Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »

Мировой экономический кризис (1929 – 1933 гг.)

Мировой экономический кризис (1929 – 1933 гг.) [16.09.11]

Тема: Мировой экономический кризис (1929 – 1933 гг.)

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.08K | Скачано: 314 | Добавлен 16.09.11 в 18:55 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


План

1. Причины и содержание мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг 3

2. Варианты выхода из «Великой депрессии» 6

3. Экономическое положение ведущих стран в конце 30-х гг 17

4. Список литературы 19

 

1. Причины и содержание мирового экономического кризиса 1929-1933гг.

Мировая война поставила заново вопросы о современном обществе и его будущем, об империализме и социализме, о добре и зле, о жизни и смерти. Все самое жесткое, выработанное мировой войной, культ силы, ненависть, бескомпромиссность, неразборчивость в средствах и вместе с тем способы массовой пропаганды и приемы социальной демагогии – все это принесли с фронта в тыл, где имелась подходящая почва. А когда возникла фашистская партия, она психологически восприняла эти методы и «идеалы».

Германский фашизм прежде всего был воплощением контрреволюции, реакцией на массовый подъем общедемократических движений в Германии и Европе после войны и в связи с ней. Революции в России, Германии и в других странах, поражение в войне, глубокий национальный кризис, голод, безработица, тяжелейшие последствия Версальского мира – все это занимало свое место в ряду причин.

Для всего правого, ультрабуржуазного именно сохранение традиционного консерватизма было последней пристанью в море изменений и революций, катящем свои валы по Европе.

 Постепенно в послевоенной Европе идет перераспределение сил. Советский Союз становится крупным центром политического влияния, в то время как в Западной Европе укрепляются преимущественные позиции США, а затем и Англии. В то же время Франция постепенно утрачивает надежды на европейскую гегемонию, а Германия преодолевает последствия катастрофы и опять выдвигается в ряды ведущих держав. Так возникает новая политическая картина Европы.

Сдвиг мощных пластов истории, вызванный мировой войной, революциями в России, Германии, и во многих других европейских странах, привел к острому размежеванию общественных сил.

Кризис общественной системы был, собственно, серией кризисов – социальных, политических, экономических, военных. В мире устоявшихся понятий возникало ощущение, что всему приходит конец, что надвигается нечто неизвестное. Фашизм, представивший перед миром именно в Германии в своем наиболее «завершенном» виде, если можно так говорить об этом в высшей степени мрачном явлении, - результат очень сложных процессов. Он не есть лишь творение некоего австрийского ефрейтора. А сам ефрейтор и все его «движение» - плод глубинных процессов, характерных для того этапа не только германской, но и европейской истории в целом.

Период Великого кризиса 1929-1933 гг. за короткий промежуток времени, но уже в мирное время вызвал небывалые темпы роста государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма (от франц. l'etat - государство) было характерным для всех без исключения стран. Отличительная черта  нового этапа развития системы государственного регулирования в том, что феномен этатизации получает достаточно прочное теоретическое обоснование. На фоне общей стабильности капитализма США проводит широкомасштабную политику установления своего экономического, политического и военного влияния в Европе. Их цель – превратить Западную Европу, прежде всего Германию, в мощный военно-политический противовес левым силам, главным образом Советскому Союзу, обеспечить приложение капиталов и добиться преобладания в европейской экономике.

Экономический кризис 1929-1933 гг. охватил весь капиталистический мир, особенно США и Германию. Промышленное производство сокращается более чем на треть. Резко нарушились международные хозяйственные связи. Финансы снова приходят в расстройство. Опять разрушается валютная система. Заводы и фабрики замирают. Уничтожены громадные запасы продовольствия, сырья. Сжигаются посевы. В капиталистических странах 26 млн. безработных. Материальный ущерб приближается к потерям мировой войны.

Исходная точка, относительное перепроизводство товаров не находящее спроса вследствие  ограниченного платежного спроса населения, периодически повторяется в условиях товарного производства. Старые технологии, уже отработали необходимо было новое влияние (технологический кризис). Несомненно, большую роль сыграло перепроизводство.  Снижение хозяйственной активности, мелкого и среднего бизнеса. Монополии увеличили свою роль в экономике, и тем самым диктовали «правила игры». Отсутствие условий массового производства. Безработица, около 10 – 26 млн. человек.

Характерные черты данного экономического кризиса  состоят в том, что он довольно-таки продолжительный, по своей протяженности. Технологический. Структурный. Циклический, повторяется каждые 11 лет. Характерные для рыночной экономики кризисы перепроизводства при переходе к массовому выпуску разрушительны. Принципы либерализма, на которых зиждилась демократия потребовали существенного пересмотра.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что был нанесен сокрушительный удар в том, что в рамках рыночной экономики стихийно устанавливается баланс между спросом и предложением и государство может ограничивать свою экономическую политику поддержкой своих товаропроизводств на внешних рынках. Особенности экономических и социальных процессов протекают в индустриальных державах, определяли усиление противоречий в мировом развитии. Переход к крупномасштабному,  конвейерному производству, объем выпускаемой ими продукцией стал систематически превышать платежеспособный спрос на нее.

Тем самым мировой экономический кризис проявился в снижении цен а товары, инфляции, сокращении производства, безработице, прекращении капиталоснабжения.

 

2. Варианты выхода из «Великой депрессии».

Мировой кризис 1929-1933 гг. начался в США, поразив сильнее всего экономику этой страны. 25 октября 1929 г. на Нью-Йоркской фондовой бирже в связи с катастрофическим падением курса акций, цена которых была завышена биржевыми спекулянтами, вспыхнула паника.

Паника на бирже стала отправным пунктом всеобщего экономического упадка, причиной которого стало несоответствие между крупномасштабным расширением производства и покупательской способностью населения. Избыточный товарный запас, не находящий сбыта в силу ограниченной емкости рынка, делал невозможным, бессмысленным дальнейшее инвестирование производства. Это в свою очередь вело к сокращению производства, разорению предпринимателей, резкому снижению занятости, что еще более сужало возможности реализации производственных товаров.

Экономический кризис, или, как он был назван в США, Великая депрессия, поразил все отрасли народного хозяйства. Так, за четыре года промышленное производство страны сократилось в целом на 46,2%. Наиболее пострадало автомобилестроение, где производство сократилось на 80%, чугунолитейное производство сократилось на 79%, сталелитейное – на 76%, добыча нефти упала почти на 78%, угледобыча – на 59%.

Резкое сокращение производства в базовых отраслях оказало негативное воздействие на остальные отрасли экономики. Всего за годы кризиса в США обанкротились 135 тыс. промышленных, торговых и финансовых фирм, 5760 банков. Сильно пострадал и сельскохозяйственный сектор, где в результате резкого падения закупочных цен на продовольственные товары (в среднем на 58%), при фиксированных издержках в виде арендной платы, налогов и т.д. происходило постоянное сокращение производства, что повлекло за собой разорение около 1 млн. фермеров.

Одним из наиболее тяжелых проявлений кризиса перепроизводства стала небывалая для США безработица. В начале весны 1933 г. в стране насчитывалось около 17 млн. безработных, что составляло в то время приблизительно одну треть от самодеятельного населения. Одновременно произошло существенное падение уровня заработной платы (почти вдвое), что вместе с безработицей еще более сужало емкость внутреннего рынка, а следовательно, усугубляло кризисные явления. В результате резко активизировался социальный протест, носивший формы забастовок, голодных маршей, пикетов, демонстраций и т.п., что создавало известную угрозу для политической системы в целом.

Несмотря на углубление кризиса в течение 1929-1932 гг. было бы неверным утверждать, что в этот период правительство США не предпринимало серьезных шагов к его преодолению или хотя бы не пыталось смягчить его последствия. В основе неудач антикризисных мер правительства президента Герберта Гувера, вступившего в должность в марте 1929 г., лежала иллюзорная вера в неограниченные потенции либеральной хозяйственной модели, в способность произвольного саморегулирования рынка. Поэтому первоначально правительством использовались уже апробированные временем рецепты борьбы с кризисом, такие, как усиление политики торгового протекционизма. С конца же 1931 г. правительство перешло к ряду более активных, прямых действий по спасению и поддержанию на плаву крупных банков, промышленных, торговых фирм, транспортных компаний и крупных фермерских хозяйств путем государственного кредитования. Стали предприниматься и попытки государственного регулирования процесса ценообразования. Все это свидетельствовало о некотором пересмотре взглядов правительства на природу кризисных явлений и главное – на место и роль государства в системе хозяйственных отношений.

Однако и эти меры администрации Гувера оказались малоэффективными, о чем свидетельствовало дальнейшее углубление кризиса, а вместе с ним и нарастание общественного недовольства неумелыми действиями правительства.

Последний социально-политический фактор стал решающим при избрании в начале 1933 г. на пост президента Франклина Рузвельта. Имя  неразрывно связано с принципиально новой эффективной антикризисной политикой, которая вошла в историю под названием «Новый курс».

Первые мероприятия Рузвельта были направлены на оздоровление банковской, финансовой системы в целом. В марте 1933 г. в стране была приостановлена работа всех банков,  что позволило прекратить обмен банкнот на золото с одновременным запретом его вывоза за пределы США.

Одновременно на основе чрезвычайного закона о банках последовательно осуществлялось лицензирование их деятельности. Весной 1933 г. возобновили работу 4/5 ранее закрытых банков. Это были прежде всего крупные банки, а 2 тыс. мелких  кредитных учреждений были ликвидированы или вошли в состав более крупных кредитных учреждений. Действующим банкам был предоставлен правительственный кредит в 1 млн. долл. Кроме того, государство взяло на себя обязанность страховать депозиты вкладчиков банков, что способствовало росту доверия к банкам со стороны вкладчиков, а следовательно, притоку средств на счета и предотвращению банкротства банков. Правительству удалось создать систему регулирования банковской деятельности.

Оживление промышленного производства – основы процветания США – должно было потянуть за собой решение многих кризисных проблем, и главной среди них – сокращение безработицы.

Поэтому в июне 1933 г. принимается закон о восстановлении национальной промышленности, который по сути вводил систему государственного регулирования промышленного сектора. Для предприятий одной отрасли строго регламентировались объемы производства, пределы заработной  платы, продолжительность рабочей недели, определялись рынки сбыта товаров, цены на продукцию и пр.

Закон о восстановлении промышленности содержал также ряд положений, регламентирующих порядок взимания  и расходования налогов, направляемых на организацию общественных работ и выплату пособий по безработице.

Не менее важной была антикризисная аграрная политика Рузвельта, осуществляемая на основе закона о регулировании сельского хозяйства, который был принят Конгрессом США весной 1933г. Для преодоления кризиса перепроизводства была выбрана система поощрения в виде премий и компенсаций фермерам, сокращающим производство в своих хозяйствах. От такой системы выиграли прежде всего крупные хозяйства, которые могли без существенного ущерба сокращать производство, а мелкие фермеры продолжали испытывать серьезные трудности. Учитывая этот фактор, правительство предприняло чрезвычайные меры по снижению фермерской задолженности (на начало 1933 г. она составляла 12 млрд. долл.).

В целом активная политика государственного вмешательства позволила США, хотя и более медленными темпами  по сравнению с отдельными европейскими странами, преодолеть кризисное состояние экономики. К 1937 г. по ряду основных экономических показателей США практически вышли на отметку 1929 г. [2]

Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г., т.е. несколько позднее, чем в ряде других стран. В первоначальный период  в правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной программы. Лейбористское правительство, стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за счет усиления налогового пресса на имущих. Подобная политика встретила серьезное сопротивление со стороны  последних и заставила Дж. Макдональда в августе 1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством. Поворот в антикризисной политике получил обоснование в докладе королевской Комиссии по национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея. Руководствуясь либеральными принципами, новое английское правительство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.

Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупный внешний займ (80 млн. фунтов стерлингов) с целью восстановления платежного баланса.

Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта. За Великобританией вынуждены были последовать страны, входящие в так называемый стерлинговый блок (25 государств – страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и другие, включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта. Помимо этого, страны блока передавали свои валютные резервы Англии в общий фонд блока, что обеспечило стране немалые выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены закупать английские товары и одновременно поставлять для Англии преимущественно сырьевые и продовольственные товары.

В отношениях со странами-конкурентами, сохранявшими некоторое время золотой паритет национальных валют (США, Франция, Германия, Италия и др.), Англия получила преимущество за счет повышения ценовой конкурентоспособности своих товаров.

В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Это происходило в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от «Нового курса» Рузвельта. Уже в 1934 г. жесткая бюджетная политика экономии начинает несколько смягчатся, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление урезанных пособий по безработице, снижение размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.

Начавшийся в 1934 г. подъем подкреплялся существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с производством вооружения (автомобилестроение, авиационная, радиопромышленность и др.). Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы.

Мировой кризис распространился на Францию несколько позднее – в 1930 г. зато был более затяжным и весьма глубоким. Во Франции репарации не вызвали ожидаемого процветания: колониальные войны в Марокко и Сирии, рост милитаризации ослабляли страну. В кризисный период произошла крайняя радикализация внутриполитических отношений, что было обусловлено отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими традициями страны. Так, наряду с усилением демократических и леворадикальных течений проявилась нехарактерная для республиканско-демократических традиций Франции отчетливая тенденция к фашизации страны по примеру Италии и Германии. Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь определила особенности антикризисной политики и во многом повлияла на длительность кризиса.

Подавление коммунистами и социалистами в феврале 1934 г. попытки фашистского путча, за которым стояли не только фашистские организации, но и часть крупных монополий, представители церкви, вызвало заметный рост влияния двух левых партий: социалистической (СФИО) и коммунистической (ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно падение авторитета правительства.

Программа Народного фронта была ориентирована в основном на удовлетворение ближайших нужд широких слоев граждан. Среди основных требований ее следует отметить: создание национального фонда безработицы; сокращение рабочей недели без уменьшения содержания; увеличение числа рабочих мест, в частности, за счет снижения возрастного пенсионного барьера; организация масштабных общественных работ; регулирование закупочных цен на сельскохозяйственные товары с учетом интересов производителей; поддержка крестьянских кооперативов; пересмотр закона о плате за торговые помещения; защита интересов мелких рантье; реформирование  системы налогообложения в пользу малоимущих граждан и ряд других.

4 июня 1936 г. было создано первое правительство Народного фронта во главе с премьер-министром Л. Блюмом. Спустя два месяца перед правительством Блюма встала проблема непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Это заставило правительство пойти на первую девальвацию франка, что не замедлило отрицательно сказаться на уровне жизни самых широких слоев граждан. Левая направленность политики правительства социалистов способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса сокращения производства, появлению иных форм противодействия правительственному курсу со стороны крупного капитала. В этих условиях правительство Блюма не решилось поставить под государственный контроль деятельность Французского банка и начать налоговую реформу. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и как результат – смену кабинета министров.

Правительство социалиста-радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между интересами широких слоев населения и представителей крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенное сворачивание бюджетных расходов, состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило правительство вторично провести девальвацию национальной валюты.

В результате нового правительственного кризиса весной 1938 г. формируется второй кабинет Л. Блюма, который проводит курс дальнейшего свертывания политики Народного фронта. Так, за счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить прежде всего военно-оборонительное строительство в стране. Попытка пересмотра доходной и расходной статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных финансовых и промышленных кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.

Сформированное в апреле 1938 г. правительство Эдуарда Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий.

Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объяснялось непоследовательностью антикризисных мероприятий, а по сути отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Франция сокращает внешнюю торговлю более чем в два раза. Производство машин почти прекращается. Некоторое оживление в экономике страны накануне войны было вызвано усилением государственных ассигнований на военное строительство. 

 К 1929 г. германский империализм вернул утраченные в результате войны мировые экономические позиции. По ряду показателей промышленного производства он обогнал Англию. В 1929 г. Англия выплавила 9,8 млн. т стали и 7,7 млн. т чугуна, а Германия – соответственно 16 и 13,2 млн. т и заняла второе место в мире. В 1929 г. экспорт германских товаров превзошел импорт и по своему объему занял третье место в капиталистическом мире после США и Англии. Дешевые германские товары успешно конкурировали на европейских и восточных рынках с английскими. К началу 30-х годов Германия, возрождаемая Америкой и Англией, опять стала их конкурентом.

В 1930 г. вложения США  в германскую экономику достигли 5%.

В 1931 г. по настоянию президента США Гувера прекращаются выплаты Германией репараций. Англия и Франция дают согласие на увеличение вдвое численности рейхсвера. Нью-йоркская биржа отзывается на политические успехи гитлеровцев повышением курса акций фирм, имевших вложения в германскую экономику.

В Германии кризис достигает кульминации к 1932 г.: 68 тыс. предприятий терпят крах. Более 6 млн. промышленных рабочих – без работы. Распроданы десятки тысяч крестьянских хозяйств. Массовые стачки охватывают страну. Повсюду нарастает политическая напряженность. Усиливается национально-освободительное движение в колониях и полуколониях.

К концу 1933 г. стали свертываться экономические связи между Германией и СССР (еще летом 1932 г. германское участие в импорте СССР составляло 46%, теперь оно становилось чисто символическим).

Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках, растущая ностальгия достаточно широких общественных кругов граждан по былому величию Германской империи в условиях резкого падения жизненного уровня, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительства других стран явились главными факторами установления фашистского режима в стране в 1933 г.

Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатистский характер. Несмотря на то, что Гитлер пришел к власти на этапе закончившегося падения экономики, антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, так как преследовали не только тактические цели вывода хозяйства в режим роста, но главным образом стратегические, военно-политические цели – возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства.

Эта стратегия собственно и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которых становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью нацистским руководством был сделан упор на восстановлении важных в военном отношении отраслей тяжелой и топливной промышленности, на создании предприятий, выпускающих военную технику, что потребовало концентрации огромных средств в руках государства. Поэтому нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования хозяйства, явившийся основным рычагом сосредоточения финансовых, людских и прочих ресурсов. Ряд принятых законов о принудительном картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и другие позволили установить жесткий контроль государства над 2/3 промышленного потенциала. Закон об  организации национального труда создал нормативную базу для становления системы принудительного труда. Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра – Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые средства, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс, за счет гражданских отраслей.

Таким образом, в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившиеся помощи со стороны других стран, наконец, самоизоляция страны (автаркии) методы государственного регулирования изначально приобрели ярко выраженные прямые, административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что было связано с политикой «аризации» предприятий, а точнее, их конфискацией у владельцев-евреев, и национализацией собственности нелояльных к режиму предпринимателей. Одновременно росла доля участия государства в акционерных компаниях.

Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь весьма эффективным и позволил фашистскому режиму в течение 1934 г. покончить с кризисом, прежде всего в тяжелой промышленности, и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, так как вовсе не устраняли народнохозяйственные диспропорции, явившиеся его причиной, а напротив углубляли их. Возросшие в 25 раз за 1932-1936 гг. ассигнования на военное строительство намного опередили темпы роста государственных инвестиций в транспорт (выросли за тот же период в четыре раза), общественное управление (в полтора раза), жилищное строительство (в 1,7 раза). Продолжение политики милитаризации экономики не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и многих других. Впрочем, нацистское правительство и не стремилось к решению данных проблем.

Только развязывание внешней агрессии могло временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия все более втягивается в военные конфликты и в конечном счете развязывает Вторую мировую войну, покончившую с самим фашизмом.

В Италии наполовину уменьшен выпуск продукции. Разоряются мелкие фирмы. Охвачены кризисом страны Центральной и Юго-Восточной Европы.

На другом конце света японское правительство разрабатывает широкие планы экспансии в Юго-Восточной Азии и Тихом океане.

Таким образом пути выхода из кризиса в основном это, большая часть стран сохранила демократию, например такие как США. Реформы, социальные компромиссы, Ф. Рузвельт – «Новый курс», преодоление кризисных явлений, т.е. последствий кризиса, нахождение компромиссов, основа этих компромиссов это регулирующая роль государства в экономике и в политической сфере, уменьшение заработной платы, увеличение рабочих мест. Не малую роль сыграли квоты на производство, государственные заказы, субсидии. Приверженность к тоталитаризму. Например как Германия и Италия. Авторитаризм, Венгрия, Польша, Чехословакия…

Значение кризиса для стран, это широкомасштабный опыт регулируемый государственной экономикой (государственный капитализм). Выход из кризиса за счет технического обновления. Сохранение демократической системы. 

 

3. Экономическое положение ведущих стран в конце 30-х гг.

в Англии уже сформировалось Лейбористское правительство. Предпосылки этому были еще 1924г. Р. Макдональдом – лидером Лейбористской партии, премьер – министром Великобритании.

В США В 1932 г. организованная Ф.Д.Рузвельтом общегосударственная система помощи вдовам, сиротам, инвалидам, страхование от безработицы, пенсионное обеспечение, более укреплены права трудящихся на создание профсоюзов.

Во Франции и Испании 1936г. к власти пришли правительства Народных фронтов, опиравшиеся на поддержку левых партий (социалистов и коммунистов) ориентированные на социальные реформы – 40 часовая рабочая неделя, введение 2-х недельных оплачиваемых отпусков, повышение пенсий и пособий по безработице.

В странах Скандинавии начиная с середины 1930-х гг. социал-демократы почти постоянно находились у власти.

 В общем идея свободной конкуренции отстаивавшая либерализм привела к концентрации и централизации капитала. Возникновение монополий ограничило свободу рынка.

 

4. Список литературы.

  1. Варга Е.С. Экономические кризисы. – М.: Наука, 1974.
  2. Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. – М.: Наука, 1985. Ч.1.
  3. Новейшая история зарубежных стран: Европа и Америка. 1917 – 1945 гг./Под ред. Фураева В.К. – М.: Просвещение,1989.
  4. Экономическая энциклопедия «Политическая экономия». – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – Т 4. – С. 499-502.
  5. История мировой экономики. Хозяйственные реформы ХХ века/ Под ред. Марковой А.Н. – М.: Закон и право ЮНИТИ, 1995.
  6. История народного хозяйства: Словарь-справочник. – М.: Архангельск, 1995.
  7. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран ХХ век. – М.: Русское слово, 2003.
  8. Загладин Н.В. Всемирная история ХХ век. – М.: Русское слово, 2003.
  9. Делягин М.Г. Мировой кризис, общая теория глобализации. – М.: ИНФРА – М, 2003.
  10. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
  11. Карр Э.Х. Русская революция, от Ленина до Сталина, 1917 – 1929. – М.: «Интер – Версо», 1990.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.08K
Скачано: 314
Скачать бесплатно
16.09.11 в 18:55 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе