Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »

Экономический кризис

Экономический кризис [09.12.12]

Тема: Экономический кризис

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)

Тип: Курсовая работа | Размер: 39.02K | Скачано: 267 | Добавлен 09.12.12 в 17:16 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы


Содержание

Введение 3

1. Сущность экономического развития и экономические кризисы 5

2. Основные и специфические черты экономических кризисов в экономической теории 11

3. Пути стабилизации кризисных явлений в экономике России 16

Заключение 28

Список используемой литературы 31

 

Введение

Экономическая история свидетельствует, что рост экономики никогда не бывает гладким и равномерным. За несколькими годами оживления деловой активности и процветания следует спад   или даже паника, или крах.

Развитие национальной экономики вызывает к жизни целый комплекс проблем. Одной из основных проблем макроэкономики на современном этапе является достижение и поддержание макроэкономического равновесия, периодические отклонения от которого свидетельствуют о наличии «болезней» в системе рыночного хозяйства. Важнейшим проявлением нарушения макроэкономического равновесия является цикличность.   Экономический цикл охватывает всевозможные стороны жизни общества. Он проникает всюду - в производство, строительство, занятость, доход, на фондовую биржу, и в политику. Даже такие неэкономические явления как рождаемость и браки ощущают на себе всю полноту кризиса.

Данная тема является очень актуальной в наши дни, так как не столь давно России пришлось пройти через череду экономических кризисов и до сих пор страна нуждается в четкой антикризисной политике. Кроме того, кризисы в России имеют много специфических особенностей, что связано с историей государства и зачастую с российским менталитетом. Циклические колебания экономики являются одной из важнейших экономических проблем, привлекающих пристальное внимание ученых уже долгое время. Периодическое возникновение в ряде стран кризисов в их хозяйственной жизни, основанной на рыночных механизмах, заставляет ученых-экономистов выявлять те причины и факторы, которые обуславливают их появление. Многие отрицательные явления в развитии экономики – усиление кризисных спадов, снижение темпов экономического роста и производительности труда и другие, в качестве  решающей причины имеют научно-технический прогресс, точнее колебание его результативности. Большинство современных теоретиков в качестве основной причины такого характера развития признают волнообразную динамику технических и технологических нововведений. Процессы, происходящие в экономике технологически развитых государств, свидетельствуют об особой актуальности исследования проблемы взаимосвязи циклических процессов в экономике с научно-техническим прогрессом и инновационной деятельностью.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение экономических кризисов,  и описание их роли в экономике.

Задачи курсовой работы:

  1. Обозначить сущность экономического развития и экономических кризисов.
  2. Определить основные и специфические черты экономических кризисов в экономической теории.
  3. Рассмотреть пути стабилизации кризисных явлений в экономике России.

Объектом курсовой работы является экономические кризисы.

Предметом данной курсовой работы являются отношения, возникающие при экономическом кризисе в народном хозяйств.

 

1. Сущность экономического развития и экономические кризисы

Закономерным результатом экономического развития является не только стабильное, устойчивое, но и нестабильное состояние

Нарушение стабильности – результат, главным образом, кризисов циклических и структурных.

Различают два состояния, свойственные макроэкономике:

1. состояние стабильности, когда общественное производство и общественное потребление развиваются достаточно спокойно, устойчиво, внутренние и внешние механизмы не противоречивы.

2. состояние нестабильности, при котором нарушаются нормальные связи и пропорции в национальной экономике, наступает ее кризисное состояние.

Многие заметили повторяемость чередований спадов и подъемов производства в рыночной экономике. Таким образом, можно сделать вывод о цикличности макроэкономического развития. Кризисы стали характерным явлением для стран с рыночной экономикой. Важнейшая причина кризисов – в диспропорциональности экономики. В условиях научно-технической революции двигателем экономического развития становится противоречие между динамичным потребительским спросом и способностью экономической системы мобильно на него реагировать, выступающее фактором экономической конъюнктуры и трансформирующее их в циклы экономической  конъюнктуры.

На первый взгляд складывается впечатление, что кризисы наносят ущерб экономическому росту. Однако в  действительности их роль противоречива. Они способствуют устранению ненужных, неэффективных производств, являются фактором установления пропорциональности. Тем самым  выполняют важную структурообразующую роль в экономике.

Экономические циклы начального периода (эпохи классического капитализма) и современные – существенно различаются между собой. Различия проявляются в степени нарушения экономического равновесия, длительности фаз, участии государства в регулировании циклов. Исследователей, занимающихся изучением конъюнктурной динамики, можно разделить на тех, кто не признает существования периодически повторяющихся циклов в общественной жизни, и на тех, кто стоит на детерминистских позициях и утверждает, что экономические циклы проявляются с регулярностью приливов и отливов. Представители первого направления (ученые современной западной  неоклассической школы), считают, что циклы являются следствием случайных воздействий (импульсов и шоков) на экономическую систему, что и вызывает циклическую модель отклика, т.е. цикличность и есть результат воздействия на экономику. Представители второго направления склонны рассматривать цикл как своеобразную первооснову, элементарный неделимый «атом» реального мира. Структуру цикла образуют два противоположных материальных объекта, которые находятся в нем в процессе взаимодействия.

Одним из первых экономистов был К. Маркс (1818 - 1883), который начал уделять этой проблеме пристальное внимание. Он выделял четыре фазы, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление, подъем. Существуют и другие классификации: некоторые современные исследователи выделяют только две фазы: рецессию и подъем. Отметим, что марксистская школа исследовала исключительно промышленный цикл протяженностью 7 – 12 лет, относясь ко всем остальным видам цикличности с предубеждением.

Рассмотрим экономический цикл в его классическом варианте. Исходной фазой цикла является спад, или кризис. Для нее характерны:

  1. падение уровня и темпов производства, сокращение масштабов выпуска продукции;
  2. массовые банкротства промышленных и торговых предприятий;
  3. рост безработицы;
  4. расстройство рынка ценных бумаг;
  5. значительный рост нормы банковского процента.

После достижения низшей точки спада начинается депрессия. При депрессии:

  1. приостанавливается спад производства и занятости;
  2. приостанавливается падение цен;
  3. устанавливается равновесие между спросом и предложением.

Именно в этот период создаются условия для выхода из кризиса. Снижение цен на средства производства подготавливает основу для обновления основного капитала, возобновление производства на новой технической основе.

Массовое обновление основного капитала является материальной основой выхода из кризиса, необходимой предпосылкой последующего роста.

Следующая фаза – оживление. Рост производства в этот период достигает предкризисного уровня. В период оживления характерно:

  1. наблюдается незначительный рост производства;
  2. сокращается безработица;
  3. постепенно начинают повышаться цены;
  4. увеличение объемов кредита приводит к снижению ставки процента.

Оживление охватывает большое количество отраслей и производств, втягивает в «новый виток спирали» все новые капиталы.

После достижения предкризисного уровня оживление переходит в подъем (бум). При этом развитие производства приобретает ажиотажный характер. В период подъема:

  1. стремительно растет производство;
  2. выпуск продукции превышает предкризисный уровень;
  3. безработица сокращается до минимальных размеров;
  4. лихорадочно растут цены;
  5. активизируется рынок ценных бумаг;
  6. рост объемов кредита обусловливает снижение процентной ставки.

Все факторы работают на развитие деловой активности, рост производства. Вместе с тем стремительность деловой активности выступает основой инфляции, которая растет также быстро, как и активность производства, при неуправляемости может даже выйти из под контроля.

В этих условиях важнейшим фактором, ограничивающим рост,  выступает резкое повышение процентной ставки, удерживающее производителей от получения ссуд и дальнейшего расширения производства.

Можно представить две стороны кризиса:

1. Разрушительную, которая связана с ломкой сложившихся диспропорций.

2. Оздоровительную, поскольку выходом из кризиса становится обновление основного капитала, позволяющее перейти на новую технико-технологическую базу производства, удешевления производства товаров.

Наряду с циклическими важной формой нестабильности выступают структурные кризисы. Это, с одной стороны, частичные кризисы, поскольку они затрагивают какую-либо одну сферу или отрасль экономики. С другой это составляющая общих кризисов, поскольку изменения в одной сфере или отрасли экономики оказывают влияние на всю экономику.

В отличие от циклических кризисов, которые периодически, через определенные промежутки времени повторяются, структурные кризисы, как правило, являются нерегулярными, они развиваются по мере возникновения причин их обуславливающих.

Чаще всего структурные кризисы обусловлены нарушением нормальных соотношений между отраслями производства – однобоким и уродливым развитием одних отраслей в ущерб других. Они оказывают не менее значимое воздействие на экономику, чем циклические кризисы, поэтому требуют серьезного научного анализа.

Современной общественной науке известно более 1380 типов цикличности. В экономике оперируют чаще всего четырьмя из них: циклы Жуглара, циклы Китчина, циклы Кузнеца и циклы Кондратьева.

Впервые в экономической науке выделили цикл 7 – 12 лет, который впоследствии получил название Жуглара. Этот цикл имеет и другие названия: «бизнес-цикл», «промышленный цикл», «средний цикл», «большой цикл». Первый «промышленный цикл» разразился в Англии в 1825 г., когда машинное производство заняло господствующее положение в металлургии, машиностроении и других ведущих отраслях. Кризис 1836 года возник сначала в Англии, а затем распространился и на США. Кризис 1847 – 1848 гг., разразившийся в США и ряде европейских стран, по существу, был первым мировым промышленным кризисом. За ним последовали кризисы 1857 и 1866 годов. Наиболее глубоким был кризис 1873 года. Если в ХIX в. Промышленный цикл составлял 10 – 12 лет, то в ХХв. Его продолжительность сократилась до 7 – 9 и менее лет: кризисы 1882, 1890, 1900, 1907 гг. Самое разрушительное воздействие на экономику оказали кризисы 1920 – 1921, 1929 – 1933, 1937 – 1938 гг. Среди них выделяется Великая депрессия 1929 – 1933 годов, отличившаяся особо глубоким и длительным падением производства. Цикл 7 – 12 лет был назван именем Жуглара за его большой вклад в изучение природы промышленных колебаний  во Франции, Великобритании и США на основе фундаментального анализа колебания ставок процента и цен. Как оказалось, эти колебания совпали с циклами инвестиций, которые в свою очередь, инициировали изменение ВНП, инфляции и занятости.

Циклы Китчина (циклы запасов), в которых автор сосредоточил свое внимание на исследовании коротких волн длиной от 2 до 4 лет на основе изучения финансовых счетов и продажных цен при движении товарных запасов.

В 1930-е годы в США появились исследования так называемого «строительного цикла», названные «циклами Кузнеца». Аналитики построили первые статистические индексы совокупного годового объема жилищного строительства и обнаружили в них следующие друг за другом длительные интервалы быстрого роста и глубоких спадов или застоя. Тогда и появился термин «строительный цикл», определяющий эти 20-летние колебания. В 1946 году С. Кузнец пришел к выводу, что показатели национального дохода, потребительских расходов, валовых инвестиций в оборудование производственного назначения, а также в здание и сооружения обнаруживают взаимосвязанные 20-летние колебания. При этом он отметил, что в строительстве эти колебания обладают самой большой относительной амплитудой. В 1955 году в качестве признания заслуг американского исследователя решили «строительный цикл» назвать «циклом Кузнеца».

Первые попытки в области создания длинных волн были предприняты на заре ХХ в., наибольший вклад внес русский ученый Н.Д.Кондратьев. Он связывал начало «большого» подъема с массовым внедрением в производство новых технологий, с вовлечением новых стран в мировое хозяйство, с изменением объемов добычи золота. Картину подъема можно описать как: внедрение технических нововведений идет параллельно с расширением инвестиционного процесса, который стимулирует производство и спрос, способствующие росту цен. В этот период безработица уменьшается, заработная плата и производительность труда растут. Эти процессы затрагивают всю экономику, изменяют стиль жизни людей. За каждым «большим» подъемом следует довольно короткий период, когда экономика как бы готовится  к предстоящему длительному спаду, но в то же время сохраняется  видимость процветания. Накопившиеся противоречия выходят наружу: обнаруживается переизбыток производственных мощностей, происходят массовые ликвидации предприятий, растет безработица, цены падают.  

Таким образом, можно сделать вывод, что цикличность можно рассматривать как способ саморегулирования рыночной экономики. Национальная экономика развивается не по кругу, а по спирали. Кризис является одной из фаз такого развития. Он способствует устранению ненужных, неэффективных производств, является фактором установления пропорциональности. Любой кризис независимо от его вида способствует научно-техническому прогрессу. Вместе с этим он оказывает разрушающее воздействие на развитие макроэкономики, проявляющееся в свертывании и упадке традиционных отраслей, которые не могут конкурировать с новейшими видами наукоемких производств. Вымирание этих отраслей обостряет социальные проблемы, является причиной безработицы. Как уже отмечалось, в настоящее время не существует единой теории циклов, по этому не всегда возможно предугадать сценарий, по которому пойдет развитие национальной экономики.

Рассмотрев сущность экономического развития и теории экономического цикла, определим основные и специфические черты экономических кризисов.

 

2. Основные и специфические черты экономических кризисов в экономической   теории

В настоящее время не существует единой теории цикла. Многие  экономисты отрицают цикличность развития экономики в принципе.  Прежде всего к ним относятся сторонники неоклассической и монетарной школ. Они предпочитают говорить о нециклических колебаниях, вызванных совокупностью произвольных экономических факторов. Можно говорить, что особое место занимают ортодоксальные марксисты, которые признают лишь теорию промышленного цикла, отвергая прочие виды цикличности. Если неоклассики отвергают цикличность из-за своей приверженности к закону равновесия Вальраса, то марксисты отрицают цикл при социализме, так как утверждают, что в бесклассовом обществе развитие состоит только из подъема и исключает спады.

Однако и среди экономистов, которые признают цикличность, нет единства относительно природы этого явления. Рассмотрим несколько теорий экономического цикла.

Теория внешних факторов, разработанная У.С. Джевонсом, связывает экономический цикл с 11-летним циклом солнечной активности. Он исследовал влияние солнечных пятен на урожайность, на цены на зерно и на торговый цикл. Однако Джевонс связывал эту цикличность преимущественно с сельским хозяйством и торговлей. Последователи этой теории распространили влияние солнечного цикла на всю экономику. Так, его сын связал солнечный цикл с колебаниями занятости, а Х.М. Мор разработал общую экономическую теорию солнечной активности. В 1987г. японский экономист Симанака Юдзи исследовал циклическое развитие Японии с 1885 по 1984 год. Он пришел к мнению, что за это время произошло девять 11-летних солнечных циклов, которые совпали с циклами Жуглара. Он также считает, что цикл Кузнеца равен двум солнечным циклам (22 года), а цикл Кондратьева – пяти солнечным циклам (55лет).

Теория Троцкого и современных «неомарксистов» говорит о том, что длинные волны являются историческими периодами ускорения и замедления развития капитализма, и выделяет пять равномерных периодов с 1781 по 1921 г., причем длинные волны вызываются экзогенными нециклическими факторами: обострением и ослаблением классовой борьбы.

Чисто монетарное толкование цикла можно охарактеризовать в том смысле, что изменение денежного потока является единственной причиной  изменения экономической активности, чередования процветания и депрессии, оживления и вялой торговли. Иначе говоря, спрос на товары, выраженный в деньгах, непосредственно определяется потребительскими затратами, то есть расходами за счет дохода. Если бы денежный поток можно было бы стабилизировать, то колебания экономической активности исчезли бы.

Согласно теории перенакопления центральное место в ней занимает вопрос о чрезмерном развитии отраслей, производящие товары производственного назначения, по отношению к отраслям, производящие потребительские товары. Сторонники этой теории говорят, что во время повышательной фазы цикла выпуск товаров производственного назначения растет, а во время понижательной фазы цикла сокращается гораздо более резко, чем производство товаров кратковременного пользования.  Отрасли, производящие капиталоемкие товары получают чрезмерное развитие. Таким образом, именно реальная диспропорция в структуре производства, а не просто нехватка денег является причиной кризиса.

Существует множество разновидностей теории недопотребления, но наиболее обоснованная применяет термин «недопотребления» в  значении «чрезмерных сбережений». Рассмотрим ее: депрессии вызываются тем обстоятельством, что слишком большая часть текущего дохода сберегается и слишком незначительная расходуется на потребительские товары. Именно эти сбережения разрушают равновесие между производством и реализацией. Причина чрезмерных сбережений заключается в неравномерном распределении дохода. Подавляющая их часть приходится на тех, кто получает крупный доход. Если бы можно было повысить уровень заработной платы и одновременно перераспределить доход, то доля сбережений не была бы такой угрожающей.

Марксистская теория цикла определяет формальная или абстрактная возможность цикличности заложена уже в простом товарном производстве и вытекает из функции денег как средства обращения и средства платежа при разрыве актов купли-продажи. Они считали, что причина кризиса противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения результатов этого производства. По мере накопления капитала, роста производительных сил происходит все большее обобществление производства: концентрация и централизация капитала, формирование индустриальных центров, крупных капиталистических предприятий. Углубляется общественное разделение труда, расширяются экономические связи, внешние и внутренние. Продукты становятся результатом труда многих миллионов работников. Но присвоение всех этих продуктов остается частнокапиталистическим.

Неоклассики и неокейсианцы солидарны в том, что одной из причин механизма цикличности  является процесс приспособления запаса капитала у условиям воспроизводства, которые сами, в свою очередь, меняются под воздействием и в ходе этого приспособления. Предполагается, что между объемом ежегодно производимой стоимости, с одной стороны, и ее накопленным к данному моменту «запасом», с другой, существует некая «равновесная» пропорция. До тех пор, пока она не нарушена, циклических колебаний быть не может. Основным отличием, разделяющим неокейсианцов и неоклассиков, является ответ на вопрос о характере  и причинах пропорции запас/ поток. Неокейсианцы  считают, что в изменениях указанной пропорции активная роль принадлежит движению запаса, неоклассики же первичным признают движение потока.

Каждый кризис имеет свои специфические черты, обусловленные конкретными историческими условиями, в которых он развивается. На течение экономического кризиса сказываются и особенности эпохи, и уровень развития капитализма, и весь комплекс экономических и политических факторов, действующих в той или иной стране в момент развертывания кризиса.

Из специфических черт нынешнего кризиса укажем только на пять основных.

1. Роль глобального финансового «навеса» стали играть дешевые долларовые кредиты как результат хитроумной политики США по «решению» проблемы своего огромного долга, быстрорастущего внешнеторгового дефицита, прежде всего, в отношениях с Китаем как новой «мастерской мира».

2. Могучий рост экономик прежнего «третьего мира» обусловил рост мировых цен на энергоресурсы, но общая вера в их неуклонный рост привела и тут к «надуванию пузыря» уже в форме завышенных цен на нефть.

3. Произошедшая в 1990-х гг. интеграция мировой финансовой системы вкупе с новыми практиками секьюритизации кредитов (взаимного страхования кредитов большими группами банков) дала эффект легкой и широкой раздачи кредитов, в частности, ипотечных, что в начале дало бурный экономический рост, особенно, в строительстве, а затем обнаружило ненадежность множества банков, крушение финансовых корпораций, упадок строительства и множества смежных отраслей.

4. Установленные ранее теснейшие международные экономические связи не позволяют правительствам вести жесткую протекционистскую и изоляционистскую политику, несмотря на повсеместные поползновения к таковой.

5. Относительно мирный характер международной политики, отсутствие крупных агрессивно настроенных друг к другу блоков делают крайне маловероятной большую войну как способ разрешения кризиса, что может обусловить его более глубокий, более повсеместный и более затяжной характер, включающий локальные войны, сепаратизм и государственный распад наиболее уязвимых для кризиса стран.   

Таким образом, глобальный экономический кризис трансформировался в крупномасштабную рецессию, переходящую в затяжную депрессию. Таким образом, современный кризис оказал существенное отрицательное влияние на экономику России. Он усугубил все ранее существовавшие негативные процессы, вызванные как субъективными решениями правительства, так и объективными факторами. Сегодня России нужно очень серьезно пересмотреть взгляды на развитие инновационной экономики. Пора осознать необходимость перехода от слов к делам, так как весь мир вступает в эпоху экономики знаний. Разработка, и самое главное, последовательная реализация новой экономической стратегии, учитывающей негативный опыт и мировые тенденции, позволит России преодолеть имеющиеся проблемы и занять достойное место в посткризисном миропорядке.

Проанализировав основные и специфические черты глобального экономического кризиса, надо перейти к рассмотрению путей стабилизации кризисных явлений в экономике РФ.

 

3. Пути стабилизации кризисных явлений в экономике России

При планировании антикризисных мер в большинстве стран были сделаны три стратегические ошибки. Это, во-первых , неверная постановка диагноза: кризис рассматривался в качестве финансового и краткосрочного, тогда как мы видим, что он является в своей основе структурным и носит длительный характер. Во-вторых, - неправильный выбор главного объекта приложения антикризисных усилий; таковыми стали банковская система и финансовый рынок, хотя соответствующие меры следовало рассматривать в контексте более широкой программы  предотвращения экономической депрессии. В-третьих, вместо реализации продуманной стратегии долгосрочного развития упор был сделан на «пожарные» действия, которые в отсутствие стратегического плана оказались малоэффективными. При этом до сих пор нет ясности относительно причин и сценариев дальнейшего развертывания глобального кризиса, соответственно – путей выхода из него.

России необходима самостоятельная антикризисная стратегия, исходящая из долгосрочного видения перспектив развития; выжидательная же позиция и пассивное следование политике ведущих капиталистических держав обрекают нас на зависимое положение, очень опасное в ситуации резких изменений структуры глобальной финансовой системы и обострения международной борьбы за места в посткризисном мире. В своем развитии  Россия в связи с кризисом задержится на 4, а может и на 5 лет. В тоже время в период кризиса можно говорить о сохранении, а в ряде случаев и укреплении позиций наиболее жизнестойких банков и организаций, произойдет своего рода естественный отбор – основа прогресса. Кризис закалит миллионы людей, сумевших выйти из него победителями, и вдохновит их на новые свершения.  Многим даст шанс вырваться вперед.  Кризис еще раз показал возрастаюшую роль науки и образования в движении вперед, требует в перспективе наиболее осмысленных действий и поступков.

Для новой России глобальный экономический кризис принял масштабный характер. Он поразил:

  1. банки и другие финансовые организации и инвестиционные компании;
  2. предприятия и организации реального сектора, среди которых крупные холдинги и концерны во главе с олигархами и мультимиллионерами, а также средний и мелкий бизнес;
  3. бюджетные доходы и расходы, которые существенно сокращаются в период кризиса из-за сжатия доходов, налоговой базы предприятий, организаций и населения, а также из-за необходимости выделять значительные средства на антикризисные программы;
  4. население, в том числе предпринимателей, наиболее многочисленный слой из которых средние и мелкие предприниматели, частично потерявшие доходы, а частично обанкротившиеся, и наемных работников, чья реальная зарплата и доходы сократились, в том числе и из-за роста безработицы.

Каналы помощи по каждому из этих направлений должны быть разными.

По указанию президента страны Д.А. Медведева, в марте 2009 г. была разработана антикризисная программа правительства, принятая Государственной Думой. В середине июня 2009 года программа была доработана и утверждена правительством. Она представляет собой текст с семью разделами: приоритеты программы антикризисных мер, выполнение социальных обязательств, развитие промышленного и технологического потенциала, совершенствование рыночных институтов, формирование мощной финансовой системы, обеспечение макроэкономической стабильности, реализация антикризисных мер в субъектах РФ.

Новые меры, содержащиеся в программе, оценены в 1,4 трлн. руб. Наибольшие средства направляются на усиление социальной защиты населения – 695,8 млрд.руб.

В программе изложена политика правительства в период кризиса и выражены ее основные приоритеты:

1) выполнение в полном объеме обязательств перед населением;

2) сохранение и усиление промышленно-технологического потенциала;

3) стимулирование внутреннего спроса;

4) приверженность долгосрочным приоритетам модернизации страны;

5) снижение административных барьеров для бизнеса;

6) усиление национальной финансовой системы;

7) реализация ответственной макроэкономической политики.

Анализ статистических показателей показывает, что из всех стран, входящих  в «Большую восьмерку» Россия в наибольшей степени пострадала от кризиса. Разберемся почему. Россия – Единственная из стран «большой восьмерки», которая целиком строит свою внешнеэкономическую стратегию и государственный бюджет на доходах от продажи природных ресурсов. Когда экономики высокоразвитых стран, которым Россия продает свои ресурсы, входит в рецессию и объемы производств в них снижаются, это неминуемо ведет к снижению спроса на сырье. Российский же экспорт на 87%состоит из нефти, газа, цветных и черных металлов, минеральных удобрений. Следовательно, в российской экономике начинается спад. Вследствие выбора неудачной модели интеграции в мировое хозяйство замедление темпов роста в основных странах – потребителях сырья имело для России самые тяжелые последствия. Даже при самых лучших условиях мирового развития Россия не может увеличивать объемы производства нефти и газа больше, чем на 2% в год, в то время как ее импорт возрастает на 5 – 7 % в год. Россия не производит высокотехнологичные товары, а закупает их за рубежом. Производство продуктов конечной переработки минерального и особенно сельскохозяйственного сырья ограничено. Россия ввозит значительную часть мясных и молочных продуктов переработки. Темпы роста импорта превышают аналогичный показатель российского экспорта. Очевидно, что чем больше импорт влияет на объемы производства, тем медленнее они растут. Чем медленнее экспорт, тем вероятнее переход от низких темпов роста экономики к абсолютному снижению. Все это усугубило катастрофическое влияние глобального кризиса на Россию. Можно прогнозировать экономический рост к 2012 году, когда выйдут из кризиса основные покупатели сырья. Россия могла бы выйти из рецессии и раньше, но для этого требуются революционные методы, такие как резкое перераспределение средств в пользу научно-технологического развития, реальное строительство технологических парков, а не декларации. Страна обязана готовится к посткризисному периоду. Не следует думать, что все вернется на круги своя. Нужно отказаться от ориентации исключительно на экспорт сырья. Сейчас же главный интерес России – цены на нефть, а о технологическом секторе никто и не думает. Для того чтобы Россия оставалась одной из ведущих мировых держав, нужно вкладывать огромные средства в технологии, но этого не делается. Еще одно обязательное требование – существенное повышение уровня экономической свободы. Дело в том, что политическая и экономическая свобода – разные вещи.

С наибольшей подробностью разработан раздел программы «Об усилении социальной защиты населения», где подтверждено ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий. А в 2011 году средняя пенсия составит 10000 руб. В кризис не будет снижаться финансирование здравоохранения. При этом особое внимание будет уделено на снижение смертности по сердечнососудистым и онкологическим заболеваниям, а также на лекарственное обеспечение населения.

В целях борьбы с безработицей субъекты Федерации приняли 82 региональные программы, предусматривающие направить на обучение 170 тыс. человек, организовать 982 тыс. новых рабочих мест. Стоимость принятых региональных программ составляет 25 млрд. руб. Чтобы не увеличивать число безработных за счет выпускников, увеличено число бюджетных мест и введено образовательное кредитование с низким процентом по кредитам.

По разделу «Национальная экономика» в федеральном бюджете для поддержки реального сектора в дополнение к федеральному перечню системообразующих предприятий сформирован перечень предприятий регионального значения. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Полностью освобождены от налогов средства, направляемые предприятиями на обучение сотрудников. Освобождено от НДС операции по вводу в действие технологического оборудования, не производимого в России. Расширен госзаказ для стимулирования внутреннего спроса. Увеличивается также господдержка экспорта промышленной продукции, экспортерам возмещена часть затрат на уплату процентов по кредитам. Государство продолжает проводить инвестиционную политику за счет госбюджета и тем самым стимулирует спрос на соответствующее оборудование и строительно-монтажные работы.

Предприняты усилия по стимулированию инноваций. По большинству инновационных проектов федеральные целевые программы не сокращены.

Субсидируются процентные ставки по сельскому хозяйству, стимулируется лизинг автомобильной техники.

Но, можно сказать, что наибольшую поддержку в мерах правительства получает жилищное строительство, которое характеризуется в программе как один «из ключевых приоритетов экономической и социальной политики Правительства».

Принципиально новым в государственной политике является ее поворот к малому бизнесу. Снижен упрощенный налог с 15 до 5%.  Позднее было принято решение об увеличении числа организаций, пользующихся такой льготой. Одновременно предприняты усилия по значительному увеличению кредитования малого бизнеса, в том числе и за счет средств иностранных банков. Внешэкономбанк объявил о выделении 100-миллиардного кредита для малого бизнеса.

В разделе «Формирование мощной финансовой системы» правительством на возвратной основе всех источников финансирования на поддержку банков было направленно 2 трлн. руб.

В разделе о макроэкономической стабильности предусмотрено постепенное снижение инфляции до 7,5% в 2011 году. Правительству совместно с Банком России предстоит решение нескольких задач: обеспечить экономику достаточным количеством ликвидности и в то же время не допустить развития инфляции.

В бюджетной политике правительство будет стремится снизить дефицит федерального бюджета до 3% годовых к 2011 году.

В кризисный период с 2008 по 2011 гг. выделено 240 млрд. руб. субъектам Федерации на проведение капремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Если суммировать все средства, потраченные на этапах осуществления антикризисных мер в России, то всего их было затрачено около 9 трлн. руб. Из них краткосрочные составили около 5 трлн.руб, а долгосрочные под 8% годовых до 2020 г. – 1,1 трлн.руб. и безвозмездные средства по этапам 2,8 трлн.руб.

Будущее, особенно в кризисные периоды, находится в зоне неопределенности. Ясно одно – лучше быть подготовленным к худшему, и совсем будет хорошо, если мы будем готовы к худшему, а оно не случится.    Надо начать подготовку антикризисных мер на случай второй волны кризиса. Своими последствиями она может вызвать новое сокращение производства, рост безработицы, снижение реальных доходов и весь букет негативных последствий кризиса.

Единого мнения о путях выхода из мирового финансового кризиса у экспертов и специалистов в области макроэкономики нет.

Одни считают, что мировой кризис нужно пустить на самотек - таким образом, мировая экономика сможет оздоровиться, стать сильнее, избавившись от различных мыльных пузырей и дутых денежных мешков.

Другие эксперты придерживаются мнения, что для уменьшения неблагоприятных последствий финансового кризиса необходимо резко повысить влияние государства на экономику - национализировать близкие к катастрофе предприятия, осуществлять различные субвенции для повышения покупательского спроса, и т.д.

Третьи придерживаются мнения, что государство должно помогать попавшим в экономический кризис предприятиям и людям исключительно рыночными методами - снизить налоговое бремя, разместить государственный заказ на терпящих бедствие предприятиях, обеспечить кредитование предприятий под государственные гарантии и т.д.

Кроме всего прочего, многие эксперты сходятся на мнении: «для того, чтобы минимизировать последствия финансового кризиса, необходимо создать новую наднациональную мировую расчетную валюту». Такая валюта позволит снизить вероятность колебаний на валютных рынках, придаст более прогнозируемый характер валютным операциям.

И еще один момент, который признают все - для выхода из глобального финансового кризиса необходима политическая воля лидеров ведущих мировых держав. Им необходимо объединить усилия и выработать единую политику действий на мировом уровне. Иначе, все более-менее успешные попытки совладать с мировым кризисом на локальном уровне, даже если и будут иметь успех, то данный успех будет весьма краткосрочным.

Первым шагом Правительства и ЦБ РФ в борьбе с негативными последствиями мирового финансового кризиса стало принятие мер для поддержания стабильности банковской системы и финансового рынка. Среди них:

А) Меры бюджетно-налоговой политики, проводимые Правительством РФ

1. Размещение на депозитах коммерческих банков (КБ) временно свободных средств федерального бюджета в сумме до 1,5 трлн. руб. на срок до 3-х месяцев, ставка от 8% годовых

2. Имущественный взнос РФ в уставный капитал ВЭБа в 2008 году на сумму 75 млрд. рублей, в 2009 году - на сумму 175 млрд. рублей для реализации мер по поддержке финансового рынка.

3. Имущественный взнос РФ в уставный капитал АИЖК (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) на сумму 60 млрд. руб. для поддержки рынка ипотечного кредитования.

4. Предоставление субординированных кредитов ЦБ (500 млрд. руб.) и Фондом национального благосостояния (450 млрд. руб.) на сумму 950 млрд. руб. без обеспечения сроком до 31 декабря 2019 г. по ставке 8% годовых коммерческим банкам, в том числе Сбербанку (500), ВТБ (200) и Россельхозбанку (25).

5. Имущественный взнос РФ в уставной капитал АСВ (Агентство по страхованию вкладов) на сумму 200 млрд. руб. для капитализации банков.

6. Размещение на депозитах коммерческих банков средств Госкорпорации ЖКХ (135 млрд. руб.) и Фонда содействия реформированию ЖКХ (143 млрд. руб.).

Б) Меры ДКП, проводимые ЦБ РФ:

1. Снижение нормативов обязательных резервов по всем видам до 0,5%. Сумма поддержки: 370 млрд. руб.

2. Повышение ставки рефинансирования (13%) Банка России и процентных ставок по операциям, проводимым ЦБ для снижения уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций.

3. Предоставление Банком России беззалоговых кредитов коммерческим банкам (116 банков) на срок не более шести месяцев. В сумме ЦБ готов предложить банкам до 700 млрд. руб. минимум под 8,5% годовых.

4. Изменение порядка предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами, а также пополнение списка ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов ЦБ РФ. Цель - расширение возможностей получения кредитными организациями дополнительной ликвидности в ЦБ (1 трлн. руб. доп. ликвидности).

5. Изменение параметров сделок "валютный своп", проводимых Банком России на внутреннем валютном рынке РФ. На 11.12.2008 максимальный объем средств, предоставляемых кредитным организациям по операциям "валютный своп" Банка России, составлял 5 млрд. руб.

Второй шаг: меры по поддержке реального сектора экономики и социальной стабильности. Среди них:

А) Меры бюджетно-налоговой политики, проводимые Правительством РФ

1. Размещение на депозит в ВЭБе средств из Международных резервов на общую сумму не более 50 млрд. долларов США для рефинансирования внешних долгов компаний и банков РФ в 2008-2009 гг. ВЭБ получит государственные деньги по ставке LIBOR + 1, выдавать будет под LIBOR + 5.

2. Выделение из Фонда национального благосостояния средств на покупку акций и облигаций российских компаний в размере 175 млрд. рублей (размещены на депозите в ВЭБе).

3. Снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до 192,1 долларов за тонну (с 1.12.2008 г.). Сумма поддержки 270 млрд. руб.

4. Повышение необлагаемой НДПИ цены нефти с $9 до $15 за баррель. Сумма поддержки: 89,3 млрд. руб.

5. Поддержка предприятий ВПК (субсидирование процентной ставки, инвестиции в капитал, предупреждение банкротства предприятий ВПК). Сумма: 50 млрд. руб.

6. Снижение налога на прибыль за счет его федеральной части на 4% с 1.01.2009 г. С 28 ноября 2008 г. уплата налога на прибыль производится на основе фактической величины прибыли. Сумма поддержки: 400 млрд. руб.

7. Увеличение амортизационной премии с 10% до 30%. Сумма поддержки: 100-150 млрд. руб.

8. Регионы с 1.01.2009 г. смогут снижать упрощенный налог на малый бизнес с 15% до 5%.  

9. Ускорение сроков возмещения НДС. Сумма поддержки: 250 млрд. руб.

10. Увеличен предельный размер компенсации по вкладам в банках, в отношении которых наступил страховой случай, до 700 тыс. рублей.

11. Вычет по подоходному налогу при строительстве или приобретении жилья с 1.01.2009 г. будет увеличен вдвое, до 2 млн. руб. (260 тыс. руб.). Сумма поддержки: 10 млрд. руб.

12. Максимальный размер пособия по безработице вырастет с 1.01.2009 г. до 4900 руб. Сумма поддержки: 30-50 млрд. руб.

Из рассмотренного выше, можно сделать вывод. Идеального антикризисного плана быть не может. Любые осмысленные антикризисные меры лучше бездействия – более вероятно, что это позволит смягчить кризис. Но и никакого чуда от любых действий ожидать не следует. Российские власти, с одной стороны, недооценивали специфику кризиса доверия; с другой, жизнь берет свое и многие действия властей реально были направлены на преодоление недоверия.  Вообще в кризисный период заявления из высоких кабинетов носили достаточно взвешенный характер. Власть стала понимать, что слова могут как поддержать, так и обрушить, например фондовый рынок, и поэтому к ним следует относиться особенно ответственно. Меж тем поддержка фондового рынка (как деньгами так и словами)  уже лет сто занимает важное место в антикризисном арсенале стран с рыночной экономикой.

 

Заключение

Цикличность можно рассматривать как способ саморегулирования рыночной экономики. Национальная экономика развивается не по кругу, а по спирали,а ризис является одной из фаз такого развития. Он способствует устранению ненужных, неэффективных производств, является фактором установления пропорциональности. Любой кризис независимо от его вида способствует научно-техническому прогрессу. Вместе с этим он оказывает разрушающее воздействие на развитие макроэкономики, проявляющееся в свертывании и упадке традиционных отраслей, которые не могут конкурировать с новейшими видами наукоемких производств. Вымирание этих отраслей обостряет социальные проблемы, является причиной безработицы. Как уже отмечалось, в настоящее время не существует единой теории циклов, по этому не всегда возможно предугадать сценарий, по которому пойдет развитие национальной экономики. Глобальный экономический кризис трансформировался в крупномасштабную рецессию, переходящую в затяжную депрессию. В следствии чего, современный кризис оказал существенное отрицательное влияние на экономику России. Он усугубил все ранее существовавшие негативные процессы, вызванные как субъективными решениями правительства, так и объективными факторами. Сегодня России нужно очень серьезно пересмотреть взгляды на развитие инновационной экономики. Пора осознать необходимость перехода от слов к делам, так как весь мир вступает в эпоху экономики знаний. Разработка, и самое главное, последовательная реализация новой экономической стратегии, учитывающей негативный опыт и мировые тенденции, позволит России преодолеть имеющиеся проблемы и занять достойное место в посткризисном миропорядке.

Идеального антикризисного плана быть не может. Любые осмысленные антикризисные меры лучше бездействия – более вероятно, что это позволит смягчить кризис. Но и никакого чуда от любых действий ожидать не следует. Российские власти, с одной стороны, недооценивали специфику кризиса доверия; с другой, жизнь берет свое и многие действия властей реально были направлены на преодоление недоверия.  Вообще в кризисный период заявления из высоких кабинетов носили достаточно взвешенный характер. Власть стала понимать, что слова могут как поддержать, так и обрушить, например фондовый рынок, и поэтому к ним следует относиться особенно ответственно. Меж тем поддержка фондового рынка (как деньгами так и словами)  уже лет сто занимает важное место в антикризисном арсенале стран с рыночной экономикой. 

Основываясь на тех действиях, к которым сегодня прибегает российское Правительство, выход из кризиса оно видит в следующем:

1. Рекапитализация банковской системы.

Установление контроля над кредитными организациями, затронутыми кризисом, является первым шагом по их оздоровлению. Главным направлением рекапитализации является списание с баланса банков убыточных операций и пополнение их капиталов за счет средств государства. Начиная с сентября 2008 года, в России уже было совершено несколько операций покупки проблемных банков финансовыми структурами, приближенными к государству. Кроме того, на поддержание банковской системы была пущена значительная часть распакованных золотовалютных резервов страны.

2. Снижение налоговой нагрузки на предприятия.

В ноябре 2008 года в спешном порядке был принят закон (№ 224-ФЗ от 26.11.08), вносящий изменения в часть вторую НК РФ и предусматривающий снижение налогового бремени на предприятия, что поможет хоть как-то сократить их расходы. Большое значение уменьшение налоговой нагрузки будет иметь для нефтяного сектора, налоговые отчисления которого в 2009 году сократятся на 250 миллиардов рублей, что особенно актуально в условиях снижения цен на энергоносители. Кроме того, подобные меры выхода из кризиса позволят увеличить темпы роста ВВП.

3. Приобретение проблемных активов у компаний, чья деятельность имеет большое значение для экономики страны, и поддержка отдельных отраслей народного хозяйства.

В декабре 2008 года был опубликован список 295 компаний, которым государство готово оказать поддержку в случае тяжелого финансового положения. От каждой отрасли выделено примерно по 10 компаний. Вмешательство государственного капитала должно помочь выйти из кризиса ключевым отраслям и предприятиям страны. К сожалению, большинству компаний, пострадавших от кризиса, восстанавливаться придется собственными силами, т.к. рассчитывать на господдержку смогут только ключевые для страны компании.

 

Список используемой литературы

  1. Аганбегян А.Г. Антикризисная политика государства// Экономика и управление. – 2010. - №5. – С.5- 12.
  2. Андреева Б.Ф. Системный курс экономической теории. – СПб.: Питер, 2010. – 573 с.
  3. Бардовский В.П. и др. Экономика: Учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2009. – 672 с.
  4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юристъ, 2009. – 486 с.
  5. Бузгалин А., Колгаков А. Мировой экономический кризис и сценарии посткризисного развития// Вопросы экономики. – 2009. - №1. – С.119-123.
  6. Глазьев С. Об антикризисной стратегии России // Российский экономический журнал. – 2009. - №6. – С.3-4.
  7. Грязнова В., Соколинский М. Экономическая теория. – М.:КНОРУС, 2009. – 612 с.
  8. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юристъ, 2009. – 720 с.
  9. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: Владос, 2009. – 640 с.
  10. Квинт В.А. Россия: специфика кризиса и тенденции посткризисного развития// Экономика и управление. – 2009. – №9. – С.8-10.
  11. Коваленко Б.Б., Добрынин А.И. Основные направления антикризисной политики государства// Экономика и управление. – 2010. – №1. – С.119-126.
  12. Кудина М.В. Основы экономики.: Учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2008. – 252 с.
  13. Миронов С.М. Кризис не дает выхолащивать суть муниципальной реформы//Экономика и управление. – 2010. - №1. – С.3-7.
  14. Мочалова Л.А. Особенности мирового финансового кризиса.// Финансы и кредит.- 2009. - №14. - С.13-18.
  15. Океонова З.К. Основы экономической теории: Учебное пособие.: - М.: ИД «Форум», 2009. – 320 с.
  16. Розов Н.С. Специфика современного кризиса //Полис. – 2009. -№3. – С.34-36.
  17. Серов Е.Р. Влияние экономического кризиса 2008 -2010 г.// Экономика и управление. – 2010. – №8.– С.80-84.
  18. Шевяков А.Ю. Кризис и социальная политика// Экономика и управление. –2009. –№2/5. – С.2-5.
  19. Экономика / под ред. А.И. Архипова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захарова, 2009. – 512 с.
  20. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под. общ. ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 640 с.
  21. http://www.government.ru  Официальный сайт Правительства РФ

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 39.02K
Скачано: 267
Скачать бесплатно
09.12.12 в 17:16 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе