Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Диалектика и метафизика: понятия и методы познания

Диалектика и метафизика: понятия и методы познания [20.09.11]

Тема: Диалектика и метафизика: понятия и методы познания

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.06K | Скачано: 430 | Добавлен 20.09.11 в 23:13 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2011


Содержание
Введение 3
1. Диалектика и метафизика 4
2. Историческое развитие диалектики как метода познания 6
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля 10
Заключение 11
Список литературы 12

Введение

«Диалектика есть душа всякого научного познания».

В нынешней науке трудно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, умение оперировать которыми - большое искусство.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. Для того чтобы изучить диалектический метод необходимо сопоставить ему, противоположный  метод познания, метафизический.

Способом существования мира, в диалектическом методе, является непрерывное становление и развитие. Философские идеи не диалектически объясняющие первоначала всего сущего, стали духовной основой метафизики, представляющей противоположное диалектике мировоззрение. В то время как метафизический метод признает весь мир неподвижным, незыблемым. Оба метода познания пережили многовековое развитие, различные этапы формирования. В своей работе я постараюсь раскрыть понятия диалектики и метафизики, и показать на конкретных примерах эти методы познания «в действии».

1. Диалектика и метафизика

Диалектика, в переводе с греческого этот термин означает «искусство вести беседу» или «искусство спора». Диалектика высоко ценилась как умение вести диалог, полемизировать, находить общую точку зрения в результате столкновения противоположных мнений.

Метафизика, в переводе с древне греческого означает «то, что после физики». О содержании метафизики говорить затруднительно, поскольку термин оброс многими значениями и трудно принять какое-то одно из них в качестве основного. Но можно указать вопросы, которые всегда выражали содержание метафизики: «что есть причина причин? каковы каковы начала начал? где эти начала располагаются?» Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В первую группу входят идеи “жесткого противостояния” диалектике, в ней диалектика отрицается в основополагаюшем принципе - принципе развития.

В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские идеи, метафизически объясняющие мир из принципа развития. Ими либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).

Проявления метафизики разнообразны, они отражаются как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика. Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме обнаруживается характерная черта метафизики - односторонность. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. Не стремясь к познанию мира во всем многообразии его связей, догматизм однажды познанное закрепляет в качестве абсолютно истинного, однажды успешно примененное средство рассматривает как универсальное. Тем самым он существенным образом деформирует как познание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения нового. В софистике односторонность метафизики проявляется в акцентировании внимания на относительности результатов познания и использовании его в качестве исходной позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение. Часто встречается метафизика в форме эклектики. Эклектикой является все то, что обнаруживает в себе стремление построить целостность на основе разнородных, несовместимых элементов.

В современном понимании диалектика - философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира. Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. В Древнем мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики, после зарождения развитие диалектики надолго превратилось в конкретизацию ее идей. Лишь в XIX веке в философской системе Гегеля (в открытых мыслителем законах) диалектика получила новую (теоретическую) базу для своего развития. В том же столетии вслед за гегелевской диалектикой создается система марксистской диалектики. В Новейшее время стремительный прогресс общества, науки, развитие самого философского знания возвысили, как никогда, роль диалектики, отведя метафизике значение частного случая, момента в истолковании действительности.

2. Историческое развитие диалектики как метода познания

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

1. Стихийная диалектика древних (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель);

3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Стихийная диалектика древних была выражена в философии древней Греции в рассуждениях Гераклита.Согласно Гераклиту все находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность: "Нельзя дважды войти в ту же самую реку", «Солнце новое каждый день». Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах - понятиях и смыслообразах.

Если у Гераклита речь идет о диалектической действительности в целом, то Зенон Элейский впервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отдельных форм бытия. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики». Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувственный мир, единство и множественность. Стихийно - диалектические идеи сильно выражены у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций): появление любой вещи из атома есть диалектический «скачок», поскольку каждая вещь несет в себе новое качество в сравнении с составляющими ее атомами.

На основе философии Гераклита и элеатов возникла чисто отрицательная диалектика софистов, которые, отойдя от диалектики бытия натурфилософов, привели в бурное движение человеческую мысль с ее противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере постоянных споров. В историческом смысле учение софистов было лишь моментом в развитии теории положительного знания, которую развивал уже Сократ. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Продолжая мысль Сократа, и трактуя мир понятий или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон понимал под диалектикой не только разделение понятий на чётко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Свои многочисленные труды Платон написал именно в форме диалогов, заключающих в себе замечательные образцы античной диалектики в ее идеалистической интерпретации. У Платона дается диалектика таких категорий, как движение, покой, различие, тождество, бытие. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного.

В своем учении о четырех причинах (материальной, формальной, движущей и целевой) Аристотель утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Аристотель считал необходимым обобщение единичных форм самодвижущихся вещей в общее самодвижение всей действительности, которое он и назвал перводвигателем, мыслящим самого же себя, т.е. являющимся и субъектом, и объектом.

Зенон из Китиона, Клеан, Хрисипп углубили трактовку диалектики на основе тщательного анализа не только мыслительных, но и языковых категорий. Свое учение о слове они проецировали на действительность, которая мыслилась ими досократовским первоогнем, или словом, логосом, порождающим из себя все бесконечное разнообразие космоса и человека как его часть. Признавая все существующее как систему тел, они оказались большими материалистами, чем все предшествующие мыслители.

В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). У Канта диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. По Канту, знание опирается на чувственный опыт и обосновывается деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (Бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают. Поэтому диалектика и не обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, устремленный к постижению абсолютной цельности. Эта критичная диалектика имела огромное историческое значение, так как она обнаружила в разуме его необходимую противоречивость, что в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума и легло в основание позитивной диалектики.

Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Он делит диалектику на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли, конкретизирующееся в категориях качества, количества и меры. Логически исчерпав категорию бытия, Гегель вновь рассматривает бытие, но уже с противопоставлением его самому же себе, т.е. как рефлектирующее. Отсюда рождается категория сущности, а синтез сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может пребывать в отрыве от бытия. Он исследует ту ступень диалектики, где фигурируют категории, содержащие в себе как бытие, так и сущность. Это и есть понятие. Развитие, таким образом, есть переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. При этом само развитие трактовалось как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. Будучи объективным идеалистом, Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущности. У него понятие выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.

В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель - материалистическая диалектика современности. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.

Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная же диалектика или диалектическое - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля

Особое внимание следует уделить периодам формирования диалектики Гегеля и марксизма, т.к. именно между ними заключается самый важный переломный момент ее развития.

В марксизме, который обобщил все ценное в истории развития диалектической мысли и поднял философскую мысль на новый уровень, диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Маркс противопоставляет научную, материалистическую диалектику ненаучной, идеалистической диалектике Гегеля, он показывает, что процесс мышления является отражением материальной действительности, что категорически отвергал Гегель. Маркс применяет диалектику к процессу отражения в сознании людей материальной действительности, рассматривая научный диалектический метод как отражение объективных законов развития мира. Гегель всячески стремился доказать, что диалектика на базе материализма невозможна, что движение, изменение, развитие присущи лишь духовному. Этим самым Гегель фактически отрицал диалектику природы и, следовательно, отвергал сформулированное им самим положение о всеобщности диалектики. В противоположность Гегелю Маркс доказал, что научный, последовательный диалектический метод возможен лишь на материалистической основе. Лишь материалистическая диалектика вскрывает наиболее общие законы развития как независимые от сознания, то есть присущие всему существующему.

Заключение

Метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие, во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития. Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показывает идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию - принцип развития.

Если исходить из наиболее существенных изменений в содержании диалектики, то можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, диалектику Гегеля и марксистскую диалектику. Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая, иногда это происходило в "снятом" виде, как в случае создания марксистской диалектики.

Марксистский диалектический метод в корне противоположен гегелевской диалектике, он вскрывает всеобщий характер развития и борьбы противоположностей в то время как идеалистическая диалектика Гегеля ограничивает сферу развития пределами духа, а вместо борьбы противоположностей проповедует примирение старого и нового. Поэтому в противоположность гегелевской диалектике,  марксистский диалектический метод является единственно научным подходом к изучению действительности и её практическому преобразованию.

Список литературы

  1. Философия: Учебник/Островский Э.В. – М.:Вузовский учебник, 2009. – С.313
  2. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.
  3. Электронная энциклопедия «Википедия», http://ru.wikipedia.org

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.06K
Скачано: 430
Скачать бесплатно
20.09.11 в 23:13 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе