Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима

Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима [22.10.13]

Тема: Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 39.00K | Скачано: 275 | Добавлен 22.10.13 в 17:13 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля 4

2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима 12

3. Покажите, как специфика экономики Древней Греции и Древнего Рима отражалась в трудах древнегреческих и древнеримских мыслителей 18

Заключение 20

Список литературы 22

 

Введение

Эпоха Древнего мира является для экономической науки, как, впрочем, и для других наук, лишь первой ступенькой развития. Вероятно, зарождение экономической мысли относится еще к первобытному этапу истории человечества, но лишь в эпоху древности  с появлением письменности и института государства, с усложнением организации хозяйства, с появлением его новых форм становиться возможной и необходимой фиксация экономических идей.

Первоначально, в III-II тыс. до н. э., экономическая мысль лишь отражала хозяйственную практику и носила некритический, в начальной степени нормативный характер. Только в I тыс. до н. э. с развитием рабовладения, товарно-денежных отношений, появлением частной собственности на землю предпринимаются попытки осмысления хозяйственной деятельности. Впрочем, и в это время, за редким исключением, экономические идеи не существовали самостоятельно, они включались в общую систему взглядов наряду с религиозными, философскими, политическими и другими представлениями.

 

1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в VIII-VI  до н. э. полис – город-государство, представлявший собой общину граждан-земледельцев. Правом принимать участие в управлении государством, владеть землей на территории полиса обладали только граждане, лично свободные люди; не являвшиеся гражданами (метеки) этим правом не обладали.

В отличие от древневосточных государств в греческих полисах государственное хозяйство не получало большого развития, а значит, меньшим было вмешательство государства в экономику, где большую роль играла частная инициатива. В силу этого активнее развивалось товарное производство, ставшее главной предпосылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся основными производителями материальных благ.

Первоначально греческая экономическая мысль нашла отражение в памятниках культуры (например, «Илиаде» и «Одиссее» Гомера), в законах (например, Драконта), в деятельности реформаторов (Солона, Клисфена, Ликурга), в различных хозяйственных документах. В V до н. э., когда греческие полисы достигли расцвета, экономические вопросы оказались в поле зрения философов (например, Демокрита, Сократа). Расцвет греческой экономической мысли пришелся на IV в. до н. э., когда социально-экономический кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе и хозяйственного характера. [5, стр. 11]

Кризис полиса, разложение его традиционной структуры были обусловлены активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев населения, представленных в основном метеками, т. е. не гражданами. В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспрепятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому внимание греческих мыслителей привлекли проблемы развития частного хозяйства, товарного производства, денежного обращения и т. п. особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Литературное наследие известного греческого философа и историка Ксенофонта (ок. 430 – ок. 356(5) гг. до н. э.) достаточно велико: он оставил исторические и политические сочинения, воспоминания о Сократе и прочее. Два его произведения посвящены экономическим вопросам. Это, во-первых, сочинение «О доходах», в котором рассматривается проблема улучшения финансового положения Афин, а во-вторых, «Экономикс» (обычно название переводят как «Домострой»,) в котором даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Считается, что в названии этого произведение Ксенофонта слово «экономика», в переводе примерно означающее «управление домашним хозяйством», встречается впервые в истории экономической мысли. [5, стр. 13]

Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является феномен разделения труда. Он придерживается привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Гражданина полиса достоин прежде всего умственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труду, - земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. При этом философ рассматривает труд на земле через этические категории добра и зла, что было весьма характерно для экономической мысли рассматриваемого периода. «Мне кажется», - пишет он,– «земля служит превосходным средством отличить дурного человека от хорошего благодаря тому, что земля за добро платит добром. Леность при земледелии явный показатель дурной души». Ремесло, торговля,  ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль. Ксенофонт считал необходимым использовать рабский труд наиболее эффективно. Для этого он предлогал тщательно выбирать рабов при покупке, материально и морально поощрять тех, кто хорошо работает. [3, стр. 27]

Философ отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, выполняет ее наилучшим образом». Важным достижением Ксенофонта была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка. В крупных городах, «где каждый работник находит многих покупателей», человеку достаточно знать одно ремесло или даже отдельные его операции. В мелких же городах, чтобы прокормиться, одному человеку нужно выполнять различные работы.

Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал производство полезных вещей, т. е. того, «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара. Главной он считал полезность товара (потребительскую стоимость), однако и способность товара к обмену (меновую стоимость) признавал достаточно важной, так как, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно сказываются на развитии хозяйства, являются одним из источников обогащения.

Деньги Ксенофонт рассматривал прежде всего как богатство, т. е. важнейшей функцией денег для него была функция средства сбережения (деньги как сокровище). Он предлагал накапливать деньги на черный день, для возможного расширения производства, одновременно признавая функцию денег как средства обращения.

Важное место в произведениях Ксенофонта занимают вопросы экономической политики государства. Он считает, что для увеличения дохода Афин государство должно оказывать покровительство метекам, аа также купцам и судовладельцам. В частности, Ксенофонт предлагал предоставить метекам право владения землей, ввести почетные награды купцам, приносящим наибольшую пользу государству, увеличить количество торговых помещений, строить государственные гостиницы и прочее. Решающее значение для увеличения доходов Афин, по мнению Ксенофонта, имеет рациональная эксплуатация принадлежащих государству серебряных рудников. Он рекомендует закупить государству большое количество рабов и затем отдавать их внаем частным лицам для разработки рудников.

Знаменитый греческий философ Платон (427 – 347 до н. э.) родился в Афинах в аристократической семье, был учеником Сократа. Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, касающихся усовершенствования системы государственного устройства. [5, стр. 16]

В произведении «Государство» представлен аспект идеального государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда и обязанностей – естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: философы (правители), воины, а также ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производственной сфере – в сельском хозяйстве, ремесле, торговле; рабы находятся вне социальной структуры общества.

По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государстве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную собственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым  остальные. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлекающих их от выполнения важнейших задач – управления государством и его защиты. У философов и воинов не должно быть собственности, денег, постоянных жен.

Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики, и девочки) должны воспитываться государством и иметь разные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравственные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.

В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, приближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, сто среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждаемые земельные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравенства, нужно ограничить приобретение имущества: если его стоимость превышает в четыре раза стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.

Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. Ремеслом и торговлей должны заниматься чужеземцы (метеки). По мнению Платона, земледелие играет ведущую роль в экономике, но и ремесло имеет существенное значение. В ремесленной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда – государству нужно следить, чтобы один человек не занимался двумя ремеслами.

Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал его самодостаточность, удаленность от моря, т. е. от важнейших торговых путей. С другой стороны, мелкую торговлю Платон считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство.

Денежное обращение,  по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться государством. Платон предлагал ввести обращение полноценных денег и неполноценных, которые могут иметь хождение только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в монопольном владении государства, частным лицам они могут выдаваться при выезде из родного полиса с условием их обмена на неполноценные по возвращении. Среди функции денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличии от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную полисную структуру. Ростовщические операции он тоже считал вредными для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег – меру ценности (стоимости).

В целом можно констатировать, что комплекс идей Платона лег в основание «левого» направления в экономической мысли последующих периодов.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в трудах Аристотеля (384 – 322 до н. э.) – знаменитого  древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста, ученика Платона, воспитателя Александра Македонского. Экономические вопросы Аристотель рассматривает в произведениях, посвященных этике и политике, т. е. сфере практической деятельности человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Политика» и «Никомахова этика». [5, стр. 23]

Важное место в этических и политических взглядах Аристотеля занимает представление о «естественном», «природном», о том, что ничто в природе не существует напрасно. Из рассуждений Аристотеля следует, что естественное, т. е. соответствующее природе, является справедливым. Именно с такой точки зрения рассматриваются многие вопросы, в том числе и экономические.

По мнению Аристотеля, «человек по природе своей есть существо политическое», и полис (государство) имеет естественное происхождение. Поэтому идеальное государственное устройство должно в целом соответствовать социальной структуре полиса. Оптимальный тип государства представляет собой нечто среднее между олигархией и демократией, его основой должны быть среднии слои, так как они не обладают пороками бедных и богатых – развращенностью и несправедливостью. Гражданами могут быть только землевладельцы,  и «землю следует разделить на две части: одна будет принадлежать всему государству, другая – отдельным гражданам». Только граждане имеют право управлять государством и защищать его, и именно эти два занятия должны быть основными для них. Гражданам «не позволено заниматься ремеслом или жить за счет торговли, так как эти виды деятельности постыдны и вредят доблести», они не должны также заниматься и возделыванием земли. По мнению Аристотеля, тот, кто занимается физическим трудом, стремится к выгоде, не обладает досугом, необходимым «и для развития добродетели, и для политической деятельности.» [3, стр. 30]

Граждане составляют незначительную часть населения, остальные жители (и рабы, и свободные) обеспечивают потребности государства в продовольствии, ремесленной продукции, денежных средствах. Идеальное государство должно иметь все необходимое для самостоятельного существования.

Рассматривая вопрос о том, какими путями достигается удовлетворение материальных потребностей общества, Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности – экономику и хрематистику. Главной целью экономики (науки о домохозяйстве) является удовлетворение насущных потребностей человека и общества: накопление «средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Совокупность таких средств составляет, по предположению Аристотеля, истинное богатство, «сообразное с природой». К экономике он относит земледелие – наиболее почетный вид хозяйственной деятельности, а также ремесло и мелкую торговлю, по сути представляющую собой обмен предметами первой необходимости.

Хрематистика (искусство наживать состояние) является неестественной сферой, главная ее цель – «обладание деньгами». К ней относится все, связанное с обменом посредством денег. Во-первых, это торговля, разделяемая Аристотелем на морскую, транзитную и розничную; во-вторых, ростовщичество; в-третьих, наемный труд; в-четвертых, разработка и использование природных богатств: полезных ископаемых, лесов и т. п.

Рассматривая торговлю как самый значительный вид деятельности, «имеющий своим предметом обмен», Аристотель показывает стадии ее развития, связывая их с деньгами. По его мнению, первоначально существовала меновая торговля – простой обмен товара на товар, а затем люди изобрели деньги как всеобщее средство обмена.

Отношения обмена возможны, когда существует разделение труда и специализация. Отмечая, что различные товары, участвующие в обмене, должны быть каким-то образом уравнены, Аристотель первым в экономической науке поставил вопрос о том, что делает товары сравнимыми, т. е. вопрос о стоимости (ценности) товара. Сам он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребности людей в этих вещах, т. е. фактически полезности товаров.

Считая вслед за Платоном, что товары становятся соизмеримыми в процессе торговли, Аристотель выделил особую функцию денег как меры стоимости (ценности). Кроме того, естественной функцией денег является функция средства обращения. Ростовщичество Аристотель считал «по преимуществу противным природе» и резко осуждал его. Он  отмечал, что при ростовщичестве деньги начинают играть неестественную роль, поскольку сами денежные знаки становятся предметом собственности.

Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает феномен рабства. Его касались многие греческие мыслители и писатели, в том числе Ксенофонт и Платон, однако именно Аристотель рассмотрел проблему рабства наиболее полно, попытался обосновать общее для греков отношение к рабству как к естественному явлению.

По мнению Аристотеля, люди от природы разделены на две основные группы. Первую группу составляют те, у кого душа властвует над телом, а разум – над стремлениями. Эти люди благодаря своим умственным качествам обладают способностью к предвидению, «пригодны для политической жизни», им природой предназначено властвовать. Во вторую группу входят те, кто способен «лишь своими физическими силами исполнять полученные указания». Этим людям природной предназначено подчиняться и быть рабами. Рабы, по его мнения, - это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как и от домашних животных. И те и другие «своими физическими силами оказывают помощь в удовлетворении … насущных потребностей» хозяев.

К категории людей «властвующих» Аристотель относил греков, а к категории «подвластных» - всех остальных (варваров). Он отмечал, что «у варваров отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию, поэтому варвар и раб по природе своей понятия тождественные».

Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами полезно и справедливо». Однако он отмечал, что рабство может быть противным природе и несправедливым – если в рабов превращают греков.

 

2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима.

 

Как и других странах, экономические представления римлян нашли отражение в законах (например, XII таблиц), в деятельности реформаторов (Сервия Туллия, Тиберия и Гая Гракхов и др.), в литературе (например, в «Георгиках» Верлигия), в хозяйственных документах. Однако в отличие от большинства древневосточных стран в Риме, так же как в Греции и Китае, появились специальные произведения, посвященные хозяйственным вопросам. [5, стр. 30]

Римская экономика в основных чертах сходна с греческой. Для нее также характерны полисная собственность на землю и классическое рабство, достигшее в Риме расцвета в III – I вв. до н. э. Однако в Риме большее развитие получило товарное производство, причем не только в ремесле (как в Греции), но и в сельском хозяйстве. Кроме того, в Риме сформировалась и постепенно стала преобладающей частная собственность на землю. Эти особенности, а также явно выраженный практицизм римлян обусловили специфику экономической мысли Древнего Рима, основным содержанием которой стали вопросы развития частного рабовладельческого хозяйства (виллы).

Одним из первых, кто обратился к проблемам хозяйства, был известный римский политик, оратор и писатель Марк Порций Катон Старший (234-149 до н. э.). Его трактат «О земледелии» - наиболее ранний из известных памятников латинской аграрной прозы. В этом произведении еще нет систематического изложения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трактат является своего рода руководством для начинающего хозяина.[5, стр. 32]

Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности – самое почетное и самое выгодное. Главное внимание писатель-аграрий уделяет получению прибыли. Важнейшими условиями этого являются постоянное внимание ко всем сторонам хозяйственной деятельности, правильная организация труда, товарность сельскохозяйственного производства.

С точки зрения Катона, хозяин, стремящийся рационально организовывать работу и получить возможно большой доход, должен при покупке имения обратить внимание на плодородие почвы, месторасположение хозяйства. Особенно важной Катон считает близость имения к городу (желательно к крупному) как рынку сбыта товаров, а также количество и качество дорог.

Идеальным, по мнению Катона, является мнение, в котором объединено как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход, а от неприбыльных – лучше отказаться. Главным принципом ведения хозяйства должна быть его товарность: «хозяину любо продавать, а не покупать». Катон отмечает, что ради получения дохода можно было бы отдавать деньги в рост, если бы это было почетно. . [3, стр. 34]

Рассматривая вопросы организации труда, Катон обращает внимание на важность непосредственного участия хозяина в управлении имением. Он должен вникать во все хозяйственные вопросы, ничего не оставлять без своего контроля. Управляющий имением из числа рабов (вилик) должен быть помощником хозяину, четко выполнять все его требования, поддерживать жесткую дисциплину среди рабочих, чтоб никто не простаивал без дела. Требуя, чтобы рабы были «всегда в работе», Катон в тоже время отмечает, что условия их жизни не должны быть плохими, что всегда нужно учитывать умонастроение рабов, ведь все это сказывается на производительности труда, прибыльности хозяйства.

Большое место в трактате Катона занимают подробные практические советы: какие орудия труда, какие агротехнические приемы следует использовать, где что можно купить, как организовывать сдачу в аренду пастбищ, различных видов хозяйственной деятельности и т. д.; дает прагматические рекомендации, как строить отношения с соседями; «Лоб важнее затылка; будь хорош к соседям; не позволяй рабам провиниться перед ними. Если соседи будут видеть тебя с удовольствием, тебе легче будет с продажей, легче с подрядами, легче с наймом рабочих; если ты будешь строиться, тебе помогут работой, извозом, материалами; если случиться нужда – да не будет этого, - они добровольно встанут на твою защиту». Стремясь всемерно помочь начинающему хозяину, Катон даже приводит рецепты блюд, лекарственных средств, образцы молитв и прочее.

Взгляды Катона на организацию сельскохозяйственного производства поддержал и развил писатель и ученый-энциклопедист Марк Терренций Варрон (116 – 27 до н. э.). Он занимался литературным творчеством, писал труды по истории, искусству, философии, лингвистике, литературе, юриспруденции, музыке, математике и прочее. Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве» представляющем собой сборник практических сельскохозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пчеловодстве. . [5, стр. 42]

По мнению Варрона для получения возможно большего дохода следует учитывать колебание цен на рынке, использовать достижения агрономии, повышать интенсивность производства, совершенствовать организацию труда.

Поставленный Варроном вопрос о повышении эффективности труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи падением доходности сельскохозяйственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме большое внимание уделял писатель-аграрий Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н. э.). В трактате «О сельском хозяйстве» им последовательно излагаются основные принципы ведения дел в поместье, полезные сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревьями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяйки и хозяина имения. . [5, стр. 51]

По мнению Колумеллы, упадок сельского хозяйства в Италии был связан с недостатками в ведении хозяйства. Он полагал, что интенсивность сельскохозяйственного производства можно повысить, используя достижения агротехники, расширяя связи хозяйства с рынком.

Главным условием подъема хозяйства, по мнению Колумеллы, должен быть рост производительности труда. Здесь особенно важным является углубление разделения труда между основными работниками – рабами. Важную роль в организации труда рабов, в повышении эффективности хозяйства он отводит вилику (управляющему), от которого требует высокого знания хозяйства, высоких моральных качеств, преданности своему господину. Важным фактором воздействия на рабов, на производительность их труда Колумелла считает «присутствие самого хозяина».

Современник Колумеллы Гай Секунд Плиний Старший (23-79 гг.) не был писателем-аграрием, однако в его грандиозном труде «Естественная история» в 37 книгах содержатся оценки состояния аграрной отрасли империи, а также ряд рекомендаций по ее реформированию. Плиний защищает тезис о неэффективности крупных земледельческих хозяйств, основанных на малоэффективном рабском труде. Автор рекомендует обрабатывать землю «хорошо», не разделяя при этом советов Колумеллы по введению агротехнических новаций, которые повлекут за собой снижение рентабельности. По его мнению, следует отказаться от латифундий в пользу более мелких хозяйств, без использования рабского труда. . [5, стр. 63]

Воззрения Плиния отразили кризисное состояние экономики Римской империи I века.

В трактатах Колумеллы, Катона, Варрона нашли чисто практические вопросы. Проблемы теории затронул выдающийся оратор, политический деятель, философ Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.). Среди множества его произведений можно выделить трактаты «Об обязанностях», «О старости», «О законах», «О природе богов» и другие, в которых в связи с политическими и философскими проблемами рассматриваются и некоторые вопросы теоретико-экономического характера. . [3, стр. 37]

В природе есть все необходимое для счастья человека, и сам он может украсить землю своим трудом. Особое уважение у Цицерона вызывает земледельческий труд, приносящий изобилие.

Человеку, как считал Цицерон, свойственно стремление к объединению с другими людьми. Результатом объединения становиться государство, лучшим видом организации которого является республика. Главной целью  государства должно быть обеспечения гражданам безопасности и свободного пользования имуществом, при этом под действие закона должны попадать все.

Частной собственности, по мнению Цицерона, в природе не бывает, но она возникает в процессе естественного развития общества. Таким образом, частная собственность справедлива, а человек, посягающий на чужую собственность, нарушает «права общества».

Справедливость должна распространяться на все категории населения, в том числе и на рабов. Цицерон не был уверен в справедливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наемным работникам, предоставляя им за труд все необходимое. По его мнению, справедливость должна быть соединена с благотворительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обществе и обязаны помогать друг другу.

 

3. Покажите, как специфика экономики Древней Греции и Древнего Рима отражалась в трудах древнегреческих и древнеримских мыслителей.

 

Важнейшими экономическими проблемами периода античности, нашедшими отражение в древнегреческих и древнеримских письменных памятниках, являлись: обоснование преимуществ и незыблемости устоев натурального хозяйства, обоснование законности и справедливости рабства, организация и управление частным рабовладельческим хозяйством, наконец, разработка ряда проблем товарного хозяйства.

Наиболее глубоко и полно экономическая мысль античности была выражена в трудах древнегреческих мыслителей – Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт свои экономические воззрения выразил в трактате «Экономикс». Рабство, по его мнению, являлось естественной формой эксплуатации.

Платон свои экономические взгляды изложил в сочинениях «Государство» и «Законы». Для взглядов Платона характерна натурально-хозяйственная концепция.

Целью экономики, по мнению Аристотеля, является приобретение полезных, необходимых людям вещей. Большой вклад в развитие экономической науки Аристотель внес своим анализом форм стоимости. Указав на то, что любая вещь может быть использована двояким путем для удовлетворения потребностей и обмена, открыл потребительскую и меновую стоимость товара.

Римляне оставили менее заметный след в истории экономической мысли. Практический склад ума заставлял их интересоваться прикладной стороной всяких знаний.

Марк Порций Катон, Марк Терренций Варрон и Юниий Модерат Колумелла составляли руководства по рациональному ведению сельского хозяйства. Область экономических отношений римские авторы затрагивали лишь в связи с вопросами права (Марк Туллий Цицерон).

В целом экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима была своеобразной и довольно зрелой. В анализе экономических явлений мыслители обнаружили большую глубину и оригинальность. Они, образно выражаясь, заложили первые, хотя и грубо обработанные камни в фундамент мировой экономической науки.

 

Заключение

 

Экономическая мысль Древнего мира развивалась неравномерно и наибольшего расцвета достигла в античных государствах, особенно в Греции. Однако и в восточных странах, в частности Индии и Китае, рассматривались многие важные теоретико-экономические вопросы. Характерная черта всех экономических идей древности – отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению. Общим также является представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества.

И в древневосточных, и в античных странах уделялось внимание экономической политике государства. На Древнем Востоке эта тема стала основной для экономической мысли: считалось, что государство должно активно вмешиваться в экономическое развитие, рассматривались конкретные вопросы управления государственным хозяйством, экономикой страны в целом.

В античных странах вопросы, связанные с экономической политикой государства, не стали главными. Гораздо большее внимание здесь уделялось проблемам, связанных с ведением частного хозяйства. Так, в Древнем Риме особое развитие получили прикладные исследования, а в Древней Греции активнее разрабатываются теоретические вопросы, среди которых товар и его свойства, стоимость, деньги и их функции. И греки, и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством, призванным удовлетворять потребности, и товарным производством, целенаправленным на получение прибыли, однако относились к ним по-разному. Римляне определенно отдавали предпочтение товарному хозяйству. Греки же фактически считали, что для полиса как для единого экономического субъекта, взаимодействующего с другими полисами, предпочтенным является натуральное хозяйство, а внутри полиса полезно развитие маленького товарного производства.

Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для дальнейшего развития экономической науки.

 

Список литературы

  1. История экономических учений: Учебник для вузов / под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А. С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 391с.
  2. История экономической мысли: Учебник для вузов / под ред. Е. В. Балохоновой. – Спб.: Санкт-Петербург, 2008. – 240 с.
  3. История экономических учений: Учебник для студентов / под ред. проф. А. С. Квасова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 – 495 с.
  4. История экономических учений: Учебник / Я.С. Ядгаров. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 480 с.
  5. История экономических учений: курс в схемах: учеб. пособие / С.А. Бартенев. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 120 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 39.00K
Скачано: 275
Скачать бесплатно
22.10.13 в 17:13 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе