Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Контрольная по философии вариант 2
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 35.77K | Скачано: 257 | Добавлен 01.12.15 в 02:08 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Москва 2015
Контрольная работа № 1
Содержание 2
Тема 2. Диалектика и метафизика 3
Введение 3
1.Диалектика и метафизика 3
2. Историческое развитие диалектики как метода познания 5
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля 7
Заключение 8
Список используемой литературы 9
Тема 18. Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники 9
Введение 9
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика 10
2. Славянофилы и западники 11
3. Характерные высказывания из любых работ славянофилов и западников 13
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Тема 2. Диалектика и метафизика
Введение.
Поскольку движение и развитие являются противоречивыми процессами, имеющими множество разных моделей, включающих в себя моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, причинности и случайности – то возникает проблема возможности описания данной противоречивости. Это означает, что требуется выработка определенной обобщающей метаконцепции, способной объяснить все возможные модели и аспекты движения и развития бытия в целом. Исторически сложились две основные метаконцепции в понимании движения и развития – метафизика и диалектика.
Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных: учение о всеобщей связи (детерминизм); учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей ("ядре" диалектики). От метафизики диалектика отличается тем, что учитывает ограниченность человеческих возможностей в познании противоречивого мира, а движение и развитие понимаются ею как особый противоречивый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, единства и иерархической соподчиненности, что отражает иерархичность и целостность мирового бытия.
Выделяют объективную диалектику - развитие реального мира (природы и общества) и субъективная диалектику - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического движения (развития) действительного мира; во-вторых, - теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.
В современном значении диалектики (близко к нему) впервые применил Гегель, хотя элементы диалектики были у многих философов.
Диалектика у Гегель - вершина диалектики: диалектика охватывает всю область действительности, начиная от логических категорий, переходя к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса. Диалектика содержит картину общих форм движения. Делит диалектику на 3 части (последовательные): бытие сущность понятие.
Термин "метафизика" был введен в I в. до н. э. Андроником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил "после физики" (знаний о природе) те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе, т.е. те, которые были "первой философией" - наукой о первых причинах, о первой сущности и началах. На современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия "метафизика".
1. Как синоним понятия «философия» т.е. наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.
2. Как особая философская наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.
3. Как определенный философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия "метафизика" дальше и будет идти речь.
В своем последнем значении метафизика означает особый способ понимания движения, когда во-первых, абсолютизируется одна из противоположных сторон движения (движение или покой), а во-вторых, движение сводится к одной из его форм (напр. механическая картина мира И. Ньютона). Подобному взгляду и противостоит диалектика.
Метафизика нового времени:
1. Метафизика вышла из границ теологии сначала - этап пантеистической натурфилософии Возрождения - объект исследования - природа.
2. Историческое развитие диалектики как метода познания.
Основные этапы развития диалектики:
Античность: наиболее ярко у Гераклита: мир, который находится в постоянном покое внутренне противоречив, мыслится в вечном становлении, движении, единстве противоположностей. Зенон Элейский: противоречивость понятия движения, Атомисты - Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций: появление любой вещи из атома - диалектический “скачок”.
Софисты: отрицательная диалектика (противоречия в мыслях и поиск истины в спорах).
Сократ: вопросно-ответная, разговорная теория диалектики.
Аристотель: диалектику развивал в направлении познания реально существующего космоса. Диалектика не просто абсолютное знание а и знание только возможного или вероятного.
Стоики: углубление трактовки диалектики на основе тщательного анализа мыслительных и языковых категорий.
Неоплатонизм: диалектически трактуется основная иерархия бытия: единое, его числовая раздельность, качественная наполненность первочисел (идеи), переход идей в становление (возникновение мировой души и космоса).
Новое время
Декарт: идея о неоднородности пространства.
Спиноза: диалектическое понимание субстанции как причины самой себя, диалектика необходимости и свободы.
Лейбниц: диалектика в понятии о монадах и в идее о единстве пространства и времени, непрерывности связи прошлого и будущего.
Классическая немецкая философия
Впервые появляется целостная концепция диалектики.
Кант: Диалектика - средство разоблачения иллюзий чистого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. Диалектика обнаруживает неминуемые противоречия разума, который устремлен к постижению абсолютной цельности. Диалектика обнаружила в разуме необходимую противоречивость.
Гегель - вершина диалектики: диалектика охватывает всю область действительности, начиная от логических категорий, переходя к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса. Диалектика содержит картину общих форм движения. Делит диалектику на 3 части (последовательные): бытие сущность понятие.
Философия 2-ой половины XIX века - отказ от диалектики.
XX век: в некоторых течениях - возрождение интереса к диалектике:
· неогегельянизм (Кортче и др.);
· экзистенциально-мистические версии диалектики (Ясперс и др.);
· экзистенциально-феноменологическая диалектика (Сартр) и др.
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля.
Диалектику Г. Гегель противопоставил метафизике – методу мышления, который берет вещи как неизменные, неразвивающиеся, не связанные друг с другом, а понятия этих вещей – как рассудочные определения. Под диалектикой Г. Гегель понимает метод познания, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязь явлений, вещей, процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. В работе «Наука логика» Г. Гегель рассматривает взаимосвязи и переходы понятий друг в друга, которые выражают развитие мирового духа, диалектику абсолютной идеи. По Г. Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием абсолютной идеи, которая в процессе саморазвития стремится к самопознанию. Все движение протекает по «разумным» законам диалектики.
Критикуя концепцию Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс доказывают, что диалектический метод Г. Гегеля, вступая в противоречие с идеалистической системой его философии, во многом теряет свой революционно-критический дух. Сторонники марксизма (К. Маркс и Ф. Энгельс) стараются преодолеть идеалистическую ограниченность предшествующей диалектики и переосмысливают ее в материалистическом плане, тем самым разрабатывают материалистическую диалектику. Под диалектикой К. Маркс и
Ф. Энгельс понимают действие, направленное на преобразование общества.
Развитие, по мнению марксистов, – это виток, повторяющий пройденные уже ступени, но на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие по спирали, а не по прямой, развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное и т. д.
Смысл марксисткой диалектики не в том, чтобы объяснить мир, интерпретировать его, а в том, чтобы изменить его, стать теорией изменения, развития и отрицания старого общества и утверждения нового, коммунистического общества. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривают развитие как атрибут материи, главным источником развития являются противоречия в материальной сфере жизни общества.
Таким образом, марксистская диалектика утверждается как учение о законах развития действительности, а не только одного лишь мышления.
Заключение
Итак, в философии существуют две основные концепции развития - диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий.
Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.
Диалектический метод правомерен прежде всего при рассмотрении именно тех явлений, которые обладают ярко выраженными диалектическими характеристиками самовоспроизведения и самодетерминации. Он неправомерен тогда, когда его пытаются применить к тем явлениям, которые такими характеристиками в достаточной степени не обладают и получают.
Список использованной литературы.
Тема 18. Общая характеристика русской философии.
Славянофилы и западники.
Введение
Русская философия - сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной (шире - славянской) истории.
Русская философия уже на ее начальном этапе характеризуется включенностью в мировые цивилизационные процессы. Философская традиция в Древней Руси формировалась по мере того, как развивалась традиция общекультурная. Облик древнерусской культуры в решающей степени определялся важнейшим историческим событием - крещением Руси.
Собственно философия в России начинается не в XI и даже не в XVIII в., а только в XIX столетии (в полную силу - во второй его половине).
Русская философия - это философия предупреждения. Ее лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.
В истории отечественной философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности, и духовную опору, и вечные, социальные, нравственные, мировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства.
Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике конца 30-х – 40-х гг.XIXв. о месте России в мировой истории оформились славянофильство, и западничество как противоположное течения русской социально-философской мысли.
Главная проблема: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.
Изучение истории у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс. Таким фактором, по мысли славянофилов, мог быть сам народ как «единственный и постоянный действователь» в истории.
Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором – верою, обусловливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем именно такую, которая соответствует творческим возможностям его духа.
Славянофилы придерживались органического взгляда на общество как не естественно сложившуюся общность людей, имеющую собственные принципы организации жизни.
Философско-историческая концепция славянофилов пропитана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, явив миру образец высокой духовности и свободы. В их системе ценностей, скорее, Европе нужно было догонять Россию.
Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России прямым продолжением славянофильства выступило почвенничество. Большое влияние оказали их идеи и на философию всеединства.
Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным. Среди западников (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Т. Н. Грановский, Н.В. Станкевич и др.) были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерванты. Однако их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.
Западничество – течение русской общественной мысли, сложившееся в 40-х годах 19 века. Его объективный смысл заключался в борьбе с крепостничеством и в признании «западного», то есть буржуазного пути развития России. Представляли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Т.Н.Грановский, В.П.Боткин, П.В.Анненков, И.С.Тургенев, К.Д.Кавелин, В.А.Милютин, И.И.Панаев, А.Д.Галахов, В.Н.Майков, Е.Ф.Корш, Н.Х.Кетчер, Д.Л.Крюков, П.Г.Редкин, а также петрашевцы (в современной исторической науке существует мнение, согласно которому петрашевцы исключаются из западничества как особое идеологическое явление). Термин «Западничество» в известной степени ограничен, так как фиксирует лишь одну сторону антикрепостнического течения, которое не было однородным; среди западников были свои противоречия. Это отчетливо показали теоретические споры Герцена (поддержанного Белинским и Огаревым) с Грановским, Коршем и другими в 1845-1846 годах по вопросам атеизма, об отношении к социалистическим идеям. Представители западничества выступали за «европеизацию» страны – отмену крепостного права, установление буржуазных свобод, прежде свободы печати, за широкое и всестороннее развитие промышленности. В этой связи они высоко оценивали реформы Петра I, подготовившие дальнейшее прогрессивное развитие России. Главной трибуной западничества были журналы «Отечественные записки» и «Современник».
3. Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и западников и прокомментируйте их.
«Христианство при всей его чистоте, при его возвышенности над всякою человеческою личностью, принимает разные виды у славянина, Романца», - А. С. Хомяков.
По моему мнению, Алексей Степанович имел виду то, что народ создает себе веру такую, которая соответствует его мировоззрению, мышлению, духу.
«Человек родился не на зло, а на добро, не анна преступление, а на разумно-законное наслаждение благами бытия,его стремления справедливы, инстинкты благородны. Зло скрывается не в человеке, но в обществе», - Виссарион Григорьевич Белинский.
Этой фразой, по моему мнению, Белинский хотел сказать то, что человек рождается добрым, а злым его делает окружающее его общество. Значит надо делать все для того, чтобы наше общество было справедливое и разумное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Известный историк русской философской мысли В. В. Зеньковский отмечал, что философия нашла свои пути в России – «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами».
Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельностный характер, яркая выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России. Без усвоения отечественной философии нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.
Список используемой литературы.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.