Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »

Мировой экономический кризис (1929-1933гг.)

Мировой экономический кризис (1929-1933гг.) [27.09.09]

Тема: Мировой экономический кризис (1929-1933гг.)

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.70K | Скачано: 340 | Добавлен 27.09.09 в 17:53 | Рейтинг: +19 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2009


Содержание:

Введение 3

1. Причины и содержание мирового экономического
кризиса 1929 – 1933 годов 4

2. Варианты выхода из «Великой депрессии» 8

3. Экономическое положение ведущих стран в конце 30-х годов 14

Заключение 17

Список литературы 18

 

Введение.

Экономические кризисы в той регулярности, которой мы наблюдаем и сегодня, начинаются с начала 19 века. Самым глубоким, охватившим практически весь мир, стал кризис, развернувшийся в 1929-1933гг. Экономика большинства стран развивается, как правило, циклически: оживление сменяется подъемом, затем наступает бум, который завершается спадом; после чего повторяется новый цикл. После окончания Первой мировой войны, в экономике большинства стран, наблюдаются серьезные кризисные явления, как результат военной разрухи. Эти явления достаточно быстро преодолели в США и уже с 1923г. наблюдается явное оживление конъюнктуры. Вплоть до конца 1929г. экономика страны переживает время просперити. Эпоха «вечного американского процветания» окончилась внезапно. Надвигающуюся катастрофу ни политики, ни экономисты не смогли заметить или предотвратить. Напротив, высказывания всех ведущих государственных деятелей были полны оптимизма. Они верили, что этому процветанию не будет конца.

В представленной контрольной работе будут рассмотрены причины и  масштабы экономического кризиса 1929-1933гг., а так же антикризисные меры и экономическое положение ведущих стран в конце 30-х годов.

Изучение этой темы особенно актуально, т.к. сегодня мировая экономика переживает очередной экономический кризис, поэтому иметь представление о нем  должен  каждый из нас.  Сопоставлять варианты выхода из кризиса 1929-1933гг., оценивать их результативность и надежность, поможет найти правильный выход из кризиса сегодня.

 

 1.Причины и содержание экономического кризиса 1929-1933гг.

Экономический кризис – одна из фаз (кризис, депрессия, оживление, подъём) цикла  производства, проявляющаяся в резком спаде объёмов производства в результате перепроизводства товаров по сравнению с  платежеспособностью. Экономические кризисы носят временный характер и периодически повторяются.(1)

В условиях капитализма экономический кризис вызывается нарушением соответствия предложения товаров спросу на них, т.е. покупательной способности населения. Происходящее затоваривание приводит к неликвидности промышленных и сельскохозяйственных товаров, вызывает перепроизводство, хотя оно не абсолютное относительное. Излишки нереализованных товаров уничтожают. 

Исключительно тяжелым по глубине, продолжительности и последствиям

был кризис 1929-1933гг. Он охватил все капиталистические страны, отбросил

их экономику на несколько десятилетий назад и вошел в историю как «Великая депрессия».

 Кризис затронул индустриальный сектор экономики, сельское хозяйство, финансы и денежное обращение, внутрен­нюю и внешнюю торговлю, привел к колоссальной безработице и абсолютному снижению жизненного уровня. Наиболее драматично протекал в США, Германии, Франции.(2;118)

 25 октября 1929г. на Нью-Йоркской фондовой бирже в связи с катастрофическим падением курса акций, цена которых была завышена биржевыми спекулянтами, вспыхнула паника. Сумма убытков исчислялась более чем 15 млрд. долл. «Черная пятница» означала конец финансового и экономического бума 20-х годов и начало глубокого экономического кризиса.(3;504)

В результате началось массовое бегство европейских капиталов с Нью-Йоркской биржи, а курс доллара стал быстро падать, что вызвало панику среди мелких держателей акций. Падение курса акций затронуло от 15 млн. до 25 млн. американцев, большинство которых в одночасье разорились. Этот процесс не прекращался в течение трех с лишним лет, и за 1929-1933 годы общая стоимость акций снизилась примерно в 4,5 раза.

Крах фондовой биржи и массовое изъятие вкладов привели к банкротству банков. Предприятия не могли получить необходимые им ресурсы. Сбережений у большинства американских семей в то время не было. Покупки сократились. Товарные запасы скапливались на складах и не могли быть проданы, несмотря на снижение цен.

Общий объем промышленного производства к 1933 году сократился по сравнению с 1929 годом на 46%, достигнув уровня 1911 года. Особенно сильно кризис сказался в тяжелой промышленности, поскольку в данном секторе уровень монополизации был выше и фирмы, уменьшая объемы производства, стремились не допустить резкого падения цен и соответственно снижения прибылей. Выпуск автомобилей сократился на 80%, выплавка чугуна - на 79,4%, стали - на 76%, а производство проката - на 74%,а добыча угля – на 42%. Летом 1932 года производство стали находилось на уровне 1901 года, а чугуна -1896 года. За эти годы объем внутренней розничной торговли уменьшился в два раза, а экспорта и импорта - соответственно на 75% и 70%.(7;387)

Резкое сокращение производства в базовых отраслях оказало негативное воздействие на остальные отрасли экономики. Всего за годы  кризиса в США обанкротилось 135 тыс. промышленных, торговых и финансовых фирм, 5760  банков. Сильно пострадал и сельскохозяйственный сектор, где в результате резкого падения закупочных цен на продовольственные товары (в среднем на 58%), при фиксированных издержках в виде арендной платы, налогов и т. д. происходило постоянное сокращение производства, что повлекло за собой разорение около 1 млн. фермеров. В результате резкого падения спроса цены на сельскохозяйственную продукцию снизились на 58%, цены на пшеницу и кукурузу снизились в 2,7 раза, на хлопок – более чем в три раза, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задолженности и уплату налогов. За годы кризиса разорились и были подвергнуты принудительной распродаже за неуплату долгов и налогов около 1 млн. фермерских хозяйств, т. е. 18% от общего числа. В результате фермеры  лишались собственности на землю. Тысячи разоренных фермерских семей вынуждены были покидать родные места и пополнять ряды многочисленной армии безработных в городах. (4;271) Общее число безработных в марте 1933 года, во время пика кризиса составляло 17 млн. человек, или 25% всего трудоспособного населения.

Резко увеличилось количество бездомных, которых выселяли из квартир за неуплату. Тысячи людей занялись торговлей с рук, но покупателей становилось все меньше и меньше. В магазинах было изобилие товаров, а люди не имели средств на покупки. В стране свирепствовали голод, болезни, нищета.

Давление огромной армии безработных на рынок труда позволяло работодателям существенно снижать ставки заработной платы. Так, средняя недельная заработная плата в обрабатывающей промышленности сократилась за 1929-1933 годы примерно на треть. С учетом роста безработицы и снижения номинальных ставок оплаты труда реальная заработная плата рабочих за эти годы уменьшилась на 60%.(7;388)
Обвал курсов ценных бумаг на Нью-Йоркской бирже спровоцировал финансово-экономические потрясения во всех странах западного мира. Кризис приобрел всеохватывающий характер. В Германии объем промышленного производства сократился на 41%, внешней торговли – на 60%, безработица охватила 8 млн. человек. Полностью безработные составляли 44,4% лиц наемного труда. Пособия по безработице получали лишь 15-20% зарегистрированных безработных. Реальная заработная плата упала на 25-40%. Прожиточный минимум составлял 40 марок, а заработная плата 20 марок. Каждый четвертый голодал. Крестьянство разорилось.Особенно сильно пострадала тяжелая промышленность. В 1932г. мощности машиностроения не превышали 27% докризисного уровня, автомобилестроения – 25%.  Доходность сельского хозяйства снизилась на 30%. Задолженность сельского хозяйства составила в 1931г. колоссальную цифру – 11,8млрд. марок. За 1928-1932гг. с торгов было продано 560тыс. га крестьянской земли. 

Не лучше обстояли дела у «среднего класса». С 1928 по 1932г. оборот ремесленного производства сократился с 20млрд. до 10,9млрд. марок, обороты мелкой торговли –  с 36,3млрд. до 23млрд. марок.(4;283)

Правительство в целях поддержки производства, увеличивало эмиссию, девальвацию марки. Это привело к банкротству немецких банков и предприятий. Прекращение помощи со стороны ведущих стран, испытывавших также тяжелый кризис, усугубляла положение Германии.  

Промышленное производство в Великобритании сократилось на 24%, во Франции на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в Германии на 64%, во Франции на 60%, в Великобритании на 48%.

 

2. Варианты выхода из «Великой депрессии».

В основе  неудач антикризисных мер правительства президента Герберта Гувера, вступившего в должность в марте 1929г., лежала иллюзорная вера в неограниченные потенции либеральной хозяйственной модели, в способность произвольного саморегулирования  рынка. И только в конце 1931г. правительство перешло к ряду более активных, прямых действий по спасению и поддержанию на плаву крупных банков, промышленных, торговых фирм, транспортных компаний и крупных фермерских хозяйств путем государственного кредитования. Стали предприниматься и попытки государственного регулирования процесса ценообразования.Все  это  свидетельствовало  о  некотором  пересмотре взглядов правительства на природу кризисных явлений и главное — на место и роль государства в системе хозяйственных отношений.

Однако и эти меры администрации Гувера оказались малоэффективными, о чем свидетельствовало дальнейшее углубление  кризиса, а вместе с ним и нарастание общественного недовольства неумелыми действиями правительства.(3;505-506)Активизация массовых социальных протестов вызвала напряжение поли­тической обстановки. Даже представители деловых кругов осо­знавали несостоятельность республиканской администрации. (4;272) Американское правительство было вынужденно искать новые пути оздоровления хозяйства и разработать комплексную антикризисную программу. Решение этих задач связанно с именем крупного политического деятеля 20 века Франклина Рузвельта,  который,  одержал победу на выборах 1932 года. Он понимал – с самого начала необходимо энергично действовать, вселить в людей уверенность. Были сокращены сроки «междуцарствия», приближена дата вступления  в должность и права президента.

 Американская экономика, еще недавно набиравшая очки на волнах
«просперити», нуждалась в безотлагательном ремонте. Нужно было остановить развал банковской системы, без которой не могла нормально
функционировать ни одна отрасль, притормозить спад; успокоить
граждан.(6;284)

Имя Рузвсльта неразрывно связано с принципиально новой эффективной антикризисной политикой, которая вошла в историю под названием «Новый курс». Принципиальным отличием политики «Нового курса» от предшествующих антикризисных мероприятий было признание Рузвельтом несостоятельности либеральной доктрины, отрицание тезиса об автоматизме рыночного процесса и, следовательно, признание необходимости активного государственного вмешательства в сферу хозяйственных отношений. Эти тезисы получили серьезное теоретическое обоснование в концепции выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, а политика Рузвельта стала ярким подтверждением обоснованности концепции ученого.

Среди тех, чьи идеи также использовала администрация президента, был известный экономист Василий Леонтьев, уехавший из России в 1925 году.

Принципиально новым был взгляд Рузвельта и на социальный фактор антикризисной политики. Если Гувер с завидным упорством сопротивлялся введению пособий по безработице, повышению уровня заработной платы, введению других соци­альных мероприятий, облегчающих положение малоимущих граждан, то Рузвельт, напротив, настаивал на необходимости повернуться лицом к «забытому человеку». Это сделало его программу весьма привлекательной для большинства амери­канцев, позволило погасить нарастающий социальный кон­фликт, сплотить нацию на борьбу с кризисом. «Новый курс» стал началом превращения США в социально ориентированное государство.

Важным следствием политики «Нового курса» и одновре­менно его мощным инструментом стало дальнейшее развитие системы государственного регулирования рыночных отноше­ний, которое было прервано в период просперити.

Первые мероприятия Рузвельта были направлены на оздо­ровление банковской, финансовой системы в целом.(3;506-507)

В ожидании девальвации «национальной валюты вкладчики изымалидоллары и золото. Не дожидаясь открытия конгресса, Ф. Рузвельт ввел чрезвычайное положение и закрыл все банки. Буквально на другой день  ввел контроль над золотом; его следовало сдать государству; перевод золота за рубеж был запрещен. Обращаясь к гражданам, президент призывал, по возможности­ снова положить деньги в банки. К удивлению банковских слу­жащих, после призыва президента взносы в банк превысили изъятия. Банки вновь заработали, но оставались под строгим контролем государства­.(6;285)

Одновременно на основе чрезвычайного закона о банках последовательно осуществлялось лицензирование их деятельности. Весной 1933г. возобновили  работу 4/5 ранее  закрытых банков. Действующим банкамбыл  предоставленправительственный  кредит  в 1 млн. долл., ожививший сферу кредитных отношений. Кроме того, государство взяло  на себя обязанность страховать депозиты  вкладчиков банков, что способствовало росту доверия к банкам со стороны вкладчиков, а, следовательно, притоку средств на счета и предотвращению банкротств банков.

Проводя в жизнь политику «Нового курса», правительство добилось усиления экспортных возможностей страны, улучшения позиций национальных производителей, сократило сферу деятельности спекулятивного капитала, создало предпосылки  для оживления инвестиционного процесса - главнейшей задачи политики «Нового курса». Оживление промышленного производства - основы процветания США - должно было потянуть за собой решение многих кризисных проблем, и главной среди них - сокращение колоссальной вынужденной безработицы.

В июне  1933г. принимается закон о восстановлении национальной  промышленности, который, по сути, вводил систему государственного регулирования промышленного сектора. На основе закона  был сформирован координирующий властный орган - Администрация  национального восстановления, в состав которой наряду счиновниками, профсоюзными деятелями, профессиональнымиэкономистамивошлипредставителикрупнейших  промышленно-финансовых  групп.Одновременно  отраслевые ассоциации предпринимателей (всего 17 ассоциаций) разработали и приняли «кодексы честной конкуренции», по которым для предприятий одной отрасли строго регламентировались объемы  производства, пределы заработной платы, продолжительность рабочей недели, определялись рынки сбыта товаров, цены на продукцию и пр.  

Закон о восстановлении промышленности содержал также ряд положений, регламентирующих порядок взимания и расходования налогов, направляемых на организацию общественных работ и выплату пособий по безработице.(3;508-509)

Для оказания помощи безработным конгресс создал Администрацию общественных работ, которой выделялась невиданная по тем временам сумма - 3,3 млрд. долл. В числе других мер борьбы с безработицей было создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18—25 лет. Для этого был учрежден гражданский корпус сохранения ресурсов. Рузвельт предложил конгрессу направить безработных молодых людей в лесные районы. Уже в начале лета были созданы лагеря на 250 тыс. молодых людей из семей, получавших помощь, а также безработных вете­ранов. Там они имели бесплатное питание, кров, форму и доллар в день.

Рузвельт потребовал создания Чрезвычайной федеральной администрации помощи, на которую следовало ассигновать 500 млн. долл. для прямых дотаций штатам. Полученные средства распределялись среди  нуждающихся. В годы кризиса работа была предоставлена 40 тыс. человек. Тру­дом безработных на юге США создавалась современная инфра­структура - строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и т.п. (4;275) Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбы­та. Та­ким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и это рассасывало кризис.(5;213)

 Вторым важным законом стал Закон о регулировании сельского хозяйства. Был введен мораторий на фермерскую задолженность. Закон о регу­лировании сельского хозяйства предусматривал регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию. Проводилось сокращение посев­ных площадей, фермерам выплачивались премиальные за сокращение объемов производства. Правительство, для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынок, организовало их скупку и уничтожение. Были уничтожены миллионы тонн зерна, кофе, сахара, риса. Было подсчитано, что из-за дешевизны пшеницы ее выгодней использовать в качестве топлива, чем топливные брикеты. Молоко выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином и запахивали. Было переработано на удобрения 6 млн. свиней. Падение цен остановилось. Денег стало боль­ше, и они «заработали» в интересах потребителей и производства.(6;285)

«Новый курс» стал началом превращения США в социально ориентированное государство. Социаль­ная направленность политики стала преобладать уже на втором этапе реформ. В условиях стагнации трудящимся удалось до­биться принятия летом 1935г. Национального закона о трудовых отношениях вошедшего в историю как закон Вагнера. Признавалась законность организации рабочих в профсоюзы, которые призваны отстаивать интересы  наемников  перед  работодателями  путем  заключении коллективных договоров и, если это необходимо, методом за­готовки. Закон также запрещал администрации вмешиваться во  внутренние дела профсоюзных организаций, дискриминировать и преследовать профсоюзных деятелей и рядовых членов профсоюзов. Одним из результатов  принятия закона Вагнера стало объединение всех рабочих организаций в Рабочий Альянс Америки.(3;510-511)

 По Закону о социальном обеспечении (август 1935) была введе­на система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавли­вались с 65 лет, оказывалась помощь больным и инвалидам. Пен­сионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения были едиными по всей стране. Круг получателей пенсий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Спустя два года в США принимается закон о справедливых условиях труда, который регламентировал продолжительность рабочей недели (44 часа), определял минимальный и максимальный пределы заработной платы на предприятиях федерального значения, запрещал использование детского труда.(3;511)

 Другой вариант выхода из кризиса продемонстрировала Германия.  Антикри­зисные мероприятия носили чрезвычайный характер, так как преследовали не только тактические цели вывода хозяйства в режим роста, но главным образом стратегические, военно-политические цели — возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, наконец, завоевание мирового господства.

Главными формами и методами антикризисной политики становится тоталитарная милитаризация народного хозяйства. С этой целью нацистским руководством был сделан упор на восстановленииважных в военном отношении отраслей тяжелой топливной промышленности, на создании предприятий, выпускающих военную технику, что потребовало концентрации огромных средств в руках государства.Поэтомунацистысоздают мощный аппарат государственно регулирования хозяйства, явившийся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, продовольственных, людских и прочих ресурсов. В течение первых 100 дней фашистской диктатуры были уничтожены основные права и свободы, завоеванные немецкими рабочими за 100 лет классовых боев.(2;119). Ряд принятых законов о принудительном картелировании экономики, о подготовке  к органическому  построению  германского  хозяйства, об обороне империи и другие позволили установить жесткий контроль государства над 2/3 промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления системы принудительного труда. Таким образом, в условиях фашисткой диктатуры, методы государственного регулирования изначально приобрели ярко выраженные прямые, административные формы.(3;521-522)

 

  3. Экономическое положение ведущих стран в конце 30-х годов.

В целом, в 1930-е годы в американской промышленности усилилась концентрация производства, что было реакцией на кризисные явления, поскольку крупным корпорациям легче выжить в таких условиях. Например, в конце 1930-х годов на самых крупных предприятиях (с производством продукции не менее 1 млн. долл.), которые составляли всего 5,2% от общего количества предприятий СЩА, было занято 55% всех  рабочих и выпускалось 67,5% валового промышленного продукта страны. Но, несмотря на вполне успешное проведение «Нового курса», тем­пы  развития экономики США в 1930-х годах были более медленны­ми, чем в других промышленно развитых странах. В 1929-1937 годах доля США в мировом промышленном производстве  снизилась с 48% до 42%, а доля в мировом экспорте с 42,2% в 1926-1929 годах до 32,3% в 1936-1938 годах.

Тем не менее, в ряде регионов мира американцам удалось потес­нить своих конкурентов. Так в 1930-е годы американские корпора­ции стали активно использовать месторождения ближневосточной нефти, и в 1938 году они  контролировали уже до 14% ее добычи. Осо­бенно сильное влияние американских капиталов ощущалось в лати­ноамериканских странах и Канаде, где общая сумма этих инвести­ций к 1940 году увеличилась по сравнению с 1929 годом на 30% и составила 7,7 млрд. долл.

В целом же на мировых рынках США испытывали сильное давле­ние со стороны Германии, Японии, Италии, что вело к обострению
отношений между ними. В то же время американское правительство
закрывало глаза на агрессивные действия этих стран по отношению
к государствам Европы, Азии, Африки. Политика «невмешатель­ства», проводимая Англией и Францией и поддерживаемая американским руководством, способствовала подготовке к новой мировой
войне.(7;400-401)

Еще более глубокое усиление регулирующей роли го­сударства, расширение государственного сектора, государ­ственное предпринимательство, активная социальная политика стали характерны для стран антифашистских пра­вительств Народного фронта (Франция, Испания), скан­динавского региона.(8;50). Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объяснялось отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны накануне войны было вызвано усилением государственных ассигнований на военное строительство.

В Германии быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике. Такой  вариант  интервенции  государства  в  хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволил фашистскому режиму  в течение 1934г. покончить с кризисом, прежде всего в тяжелой промышленности, и на этой основе обеспечить быст­рые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, так как вовсе неустранялинароднохозяйственные диспропорции, явившиеся его причиной, а напротив углубляли их. Возросшие в  25 раз за 1932—1936 гг. ассигнования на военное строительство  намного опередили темпы роста государственных инвести­ций в транспорт (выросли за тот же период в четыре раза), об­щественное управление (в полтора раза), жилищное строитель­ство (в 1,7 раза). Продолжение политики милитаризации эко­номики, таким образом, не решало задачи восстановления оп­тимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешнихрынков,оздоровленияфинансовойсистемы и многих других. Только развязывание  внешней агрессии  могло  временно  отодвинуть неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому уже с 1935г. Германия все более втягивается в военные кон­фликты и в конечном счете развязывает Вторую мировую войну, покончившую с самим фашизмом.

 В Италии создание  тоталитарной системы государственного регулирования экономики происходило по корпоративному варианту, который, незначительно отличаясь по формам от нацистского в Германии, также преследовал задачу централизации управления, концентрации всех ресурсов страны для ее милитаризации.

В Японии немаловажным фактором создания сверхэтатизированной системы вмешательства в хозяйственные отношения в Японии было господство в экономике страны дзайбазу, которую можно определить как универсальную монополию (конгломерат), тесно связанную родовыми, семейными узами с господствовавшим императорским домом и центральным аппаратом управления. Другая отличительная черта хозяйственных отноше­ний в Японии, сближавшей ее систему государственного регулирования с вариантом итальянского корпоративизма, было стремление предпринимателей к гармонизации отношений с рабочими, сознательное культивирование в стране патерналистских традиций. Эти особенности формирования системы этатизма способствовали быстрому развитию ее экономики в межвоенный период, на основе, прежде всего милитаризации. Опыт Японии и всех милитаристскихстранпродемонстрировалбесперспективность, пагубность данного варианта строительства системы государственного регулирования экономических отношений.(3;523-525)

 

 Заключение.

В ходе экономического развития происходит нарушение пропорций между производством и потреблением товаров. Возникающее противоречие доходит до взрывчатой точки и становится, как правило, непосредственной причиной экономического кризиса.

В 1929 году разразился жесточайший мировой экономический кризис, который до основания потряс всю систему капитализма.

Спад, кризис, депрессия — разные названия фазы экономического цикла, означающей резкое падение конъюнктуры, снижение производства кумулятивное нарастание негативных явлений в различных сферах и секторах хозяйства. Экономический кризис бьет, прежде всего, по лицам  наемного труда. Оказавшись в числе безработных, люди остаются средств к жизни, теряют квалификацию, вынуждены соглашаться любые условия, лишь бы найти применение своему труду. (6;282)

Период Великого кризиса 1929-1933гг. вызвал небывалые темпы роста государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. При этом, казалось бы одни и те же социально-экономические проблемы (падение производства, разбалансировка управления экономикой, инфляция, безработица и пр.) находили свое разрешение разными формами и методами. На их выбор и, главное, результаты оказывали влияние многие специфические факторы: состояние национальной экономики, политическая система и соотношение классовых сил, исторические традиции и др.

И все же, испробование и порою довольно результативная реализация различных вариантов хозяйственных преобразований этого периода не устранили  возможность новых потрясений.(8;49-50)

 

Список литературы:

 1.  А.Н.Азрилиян «Большой экономический словарь», М., 2002г.

 2.  А.Н.Маркова «История народного хозяйства» Словарь

справочник,1995г.

 3.  Г.Б.Поляк, А.Н.Маркова «История мировой экономики», М., 2004г.

 4.  Г.В.Плеханов «История экономики», М., 2006г.

 5.  М.В.Конотопов, С.И.Сметанин «История экономики», М., 2000г.

 6.  С.А.Бартенев «Экономическая история», М., 2004г.

 7.  Т.М.Тимошина «Экономическая история зарубежных стран», М., 2003г.

 8.  «Закон и право», «История мировой экономики», М., 1995г.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+19
Размер: 25.70K
Скачано: 340
Скачать бесплатно
27.09.09 в 17:53 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе