Studrb.ru банк рефератов

Главная » Бесплатные рефераты » Рефераты по мировой экономике »

Контрольная работа: Бюджетная система

Бюджетная система [21.12.08]

Тема: Бюджетная система

Раздел: Рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 48.65K | Скачано: 69 | Добавлен 21.12.08 в 20:04 | Рейтинг: +11 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2008


ПЛАН РАБОТЫ:

Введение 3

1. Экономическая сущность и содержание бюджета 4

2. Бюджетное устройство и бюджетная система 8

3. Основы бюджетного устройства Российской Федерации 10

4. Функции и роль бюджетной системы 15

Заключение 18

Тесты 19

Используемая литература 24

 

Введение

Одним из важнейших институтов государства является бюджет­ная система. На протяжении тысячелетий существования госу­дарств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систе­му, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, ба­рометр его экономического и социального состояния и полити­ческого положения. И как бы ни доказывали сторонники пер­венства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможно­стей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулиро­вания экономики.

 

1.  Экономическая сущность и содержание бюджета.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регу­лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом исто­рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон­дов денежных средств.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные вла­сти получают финансовые ресурсы для содержания государст­венного аппарата, армии, осуществления социальных мероприя­тий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения го­сударством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономиче­скую возможность осуществления властных полномочий. Бюд­жет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутрен­него валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как эконо­мическую категорию, которая выражает определенные экономи­ческие отношения. Бюджет — категория свойственная различ­ным отношениям. Его возникновение и развитие связано с за­рождением и формированием государства. Государство исполь­зует бюджет в качестве одного из основных инструментов обес­печения как непосредственно своей деятельности, так и важ­нейшего элемента проведения экономической и социальной по­литики.

Как экономическая категория бюджетные отношения явля­ются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

  1. Распределительная функция бюджета проявляется через фор­мирование и использование централизованных фондов денеж­ных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономи­ческие отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом эко­номические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвя­занные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

2) В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмезд­ном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной вла­сти Российской Федерации, органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит принуди­тельное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в про­цессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый ха­рактер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее пер­вичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспреде­ления уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом опре­деляется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уров­нем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансо­вое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправ­ления.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят тран­зитный характер. В бюджете только определяются размеры бюд­жетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субси­дии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предостав­ляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Струк­тура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредст­венно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

  1. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фондыдля финансированияпотребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через государственный бюджет происходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые в свою очередь являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал страны.

  1. Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязатель­ность государственного контроля за поступлением и использо­ванием бюджетных средств.

 

2. Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюдже­тов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюд­жетная система.

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, адми­нистративно-территориальных образований, самостоятельных в бюд­жетном отношении государственных учреждений и фондов, основан­ная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система — главное звено финансовой системы государства.

Основы бюджетного устройства определяются формой госу­дарственного устройства страны, действующими в ней основны­ми законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По сте­пени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделя­ются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство — это форма госу­дарственного устройства, при которой государственные образо­вания или административно-территориальные образования, вхо­дящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и со­стоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения поли­тических или военных целей. Бюджет такого государства фор­мируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное уст­ройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на феде­ральном государственном устройстве.

 

3. Основы бюджетного устройства Российской Федерации

 

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федера­тивной республики, субъектами Федерации которой являются рес­публики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюд­жетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Россий­ской Федерации состоит из трех уровней:

• федерального бюджета и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов;

• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

• местных бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета).

Схему консолидированного бюджета Российской Федерации иллюстрирует рис. 2.1.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Фе­дерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджета субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в ре­гиональные бюджета.

 

Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие:

•  единство бюджетной системы;

•  разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

•  самостоятельность бюджетов разных уровней;

•  полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

•  сбалансированность бюджета;

•  эффективность и экономность использования бюджетных средств;

•  общее покрытие расходов бюджета;

•  гласность;

•  достоверность бюджета;

•  адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюд­жетного законодательства, а также единый порядок финансиро­вания расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве­дения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, ре­гиональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Феде­рации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов:

1) право законодательных (представительных) органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджетов каж­дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже­тов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расхо­дования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финан­сирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен­ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже­тов государственных внебюджетных фондов означает, что все до­ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюд­жетных фондов и иные обязательные поступления подлежат от­ражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государ­ственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюд­жетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Рос­сийской Федерации.

5. Сбалансированность бюджета — каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом рас­ходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюдже­та и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с ис­пользованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюд­жета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюдже­тов, а также доступность иных сведений по решению законода­тельных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотре­ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодатель­ного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств — бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

4. Функции и роль бюджетной системы.

 

Как неоднократно показывалось выше, бюджетная система государства является чрезвычайно важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые ею функции:

Необходимо заметить, что понятия приоритетной функции бюджетной системы не существует – каждое государство самостоятельно выбирает доминирующие статью расходов исходя из конкретной экономико-политической ситуации. Однако в любом случае конкретное решение не оказывает влияния на роль бюджетной системы в стране.

Роль бюджетной системы, в особенности расходной части бюджета, невероятно важна не только в странах с плановой экономикой. Развитые капиталистические страны уделяют бюджетной системе большое внимание как чрезвычайно мощному механизму распределения (и перераспределения) национального богатства. Посредством БС государство может устанавливать приоритеты развития даже не экономики, а общества в целом.

 

Заключение

 

Итак, бюджетное устройство определяет не только организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны,  но и регулирует взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюдже­тов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Что касается государственной бюджетной системы Российской Федерации, то она является  чрезвычайно многогранным механизмом реализации основных функций государства, принцип работы которых еще требует доработок.

 

Тесты.

  1. В чем особенность добровольного страхования?

а) осуществляется в связи с действием

б) осуществляется любыми страховщиками и страхователями

в) не зависит от возникновения ущерба

г) производится на основе закона и договора между страховщиком и страхователем

Ответ: г.

 

  1. В какой из классификаций федерального бюджета выделяется раздел «Государственное управление»?

а) экономическая

б) ведомственная

в) бюджетное финансирование

г) бюджетные потоки

Ответ: б.

 

  1. при помощи чего осуществляются расходы бюджета?

а) бюджетные резервы

б) бюджетные субвенции

в) бюджетное финансирование

г)  бюджетные потоки

Ответ: а

 

  1. Какие налоги и сборы полностью поступают в федеральный бюджет?

а) налог на прибыль

б) налог на имущество предприятий

в) таможенные пошлины

г) налог на доходы физических лиц

Ответ:  в    

 

  1. Из какого бюджета осуществляются расходы на национальную оборону?

а) из всех бюджетов

б) из региональных бюджетов

в) из местных бюджетов

г) из федерального бюджета

Ответ: г.

 

  1. Определить налоговую систему можно как…

а) совокупность всех действующих налогов

б) принципы, формы и методы установления, изменения и отмены уплаты налогов

в) система органов налогового контроля

г) совокупность действующих в стране бюджетов

Ответ: а, б

 

Практическое задание

 

  1. Рассчитайте по данным таблицы удельный вес каждого из налогов в налоговых доходах в целом, а также каждого из налогов в отдельности и налоговых доходов в целом относительно ВВП. Кроме того, рассчитайте темпы прироста указанных в строке показателей. Вставьте полученные данные в таблицу для дальнейшего анализа.
  2. Проведите сравнительный анализ темпов прироста обозначенных в таблице налогов и налоговых доходов бюджета в целом.
  3. Оцените изменения доли налоговых доходов относительно ВВП.
  4. Сравните динамику (темпы прироста) налоговых доходов в целом и по отдельным статьям с динамикой ВВП.
  5. Дополните анализ в пп. 3 и 4 сопоставлением с инфляцией для получения реальных показателей изменения значения государства в ВВП.
  6. Обоснуйте окончательный вывод об уровне развития национальной хозяйственной системы , об изменении фискальных функций государства и " возможных тенденциях развития государственных финансов.

Ход выполнения задания:

  1. По данным таблицы рассчитан удельный вес каждого из налогов в налоговых доходах (сумма отдельного налога / сумму налогов в целом * 100%), а также налогов в целом относительно ВВП (сумма налогов в целом / сумму ВВП *100%). Также рассчитаны темпы прироста каждого из показателей по отношению к 1999 г. (Сумма показателя данного года / сумма показателя в базисном году * 100% - 100%).
  2. Удельный вес косвенных налогов в налоговых доходах в целом с каждым годом уменьшается: НДС – с 57,3 в 1999 г . до 10 % в 2002 г. , акцизы с 32,9 до 6,4, таможенные пошлины с 15,2 до 7,6. Из чего следует, что с одной стороны удельный вес косвенных налогов уменьшается, а с другой- доля прямых налогов (подо­ходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций, налог на имущество) увеличивается.
  3. Прирост НДС и акциз определен со знаком " – "вплоть до 2003 г. Сумма этих налогов постоянно и весьма резко снижалась. В 2000г по отношению к 1999 г. прирост составил -13,4%, в 2001 г. уже-37%, а в 2002 г. даже -49,5%. В это же время таможенные пошлины определены со знаком " +", хотя в 2000-2001 гг. имела место тенденция к снижению с 11,7 до 10,3. Однако уже в 2002 г. прирост таможенных пошлин резко возрос до 43,6% (!). Таким образом, в то время как НДС и акцизы терпят обвальное падение, таможенные пошлины растут. В целом же налоговые доходы выросли в 2000 г. на 12,6%, в 2001 г. на 86,1, в 2002 г. на 188,4% по отношению к 1999 г. То есть налоговое бремя увеличилось, но за счет увеличения прямых налогов и таможенных пошлин.

Что касается ВВП, то его положительный прирост состоялся только в 2002 г. (по отношению к 1999 г.) и составил 37,5%.

  1. Удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает более чем в 2 раза с 15% в 1999 г. до 31,4 в 2002 г. Что говорит об увеличении доли государства в макроэкономике.
  2. Сравним динамику налоговых доходов с динамикой ВВП: в 2000 и 2001 гг. несмотря на прирост налоговых доходов в целом (по отношению к 1999 г.) прирост ВВП отрицательный, что говорит о том, что доходы бюджета не покрывали затрат, фискальная политика государства проводилась неэффективно. Только в 2002 г. при достаточно высоком приросте налоговых доходов (188,4%) прирост ВВП составил уже 37,5% по отношению к 1999г., то есть проводимая государством политика начала набирать обороты и как следствие работать более эффективно. Однако с учетом инфляции получаем: в 2000 г. прирост налогов в целом составит всего 0,6 % в том числе прирост таможенных пошлин сойдет на нет, а НДС и акцизы продолжат еще более снижаться. Такая же ситуация и в2001 г., а вот уже в 2002 г. – прирост налоговсоставит 177,4 (к 1999 г.) и прирост ВВП остановится на 26,5%.
  3. Таким образом,весомые изменения в положительную сторону наметились лишь в 2002, так как окончательно установился положительный прирост ВВП (даже с учетом инфляции). Изменения в фискальной политике государствапроизошли в сторону увеличения доли прямых налогов и резкого снижения доли косвенных (НДС и акциз). В целом же доля налоговых поступлений в ВВП выросла к 2002 г. по сравнению с 1999 г. в 2 раза. В результате доля государства в национальной экономике увеличилась, ипрослеживается дальнейшаятенденция к увеличению ВВП, что свидетельствует о повышенииэффективности функционирования фискальной политики и финансов.

 

Используемая литература

  1. -правовая  система  «Консультант Плюс».
  2. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). Под ред. проф. А.Н. Козырина. М.: Экар. 2004 -586 с.
  3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. проф. О.В.Врублевской. – М.: Юрайт, 2004.
  4. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. д.э.н., проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт, 2004. – 560.
  5. Финансы, денежное обращение, кредит: учебник для вузов / под ред. проф. Г.Б. Поляка. – 2-ое изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 512 с.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

+11
Размер: 48.65K
Скачано: 69
Скачать бесплатно
21.12.08 в 20:04 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы