Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Государственное регулирование экономики: сущность, формы и методы

Государственное регулирование экономики: сущность, формы и методы [16.12.14]

Тема: Государственное регулирование экономики: сущность, формы и методы

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 38.65K | Скачано: 375 | Добавлен 16.12.14 в 16:01 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Ставропольский государственный аграрный университет

Год и город: Ставрополь 2014


Содержание

Введение 3

1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики  5

1.1. Экономические функции государства 8

2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики 10

3. Экономическая политика государства 14

4. Особенности государственного регулирования экономики России 18

Заключение 23

Список использованных источников и литературы 25

 

Введение

 Регулирование экономики является важной функцией государства в условиях рыночного хозяйства. Именно этим и определяется актуальность темы курсовой работы. Государство обеспечивает правовую основу всех экономических решений, формирует инфраструктуру, защищает национальные экономические интересы, контролирует базовые параметры  денежного обращения, развивает секторы, которые выгодно обществу иметь в государственной собственности или которые даже не затрагивают частный бизнес.

Государственное регулирование экономики – это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине. Оно гарантирует  стабильность правил экономического поведения, способствует проявлению эффективных сторон рыночных отношений и лимитирует их негативные последствия. Если по­лагаться только на рыночные силы, то структурная перестройка окажется делом отдаленного будущего без гарантии оптималь­ности пропорций, а если не регулировать цены и тарифы, то оборвутся экономические связи между европейской и азиат­ской частями страны, возникнет автаркия. Без государствен­ного регулирования снижается эффективность производства, невостребованной оказывается фундаментальная наука, сокра­щается из-за удорожания социальная инфраструктура, движе­ние к цивилизованным формам жизни осуществляется стихий­но с потерями и издержками.

Таким образом, государственное регулирование экономики имеет большое значение для социального и экономического развития страны. При осуществлении регулирования экономики государство использует широкий набор методов и средств воздействия на экономику, таких как налоги, кредитно-денежная политика, бюджет, экономическое законодательство и т.д.

Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования экономики, а также выявление проблем государственного регулирования экономики и пути их решения.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

 -определить необходимость и сущность государственного регулирования экономики;

 -дать характеристику основным формам и методам государственного регулирования   экономики;

 -изучить экономическую политику государства;

 -выявить особенности государственного регулирования экономики России.

Предметом исследования в курсовой работе является государственное регулирования экономики, объектом выступает экономика РФ.

В данной работе используются следующие методы: наблюдения, описания, сравнения, горизонтального и вертикального анализа, анализа коэффициентов и другие.

 

1. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики

1.1. Экономические функции государства

Для обеспечения нормального функционирования любой современной экономической системы необходимо вмешательство государства. Оно на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания законности и порядка, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики и развитие общества в целом.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы страны. Бюджетный дефицит, инфляционные скачки цен, а также денежные реформы – все эти противоречия требуют новых подходов к механизму регулирования, выработки и последовательной реализации системы, экстренных мер по формированию современного рынка, выработке эффективного механизма регулирования [2].

Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики – это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством экономических регуляторов для достижения равновесного роста общей экономической системы.

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования [4].

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе [22].

Несовершенства рынка выражаются в следующем:

1.Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной экономики неизбежно возникают монополистические структуры, которые ограничивают свободу конкуренции. При отсутствии контроля рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство, что, несомненно, вызывает необходимость регулирования цен на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт и т.д.

2.Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага. Эти товары либо не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.  Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, однако платить за низ вовсе не обязан, тем более что их использование ограничить невозможно. Общественные блага – это товары и услуги, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства. Производство общественных благ связанно с издержками, которые неспособен нести рынок. Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, так как нельзя ограничить их потребление [26].

3.Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его участников, но и других людей. Обычно ее последствия нередко носят негативный характер.

Сам рынок не способен устранить или возместить ущерб, наносимый внешними эффектами. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности [6].

4.Рынок не обладает способностью обеспечить социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, а также усиливает социальную напряженность.

5.Рыночный механизм порождает ассиметрию информации. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты обладают ею в различной степени.  Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений  у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Несовершенства рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены только рыночными инструментами [3].

Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Можно выделить основополагающие группы выполняемых государством экономических функций [10]:

1.Поддержка функционированияᅟ рыночнойᅟ системыᅟ обеспеченияᅟ правовойᅟ базыᅟ и созданияᅟ конкурентнойᅟ среды, защита конкуренции черезᅟ антимонопольное законодательство. Уровеньᅟ развитияᅟ рыночнойᅟ конкуренции находитсяᅟ вᅟ обратнойᅟ зависимости отᅟ степени монополизации рынка. Монополизацияᅟ и олигополизацияᅟ рынка осуществляетсяᅟ крупными предпринимательскими структурами, которые приводятᅟ кᅟ тому, что одна или несколько фирмᅟ занимаютᅟ господствующее положение вᅟ отрасли.

2.Достижение и сохранение национальныхᅟ конкурентныхᅟ преимуществᅟ вᅟ мировойᅟ экономике. Стратегическимᅟ направлениемᅟ внешнеэкономическойᅟ политики являетсяᅟ равноправнаяᅟ интеграцияᅟ страныᅟ вᅟ мировое экономическое сообщество на основе реализации имуществᅟ международного разделенияᅟ труда, а также максимальное использование ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ внешнеэкономическихᅟ связейᅟ вᅟ качестве инструмента реализации долгосрочнойᅟ структурнойᅟ перестройки и эффективного развитияᅟ национального хозяйства. ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ

3.Ограничение действийᅟ некоторыхᅟ элементовᅟ рыночного механизма. Обычно наблюдаетсяᅟ вᅟ сфере совокупного потребленияᅟ общественныхᅟ благ, когда речьᅟ идетᅟ о поддержании и обᅟ охране общественного порядка, о национальнойᅟ обороне, транспортнойᅟ системе обслуживанияᅟ инфраструктурныхᅟ комплексов, водоснабжении и т.д. Ограниченияᅟ применяютсяᅟ и вᅟ сфере совокупного потребленияᅟ и обеспеченияᅟ общественно-нормальныхᅟ условийᅟ ᅟ медицинского обслуживанияᅟ и образования. Государственные и муниципальные органыᅟ обеспечиваютᅟ функционирование системᅟ образования, ᅟ здравоохранения, экологического контроляᅟ сᅟ учетомᅟ рыночныхᅟ и общественныхᅟ интересов.

4.Стимулирование экономического роста и стабилизацияᅟ экономики. Рынокᅟ не являетсяᅟ идеальнымᅟ механизмомᅟ и лишьᅟ вᅟ определеннойᅟ мере способенᅟ обеспечитьᅟ эффективное распределение ресурсовᅟ и создатьᅟ саморегулирующуюсяᅟ систему, вᅟ которойᅟ каждыйᅟ занимаетᅟ своюᅟ нишу. Рыночнаяᅟ экономика достаточно нестабильна и часто испытываетᅟ подъемыᅟ и спады, которые приводятᅟ кᅟ нарушениюᅟ равновесияᅟ рынка и нестабильности рыночнойᅟ экономическойᅟ системы, имеющейᅟ следствиемᅟ такие отрицательные явления, какᅟ ростᅟ цен, инфляция, снижение уровняᅟ жизни определенныхᅟ слоевᅟ населенияᅟ и безработица. Вᅟ этомᅟ случае государственное регулирование должно бытьᅟ направлено на обеспечение эффективности и справедливости вᅟ распределении экономическихᅟ ресурсовᅟ и благ.

5.Перераспределение дохода и богатства, корректировка распределенияᅟ ресурсовᅟ сᅟ цельюᅟ измененияᅟ структурыᅟ национального продукта, стабилизации экономики, осуществляющаясяᅟ посредствомᅟ контроляᅟ за уровнемᅟ занятости и инфляции. Современнаяᅟ социальнаяᅟ политика, обеспечиваяᅟ эффективное функционирование социальнойᅟ сферыᅟ и ее развитие, должна создаватьᅟ условияᅟ активизации населенияᅟ дляᅟ подъема своего благосостояния. ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ Социальнаяᅟ политика государства на современномᅟ этапе приобретаетᅟ новые чертыᅟ и направления. Прежде всего, усиливаетсяᅟ адресностьᅟ социальнойᅟ поддержки слоевᅟ населения, которые ᅟ наименее защищены. Такᅟ же обеспечиваютсяᅟ минимальные государственные гарантии вᅟ области доходовᅟ и потребления, материальныхᅟ благ, социально-культурныхᅟ и коммунально-бытовыхᅟ услуг. Дляᅟ стабилизации и повышенияᅟ уровняᅟ жизни и покупательнойᅟ способности населения, увеличенияᅟ доли заработнойᅟ платыᅟ вᅟ денежныхᅟ доходахᅟ проводятсяᅟ мероприятияᅟ по повышениюᅟ удельного веса тарифнойᅟ части вᅟ структуре заработнойᅟ платыᅟ и совершенствованиюᅟ методовᅟ и формᅟ оплатыᅟ труда [18].

 

2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики

Дляᅟ осуществленияᅟ целейᅟ и задачᅟ государственного регулированияᅟ используетсяᅟ рядᅟ средствᅟ какᅟ экономического, такᅟ и ᅟ неэкономического характера. Они подразделяютсяᅟ на методыᅟ прямого и косвенного воздействия. Кᅟ первойᅟ группе относятᅟ административные методыᅟ регулирования, а ко второйᅟ –ᅟ экономические.

Административные методыᅟ регулированияᅟ экономики не связаныᅟ сᅟ возникновениемᅟ ᅟ дополнительного материального стимуламᅟ или опасностьюᅟ финансового ущерба. Они основываютсяᅟ на силе государственнойᅟ власти и включаютᅟ мерыᅟ запрета, принужденияᅟ и разрешения. Кᅟ нимᅟ также относятсяᅟ различные стандартыᅟ и нормы, находящиесяᅟ на стыке техники, экологии и непосредственно экономики [5]. ᅟ Авторитарная

Административные методыᅟ регулированияᅟ во многихᅟ странахᅟ сᅟ развитойᅟ рыночнойᅟ экономикойᅟ используютсяᅟ вᅟ незначительныхᅟ масштабах. Ихᅟ сфера действияᅟ вᅟ основномᅟ ограничиваетсяᅟ охранойᅟ окружающейᅟ средыᅟ и созданиемᅟ минимальныхᅟ бытовыхᅟ условийᅟ относительно слабо социально защищенныхᅟ слоевᅟ населения. Но вᅟ напряженныхᅟ ситуациях, например, критические положенияᅟ вᅟ экономике или во времяᅟ войны, ᅟ ихᅟ рольᅟ резко возрастаетᅟ [24]. ᅟ ᅟ ᅟ

Экономические методыᅟ государственного регулированияᅟ прежде всего связаныᅟ сᅟ рыночнойᅟ экономикой. Кᅟ нимᅟ относятᅟ денежно-кредитнуюᅟ и бюджетно-налоговуюᅟ политику, государственное прогнозирование и планирование, ускореннуюᅟ амортизацию, инструментыᅟ внешнеэкономическойᅟ деятельности, государственнаяᅟ собственность.

Денежно-кредитнаяᅟ политика осуществляетсяᅟ подᅟ руководствомᅟ центрального банка страны. Она направлена на обеспечение устойчивости денежнойᅟ системыᅟ и денежного обращенияᅟ страны, выравниваяᅟ платежного баланса и сдерживанияᅟ безработицыᅟ [15].

Основные инструментыᅟ денежно-кредитнойᅟ политики:

1.Регулирование учетнойᅟ ставки;

2.Установление и изменение размеровᅟ минимальныхᅟ резервов, которые финансовые институтыᅟ страныᅟ обязаныᅟ хранитьᅟ вᅟ центральномᅟ банке;

3.Операции государственныхᅟ учрежденийᅟ на рынке ценныхᅟ бумаг.

Бюджетно-налоговаяᅟ политика осуществляетсяᅟ подᅟ руководствомᅟ министерства финансовᅟ и сводитсяᅟ кᅟ государственнымᅟ расходамᅟ дляᅟ реализации целейᅟ социально-экономическойᅟ политики и целенаправленнойᅟ деятельности государства по использованиюᅟ налоговойᅟ системы. Налоги вᅟ государственномᅟ регулировании экономики –ᅟ это, сᅟ однойᅟ стороныᅟ инструментᅟ регулирования, а сᅟ другой, главныйᅟ источникᅟ финансированияᅟ государственныхᅟ расходов, материальнаяᅟ основа бюджетнойᅟ политики.

Государственное прогнозирование широко используетсяᅟ вᅟ процессе регулированияᅟ современнойᅟ рыночнойᅟ экономики. Оно представляетᅟ собойᅟ научное предвидение возможного состоянияᅟ экономики вᅟ будущем. Результатыᅟ прогнозированияᅟ используютсяᅟ при составлении бюджетовᅟ страны, определении целейᅟ социальнойᅟ и экономическойᅟ политики. Выделяютᅟ краткосрочные (1ᅟ –ᅟ 1,5ᅟ года), среднесрочные (3ᅟ –ᅟ 5ᅟ лет)ᅟ и долгосрочные (10ᅟ –ᅟ 15ᅟ лет)ᅟ прогнозыᅟ [25].

Государственное программирование представляетᅟ собойᅟ процессᅟ разработки и реализации программᅟ экономики или отдельныхᅟ сфер. Это одно изᅟ наиболее прогрессивно развивающихсяᅟ направленийᅟ рыночнойᅟ экономии. Субъектами государственного экономического программированияᅟ являютсяᅟ государственные учреждения, ответственные за осуществление и составление программ, ихᅟ контрольᅟ надᅟ ними. Программыᅟ разрабатываютсяᅟ министерствами экономики и финансовᅟ или специальнымᅟ государственнымᅟ органом. Объектами являютсяᅟ регионы, отрасли, социальнаяᅟ сфера и еёᅟ элементы, направленияᅟ научныхᅟ исследований.

Вᅟ условияхᅟ рыночнойᅟ экономики программирование можетᅟ носитьᅟ только целевойᅟ рекомендательно-стимулирующийᅟ характер, т.е. бытьᅟ индикативным, темᅟ не менее, оно являетсяᅟ эффективнымᅟ средствомᅟ решенияᅟ хозяйственныхᅟ задачᅟ разного уровняᅟ [13].

Ускореннаяᅟ амортизацияᅟ –ᅟ право списыватьᅟ стоимостьᅟ капитальныхᅟ активовᅟ быстрее, чемᅟ предусматриваетᅟ обычнаяᅟ норма амортизации. Цельюᅟ ускореннойᅟ амортизации являетсяᅟ стимулирование инвестиций, такᅟ как, инвестируяᅟ капитал, компанияᅟ получаетᅟ право на отсрочкуᅟ уплатыᅟ налогов. При ускореннойᅟ амортизации прибыльᅟ фирмыᅟ за вычетомᅟ суммыᅟ амортизационныхᅟ отчислений, следовательно, и ее налоговые обязательства оказываютсяᅟ меньше, чемᅟ они были быᅟ при нормальнойᅟ амортизации. После того какᅟ стоимостьᅟ капитальныхᅟ активовᅟ полностьюᅟ списываетсяᅟ (амортизируется), прибыльᅟ компании за вычетомᅟ суммыᅟ амортизационныхᅟ отчисленийᅟ становитсяᅟ больше, чемᅟ была быᅟ при нормальнойᅟ амортизации, и ее счета на уплатуᅟ налоговᅟ вновьᅟ увеличиваются. Такаяᅟ политика широко используетсяᅟ во всемᅟ мире дляᅟ ускоренияᅟ обновленияᅟ основныхᅟ производственныхᅟ фондов.

Инструментыᅟ внешнеэкономическойᅟ деятельности используютсяᅟ дляᅟ воздействияᅟ на различные стороныᅟ внешнеэкономическихᅟ отношенийᅟ –ᅟ миграции капиталовᅟ и рабочейᅟ силы, валютно-расчетные отношения, торговлю. Кᅟ нимᅟ относятся:ᅟ субсидии и налоговые льготыᅟ отечественнымᅟ экспортерам, таможенные пошлиныᅟ и количественные ограниченияᅟ импорта, налоговые и другие льготыᅟ иностраннымᅟ инвесторам, продажа или покупка национальныхᅟ валютᅟ центральными банками на валютныхᅟ биржах, квотыᅟ на привлечение рабочейᅟ силыᅟ из-за рубежа [8].

Государственнаяᅟ собственностьᅟ –ᅟ форма собственности, при которойᅟ имущество, вᅟ которомᅟ числе средства и продуктыᅟ производства, принадлежатᅟ государствуᅟ полностью, либо на основе долевойᅟ или совместнойᅟ собственности. Вᅟ основномᅟ используетсяᅟ дляᅟ воздействияᅟ на темпыᅟ и пропорции экономического развития. Кᅟ нейᅟ относитсяᅟ социально-экономическаяᅟ инфраструктура. Вᅟ другихᅟ отрасляхᅟ также можетᅟ иметьᅟ место участие государства вᅟ виде пакетовᅟ акцийᅟ ряда фирм. Предприятияᅟ сᅟ государственнымᅟ участиемᅟ подчиняютсяᅟ общимᅟ законамᅟ рыночнойᅟ экономики [7]. ᅟ ᅟ ᅟ

Экономические и административные методы, сᅟ однойᅟ стороныᅟ взаимосвязаны, такᅟ какᅟ любойᅟ экономическийᅟ регуляторᅟ несетᅟ вᅟ себе элементыᅟ администрирования, посколькуᅟ контролируетсяᅟ тойᅟ или инойᅟ государственнойᅟ службой. Сᅟ другойᅟ стороны, экономические и административные методыᅟ противоположны, такᅟ какᅟ экономически методыᅟ не сужаютᅟ свободуᅟ выбора дляᅟ субъектов, которые сохраняютᅟ за собойᅟ право на свободное принятие рыночного решения, вᅟ то времяᅟ какᅟ государство используетᅟ дляᅟ регулированияᅟ экономики ставкуᅟ процента по своимᅟ долговымᅟ обязательствам.

ᅟ Вᅟ целомᅟ выборᅟ методовᅟ государственного воздействияᅟ на экономические процессы, ихᅟ рациональное сочетание и ранжирование должныᅟ производитьсяᅟ исходяᅟ изᅟ целейᅟ соответствующего этапа структурныхᅟ преобразованийᅟ экономики и текущейᅟ экономическойᅟ ситуации вᅟ стране. При этомᅟ государство вᅟ современныхᅟ условияхᅟ все больше играетᅟ рольᅟ макрорегулятора экономическихᅟ процессов.

 

3. Экономическая политика государства

Государственное регулирование, которое обеспечиваетᅟ реализациюᅟ экономическихᅟ функцийᅟ государства, осуществляетсяᅟ посредствомᅟ проведенияᅟ экономическойᅟ политики.

Экономическаяᅟ политика государства –ᅟ это совокупностьᅟ мер, действияᅟ правительства по выборуᅟ и осуществленияᅟ экономическихᅟ решенийᅟ на макроэкономическомᅟ уровне. Цели экономическойᅟ политики определяютсяᅟ состояниемᅟ экономики страныᅟ вᅟ данныйᅟ моментᅟ [16].

Важнымᅟ и необходимымᅟ предметомᅟ исследованияᅟ современнойᅟ экономическойᅟ теории являетсяᅟ связьᅟ экономическойᅟ политики сᅟ экономическими интересами общества.

Субъектами экономическойᅟ политики являются:

1. Государство;

2. Региональные и местные институциональные образования;

3. Негосударственные союзы, объединения.

Вᅟ действиях, задачахᅟ этихᅟ субъектовᅟ имеютсяᅟ различия. Государство наделено политическойᅟ и экономическойᅟ властью. Союзы, объединенияᅟ могутᅟ опиратьсяᅟ лишьᅟ на своюᅟ экономическуюᅟ силу, такᅟ какᅟ законодательнойᅟ власти уᅟ нихᅟ нет. Ведущимᅟ субъектомᅟ экономическойᅟ политики являетсяᅟ государство, которое связываетᅟ междуᅟ собойᅟ интересыᅟ различныхᅟ группᅟ и побуждаетᅟ ихᅟ проявлятьᅟ своюᅟ активностьᅟ вᅟ сторонуᅟ определенныхᅟ единыхᅟ целей.

Экономическаяᅟ политика являетсяᅟ составнойᅟ частьюᅟ общего политического процесса, целостнойᅟ системойᅟ мерᅟ государственного влиянияᅟ на экономику, эффективностьᅟ которыхᅟ проявляетсяᅟ при взаимосвязи ее элементов. Государство проводитᅟ определеннуюᅟ экономическуюᅟ политику, направленнуюᅟ на обеспечение рыночного равновесияᅟ и стабильности [9].

Существуютᅟ различные подходыᅟ и критерии классификации вᅟ сфере экономическойᅟ политики. При подходе на основе отраслевых, институциональныхᅟ критериевᅟ принято выделятьᅟ следующие направления:ᅟ аграрное, промышленное, транспортное, социальное, внешнеэкономическое и другие.

Основываясьᅟ на функционально ориентированномᅟ подходе, можно выделить:ᅟ структурное, финансовое, ценовое, конъюнктурное, валютное и другие направленияᅟ экономическойᅟ политики.

Экономическаяᅟ политика представляетᅟ собойᅟ совокупностьᅟ различныхᅟ элементов, направлений, которые вᅟ совокупности и формируютᅟ экономическуюᅟ политикуᅟ государства.

Основными направлениями экономическойᅟ политики государства являются:

1. Монетарнаяᅟ (денежно-кредитнаяᅟ политика);

2. Фискальнаяᅟ (бюджетно-налоговаяᅟ политика);

3. Социальнаяᅟ политика;

4. Внешнеэкономическаяᅟ политика.

Монетарнаяᅟ политика (денежно-кредитнаяᅟ политика)ᅟ –ᅟ это политика стимулированияᅟ сбалансированного экономического ростаᅟ посредствомᅟ определенияᅟ оптимальныхᅟ темповᅟ роста денежного предложения. Даннаяᅟ политика содержит:ᅟ нормирование банковскихᅟ резервов;ᅟ варьирование учетнойᅟ ставки банковского процента;ᅟ проведение операцийᅟ на валютномᅟ рынке.

Фискальнаяᅟ (бюджетно-налоговаяᅟ политика) -ᅟ политика воздействияᅟ на совокупныйᅟ спросᅟ посредствомᅟ измененияᅟ расходовᅟ и доходовᅟ государства сᅟ цельюᅟ измененияᅟ объема национального производства, обеспеченияᅟ полнойᅟ занятости. Она предполагает:ᅟ регулирование налогового обложенияᅟ имущества граждан;ᅟ введение муниципальныхᅟ налогов, а также охватывает:ᅟ регулирование государственныхᅟ расходов;ᅟ осуществление государственныхᅟ закупок;ᅟ выпускᅟ государственныхᅟ внутреннихᅟ хозяйств;ᅟ регламентирование и поддержкуᅟ государственного предпринимательства.

Социальнаяᅟ политика –ᅟ это политика, направленнаяᅟ на обеспечение благоприятныхᅟ условийᅟ жизни и труда населения. Политика включаетᅟ вᅟ себя:ᅟ регулирование минимальныхᅟ ставокᅟ оплатыᅟ труда;ᅟ установление размеровᅟ пенсий, пособийᅟ по безработице и т.д.

Внешнеэкономическаяᅟ политика –ᅟ это совокупностьᅟ мерᅟ государства, направленныхᅟ на развитие и регулирование экономическихᅟ отношенийᅟ сᅟ другими странами. Означает:ᅟ законодательное установление ставокᅟ таможенныхᅟ пошлин, обменныхᅟ курсовᅟ валют;ᅟ ᅟ использование иностранныхᅟ займов, инвестицийᅟ и валютныхᅟ ограничений.

Если цельюᅟ экономическойᅟ политики являетсяᅟ сглаживание циклическихᅟ колебаний, то такаяᅟ политика получила название антициклической. Если упорᅟ делаетсяᅟ на борьбуᅟ сᅟ инфляцией, то макроэкономическаяᅟ политика являетсяᅟ антиинфляционной. Вᅟ конкретнойᅟ историческойᅟ обстановке государство можетᅟ проводитьᅟ промышленную, аграрнуюᅟ политику, политикуᅟ занятости (политикуᅟ борьбыᅟ сᅟ безработицей), политикуᅟ доходов. Вᅟ зависимости отᅟ поставленныхᅟ целейᅟ будутᅟ выбиратьсяᅟ те или иные инструменты, методыᅟ фискальнойᅟ и монетарнойᅟ политики[12].

Процессᅟ разработки экономическойᅟ политики начинаетсяᅟ сᅟ определенияᅟ ее целейᅟ на основе анализа состоянияᅟ и перспективᅟ социально-экономического развития. Высшейᅟ основнойᅟ цельюᅟ являетсяᅟ достижение максимального благосостоянияᅟ всего общества.

Кроме основнойᅟ цели, существуетᅟ совокупностьᅟ задачᅟ (целей)ᅟ второго уровняᅟ –ᅟ главные цели. Кᅟ нимᅟ принято относить:ᅟ

1. Свободное развитие общества;ᅟ

2. Правовойᅟ порядок;ᅟ

3. Внешнююᅟ и внутреннююᅟ безопасность.

Достижение данныхᅟ целейᅟ обеспечиваетᅟ наиболее общие, принципиальные условияᅟ существованияᅟ рыночнойᅟ системы.

Затемᅟ идутᅟ прикладные экономические цели:

1. Экономическийᅟ рост;

2. Полнаяᅟ занятость;

3. Стабильностьᅟ уровняᅟ ценᅟ и устойчивостьᅟ национальнойᅟ валюты;

4. Внешнеэкономическое равновесие.

Определивᅟ цели, приоритетыᅟ и основные направленияᅟ экономическойᅟ политики, государство регулируетᅟ экономику. При этом, начинаетᅟ активно использоватьᅟ методыᅟ регулирования, такие какᅟ прогнозирование развитияᅟ экономики, введение экономическихᅟ нормативов, установление налоговыхᅟ ставок, определение размеровᅟ денежнойᅟ эмиссии, разработка государственныхᅟ программᅟ и ихᅟ финансирование, поддержание курса национальнойᅟ валюты, определение прожиточного минимума, установление квотᅟ на экспортᅟ и импортᅟ отдельныхᅟ продуктов, определение минимальнойᅟ ставки заработнойᅟ платыᅟ и размеровᅟ минимальныхᅟ пенсийᅟ ᅟ ᅟ и многое другое [14].

 

4. Особенности государственного регулирования экономики России

Вᅟ разныхᅟ странахᅟ рольᅟ государства вᅟ функционировании экономики различаетсяᅟ по формам, масштабам, методамᅟ и особенностямᅟ воздействияᅟ государства на экономику, по готовности общества приниматьᅟ и поддерживатьᅟ вмешательство государства вᅟ экономическуюᅟ жизнь. Эти различияᅟ обусловленыᅟ рядомᅟ факторовᅟ объективного материального порядка, а также влияниемᅟ представленийᅟ и традиций, которые характерныᅟ данномуᅟ обществуᅟ [1].

Вᅟ настоящее времяᅟ вᅟ России система государственного регулированияᅟ все еще окончательно не сформировалась. Существуютᅟ законыᅟ о регулировании отдельныхᅟ сферᅟ экономическойᅟ деятельности, но научно обоснованной, ориентированнойᅟ на длительнуюᅟ перспективуᅟ концепции или стратегическойᅟ программыᅟ государственного регулированияᅟ пока не существует. Многие инструментыᅟ экономическойᅟ политики РФᅟ находятсяᅟ вᅟ состоянии становления. Необходимостьᅟ улучшенияᅟ системыᅟ государственного регулированияᅟ экономики стоитᅟ на первомᅟ месте [17].

Вᅟ течение длительного времени дляᅟ России былᅟ характеренᅟ мобилизационныйᅟ типᅟ развития, которомуᅟ присущи противоречияᅟ междуᅟ взаимоотношениями общества и государства, определяющие ᅟ значение политических, а не экономическихᅟ факторовᅟ развития. Мобилизационныйᅟ типᅟ значительно отличаетсяᅟ отᅟ инновационного типа развития, такᅟ какᅟ вᅟ первомᅟ имеетᅟ место приоритетᅟ государства надᅟ обществом, а во второмᅟ –ᅟ государство и общество выступаютᅟ какᅟ равноправные партнёрыᅟ [22].

Вᅟ процессе рыночныхᅟ преобразованийᅟ вᅟ РФᅟ мобилизационныйᅟ типᅟ развитияᅟ былᅟ замененᅟ олигархическим. Дляᅟ данного типа развитияᅟ характерныᅟ сращивание власти и собственности, приоритетᅟ капитала надᅟ трудомᅟ и потребителем. Дляᅟ него характерно формирование политико-финансовойᅟ олигархии, рольᅟ которойᅟ становитсяᅟ экономически преобладающейᅟ вᅟ выработке политического и экономического курса.

ᅟ Результатомᅟ слабости государства, которыйᅟ былᅟ неизбежен, стала чрезмернаяᅟ коррупцияᅟ и криминализацияᅟ экономики. Тотальное перемещение доходовᅟ и собственности отᅟ массового потребителяᅟ и государства кᅟ немногочисленнойᅟ экономическойᅟ элите, финансовойᅟ олигархии лишило производство внутреннего импульса развитияᅟ и обрекло экономикуᅟ на стагнацию. Неотъемлемойᅟ частьюᅟ реформированияᅟ государства должна статьᅟ идеяᅟ всемерного укрепленияᅟ государства и его институтов, повышенияᅟ ихᅟ роли и влиянияᅟ на экономическую, а также общественно-политическуюᅟ жизнь. Рольᅟ государства и экономическаяᅟ политика станутᅟ только тогда эффективными, когда ихᅟ социальнойᅟ опоройᅟ станетᅟ общество, а не интересыᅟ отдельнойᅟ части представителейᅟ частного бизнеса [23]. ᅟ

Именно поэтомуᅟ основнаяᅟ проблема заключаетсяᅟ вᅟ формировании структурыᅟ общества и правового государства, а также приоритета труда надᅟ капиталом. Государство должно гарантироватьᅟ надежное соблюдение законовᅟ стабильностьᅟ и предсказуемость, сделатьᅟ практикуᅟ принятияᅟ решенийᅟ прозрачной. Вᅟ своюᅟ очередь, бизнесᅟ долженᅟ гарантироватьᅟ прозрачностьᅟ дляᅟ власти финансовыхᅟ потоков, а также датьᅟ социальные гарантии работникам. Только это сможетᅟ существенно подорватьᅟ базуᅟ дляᅟ криминала, взяточничества и коррупции, что особенно важно на сегодняшнийᅟ день.

Россияᅟ характеризуетсяᅟ низкойᅟ формализациейᅟ контрактныхᅟ отношений. Это, прежде всего, служитᅟ источникомᅟ противоречивости государственного регулирования. Неэффективностьᅟ существующихᅟ контрактовᅟ междуᅟ государствомᅟ и регулирующими органами вᅟ России отражаетсяᅟ вᅟ наличии практики перекрестного субсидирования. Покупатели регулируемыхᅟ предприятийᅟ делятсяᅟ на три группы:ᅟ бюджетные организации, население и коммерческие потребители. Какᅟ правило, органыᅟ регулированияᅟ устанавливаютᅟ минимальные тарифыᅟ дляᅟ населения, часто на уровне или даже ниже себестоимости. Тарифыᅟ дляᅟ бюджетныхᅟ организацийᅟ значительно выше, но этуᅟ группуᅟ потребителейᅟ отличаетᅟ крайне низкаяᅟ дисциплина платежей. Самыми высокими оказываютсяᅟ тарифыᅟ дляᅟ коммерческихᅟ потребителей.

Такимᅟ образом, вᅟ большинстве случаевᅟ решаетсяᅟ проблема доходов, выпадающихᅟ за счетᅟ первыхᅟ двухᅟ группᅟ потребителей. Но спросᅟ коммерческихᅟ потребителейᅟ являетсяᅟ наиболее гибким, такᅟ какᅟ они проявляютᅟ большуюᅟ активностьᅟ вᅟ поиске альтернативныхᅟ поставщиковᅟ услугᅟ там, где это возможно. Многие предприятияᅟ строятᅟ собственные генераторыᅟ электрическойᅟ энергии и водозаборыᅟ сᅟ высокойᅟ себестоимостьюᅟ производства, предпочитаютᅟ использоватьᅟ сотовуюᅟ связьᅟ дляᅟ междугороднихᅟ и международныхᅟ переговоровᅟ вместо электросвязи. При этомᅟ издержки предприятийᅟ оказываютсяᅟ сравнимыми сᅟ регулируемыми тарифами, а качество услугᅟ и надёжностьᅟ поставокᅟ намного выше.

Вᅟ итоге, регулируемые фирмыᅟ теряютᅟ наиболее выгодныхᅟ клиентов, а значит, и существеннуюᅟ частьᅟ дохода. Если эти тенденции окажутсяᅟ устойчивыми, то вᅟ ближайшемᅟ будущемᅟ основными потребителями продукции и услугᅟ регулируемыхᅟ компанийᅟ останутсяᅟ бедное население и неплатежеспособные бюджетные организации.

Немаловажное значение играетᅟ задолженностьᅟ бюджетныхᅟ организаций, котораяᅟ составляетᅟ значительнуюᅟ долюᅟ вᅟ общейᅟ сумме задолженности. Ведьᅟ именно само государство какᅟ собственникᅟ этихᅟ предприятий, вᅟ конечномᅟ счете, оказываетсяᅟ должникомᅟ регулируемыхᅟ компаний.

Современное рыночное хозяйство, какᅟ правило, строитсяᅟ на договорнойᅟ основе. Важнейшимᅟ инструментомᅟ планово-договорнойᅟ системыᅟ управленияᅟ являютсяᅟ показатели межотраслевыхᅟ и межрегиональныхᅟ поставокᅟ основныхᅟ видовᅟ продукции. Такие показатели могутᅟ разрабатыватьсяᅟ вᅟ составе государственного плана сᅟ учётомᅟ основныхᅟ целейᅟ социально-экономического развитияᅟ по укрупненнойᅟ номенклатуре продукции. Они служатᅟ ориентиромᅟ дляᅟ поставщиковᅟ и потребителейᅟ продукции при заключении хозяйственныхᅟ договоров. Однако при заключении договоровᅟ эти индикаторыᅟ детализируютсяᅟ по номенклатуре и при взаимномᅟ согласии поставщика и потребителяᅟ могутᅟ корректироватьсяᅟ ими по объему. Вᅟ ходе ᅟ отсутствияᅟ взаимного согласияᅟ они становятсяᅟ строго обязательными дляᅟ поставщика, темᅟ самымᅟ защищаяᅟ вᅟ первуюᅟ очередьᅟ интересыᅟ потребителя. Такаяᅟ договорнаяᅟ система сᅟ санкциями за нарушенияᅟ соглашенийᅟ более адекватна современнойᅟ экономике, чемᅟ прежняяᅟ система директивныхᅟ заданийᅟ по производствуᅟ и распределениюᅟ продукции или система государственныхᅟ заказов.

Дляᅟ сохраненияᅟ и умноженияᅟ научного и технологического потенциала России требуетсяᅟ комплексᅟ тщательно разработанныхᅟ мероприятий. Прежде всего, необходимыᅟ разработка и реализацияᅟ государственнойᅟ научно-техническойᅟ политики. Это одна изᅟ важнейшихᅟ задач, котораяᅟ стоитᅟ передᅟ органами государственного управленияᅟ на современномᅟ этапе. Основнымᅟ критериемᅟ преобразованийᅟ должныᅟ бытьᅟ не формальные темпыᅟ проведенияᅟ реформ, а прежде всего минимизацияᅟ потерьᅟ национального богатства, достижение реального улучшенияᅟ жизни населения. ᅟ

Хотелосьᅟ быᅟ отметить, что уже вᅟ ближайшее времяᅟ важно скорректироватьᅟ проводимуюᅟ правительствомᅟ политикуᅟ стабилизации, котораяᅟ нацелена на уменьшение дефицита государственного бюджета и снижение размера государственного долга. Следуетᅟ учитывать, что задачи развитияᅟ науки, здравоохранения, поддержанияᅟ обороноспособности страныᅟ более важные по сравнениюᅟ сᅟ текущейᅟ сбалансированностьюᅟ бюджета и снижениемᅟ инфляции [21]. ᅟ

Наиболее остройᅟ являетсяᅟ проблема дезинтеграции, котораяᅟ проявляетсяᅟ вᅟ нарушении сложившихсяᅟ экономическихᅟ связейᅟ отдельныхᅟ субъектовᅟ Федерации и ведётᅟ кᅟ одностороннемуᅟ использованиюᅟ преимуществᅟ отᅟ экспорта природно-сырьевыхᅟ ресурсов, удержаниюᅟ налоговыхᅟ поступленийᅟ вᅟ пределахᅟ своейᅟ территории, а также установлениюᅟ административныхᅟ ценᅟ на продукциюᅟ и запретовᅟ на еёᅟ вывоз. Основные факторыᅟ экономическойᅟ дезинтеграции, такие какᅟ усиление дифференциации экономического положенияᅟ регионов, ростᅟ транспортныхᅟ тарифов, недостаточно чёткое разграничение правᅟ и полномочийᅟ междуᅟ федеральнымᅟ центромᅟ и субъектами Федерации и другие, продолжаютᅟ действовать, а значит, продолжаетᅟ сохранятьсяᅟ угроза экономического распада России.

Вывозᅟ капитала изᅟ России вᅟ условияхᅟ политическойᅟ и экономическойᅟ нестабильности сложно предотвратить. Привлечьᅟ капиталᅟ вᅟ производственныйᅟ секторᅟ можно за счётᅟ низкихᅟ тарифовᅟ и ценᅟ на энергетические источники и сырье. ᅟ

Законᅟ среднейᅟ нормыᅟ прибыли на капитал, переливᅟ капитала вᅟ чистомᅟ виде вᅟ России не действует, но уᅟ государства имеютсяᅟ свои рычаги:ᅟ

1.Создание стабильнойᅟ политическойᅟ и экономическойᅟ ситуации;

2.Формирование устойчивого спроса вᅟ виде заказовᅟ и гарантийᅟ по реализации производственнойᅟ продукции;

ᅟ 3.Реально, а не формально контролируемые цены, а также кредитыᅟ и налоги. ᅟ

Дляᅟ экономики нашейᅟ страныᅟ важнымᅟ урокомᅟ последнихᅟ летᅟ являетсяᅟ понимание необходимости формированияᅟ целостнойᅟ системыᅟ государственного регулированияᅟ экономики. Речьᅟ о том, чтобыᅟ сделатьᅟ российское государство эффективнымᅟ координаторомᅟ экономическихᅟ и социальныхᅟ силᅟ страны, которые выстраиваютᅟ балансᅟ ихᅟ интересов, определяютᅟ оптимальные цели и параметрыᅟ социально-экономического развития, а также создаютᅟ условияᅟ и механизмыᅟ дляᅟ ихᅟ достиженияᅟ [21]. ᅟ

Вᅟ настоящее времяᅟ требуетсяᅟ большаяᅟ степеньᅟ государственного воздействияᅟ на социально-экономические процессы.

 

Заключение

Государственное регулирование экономики –ᅟ это, прежде всего, целенаправленный, координирующийᅟ процессᅟ управленческого воздействияᅟ правительства на отдельные сегментыᅟ внутреннего и внешнихᅟ рынковᅟ посредствомᅟ макроэкономическихᅟ регуляторахᅟ вᅟ целяхᅟ достиженияᅟ равновесного роста общейᅟ экономическойᅟ системы. Безусловно, хотелосьᅟ быᅟ отметить, что государственное регулирование являетсяᅟ объективнойᅟ необходимостьюᅟ развитияᅟ экономики. Причем, именно степеньᅟ государственного регулированияᅟ зависитᅟ отᅟ уровняᅟ развитияᅟ рыночныхᅟ отношений.

Цельюᅟ государственного регулированияᅟ экономики являетсяᅟ стабильностьᅟ национальнойᅟ экономики и приспособление ее кᅟ изменяющимсяᅟ внешнимᅟ условиям, а также соблюдение интересовᅟ государства, общества вᅟ целом, социально незащищенныхᅟ слоевᅟ населения, не забываяᅟ при этомᅟ о правахᅟ и свободе личности.

Именно государство должно корректироватьᅟ те недостатки, которые присущи рыночномуᅟ механизму. Важно реализоватьᅟ социально-экономические и политические принципыᅟ сообщества гражданᅟ и следитьᅟ за тем, чтобыᅟ вᅟ условияхᅟ экономическойᅟ деятельности не были ущемленыᅟ общественные интересы, а также интересыᅟ социальныхᅟ групп, отраслей, монополий, предпринимателейᅟ и частныхᅟ лиц.

Дляᅟ сегодняшнейᅟ России, вᅟ периодᅟ перехода кᅟ рынкуᅟ особенно важно государственное регулирование экономики. Оно создаетᅟ условияᅟ дляᅟ экономическойᅟ деятельности, защищаетᅟ предпринимателейᅟ отᅟ угрозыᅟ со стороныᅟ монополий, обеспечиваетᅟ потребности общества вᅟ общественныхᅟ товарах, обеспечиваетᅟ социальнуюᅟ защитуᅟ малообеспеченныхᅟ слоевᅟ населения, решаетᅟ вопросыᅟ национальнойᅟ обороны. Поэтомуᅟ дляᅟ России оченьᅟ важенᅟ мировойᅟ опытᅟ вᅟ вопросе государственного регулированияᅟ экономики, которыйᅟ и нужно изучать.

Такимᅟ образом, государственное регулирование имеетᅟ большое значение дляᅟ экономического и социального развитияᅟ страныᅟ вᅟ целом. При этомᅟ осуществляяᅟ регулирование, государство используетᅟ насыщенныйᅟ наборᅟ средствᅟ и методовᅟ воздействияᅟ на экономику, такихᅟ как:ᅟ бюджет, налоги, денежно-кредитнаяᅟ политика, экономическое законодательство и т.д.

Хотелосьᅟ быᅟ отметить, что наибольшуюᅟ активностьᅟ государство должно проявитьᅟ вᅟ регулировании развитияᅟ здравоохраненияᅟ и функционировании системᅟ социального обеспеченияᅟ и социальнойᅟ защиты. А также должна бытьᅟ усовершенствована политика вᅟ отношении предприятийᅟ государственного сектора. Из-за неправильного управленияᅟ вᅟ нашейᅟ стране происходитᅟ тенденцияᅟ окончательнойᅟ приватизации того, что еще не было приватизировано. Действияᅟ правительства должныᅟ бытьᅟ обязательно хорошо продуманы, чтобыᅟ не допуститьᅟ различного рода ошибки.

Вᅟ итоге, современнаяᅟ система государственного регулированияᅟ России требуетᅟ скорейшейᅟ модернизации, стране нужна долговременнаяᅟ экономическаяᅟ стратегия, котораяᅟ сможетᅟ обеспечитьᅟ более эффективное решение ключевыхᅟ проблемᅟ российскойᅟ экономики. Дляᅟ современнойᅟ России, вᅟ периодᅟ перехода кᅟ рынку, особенно важно и необходимо государственное регулирование. Кроме того, на современномᅟ этапе именно отᅟ государственнойᅟ экономическойᅟ политики зависитᅟ здоровье частного сектора экономики –ᅟ основыᅟ рыночного хозяйства, а значитᅟ и всейᅟ страны.

 

Список использованных источников и литературы

1. ЭБСᅟ «Университетскаяᅟ библиотека ОNLINЕ»:ᅟ Абакумова, О.Г. Макроэкономика:ᅟ консп. лекцийᅟ ;ᅟ учеб. пособие. –ᅟ М.:ᅟ Приориздат, 2010. –ᅟ 155ᅟ с.

2. ЭБСᅟ «Университетскаяᅟ библиотека ОNLINЕ»:ᅟ Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальнойᅟ экономики [Электронныйᅟ ресурс]ᅟ /ᅟ А.М. Бабашкина. -ᅟ М. :ᅟ Финансыᅟ и статистика, 2007. -ᅟ 480ᅟ с.

3. ЭБСᅟ «Университетскаяᅟ библиотека ОNLINЕ»:ᅟ Журавлева, Г.П. [и др.]. Экономическаяᅟ теория. Макроэкономика -1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций:ᅟ учебникᅟ дляᅟ студентовᅟ вузов/ᅟ подᅟ ред. Г.П. Журавлева. –ᅟ 3-е изд. –ᅟ М.:ᅟ Дашковᅟ и Ко, 2011. -919ᅟ с.

4. ЭБСᅟ «Университетскаяᅟ библиотека ОNLINЕ»:ᅟ Кабанов, А.Ю. Макроэкономика:ᅟ теорияᅟ и практика. Частьᅟ 1. Макроэкономика:ᅟ Экономическое измерение и основные показатели функционированияᅟ экономики:ᅟ учеб. пособие дляᅟ студентов. –ᅟ Иваново:ᅟ Институтᅟ бизнеса, информационныхᅟ технологийᅟ и финансов, 2011. –ᅟ 168ᅟ с.

5. ЭБСᅟ «Университетскаяᅟ библиотека ОNLINЕ»:ᅟ Мельников, А.А. Государственное регулирование экономики. Учебнᅟ :ᅟ практическое пособие [Электронныйᅟ ресурс]ᅟ /ᅟ А.А. Мельников. -ᅟ М. :ᅟ Евразийскийᅟ открытыйᅟ институт, 2010. -ᅟ 165ᅟ с.

6. ЭБСᅟ «Университетскаяᅟ библиотека ОNLINЕ»:ᅟ Марыганова, Е. А. , Назарова, Е.В. Макроэкономика:ᅟ учеб. –ᅟ практ. пособие. –ᅟ М.:ᅟ Евразийскийᅟ открытыйᅟ институт, 2011. –ᅟ 360с.

7. ЭБСᅟ «Университетскаяᅟ библиотека ОNLINЕ»: Мысляева И.Н., Кононкова Н.П. Государственное регулирование экономики :ᅟ учебное пособие [Электронныйᅟ ресурс]ᅟ /ᅟ М. :ᅟ Издательство Московского университета, 2010. -ᅟ 440ᅟ с.

8. ЭБСᅟ «Университетскаяᅟ библиотека ОNLINЕ»:ᅟ Потапов, И.В. Рынокᅟ и государство. Рольᅟ и особенности государственного регулированияᅟ вᅟ различныхᅟ экономическихᅟ системахᅟ [Электронныйᅟ ресурс]ᅟ /ᅟ И.В. Потапов. -ᅟ М. :ᅟ Лабораторияᅟ книги, 2012. -ᅟ 109ᅟ с.

9. ЭБСᅟ «Университетскаяᅟ библиотека ОNLINЕ»:ᅟ Резник, Г.А., Чувакова, С.Г. Макроэкономика :ᅟ практикум;ᅟ учеб.-практ. пособие. –ᅟ М.:ᅟ Финансыᅟ и статистика, 2010. –ᅟ 109ᅟ с.

10. ЭБСᅟ «Университетскаяᅟ библиотека ОNLINЕ»:ᅟ Экономическаяᅟ теорияᅟ (микроэкономика и макроэкономика):ᅟ учеб.пособие дляᅟ студентовᅟ с.-х. вузов/ᅟ О.Н. Кусакина [и др.];ᅟ подᅟ общ. ред. О.Н. Кусакинойᅟ ;ᅟ СтГАУ, -2-е изд., доп. и перераб. –ᅟ Ставрополь:ᅟ АГРУС, 2012. –ᅟ 472с.

11. Ивашутин, А.Л. Макроэкономика:ᅟ учебное пособие. /ᅟ А.Л. Ивашутин–ᅟ Минск:ᅟ Амалфея, 2008. –ᅟ 340ᅟ с.

12. Лившиц, В.Н. Макроэкономические теории, реальные инвестиции и государственнаяᅟ российскаяᅟ экономическаяᅟ политика:ᅟ институтᅟ системного анализа РАНᅟ /ᅟ В. Н. Лившиц, С.В. Лившиц. –ᅟ М.:ᅟ ЛКИ, 2008. -ᅟ ᅟ 248ᅟ с.

13. Марыганова, Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс:ᅟ учебное пособие дляᅟ студентовᅟ вузовᅟ по экон. специальностямᅟ /ᅟ ᅟ Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро;ᅟ Рос. акад. предпринимательства –ᅟ М.:ᅟ КНОРУС, 2008. –ᅟ 304ᅟ с.

14. Матвеева Т.Ю. Введение вᅟ макроэкономику:ᅟ учеб. пособие /ᅟ Т.Ю. Матвеева;ᅟ Гос. ун-тᅟ –ᅟ высшаяᅟ школа экономики. –ᅟ 3ᅟ изд. –ᅟ М.:ᅟ Изд. домᅟ ГУᅟ ВШЭ, 2009. –ᅟ 510ᅟ с.

15. Макроэкономика [Электронныйᅟ ресурс]ᅟ :ᅟ электр. учебник, презентации (анимация, звук), подробные тренировочные тесты, контрольные тесты, рос. примеры, словарьᅟ терминов, персоналии /ᅟ подᅟ ред. Н.Н. Думной. –ᅟ Электрон. дан. (39907ᅟ байт). –ᅟ М.:ᅟ КНОРУС, 2008. –ᅟ 1ᅟ электрон. оптич. дискᅟ (CD)ᅟ :ᅟ зв., цв. –ᅟ (Электронныйᅟ учебник)

16. Макроэкономическое регулирование:ᅟ рольᅟ государства и корпораций:ᅟ учебное пособие/ᅟ кол. Авторов;ᅟ подᅟ ред. В.М.Соколинского. -ᅟ М.:ᅟ КНОРУС, 2010. -ᅟ 248ᅟ с.

ᅟ 17. Макроэкономика. Теорияᅟ российскаяᅟ практика:ᅟ учебникᅟ дляᅟ студентовᅟ по экон. специальностямᅟ /ᅟ подᅟ ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной;ᅟ Финансоваяᅟ акад. при правительстве РФ. –ᅟ 5-е изд., перераб. и доп. –ᅟ М.:ᅟ КНОРУС, 2008ᅟ –ᅟ 688ᅟ с.

18. Макроэкономика:ᅟ учебное пособие /ᅟ В.А. Воробьев, А.В.Бондарь, Л.Н.Новикова и др.;ᅟ подᅟ ред. проф. В.А. Воробьева. -ᅟ Мн.:ᅟ БГЭУ, 2009. –ᅟ 270ᅟ с.

19. Никифоров, А.А. Макроэкономика:ᅟ научные школы, концепции, экономическаяᅟ политика:ᅟ учебное пособие /ᅟ А.А.Никифоров, О.Н.Антипина, Н.А. Миклашевская;ᅟ подᅟ общ. ред. А.В.Сидоровича. -ᅟ М.:ᅟ Издательство «Дело и Сервис», 2008. -ᅟ 534ᅟ с.

20. Новиков, М.М. Статистическийᅟ анализᅟ макроэкономическихᅟ показателей:ᅟ учебно-методическойᅟ пособие. /ᅟ М.М. Новиковᅟ –ᅟ Минск:ᅟ БГЭУ, 2008. –ᅟ 217ᅟ с.

21. Нуреевᅟ Р.М. Экономика развития:ᅟ Модели становленияᅟ рыночнойᅟ экономики:ᅟ учебник. -ᅟ 2-е изд., перераб. и доп. -ᅟ М.:ᅟ Норма, 2008. -ᅟ 639с.

22. Петровᅟ Ю. Развитие системыᅟ государственного регулированияᅟ российскойᅟ экономики вᅟ условияхᅟ глобализации мирового кризиса:ᅟ реализацияᅟ потенциала налоговыхᅟ и другихᅟ институтовᅟ //ᅟ Рос. экон. журнал. -ᅟ 2009. -ᅟ Nᅟ 7-8. -ᅟ С.35-64.

23. Расулевᅟ А. Государственное регулирование экономики и мировойᅟ финансовыйᅟ кризисᅟ /ᅟ А.Расулев, С.Воронинᅟ //ᅟ Общество и экономика. -ᅟ 2009. -ᅟ Nᅟ 1. -ᅟ С.70-83.

24. Сорокинᅟ А.В. Теорияᅟ общественного богатства. Основанияᅟ микро-ᅟ и макроэкономики:ᅟ Учебникᅟ /ᅟ А.В. Сорокин. —ᅟ М.:ᅟ ЗАО «Издательство «Экономика», 22009. — 587 с.

25. Туманова, Е.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник./ Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас– М.: ИНФРА-М, 2009. – 400 с.

26. Чепурина, М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: 5-е изд.,- М.: «АСА», 2009. – 832 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 38.65K
Скачано: 375
Скачать бесплатно
16.12.14 в 16:01 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе