Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »
Тема: Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений
Тип: Контрольная работа | Размер: 27.17K | Скачано: 283 | Добавлен 06.09.11 в 18:01 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Калуга 2010
Вариант № 2
План работы
I. Введение 3
II. Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима 7
III. Заключение 19
IV. Список литературы 22
Введение
Экономическая мысль - явление весьма древнее. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты. Сначала это были, скорее, технологические и технические вопросы, которые затем, по мере обобщения фактов, стали подводить к анализу социально-экономических сторон хозяйственной жизни.
Современное слово «экономика» происходит от древнегреческого «ойкономия», что в буквальном переводе означает «наука о доме» или «искусство управления домом».
Экономика Древней Греции и Древнего Рима основывалась на труде рабов, являвшихся главными производителями материальных благ.
Первый период истории Древней Греции - с XII по VIII в. до н. э. - называют гомеровским, в честь произведений Гомера: «Илиады» и «Одиссеи». Это переходный период от первобытнообщинного к классовому обществу, который называют строем военной демократии, где верховным органом являлось народное собрание, которое выбирало военного руководителя - вождя.
VIII-III вв. до н. э. были периодом существования полисов (самостоятельных городов-государств). Это классический рабовладельческий период истории Древней Греции, которая состояла из множества небольших государств. В основе существования полиса лежала античная форма собственности, соединявшая в себе государственную и частную собственность. Собственниками земли могли быть только граждане полиса. Прибавочный продукт в условиях полиса можно было обеспечить, только заставив трудиться безвозмездно захваченных на войне рабов. Античная система хозяйства основывалась, прежде всего, на военной организации, обеспечивавшей хозяйство новыми рабами.
В Древней Греции существовало два варианта экономического строя: афинский и спартанский. Первый - это торгово-ремесленные государства с развитыми товарно-денежными отношениями, широким использованием рабского труда в производстве, демократическим устройством. Примером таких полисов были Афины, Коринф, Мегары, Милет, Родос, расположенных на морском побережье, имевших небольшую сельскохозяйственную территорию с многочисленным населением. Эти полисы были ведущими хозяйственными центрами Греции. Второй - аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли, ремесла и товарно-денежных отношений, большим числом зависимых работников, олигархическим устройством. Это Спарта, Аркадия, Беотия, Фессалия.
В целом сельское хозяйство Греции имело следующие особенности: многоотраслевой характер, товарную направленность, использование рабского труда. Ремесло и торговля занимали большое место в экономической структуре полисов. Рост городов был невозможен без подъема ремесел и торговли, что, в свою очередь, требовало привлечения дополнительной рабочей силы рабов. Для греческого ремесла характерна тесная связь с рынком, где ремесленник продавал свою продукцию, покупал сырье, орудия труда, рабов, продовольствие для их пропитания.
Процесс социально-экономического развития греческого общества VIII-VI вв. до н. э. породил Великую колонизацию, т. е. выселение греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии, расположенные по побережью Средиземного и Черного морей. Всего было создано несколько сотен колоний численностью 1,5-2 млн. человек. Важной причиной колонизации стал демографический кризис, вызванный бурным развитием греческой экономики, создававшей излишки продукции, требовавшей сбыта, достаточного количества сырья, рабочей силы.
Таким образом, в Греции сложился новый тип экономики - интенсивный, товарный при сохранении ее натуральной основы. Он требовал значительных денежных вложений, высокого уровня организации хозяйства, применения рабского труда, создавал благоприятные условия для самого существования греческого общества, развития греческой культуры.
Экономическое развитие Древнего Рима насчитывает несколько периодов. Первый период истории Древнего Рима - с VIII по VI в. до н. э. - принято называть «царским». Однако монархического государства не было. Римские «цари» - это военные вожди. Общественный строй Рима этого периода - военная демократия.
В VI в. до н. э. наступает второй период римской истории - период республики. Рим представляет собой город-государство. В ходе завоевательных войн Рим подчинил другие итальянские государства. Побежденные народы признавали зависимость от Рима, но не включались в состав римского полиса. В отличие от Афин Римская республика была аристократической. По мере экономического развития появились городское хозяйство, ремесло и торговля, а вместе с ними и «новые богачи». Отдельные части Италии постепенно сливаются в одно государство. Однако политические и имущественные права остаются в руках граждан только римского полиса - квиритов.
В этих условиях решающей силой становится армия, которая постепенно становится орудием в руках военачальников, обеспечивавших военную добычу и содержание солдатам. Используя армию, они захватывают власть в стране и превращаются в императоров. В I в. до н. э. Римская республика сменяется империей (третий период), просуществовавшей до V в. н. э.
Издревле ведущей отраслью большинства населения Древнего Рима было земледелие. Благоприятные климатические и географические условия, плодородные земли способствовали развитию сельского хозяйства. Полноводный Тибр и близость морского побережья давали возможность быстрому развитию мореплавания и торговли. Богатство лесных материалов и строительного камня обеспечивали условия для строительства жилья, культовых зданий, дворцов знати. Римляне придавали особое значение транспортным коммуникациям.
Эволюция общественных отношений в Риме в IV-III вв. до н. э. способствовала возникновению форм классического рабства. Концентрация земли, распространение частной собственности, развитие ремесел, торговли, денежного обращения, зарождение товарного хозяйства требовали дешевой рабочей силы. Заставить работать свободного мелкого собственника, добивавшегося равноправия и наделенного участком земли, было трудно. Такой рабочей силой мог быть лишенный всех прав и имущества раб, полученный извне. Именно этим объясняется агрессивность Рима. Экономическое могущество Рима укреплялось за счет успешных многочисленных войн, которые способствовали обильному притоку рабов, росту и внедрению рабства; поставляли богатство из побежденных стран.
Бурный подъем сельского хозяйства Италии во II-I вв. до н. э. можно объяснить тремя причинами: широким внедрением рабства, развитием простого товарного производства, переходом от мелкого хозяйства к производству на крупных площадях. Господствующим типом хозяйства становится рабовладельческое имение в несколько сот югеров земли, которые возделывают полтора-два десятка рабов. В рамках одного имения существовало товарное производство и натуральное хозяйство одновременно. Известна также практика раздачи земли мелкими участками в аренду безземельным и малоземельным свободным арендаторам - колонам. Земельная собственность находилась в основном в руках государства.
Использование рабского труда разрушало натуральное хозяйство. Во II-I вв. до н. э. землевладельцы и ремесленники стремились не только к получению большего прибавочного продукта, но и к денежной его реализации. Все это вызывало усиление эксплуатации рабов, которые превратились в основного товаропроизводителя. В результате численность рабов постоянно возрастала. Они стали самым многочисленным классом римского общества. Рабовладение распространилось в сельском хозяйстве, горнодобывающем деле, металлургии, строительстве. Труд свободных или полузависимых работников по-прежнему применялся, но играл подчиненную роль.
В период расцвета Рима хозяйство его приобрело географическую специализацию.
Во II-III вв. н. э. наступил кризис рабовладельческой системы.
Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей
Древней Греции и Древнего Рима
Рабство в Древней Греции проникло во все сферы экономической жизни и стало господствующей формой хозяйствования. Эпоха расцвета и кризиса рабовладельческого строя в Древней Греции нашла отражение в ее экономической мысли.
Зачатки экономической мысли обнаруживаются уже в приписываемых Гомеру (X-VIII вв. до н.э.) поэмах «Илиада» и «Одиссея», в которых нашла отражение натурально-хозяйственная концепция. В произведении Гесиода «Труды и дни» (VIII-VII вв. до н.э.), относящемся к периоду перехода к полисной системе рабовладения в условиях разложения родового строя, показана огромная власть богатства. Выражая интересы беотийского крестьянства, Гесиод провозгласил социальным идеалом крепкое хозяйство земледельцев, основанное отчасти на труде рабов. Произведения Гесиода свидетельствуют о том, что труд все еще пользовался почетом среди простых греков. Вместе с тем, отражая страх крестьянства перед экспансией рабовладения и всевластием богачей, он говорил о некогда существовавшем «золотом иске», когда не было социального угнетения и необходимости тяжелого физического труда.
В VII-VI вв. до н. э. завершается формирование полисной системы. Рабство получает широкое распространение, частная собственность окончательно вытесняет родовую, быстро развивается торговля и ростовщичество.
Знаменитые реформаторы этого периода - Солон (политический деятель и поэт, считающийся одним из семи греческих мудрецов VII-VI вв. до н.э.) и Писистрат (тиран в VI в. до н.э.) - верили в серьезные преимущества денежного хозяйства. Они мирились с рабством, однако под давлением демоса были вынуждены ограничить его экспансию за счет самих греков. Одним из важнейших моментов реформ Солона (594 г. до н.э.) было запрещение долгового рабства - сейсахтейя (гр. стряхивание бремени): все долги, сделанные под залог земли, и накопившиеся по ним проценты были объявлены недействительными. Афиняне-должники, проданные за границу, были выкуплены за счет государства. Сейсахтейя, а также законы о запрещении приобретения земли свыше определенной нормы предотвратили разорение крестьян и способствовали развитию в Аттике в основном среднего и мелкого землевладения. Для облегчения торговли Афин с Малой Азией и западной частью Средиземного моря была проведена унификация мер и весов. Были также приняты меры, направленные на усиление товарности сельского хозяйства: поощрялось развитие садово-огородных культур, разрешался вывоз за границу оливкового масла. Большое внимание уделялось также ремеслу: в частности, было установлено, что если отец не обучил сына какому-либо ремеслу, он не мог в старости претендовать на сыновнюю поддержку. Кроме того, был запрещен вывоз сырья; в Афины привлекались иностранные мастера-ремесленники, многим метекам, занимавшимся ремеслом, было предоставлено афинское гражданство.
Важными преобразованиями Солона, свидетельствующими о достижении высокого уровня товарно-денежных отношений в Афинах VII-VI вв. до н. э., были введение свободы завещаний и замена родовых привилегий имущественными: в зависимости от земельного дохода все граждане были разделены на четыре категории.
Представление об экономической мысли Древней Греции периода расцвета рабовладения дают мероприятия, проводившиеся в Афинах Периклом (444-429 гг. до н.э.). Он развернул гражданское городское строительство, заботился о развитии ремесла и торговли. При Перикле был принят ряд законов, резко противопоставлявших гражданское и негражданское население, санкционировавших подкармливание городской бедноты и устройство для нее многочисленных зрелищ. Большое внимание он уделял организации колоний и земледельческих поселений. Экономическая политика Перикла ориентировалась на широкую эксплуатацию рабов, развитие торговли и денежного хозяйства.
В условиях кризиса рабовладельческого способа производства экономическая мысль Древней Греции становится более реакционной, что выражается в ее ориентации на натуральное хозяйство и на защиту аристократических форм государственного устройства. Эти тенденции наиболее ярко проявились в экономических взглядах Ксенофонта (ок. 430-355 гг. до н.э.).
Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - осуждал политический и экономический строй Афин. В своем трактате «Домострой» он рекомендовал рабовладельцам шире использовать материальные стимулы по отношению к тем, кто отличается усердием в выполнении работ.
В высказываниях Ксенофонта со всей определенностью нашла отражение противоположность между физическим и умственным трудом, существовавшая в рабовладельческом обществе. Так, воспевая земледелие, он вместе с тем указывал, что физическим трудом должны заниматься рабы, а свободные должны лишь выполнять функции надзора и управления.
Заслугой Ксенофонта является то, что он, говоря о «ценности» товара, рассматривал ценность как в смысле потребительной стоимости, так и в смысле меновой стоимости. Фактически он был одним из первых, кто поставил вопрос об этих двух сторонах товара.
Представляют интерес и высказывания Ксенофонта о деньгах. При всем его отрицательном отношении к торговле и денежному хозяйству он признавал полезность денег как в период экономического благополучия, так и в годы бедствий. Ксенофонт понимал, что деньги (серебро) являются специфическим товаром, поскольку «денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше», в то время как приобретение других товаров имеет предел. Из всех функций денег Ксенофонт признавал лишь две: деньги как средство обращения и как сокровище. Вместе с тем древнегреческий мыслитель осуждал ростовщичество и, следовательно, использование денег в качестве ссудного капитала.
Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов идеолога афинской аристократии Платона (427-347 гг. до н.э.), о чем свидетельствуют его сочинения «Государство» и «Законы». В первом из них сформулирован проект идеального государственного устройства, во втором - государства, более близкого к реальной действительности. Государство у Платона выступает как форма разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей.
В идеальном государстве существуют три сословия: 1) философы, управляющие обществом; 2) стражи (воины); 3) земледельцы, ремесленники и торговцы. Рабы не относились ни к какому из сословий.
По мысли Платона, у философов и стражей не должно быть никакой собственности. Так, говоря о стражах, он писал, что никто из них не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем, ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Представителям этого сословия запрещалось иметь золото и серебро. Проектировалась также общность жен и детей. Частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, и представители третьего сословия.
Платон доказывал, что наилучшее удовлетворение потребностей возможно при широком разделении труда гражданами.
В «Законах» дан другой проект государственного устройства, которое, по мысли Платона, является «вторым по достоинству». По этому проекту все граждане делятся на четыре класса в зависимости от своей материальной обеспеченности. Далее, по жребию они получают у государства дом и надел. Земельный надел считается собственностью государства, а граждане им пользуются лишь на правах аренды и могут передавать по наследству одному из детей.
Стоимость имущества, которое могли приобретать граждане, не должна была превышать предполагаемый минимум жизни более чем в четыре раза.
Запрещалось иметь золото и серебро, заниматься ростовщичеством, вести роскошный образ жизни. Потребление граждан должно быть организовано на принципах уравнительности. Это дало основание некоторым историкам говорить о коммунистическом характере общественного устройства, проектировавшегося Платоном.
Однако основными непосредственными производителями в государстве Платона являются рабы. В его проектах нет и речи об организации производства на коммунистических принципах. Что же касается уравнительности потребления, то, во-первых, она не является принципом коммунизма и, во-вторых, в государстве Платона такая организация потребления распространялась лишь на верхушку общества, прежде всего, на рабовладельцев.
Наиболее важной отраслью экономики Платон считал земледелие, и такой подход вполне соответствовал его натурально-хозяйственной концепции. Менее почетным, по его мнению, является ремесло, а торговля объявляется занятием непочетным. По мысли Платона, ремеслом и торговлей должны заниматься иностранцы.
Рабство, согласно Платону, есть естественная и вечная форма эксплуатации. Однако он понимал политическую опасность рабовладения и советовал проявлять по отношению к рабам больше гуманности. Платон указывал, что рабы не должны быть между собой соотечественниками, а, напротив, по возможности, более разниться по языку.
Платон рассматривал вопросы товарного производства и высказал ряд основополагающих экономических положений. Так, он подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к соразмерности и единообразию несоразмерных и разнообразных товаров. У Платона были идеи о том, что деньги выполняют не только функции средства обмена и образования сокровища, но и функцию меры стоимости. Вместе с тем он выступал против использования денег для накопления богатства и резко осуждал ростовщичество.
Серьезный шаг в развитии экономической мысли Древней Греции связан с именем великого ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).
Его основными сочинениями, в которых содержатся размышления по экономическим вопросам, являются «Никомахова этика» и «Политика».
Аристотель был принципиальным сторонником рабовладения. Он заявлял, что раб - одушевленное орудие, некая одушевленная собственность. Деление людей на свободных и рабов Аристотель объяснял законами природы. В этой связи он писал, что одни люди по природе свободны, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо. Одни от рождения обладают способностью властвовать и пригодны для политической жизни и поэтому являются господами; другие же способны заниматься лишь физическим трудом и поэтому становятся рабами. В духе представлений своего времени Аристотель заявлял, что рабами должны быть лишь не греки (варвары), ибо «варвар и раб по природе своей - понятия тождественные».
Подобно Платону, Аристотель выдвинул проект идеального государства, которое примиряло бы противоречия между классами и имело бы своей социальной основой среднее сословие. Население такого государства должно состоять из земледельцев, скотоводов, ремесленников, торговцев, наемных рабочих и рабов. Наиболее важной и почетной сферой деятельности признавалось земледелие. Однако, по мысли Аристотеля, свободные граждане должны выполнять лишь функции управления, надзора и контроля, а тяжелый труд в сельском хозяйстве оставался на долю рабов. Презирая физический труд, Аристотель пренебрежительно относился к ремеслу, заявляя, что ремесленник, занимающийся низким ремеслом, находится в состоянии некоего ограниченного рабства.
Рассуждая о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей, Аристотель выделял экономику и хрематистику. Экономика имеет своей целью приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и для домашнего хозяйства, а также государства. Деятельность такого рода имеет предел. Она, по мысли Аристотеля, является необходимой и обусловлена естественными причинами. К сфере экономики относится и мелкая торговля, поскольку она необходима для удовлетворения потребностей людей в предметах первой необходимости.
Хрематистика - это искусство наживать состояние путем торговли. Аристотель подчеркивал, что в искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, а целью здесь оказывается богатство и обладание деньгами. В отличие от экономики, хрематистика не является необходимой и не сообразуется с законами природы. Исходя из этого, Аристотель заявлял, что экономика заслуживает похвалы, а хрематистика по справедливости вызывает отрицательные эмоции. В этом отношении древнегреческого ученого к экономике и хрематистике сказывалась его ориентация на натуральное хозяйство.
Большой вклад в развитие экономической науки Аристотель внес своим анализом формы стоимости. Он отмечал, что вещь может быть использована двояким образом: для удовлетворения определенной потребности и для обмена, продажи. Эти свойства вещи Аристотель считал потребительными стоимостями, причем в духе своей натурально-хозяйственной концепции первый способ использования вещи он объявлял естественным, а второй - неестественным.
Вместе с тем Аристотель понимал, что в действительности вещи, столь различные, не могут быть соизмеримы. Однако Аристотель не смог найти ту общую субстанцию, которая делает возможными приравнивание и соизмеримость товаров. По его мнению, единой мерой товаров является «потребность, которая все снизывает вместе». В процессе развития обмена, словно замена потребности, по общему уговору появилась монета. Итоговый вывод Аристотеля при анализе формы стоимости сводился к тому, что монета, как и мера, делая вещи соизмеримыми, приравнивает их.
Более всего Аристотеля занимал вопрос основания, или критерия, с помощью которого можно было бы судить, какая пропорция обмена справедлива, а какая - нет. Ясного ответа у него не получилось, однако поиски в этой области оказали влияние на все последующее развитие экономической мысли. Рассуждения Аристотеля можно резюмировать следующим образом:
- обмен происходит, если тех, кто обменивается, связывает взаимная потребность и если то, что подлежит обмену, в каком-то смысле равно и имеет общую меру;
- общей мерой при обмене является потребность, которую на практике заменяют деньги (монета), причем деньги - это условная мера, она устанавливается не по природе, а по уговору между людьми;
- обмен справедлив, если соотношение сторон отражает соотношение их работ;
- совершая между собой обмены, люди участвуют в общей (общинной) жизни, которая без справедливых обменов невозможна.
Заслугой Аристотеля является и его анализ развития форм торговли. Он показал, как от меновой торговли (Т-Т) осуществляется переход к товарному обращению (Т-Д-Т), а затем и к обращению денег в качестве капитала (Д-Т-Д). Деньги, по мнению Аристотеля, были изобретены людьми для удобства обмена. Их основными функциями он считал функцию меры стоимости и функцию средства обращения. В то же время он проводил различие между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. Относя использование денег для получения прибыли к сфере хрематистики, он осуждал такого рода деятельность. Древнегреческий ученый доказывал, что деньги по своей природе не могут приносить деньги. Поэтому, считал Аристотель, ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть, т. к. оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег. Эта аргументация Аристотеля, объявляющего ростовщичество по преимуществу противным природе, впоследствии использовалась средневековыми канонистами в их борьбе против ссудного процента.
Успехи Древнего Рима в умножении материального богатства основывались на рабском труде. Источником пополнения рабов были войны. Рим «добивался импорта товаров при помощи меча, а не путем его оплаты продуктом искусной работы».
Для римских патрициевзанятия коммерцией, ремеслом, производством, кроме занятий, связанных с землей, земледелием, считались делом недостойным. Основное внимание привлекали вопросы практики хозяйственной деятельности, организации управления земельной латифундией.
В Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. На протяжении целых столетий шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю, нередко принимавшая драматические формы. Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли Древнего Рима, которая в основном решала аграрные проблемы и проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.
Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Катон Старший(234-149 гг. до н.э.), автор трактата «О земледелии». Катон - военачальник, квестор, консул в Испании. Талантливый оратор и наблюдательный историк, он досконально знал сельское хозяйство. Из земледельцев, утверждал Катон, выходят самые верные подданные и самые стойкие солдаты. И доход земледельцев самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти. В целях получения высокой прибыли следовало продавать продукцию своего хозяйства в периоды высоких цен.
Катон допускал использование нерабского труда, в частности труда издольщиков для ухода за виноградниками. Однако его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на эксплуатации рабов. Катон обобщил опыт ведения такого хозяйства и высказал целый ряд советов, направленных на повышение его доходности. Особое внимание Катон уделял проблемам организации рабского труда. Непосредственное руководство трудом рабов должен осуществлять особый раб-управляющий, который следит за тем, чтобы удалось то, что приказал хозяин. Однако, выполняя такие важные административные функции, он не смеет ничего купить без ведома хозяина. Катон призывал всячески разделять рабов, сеять между ними распри, не останавливаться перед строгими наказаниями. В то же время он советовал использовать материальные и моральные стимулы. Катон писал, что рабам не должно быть совсем плохо: они не должны мерзнуть и голодать. Условия жизни рабов должны зависеть от того, насколько усердно они работают.
В то же время из трактата мы узнаем, как приобретать имение (не бросайся на первое - не жалей своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его кругом). Хорошее имение, по мнению Катона, будет нравиться больше и больше с каждым разом, как туда пойдешь. Обращай внимание, какой вид у соседей: в хорошей местности надлежит им иметь хороший вид. Надо искать место с хорошей погодой, где не бывает бурь, с хорошей землей, которая сама родит; покупай имение, если можно, у подножия горы, обращенной на юг, в здоровой местности, где много работников, есть хороший водоем, а поблизости богатый город, море или река, по которой ходят суда, или хорошая оживленная дорога. Пусть оно будет в таком округе, где хозяева меняются нечасто, и те, кто продал свои имения, жалеют о том, что их продали.
Катон дает подробные советы, как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»).
Знакомясь с трактатом, можно получить представление и о хозяйственной жизни страны, «шкалах земельной доходности», значении земледелия и торговли, даче денежных ссуд и сбережении имущества («смотри, чтобы тебе не просчитаться на имении»).
Сам Марк Катон был рачителен и расчетлив. Ни один из его деревенских домов не был оштукатурен; он ни разу не заплатил за раба более 150 драхм, ибо ему были нужны рабы не для роскоши, а как работники в качестве крепких пастухов и конюхов. Стареющих рабов он считал необходимым продавать, дабы не кормить их без пользы. Вообще он полагал, что ничто излишнее нельзя назвать дешевым, и если можно было купить ненужную вещь хотя бы за одно песо, он находил ее безмерно дорогой.
Одной из серьезных экономических проблем Древнего Рима в республиканский период была концентрация земельной собственности в руках патрицианской знати и обезземеливание значительной части италийского крестьянства. Защитниками интересов разорявшихся мелких земледельцев выступили народные трибуны братья Тиберий(162-133 гг. до н.э.) и Гай(153-121 гг. до н.э.) Гракхи.
В целях ограничения патрицианского землевладения и решения аграрного вопроса Тиберий Гракх в 133 г. до н.э. предложил принять закон, по которому римским гражданам разрешалось арендовать не более 500 югеров (125 га) государственной пахотной земли, причем одна семья не могла занимать больше 1000 югеров. Все излишки земли подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога. Определенные надежды возлагались на наделение землей колонистов.
Аграрный проект Тиберия Гракха был частично осуществлен, в результате чего землю получили несколько десятков тысяч крестьян. После убийства Тиберия его дело продолжил Гай Гракх. Было возобновлено наделение крестьян землей, а также принят закон о продаже юродским беднякам хлеба из государственных хранилищ по низким ценам. Реформаторская деятельность Гракхов была объективно направлена на усиление позиций мелкого крестьянского землевладения и на предотвращение пролетаризации римского населения. Ее результаты оказались довольно прочными, и даже после смерти Гая Гракха императоры не смогли отменить законы о наделении нуждающихся землей.
Важную роль в Римской империи сыграл политический деятель, писатель и знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон(107-44 гг. до н.э.) - идеолог господствующего класса рабовладельцев, презрительно относившийся к плебсу. Цицерон был сторонником истиной собственности, крупного землевладения и усиления эксплуатации колоний. Наиболее благородным видом занятий он считал земледелие. Цицерон одобрял крупную торговлю и третировал мелкую. Отношение Цицерона к ростовщичеству было противоречивым. С одной стороны, он сравнивал дачу денег в рост с убийством человека, а с другой - резко осуждал антиростовщическое движение. Во взглядах Цицерона на торговлю и ростовщичество нашло отражение противоречие между натуральным и товарным хозяйством экономики Древнего Рима.
Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства нашли отражение в трудах римского агронома Колумеллы(I в. н.э.).
В сочинении Колумеллы «О сельском хозяйстве» нашел отражение кризис латифундиального рабовладельческого хозяйства. Он понимал пагубное влияние экстенсивных латифундий на сельское хозяйство Италии и вполне сознавал неэффективность рабского труда. Колумелла писал, что зерновому хозяйству «приходится особенно плохо от рабов: они отдают волов на сторону, плохо кормят их и прочий скот, пашут небрежно, ставят в счет гораздо больше семян, чем на самом деле посеяли; за посевами ухаживают не так, чтобы они дали хороший урожай, а, снеся этот урожай на ток, они во время молотьбы еще уменьшают его своей небрежностью и воровством». Поэтому Колумелла рекомендовал хозяевам чаще бывать в своих имениях, а если это затруднительно, то передать землю для обработки свободным колонам, т. е. перейти к мелкому производству.
Экономические отношения стали строиться не на традициях или обычаях, а на нормах права, и именно в этом главное достижение Рима.
Заключение
Из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что основная форма экономического мышления древних греков и римлян - это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций. Появились трактаты по ведению домашнего хозяйства. В целом, какая-либо экономическая теория в этот период не существовала.
В период рабовладельческого строя экономика была косвенной, т.к. богатство создавалось за счет количества рабов, являвшихся основой государства. Развитие происходило только вширь. Экономическая жизнь античных обществ имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась, с одной стороны, унаследованной еще от первобытных времен традицией, а с другой - государственной регламентацией. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима - это своды законов и сочинения по искусству государственного управления. Экономическое знание носило догматический характер.
Периодическое повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.
Философы Древней Греции и Древнего Рима пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние. Греки, в отличие от римлян, больше внимания уделяли вопросам хозяйственной этики.
В историю экономической мысли Ксенофонт вошел как древнегреческий ученый, который один из первых анализировал разделение труда. В одном из своих произведений он сформулировал положение о том, что тот, кто выполняет наиболее простую работу, выполняет ее наилучшим образом. Вместе с тем Ксенофонт подошел к пониманию степени зависимости разделения труда от размеров рынка.
Ученые Древней Греции, например Платон и Аристотель, сформировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов. Платон первый в истории античной экономической мысли поставил вопрос об основе и уровне цен. Общественно-экономические идеи Аристотеля утверждали ценности традиционного общества. Заслугой Аристотеля является и его анализ развития форм торговли. Он показал, как от меновой торговли (Т-Т) осуществляется переход к товарному обращению (Т-Д-Т), а затем и к обращению денег в качестве капитала (Д-Т-Д).
Мыслитель Древнего Рима - Марк Катон Старший в своих трудах предложил идею организации рабского труда, что способствовало повышению доходности домашнего хозяйства. В I в. н. э. древнеримские философы, например Колумелла, пришли к выводу, что подневольный труд никогда не будет эффективным, т.к. главной причиной, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Дешевая рабочая сила не могла стимулировать внедрение технических усовершенствований, что является необходимым условием товарного производства.
Мыслители античного Рима оказали влияние на развитие экономической науки, заложив основы правовых норм, регламентирующих хозяйственную деятельность, право собственности. Когда Рим превратился в империю, его юристы превратились в основных толкователей правовых норм многих народов. Они занялись открытием естественных законов, которые, как они считали, в скрытом виде лежали в основе всех сводов законов. Этот поиск универсальных, а не случайных элементов в юриспруденции оказал разрушительное воздействие на права совместного владения, существование которых можно было объяснить лишь местными обычаями. Были четко определены индивидуальные права в отношении собственности.
Римские юристы создали довольно стройную систему законодательных норм, охватывающих широкий спектр экономических взаимоотношений, и, как оказалось, норм, пригодных к различным социальным системам, основанным на частной собственности и рыночных отношениях. Впоследствии римские «институции»и «кодексы»были положены в основу законодательных установлений в странах Европы.
Взгляды античных философов оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.