Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »
Тема: Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Рима
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений
Тип: Контрольная работа | Размер: 18.65K | Скачано: 263 | Добавлен 22.10.13 в 15:30 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2012
План.
Введение 3
1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля 4
1.1. Ксенофонт 4
1.2. Платон 5
1.3. Аристотель 7
2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима 8
3. Расскажите, как специфика экономики Древней Греции и Древнего Рима отражалась в особенностях
экономической мысли этих обществ 10
Заключение. 12
Список литературы 13
Введение
Рабовладельческое общество – первое классовое общество. Основными классами этого общества были рабовладельцы и рабы. Кроме них существовали и классы мелких производителей (крестьян и ремесленников) и купцов.
Для античного мира характерно уже наличие мастерских с зачатками разделения труда и довольно развитое товарное обращение. Но товарное производство еще находилось в начальной стадии своего развития. На основе развитого товарного обращения уже возник торговый капитал. Характерным для античного мира явлением было ростовщичество. Эти экономические явления и процессы нашли свое отражение в сочинениях мыслителей этой эпохи.
Первые зачатки экономической теории проявляются в экономической мысли античного мира. Экономические высказывания античных авторов были вызваны стремлением осмыслить некоторые явления и процессы, характерные для их эпохи. Мы встречаемся у них с попытками первого научного обобщения и оценки общественного разделения труда, обмена, денег. Но все эти проблемы рассматривались с точки зрения класса рабовладельцев, защиты рабовладения и натуральных форм хозяйства. Стремление оправдать рабовладение лежит в основе презрительного отношения античных мыслителей к физическому труду, как к унизительному для свободного человека занятию.
Таким образом, классовый характер экономической мысли этой эпохи выражен очень наглядно. Отсюда историческая ограниченность и противоречивость взглядов античных авторов по экономическим вопросам. Так, высказав некоторые научные положения относительно разделения труда, обмена и денег, они вместе с тем выступали в защиту натуральных форм хозяйства, считали рабовладельческий строй вечным, абсолютным.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение:
Актуальность темы моей работы заключается в возникшем интересе к рассмотрению экономических взглядов мыслителей древности, кто первым обратился к экономической мысли в древности, каково было отношение к торговле, ростовщичеству, разделению труда.
Мною была предпринята попытка решить следующие задачи:
1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля.
Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V—IV вв. до н.э. являются труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.
1.1 Ксенофонт - греческий историк и философ (444—355 гг. до н. э.). Ксенофонт – автор трактата «Домострой», один из первых в истории экономической мысли обращается к всестороннему изучению проблеме разделения труда в обществе. Идеолог класса рабовладельцев. Он оправдывал рабство, рассматривая его как естественное явление. Ксенофонт был ревностным защитником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Особенно возвеличивал он сельское хозяйство, старался показать в своих работах, что благополучие народа зависит только от земледелия. Посредством земледелия, говорил он, «люди добывают себе все, что нужно для жизни».
«Земледелие — мать и кормилица всех искусств», т. е. всех отраслей хозяйства. Кроме того, он считал земледелие наиболее приятной и здоровой отраслью хозяйства, поскольку работы здесь производятся в поле, на чистом воздухе.
По мнению Ксенофонта, надо различать труд руководителей и труд исполнителей. Труд руководителей Ксенофонт считал делом свободных людей, а труд исполнителей (физический труд) — делом рабов. В таком подходе ярко проявляется презрительное отношение Ксенофонта к физическому труду.
Одновременно Ксенофонт подчеркивал целесообразность расчленения производственного процесса на отдельные операции и распределения их между большим количеством работников. Это, по его убеждению, ведет к улучшению качества производимых вещей. Обед, изготовленный на царской кухне, говорил он, вкуснее обеда, изготовленного на кухне простых людей, потому что на кухне у царя существует широкое разделение труда: там не один повар, а несколько десятков поваров, каждый из которых специализируется на одной операции, на изготовлении одного блюда, в результате чего получается блюдо лучшего качества. Ксенофонта интересовало разделение труда лишь как условие улучшения качества производимых продуктов.
Ксенофонт выступал противником крупной торговли и ростовщичества, считая, что они ведут к разрушению натурального хозяйства. Что касается мелкой торговли, то в ней он видел средство к удовлетворению потребностей населения и допускал ее для крупных городов, где общественное разделение труда получило значительное развитие и где, поэтому спрос достаточно велик, чтобы оправдать существование торговли. Ксенофонт, следовательно, обратил внимание на связь между разделением труда и размерами рынка. Маркс отмечал, что «Ксенофонт знает, что масштаб разделения труда зависит от размеров рынка» .
1.2. Платон (427—347 гг. до н. э.). Крупнейший греческий философ жил в период, когда экономика Греции и афинская демократия переживали кризис, сопровождавшийся резким обострением классовой борьбы между рабами и рабовладельцами. Платон был идеологом
Разделение труда в обществе Платон рассматривал как естественное явление и объяснял его тем, что каждый человек от рождения способен только к одному виду труда. Исходя из этого, он считал, что люди не в состоянии удовлетворить все свои потребности собственными силами, а нуждаются в помощи других людей, которая становится возможной только при наличии сообщества людей. Отсюда Платон и делал вывод, что государство — это сообщество людей, возникновение которого обусловлено внутренним противоречием в самой природе человека и направлено к разрешению этого противоречия.
Платоновское идеальное государство представляет собой сообщество трех сословий (классов): философов, воинов и низшего сословия — земледельцев и ремесленников. Рабы, игравшие главную роль в производстве, сословия не составляют, так как Платон не считал их гражданами, а рассматривал как орудие производства.
Во главе этого государства должны стоять философы — они управляют государством. Воины охраняют государство и заботятся о расширении его границ. Низшее сословие — земледельцы и ремесленники вместе с рабами должны заниматься физическим трудом и результатами своего труда содержать высшие сословия.
Платон в идеальном государстве допускал торговлю, деньги и сохранял класс купцов. Но вместе с тем Платон отрицательно относился к торговле, поскольку торговля использовалась как средство для извлечения прибыли. Он рассматривал ее как постыдное занятие и считал, что торговлей в идеальном государстве должны заниматься иностранцы (варвары).
В соответствии со своими натурально-хозяйственными позициями Платон не интересовался проблемами товарного производства — стоимостью, деньгами. В его сочинениях нет даже элементов научной теории стоимости. Отсутствие научной теории стоимости определило и непонимание Платоном денег. Он понимал и признавал только две функции денег: мерило стоимости и средство обращения.
Экономическая мысль древней Греции достигла вершины своего развития в произведениях Аристотеля.
1.3. Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Крупнейший греческий философ, экономические взгляды которого выражали интересы класса рабовладельцев. Он стремился оправдать и упрочить рабовладельческий строй и рабовладельческое государство. В своем произведении «Политика» Аристотель создал теорию рабства.
Согласно этой теории, деление общества на рабов и свободных людей объявляется законом природы. Рабство признается естественным явлением. Исходя из этого он устанавливает естественное разграничение между физическим и умственным трудом и считает, что раб от рождения предназначен выполнять грубую работу — физический труд, а умственный труд — управление государством и осуществление государственной политики — это дело свободных людей. «Природа устроила так,— учил Аристотель,— что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и неспособны для выполнения подобного рода работ; зато они пригодны для политической жизни».
Для экономических взглядов Аристотеля, так же как и для Платона, характерна защита натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Но так как к этому времени товарно-денежные отношения достигли заметного развития в рабовладельческом обществе, то Аристотель устанавливал два вида богатства - богатство как совокупность потребительных стоимостей и богатство как накопление денег, как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства Аристотель считал производство — земледелие и ремесло. Этот вид богатства он называл естественным богатством, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности и направлено на удовлетворение потребностей людей, а также и в силу того, что размеры этого богатства ограничены человеческими потребностями.
Второй вид богатства — накопление денег — он называл противоестественным, поскольку оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются.
К естественным явлениям Аристотель относил все то, что отвечало интересам натурального рабовладельческого хозяйства, а к противоестественным — все то, что противостояло интересам этого хозяйства. Различая два вида богатства, Аристотель делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством первого вида богатства — потребительных стоимостей. К ним он относил и мелкую торговлю, поскольку в условиях имеющегося в обществе разделения труда она необходима для удовлетворения потребностей людей.
Под хрематистикой Аристотель понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. К ним он относил крупную торговлю, поскольку она ведется ради извлечения прибыли, и ростовщичество. К хрематистике Аристотель относился отрицательно.
2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима.
Римляне оставили менее заметный след в истории экономической мысли. Землевладельцы Марк Порций Катон, Марк Терренций Варрон и Юний Модерат Колумелла составили подробные руководства по рациональному ведению хозяйства.
Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) - крупный землевладелец. Катон был первым, кто обратился к проблемам хозяйства. В его трактате «О земледелии» еще нет изложения знаний о земледелии, в нем даются хозяйственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. В нем он выступал защитником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Идеалом Катона являлось хозяйство, обслуживающее, прежде всего свои собственные потребности или производящее преимущественно потребительные стоимости. Продавать он рекомендовал только излишки, а покупать только то, чего нельзя производить в собственном хозяйстве. Катон разработал и методы ведения хозяйства на основе рабского труда. Он считал, что приобретать рабов следует малолетними, чтобы легче было их воспитывать и дрессировать, рекомендовал насаждать рознь и раздоры между рабами, чтобы исключить заговоры их против своих хозяев. Он предлагал содержать рабов в строгости, наказывать за малейшие проступки, кормить и одевать их в зависимости от того, как они работают.
Взгляды Катона на организацию сельскохозяйственного производства поддержал и развил писатель и ученый-энциклопедист Марк Терренций Варрон. Поставленный Варроном вопрос о повышении эффективности труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяйственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель и агроном Луций Юний Модерат Колумелла. В его трактате «О сельском хозяйстве» последовательно излагаются, основные принципы ведения дел в поместье, сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревьями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.
Главным условием подъема сельского хозяйства, по мнению Колумеллы, должен быть рост производительности труда. И здесь особенно важным является углубление разделения труда между основными работниками – рабами. Однако он отмечал, что рабы не желают трудиться в полную силу, проявлять инициативу, старательность, выполнять сложные специализированные агротехнические операции. Важнейшим фактором воздействия на рабов, на производительность их труда Колумелла считает «присутствие самого хозяина».
В трактатах Колумеллы, Катона Старшего, Варрона нашли отражение чисто практические вопросы, связанные с сельскохозяйственным производством. Теоретическое рассмотрение экономических проблем в Риме не получило широкого распространения. Однако некоторые мыслители в рамках политических, философских и других сочинений затрагивали и проблемы теории. Самым известным из них был выдающийся оратор, политический деятель, философ Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Особенное уважение у Цицерона вызывает земледельческий труд, приносящий изобилие.
Человеку, как считал Цицерон, свойственно естественное стремление к объединению с другими людьми, к справедливости и соблюдению законов. Результатом объединения становится государство, лучшим видом организации которого является республика. В ней соединены элементы трех основных государственных форм: монархии, аристократии, демократии. Главной целью государства должно быть обеспечение гражданам безопасности и свободного пользования имуществом.
Справедливость должна распространяться на все категории населения, в том числе и на рабов. Цицерон не был уверен в справедливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наемным работникам, предоставляя им за труд все необходимое. По его мнению, справедливость должна быть соединена с благотворительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обществе и обязаны помогать друг другу.
3. Расскажите, как специфика экономики Древней Греции и Древнего Рима отражалась в особенностях экономической мысли этих обществ.
У мыслителей древности экономической науки как таковой еще не было. В их трудах, записках, трактатах Гораздо большее внимание уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства; в них содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства.
В широком смысле истоки современной цивилизации находятся в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого, в частности – Древней Греции и Древнего Рима.
В Древнем Риме особое развитие получают прикладные исследования, а в Древней Греции активнее разрабатываются теоретические вопросы, среди которых товар и его свойства, стоимость, деньги и их функции и др.. И греки, и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством, призванным удовлетворять потребности, и товарным производством, нацеленным на получение прибыли, однако относились к ним по-разному. Римляне определенно отдавали предпочтение товарному производству. Греки же фактически считали, что для полиса как единого экономического субъекта, взаимодействующего с другими полисами, предпочтительным является натуральное хозяйство, а внутри полиса полезно развитие мелкого товарного производства.
Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для дальнейшего развития экономической науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическая мысль древнего мира развивалась неравномерно и наибольшего расцвета достигла в античных государствах, особенно в Греции. Общая характеристика экономических идей древности – отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению. Общим является также представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества.
В данной работе были рассмотрены экономические взгляды древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Мы узнали, что Ксенофонт один из первых в истории экономики обратился к изучению проблемы разделения труда в обществе, и что он был противником крупной торговли и ростовщичества, так как считал, что это ведет к разрушению хозяйства. Платон считал, что каждый человек от рождения способен только к одному виду труда, и поэтому люди нуждались в помощи других людей, которое возможно только в сообществе людей. Соответственно Платон считал, что государство- это сообщество. Аристотель, так же как и Платон, был сторонником натурального хозяйства, которое было основано на рабском труде.
Во второй главе я рассмотрела отношение к ведению хозяйства земледельцев Древнего Рима, таких как Марк Порций Катон, Марк Терренций Варрон и Юний Модерат Колумелла. Марк Порций Катон был сторонником хозяйства, которое было основано на рабском труде. Взгляды Катона поддержал и развил в будущем Марк Терренций Варрон, он поднял вопрос о повышении эффективности рабского труда, т. к. была снижена доходность с/х производства. В дальнейшем этой проблеме уделял внимание агроном Луций Юний Модерат Колумелла, он выделил главное условие подъема с/х. Т. к. в Древнем Риме затрагивались в основном практические вопросы, то теоретическое рассмотрение проблем не получило широкого распространения, но некоторые мыслители затрагивали и этот вопрос в своих сочинениях. Самым известным был политический деятель Марк Туллий Цицерон.
В третьей главе определяются основные пути развития общества Древней Греции и Древнего Рима. В Греции более развивалось теоретическое знание о товаре, стоимости, деньгах и так далее. Римляне были нацелены на получение прибыли, путем товарного производства, а греки отдавали предпочтение натуральному хозяйству.
Список литературы.
1. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. АН СССР, 1935. Стр. 269—271.
2. К. Маркс. Капитал, т. I, 1953, стр. 375.
3. Аристотель. Политика, 1911. стр. 14
4. История экономических учений: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. А.С. Квасова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 495 с.
5. Всемирная история экономической мысли. Т.1. - М.: Мысль, 1987.
6. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 480 с.
7. Бакалавр экономики (хрестоматия). Ведяпина В. И. http://lib.vvsu.ru/books/bakalavr02/page0007.asp Экономическая мысль Древней Греции
8. Экономическая теория: Хрестоматия / Сост. Е. Ф. Борисов. – М.: Высш. шк., 2000.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.