Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики [07.02.15]

Тема: Государственное регулирование экономики

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 30.33K | Скачано: 250 | Добавлен 07.02.15 в 21:51 | Рейтинг: +1 | Еще Курсовые работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Новороссийск 2015


Содержание:

1. Введение 2

2. Теория государственного регулирования  3

3. Государство и рынок 7

4. Методы государственного регулирования  8

5.Антимонопольная политика государства 10

6. Бюджетная политика государства

7. Роль налогов в системе государственного регулирования

8. Современные методы государственного регулирования в России 12

Заключение  24

Список использованной литературы 26

 

Введение

Наряду с другими проблемами и задачами государства, вмешательство в свободную рыночную экономику, регулирование процессов, в ней проходящих, является одной из главных функций государства. В командной, распределительной экономике всё проще: государство является и главным, и единственным собственником и производителем, ресурсы и блага распределяются централизованно. Государство само решает, что, сколько и как производить и ему некого и нечего регулировать, так как других собственников и производителей на рынке нет, как, собственно, и самого рынка. В случае с рыночной экономикой перед государством всегда стоит вопрос о глубине вмешательства в процессы, происходящие на рынке. Ведь недостаточное вмешательство может сделать рынок неуправляемым и ввергнуть его в кризис, а слишком сильное может снизить эффективность экономики, замедлить, а то и вовсе прекратить её рост. Рыночная экономика очень динамична,  и государственное регулирование должно быть, прежде всего, своевременным. Иначе из эффективного регулятора и стабилизатора экономики государство превратится в бесполезный и вредный бюрократический придаток.

 

Теория государственного регулирования

С самого зарождения экономической науки разные теории имели свой взгляд на вмешательство государство в экономику:

1. Меркантилизм - история изучения государственного регулирования экономики началась со средних веков. В то время безраздельно правил бал в изучении экономических процессов такое экономическое учение как меркантилизм. Эта теория предусматривала активное вмешательство государства в экономику путём ограничения импорта и поддержки экспорта в стране.

2. Классическая теория - появилась после написания А. Смитом своего знаменитого труда «Исследование о природе и причинах богатства народов», главным постулатом которого являлось то, что свободный рынок может саморегулироваться, приходить в равновесное состояние. Государству отводилась роль стража рынка, защиты свободных отношений между его участниками, самих участников, собственности, разрешение споров; иными словами, осуществлять арбитраж, который, в силу предвзятости, не могут эффективно осуществлять сами участники рынка. В модели экономики Адама Смита доказывалось, что именно стремление субъектов экономики к достижению своих частных интересов и является главной движущей силой экономического развития, что, в свою очередь, приводит к процветанию и богатству всей страны в целом. Если говорить коротко, то функции государства сводились  к «не мешать и защищать».

3. Кейнсианская теория – после всем известной великой депрессии в США Дж. Кейнс выдвинул теорию, опровергающую взгляды классиков на роль государства в экономике. Она была призвана противодействовать кризисам, подобным великой депрессии. В его экономической модели государство должно активно вмешиваться в экономику, так как у свободного рынка нет действительно действующих механизмов, обеспечивающих выход экономики из кризиса. Так как в то время был огромный кризис перепроизводства, Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок для того, чтобы увеличить спрос и, тем самым, обеспечить предложением всё растущее производство.

Для этого он предполагал задействовать несколько инструментов государственного регулирования рынка:

А) Гибкая кредитно-денежная политика

Б) Новая бюджетно-финансовая политика

В) Налоговое регулирование

Гибкая кредитно-денежная политика даёт возможность убрать один из главных барьеров развития экономики - неэластичность заработной платы. Этого можно достигнуть, считал Кейнс, изменяя денежную массу в обращении посредством постоянной эмиссии, увеличения денежной массы в стране. При этом реальная зарплата уменьшится, а это, в свою очередь, будет способствовать стимулированию инвестиционного спроса и росту занятости.

Посредством бюджетно-финансовой политики  государство должно было увеличить налоговые ставки и с помощью полученных дополнительных средств финансировать нерентабельные предприятия. Эти меры не только уменьшат безработицу, но и снимут социальное напряжение.

Таким образом, можно выделить главные черты кейнсианской модели регулирования:

- высокая доля национального богатства, перераспределённая через государственный бюджет

- создание большой сферы государственного предпринимательства через создание государственных и смешанных предприятий

- повсеместное использование кредитно-денежных и бюджетно-финансовых  регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сведения до минимума влияния циклических колебаний на рынок, поддержания высокого уровня занятости и темпов роста экономики.

Применение теории Кейнса позволило ослабить циклические колебания примерно до начала 70-х гг., когда стало проявляться противоречие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Выяснилось, что экономическая модель Кейнса может быть устойчива только в условиях постоянного и высокого роста экономики страны. Высокие темпы роста национальных доходов давали возможность их перераспределения без ущерба  накоплению капитала. Однако, начиная с 70х годов, условия воспроизводства значительно ухудшились. Также был опровергнут закон Филлипса, гласивший, что инфляция и безработица не могут расти одновременно. Стало ясно, что данная модель государственного регулирования только подстёгивает инфляцию. Результатом нового кризиса, опровергнувшего кейнсианское учение, стала новая, неоконсервативная модель государственного регулирования.

4. Неоклассическая или неоконсервативная теория

Фундаментом для этой модели действий государства стала концепция неоконсервативной экономической теории. Сущность модели государственного регулирования в данной теории заключается в отказе от воздействия на производство через спрос, как в кейнсианской модели. Вместо этого предлагается использование косвенных мер влияния на предложение. Неоклассицисты считают, что нужно возродить классический механизм накопления капитала и возродить свободу частного предпринимательства. Для этого государство должно обеспечить накопление капитала всем потенциальным субъектам экономики и повышение эффективности производства. Проблема в том, что этому мешает инфляция, обесценивающая уже накопленный капитал и повышающая цену заёмных средств, и налоги, замедляющие его дальнейшее накопление. Пути решения этих проблем неоклассицисты видят в осуществлении антиинфляционных мероприятий, предложенных монетаристами, и в предоставлении налоговых послаблений (или освобождении от всех налогов на определённый период) предпринимателям.

Все эти меры, с другой стороны, увеличат дефицит и бюджета и возможности уменьшения инфляции. Поэтому, следующими мерами неоклассицисты предлагают снижение расходов государства, прекращение использования бюджетных денег для поддержания спроса. Также государство должно начать массовую приватизацию, то есть продажу государственного имущества. Для покрытия дефицита от осуществления предыдущих мер. Следующий комплекс мер – осуществление политики дерегулирования, то есть снятие ограничений и регламентов по ценам и заработной плате,  смягчение финансового законодательства… В общем, предоставить полную свободу рынку, чтобы он наконец всё расставил по местам, как встарь. И отныне влиять государство на рынок и экономику должно будет лишь косвенно и незначительно. Весьма, на мой взгляд, утопическая теория, и если при разработке классической модели её создатели ещё не знали, к каким нехорошим последствиям ведёт чрезмерная либерализация рынка, то неоклассицисты об этом прекрасно осведомлены.

 

Государство и рынок

Во все времена государство оказывало влияние на экономику. Собственно, усложнение социально-экономических отношений и  существенное увеличение количества этих отношений и породило в своё время такое явление, как государство, как раз для регуляции этих возросших количественно и, главное, качественно, отношений. Следовательно, с точки зрения экономической науки, государство есть специальный институт общества для регулирования экономических процессов.

В современной экономической науки существует два полярных подхода в отношении государственного регулирования: командно-директивный и либеральный, и один, находящийся на их стыке, называемый смешанным. Он объединяет методы одного и другого в разных пропорциях, на выходе давая самые разные экономики, например экономика Китая, ФРГ, шведская модель. Всё это смешанные экономики, но какие они разные! Их объединяет только одно – на данном этапе развития человечества они весьма успешны. В отличие от примеров, когда экономику строили по одному из полярных подходов. Великую депрессию в США спровоцировал как раз либеральный подход, а самым ярким примером  командно-директивного подхода является канувший в небытие советский союз вместе с крайним дефицитом абсолютного большинства потребительских товаров. В отличие от либерального подхода, где государство, по сути, является наблюдателем, в СССР всё производилось по плану. Беда была в том, что всеобъемлющий, продуманный план, учитывающий бесконечно множество нюансов, составить очень сложно, даже в условиях одного предприятия. А тут целая страна, да ещё какая! Естественно, что были неизбежные перекосы, которые росли с каждым годом. Жаль, что вместо продуманных экономических реформ, по примеру того Китая, СССР предпочли развалить.

 

Методы государственного регулирования

Методы государственного регулирования очень разнообразны. В современной экономической науке их принято делить на несколько групп:

- административное регулирование

- прямое экономическое регулирование

- косвенное экономическое регулирование

К административному регулированию относятся различные меры контроля над ценами, доходами, учётными ставками путём квотирования, ввода обязательного лицензирования, сертификации, вводом акцизов. Меры эти не основываются на экономических интересах и предпочтениях частников рынка и реализующих их стимулах, а вводятся с помощью законодательных органов государства.

Прямые формы экономического регулирования – это различные виды безвозвратного целевого финансирования субъектов рынка, отраслей хозяйства и административно-территориальных единиц (депрессивных регионов). Это различные субвенции, целевые программы, прямые субсидии, дотации, пособия и доплаты. Осуществляются они с помощью различных бюджетных и внебюджетных фондов разного уровня (страны, региона, местного, районного). Также это льготные кредиты целевым заёмщикам. Связывая интересы субъектов на разных уровнях народного хозяйства и различных социальных групп, эти методы государственного регулирования выравнивают (или делают разрыв менее заметным) их финансовое положение. Также они защищают наиболее уязвимые и/или жизненно важные сектора экономики, наиболее бедные группы населения и способствуют достижению приоритетных целей экономического развития. И ещё, так как все эти меры со временем встраиваются в рыночные отношения, они оказывают опосредованное влияние на структуру цен и издержек и реальную конкурентоспособность целевых секторов экономики.

 Элементы административных и прямых методов регулирования включают в себя такие крайне адекватные определённому историческому моменту и фактическому экономическому положению страны меры государственного регулирования, как программно-целевой подход, финансирование и кредитование конкретного проекта, призванного решить ряд определённых задач. Их реализация начинается с принятия на законодательном уровне соответствующих нормативных актов и подкрепляется адресным финансированием и/или льготным кредитованием.

Косвенные методы государственного регулирования – это проводимая государством политика в сфере валютных, кредитных, финансовых, внешнеэкономических, таможенных отношений, налогов, систем амортизации. С их помощью и используя экономические интересы и стимулы, государство оказывает влияние на действия субъектов смешанной экономики, как на потребителей, так и на производителей. Их воздействие крайне опосредовано, безадресно.

Многие исследователи и учёные косвенные методы государственного регулирования более широко, включая в их ряд также мероприятия по созданию конкурентной среды. К примеру, Майкл Юджин Портер, профессор кафедры делового администрирования и признанный специалист в области изучения рыночной конкуренции высказывает мнение, что государство должно создавать для предприятий и организаций такое экономическое положение, при котором будет поощряться и всячески поддерживаться  более высокие ступени конкурентного развития. Самыми лучшими рычагами косвенного воздействия считаются нижеследующие условия:

- создание адекватных самым последним научным разработкам средств производства

- определение национальных приоритетов научно-технического развития и поступательного движения в выбранных направлениях целевых секторов экономики

Стимулирование конкуренции и спроса на товары самого высокого качества

К сожалению, как показывает опыт развитых стран, не все функции, нужные для ровного и без перебоев протекания цикла воспроизводства и нормальной жизни общества, могут быть реализованы с помощью рыночных отношений, потому как механизм полностью либерализованного рынка очень часто не удовлетворяет всем условиям нормального функционирования общества и устойчивости экономики страны. Поэтому развитие рыночной экономики порождает функции и институты для их реализации, требующие централизованного управления. К ним относятся банковская, финансовая системы и др. Научно-технический прогресс не стоит на месте, и каждый год появляются новые виды товаров и услуг, новые производства. Они требуют своевременного и централизованного контроля. В современной экономической науке по способу организации производства выделяют две группы товаров:

- общественные блага – их производство полностью или в значительной части организуется, финансируется и контролируется государством

- частные блага – производятся частными организациями за свои средства

Общественные блага имеют такую особенность, что их производство, обмен и распределение должно находиться в ведении государства по ряду объективных причин, таких как: нерентабельность, высокая важность для всей страны, необходимость равномерного распределения среди населения. Такие специфические общественные потребности в силу вышеописанных причин, так называемая «невидимая рука рынка» обеспечить не может, поэтому рыночный механизм должен дополнятся оперативным и постоянным государственным вмешательством. При этом применение различных форм государственного вмешательства не означает и не должно означать замену рыночных отношений административными. Государство, являясь в рыночной экономике специфическим хозяйствующим субъектом, не должно подменять собой рынок и там, где хватит косвенных мер регулирования, не применять прямые и административные.

Осуществление государственного регулирования с помощью макроэкономического планирования.

Во многих странах с рыночной экономикой, например, в Японии, во время всего послевоенного времени составлялись общенациональные планы развития экономики, носившие, в отличие от СССР не директивный, а формальный характер и мало влияли на фактические экономические процессы, проходящие в послевоенной Японии. Однако они оказали некое конструктивное воздействие на экономику страны. Не уменьшая роль частного предпринимательства, они помогали намечать общий курс управления фирмами, давали информацию плановым отделам организаций о потенциальном спросе, сложившихся тенденций в смежных областях, состоянии рынков сырья, капитала, рабочей силы и т.д. Формально-рекомендательные планы развития экономики оказали определённое сдерживающее действие на государственные расходы, поскольку утверждение бюджета происходило с учётом пунктов плана.

Во многом от японских методов государственного регулирования отличаются таковые во Франции, там возможности правительства весьма широки. Большая роль государственного планирования в организации экономического развития сочетается там со значительным объёмом государственного регулирования экономических процессов, происходящих в стране. В этом Французская экономика весьма отличается от более либерализованных экономик других развитых европейских стран. Важную роль в системе государственного регулирования экономики во Франции играют методы влияния правительства на производство не только в государственном секторе, но и в частном. Самый главный инструмент влияния – система госзаказа, во Франции её называют система государственных рынков. У нас, в СССР в большей степени, в современной России в меньшей (но, в последние годы всё в больших объёмах, что не может не радовать), с этой системой все очень хорошо знакомы. В последнее время, особенно в сфере обороны, в нашей стране возрождается система госзакупок  новейшего вооружения, что позволяет бурно развиваться военно-промышленному комплексу России.

 

Антимонопольная политика государства

Антимонопольные работа есть одна из важнейших  сфер государственного регулирования экономики. Развивается она по двум направлениям:

- во-первых, в так называемых естественных монополиях, где стандартная конкуренция замедляет развитие отрасли. Для контроля таких монополий государство были созданы специальные регулирующие органы, призванные следить за добросовестным экономическим поведением сырьевых монополий. Для примера, в России такими субъектами являются Газпром, Роснефть, Лукоил.

- во-вторых, там, где стандартная рыночная конкуренция полезна и эффективно, нет необходимости в монополии, как форма государственного регулирования действует антимонопольное законодательство.

Рассмотрим особенности регулирования государством деятельности естественных монополий.

Такой вид хозяйствования необходим в тех случаях, когда одна или несколько крупных фирм могут удовлетворить полностью весь спрос на рынке, при этом, в силу сокращения издержек по причине больших объёмов производства, они могут производить единицу товара по более низкой цене. Такая форма организации характерна для национальных, общественных предприятий, производящих национально значимый продукт.

Для контроля деятельности и правильного поведения таких крупных игроков государством используются два метода:

- государственная собственность

- государственное регулирование

Для монополий устанавливаются определённые рамки, так называемый «справедливый доход». Это цена, соответствующая средним издержкам. Проблема в том, что при такой ситуации у монополии нет никаких стимулов к снижению своих расходов на производство.

Цель государства – защитить потребителей от несправедливого ценообразования на продукцию естественных монополий. Для этой цели используются как косвенные (регуляция ценообразования и качества обслуживания), так и прямые.

Теперь рассмотрим антимонопольное законодательство. Данная форма контроля имеет богатую и давнюю историю и ведёт её аж с 1890г., когда в США был ратифицирован знаменитый закон Шермана (Sherman Act). Он запрещал любые виды сговора с целью монополизации производства какой-либо продукции и предусматривал за нарушение его положений конфискации имущества и значительные тюремные сроки. А в 1914г. Был издан закон Клейтона, дополняющий и уточняющий размытые формулировки закона Шермана. В целом, с поправками, данные нормативные акты действует в США и по сей день.

Следующим шагом стало создание Федеральной торговой комиссии. Ей были даны полномочия контролировать положения изданных законов и вести расследования выявленных нарушений. Большое многообразие и масса уточняющих подзаконных актов свидетельствуют о большой важности такого государственного регулирования для всего общества. И это действительно так. Неограниченная монопольная власть наносит большой урон благосостоянию общества в пользу владельцев фирмы, монополизировавшей свой сегмент рынка. Нечестная конкуренция вызывает банкротство мелких предпринимателей, необоснованное повышение цен и недовольство этим потребителей. В дальнейшем это может быть усугублено снижением качества продукции, так как монополия будет всячески стремиться к снижению своих издержек. Все перспективные разработки в данной отрасли прекратятся, что может привести к полному  упадку отрасли в будущем.

Особо хочу отметить, что антимонопольное законодательство должно быть справедливым к крупным производителям, не нарушающим его положения. Оно призвано защищать мелкий и средний бизнес, но никак не для того, чтобы мешать крупным игрокам развиваться и выпускать больше продукции лучшего качества, тем самым опережая конкурентов. Законодательная власть любого государства должна определить справедливые правила игры на рынке для всех игроков. Я считаю, что эти правила коротко должны звучать так: «помочь малым стать средними, средним помочь процветать, а большим не давать мешать малым и средним».

В создании антимонопольного законодательства государство выступает арбитром. Оно решает, какое для страны оптимальное соотношение монополий и конкурентных отраслей. Эта комбинация со временем может меняться вместе с меняющимися условиями в стране и за её пределами, и антимонопольная политика государства должна меняться вместе с ними

 

Бюджетная политика государства

 

Бюджетная, её ещё называют фискальной, политика государства, на мой взгляд, является главным рычагом управления экономикой государством. Она основывается на воздействии государства на экономику страны с помощью доходов и расходов бюджета.

Государственный бюджет – это годовой план расходов и доходов государства. В России составляется в виде закона правительством и выносится на обсуждение в Федеральное собрание. По завершении финансового года правительство отчитывается, в каком объёме был выполнен главный экономический закон страны.

Государственные расходы – также являются элементом государственного регулирования. С помощью них перераспределяется богатство страны. Состоят из госзакупок и трансфертных платежей.

Госзакупки – это покупка государством общественных благ, таких как оборона страны, образовательные учреждения, инфраструктура, научно-исследовательские центры и т.п.

Трансфертные платежи – выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от налогообложения. Производятся они определённым слоям  населения в форме пособий по безработице, инвалидности, утрате имущества вследствие стихийных бедствий и т.д.

Отличие трансфертных платежей состоит в том, что для них не используются ресурсы в виде каких-либо благ и они не связаны с производством, в то время как госзакупки вносят реальный вклад в национальный доход страны и используют не только ликвидность, но и различные материальные ресурсы, находящиеся в ведении государства.

Главная цель госзакупок – перераспределение ресурсов страны из частного потребления в общественное, тем самым они дают обществу пользоваться вновь созданными общественными благами.

Трансфертные платежи играют другую роль. Они оказывают влияние на структуру производства частных товаров и их потребления.

 

Роль налогов в системе государственного регулирования

 

Налоги есть главный источник доходов государства. Они являются важным элементом в системе государственного регулирования экономики. Поэтому без хорошо налаженной системы налогообложения, адекватной фактическому уровню развития общественного производства, сколько-нибудь эффективная и успешно развивающаяся рыночная экономика невозможна. Каковы же функции налогов в системе государственного регулирования? Их несколько:

  1. Регулирующая функция. Невозможно представить экономику современных развитых стран, не регулируемую системой налогообложения. Налоги есть система экономического принуждения и поощрения, воздействия на предпринимателей и рабочих, покупателей и продавцов. Так, введя дополнительные налоги в отрасли хозяйства, государство усложняет попадание в неё новых субъектов, если в стране нет потребности в данных товарах и услугах, и наметился кризис их перепроизводства. Новыми налогами государство снижает рентабельность таких предприятий, тем самым принуждая граждан и организации обратить своё внимание на другие, более востребованные обществом сферы деятельности, но менее выгодные. В то же время, в какой-либо другой отрасли может быть нехватка производственных мощностей, и государство, чтобы подтолкнуть свободный капитал и рабочую силу в стране на производство этих крайне востребованных на данный момент времени товары и услуги, может ввести различные налоговые льготы. Такая «игра» налоговыми ставками является крайне эффективной мерой и зарекомендовала себя во многих странах. С помощью таких мер государство получает возможность создавать условия для ускорения развития приоритетных отраслей и производств и решению актуальных общественных проблем.
  2. Стимулирующая функция. Грамотное налогообложение позволяет стимулировать научный прогресс, исследования с целью сокращения издержек производств, увеличения количества рабочих мест, в том числе появления их новых видов, капитальные инвестиции в реальный сектор экономики.
  3. Распределительная функция. Её ещё называют перераспределительной. С помощью налогов государство имеет возможность сконцентрировать посредством специальных фондов средства, нужные для решения острых народнохозяйственных вопросов. Финансировать крупные межотраслевые, социальные целевые программы, научно-технические и др. Инвестиции в инфраструктурные и фондоёмкие проекты были бы невозможны без налогов, так они характеризуются длительным сроком окупаемости затрат, и такие проекты может реализовывать только государство в силу своей заинтересованности не в прибыли, а в улучшении жизни населения. Это функция является самой социальной. Пример такой налоговой системы находится в северной Европе. Это Швеция
  4. Фискальная функция. На средства, полученные с помощью налогообложения содержится аппарат управления государством, вооружённые силы, библиотеки, архивы, образовательные учреждения, театры, музеи, НИИ фундаментальных наук. Из вышеперечисленного видно, что фискальная функция нужна для содержания той части не имеющих к производству отношения отраслей, которые по понятным причинам не имеют собственных источников дохода либо они не достаточны для нормального функционирования и развития этих отраслей.

Конечно, разделение функций по типам носит условный характер, так налоговая система в государстве едина и включает в себя все из них. Налоговая система должна быть стабильна, так любой субъект хозяйства должен чётко знать, какую прибыль он получит после уплаты всех налогов. Определённость в налогообложении уменьшает риски предпринимателя. Но это не значит, что налогообложение не должно меняться. По мере изменения условий, развития экономики и общества, налоговые условия тоже должны меняться, чтобы в полной мере и с той же эффективностью исполнять свои функции.

Налоговая система может считаться стабильной, если её основные принципы не меняются долгое время. Ставки могут меняться, но основные санкции и доплаты не должны ликвидироваться, и число налогов должно быть более или менее стабильно.

Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая пошлин. Но наша система характеризуется очень низким уровнем налогов, нежели в странах Европы или США.

Есть три системы, характеризующие прогрессивность налогообложения, отношения суммы налога к величине дохода, с которого этот налог взимается:

  1. Пропорциональный налог, когда сумма налога пропорциональна увеличивается/уменьшается к доходу
  2. Регрессивный налог, когда налог тем ниже, чем выше доход
  3. Прогрессивный, когда налог тем выше, чем выше доход

Названия говорят сами за себя, и самым справедливы ,, на мой взгляд, является прогрессивный вид налогообложения. Но тут нужно уточнить, что повышение не должно быть слишком сильным, ибо это пагубно скажется на стимуле работать лучше и зарабатывать больше, а также повлечёт за собой увеличение количества разнообразных махинаций с несоответствием документальных доходов фактическим.

 

Современные методы государственного регулирования в России

 

Деятельность российского правительства по регулированию экономики и рынка сегодня можно структурировать таким образом:

- составление макроэкономических планов-прогнозов, знаковых индикативных планов. Их задача состоит в определении главных приоритетов в развитии экономики, общества и отраслей хозяйства. Также они позволяют точнее выявить текущие проблемы, предсказать возможные в будущем. И, таким образом, данный манифест о намеченных целях и путях развития даёт информацию бизнесу и обществу о предполагаемом положении экономике в долгосрочной перспективе, что облегчает участникам рынка планирование своей деятельности и делает введение бизнеса в России более привлекательным.

- принятие решений, на прямую оказывающих влияние на структуру хозяйства страны. Сюда относим распределение федеральных инвестиций и других денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства, размещение госзаказов на ключевых для страны предприятиях. Стабилизация социальной напряжённости, мониторинг цен на товары первой необходимости, защита уязвимых социальных слоёв населения. Создание развитие в тех или иных субъектах Российской Федерации благоприятного налогового и финансового климата для инвестиций, развитие инфраструктуры в целевых регионах.

- Создание системы регуляторов для косвенного воздействия на рынок. Их назначение – поддерживать стабильное поступательное развития экономики. Это налоги, дотации, ценообразование, дешевые и льготные кредиты предприятиям ведущих отраслей экономики, таможенная защита товаров отечественного производства. Сюда же относим политику центробанка и правительства по отношению к рублю и внешнему долгу страны. Именно сбалансированность кредитно-денежной политики России в последние годы помогала избежать губительных последствий кризисов, разгоравшихся в мире в конце нулевых и начале десятых годов ХХI века.

Баланс между тремя вышеуказанными группами государственного регулирования экономики весьма оперативно, что делает честь нашему правительству, меняется в зависимости от макроэкономической ситуации в мире и реального положения дел в отечественной экономике. Причём, в последнее время, стали заметны усилия государства в контроле не только на федеральном уровне, но и на региональном. По идее, таким же активным оно должно быть и на местном уровне, уровне городов и отдельных муниципальных образований, но, с сожалением можно отметить, что нынешний уровень развития муниципалитетов в России не позволяет его эффективно осуществлять, причём возможности у муниципалитетов для этого есть, но очень мало людей на местах, морально готовых этим заниматься. Деятельность их сводится к более и менее успешному выполнению прямых и косвенных директив регионального и федерального уровня.

 

Заключение

Сейчас, в тяжёлой экономической ситуации, в которой оказалась Россия в связи с «ненужными и контрпродуктивными санкциями» и обвалом мировых цен на нефть, главной целью господдержки должны стать отрасли реального сектора экономики. Об этом же говорил на экономическом форуме в Давосе возглавляющий российскую делегацию первый вице-премьер Игорь Шувалов. Развитие реального сектора и структурные изменения в экономике, позволяющие снизить до приемлемых величин зависимость России от цен на энергоресурсы. По его словам, сейчас очень удачный момент для проведения подобных преобразований в связи с не только  давно перезревшей потребностью в этом экономики России, но и с мировыми событиями. Если раньше сверхприбыли от сырьевого сектора позволяли четверть и больше бюджета формировать из нефтедолларов, при этом годовой профицит бюджета рос из года в год, то теперь такие бюджеты будут дефицитными, и правительству надо искать другие источники доходов для покрытия бюджетного дефицита. Радует, что за годы высоких цен на нефть центробанк накопил огромные ресурсы, которые, на мой взгляд, пришло время вложить в реальный сектор экономики нашей страны. И от эффективности работы правительства на данном направлении зависит скорость выхода России из нынешнего кризиса.

Мнения аналитиков, как российских, так и западных, разделились. Ведущие экономисты западных национальных институтов изучения рынка твердят о том, что выход России из рецессии не возможен без отмены санкций Европы и США. Но независимые, сейчас я говорю о действительно, фактически независимых экспертах, склоняются к мнению, что у России есть все шансы преодолеть кризис даже раньше развитых стран запада в силу многих объективных макроэкономических, социальных и политических причин. С ними соглашаются большинство отечественных экспертов.

 

 Список использованной литературы

  1. Шишкин А.Ф. Экономическая теория Кн.2.-М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1996
  2. Курс переходной экономики. Под редакцией Л.И. Абалкина – М. Финсатинформ 1998
  3. Курс экономики. Под редакцией Б.А. Райзберга – М. Изд. ИН-ФРА-М1999
  4. Экономика. Под редакцией А.С. Булатова – М. Изд. БЕК 1996
  5. Лившиц А.Я. Краткий курс государственного управления экономикойII РЭЖ №10-11 1999
  6. www.wikipedia.ru

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 30.33K
Скачано: 250
Скачать бесплатно
07.02.15 в 21:51 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе