Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Историческая школа Германии и её представители

Историческая школа Германии и её представители [04.03.09]

Тема: Историческая школа Германии и её представители

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 12.32K | Скачано: 248 | Добавлен 04.03.09 в 13:18 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы


Оглавление:

Введение 2

1. Родоначальники исторической школы Германии 3

2. Основные идеи Ф.Листа в книге «Национальная система политической экономии» 6

3. Молодая (новая) историческая школа и ее представители 8

Заключение 10

Список литературы 11

 

Введение.

В середине XIX в. в Германии, так долго страдавшей из-за отсутствия сильного централизованного государства и грезившей идеями его создания, сулившими мир, прочную безопасность и стабильность экономического развития, возникает новое направление экономической мысли, получившее название исторической школы. Его представители не соглашались с «абстрактными» теориями классической политэкономии, не считали их универсальными, пригодными для всех стран, и прежде всего для Германии.  Кроме того, они полагали, что на развитие народного хозяйства оказывают воздействие не только базисные факторы (экономика и политика), но и такие как географическая среда, особенности географического развития, национальной психологии, культуры и религии. Благодаря им экономика каждой  отдельно взятой  страны развивается по своим собственным, только ей присущим законам.

 

1 Родоначальники исторической школы Германии.

Родоначальниками немецкой исторической школы заслуженно считают Адам Мюллер и Фридрих Лист.

Адам Мюллер (1779 - 1829) в работе «Основы искусства управления государством» (1809) приходит к заключению, что политическая экономия в первую очередь является наукой национальной, поскольку нация – это структурообразующий элемент всей жизни общества, в том числе и экономической. Ей присущи целостность и преемственность развития. Именно нация придаёт экономике чрезвычайно индивидуальный и специфический характер. Экономическая сфера является лишь одной стороной народной жизни, и она должна соответствовать, служить общим, обязательно нравственным целям общества. В свою очередь нравственность представляет собой тот фундамент, на котором  должна выстраиваться экономическая жизнь общества. Причем в этом процессе национальный интерес всегда должен превалировать над личным.

Фридрих Лист (1798 – 1846)  в своем основном труде «Национальная система политической экономии» (1841) сформулировал так  называемые теории производительных сил, экономического прогресса нации в процессе смены устаревших стадий производства новыми, а также обосновал необходимость активной экономической политики государства. Вслед за А.Мюллером  он развивал национальную идею, считая, что нация представляет собой единое целое. Богатство нации накапливается  не путем индивидуальной деятельности людей на основе разделения труда и обмена, а в результате объединения этой деятельности, регулируемой государством. Именно государственная власть призвана координировать, направлять развитие и функционирование всех звеньев народного хозяйства, делая акцент на национальных интересах. Её основной целью должно стать развитие производительных сил. Важную роль при этом играет, по мнению Ф.Листа, так называемое «промышленное воспитание» нации, призванное создавать условия для подъёма производительных сил. Его сутью является игнорирование личных, сугубо эгоистических интересов индивидов для спасения и сохранения нации.

Обычно различают старую и молодую историческую школу. Старую школу представляют Вильгельм Рошер (1817 – 1894), Бруно Гильдебранд и Карл Книлс.

Эта школа сформировалась и ее идеи получили распространение в 1840-1860 гг. Представители этой школы считали, что прежде чем переходить к обобщениям, следует изучить, как возникали и развивались экономические и правовые институты.

В. Рошер – профессор  Геттингенского  университета, автор таких сочинений, как «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода» (1843) и  «Начала народного хозяйства» (в 4-х томах, 1854-1886).  Рошер предлагал дополнить общую концепцию, которую он излагал в весьма гуманном и несколько эклектическом виде, историей эклектического развития. Это своего рода приложение к теоретическому разделу. Он настаивал на необходимости  только эволюционного развития общества, сравнивая всякую потребность  в революционном изменении  с «величайшим несчастьем и нередко смертельным недугом народной жизни». Именно ему принадлежит осуждающее учение классиков аллегорическое изречение о том, что «одного экономического идеала не может быть для народов, точно так же как платье не шьется по одной мерке».

Бруно Гильдебранд (1812 – 1878)- профессор университетов в Марбурге, Цюрихе, Берне и Йене, автор крупной работы «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848), не менее активно, но порой тенденциозно придерживается исторического метода в экономической науке. Он ставит под сомнение существование экономических законов, обосновываемых классиками. Он считал, что политическая экономия призвана изучать процессы экономического развития нации.

 Карл Густав Адольф Книлс  (1821 – 1898)- профессор Фрайбургского  и Гейдельбергского университетов настаивал на приоритете  исторического метода в экономической науке, в том числе со страниц своей книги «Политическая экономия, рассматриваемая с исторической точки зрения» (1853). Он  считал, что экономическая наука способна описывать возникновение и развитие экономических процессов,  но не в состоянии дать адекватные им обобщения.

Между тем главная заслуга представителей  «старой исторической школы» заключается  прежде всего в формировании альтернативных классической школе методологических положений, которых впоследствии придерживались все авторы последующих этапов социально-исторического направления и которые затем легли в основу методологии социально-институционального направления экономической мысли  - американского институционализма.

 

2. Основные идеи Ф.Листа в книге «Национальная система политической экономии».

Ф.Лист опубликовал свой труд будучи широко известным и авторитетным экономистом, к мнению которого прислушивались не только в Германии. Листа интересовала в первую очередь организация и система внешнеэкономических связей, но не сами по себе, а как средство поддержки и защиты молодой германской промышленности.

Основные положения, выдвинутые в Листом в «Национальной системе политической экономии», можно свести к трем.

Первое – теория производительных сил. Считал, что рост общественного богатства достигается не через разрозненную, а через согласованную деятельность людей, которые должны сохранять и умножать произведенное усилиями предшествующих поколений. Истинное богатство заключается в развитии производительных сил, а не в количестве меновых ценностей.

Задача политики – объединить людей, обеспечить экономическое воспитание нации. Это обеспечит подъем производительных сил. Увеличение производительных сил «начинается с отдельной фабрики и затем распространяется до национальной ассоциации».

Второе -  концепция экономического прогресса нации в соответствии с учением Листа о последовательно сменяемых стадиях  производства. Предложенные им стадии достаточно условны: «состояние дикости», «пастушеский быт», «земледельческое», «земледельческо-ремесленное» состояние. В итоге нации переходят в заключительную стадию, в которой гармонично развиваются сельское хозяйство, промышленность и торговля.

Смысл «теории стадий» состоит, в частности, в том, что каждой стадии должна соответствовать присущая ей экономическая политика, направленная на подъем производства, развитие производительных сил нации. Этот тезис направлен против универсальных рецептов классиков: их проповедь свободы торговли отвечала интересам Англии, но противоречила нуждам экономически не окрепшей, политически раздробленной в то время Германии.

Третье – обоснование активной политики государства. Лист писал, что нельзя понять народное хозяйство как органическое целое, если исключить из него государственное хозяйство. Народная экономия становится национальной экономией в том случае, если государство охватывает целую нацию, обладающую самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение. Государственная власть согласует и направляет усилия  отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интересов нации.

Ф.Лист считается основоположником исторической школы, одним  из разработчиков исторического метода в политической экономии.

 

3. Молодая (новая) историческая школа и ее представители.

Традиции «стариков» исторической школы Германии были продолжены и развиты в 70-90-е годы XIX в. Луйо Брентано (1844-1931), Густавом Шмоллером (1838-1917), Карлом Бюхером (1847-1930) и другими представителями данного направления экономической мысли. Идеи молодой школы не только сохраняют преемственность с предшественниками, но и отражают новые реалии, сложившиеся после объединения Германии.

Они выступали прежде всего против марксизма, одержавшего теоретическую победу в рабочем движении. Антимарксистская направленность  составляла главное отличие новой исторической школы от старой, поскольку представители последней полемизировали с английскими классиками и утопическими социалистами.

Шмоллер, Вагнер и Бюхер утверждали, что задачей экономистов является исследование не теоретических построений, а практических проблем развития народного хозяйства страны, изучение влияния на экономические отношения этических, психологических, правовых и политических факторов, выработка конкретных рекомендаций по управлению экономикой страны в соответствии с интересами и потребностями практики.

Заслугой экономистов исторической школы являлось обоснование взаимосвязи между экономическими и социальными отношениями,  внимание к количественному анализу экономических процессов, постановка вопроса о необходимости прикладных исследований с выходом на хозяйственную практику.

Если старая школа выступала против классической политической экономии и утопического социализма, то молодая историческая школа сложилась в борьбе против научного социализма.

Представители «молодой» школы историков не отрицали существования экономических законов, но отмечали, что открыть законы посредством логических обоснований нельзя. Обобщения теоретического характера должны опираться на опыт, факты.

Лидер молодой исторической школы – Л.Брентано писал, «что точное описание даже самых скромных явлений экономической жизни имеет несравненно большую научную ценность, чем остроумнейшие дедукции из эгоизма».

Г.Шмоллер считал, что созданию экономической теории  должно предшествовать конкретно-историческое исследование хозяйственных  индивидов, развития техники, социальных институтов, природных условий.ё

К.Бюхер делил экономическую теорию на три стадии: домашнее хозяйство (без обмена), городское хозяйство, связанное с работой ремесленников на заказ или для близлежащих рынков, и народное хозяйство, где формируется общенациональный рынок при многочисленных посредниках обмена. Он представил концепцию развития народного хозяйства, основанную на «длине пути», который проходит продукт от производителя до потребителя. Его работы содержат уникальные фактические материалы по проблемам средневековых городов, укладу их жизни.

 

Заключение.

Историческая школа расширила проблематику политической экономии. Ее представители выдвинули ряд важных положений, положили начало экономической социологии, показали значение организации, норм права и морали, активизировали статистические исследования.

От традиционного направления представителей исторической школы  отличают специфические взгляды на предмет и метод политической экономии, ее проблематику. У них свои подходы к трактовке основных экономических понятий, к пониманию экономических законов.

«Историки» акцентируют внимание на том, что ни одна общественно-политическая форма не является полностью завершенной; она постоянно совершенствуется, изменяется. Экономические теории, представляющие собой обобщения практики, также не следует абсолютизировать, считать их универсальными, соответствующими условиям каждого национального хозяйства.

Между тем главная заслуга представителей  «старой исторической школы» заключается  прежде всего в формировании альтернативных классической школе методологических положений, которых впоследствии придерживались все авторы последующих этапов социально-исторического направления и которые затем легли в основу методологии социально-институционального направления экономической мысли  - американского институционализма.

 

Список литературы:

  1. История экономических учений: Учебник для вузов/ под ред. проф. В.С. Адвадзе.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2. История экономических учений в вопросах и ответах. С.А. Бартенев.Учебно-методическое пособие.- М.: Юристъ, 2000.
  3. Экономическая теория. Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. –М.: Юрайт-Издат, 2006.
  4. История экономических учений: Учебник для вузов, Я.С. Ядгаров-М.: ИНФРА-М,2000.
  5. История экономических учений. Учебное пособие/ под ред. В.А. Жамина. -М.: Издательство МГУ, 1999
  6. История экономических учений. Учебник/ под ред. С.А. Бартенев.-М.: Экономистъ, 2005.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 12.32K
Скачано: 248
Скачать бесплатно
04.03.09 в 13:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе