Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политические элиты: понятие и теории
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 38.58K | Скачано: 317 | Добавлен 04.03.09 в 18:41 | Рейтинг: +8 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Калуга 2008
Содержание
Введение 3
1. Понятие «политическая элита» Классические и современные концепции политических элит 4
2. Типологии элит и системы их рекрутирования 13
3. Сравнительный анализ советской и современной российской политических элит 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Введение
В регулировании политических процессов, в определении стратегии, целей и приоритетов политики важная роль принадлежит специфическому субъекту политики – политической элите. Она концентрирует в своих руках власть путём монополизации права на принятие политических решений.
В качестве объекта властвования политической элиты выступают рядовые граждане общества, политические группы и партии, общественно-политические движения и организации. Их готовность к подчинению зависит от собственных качеств политической элиты, её легитимности, а также от тех средств воздействия, которые она применяет в конкретных политических ситуациях.
Превращение элиты в самостоятельную политическую силу связано с существующими трансформациями политической системы, с формированием соответствующих объективных её появления. Сущностный анализ этих факторов впервые был дан в классических теориях элиты.
Бытующее в массовом сознании представление о том, что в современных условиях широкие слои населения могут осуществлять властные функции, в полной мере участвовать в политическом процессе, в действительности оказывается иллюзией. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты. Они принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.
1. Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит
Важное значение политической элиты в обществе обусловлено ролью политики, выступающей в качестве механизма упорядочения и регуляции социальных отношений, реализации общезначимых интересов. Политико-управленческие функции в обществе осуществляет политическая элита, принимающая важнейшие политические решения. Для этого ей необходимы социальные знания, которые отсутствуют у большинства населения. Кроме того, политические элиты представляют в политике групповые интересы, создают оптимальные условия для их реализации и согласования. Следовательно, политическая элита – это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. [2, с.123]
Классические теории элиты.
Первые теории элиты появились в конце 19-начале 20 вв., когда проблема элиты стала объектом специального исследования в работах итальянских мыслителей Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941) и немецкого социолога Роберта Михельса (1876-1936). В своих теориях они пытались дать обстоятельное обоснование причин существования управляющей элиты и её особой роли в политическом процессе. [3, с.351]
В качестве основных факторов образования элит общества выдвигались такие, как:
Совокупность этих факторов составляет, по мнению классиков элитаризма, основу элитарной дифференциации общества. В нём постепенно формируется и обособляется иерархическая система элит (экономических, политических, интеллектуальных, религиозных, военных и т.д.), находящихся друг с другом в сложных коммуникационных и интерактивных взаимосвязях. Эти взаимосвязи могут носить соподчинённый характер или сопровождаться острой конкурентной борьбой. [3, с.352]
Концепции правящей элиты.
Особо подчёркивали классики элитаризма ведущую роль «правящей элиты» в социально-политическом процессе. Так, в частности, Моска отмечал, что правящая элита в начале концентрирует в своих руках государственное управление, затем монополизирует власть, выполняя все политические функции. При этом она пользуется всеми преимуществами, которые даёт эта власть.
По мнению Моска, господство меньшинства необратимо, ибо это господство «организованного меньшинства» над «неорганизованным большинством». Задачу политической науки в связи с этим Моска усматривал в исследовании условий прихода правящей элиты к власти и удержания её. Во всех культурных обществах, писал он, правящая элита никогда не утверждает свою власть только в виде фактического господства, а пытается придать ей моральную, а также юридическую санкцию, представляя её как неизбежное следствие из учений и верований, общепризнанных и общепринятых в руководимом им обществе. [4, с. 273]
Несколько отличную от Моска позицию занимал Парето. Его концепция правящей элиты, которую он часто именует «аристократией», была более психологична. Существенным фактором утверждения «аристократии» Парето считал её психологические качества и способности. Для обозначения их он использует специальный термин – «остатки». К «остаткам» Парето относит различные проявления чувств, аффектов, инстинктов, совокупность которых образует «формулу правления» правящей элиты. Она позволяет удерживаться у власти «наиболее сильным, энергичным и способным как в хорошем так и в плохом отношении к людям».[3, с.352]
«Формула правления» служит также оправданию власти правящей элиты, приданию ей в глазах большинства большей легитимности. При этом свои истинные намерения правящая элита, как правило, скрывает. Она изображает себя лидером всех угнетённых и уверяет, что «действует на имя общего блага». Все современные общества, по словам Парето, отличаются природой своих правящих элит. Управляя большинством, элиты прибегают к силе и хитрости.
Парето использует при том известную типологию «правящих государей» итальянского мыслителя XVI вв. Н. Макиавелле, который подразделял их на «львов» и «лис».
«Львы» - это такие элиты, которые управляют с помощью насилия, неравномерно распределяя материальные ценности общества, а также власть, престиж, почести. В отличие от них «лисы» - это элиты, поддерживающие свою власть с помощью хитрости, коварства, изворотливости, политико-финансовых комбинаций. Они правят при демократических режимах, которые Парето именовал «плутодемократическими».
Постоянное соперничество правящих элит, их непрерывная смена и циркуляция позволяют, по мнению Парето, понять историческое движение общества. Оно предстаёт как «история смены аристократий», которые возвышаются, достигают власти, пользуются ею, приходят в упадок и заменяются новым правящим привилегированным меньшинством. [4, с.274]
«Жизненный закон олигархии».
Младший современник Парето немецкий мыслитель Михельс в качестве основы элитарной дифференциации общества выдвинул «железный закон олигархии». Согласно этому закону любая, даже самая радикальная организация, всегда имеет явно выраженную тенденцию к олигархии, т.е. неизбежно распадается на «руководящее меньшинство и руководимое большинство».
Достигая высокого уровня сложности, организация создаёт систему иерархически организованного и рационального управления, которое приводит, в конечном счете, к концентрации власти наверху и уменьшению влияния рядовых членов. Происходит, таким образом, бюрократизация управленческих структур и образование правящей элиты, лидеры которой обладают многими преимуществами перед остальными членами организации. Они имеют превосходство в знании информации, осуществляют контроль над формальными средствами коммуникации и обладают навыками политической борьбы в большей степени, чем рядовые члены организации. Представляя собой «неизбежный продукт принципа построения организации как таковой», олигархическая правящая элита создаёт «благодатную питательную почву» для закрепления различий в обществе и кладёт начало концу демократии.
На примере создания и функционирования государственных, профсоюзных, партийных организаций Михельс показывает, как всё более расширяется и разветвляется их официальный аппарат, увеличиваются доходы, демократия заменяется «всесилием исполнительных органов». По существу Михельс формирует одну из первых концепций бюрократической правящей элиты.
Теория Михельса, как и другие классические теории элит, послужили основой для возникновения современных концепций элитаризма, в которых феномен элиты был подвергнут обстоятельному теоретическому и эмпирическому анализу.[3, с.354]
Современные концепции политических элит.
Во второй половине 20 в. складывается сразу несколько подходов к исследованию проблемы элитарности общества. Среди них доминирующими являются макиавелистический, ценностный, структурно-функциональный и либеральный.
Макиавелистический подход берёт начало от элитаристских концепций Моска и Парето. Решающее значение этот подход придаёт различиям между пассивным большинством – массой и властвующим привилегированным меньшинством – элитой, которая наделена особыми способностями к управлению различными сферами общества и прежде всего экономической и политической. При этом нравственная оценка качеств и способностей элиты, её способов достижения власти по существу игнорируется. Главной считается управляющая, административная функция элиты, её руководящее и господствующее положение по отношению к подчинённой ей «инертной и нетворческой массе».
Как утверждает один из представителей этого направления американский социолог Дж. Бернхэм, к элите управляющих относятся все высшие администраторы-менеждеры, которые обеспечивают экономическое и политическое руководство обществом и получают за это материальные и нематериальные ценности в максимальном размере. Бернхэм не учитывает при этом функцию владения собственностью правящей элиты.
Ценностный подход в отличие от макиавелистического считает элиту не только «организованным управляющим меньшинством», но и наиболее творческой и продуктивной частью общества, наделённой высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Это подход более тяготеет к некоторым положениям Михельса, который наделял элиту особыми «аристократическими чертами», как индивидуальными, так и нравственными.
К представителям ценностного подхода можно отнести испанского философа Хосе Оргета-и-Гассета (1883-1955), который противопоставлял духовную элиту, творящую культурные ценности, пассивной управляемой массе, бессознательно следующей стандартизированным обычаям и привычкам. Главная цель человеческой деятельности во всех измерениях жизни – это творчество, открытие и воплощение в жизнь новых ценностей. Поэтому всякое общество и всякая эпоха – «это прежде всего система предрасположенностей, всё остальное работает на них». И если большинство людей обречено быть обыкновенными: просто врачами, художниками, просто людьми, то духовная элита наделена особой жизненной силой. Она не идёт на поводу у собственных привычек и общепринятых обычаев. Напротив, повинуясь «внутреннему императиву», она старается быть лучше, требовательнее к себе, так как обладает подлинным призванием к самосовершенствованию. [4, с. 276]
Сторонником ценностного подхода был и русский религиозный философ Николай Бердяев (1874-1948), который пытался выявить качественные показатели элиты, определяющие её влияние на социально-политическую и духовную жизнь общества. В истории действует некий «нравственный закон», дух которого всегда выражается через «качественный подбор личностей, через избранные личности». Эти личности образуют «аристократию» - некую духовно и физически привилегированную группу, обладающими такими чертами, как духовное благородство, щедрость, жертвенность, сознание своего достоинства, умение служить человеку и миру.
Аристократия, по Бердяеву, может иметь несколько разных ступеней и каждая группа в обществе может выделять свою собственную аристократию. Однако существуют такие типы «истинной аристократии», которые выполняют особую роль. Это социально-историческая аристократия («экзотерическая»), действующая во внешнем историческом плане, и высшая – духовная аристократия («эзотерическая»), которая образуется и действует во внутреннем сокровенном плане, где начинается всякое творчество.
Перед каждым обществом, и монархическим, и демократическим, по мнению Бердяева, стоит задача подбора и укрепления «истинной аристократии». Именно она может стать «руководящей аристократией», так как власть должна принадлежать лучшим, избранным личностям, на которые возлагается великая ответственность и которые возлагают на себя великие обязанности.
Ценностный подход к проблеме элитарности общества, как и макиавеллистский, неоднократно подвергался критике в отечественной и западной политологии за абсолютизацию роли правящей элиты в обществе и её жестокое противопоставление пассивному большинству. [3, с.356]
Обстоятельная характеристика основных признаков правящей элиты была дана сторонниками структурно-функционального подхода. Они впервые выделили в качестве главного признака элиты её социальный статус в системе властных структур.
По мнению представителей этого подхода американских политологов Гарольда Лассуэла (1902-1978) и Сеймура Липсета (р. 1922), к элите относятся те личности и группы людей, которые обладают высоким социальным положением в обществе и занимают ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях общества (экономических, политических, военных). Они осуществляют наиболее важные управленческие функции в обществе и оказывают значительное влияние на выработку и принятие таких решений, которые имеют существенные последствия для развития общества.
Лассуэл считал, что основную роль в выработке и принятии политических решений играет интеллектуальное знание. И поэтому к политической элите он относил тех, кто обладает этим знанием и имеет наибольший престиж и статус в обществе. В целом для структурно-функционального подхода характерна более обширная и мягкая трактовка правящей элиты. [3, с.357]
Либеральный подход к элитарности общества отличают демократичность и отрицание ряда жестоких установок классических теорий элит. К активным сторонникам этого подхода можно отнести австрийского социолога Йозефа Алоиса Шумпетера (1883-1950) и американского социолога и политолога Чарлза Райта Миллса (1916-1962). Следуя элитарной традиции, они определили элиту как властвующее меньшинство, занимающее в государственных и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей.
Шумпетер полагал, что элита достигает своего высокого положения в острой конкурентной борьбе. Определяя демократию как периодическую смену политических руководителей, он считал, что политическая элиты выступает защитницей либеральных демократических ценностей.[4, с.278]
В отличие от него Миллс отстаивал леволиберальную концепцию элиты и подходил с критических позиций к оценке правящей элиты. В работе «Властвующая элита» он на примере американской элиты показывает, каким образом, прикрываясь либеральной фразеологией, правящая элита осуществляет своё господство. Удерживая власть, богатство, престиж посредством институтов насилия, средств массовой коммуникации и рекламы, элита окружает себя множеством советников и имиджмейкеров, которые создают ей общественное лицо и оказывают определяющее влияние на многие её решения.
Ключ к пониманию могущества американской элиты следует искать, по мнению Миллса, в «иерархических институтах – государстве, корпорации, армии – они образуют собой орудия власти». Определяя элиту как «высшую социальную прослойку», как центральное ядро высших социальных классов, Миллс отмечал, что она представляет собой некое «компактное социальное и психологическое целое», члены которого связаны определёнными деловыми и неформальными отношениями.
Миллс подробно останавливается на анализе такого признака элиты как престиж. Он отмечает, что престиж членов элиты определяется в первую очередь престижем возглавляемых ими учреждений. При этом престиж представителей экономической элиты отличается от престижа политических руководителей. Если престиж бизнесмена определяется масштабами его предприятия или корпорации, престиж члена конгресса измеряется количеством голосов, которыми он располагает, и комиссий, в которых он состоит. По мнению Миллса, чем больше престижа вы имеете, тем больше Вы можете его приобрести. [3, с. 358]
Таким образом, существование политических элит в обществе обусловливается действием ряда объективных тенденций. Общество нуждается в профессиональном управляющем воздействии, что вызывает необходимость в разделении труда на управляющих и управляемых. Ему необходимы люди, обладающие специальными знаниями, навыками, опытом, способные осуществлять управленческие функции. Управленческий труд высоко оценивается и стимулируется в обществе, а близость к власти открывает широкие возможности для реализации индивидуальных потребностей. Это обстоятельство заставляет многих людей стремиться во властные институты. Наконец, существование политической элиты обусловлено пассивностью широких слоёв населения, которые, занимаясь решением собственных повседневных проблем, обычно предпочитают держаться подальше от политики. [2, с.123, 124]
2. Типология элит и системы их рекрутирования
В современных теориях элит впервые была предпринята попытка классифицировать элиты, дать их типологию. Если Миллс различает элиты прежде всего по видам деятельности, таким, как экономическая, политическая, военная, то другие западные политологи (Дж. Бернхэм, Р. Даль, Г. Лассуэл, Й. Шумпетер) и отечественные (Г. Ашин, Е. Охотский, В. Пугачёв) предлагают классифицировать элиты по ряду других оснований.
Схема 1. Типология элит [3, с. 359]
Выделяют такие основания для классификации элит, как занимаемое место (позиция) в иерархии управления обществом, личностные качества и способности, владение определённой формой собственности, тип правления, отношение к власти, форма рекрутирования. Предполагаются также классификации элит по наивысшему индексу в области определённой деятельности, по социальному статусу во властных структурах, по результативности воздействия на общественные процессы, по важности принимаемых управленческих решений, по наибольшему престижу и богатству.
Более наглядно современную типологию элит можно представить на схеме, в которой указаны наиболее часто предполагаемые основания для их классификации. На схеме показана также некоторая субординация отношений между различными элитами, их место в иерархии властных структур общества. [3, с. 360]
Та часть элиты, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называется правящей. Ту же её часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции, обычно называют контрэлитой. По тому, как обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту, т.е. пополняющуюся выходцами из определённых классов, сословий; ей противостоит открытая элита, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп.
Также выделяют традиционную и современную элиту, которые различаются ресурсами властвования. Власть традиционных элит основана на обычаях, религии, ритуалах (религиозные элиты, аристократия). Современная элита рациональна (опирается на закон, формальные правила). [2, с. 133]
Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует и тщательного отбора в неё. Поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьёзное внимание.
В различных странах сложились присущие только им системы отбора, рекрутирования элит. Можно выделить две такие системы: антрепренерскую и систему гильдий. Обычно на практике используются их различные сочетания, но преобладание элементов той или иной системы рекрутирования позволяет судить о действующем механизме отбора.
Антрепренерская (предпринимательская) система ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. Отбор кандидата на властные позиции осуществляется из различных групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Острая борьба между конкурентами на руководящие посты, в которой каждый надеется прежде всего на собственную изобретательность, остроумие, активность. Теми, кто отбирает, является всё взрослое население. Поэтому антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии. В антрепренерской системе не имеют особого значения ни профессиональная компетентность кандидата, ни качество его образования. Существенным недостатком антрепренерской системы является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов. Слаба предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты, высока степень неоднородности элиты, конфликтов внутри неё. [2, с. 134]
Система гильдий предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти, так как существует много формальных требований к кандидату: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми. Отбор осуществляется из определённых социальных групп или партий. Система рекрутирования закрытая. Узкий круг руководящих работников партии, корпорации осуществляет отбор кандидатов. Эта система очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание. Но всё же эта система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты. [2, с. 135]
Рекрутирование правящей политической элиты может происходить также путём наследования руководящих позиций в иерархии управления или же занятия политических должностей посредством насильственных действий. Политическая элита может укреплять себя и путём привлечения на управленческие посты наиболее способных представителей из неправящих классов и слоёв. Таким образом, каждая правящая элита использует собственный механизм рекрутирования, который помогает ей интегрировать и реализовать свои политические интересы.
Однако как свидетельствует реальная политическая практика, ни одна из ныне существующих систем ректурирования правящей элиты не может гарантировать её высокий интеллектуальный и профессиональный уровень, её желаемое для общества нравственное качество. [3, с.363]
3. Дайте сравнительный анализ советской и современной российской политических элит по следующим характеристикам:
Характеристика |
Советская политическая элита |
Современная российская политическая элита |
Социальный состав |
Профессиональные революционеры, интеллигенция, специалисты-хозяйственники, рабочие и крестьяне. Номенклатурная элита. Партийная бюрократия, руководство страны(Политбюро и Секретариат ЦК КПСС)-законодательная власть; руководители аппарата ЦК КПСС-исполнительная власть; руководители региональных комитетов КПСС; министры; руководители силовых структур; руководители Советов;дипломаты высокого ранга; руководители молодёжных,профсоюзных, творческих и др.союзов,обществ,организаций. |
Много выходцев из советской номенклатурной элиты; олигархическая элита (лидеры политических партии,бизнесмены,депутаты Федерального Собрания, сотрудники президентской администрации и аппарата правительства). Обновление российской политической элиты началось при Путине В.В. |
Профессиональный и образовательный уровень |
Первоначально в элиту входили выходцы из социальных низов: пролетариата и крестьянства. Закрытый, жёсткий, но профессиональный стиль. Моральные и профессиональные характеристики служащих оценивались в соотношении 30% к 70%. |
Гибкий стиль публичного политика, нередко слабо подготовленного к конкретной упрпвленческой деятельности. Моральные и профессиональные характеристики служащих оцениваются в соотношении 70% к 30%. |
Требования, предъявляемые к входящим в элиту |
Элита была обособленной, закрытой, высоко сплочённой группой, стать членом элиты означало обладание особыми привилегиями. Следовательно и требования к входящим в элиту были высокими. |
Повысились требования к морально-этическим качествам, в связи с открытостью современной элиты. |
Механизмы отбора |
Назначение на ключевые посты осуществлялось исключительно через партию (номенклатурный механизм отбора) |
Выборы. Олигархическая модель элитообразования, связанная с приоритетной ролью финансового капитала и корпоративных кланов в формировании «правящего класса». |
Степени открытости |
Служебно-номенклатурный (закрытый) тип рекрутирования элиты |
Элитный плюрализм (открытый тип) |
Интенсивность циркуляции |
В основном продвижение по вертикали в служебной карьере, в случае отдельных отклонений продвигались по горизонтали. |
В правящей элите существуют различные группировки, между которыми идёт острая борьба за единичное господство, за вытеснение противника из высших эшелонов власти. И, как говорится, «кто кого». |
[1, с.136, 137, 139; 2, с.137, 138; 3, с.365; 5, с.238]
Заключение
Социально-политическая нестабильность общества, трансформации и катаклизмы политической системы, ведущие к смене элит, ещё более усиливают возможность проникновения в правящую элиту морально несостоятельных политиков. Подтверждение этого можно найти в трансформациях политической элиты России в последнее десятилетие XX в. Наверное, можно согласиться с утверждением некоторых западных политологов, что в России намечается тенденция становления авторитаризма. И причины этого не только в неустойчивости позиций российских политических лидеров, но и в сверхбюрократизации политики, широте полномочий президентского аппарата, в «слабости авторитетного давления снизу вверх.
Необходимыми условиями повышения интеллектуального качества и нравственной надёжности политической элиты являются: легитимный путь её формирования свободным волеизъявлением всех граждан; рекрутирование её состава из людей с достаточно большим опытом политического управления; гуманистическая ориентация членов самой элиты на созидательные ценности и самого человека.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.