Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Экономическое районирование России
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Реферат | Размер: 21.37K | Скачано: 299 | Добавлен 20.10.13 в 15:30 | Рейтинг: +1 | Еще Рефераты
Содержание
Введение. 3
Современная система районирования. 5
Направления развития системы районирования. 9
Заключение. 14
Список используемой литературы.. 15
Экономическое районирование — метод территориальной организации регионов для совершенствования управления народным хозяйством.
К основным принципам районирования относятся: экономикосоциальный, национальный и административный. Экономико-социальный — устанавливает функции региона как части специализированного единого народнохозяйственного комплекса страны. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда и средств производства на изготовление продукции для региона будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации всего региона должна определяться путем установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, в основном с точки зрения наиболее производительного и экономичного использования имеющихся природных и человеческих ресурсов. Национальный принцип устанавливает особенности функционирования региона в соответствии с национальным составом населения района, его исторически сложившимися особенностями труда и быта в тех природных условиях, которые для него являются обычными.
Административный принцип определяет единство экономического районирования с территориальным политико-административным устройством страны. Этот принцип должен создавать предпосылки для эффективного самостоятельного развития регионов с укреплением их роли и эффективности в общем, территориальном разделении труда единого народнохозяйственного комплекса страны. Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России.
Контуры границ многих экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации. К районообразующим факторам относятся наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокая плотность населения, накопленный в регионе опыт хозяйствования и др. Выделяют три основных метода районирования:
Экономическое районирование необходимо также для выделения достаточно устойчивых на конкретном историческом этапе, социально-экономических территориальных образований (единиц), по отношению к которым формируется и реализуется региональная политика государства.
Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. В 1840–1861 гг. происходило зарождение теории экономического районирования.
Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия.
Выделение экономических районов, как научное сочетание губерний (группировки), положило начало научному районированию и территориальному планированию. Объективная необходимость разработки территориальных планов возникла вместе с новым общественным строем и планированием народного хозяйства страны. Особенностью такого районирования было несовпадение границ экономических районов и административных образований (в последующих работах Госплана по районированию этот недостаток был устранен). Главный системообразующий признак, использованный в районировании Госпланом, — возможность административных единиц самоуправляться экономически.
Из-за разнородности регионов появляется множество проблем в управлении страной. Поэтому поиски оптимизации состава и управляемости экономических районов продолжаются. До нахождения этого варианта Указом Президента России от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» были утверждены Положение и перечень федеральных округов. С этого момента к крупным экономическим районам отнесены 7 федеральных округов (табл. 3.2 и 3.3). Эта схема включает бывшие экономические районы и преследует только цели административно-управленческого характера, в основном связанные с выполнением функций президентского правления.
Административно-территориальные единицы определены Конституцией Российской Федерации. Согласно этому документу в составе России находятся следующие субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краевых образований, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 6 автономных округов, а всего 85 субъектов РФ.
Перечень республик РФ и их столичные центры
№ п/п |
Наименование республик |
Столичный центр |
1 |
Адыгея |
г. Майкоп |
2 |
Алтай |
г. Горно-Алтайск |
3 |
Башкортостан |
г. Уфа |
4 |
Бурятия |
г. Улан-Удэ |
5 |
Дагестан |
г. Махачкала |
6 |
Ингушская |
г. Мигач |
7 |
Кабардино-Балкарская |
г. Нальчик |
8 |
Калмыкия |
г. Элиста |
9 |
Карачаево-Черкесская |
г. Черкесск |
10 |
Карелия |
г. Петрозаводск |
11 |
Коми |
г. Сыктывкар |
12 |
Марий Эл |
г. Йошкар-Ола |
13 |
Мордовия |
г. Саранск |
14 |
Саха (Якутия) |
г. Якутск |
15 |
Северная Осетия |
г. Владикавказ |
16 |
Татарстан |
г. Казань |
17 |
Тува |
г. Кызыл |
18 |
Удмуртская |
г. Ижевск |
19 |
Хакасия |
г. Абакан |
20 |
Чеченская |
г. Грозный |
21 |
Чувашская |
г. Чебоксары |
Перечень краев и областей в составе РФ
№ п/п |
Наименование |
Центры краев и областей |
1 |
Алтайский |
г. Барнаул |
2 |
Краснодарский |
г. Краснодар |
3 |
Красноярский |
г. Красноярск |
4 |
Приморский |
г. Владивосток |
5 |
Ставропольский |
г. Ставрополь |
6 |
Хабаровский |
г. Хабаровск |
7 |
Амурская |
г. Благовещенск |
8 |
Архангельская |
г. Архангельск |
9 |
Астраханская |
г. Астрахань |
10 |
Белгородская |
г. Белгород |
11 |
Брянская |
г. Брянск |
12 |
Владимировская |
г. Владимир |
13 |
Волгоградская |
г. Волгоград |
14 |
Вологодская |
г. Вологда |
15 |
Воронежская |
г. Воронеж |
16 |
Ивановская |
г. Иваново |
17 |
Иркутская |
г. Иркутск |
18 |
Калининградская |
г. Калининград |
19 |
Калужская |
г. Калуга |
20 |
Камчатская |
г. Петропаловск-Камчатский |
21 |
Кемеровская |
г. Кемерово |
22 |
Кировская |
г. Киров |
23 |
Костромская |
г. Кострома |
24 |
Курганская |
г. Курган |
25 |
Курская |
г. Курск |
26 |
Ленинградская |
г. Санкт-Петербург |
27 |
Липецкая |
г. Липецк |
28 |
Магаданская |
г. Магадан |
29 |
Московская |
г. Москва |
30 |
Мурманская |
г. Мурманск |
31 |
Нижегородская |
г. Нижний Новгород |
32 |
Новгородская |
г. Великий Новгород |
33 |
Новосибирская |
г. Новосибирск |
34 |
Омская |
г. Омск |
35 |
Оренбургская |
г. Оренбург |
36 |
Орловская |
г. Орел |
37 |
Пензенская |
г. Пенза |
38 |
Пермская |
г. Пермь |
39 |
Псковская |
г. Псков |
40 |
Ростовская |
г. Ростов |
41 |
Рязанская |
г. Рязань |
42 |
Самарская |
г. Самара |
43 |
Саратовская |
г. Саратов |
44 |
Сахалинская |
г. Южно-Сахалинск |
45 |
Свердловская |
г. Свердловск |
46 |
Смоленская |
г. Смоленск |
47 |
Тамбовская |
г. Тамбов |
48 |
Тверская |
г. Тверь |
49 |
Томская |
г. Томск |
50 |
Тульская |
г. Тула |
51 |
Тюменская |
г. Тюмень |
52 |
Ульяновская |
г. Ульяновск |
53 |
Челябинская |
г. Челябинск |
54 |
Читинская |
г. Чита |
55 |
Ярославская |
г. Ярославль |
Перечень остальных субъектов РФ
№ п/п города федерального значения |
Наименование |
|
1 |
г. Москва |
– |
2 |
г. Санкт – Петербург |
– |
№ п/п автономные образования |
Наименования |
Центры субъектов |
1 |
Еврейская автономная область |
г. Биробиджан |
2 |
Агинский Бурятский автономный округ |
ПГТ Агинское |
3 |
Корякский автономный округ |
ПГТ Палана |
4 |
Ненецкий автономный округ |
г. Нарьян-Мар |
5 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
г. Ханты-Мансийск |
6 |
Чукотский автономный округ |
г. Анадырь |
7 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
г. Салехард |
Таким образом, образование административно-территориальных единиц, экономических районов, федеральных округов преследует главную цель — найти такие положительные тенденции и факторы, которые в наибольшей степени способствовали бы повышению эффективности предпринимательской и любой другой полезной деятельности населения, с обеспечением благосостояния и жизненной устойчивости людей к неблагоприятным воздействиям природы и общества.
Действующую структуру регионализации считают пока еще несовершенной. Поэтому существует ряд проектов по совершенствованию регионального деления страны. Есть предложения по совершенствованию регионализации на базе пролонгирования существующей сетки экономического районирования, которая представляла 11 регионов.
Положительным в этой сетке является накопленный опыт по статистическому обобщению характеристик крупных районов. Но реализация региональной политики не составляла целей администрации и не способствовала объективности и научности развития регионов. Предполагают также разукрупнить регионы до 18 наименований или, наоборот, разделить территорию страны на 8 регионов и на 12 регионов — субъектов РФ с одним федеральным округом в г. Москве.
Однако все эти предложения, кроме последнего, не предполагают организации собственных органов территориального управления, в них сохраняются существенные различия по специализации, дифференциации разных отраслей хозяйствования, они неравномерны по численности населения, экономическому, научно-производственному и сырьевому потенциалу. Тем не менее учеными и практиками осуществляются классификации регионов по разным признакам и для разных целей
и задач.
Например, центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ предложена группировка регионов по социально-экономическому признаку. Эта группировка предусматривает рассмотрение регионов в основном с позиций действительности экономической конъюнктуры — куда выгодно (невыгодно) вкладывать инвестиции.
Применяются группировки регионов, например по географическим признакам, важным для выбора предпринимательской деятельности, зависящего от географического положения региона, его природных условий, плотности населения и т.д. По совокупности признаков можно предложить следующую классификацию регионов.
Характеристики регионов по признакам и типам.
Признак |
Тип региона |
Примерный перечень субъектов Федерации |
а) по географическому положению |
внутренние |
Кировская область, Свердловская область |
приграничные |
Псковская область, Краснодарский край, Хабаровский край |
|
б) по выполняемым функциям |
столичные |
Свердловск, Томск, Саранск |
рекреационные |
Регионы Черноморского побережья |
|
в) по уровню урбанизации |
высокоурбанизированные |
Ленинградская область, Московская область, Нижегородская область |
со средним уровнем урбанизации |
Курская область, Белгородская область, Краснодарский край |
|
с преобладанием специализированных видов деятельности |
Республика Дагестан, Ставропольский край, Республика Калмыкия |
|
г) по уровню и типу хозяйственного развития |
индустриальное (серийное и массовое производство) |
Нижегородская область, Екатеринбургская область |
индустриально-серийное производство |
Волгоградская область, Липецкая область |
|
мелкосерийное производство |
Курганская область, Республика Чувашия |
|
индивидуальные производства |
Республика Калмыкия, Республика Тува |
|
д) по времени и стадиям |
старопромышленные |
Тульская область |
вторичного индустриального освоения |
Белогородская область |
|
нового освоения |
Иркутская область |
|
пионерского освоения |
Ямало-Ненецкий АО |
|
е) по отраслевой специализации |
моноотраслевые (сельскохозяйственные, промышленные, добывающие) |
Камчатская область, Ханты-Мансийский АО |
с несколькими отраслями специализации |
Кемеровская область |
|
многоотраслевые |
Самарская область |
|
ж) по стадиям промышленного проиводства |
ресурсные |
Республика Коми |
базовых отраслей |
Вологодская область |
|
обрабатывающих отраслей |
Ивановская область |
Приведенная классификация регионов РФ далеко не идеальна. Так, в ней некоторые субъекты РФ могут одновременно соответствовать разным типам регионов. Например, Приморский регион «Калининградская область» может быть отнесен к высокоурбанизированному типу, индустриальному и старопромышленному. Но классификация нацеливает на прогрессивные процессы соответствующие нынешней региональной политике. Следует отметить, что поиск общих подходов к классификациям регионов — это положительное явление. Это означает, что ведется активная работа по формированию территориально-производственных комплексов и созданию эффективной рыночной экономики.
Из всего многообразия классификаций можно выделить 4 основных вида. Первый вид классификаций — это выделение простых регионов по следующим единичным признакам:
Второй вид классификации — это выделение сложных регионов на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом «Эксперт» на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Третий вид классификации — на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, определяются такие типы регионов, как:
Четвертый вид классификации проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются «планирующие» регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и «плановые» регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, Приволжский).
Известно, что на формирование экономических районов сильно влияют социально-экономические условия соответствующего исторического этапа развития страны, а также специализация овеществленного и неовеществленного человеческого труда, выражающаяся в степени развития производительных сил.
Поскольку и первое, и второе являются постоянно меняющимися, процесс районирования динамичен, хотя основные подходы к нему постоянны, вследствие постоянства принципов и факторов развития.
В настоящее время экономистами выделяются макрорегионы, как крупные экономические зоны на территории страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления, и традициями расселения населения (Западная и Восточная зоны страны). В системе таксономии регионов это возможно и полезно.
Образование (выделение) крупных территориально-организационных структур всегда предполагает укрепление всего государственного строя страны, но только путем обеспечения надлежащего развития регионов страны.
Необходимо учитывать, что районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать совместимости хозяйственной деятельности человека с окружающей его средой. Оно должно способствовать также укреплению единства всех составных частей государственной территории России и обеспечивать эффективное управление ими. Таким образом, обобщая вышеуказанное, систему территориального устройства государства (экономическое районирование) можно характеризовать как совокупность пространства власти, в каждом из которых одновременно осуществляются общегосударственная (федеральная), региональная (субъектов Федерации) и местная (муниципальная) власти, действия которых направлены на повышение эффективности хозяйствования
и качества жизни населения.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.