Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »

Мировой экономический кризис 1929-1930 гг.

Мировой экономический кризис 1929-1930 гг. [10.02.10]

Тема: Мировой экономический кризис 1929-1930 гг.

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.03K | Скачано: 247 | Добавлен 10.02.10 в 23:18 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2008


Содержание

Введение 3

1. Причины и содержание мирового экономического кризиса 1929 –1930 годов 4

2. Варианты выхода из «Великой депрессии» 10

3. Экономическое положение ведущих стран в конце 30х годов 16

Заключение 20

Список литературы 21

 

Введение

В начале ХХ века Запад вступил в полосу стабильности и процветания, знаменитую эпоху "prosperity". Казалось, что Западу удалось, наконец достичь той стабильности, о которой мечтали в Версале: постепенно сошли на нет массовые политические акции, ибо постоянно рос уровень жизни, экономическая ситуация выглядела довольно устойчивой, в международных отношениях возобладал пацифизм и сотрудничество в рамках Лиги наций. Активно развивается структура кредитования. Банки, стремясь получить прибыль, расширяют кредитование, значительно превышая лимит, обусловленный их собственными активами. Увеличение денежной  массы не сопровождается соответственным увеличением материальных средств и рабочей силы.  Далее последовавший крах Нью-йоркской фондовой биржи стал детонатором взрыва, похоронившего prosperity. Таким образом, мировой экономический кризис - Великая Депрессия - оказался самым длительным, самым разрушительным и самым масштабным из всех известных ранее. Он охватил все капиталистические страны, отбросив их экономику на несколько десятилетий назад.

 

1.Причина и содержание мирового экономического кризиса 1929 – 1933

Биржевой крах 1929 г. был одним из первых внешних проявлений глубочайших кризисных процессов, происходивших в экономике капиталистического мира. Он вызвал огромные потрясения во всей хозяйственной жизни страны. Гигантская разрушительная сила экономического кризиса проявилась прежде всего в падении промышленного производства.

 По сравнению с докризисным уровнем 1929 г. общий объем продукции американской промышленности упал в 1930 г. до 80,7%, в 1931 до 68,1% и в 1932 до 53,8%. Период с лета 1932 г. до весны 1933 г. стал периодом наибольшего углубления кризиса. И только весной 1933 г. уровень промышленного производства США начал медленно расти, знаменуя собой начало перехода экономики из кризиса в длительную депрессию.

 Самое сильное падение выпуска продукции в годы экономического кризиса имело место в отраслях тяжелой промышленности. Это объяснялось, прежде всего, тем, что позиции монополий были там особенно прочными и сокращение производства в их руках явилось основным средством не допустить чрезмерного падения цен и поднять на высокий уровень свои прибыли. Широчайшие размеры приобрели в годы кризиса разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых предприятий и фирм. По официальным данным, в 1929 – 1933 г. произошло около 130 тыс. коммерческих банкротств. Кризис с огромной силой ударил и по банковской системе страны. За 4 года кризиса прекратили существование 5760 банков, т.е. пятая часть всех банков США, с общей суммой депозитов в 3,5 млрд. долл.

 Невероятно тяжелы были социальные последствия кризиса. Национальный доход страны, составлявший в 1929 г. 86, 8 млрд. долл. упал в 1933 г. до 40,3 млрд., т.е. более чем вдвое. Удары кризиса в той или иной степени ощутили даже монопольные объединения. Уже в 1931 г. американские корпорации подвели свой баланс с потерей в 487 млрд. долл. В 1932 г. эти потери увеличились до 3511 млн. долл.

 Но, несомненно, наибольшая тяжесть экономического кризиса объективно легла на плечи рядовых граждан. Сильнейшее падение промышленного производства, закрытие десятков тысяч заводов, фабрик, шахт, огромные недогрузки производственного аппарата – все это привело к колоссальному росту безработицы. Армия безработных, весьма значительная и в период капиталистической стабилизации 20-х гг., возросла теперь во много раз. По данным правительственной статистики, в 1933 г. в США насчитывалось 12 830 тыс. полностью безработных, а их доля в общей численности рабочей силы составляла 24,9 %. 

 Массы безработных и члены их семей лишились всяких средств к существованию. И если сюда добавить еще тот факт, что в США отсутствовала система государственного социального страхования и многие банки лопнули, унося с собой вклады граждан, то можно сказать, что у людей не оставалось никаких надежд ни на помощь со стороны государства ни на то, чтобы вернуть свои деньги. Многие люди оказались перед реальной угрозой голодной смерти. Сюда нужно также прибавить психологическое состояние людей. В стране, где было принято работать и самому решать свои проблемы, ни на кого не надеясь, люди не могли реально помочь себе сами. Они оказались как бы в положении слепых котят, тыкающихся носами в поисках пути. Люди теряли веру в себя, свои силы. Начиналась психологическая депрессия, которая была во сто крат хуже экономической.

 Однако положение людей, сохранивших работу, было не лучшим. К постоянному гнетущему чувству неуверенности в завтрашнем дне и боязни потерять работу, примешивалось то, что им постоянно понижали зарплату. Это имело место во всех отраслях промышленности.

 С  самого начала экономического кризиса, в 1929 г. президент Гувер провел ряд деловых встреч с  лидерами делового круга. Он убеждал представителей крупного бизнеса не прибегать к узкоэгоистическим мерам, не свертывать производство, не увольнять рабочих и сохранять прежний уровень зарплат. Со своей стороны он добился от лидеров АФТ официального отказа от стачек на период кризиса во имя достижения «национального единства».

 Президент и члены его кабинета, основываясь на идеологии «твердого индивидуализма», решительно возражали против использования государства для непосредственного регулирования экономики и социальных отношений. Они отвергали все предложения о государственной помощи безработным и тем более введении федеральной системы страхования. В лучшем случае деятели республиканской администрации соглашались с тем, что в экстраординарных условиях кризиса для помощи безработным могут быть использованы средства муниципалитетов и штатов, обычно же они возлагали эти функции исключительно на частную благотворительность. Вся практическая деятельность республиканского правительства в этой сфере свелась к организации в небольших размерах общественных работ.

 Мировой экономический кризис был беспрецедентным в истории капиталистического мира. А следствием этого стали два явления:

1) республиканцы сразу не осознали того, что происходило на их глазах, они думали, что это просто временная «заминка» в развитии американского капитализма. Поэтому бороться с этим они пытались старыми методами, методами старых экономических школ (либеральная школа Адама Смита и т.д.). Также сыграли неблаговидную роль стереотипы мышления: с самого детства людям внушали мысль о том, что американская система капитализма будет всегда процветать, что «твердый индивидуализм» – это все для страны. На основе этого республиканцы и говорили: индивидуализм спасет бизнес и государство.

2) Говорят, что большое видится на расстоянии. И я думаю, что именно на расстоянии, т.е. через какой-то минимальный промежуток времени, можно было в полной мере понять, что же произошло, каковы причины и следствия произошедшего. Поэтому-то Ф. Рузвельту и удалось хотя бы отчасти вывести страну из кризиса, т.к. он мог оценивать ситуацию, чего нельзя было сделать во время самого кризиса. А что у него получилось, это уже зависело от него самого и его личных качеств.

  Гувер являлся сторонником индивидуалистического рыночного хозяйства. И республиканское правительство какое-то время не прибегало к государственному регулированию. Однако уже в 1929 г. были приняты срочные меры к активизации ФРС (Федеральная резервная система) и существенному удешевлению кредита, в декабре того же года президент провел через конгресс очередное снижение налогов на доходы корпораций. В июне 1930 г. вступил в силу новый тарифный закон Хоули – Смита, еще раз увеличивший размеры импортных пошлин и ставший поистине апогеем протекционизма. Таким образом, экономическая политика президентства Гувера в первые  же месяцы кризиса была далека от принципов политики laissez-faire (невмешательства государства в экономические дела).

 Осенью 1931 г. в связи с резким ухудшением хозяйственной конъюнктуры и участившимися крахами крупных банков правительство было вынуждено еще более  отступить от канонов «твердого индивидуализма». Г. Гувер выступил с предложением создать Национальную кредитную корпорацию с капиталом в 500 млн. долл., который предполагалось собрать путем добровольных взносов банковских групп. Когда же оказалось, что владельцы крупнейших банков не намерены расходовать средства на помощь своим коллегам, попавшим в беду, на спасение монополий, оказавшихся перед угрозой краха, были брошены крупные государственные средства.

 Деятельность этой организации свидетельствовала о том, что в период кризиса 1929 – 1933 гг. в США вновь началось усиление государственно-монополистических тенденций. Однако пока у власти находилась республиканская администрация, эти тенденции обнаруживались лишь эпизодически, а главное, они проявлялись  в форме государственного субсидирования, а не в форме непосредственного государственного регулирования. Они не распространялись на сферу социальных отношений.

 В аграрном секторе также были предприняты некоторые меры. В 1929 г. было создано Федеральное фермерское управление, которое начало скупку сельскохозяйственных товаров, чтобы не допустить слишком сильного падения цен. Таким образом, правительство пыталось вывести из кризиса аграрный сектор. В период кризиса наблюдалось резкое обострение социальной активности людей. Рабочие, фермеры, студенты, женщины, просто неработающая молодежь, афроамериканцы – вот далеко не полный список участников этих движений. Рабочие заявляли о себе путем стачек. Всего за 1930 – 1932 гг. в стране бастовало около 850 тыс. рабочих. После некоторого спада стачечное движение возобновило свою деятельность со второй половины 1933 г.

 Еще более интенсивно развивалось в этот период движение безработных. Что интересно, что именно Коммунистическая партия взяла в свои руки организацию масс, хотя в то время она насчитывала не более десятков тыс. членов. За время «великой депрессии» усилились социалистические воззрения людей на волне безработицы, нищеты. Рядовые американцы разочаровывались в капиталистической идеологии, которая пока не смогла помочь им. В июле 1930 г. прошел первый общеамериканский съезд безработных. Съезд создал Национальный совет безработных, который объединил деятельность советов безработных на местах. Летом же 1930 г. Коммунистическая партия предложила законопроект о социальном страховании, получивший название «рабочего билля». Он предусматривал выплату пособий по безработице, старости или болезни в размере средней заработной платы промышленного рабочего. Эти требования нашли отклик у людей, т.к. выражали желания большого количества людей.

Наряду с коммунистами в движении безработных приняли участие Социалистическая партия и левая оппозиционная группа в рядах АФТ, оформившаяся в 1929 г. в Конференцию за прогрессивное рабочее действие.

 Молодежь проявила исключительную активность. В основном ее борьба сосредоточилась вокруг закона о молодежи, который был внесен в конгресс, но так и не был принят. Центром молодежного движения стал Конгресс американской молодежи, в котором руководящую роль играл Коммунистический союз молодежи.

 В этой обстановке развернулась избирательная кампания 1932 г. Каждая партия хотела притянуть на свою сторону людей. Но республиканцы не предложили что-нибудь существенно новое. В отличие от них, платформа демократической партии содержала в себе программу так называемого «нового курса» и, что немаловажно, обещание отменить «сухой закон», действовавший тогда в США. Поэтому некоторые политические аналитики того времени просто делили республиканцев и демократов на «сухих» и «мокрых». К тому же у демократов было большое поле для критики, что помогло им одержать победу на выборах 1932 г. За Рузвельта проголосовали 22,8 млн. человек, что дало ему 472 выборщика, тогда как Гуверу удалось получить только 15,8 млн. голосов и всего лишь 59 выборщиков. Демократы получили также большинство в обеих палатах конгресса. После 12-летнего перерыва власть снова оказалась в их руках.

 

2. Варианты выхода из «Великой депрессии»

Ситуация в экономике в период Великой депрессии была критиче­ской и говорить о саморегуляции экономики рыночным механизмом было уже нельзя. Факты на каждом шагу опровергали классическую теорию, необходимо было строить новую торию, которая указала бы путь выхода из такого глубокого кризиса. Такие проницательные политики как Ф. Рузвельт, интуитивно искали выход из кризиса в государственном регу­лировании экономики, развертывании общественных работ, чтобы сокра­тить безработицу и увеличить государственные расходы для подъема на­ционального производства.

Рузвельт Франклин Делано (1882-1945), 32-й президент Соединен­ных Штатов Америки (1933-1945). Рузвельт единственный в истории США человек, четырежды избиравшийся на пост президента. Пробыв два срока на посту губернатора, Рузвельт приобрел весьма ценный опыт, приго­дившийся ему в годы президентства. В 1931 г., в момент обострения экономического кризиса, он создал в штате Временную чрезвычайную ад­министрацию по оказанию помощи семьям безработных. Его имя прочно ассоциируется с реформами Нового курса. Новым курсом сочетал меры по усилению государственного регулирования экономики с некоторыми ре­формами в социальной области.

Весна 1933 г. вынудила новую админист­ра­цию Рузвельта дейст­во­вать реши­тельно. Стало известно, что во многих штатах, объявив о банкротстве, за­кры­лись все банки. Деловая жизнь едва тепли­лась. Закрытие банков грози­ло полным экономи­ческим крахом. Страх перед буду­щим охватил миллио­ны людей. Огромные толпы осаж­дали банки, требуя возврата вкладов. За­крывались предприятия, школы, муници­па­литеты. Первоочередной задачей кабинета был бан­ков­ский кризис. Декретом президента объявлено о четы­рехдневном принудительном за­крытии бан­ков, запрете вывоза из США золота, серебра и бумаж­ных денег. Рузвельт добился своего - через не­сколько дней ста­бильность банковской сис­темы была восста­новлена.

В мае Рузвельт подписал закон о создании Федеральной чрезвы­чайной администрации помощи голодным и безработным. Был принят Закон о рефинансировании фермерской задолженности, а также Закон о восста­новлении сельского хозяйства, который предусматривал государственный контроль объема производства сельскохозяйственной продукции. Руз­вельт считал наиболее перспективным Закон о восстановлении промыш­ленности, который предусматривал целый комплекс правительственных мер по регулированию промышленности. В 1935 г. были проведены важные реформы в области труда (закон Вагнера о регулировании трудовых от­ношений), социального обеспечения, налогообложения, банковского дела и т.д.

Следующая победа на выборах 1936 г. позволила Рузвельту в 1937-1938 гг. продвинуться в области гражданского строительства, за­работной платы и трудового законодательства. Принятые Конгрессом по инициативе президента законы являлись смелым экспериментом государ­ственного регулирования с целью изменения распределительного меха­низма экономики и социальной защиты населения.

Рузвельт ни в коей мере не собирался пре­образовать экономиче­ский строй США и изменить систему экономических отношений. Наоборот, вся его деятель­ность была направлена на восстановление и укрепление этой системы. В то же время, будучи гибким и трез­вым политиком, Ф. Рузвельт был вынужден пойти на неко­торые уступки, проводил соци­ально-экономические реформы в надеж­де избавиться от угрозы нового кризиса, осуществил важные мероприятия в области внешней политики. Поэтому Новый курс Ф. Рузвельта, по словам У. Фостера, под­держивала основная масса рабочих, фермеров и мелких компаний, и это свидетель­ствовало о его известной про­грессивности. Однако нельзя не учиты­вать, что власть мо­нополий в стране нисколько не была ущемлена, они еще более расширили свое господство в экономической и полити­ческой жизни и увеличили получаемые прибыли.

“Проблему реализации”, как считал Ф. Рузвельт, мож­но было раз­решить путем сокращения избыточного произ­водства и повышения цен, а также путем достижения “пол­ной занятости”, т.е. ликвидировав безра­ботицу, благодаря чему увеличился бы покупательский спрос. Од­нако “пол­ную занятость” возможно, было обеспечить, лишь полно­стью загру­зив имеющиеся производственные мощности, что зависело, в свою оче­редь, от наличия у предприятий необ­ходимых финансовых средств и достаточно емкого внутрен­него рынка.

Поэтому в системе Нового курса главными мероприя­тиями явля­лись: оказание поддержки пошатнувшейся фи­нансово-банковской системе и гибнущим промышленным и торговым предприятиям при помощи крупных займов и суб­сидий, стимулирование частных капиталовложений, а также попытки поднять резко упавшие цены путем девальвации доллара и уси­ления инфляционных тен­денций.

Для регулирования экономики были приняты “Закон о восстановле­нии национальной промышленности” (НИРА) и “Закон о регулировании сельского хозяйства” (ААА). В области сельского хозяйства Новый курс состоял в попытках ос­тановить процесс разорения фермеров, и под­нять цены на сельско­хо­зяйственную продукцию путем со­кращения производства и уменьшения посевных площадей, за что фермерам выплачивались премии.

Закон о восстановлении промышленности состоял из трёх частей. Первая часть предусматривала введение “кодексов честной конкурен­ции”. Они охватывали 95% промышленности США. Это было принудительное ограничение конкуренции. Второй раздел закона регулировал отношения между предпринимателями и рабочими. Третья часть антикризисных мер предусматривала крупные ассигнования на общественные работы и строи­тельство государственных промышленных, военных и других объектов. Эти меры не только стабилизировали ситуацию, но и стимулировали рост.

Новый курс предусматривал также ряд социальных мероприятий, на­правленных, прежде всего на сокращение безработицы. Была принята программа общественных ра­бот (строительство автострад, аэродромов, мостов и т.д.) с привлечением безработных. Была введена система вы­да­чи минимальных пособий бедствующим безработным.

В конце 1936 г. экономика начала медленно оживать, и все на­деялись, что худшее уже позади. Однако оживление было кратковремен­ным. Рузвельт, еще веривший в сбалансированный бюджет, сократил го­сударственные расходы, как только экономика пошла вверх, и вслед за этим снижением государственных расходов последовал новый спад, еще раз потрясший экономику. Наверное, самым важным результатом спада 1937-1939 гг., и стала популярность Кейнса.

Экономическая политика Ф. Рузвельта не смогла спасти страну от очередного эко­номического кризиса, наступившего в 1937 г. и вновь пора­зившего экономику США сильнее других стран. За два года уровень промышленного производ­ства в США упал на 21 %. Кризис 1937—1938 гг. вновь отбросил американскую экономику на полтора десятка лет назад.

Одна из существующих ныне оценок экономической политики Ф. Рузвельта — Новый курс, обеспечил выход из кризиса. В самых общих чертах государственное вмешательство имело целью оживить производство через рынок, путем роста платежеспособ­ного спроса. Для этого людям были предоставлены денежные средства, устанавливалась любым путем занятость. Выдавались крупные займы и субсидии гибнущим предприятиям, проводилась стимулирование налого­выми льготами частных инвестиций, организовывались общественные ра­боты (особенно дорожное строительство) для безработных.

  Другая оценка — несмотря на некоторое оживление после 1938 г. именно развитие событий, сила вещей, а не Кейнс и не "новый курс" вытащили США из депрессии. Причина в том, что люди, уставшие от по­стоянной безработицы, хватались за любую работу, даже с небольшой оплатой. К тому же риск снова потерять работу заставлял людей делать своё дело не только как можно качественнее, но и как можно быстрее. Немалую роль сыграла и научно-техническая революция, которая полу­чила в те годы в США наибольшее распространение и развитие.

Но, так или иначе, после экономического кризиса 1929-1933 гг. эко­номика США начала развивать очень бурными темпами, производи­тель­ность труда росла, чуть ли не в геометрической прогрессии, а соот­ветственно вместе с ней рос и реальный ВНП.

С точки зрения классического либерализма казалось, что Новый курс — это отступление от основных принципов либерализма, так как предусматривал элементы государственного регулирования экономики страны. Но на практике они были более радикальны, чем их либеральные предшественники, что было обусловлено принципиально новыми историче­скими обстоятельствами:

Рузвельт проявил себя как неординарный, гиб­кий политик, тонко чув­ствующий ситуацию, способ­ный верно угадывать тенденции и свое­вре­менно и точно реагировать на изменение на­строе­ние всех слоев обще­ства. Руз­вельт делал все, чтобы со­хранить и развить суще­ст­вующий общественно-экономический строй в стра­не и укрепить домини­рующее положение США в мире.

Недавно в США обнародован рейтинг президентов. Рейтинг был со­ставлен на основе результатов опроса 58 самых авторитетных и влия­тельных историков США.

После подсчета баллов список возглавили такие легендарные фи­гуры, как А. Линкольн, Ф. Рузвельт и Д. Вашингтон. В последней де­сятке — Г. Гувер, чье президентство пришлось на тяжелый период Вели­кой депрессии.

В Германии – прямое государственное управление хозяйством. Владелец предприятия назначался его фюрером. Предприятия переходили на полную милитаризацию производства.

 

3. Экономическое положение ведущих стран в конце 30х годов

Испания. В январе 1930 г. возглавлявший с 1923 г. испанское правительство диктатор, генерал Примо де Ривьера, в ответ на предложение короля Альфонсо ХIII подать в отставку совершенно неожиданно подчинился, и в феврале 1931 г. в стране было восстановлено действие Конституции. В апреле состоялись муниципальные выборы, на которых сторонники монархии потерпели поражение. Победившие республиканцы призвали Альфонсо XIII отречься от престола. В ответ король покинул страну, но отказался от формального отречения. К власти пришло коалиционное правительство социалистов, либералов и республиканцев при участии нескольких монархистов. Испания была провозглашена республикой. Была намечена программа умеренных преобразований, проведение которых, однако, было сразу же осложнено конфликтами нового режима с католической церковью, с одной стороны, и оппозицией анархистов и коммунистов, с другой.

Вскоре, однако, новый режим себя исчерпал. Республика с ее куцыми реформами не удовлетворяла интересам пролетариата и крестьянства, чьи требования становились все настойчивее, и которые все чаще обращали свой взор на пример Октябрьской революции в России. Не устраивала она и реакцию, которая была недовольна даже самым малым ущемлением своих привилегий и которую не устраивала неспособность республики остановить рост революционного движения. Республика 1931-1936 гг. стала тем полем, на котором вызрели два непримиримых классовых интереса, две непримиримые классовые и политические группировки, которые неизбежно должны были столкнуться в ожесточенной кровавой схватке на уничтожение, в ходе которой Испания и должна была определить путь своего дальнейшего развития, вышвырнув буржуазную демократию как совершенно непригодный инструмент для той эпохи.

В июле 1936 г. испанские фашисты и другие правые силы во главе с генералами Э. Мола и Ф. Франко подняли мятеж против демократического правительства Народного фронта, возникшего к середине 30-х гг. в Испании. Народный фронт являлся попыткой сплочения всех демократических сил перед лицом угрозы фашистской диктатуры. Однако участие в этих фронтах леворадикальных групп, в том числе и коммунистов, подрывало их единство. Коммунисты стремились использовать народный фронт не столько для борьбы с фашизмом, сколько для установления собственной диктатуры. Хотя истоки конфликта уходили своими корнями в спор столетней давности между традиционалистами и сторонниками модернизации, в Испании 1930-х гг. он принял форму столкновения между фашизмом и антифашистским блоком Народного фронта. Этому способствовала и интернационализация конфликта, вовлечение в него других стран. Премьер-министр Х. Хираль обратился с просьбой о помощи к правительству Франции, Франко апеллировал к А. Гитлеру и Б. Муссолини. Первыми откликнулись на призыв о помощи Берлин и Рим, направившие в Марокко (где тогда находился Франко) 20 транспортных самолетов, 12 бомбардировщиков и транспортное судно "Усамо". К началу августа африканская армия мятежников была переброшена на Пиренейский полуостров. 6 августа юго-западная группировка под командованием Франко начала марш на Мадрид. Одновременно северная группировка под командованием Молы двинулась на Касерес. Началась гражданская война, унесшая сотни тысяч жизней и оставившая после себя руины.

О результате кровопролитной, разрушительной гражданской войны 1936-1939 годов убедительно говорят такие цифры: около 1 млн. человек погибло в ходе войны; не менее 500 тыс. испанцев были вынуждены покинуть родину, спасаясь от мести победителей.

Великобритания. В 30-х годах экономика Великобритании стала выправляться, главным образом потому, что в воздухе витала угроза новой войны. Правительство вооружалось и вкладывало деньги в тяжелую промышленность. К 1937 году британская промышленность производила оружие, самолеты и военное оборудование с финансовой помощью Соединенных Штатов.

В германии урон от депрессии был еще заметнее, что разрушило второй по важности для Британии рынок сбыта. Экономический кризис в германии привел к подъему Адольфа Гитлера.

США. Беспрецедентная в истории США серия реформ Ф. Рузвельта оживила хозяй­ственную деятельность. Экономика страны прошла фазу кризиса: число банкротств промышленных кампаний в 1934 г. снизилось вдвое по сравнению с 1929 г.; увеличилось количество рабочих мест; по сравнению с 1933 г. на 1/4 вырос национальный доход; различные слои населения, хотя и не все одинаково, испытали материальное облегчение, произошло ослабление монополий вследствие создания множества мелких предприятий и банков. В обществе был создан психологический перелом, позволивший пережить еще один кризис в 1937-1938 гг. А усиление и расширение среднего класса обеспечило Рузвельту победу на очередных президентских выборах, несмотря на то, что проблем в США в конце 30-х гг. не стало.

Германия. В течение 1933-1934 гг. в Германии шел процесс консолидации нацистской системы. Правительство было выведено из-под контроля парламента (рейхстага). Оно получило право издавать законы, в том числе изменяющие конституцию. Были распущены или само ликвидировались все нефашистские организации и политические партии, унифицирована и поставлена под контроль пресса. Местные органы власти превратились в послушный инструмент фашистской диктатуры. Завершающим актом в реорганизации политической, юридической и административной структуры страны стало сосредо­точение после смерти Гинденбурга 2 августа 1934 г. функций прези­дента в руках Гитлера. При всем различии политических курсов Франклина Рузвельта и Адольфа Гитлера их объединяют два направления - антисоветизм и антикоммунизм, активно внедрявшиеся в идеологические конструк­ции не только этих, но и других западных стран. Этому способство­вали нашумевшие в мире политические процессы, проходившие в СССР.

СССР. В 30-е гг. наша страна много строила, готовила кадры, вклады­вала средства в развитие фундаментальной науки. Благодаря таланту ученых, инженеров, рабочих были быстро спроектированы и по­строены такие гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий угольно-металлургические комбинаты. Запорожский "Азовсталь", Москов­ский метрополитен, признанный лучшим в мире.

В период довоенных пятилеток (1929-1941) СССР совершил та­кой рывок в создании тяжелой промышленности, который позволил создать потенциал одного уровня с самыми развитыми странами по отраслевой структуре, техническому оснащению, возможностям про­изводства всех видов продукции. СССР обеспечил свою экономиче­скую самостоятельность, заложил основу для победы в экономиче­ском противоборстве с фашистской Германией в годы второй миро­вой войны.

В конце 30-х гг. СССР занимал по абсолютным объемам про­мышленного производства второе место в мире, уступая лишь США.

 

Заключение

Экономический кризис 1929-1933 годов оказался самым длительным и самым разрушительным в мировой экономике. Более всего кризис сказался в США и в Германии, зависевшей от американских кредитов; в меньшей степени он поразил Великобританию, экономика которой была достаточно стабильной и не переживала резких взлетов и падений; Франция, лишившаяся немецких репараций, пережила пик падения производства несколько позже (в 1935 году), но весьма болезненно; в Испании кризис настолько обострил социальные и политические проблемы, что привел к революции; даже фашистская Италия, стремящаяся к экономической независимости от Запада, вышла из кризиса только благодаря резкому вмешательству тоталитарного государства. Со страшной силой кризис обрушился на колонии и страны Азии и Латинской Америки, которые страдали от обвального падения цен на главный предмет их экспорта - сырье и сельскохозяйственную продукцию. Кризис остановился лишь у границ СССР, ибо последний не был включен в мировую хозяйственную систему. Выход из кризиса повсеместно был связан с усилением роли государства в хозяйственной жизни. Но полностью вернуть экономику на прежний уровень удалось только к концу 30х годов.

 

Список использованной литературы

1. История мировой экономики. Хозяйственные реформы ХХ века/ под ред. Марковой А.М. – М.: Закон и право, ЮНИТИ

2. История США. Т. 3, 1918 – 1945 / Под ред. Г. Н. Севостьянова. - М.: «Наука», 1985..

3. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т.  Курс рыночной экономики – М.: ЮНИТИ, 1994.

4. Лойберг М.Я.  История экономики: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 1998.

5. http://www.uk.ru/

6. РУЗВЕЛЬТ Франклин Делано. /Сост. В.В. Носков // МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ “Кирилл и Мефодий”

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 22.03K
Скачано: 247
Скачать бесплатно
10.02.10 в 23:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе