Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 23.56K | Скачано: 348 | Добавлен 22.10.09 в 15:19 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: 2009
План.
Введение 3
1.Основные этапы развития русской философии и их общая
характеристика 4
2. Славянофилы и западники 11
3. Работы славянофилов и западников. Примеры их высказываний 16
Заключение 17
Список литературы 18
Введение.
Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.
Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Известный историк русской философской мысли В.В. Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути – «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…». В XlX в. «Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли». Далее он отмечает, что русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и не космоцентрична (хотя не чужда натурфилософским исканиям), а, прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике: «она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории».
1 .Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика.
Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:
1. Хl в. – первая половина XVlll в. – древнерусский этап. Это религиозная философия, имеющая особенности: повышенное внимание к политическим проблемам , патриотизм и интерес к внутреннему миру человека.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
Илларион (основное произведение - "Слове о Законе и Благодати", в
котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение",
своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
Андрей Рублев - «Философия Рублева лишена мрачной безысходности и трагизма. Это философия гуманности, добра и красоты, философия всепроникающей гармонии духовного и материального начал, это оптимистическая философия мира одухотворенного, просветленного и преображенного…Его по праву можно считать “порождением русского национального сознания”»(Пугин В.А.).
Феофан Грек , "Преславный мудрец, философ зело хитрый... книги изограф нарочитый и среди иконописцев, отменный живописец", - так характеризует его талантливый писатель, его современник, монах Епифаний Премудрый. Живопись Феофана – это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от Него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного Судии, образ Которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма.
Сергий Радонежский (XIV в.) - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига.
2. Вторая половина XVlll в. – первая четверть XlX в. – философия русского просвещения. Впервые возникает материализм в философии М. В. Ломоносова. Распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли; К этому периоду относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира.
М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником
механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад.
Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной
стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
На последовательно материалистических позициях стоял А.Н.
Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
3. Вторая четверть XlX в. – начало XX в. В это время оформились течения: западничество, славянофильство, русский консерватизм, русский космизм, русский революционный материализм, русская идеалистическая философия.
Западничество - одно из направлений, тяготеющее к развитию России по европейскому образцу. К этому направлению принадлежали
такие мыслители, как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин,
Н.Г.Чернышевский, Т.Н.Грановский, тесную связь с ними поддерживал В.Г.Белинский,
а среди писателей - И.С.Тургенев. Все они критиковали церковь и тяготели к
атериализму, из этого течения выросли русские революционные демократы.
Западники пропагандировали и защищали идею ''европеизации'' России. Считали, что страна должна ориентируясь на Западную Европу в исторически краткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации.
Оригинальным же, русским философско-идеологическим течением, являлось славянофильство. Славянофилы обосновали идеи особой, мессианской роли России в мире! Представители славянофильства были противниками как западников так и революционных демократов. Из этого направления вышла религиозная русская философия.
Основателями славянофильства были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин. Близки к ним по идейным позициям были писатели В.И.Даль, А.Н.Островский, В.И.Тютчев. В творчестве этих общественных деятелей было осознано, что философия для России - не одно из заимствований с Запада, желательных, чтобы быть наравне с цивилизованными странами, но необходимый элемент в кругу духовных заданий национального развития. В их работах утверждается необходимость для русской мысли своего самостоятельного пути и своих особых задач, вырастающих из самой истории. Было открыто поле деятельности для самобытного русского философствования. Эти задачи и поле деятельности прочно связывались с Православием.
Русский консерватизм есть идеология, нацеленная на сознательное удержание идентичности, сохранение живой непрерывности эволюционного развития. Служение Русской цивилизации, духовное соучастие в ее судьбе обеспечивает интеграцию в нее даже тех людей, кто по своему происхождению не принадлежит к русским как этносу. Основой русского консервативного сознания является неразрывная связь русского народа с "русской землей".Основные черты русского консерватизма обусловливаются фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа.
Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос,
окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
В.И. Вернадский (1863 – 1945) – крупный русский и советский ученый и
философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.
А.Л. Чижевский (1897 – 1964) создал уникальную и оригинальную
философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) проходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы – войны, революции.
Русский революционный материализм - передовое философское направление, органически связанное с утопическим социализмом, идеями демократизации и революционного преобразования общества, высшее достижение домарксистского материализма. В развитии этой философии выделяются два основных этапа: 40-е гг. — период становления (Белинский. Герцен. Петрашевский, Огарев); 50— 60-е гг.— полное теоретическое оформление и систематизация, образование школы философского материализма во главе с Чернышевским (Добролюбов, Писарев, Шелгунов, Н. и А. Серно-Соловьевичи, Антонович и др.)
Русская идеалистическая философия- направление в философии, идеями которого являются: проблема человека, смысла жизни, исторический процесс и его цена - он не может быть куплен ценой страданий людей; судьба России и ее историческое предназначение; религия и нравственность; критическое отношение к деятельности религиозных институтов. Наиболее яркие представители данного течения : В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, и др. Автор статьи о Соловьеве, помещенной в 3-м номере "Литературной газеты" за 1989 год, приводит положение философии Соловьева: "Я стыжусь, следовательно, существую". Идеалистическое положение Декарта "Я мыслю, следовательно, существую" оставлено русским "классиком" далеко позади. В сущности, что мешает любому из нас, следуя какой-либо своей прихоти, построить какое угодно положение по схеме: "Я делаю то-то, следовательно, существую" и затем на основе этого положения создать свою философскую систему? Если у Декарта сопоставляются такие понятия как мышление и бытие и, следовательно, содержится диалектика, то у Соловьева сопоставляются стыд и бытие. Вот образец соловьевской "диалектики"! По Бердяеву же, культура есть нечто всецело духовное и преимущественно - религия.
4. XX век 20-е годы: происходит разделение русской философии на 2 независимые системы: философию русского зарубежья, советскую философию( продолжение философии марксизма, а зарубежная – продолжение русской религиозно идеалистической философии.).
Советская философия.
Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная
русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный
материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское
творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:
Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем – «текстология»); А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории); А.М. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);М.Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
В. Асмус (широкий круг исследований); Ю. Лотман (общество, философия, история).
Философия «русского зарубежья».
Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья». Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.
П.С. Мережковский (1864 – 1941) разрабатывал проблемы взаимо
отношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий; приобщения к христианству; полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.
Философия Л. Шестова (1866 - 1938) была близка к экстенциализму, и ее
главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «герой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Питирим Сорокин (1889 – 1968) – русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.
2. Славянофилы и западники.
Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике конца 30-х – 40-х гг. XlX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.
Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. При этом следует учитывать, что ни славянофильство, ни западничество не представляли собой какую-то единую школу или единое философское направление: их сторонники придерживались разнообразных философских ориентаций.
Славянофилы. Славянофилы (любовь к славянам) считали, что у России свой самобытный путь развития. Эта самобытность заключается в сохранившейся крестьянской общине, в том что крестьяне –это большинство населения, а значит нет основания для классовой борьбы и революции. Русский человек, религиозный, православный и преданный своему монаху. Русский человек должен выполнить особую духовную миссию нравственного оздоровления мира и освобождения славянских народов.
Общественным идеалом является свободная община, поэтому нужно отменить крепостное право и даровать крестьянам личную свободу. Все славянофилы идеализировали русский национальный характер, считая русского человека изначально нравственным и справедливым. В рамках славянофильства возникло русское почвенничество – учение о том что Россия может развиваться на своей почве, в которой принимается русский национальный наряд. Почвенникам принадлежит идея о том, что создав новый образец этих форм, русский человек спасёт человечество.
Лидеры славянофильства – А.С.Хомяков (1804 – 1860), И.В.Киреевский (1806 – 1856), К.С.Аксаков (1817 – 1860), Ю.Ф.Самарин (1819 – 1876) – выступали с обоснованием самобытного пути развития России. Их объединяла идея о глубоком отличии России от стран Западной Европы, об особом пути её развитии. Критически относясь к современному церковному устройству, славянофилы считали , что православие принесло в Россию дух братского общения и человеческой теплоты, которым отличались первые христиане. Благодаря православию и общинности, доказывали члены кружка, в России нет внутренней борьбы, все классы и сословия мирно уживаются друг с другом. Преобразования Петра оценивались ими критически. Славянофилы считали, что они отклонили Россию с естественного пути развития, хотя не изменили её внутренний строй и не уничтожили возможность возвращения на прежний путь, который отвечает духовному складу всех славянских народов. В конце концов они сошлись на формуле ''царю - власть, народу - мнение''. Исходя из этого, члены кружка выступали за созыв Земского собора, отмену крепостного права, но против конституции по западному образцу. Славянофилы были люди неторопливые, не терпевшие городской суеты ,любившие на лето разъезжать по своим имениям ,удить рыбу и в сельском уединение размышлять о судьбах России.
Заслугой славянофилов является то, что они не захотели больше разыгрывать унизительной роли, которую навязал России Петр. Они много и плодотворно поработали, чтобы понять идейные основы государственного и культурного творчества русского народа до Петра. Славянофилы поняли, что принципы на которых опирается европейская культура далеки от идеальных, что Петр I ошибся когда вообразил что подражание Европе — гарантия здорового государственного и культурного строительства. Славянофилы говорили: "Русские — не европейцы, они носители великой самобытной православной культуры, не менее великой, чем европейская, но в силу неблагоприятных условий исторического развития, не достигшей еще такой стадии развития какую достигла европейская культура".
Философско-историческая концепция славянофилов пропитана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, явив миру образец высокой духовности и свободы. В их системе ценностей скорее Европе нужно было догонять Россию.
Западники. Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся П.Я.Чаадаев (1794 – 1856), А.И.Герцен (1812 – 1870), В.Г.Белинский (1811 – 1848), Т.Н.Грановский (1813 – 1855), Н.В.Станкевич (1813 – 1840) и др., были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. Однако всех их объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы. Сторонники европейского пути развития выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, против революций. Они считали, что Россия пойдёт по европейскому пути развития, но в отличие от либералов полагали, что революционные потрясения неизбежны. До середины 50-х годов революция была необходимым условием отмены крепостного права.
Одним из первых русских мыслителей-западников был П.Я.Чаадаев. Основой мироздания Чаадаев считал мировой разум – высшую реальность, лежащую в основе видимой реальности природного и исторического бытия. Божественный разум, выступающий как Провидение, определяет всю человеческую историю. Развитием народов руководит «божественная вечная сила, действующая всеобщим образом в духовном мире» Именно Провидение ставит цели перед народами и определяет смысл их существования в мировой истории. Оно же обуславливает направленность исторического процесса как процесса нравственного восхождения человечества к царству Божьему на земле.
Исходя из этих положений, Чаадаев строит свою философско-историческую концепцию, которая носит ярко выраженный европоцентристский характер.
В 1831 г. в стенах Московского университета возник философский кружок, ставший значительной вехой в формировании западничества. Главная цель кружка, лидером которого был Н.В.Станкевич, - изучение немецкой философии, прежде всего философской системы Гегеля. Т.Н.Грановский и К.Д.Кавелин как представители либерального направления в русской философии выступали за рациональное реформирование общества. Они были противниками «крайних мер», отвергали революционные методы борьбы, хотя и констатировали их неизбежность в историческом процессе. Их идеалом было установление «самодержавной республики». Смысл русской истории заключается в становлении и укреплении «начала личности», что должно было в конечном итоге привести к подлинному сближению России с Западной Европой и постепенному упадку феодального строя в России. Исторический прогресс вне нравственного развития личности, обладающей свободной волей, был для них неприемлем.
Одним из наиболее радикальных представителей западничества в России был М.А.Бакунин (1814 – 1876 гг.), проповедовавший идею безгосударственного социализма, названную им анархизмом.
Основу исторического процесса, по его мнению, составляют следующие три принципа: человеческая животность, мысль и бунт. Для того чтобы приблизить желанное время свободы, надо «разнуздать народную анархию» против двух основных учреждений общества – церкви и государства.
Идеал социализма Бакунин видел в том, что на развалинах государств обоснуется общественное устройство, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций, наций. Таков был революционный романтизм М.А.Бакунина.
Я считаю, спор славянофилов с западниками XIX век разрешил в пользу последних. Причем проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (к концу столетия). Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому пути развития. XX век этот приговор можно сказать пересмотрел. Российский «эксперимент», основанный на западноевропейской модели прогресса, потерпел тяжелое поражение. Потому что уничтожили святая святых - общину, артель, назвав это «великим переломом», - по сравнению с которым «перелом», пережитый страной в эпоху Петра, был не более чем легкой коррекцией ее естественного развития.
3. Работы славянофилов и западников. Примеры их высказываний.
« 26 (октября). «Разговор с П. В. Киреевским. Их воззрение странно до поразительности, оно, без сомнения, не изъято поэзии, хотя односторонность очевидна. Религиозное воззрение имеет необходимо долю ложную, но их воззрение есть еще частно религиозное, именно греко-российское христианство, они отвергают все западное христианство; история как движение человечества к освобождению и себяпознанию, к сознательному деянию для них не существует, их взгляд на историю приближается к взгляду скептицизма и материализма с противуположной стороны. Вся жизнь человечества -- болезненное, абнормальное явление.» (4, с. 460 ). В этих словах, из дневника А.И. Герцена 1842-1845 гг., Александр Иванович осуждает политику славянофилов. Он не понимает, как религия может быть двигателем человечества к самопознанию и разве человек не способен к сознательному деянию.
«Много ошибок помрачают славу преобразователя России, но ему остается честь пробуждения ее к силе и к сознанию силы. Средства, им употребленные, были грубые и вещественные; но не забудем, что силы духовные принадлежат народу и церкви, а не правительству; правительству же предоставлено только пробуждать или убивать их деятельность каким-то насилием, более или менее суровым. Но грустно подумать, что тот, кто так живо и сильно понял смысл государства, кто поработил вполне ему свою личность, так же как и личность всех подданных, не вспомнил в то же время, что там только сила, где любовь, а любовь только там, где личная свобода.» (5, с. 54) .
В этом отрывке из статьи , написанной в 1839 г. для прочтения и дискуссии на вечере у И.В. Киреевского и сознательно утрированной для того , чтобы вызвать дискуссию , А.С. Хомяков не полностью осуждает за ошибки , но и благодарит Петра в ошибках (которых он написал выше в своём произведении).
И этими словами, в приведённом отрывке, он все-таки благодарит Петра за то, что он пробудил Россию к силе и её сознанию. Но только пробудил, а вся сила духовная принадлежит церкви и народу.
Заключение.
Своеобразие развития философии в России связано прежде всего с тем, что здесь меньшее место было уделено проблемам гносеологии, познанию в целом, а на первый класс выходит социальные и нравственно-религиозные проблемы. Это объясняет факт тесного переплетения в России литературы, публицистики и философии, в центре которой стоит учение о смысле жизни, месте человека в обществе и истории, о путях развития истории.
Временем появления философии в России можно считать 1755 г. –год основания Московского университета, т.е. эпоху Просвещения. До этого философия в России, можно сказать, практически отсутствовала.
Ведущими течениями XIX в. были западники и славянофилы. Два этих направления религии решали вопрос о принадлежности России к тому или иному пути развития. И западники и славянофилы внесли немалый вклад в развитие истории, философии и литературы, в общем культуры.
Список используемой литературы
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.