Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Диалектика и метафизика как методы познания

Диалектика и метафизика как методы познания [25.10.14]

Тема: Диалектика и метафизика как методы познания

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 33.98K | Скачано: 348 | Добавлен 25.10.14 в 11:54 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы


План
Введение 2
1.Диалектика и метафизика 3
 2.Историческое развитие метафизики как метода познания 10
 3.Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля 12
Заключение 16
Литература 17

Введение

Диалектика и метафизика – противоположные философские методы. Диалектику и метафизику принято считать важнейшими из методов, используемых философией для познания мира. Собственно они являются совокупностью различных приёмов, применяемых при познании, однако эти методы обуславливаются общими мировоззренческими представлениями о мироздании. Противоположность диалектического и метафизического методов можно проследить на протяжении всей истории философской мысли. Термины «диалектика» и «метафизика» являются многозначными и за время своего существования претерпели определённую эволюцию.

    В своей работе я рассмотрю понятия диалектика и метафизика, развитие метафизики как метода и познания и проанализирую различия метафизики марксизма от метафизики Г.Гегеля.

1.Диалектика и метафизика

Изобретение слова «диалектика» традиция приписывает Сократу (5 в. до н.э.), который произвёл его от глагола «вести беседу», «дискутировать». Начиная с Сократа, диалектикой называлось искусство ведения беседы, спора, аргументации. Подразумевалось, что через борьбу противоположных точек зрения («диа» - «два», «лектон» - «понятие») мы приходим к истине. Аристотель называл основоположником диалектики Зенона Элейского за его остроумные доказательства (апории).Сейчас подобное использование диалектики, применяемое для размышления, аргументации и оппонирования, принято называть субъективной диалектикой. Иногда, например, в средние века, слово «диалектика» служило синонимом философии. Как известно, И. Кант рассматривал диалектику в качестве учения о разуме – высшей познавательной способности человека.

Современное значение термину «диалектика» придал в начале 19 в. Г. Гегель. Он стал понимать диалектику, с одной стороны, как учение о развитии, а с другой стороны, как философский и общенаучный метод, который необходимо применять при познании мира. Именно Гегель обозначил коренную противоположность диалектического и метафизического методов в трактовке изменчивости, развития и противоречивости мироздания. Мыслителем, предвосхитившим суть диалектики в современном значении, следует признать Гераклита с его тезисом о постоянной текучести мира и противоречии как основе развития.

Античность: наиболее ярко у Гераклита: мир, который находится в постоянном покое внутренне противоречив, мыслится в вечном становлении, движении, единстве противоположностей. Зенон Элейский: противоречивость понятия движения, Атомисты - Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций: появление любой вещи из атома - диалектический “скачок”.

Софисты: отрицательная диалектика (противоречия в мыслях и поиск истины в спорах).

Сократ: вопросно-ответная, разговорная теория диалектики.

Платон: диалектика - расчленение понятий на четко обособленные роды, поиск истины в вопросах и ответах, знание относительного и истинного сущного можно достигнуть с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Диалектика категорий движения, покоя, различия, тождества, бытия, Бытие - активно самопротиворечивая координированная раздельность.

Аристотель: диалектику развивал в направлении познания реально существующего космоса. Диалектика не просто абсолютное знание а и знание только возможного или вероятного.

Стоики: углубление трактовки диалектики на основе тщательного анализа мыслительных и языковых категорий.

Неоплатонизм: диалектически трактуется основная иерархия бытия: единое, его числовая раздельность, качественная наполненность первочисел (идеи), переход идей в становление (возникновение мировой души и космоса).

Пантеизм - отождествление Бога и природы  Бог из творца превращается в принцип самодвижения всего сущего.

Н. Кузанский: идеи диалектики в учении о вечности движения, в совпадении противоположностей, обо всем в каждом, о совпадении максимума и минимума и т.п.

Новое время

Декарт: идея о неоднородности пространства.

Спиноза: диалектическое понимание субстанции как причины самой себя, диалектика необходимости и свободы.

Лейбниц: диалектика в понятии о монадах и в идее о единстве пространства и времени, непрерывности связи прошлого и будущего.

Классическая немецкая философия

Впервые появляется целостная концепция диалектики.

Кант: Диалектика - средство разоблачения иллюзий чистого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. Диалектика обнаруживает неминуемые противоречия разума, который устремлен к постижению абсолютной цельности. Диалектика обнаружила в разуме необходимую противоречивость.

Гегель - вершина диалектики: диалектика охватывает всю область действительности, начиная от логических категорий, переходя к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса. Диалектика содержит картину общих форм движения. Делит диалектику на 3 части (последовательные): бытие  сущность  понятие.

Термин «метафизика» («то, что после физики») сначала был введён издателями сочинений Аристотеля для обозначения его работ по философии, поставленных в корпусе его трудов после сочинений о природе («физике»). Долгое время под метафизикой понималась философия, исследующая первые, главные принципы и основания бытия, которые постигались умозрительно. Вплоть до 18 в. слова «метафизика» и «философия» практически совпадали. В трудах философов рубежа 18-19 веков в связи с критикой прежней философской мысли слову «метафизика» было придано отрицательное значение. Теперь метафизикой стали называть те черты прежней философии, которые уже не соответствовали новому уровню развития философской мысли, и которые, следовательно, необходимо отбросить. Так, И. Кант критиковал метафизику как учение о Боге, душе и мире за то, что она не может дать достоверного знания, и требовал её замены трансцендентальным изучением способностей человека. Г. Гегель считал метафизикой свойственный прежней философии несовершенный метод изучения мира, не видящий бесконечной изменчивости мироздания. Наконец, позитивисты стали называть метафизикой любые утверждения, не обоснованные эмпирически, не опирающиеся на опыт и не подкреплённые фактами, считая понятую именно таким образом метафизику основным препятствием на пути научного познания.Основоположниками метафизической традиции в истории философии признаются представители Элейской школы античной философии – Парменид и Зенон Элейский. Элеаты выдвинули тезис о полной неподвижности мироздания, иллюзорности всякого изменения и необходимости умозрительного исследования основных элементов бытия. У всех последующих выдающихся философов элементы метафизического и диалектического подходов в той или иной степени сочетались.

В античности: Сначала отчетливое разделение метафизики, науки и теологии отсутствует. Философский метод не отличается от научного.  В античности метафизика - метафизика бытия.

В Средние века: Метафизика - высшая форма рационального познания бытия, вопрос о сущем остается основным, но он формулируется как “Что есть Бог?”  подчинение метафизики сверхразумному знанию.

Богопознание = метафизика - познание высших родов сущего. Трактовка проблем соотношения свободы и необходимости, природы общих понятий.

Новое время: метафизика вышла из границ теологии  сначала - этап пантеистической натурфилософии Возрождения - объект исследования - природа.

Метафизика испытывает значительное влияние естествознания.

Метафизика становится наукой о гносеологии (превращение метафизики в теорию познания). Метафизика рационализма находится в тесной связи с традиционной онтологией.

Метафизика эмпиризма (Бэкон) - против догматического введения в статус бытия различных понятий.

XVII век - рационализм Декарта, Лейбница, Спинозы - выражения метафизики.

XVIII век - кризис метафизики - в силу отъединения от метафизики ряда наук, критика со стороны скептицизма, сенсуализма, механистического материализма, Просвещения.

Немецкая классическая философия: окончательное разрушение старой метафизики.

Кант: критика догматической метафизики, но рассматривал ценность метафизики как науки, и считает метафизику завершением культуры человеческого разума.

Фихте и Шеллинг: пытаются построить положительную метафизику. Они связывают мышление и бытие, метафизику и науку, разум и природу, истолковали диалектику разума не как теоретический тупик, а как движущую силу развития познания  диалектика - неотъемлемое свойство истинного мышления.

Гегель: создает систему, в которой истина - это поступательное развитие разума, а противоречие - необходимый момент. Разум - носитель истинного познания, а диалектика - метод постижения противоречий и развития понятий.

Основная противоположность диалектического и метафизического метода заключается в том, что диалектика делает акцент на непрерывном развитии бытия, коренящемся во всеобщей изменчивости мироздания и его противоречивости. Сторонники диалектического метода признают наличие в мире качественных изменений. Представители же метафизики предлагают рассматривать вещи в статическом состоянии, в большей или меньшей степени игнорируя их развитие. Если сторонники метафизики и признают движение, то понимают его или как нечто циклическое (теория круговорота) или исключительно как механическое перемещение, количественное увеличение или уменьшение без качественного преобразования.

Существуют разногласия между представителями диалектического и метафизического методов по вопросу об источнике развития. Диалектика признаёт подобным источником внутреннюю противоречивость любых объектов мироздания и их систем. Источником развития считается борьба и единство противоположностей имплицитно присущих каждому объекту. Сторонники метафизического метода утверждают, что главным источником развития следует считать внешнее воздействие на объект со стороны идеального начала (данный Богом материи «первотолчок») или воздействие других материальных объектов по законам механики.

Диалектика стремится познать объект во всём богатстве его проявлений, обусловленных его взаимоотношениями с окружающим универсумом. Метафизика также замечает наличие в мироздании противоположностей, однако она имеет тенденцию к одностороннему противопоставлению этих противоположностей.

    Таким образом, диалектика и метафизика исторически борются. Основной центр этой борьбы - интерпретация принципов развития.

2.Историческое развитие метафизики как метода познания

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель – материалистическая диалектика современности. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно». Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении о объективной и субъективной диалектике.

Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

3.Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля

Диалектика бывает материалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика исходит из того, что существует объективная диалектика – природы и общества, т. е. внешнего мира, и что человек отражает ее в своей голове: в сознании, мышлении, познании – в виде субъективной диалектики. Словом, вслед за диалектикой вещей возникла и развивалась диалектика понятий как ее отображение. Создателями материалистической диалектики были К. Маркс, Ф. Энгельс. Создателем идеалистической диалектики был Гегель.

Согласно Гегелю, существует независимое духовное начало. Она развивается и проходит последовательно определенные ступени, пока не достигает высшей ступени, на которой она порождает природу, материальное. Развитие идеи в природе тоже имеет ряд последовательных стадий от механицизма к химизму, а затем к живому организму и наконец к своему идеальному первоначальному виду в качестве субъективного мышления. В конце концов, она совершает весь полный круг, возвращаясь к своему исходному пункту. Итак, согласно идеалистической диалектике, диалектика понятий первична, а диалектика вещей вторична.

Диалектическая философия Гегеля имеет два понимания. Первое понимание, в обычном своем значении, соответственно тому, что философия Гегеля диалектична, является диалектическим учением. 
Второе понимание, которое идентифицировано и имеет свое раскрытие только в современной диалектической философии, определяется собственно диалектической составляющей философии Гегеля, непосредственно освобожденной от личного общественно-политического мировоззрения великого мыслителя и представляющей собою диалектические знания (действительные знания). В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики: закон количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

Диалектический метод К. Маркса – специализированное, рационально-материалистическое представление опорного метода гегелевской философии, но не учитывающее богатство сверхчувственности Поэтому он вторичен по отношению к основным методам диалектической философии (в первую очередь, к методу философии Гегеля) и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам. Метод Маркса позволяет сконцентрировать значительные методологические ресурсы для решения конкретной научной или общественной проблемы материального образа, но он недостаточен для полного освещения многогранных объемных вопросов. Выделим отдельные положения тезиса К. Маркса:

Утверждение о создании процессом мышления (идеи) всего действительного нельзя ни прямо, ни косвенно относить к философии Гегеля;

К. Маркс виртуозно смешал понятия идеи и сознания, что было допустимо для его рассуждений, для обозначения частного субъектного применения диалектики;

К. Маркс дал собственное определение идеального, отличное от гегелевского: идеальное есть материальное, пересаженное в человеческую голову.

    Марксистская философия и философия Гегеля имеют свои сходства и различия. Укажем главные из них. Философия Гегеля и философия Маркса одинаковы, прежде всего, в следующем. Во-первых, они суть представление философии в бытии, т.е., по сути, наличествующие знания, требующие лишь проявления за счет возможностей и методов, и эти наличествующие знания дополняются и развиваются. Во-вторых, они определяются наличием внутреннего собственного движения, обусловленного их областью и, в первую очередь, диалектикой. В-третьих, они диалектические учения, которым подвластны всеобщность и знания; философия Гегеля и Новейшая философия суть вторая и последняя всеобщая система знаний. В-четвертых, они являются основой создания национально-ориентированных учений. В-пятых, они являются основой феноменологического усиления потенциала родившей страны. В-шестых, они являются защитой от оккультизма, мракобесия, материализма и атеизма.

В чем различия между материалистической философией и идеалистической? Прежде всего, в различении между собой материальным и идеальным. Материальное – материя – это все, что нас окружает и от нас не зависит. Это все мы можем увидеть услышать, пощупать иногда прямо и непосредственно, иногда же с помощью особых инструментов и приборов – микроскопа, телескопов и т. п.

Второе отличие между материалистической философией и идеалистической в ответ на вопрос о соотношении идеального и материального. Коротко об отношении нашего сознания к бытию, психического к физическому. Согласно материалистам, первично материя. Согласно идеалистам, первична идея.

Признавая первичность материального, материалисты  на примере данных естествознания строят свое доказательство производности идеального от материального. Сначала существовала лишь неорганическая материя, и наша Земля была мертвой. Но она все время находилась в процессе развития, которое шло от низшего к высшему, от сравнительно простых состояний материи ко всё более и более сложным. Когда сложились благоприятные условия, на ней зародилась и возникла жизнь, живая материя, которая тоже стала развиваться. На самой низшей ступени всякое живое обладало свойством раздражимости. Много позднее развитие живой природы достигло более высокой стадии, и стали возникать и развиваться первые органы чувств. Потом у живых существ появились зачатки мышления, т. е. способность отражать внешний мир с помощью мозга.

Таким образом,чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Заключение

Итак, в философии существуют две основные концепции развития - диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий.

Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.

Таким образом, изучив данную тему, можно сказать следующее.
Диалектический метод по своей природе предназначен, прежде всего для «работы» в высших сферах познания и практики. Не следует «тащить его в низшие сферы – на уровень обыденного сознания, повседневной, житейской практики. Здесь достаточно четко «работает» метафизическое мышление: границы, в рамках которых оно пригодно, различны почти для каждого случая и обусловливаются природой объекта. Как только познавательная или практическая ситуация требует выхода за рамки этих границ, в «дело вступает» диалектический метод.

Если бы мне было необходимо выбрать какой из форм диалектики придерживаться, я бы, к моему великому сожалению, выбрала бы материалистическую диалектику марксизма. Теории Гегеля очень занимательны и идеалистичны. Я хотела бы верить в то, что мир устроен совершеннее, чем приходится видеть. Но, необходимо признать, что материализм логичнее.

Литература

  1. «Диалектика и метафизика - противоположные философские методы»к.ф.н.Грачёв Михаил Вячеславович, 2011г.
  2. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-4 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2007.
  3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 2. – М.: 1974
  4. История диалектики – М.: Мысль, 1978
  5. Материалистическая диалектика. – М.: 1979
  6. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 33.98K
Скачано: 348
Скачать бесплатно
25.10.14 в 11:54 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе