Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по менеджменту »

Понятие менеджмента. Возникновение и развитие управления

Понятие менеджмента. Возникновение и развитие управления [22.05.17]

Тема: Понятие менеджмента. Возникновение и развитие управления

Раздел: Бесплатные рефераты по менеджменту

Тип: Реферат | Размер: 26.51K | Скачано: 289 | Добавлен 22.05.17 в 22:57 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Содержание

1.    Понятие менеджмента………………………………..2

2.    Возникновение и развитие управления……………...5

3.    Список использованной литературы………………..12

 

1.Понятие менеджмента.

Менеджмент как особая категория и самостоятельная область исследования сложилась в ХХ в., являясь в настоящее время самостоятельной областью научного знания. Как и любая наука, менеджмент обладает собственными особенностями зарождения, развития, предметом, объектом и методами исследования. Управленческая мысль развивалась одновременно с эволюцией человеческого общества и изменением экономических, общественно-политических и производственных отношений. Менеджмент- это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы, поведения других людей. Менеджмент-функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разных организациях. Менеджмент-это область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Менеджмент -это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Древнегреческая цивилизация привнесла огромный вклад в развитие науки об управлении. Например, основы регулирования и управления домашним хозяйством, полисом, товарно-денежными отношениями. В древнегреческой мысли можно найти истоки современного понятия «философия менеджмента», отражающего видение, стратегию развития организации, организационную культуру. Древнегреческий рынок учитывал интересы не только богатых горожан, но и ориентировался на горожан со средним уровнем доходов. Некоторые принципы древнегреческой деловой этики (честность, труд) стали основой протестантской этики, на которой базируется западноевропейская и американская современная капиталистическая цивилизация. В Древней Греции существовало явление, которое мы сегодня называем партисипативный менеджмент. Такой стиль управления практикуется сегодня во многих предпринимательских структурах как США, Западной Европы, так и на Востоке, однако в Греции он был естественным, а сегодня требует специально разработанных программ, внедрения, специфических решений высшего руководства. Другая цивилизация — Римская Империя — создала совершенный образец централизованного, регламентированного управления: римская католическая церковь успешно функционирует до настоящего времени. Как отдельная область знаний менеджмент появился среди собственников-управленцев, т.е. ее возникновение было обусловлено необходимостью в разработке методов и принципов управления конкретными предприятиями, а не государства.

Менеджмент получил настоящее развитие и становление в крупнейших корпорациях. Бурное развитие менеджмента как науки в индустриальный ХХ в. опиралось на решение практических задач, стоящих перед собственниками и управленцами, а именно — повышения эффективности деятельности организаций и производительности труда персонала. К настоящему времени менеджмент представляет собой тесно взаимосвязанное сочетание практической деятельности (управление социально-экономическими системами — предпринимательскими структурами в любой организационной форме — фирмами, компаниями, корпорациями, конгломератами и др., для достижения четко определенной цели и полезного результата) и научного знания (эмпирического — управленческий опыт, и теоретического — различные концепции и модели управления). Современный менеджмент как наука носит явно выраженный междисциплинарный характер: в нем присутствуют элементы социологии, психологии, общей теории систем, математики, макро- и микроэкономики, экономики предприятия, теории организации и т.д. Объектом менеджмента является любая социально-экономическая система, поддающаяся управляющему воздействию, вне зависимости от форм собственности, размеров и сферы деятельности.

Предметная область менеджмента — это процесс управления предпринимательскими структурами как социально-экономическими системами. Отличительными чертами менеджмента как науки являются:

• преемственность, т.е. основные модели, концепции управления предпринимательскими структурами опираются на опыт и прошлые научные достижения;

• наличие собственных методов исследования: – общенаучные: математическое и экономическое моделирование, эмпирические методы, методы системного и систем-синергетического подхода, ситуационный подход, методы социологических исследований и др. – специфические: методы реализации основных функций менеджмента, управления подсистемами предпринимательских структур и др.)

• научная обоснованность и объективность знания, т.е. полученные в ходе исследований знания могут быть воспроизведены при создании соответствующих условий любым субъектом. Изменение общественной организации и производственных отношений в обществе обусловило изменение и в управленческой мысли, т.е. в основных взглядах и методах организации производства материального продукта и услуг, реализации, товарообмена, товарно- денежных отношениях на рынке.

 

2.Возникновение и развитие управления.

В целом можно выделить шесть основных периодов развития управленческой мысли:

1. Первый период — Древний мир.

2. Второй период — Средневековье (приблизительно V — середина XII вв.) и Эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.).

3. Третий период — доиндустриальная эпоха (приблизительно середина XVI — середина XVIII вв.).

4. Четвертый период — начало индустриальной эпохи (приблизительно XVIII–XIX вв.).

5. Пятый период развития управленческой мысли: индустриальная эпоха (приблизительно конец XIX — 80-е гг. XX в.).

6. Шестой период — постиндустриальная (, сетевая) эпоха (80-е годы ХХ в. — настоящее время).

А историю управления можно разделить условно на два периода:

1) практика управления;

2) научная дисциплина.

Фактически первый период длился до начала ХХ в., т.е. управление существовало всегда, но его характер и структура сильно отличались от сегодняшнего.

Основным условием возникновения и развития управления, как в первом (практика управления), так и во втором периоде (выделение менеджмента в профессию), является общественное разделение труда, требующее координации усилий людей различных профессий для организации с целью эффективного достижения общей цели. Основным фактором возникновения и развития менеджмента, безусловно, является стремление обеспечить желаемый уровень управляемости организации как системы, в которой должна быть обеспечена необходимая теснота связей управляющих и управляемых. Так, в Московском государстве XVII века у городских казаков и стрельцов, имевших сотенную организацию, существовала низшая руководящая должность десятника. Следом в иерархии шли пятидесятники и сотники. При этом командная должность сотника существовала в русской армии с IX по XIX в. В 1550 г. царь Иван Грозный для совершенствования системы управления государством принял решение отобрать «лучшую тысячу» и привлечь лучших управленцев на государственную службу выдачей вотчинных земель. И в 1552 г. была составлена Дворцовая тетрадь, куда были вписаны 4000 человек, приближенных ко двору, для управления государством.

В хозяйственной жизни должность десятника означала руководство партией рабочих, состав которой зависел от сложности рода работ. Так, если при производстве земельных работ под началом десятника могло быть и более ста рабочих, то при производстве работ по строительству кораблей под началом десятника было не более десяти рабочих. К десятнику уже предъявлялись требования современного менеджера. Во-первых, он должен был хорошо знать тонкости конкретного ремесла. Не случайно десятников обычно назначали из числа опытных рабочих, отличающихся знанием дела. Во многом именно это качество определяло авторитет десятника. Во-вторых, десятник должен был хорошо знать индивидуальные способности каждого своего рабочего, поскольку на нем лежала обязанность распределять рабочих наилучшим образом для максимального успеха работ. При этом десятник более сложные индивидуальные задания давал рабочим «первой руки» (мастерам), а более простые — «второй руки» (подмастерьям). В-третьих, десятник должен был владеть общей грамотностью, поскольку именно он ведет первичный учет отработанных каждым рабочим дням и осуществляет расчет с рабочими, находящимися на условиях сдельной оплаты труда, принимая их работу. В-четвертых, десятник, помимо хорошего поведения, должен обладать сметливостью, то есть умением оперативно принимать верные решения в сложных (нештатных) условиях, и стремлением вместе с практическими сведениями, приобретаемыми непосредственно на работах, получать более систематические теоретические знания как по своему ремеслу и смежным специальностям, так и по управлению в целом. Именно последнее обстоятельство явилось своеобразным мостиком от чистой практики управления к управлению как науке. Основные причины превращения управления в науку: промышленная революция конца XIX в. в Великобритании, Франции и Германии, в результате которой появились гигантские монополии, работа в которых требовала организации и координации действий. Однако следует признать, что менеджмент как наука и практика управления, как вид профессиональной деятельности зародился в США. Причины такого парадокса заключаются в следующем. Во-первых, в конце XIX в. в США иммигрировало большое число людей. Увеличение населения означало повышение потребительского спроса: новоприбывшим потребовались товары и услуги. В связи с этим резко усложнился бизнес, возникла необходимость в создании больших предприятий, которые бы могли быстро насыщать рынок товарами. В этих условиях и возникла потребность в высококлассных специалистах, способных управлять разрастающимися структурами бизнеса. Во-вторых, США поддерживает идею образования для всех работников. В результате появляется много высокообразованных и способных специалистов, способных заниматься сложными видами деятельности. В-третьих, в США по сравнению со странами Европы государственное регулирование бизнеса не было доминирующим. Следовательно, размеры предприятий быстро росли, и задача централизованного управления возникала сама собой. Иными словами, именно практика потребовала больше внимания уделять управлению, показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении. Согласно Американской энциклопедии профессионального менеджмента, начало управления как науки было положено в 1886 г., когда бизнесмен Гентри Р. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». В этом докладе автор обращал внимание на то, что инженер на производстве должен не только делать расчеты, проводить эксперименты и формировать технические решения. Он должен понимать, в какие экономические затраты выльется та или иная идея, какие организационные проблемы придется решать, какой эффект можно ожидать от реализации этой идеи на рынке и т.д. Таким образом, инженер должен обладать не только техническими знаниями, но и знаниями экономики, а также психологии и др. наук, чтобы эффективно управлять производственными процессами. При этом стоит обратить внимание на то, что экономические знания, знания в области управления Г. Таун предлагал как дополнительные к уже и имеющемуся инженерному образованию. Этот доклад произвел большое впечатление на Ф. Тейлора, 30-летнего американца, работавшего тогда инженером и активно боровшегося с нерациональными трудозатратами. Под впечатлением доклада Г. Тауна Ф. Тейлор стал активно пропагандировать «научное управление», писать статьи. Впоследствии Тейлор преподавал в университете, написал две книги: «Цеховой менеджмент», «Принципы научного управления». Основное внимание он уделял цеховому уровню управления и совершенствованию приемов ручного труда, включая методы контроля точности размеров с помощью калибров. Лучшим способом управления Тейлор считал не просто принцип «инициатива–поощрение», а единство четырех принципов:

—  выработка научных основ производства;

— научный подбор рабочих;

— научное обучение и тренировка рабочих;

— тесное дружественное сотрудничество администрации с рабочими.

Особое внимание было уделено: хронометражу, рационализации приемов ручного труда, системе точных заданий, стандартизации орудий и инструментов, введению инструкционных карточек для рабочих. Развивая принцип «инициатива–поощрение», Ф. Тейлор усовершенствовал древний принцип «кнута и пряника», предложив оплачивать труд в зависимости от производительности труда работников. Таким образом, считается, что Тейлор первым сумел ответить (хотя и всего лишь на цеховом уровне) на назревшую общественную потребность в применении научно обоснованных методов управления. Основными условиями и факторами возникновения и развития менеджмента как науки и практики управления явились:

— объективные изменения, происходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека;

— развитие управленческой мысли;

— общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления исторических фактов на каждом из этапов развития;

— структурирование исторических тенденций как потребностей развития будущего.

Конец XIX — начало XX в. ознаменовались выдающимися открытиями в области физики и химии, биологии и психологии. Этот период ознаменовался и колоссальным по масштабам внедрением научных открытий в практику промышленности, включая изобретение радио, электрификацию, развитие авиации и автомобилестроения, промышленной химии и многих других направлений. Все это и предопределило актуальность общественной потребности в применении научно обоснованных методов управления.

Концепция научного управления получила развитие в США в 1900-е годы. Ее основоположник Фредерик У. Тейлор, с книги которого «Принципы научного управления» началось признание менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. По словам Ф. Тейлора: «Научный менеджмент — искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом». Ф. Тейлор и его современники (Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт) сформулировали важный вывод о том, что работа в области управления — самостоятельная специальность; и фирма в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. В разработанной ими концепции научного управления указывается, что точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы и в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей.

Эффективность деятельности предприятий различных форм собственности обусловливается в большей степени уровнем развития рыночных отношений, т.е. рыночной структурой и уровнем конкуренции. Повышение эффективности процесса управления невозможно без углубленного и всестороннего изучения истории менеджмента, изучения эволюции среды, в которой складывались те или иные подходы к управлению предприятием. В качестве основных этапов развития управленческой мысли можно выделить:

(1) период развития управленческой мысли в Древнем Мире;

(2) период развития в эпоху Средневековья и Возрождения;

(3) период развития в доиндустриальную эпоху;

(4) период развития на начальном этапе индустриальной эпохи;

(5) период развития в индустриальную эпоху;

(6) период развития в постиндустриальную эпоху. Каждый из этих периодов отличается особым культурным и философским, экономическим и социальным фоном, формирующим особенности подходов, методов и средств управления микроэкономическими объектами. Отличительной чертой функционирования современного мирового хозяйства становится глобализация, которая носит всеобщий характер и охватывает не только сферу экономики, но и все сферы общественной жизни.

Несомненно наиболее существенные сдвиги происходят в сферах производства, коммуникаций и торговли. Эти процессы превращают мировую экономику в целостный глобальный организм, объединяемый международным разделением труда, крупными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и общемировой информационной сетью. Экономическое измерение глобализации включает многократно возросшие за последние десятилетия межрегиональные потоки товаров и услуг, капитала, труда и информации, а также интернационализацию производственных процессов вплоть до международного разделения отдельных технологических операций.

Международные экономические связи становятся основой существования всех составных частей мирового хозяйства: национальных хозяйств, их основных экономических комплексов, и отдельных субъектов хозяйствования на территории национальных экономик. Их тесные экономические связи и зависимость свидетельствуют о том, что ни одна национальная экономика не может развиваться эффективно без активного участия в мирохозяйственных процессах. Отечественная экономика, будучи открытой, становится все более зависимой от процессов, происходящих в мировом хозяйстве. Вхождение России в мировую систему разделения труда, систему распределения природных ресурсов можно рассматривать и как положительный, и как отрицательный факт. По многим показателям Россия достигла или приближается к критическим отметкам, позволяющим характеризовать ее экономику, как опасно зависимую, находящуюся за чертой экономической, технологической и продовольственной безопасности. Воздействие глобализации на функционирование экономических систем носит крайне противоречивый характер, так как она воскрешает старые и порождает новые общественные, экономические противоречия и международные конфликты. Процессы глобализации бизнес-процессов, выстраивания мировой финансовой системы в новых условиях соседствуют с такими важными изменениями, как стирание грани между бизнесом в сфере производства и бизнесом в сфере оказания услуг, изменение традиционных взаимоотношений между продавцом и покупателем, существенное возрастание роли интеллектуального капитала, изменение форм и методов конкурентной борьбы, формирование так называемого массового производства на заказ. Эти особенности развития мировой и отечественной экономик требуют выработки новых подходов, методов и средств эффективного управления, обеспечивающего решение задачи устойчивого развития организаций.

 

Список использованной литературы

  1. Менеджмент /  Учебное пособие – М.: КНОРУС ,2014.- 496 с.
  2. Егоршин А. П. Основы менеджмента/ Учебник – М.: ИНФРА-М , 2015.-350 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 26.51K
Скачано: 289
Скачать бесплатно
22.05.17 в 22:57 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе