Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »
Тема: Историческая школа Германии: оппоненты классической школы
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений
Тип: Контрольная работа | Размер: 15.95K | Скачано: 323 | Добавлен 08.10.11 в 08:55 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2011
Содержание:
Введение 3
1. Родоначальники исторической школы Германии 4
2. Эволюция исторической школы Германии. Основные авторы на этапах эволюции 5
Заключение 12
Список литературы 13
Введение.
В середине XIX в. возникло еще одно альтернативное классической политической экономии направление экономической мысли, получившее название «историческая школа Германии» или, что одно и то же, «немецкая историческая школа».
Эта школа, по сути, олицетворяет не столько историческое, сколько социально-историческое направление, потому что ее авторы, в отличие от классиков, включили в поле исследований политической экономии наряду с экономическими и неэкономические факторы, впервые начав тем самым одновременное рассмотрение в историческом контексте всего многообразия социально-экономических проблем, всей совокупности общественных отношений.
В своей критике немецкие авторы единодушны в том, что классики чрезмерно увлекаются абстракциями и обобщениями и недооценивают значение фактов и наблюдений, связанных с прошлым и настоящим. Они также обвиняют классиков за абсолютизацию принципов экономического либерализма, приверженность некой универсальной экономической науке и узость индивидуалистских доктрин и настаивают на целесообразности исследования реального, а не мнимого изображения конкретной действительности.[1]
Родоначальниками немецкой исторической школы заслуженно считают Адам Мюллер и Фридрих Лист.
Из сочинений Адама Мюллера под названием «Основы искусства управления государством» (1809) и Фридриха Листа под названием «Национальная система политической экономии» (1841), сводится к таким положениям, как:
- особая и значительная роль для экономической науки исторического метода;
- характеристика политической экономии не как универсальной, а национальной науки;
- учет влияния на национальное хозяйство не только экономических, но и природно-географических, национально-исторических и других неэкономических предпосылок;
- признание общественного интереса нации выше личного интереса индивидуума.
Экономические воззрения А.Мюллера и Ф.Листа близки друг другу в тех аспектах, в которых оба они критикуют классиков за их абстракции и либерализм, ратуют за сохранение протекционизма в хозяйственной политике государства и явно преувеличивают роль исторического метода анализа в экономической науке. В то же время их взгляды существенно расходятся, когда речь идет об идеале общественного устройства и роли экономической науки в его достижении.
Так, А.Мюллер склоняется к идеализации хозяйственных отношений времен средневековья, потому что принципы экономического либерализма, на его взгляд, не могут соответствовать национальным, в том числе хозяйственным, традициям континентальных стран. Он убежден, что исключительно благодаря авторитету А.Смита на родине этого ученого – в островном государстве Англии смогли укорениться идеи ничем не ограниченной свободной торговли и конкуренции.
В свою очередь Ф.Лист, в отличие от А.Мюллера, принимает некоторые теоретические положения классиков, особенно в части поступательного развития общества и целесообразности ускорения научно-технического прогресса. Однако подход классиков к экономической науке, по его мнению, носит слишком узкий и поверхностный характер, поскольку они не учитывают важную роль государства в национальной экономике, а также влияние на хозяйство исторических корней нации и ее культуры. Далее он не исключает и возможности повсеместного принятия принципов экономического либерализма, но при условии достижения странами одинаково высокой стадии экономического развития.
В процессе эволюции исторической школы Германии в экономической литературе выделяют обычно три этапа:
Первый этап охватывает период 40-60-х гг. XIX в. и получил название «Старая историческая школа»; основные авторы этого этапа В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс.
Второй этап приходится на 70-90-е годы XIXв. называется «Новая историческая школа»; основные авторы – Л.Брентано, Г.Шмоллер, К.Бюхер.
Третий этап имел место в течение первой трети XXв. под названием «Новейшая историческая школа»; основные авторы – В.Зомбарт, М.Вебер, А.Шпитхоф.
Значение «Старой исторической школы» по сравнению с другими этапами в развитии социально-исторического направления экономической мысли следует выделить особо ввиду того, что авторы этого этапа, будучи родоначальниками немецкой исторической школы, внесли наиболее весомый вклад в формирование ее основных научных ценностей. Например, Вильгельм Рошер (1817-1894) – профессор Геттингенского университета, автор таких сочинений, как «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода» и «Начала народного хозяйства» настаивал на необходимости только эволюционного развития общества, сравнивая всякую потребность в революционном изменении с «величайшим несчастьем и нередко смертельным недугом народной жизни». Именно ему принадлежит осуждающее учение классиков аллегорическое изречение о том, что «одного экономического идеала не может быть для народов, точно так же как платье не шьется по одной мерке».
Другой родоначальник старой исторической школы профессор университетов в Марбурге, Цюрихе, Берне и Йене Бруно Гильдебранд (1812-1878), автор крупной работы «Политическая экономия настоящего и будущего», не менее активно придерживается исторического метода в экономической науке. Он ставит под сомнение существование экономических законов, обосновываемых классиками. Он считал, что политическая экономия призвана изучать процессы экономического развития нации.
Еще один из родоначальников школы профессор Фрайбургского и Гейдельбергского университетов Карл Густав Адольф Книс (1821-1898) настаивал на приоритете исторического метода в экономической науке, в том числе со страниц своей книги «Политическая экономия, рассматриваемая с исторической точки зрения». Он считал, что экономическая наука способна описывать возникновение и развитие экономических процессов, но не в состоянии дать адекватные им обобщения.
Этими работами впервые были обозначены принципы и сформированы основные научные ценности данного направления экономической мысли. Они сводились к следующему:
Руководствуясь данными принципами, В.Рошер рассматривал политическую экономию как науку о социальном хозяйстве, доказывая, что не может быть одного экономического идеала для всех народов. Он призывал изучать сначала природу народа, его хозяйственные потребности, затем рассматривать учреждения, способствующие удовлетворению его потребностей, и только после этого анализировать его успехи и неудачи. Рошер решительно выступал против всякого революционного преобразования общества. Он объяснял хозяйственные явления путем поиска исторических аналогий, а стимулом экономического развития считал неравномерность распределения доходов в обществе.
Особенностью творчества двух других выдающихся экономистов и статистиков – Б. Гильдебранда и К. Книса – являлось то, что первый, разделяя взгляды В. Рошера, отрицал эксплуататорскую природу капитализма, а второй – защищал тезис о вечности капиталистического строя.
Идеи молодой школы не только сохраняют преемственность с предшественниками, но и отражают новые реалии, сложившиеся после объединения Германии. Комплекс основных методологических идей школы можно представить следующим образом.
При анализе экономических процессов учитываются правовые основы общества и система институтов государственного управления, однако по-прежнему делается акцент на нравственных аспектах. Теоретические обобщения возможны, но только в результате исследования конкретного исторического опыта народов и сравнительного изучения реальных фактов их исторического развития. Тем не менее, в центре внимания должны все же находиться практические проблемы, например изучение процессов формирования хозяйственных систем на разных стадиях становления человеческого общества, поскольку это может помочь в решении текущих вопросов. В результате практических исследований выделяются три важных сферы экономической практики: 1) частное хозяйство; 2) государственное хозяйство; 3) хозяйство харитативное (благотворительность). Отвергаются методы математических исследований в экономике; и наоборот, в экономические исследования включаются различные дисциплины гуманитарного цикла: история, этика, право, этнография, психология. Провозглашается политика активного вмешательства государства в экономическую жизнь нации как гаранта правопорядка и построения преуспевающего общества; в его функции включались: развитие путей сообщения, организация всевозможных кооперативов и различных форм взаимопомощи рабочим, покровительство инвалидам и старикам, поддержание физического и нравственного здоровья народа и т.д. (т.е. согласование форм хозяйства с этическими представлениями).
Лидер молодой исторической школы – Л. Брентано писал, что «точное описание даже самых скромных явлений экономической жизни имеет несравненно большую научную ценность, чем остроумнейшие дедукции из эгоизма»[3].
Г. Шмоллер настаивал на том, что народное хозяйство принадлежит миру культуры и потому характеризуется общностью языка, обычаев, истории. Он считал, что созданию экономической теории должно предшествовать конкретно- историческое исследование хозяйственных индивидов, развития техники, социальных институтов, природных условий.
К. Бюхер представил концепцию развития народного хозяйства, основанную на «длине пути», который проходит продукт от производителя до потребителя. Его работы содержат уникальные фактические материалы по проблемам средневековых городов, укладу их жизни.
Позиции авторов новейшей исторической школы можно сформулировать следующим образом:
Работы В. Зомбарта имели ярко выраженный националистический характер и антисемитскую окрашенность, постепенно эволюционируя к идеологии фашизма. Исследуя развитие капитализма в Европе, ученый пришел к выводу, что капиталистический уклад возник в недрах западноевропейской цивилизации, которая несет в себе как дух предпринимательства, так и дух мещанства. Человек должен обладать качествами завоевателя, т.е. волей, упорством и энергией; организатора, способностью оценивать людей, заставлять их трудиться и координировать их деятельность, и торговца, т.е. умением возбуждать интерес к своей продукции, внушать доверие. И в то же время индивид должен обладать хозяйственностью, осторожностью, бережливостью, верностью слову, отличаться аккуратным ведением отчетных документов и пр.
М. Вебер считает, что своим появлением на свет капитализм обязан религиозным учениям эпохи Реформации – лютеранству и кальвинизму. По концепции Жана Кальвина о предопределении судьбы человека по воле Божией, доказательством его избранности является успех на профессиональном поприще, а неудачи – следствие отверженности. В то же время экономический успех во многом зависит от личного усердия и воли. Ведь цель каждого верующего состоит не только в соединении с Богом в Царствии небесном, но и в труде, и в приумножении благ во славу Господа здесь, на Земле. Отсюда каждый должен много и хорошо работать.
Мартин Лютер считал, что вера – это внутреннее состояние человека, а спасение даруется самим Богом. Любой без вмешательства посредников может и должен слушать волю Господню. Профессиональное призвание также Божье веление, а деятельность человека – исполнение религиозного долга.
Подобные воззрения, утверждал М. Вебер, самым непосредственным образом влияли на складывание особой капиталистической хозяйственной этики, способствуя утверждению не только добропорядочности и умеренности, бережливости и накопительства, но и тенденции стабильного роста и развития. Следовательно, идеи, господствующие в обществе, являются непосредственной основой его экономической организации.[5]
Заключение.
Историческая школа расширила проблематику политической экономии. Ее представители выдвинули ряд важных положений, положили начало экономической социологии, показали значение организации, норм права и морали, активизировали статистические исследования.
От традиционного направления представителей исторической школы отличают специфические взгляды на предмет и метод политической экономии, ее проблематику. У них свои подходы к трактовке основных экономических понятий, к пониманию экономических законов.
«Историки» акцентируют внимание на том, что ни одна общественно-политическая форма не является полностью завершенной; она постоянно совершенствуется, изменяется. Экономические теории, представляющие собой обобщения практики, также не следует абсолютизировать, считать их универсальными, соответствующими условиям каждого национального хозяйства.
Между тем главная заслуга представителей «старой исторической школы» заключается прежде всего в формировании альтернативных классической школе методологических положений, которых впоследствии придерживались все авторы последующих этапов социально-исторического направления и которые затем легли в основу методологии социально-институционального направления экономической мысли - американского институционализма.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.