного экономического субъекта, взаимодействующего с другими полисами, предпочтительным является натуральное хозяйство, а внутри полиса полезно развитие мелкого товарного производства.

Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для даль­нейшего развития экономической науки.

 

Экономическая мысль Древней Греции

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в I тысячелетии до н.э., называют классическим или античным. Причем лучшими достиже­ниями экономической мысли античного рабства в период конца  V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксено-; фонта, Платона и Аристотеля: Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» харак­тере рабовладения только на примере названных авторов.

Хозяйственная деятельность людей существует столько сколько и  че­ловеческая цивилизация. Параллельно с возникновением этого вида  деятельности началось формирование представлений человек о нем. В древности экономические идеи тесно увязывались с религиозными взглядами, правовыми, нравственными представлениями людей из­лагались в юридических документах, философских и богословских трактатах. Пример такого положения вещей находим в Древней Греции, которая и подарила миру слово «экономика» (oikonomike (от oikos — дом, nomos закон) — искусство ведения домашнего хозяйства). Эко­номические проблемы мало занимали образованных Греков: их внимание еще останавливалось на вопросах распределения и потребления материальных ценностей, но никогда — на вопросах производства. Причину этого объясняет в книге «Политика» Аристотель. Дал перечень основных отраслей экономики, он говорит: «Входить в подроб­ности этого предмета, пожалуй, полезно для производства, но низменно останавливаться на этом». Такой подход объясняется отличавшим высший социальный слой древних греков пренебрежением к физическому труду.

И все же работы греческих авторов содержат массу ценных наблюдений и оценок экономических явлений их времени. Ксенофонт (430-354 до н. э.) также считает ремесло низменным занятием, отмечая еще и вред, приносимый им человеку: ремесла «разрушают тело рабо­тающего, заставляя его сидеть и дышать комнатным воздухом, иногда проводить даже целые дни у огня». Речь идет о ремесле, ставшем профессиональным занятием, это удел рабов и прочих неграждан. Ремесленное же производство как часть домашнего хозяйства, где оно не поглощает всех сил и времени выполняющих разнообразные работы людей философ считает необходимым  и полезным. Домашние производство, не распавшееся на ряд отдельных занятий, оставалось во времена Ксенофонта экономическим идеалом свободного гражданина, но в жизни торжествовали углубляющееся разделение труда и то­варно-денежные отношения.

Экономические воззрения это­го философа (Ксенофонта) нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором подводятся следующие положения:

Мысль о разделении труда и трудовой кооперации как основе человеческого общежития проводит в социальных проектах, основанных на идеальных, по его понятиям, принципах справедливости, Платон (427-347 до н. э.). В работе «Государство» он делит общество на несколько групп: земледельцы, торговцы, ремесленники и воины. Управление государством Платон вручает прошедшим военную школу философам. Эта высшая группа населения, ответственная за соблюдение справедливости в государстве, не может владеть личным имуществом:   философы-правители должны жить сообща, не пользоваться деньгами, иметь общий стол и т. д. Хозяйственные обязанности — это удел остальных граждан, на них не распространяется отказ от семьи, соб­ственности и личного хозяйства. Платон допускает обмен продуктами с другими странами (так как и между ними существует разделение труда), поскольку обмен происходит на частной основе, предполагается сохранение рынка и средств обмена — денег. Утопия Платона на­правлена против его родины — Афин, где все граждане были допущены к управлению государством; образцом справедливого государственного устройства ему служила Спарта, где правящий слой и воины были свободны от хозяйственной деятельности, а трудовое население — ило­ты — не допускалось к управлению страной.

В более позднем труде «Законы» Платон отказался от идеи общно­сти имущества правителей государства. Новый проект наделял землей всех поровну, а участок, выделенный семье, должен был, во избежание дробления и последующего хозяйственного упадка измельчавших частей, наследовать один из сыновей по выбору отца. Справедливость рабства в «Законах», как и в «Государстве», Платон под сомнение не ставил.

В произведении «Законы» философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою; аргумен­тацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления су­ществом, т.е. «гражданам» высших сословий, которые, в частного будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в 4 раза.

Особенно ярко основные черты греческой социально-экономической мысли выражены в трудах Аристотеля (384-322 до н. э.), их со­держание пережило свое время и внимательно изучалось экономи­стами XIX-XX вв. В центре внимания философа домашнее хозяйство как деятельность, направленная на производство и потребление. В нем сохраняется место для рабов, хотя Аристотель и создает свой проект, в противовес господствующим в Греции хозяйственным отношениям. Па рабов возлагаются тяжелые, монотонные, нетворческие обязанно­сти, они — исполнители, такова их природа.

Мысль Аристотеля не останавливается на домашнем хозяйств, им создано учение об экономике и хрематистике. Приобретение иных благ он считает естественным, когда одних продуктов производится больше необходимого для удовлетворения потребностей домашнего хозяйства, других — меньше, на основе чего становится возможным натуральный обмен. Это естественная сфера хозяйственной деятельности — экономика. Обмен, рассчитанный не на потребление, а на полу­чение торговой прибыли, философ считает противоречащим природе вещей, называет эту сферу хозяйственной деятельности хрематистикой. Особо предосудительно взимание процентов по денежным ссу­дам. Деньги в руках ростовщика, по Аристотелю, получают превратное значение, служат не тем целям, для которых изобретены. С позиций он определяет богатство как совокупность натуральных продуктов, призванных обеспечивать потребности людей. Лишеные этого свойства деньги богатством не являются.

Аристотель расходится с Платоном, стремившимся к установлено имущественного равенства между гражданами, так как считает собственность учреждением, соответствующим природе человеке Владение ею обеспечивает определенную свободу частной жизни государство же должно следить, чтобы владение имуществом (философ признает только его основной вид — землю) не выходило за установленные пределы. Эксплуатацию имущества собственник возлагал на рабов, так как гражданин должен иметь досуг для главного - участия в общественных делах.

При таких исходных данных ясно, что Аристотель не считаем сложенный в производство труд мерилом ценности. Его учение о ценности, изложенное в работе «Никомахова этика», принимает в качестве мерила всех вещей потребность. Деньги — лишь средство, по договоренности людей, служащее мерой существующих в обществе потребностей, ценность самих денег определяется потребностью в них. Совершая меновую сделку, люди соотносят свои потребности выме­ниваемых предметах, затем выражая их в деньгах. Эта идея полетала развитие много позже — в созданной в XIX в. теории предельной полезности.

Экономические взгляды Аристотеля были реакцией на явления, развившиеся в денежном хозяйстве. Злоупотребления в этой сфере заставляли его высказываться против торговли, денежного хозяйства и кредита, поскольку и в его время существовало полнокровное, самодостаточное домашнее хозяйство.

Аристотель в трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более важную роль в хозяй­стве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции экономике и хрематистике.

Эта концепция носит как бы классификационный характер. Об этом свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производ­ства и торговли, он относит к одной из двух сфер — естественна (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствует удовлетворению насущных жизненных потребностей населенья. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой – искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».

В рамках своей концепции Аристотель, идеализируя рабовла­дельческое государственное устройство, как бы искусственно «уп­рощает» важнейшие элементы хозяйственной жизни. Например, по Аристотелю, «5 лож = 1 дому» потому, что их соизмеримость достига­ется якобы только благодаря деньгам. С позиций этой же концепции он тенденциозно анализирует этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и обмен посредством денег, относятся им к сфере экономики, а движение торгового капитала, т.е. когда то­варообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, — к сфере хрематистики. Аналогично трактует философ и формы денежного обращения, относя функ­ции денег по отображению меры стоимости и средства обращения к сфере экономики, а их применение как средство накопления прибыли, т.е. в качестве ростовщического капитала, — к сфере хре­матистики.

 Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отно­шений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непонима­нием того, что «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения меж­ду людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решитель­но осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торгов­ли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «с полным основанием вызывает ненависть».

 

Экономическая мысль Древнего Рима

Римляне оставили менее заметный след в истории экономической мысли. Практический склад ума заставлял их интересоваться при­кладной стороной всяких знаний. Землевладельцы Марк Порций Катон (234-149 до н. э.), Марк Терренций Варрон (116-27 до н. э.) и Юний Модерат Колумелла (I в. н. э.) составили подробные руко­водства по рациональному ведению хозяйства. Римлянам недостава­ло недовольства существующими в обществе отношениями, которое греческие мыслители испытывали в отношении демократических ин­ститутов V-IV вв. до н. э. Римское государство и царившие в нем порядки были предметом их гордости. Область экономических отношений римские авторы затрагивали лишь в связи с вопросами права; собственно, наука о праве — юриспруденция — родилась и развилась именно на римской почве. В отличие от Греции, где город-государство предъявлял права на имущество и личность отдельных граждан, в Риме их частная жизнь была отделена от государства и пользовалась защи­той закона.

Использование труда рабов в Риме было такой же нормой жизни, как и в Греции, поэтому труды Катона, Варрона и Колумеллы содер­жат рекомендации по организации рабовладельческого хозяйства.

Катон Старший. Первым, кто обратился к проблемам хозяй­ства, был известный римский политик, оратор и писатель Марк Порций Катон Старший (234—149 до н.э.)- Его трактат «О земле­делии» — наиболее ранний из известных нам памятников латинс­кой прозы. В этом произведении еще нет систематического изло­жения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяй­ственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трак­тат является своего рода руководством для начинающего хозяина. Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности — самое почетное и самое выгодное. Главное вни­мание Катон уделяет получению прибыли. Важнейшими условия­ми этого являются постоянное внимание ко всем сторонам хозяй­ственной деятельности, правильная организация труда, товарность сельскохозяйственного производства.

С точки зрения Катона, хозяин, стремящийся рационально организовать работу и получать возможно больший доход, дол­жен при покупке имения обратить внимание на плодородие по­чвы, месторасположение хозяйства. Особенно важной Катон счи­тает близость имения к городу (желательно к крупному) как рынку сбыта товаров. Немаловажное значение имеет также количество и качество дорог.

Идеальным, по мнению Катона, является имение, в котором объединено как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход — от неприбыльных лучше от­казаться. Главным принципом ведения хозяйства должна быть его товарность: «хозяину любо продавать, а не покупать». Катон от­мечает, что ради получения дохода можно было бы даже отдавать деньги в рост, если бы это было почетно.

Рассматривая вопросы организации труда, Катон обращает внимание на важность непосредственного участия хозяина в уп­равлении имением. Он должен вникать во все хозяйственные во­просы, ничего не оставлять без своего контроля. Управляющий имением из числа рабов (вилик) должен быть помощником хозя­ину, четко выполнять все его требования, поддерживать жесткую дисциплину среди рабочих, чтобы никто не простаивал без дела. Требуя, чтобы рабы были «всегда в работе», Катон в то же время отмечает, что условия их жизни не должны быть плохими, что всегда нужно учитывать умонастроение рабов, ведь все это сказы­вается на производительности труда, прибыльности хозяйства.

Большое место в трактате Катона занимают подробные практи­ческие советы: какие орудия труда, какие агротехнические приемы следует использовать, где что можно купить, как организовать сда­чу в аренду пастбищ, различных видов хозяйственной деятельности и т.д. Стремясь помочь начинающему хозяину, Катон даже приво­дит рецепты блюд, лекарственных средств, образцы молитв и пр.

Варрон. Взгляды Катона на организацию сельскохозяйствен­ного производства поддержал и развил писатель и ученый-энцик­лопедист Марк Терренций Варрон (116—27 до н.э.). Он занимал­ся литературным творчеством, писал труды по истории, искусст­ву, философии, лингвистике, литературе, юриспруденции, музы­ке, математике и пр. Экономические вопросы освещены Варро-ном в произведении «О сельском хозяйстве», написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сельско­хозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пчеловодстве.

Как и Катон, Варрон считал главной целью производства по­лучение прибыли, также отмечал необходимость повышения то­варности производства. По его мнению, для получения возможно большего дохода следует учитывать колебания цен на рынке, ис­пользовать достижения агрономии, повышать интенсивность про­изводства, совершенствовать организацию труда.

По Варрону, в хозяйстве должен использоваться наемный труд, однако основным является труд рабов, которых, наряду с рабочим скотом и инвентарем, он относит к орудиям труда. Рабы — это говорящие орудия труда; скот — орудия труда, издающие нечле­нораздельные звуки; инвентарь — немые орудия труда. Для повы­шения эффективности труда Варрон предлагал использовать прин­цип материальной заинтересованности как рабов, так и тех, кто ими управляет. В частности, он считал, что старшим над осталь­ными рабами можно выделить пекулий (небольшое имущество) и разрешить вести самостоятельное хозяйство.

Колумелла. Поставленный Варроном вопрос о повышении эф­фективности труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяй­ственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель и агроном Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.). В его трактате «О сельском хозяйстве» после­довательно излагаются, основные принципы ведения дел в помес­тье, сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревь­ями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.

По мнению Колумеллы, упадок сельского хозяйства в Италии был связан не с убывающим плодородием почвы, как считали многие, а с недостатками в ведении хозяйства. В частности, он полагал, что интенсивность сельскохозяйственного производства можно повысить, активно используя достижения агротехники, расширяя связи хозяйства с рынком.

Главным условием подъема сельского хозяйства, по мнению Колумеллы, должен быть рост производительности труда. И здесь осо­бенно важным является углубление разделения труда между основ­ными работниками — рабами. Однако он отмечал, что рабы не жела­ют трудиться в полную силу, проявлять инициативу, старательность, выполнять сложные специализированные агротехнические операции. Но рабы, способные достичь высокого уровня знаний, профессио­нализма, обладают живым умом и другими качествами, способству­ющими развитию в них склонности к мятежу. Чтобы лучше органи­зовать труд рабов, повысить его производительность, Колумелла пред­лагает увеличить число надзирающих за рабами, а к наиболее квали­фицированным рабам применять самые строгие меры, в частности выводить их на работу закованными. Большое значение Колумелла придает пробуждению духа соревнования между рабами.

Важную роль в организации труда рабов, в повышении эффек­тивности хозяйства Колумелла отводит вилику (управляющему), от которого требует глубокого знания хозяйства, высоких мораль­ных качеств, преданности своему господину. Однако, чтобы уст­ранить соблазн нажиться за счет хозяина, Колумелла предлагает назначать виликом неграмотного раба, поскольку тот не сможет подделывать отчеты, счета.

Важнейшим фактором воздействия на рабов, на производитель­ность их труда Колумелла считает «присутствие самого хозяина». Если же по каким-то причинам присутствие хозяина, постоянный контроль с его стороны невозможны, более выгодно предоставить обработку земли свободным колонам (арендаторам), ведь они ра­ботают и на себя, а значит, заботятся о земле, обладают большей производительностью труда, чем рабы без хозяйского надзора.

Цицерон. В трактатах Колумеллы, Катона Старшего, Варрона нашли отражение чисто практические вопросы, связанные с сель­скохозяйственным производством. Теоретическое рассмотрение экономических проблем в Риме не получило широкого распрост­ранения. Однако некоторые мыслители в рамках политических, философских и других сочинений затрагивали и проблемы тео­рии. Самым известным из них был выдающийся оратор, полити­ческий деятель, философ Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.). Среди множества его произведений можно выделить трактаты « Об обязанностях», «О старости», «О законах», «О природе богов» и другие, в которых в связи с политическими и философскими пробле­мами рассматриваются и некоторые вопросы теоретико-экономи­ческого характера.

Цицерон вслед за греческими мыслителями считал, что есте­ственным свойством природы является справедливость. В приро­де есть все необходимое для счастья человека, и сам он может украсить землю своим трудом. Особое уважение у Цицерона вы­зывает земледельческий труд, приносящий изобилие.

Человеку, как считал Цицерон, свойственно естественное стремление к объединению с другими людьми, к справедливости и соблюдению законов. Результатом объединения становится го­сударство, лучшим видом организации которого является рес­публика. В ней соединены элементы трех основных государствен­ных форм: монархии, аристократии, демократии. Главной целью государства должно быть обеспечение гражданам безопасности и свободного пользования имуществом, при этом под действие за­кона должны подпадать все.

Идеальный гражданин государства должен обладать доброде­телями, среди которых особенно выделяются познание истины, умеренность, величие духа и, наконец, справедливость.

Главное, в чем заключается справедливость, — это «никому не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконием». Кроме того, справедливость состоит в том, «чтобы пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной как сво­ей». Частной собственности, по мнению Цицерона, в природе не бывает, но она возникает в процессе естественного развития обще­ства в результате войн, законов, соглашений и пр. Таким образом, частная собственность справедлива, а человек, посягающий на чу­жую собственность, нарушает «права человеческого общества».

Справедливость должна распространяться на все категории населения, в том числе и на рабов. Цицерон не был уверен в спра­ведливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наем­ным работникам, предоставляя им за труд все необходимое. По его мнению, справедливость должна быть соединена с благотво­рительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обще­стве и обязаны помогать друг другу.

Рабов  предполагается использовать специализированными группами в со­ответствии с отраслью производства, включать в них не более десяти разноплеменных невольников и не оставлять их без занятия. В связи с повышением требований к качеству рабского труда, надсмотрщикам рекомендовалось прибегать не только к силе, но действовать словом и собственным примером. Однако уже в I в. до и. э. в Риме появляются противники института рабства, одним из которых был философ Сене­ка (54 до н. э. - 39 н. э.). Он жил в эпоху кризиса традиционной рим­ской морали, искал новые ценности и находил их, провозглашая равенство людей по природе и перед законом. Его идеи были восприняты и развиты представителями политических и экономических учений XVIII в. в Европе и США.

 

Заключение

1.В Древнем Риме особое развитие получили прикладные исследования

2. В Древней Греции особое внимание уделялось теоретическим исследованиям

3. Римляне отдавали предпочтение товарному производству

4. Греки считали, что предпочтительнее заниматься натуральным хозяйством

 

Список литературы

1. История экономии ческой мысли / Под ред. Круглова, Е.В. Балахоновой.- СПб.: Питер, 2008.

2. История экономии ческой учений: Учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2003.

3. История экономии ческой учений: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

4. Ядгаров Я.С. История экономии ческой учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+7
Размер: 21.06K
Скачано: 287
Скачать бесплатно
13.04.09 в 02:07 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе