Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России »

Бюджетное регулирование экономики страны

Бюджетное регулирование экономики страны [24.02.14]

Тема: Бюджетное регулирование экономики страны

Раздел: Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.91K | Скачано: 271 | Добавлен 24.02.14 в 22:18 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1. Бюджетное регулирование экономики страны 4

1.1. Сущность и методы бюджетного регулирования 4

1.2. Стратегия бюджетной политики России. 7

2. Задача 10

Заключение 11

Список используемой литературы 12

 

Введение

Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: как выстроить эффективную бюджетную политику без существенных потрясений для экономики, какая бюджетная политика принесет больше плюсов, чем минусов, что для этого должно сделать государство.

 Бюджет — это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов,

 Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Важнейшим качеством бюджетной системы страны с точки зрения, как правовых установлений, так и экономического содержания является ее целостность. Ни один из уровней этой системы не может считаться важнее другого: каждому отводится своя роль, и любой из них не заменим в едином механизме финансового обеспечения жизнедеятельности государства. Но в нынешней российской ситуации явным фаворитом выступает федеральный бюджет, к которому прикован основной политический и научный интерес, в несколько меньшей степени привлекают внимание проблемы региональных бюджетов, да и то в контексте их взаимодействия с тем же федеральным бюджетом.

Целью данной контрольной работы является изучение бюджетного регулирования экономики страны.

Задачи: изучить сущность и методы бюджетного регулирования и рассмотреть стратегию бюджетной политики.

 

1. Бюджетное регулирование экономики страны

1.1. Сущность и методы бюджетного регулирования

Бюджет не являлся институтом, присущем государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появился не тогда, когда государство начало производить расходы и добывать для этого необходимые средства, а когда было введено плановое начало – составление сметы доходов и расходов на определенный период.

 В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

 Различают вышестоящий и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы. Нижестоящий бюджет – это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету. [3, с.87]

Бюджет выполняет две главные функции:

 1) распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества, уровнями государственного управления и т.д.);

 2) контрольную (сигнализация обо всех отклонениях движения бюджетных средств).

 Проявление присущих бюджету функций, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения доходов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. [6, с.45]

Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. Бюджетная система выполняет три функции:

 Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночных стимулов предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:

 1) общегосударственный – устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;

 2) межтерриториальный – регулирует уровень развития территорий;

 3) межбюджетный – обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

 4) межгосударственный – регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета. [2, с.23]

Выделяют следующие формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета:

 1) изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта (методы изъятия налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды);

 2) предоставление налоговых привилегий:

 - полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей;

 - предоставление льгот по налогам;

 - налоговых кредитов;

 3) перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов:

 - закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов;

 - передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников;

 - предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов и др.;

 4) резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней;

 5) регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредствам внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита. [1, 24]

 

1.2. Стратегия бюджетной политики России.

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономии, и социальной политики государства; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономии, и социальных задач. В условиях рынка бюджетной политики - главный рычаг определения основных направлений экономии, воздействия государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответстветствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия.

Именно Бюджетное послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, которые должны соответствовать общим целям и задачам экономической и социальной политики государства. К примеру, в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу» содержались основные ориентиры бюджетной стратегии, направленной на осуществление глобальной налоговой реформы, реализацию Программы экономии государственных расходов и оказание адресной социальной помощи малоимущим гражданам страны, оздоровление бюджета и обеспечение его бездефицитности, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, совершенствование межбюджетных отношений и создание эффективной системы управления государственными финансами. В рамках этих стратегических целей в Бюджетном послании Президента РФ были намечены первоочередные задачи бюджетной политики на 2001, ее приоритетные направления. [2, с.38]

Среди них: принятие налоговых законов, призванных изменить налоговую систему страны, в т.ч. введение единой 13%-ной ставки подоходного налога; проведение инвентаризации и оценки эффективности всех бюджетных расходов и обязательств; сокращение тех государственных обязательств (т.н. «нефинансируемых мандатов»), которые не могут быть профинансированы в 2001; концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов; четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами трех уровней и переход на принципиально иную, чем прежде, систему оказания финансовой помощи регионам; завершение реструктуризации государственного долга; завершение формирования казначейской системы исполнения федерального бюджета и ускорение процесса перевода региональных и местных бюджетов на казначейское их исполнение; обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, переход к управлению государственными активами на новых принципах. Многие из этих приоритетных задач уже решены или решаются.

Действующее налоговое законодательство пока не в полной мере обеспечивает благоприятные условия для эффективного развития отечественного бизнеса, реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

В налоговой системе все еще сохраняются элементы, искажающие экономически обоснованную предпринимательскую мотивацию и препятствующие выводу хозяйственной деятельности из тени.

Налоговый учет и отчетность остаются неоправданно усложненными, что особенно чувствительно для малого и среднего бизнеса.

Процедуры рассмотрения проекта федерального бюджета излишне затянуты и громоздки.

Законодательство о государственных закупках не отвечает современным требованиям. Из-за несовершенства применяемых механизмов государство по-прежнему несет дополнительные финансовые издержки при осуществлении закупок товаров и услуг, необходимых для реализации его функций.

Не завершено упорядочение сети федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений. Недопустимо медленно принимаются решения о дальнейшей судьбе федеральных учреждений, функции которых признаны избыточными.

Сохраняется проблема невыполнения прогнозных планов приватизации. Неоправданно затягиваются сроки принятия решений по значимым приватизационным сделкам. Не решена проблема реализации мелких пакетов акций, находящихся в федеральной собственности.

Осуществление функций государственной власти по-прежнему остается чрезмерно сконцентрированным па федеральном уровне. Требуется дальнейшее расширение перечня федеральных полномочий, исполнение которых делегируется органам государственной власти субъектов РФ с предоставлением субвенций из федерального бюджета. [6, с.57]

 

2. Задача

В таблице представлены различные параметры денежной массы страны. Рассчитать величину денежных агрегатов М1, М2, М3.

Таблица

№ п/п

Параметры денежной массы

Млрд. $

1

Суммарная стоимость акций

985

2

Деньги на банковских счетах, размещенных на 1 год.

448

3

Деньги на банковских счетах до востребования

645

4

Деньги на расчетных счетах предприятий

170

5

Деньги на банковских счетах, размещенных на 5 лет.

896

6

Суммарная стоимость облигаций

686

7

Наличные деньги в обращении

1630

Решение:

М1 = М0 (наличные денежные средства) + деньги на банковских счетах до востребования = 1630+645 = 2275 млрд.$

М2 = М1 + деньги на срочных вкладах и расчетных счетах предприятий = 2275 + 170 + 448 + 896 = 3789 млрд.$

М3 = М2 + ценные бумаги = 3789 + 985 + 686 = 5460 млрд.$

Ответ: М1=2275 млрд.$, М2= 3789 млрд.$, М3=5460 млрд.$

 

Заключение

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

 Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

 Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он является финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства. А также государственный бюджет рассматривается как совокупность денежных отношений, которые складываются у органов власти и с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан.

 Бюджет выполняет две главные функции: распределительную и контрольную.

 

Список используемой литературы

  1. Бюджет и бюджетная политика в РФ: Учебное пособие. Ковалева Т.М.-М.: Кнорус, 2006.
  2. Бюджет и бюджетная система. Годин А.М.Издательский дом Дашков и К – 2007
  3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2006.
  4. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  5. Бюджетная система РФ: Учебник. Козлова Е.И., Кутафарин О.Е.М.: Юрист, 2006г.
  6. Государственное управление бюджетной системой РФ. Дмитриева А.Я.- М., Политика и экономика, 2007г.
  7. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Суэтин А.А. изд. Кнорус, 2012г.
  8. – единый портал бюджетной системы РФ.
  9. – сайт министерства финансов РФ.
  10. – содержит оперативную информацию об исполнении бюджета РФ, территориальных и местных бюджетов, консолидированного бюджета РФ.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 27.91K
Скачано: 271
Скачать бесплатно
24.02.14 в 22:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе