Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по логике »
Тема: Гипотеза как форма развития знаний
Раздел: Бесплатные рефераты по логике
Тип: Контрольная работа | Размер: 35.73K | Скачано: 312 | Добавлен 17.04.14 в 12:21 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Понятие «гипотеза». Гипотеза как форма развития знаний.
Логическая природа гипотез. Виды гипотез: общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Условия отбора предпочтительных гипотез.
Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключения и
опытных данных при построении гипотез. Способы подтверждения
гипотез. Основной способ подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация. 1
2.Вопрос и ответ. Их виды. 5
3. Найдите суждение 10
Список литературы 12
1. Понятие «гипотеза». Гипотеза как форма развития знаний.
Логическая природа гипотез. Виды гипотез: общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Условия отбора предпочтительных гипотез.
Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключения и
опытных данных при построении гипотез. Способы подтверждения
гипотез. Основной способ подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация.
Гипотеза — это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.
В науке , обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному; нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.
Научно обоснованные предположения (гипотезы) надо отличать от плодов беспочвенной фантазии в науке. В письме, обращенном к научной молодежи, И. П. Павлов предостерегал от выдвижения пустых гипотез. Он писал: «Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь — он неизбежно лопнет и ничего, кроме конфуза, у вас не останется».
Гипотеза является формой развития и естественных, и общественных, и технических наук; с точки зрения логической структуры она не сводится к какой-то одной форме мышления: понятию, суждению или умозаключению, — а включает в свой состав все эти формы.
В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные.
Общая гипотеза — это научно обоснованное предположение о причинах, законах и взаимосвязях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примером общей гипотезы является гипотеза Демокрита об атомистическом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию; другой пример — гипотезы об органическом или неорганическом происхождении нефти и др. В случае подтверждения общая гипотеза становится научной теорией.
Частная гипотеза — это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о взаимосвязях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.
Частные гипотезы создаются для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества.
Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.[5]
Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность объяснить ряд новых фактов, которые не укладываются в рамки известных ранее научных теорий или других их объяснений. Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем анализ их совокупности. Чтобы подкрепить выдвигаемую гипотезу, проводят дополнительные научные эксперименты или эксперименты в ходе следственной практики.
Следующей задачей является синтез фактов и формулировка гипотезы. Гипотеза не должна противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой научным законам и теориям. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление.При построении гипотезы надо учитывать и требование, чтобы гипотеза объясняла наибольшее количество фактов, которые подвергались анализу, а также была по возможности простой по форме их обоснования.
В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько этапов (разные авторы приводят 2, 3, 4 или 5 этапов).
1-й этап. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.
2-й этап. Формулировка гипотезы (или гипотез), т. е. предположений, которые объясняют данные факты.
3-й этап. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.
4-й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.
5-й этап. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.
1. Самый действенный способ подтверждения гипотезы — обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства, которое служит причиной рассматриваемого явления.
Примерами могут служить открытие планеты Нептун, обнаружение ряда островов в Северном Ледовитом океане, открытие явления искусственной радиоактивности, открытие алмазов в Сибири геологом М. Попугаевой и др.
2. Основной способ подтверждения гипотез — выведение следствий и их верификация.
В процессе верификации большая роль принадлежит различным экспериментам: в космосе, полевым опытам в сельском хозяйстве, поиску новых материалов, лекарств, реактивов, способов лечения болезней у людей, животных и растений, педагогическим экспериментам и другим их видам. Эксперимент учитывает чаще всего влияние не одного фактора, а многих, поэтому надо планировать эксперимент так, чтобы результат был получен за более короткое время, более эффективно и по возможности недорого. Так, например, планируется ход эксперимента в медицине при оценке последствий приема лекарств для выбора оптимальной тактики лечения. Коллективом ученых под руководством академика Е. И. Чазова были созданы ферментные лекарственные препараты, стабильность которых в сотни, тысячи и миллионы раз выше, чем у исходных ферментов. Полученные образцы проверялись в самых жестких для белка условиях, например при нагревании. В результате экспериментов было выявлено, что фермент, существующий в естественном состоянии при температуре в 50°С лишь несколько секунд, в новом виде сохраняет биологическую активность часами при температуре 80°С. Итак, получены стабильные ферментные препараты.
Затем надо было от физико-химических экспериментов перейти к биологическим. Избрали стрептокиназу — фермент, способный разрушать тромбы. Создан препарат стрептодеказа, которым успешно лечат острый инфаркт миокарда, применяют в предынфарктном состоянии. Стрептодеказа быстро рассасывает сгустки крови в глазу и возвращает зрение.
Большая роль принадлежит эксперименту в судебной практике. Здесь эксперимент проводится с целью подтверждения выдвинутых версий, объясняющих то или иное преступление.
Заключение в умозаключении от утверждения следствия к утверждению основания является вероятным, и формула не является законом логики. Но подтверждение гипотезы на основании верификации ее следствий осуществляется именно этим способом, поэтому надо брать всю совокупность взаимосвязанных следствий, и тогда гипотеза однозначно будет вызываться только данной совокупностью следствий, а поэтому заключение будет не вероятным, а достоверным, протекающим по формуле где Η — гипотеза; С1 С2 ,С3, ..., Сn — следствия, вытекающие из нее; «→» — импликация от гипотезы к совокупности следствий. Например, Η — предполагаемое заболевание (диагноз врача), а С,, С2, С3 — симптомы, присущие этому заболеванию, и только ему. Тогда гипотеза будет подтверждена, т. е. диагноз поставлен правильно.
Указанные два способа являются прямыми способами превращения гипотезы в достоверное знание.
3. Одним из косвенных способов подтверждения гипотезы является умозаключение по разделительно-категорическому силлогизму (отрицающе-утверждающему модусу). Структура его та же, что и при косвенном доказательстве.
Явление А могло быть вызвано либо В, либо С, либо D.
Явление А не вызвано ни В, ни С.
Явление А вызвало D.
Необходимо выполнить два условия: во-первых, перечислить все возможные гипотезы, причем дизъюнкция может быть как строгой, так и нестрогой; во-вторых, следует опровергнуть все ложные гипотезы. Косвенный метод подтверждения гипотез может использоваться в следственной практике, давая достоверный вывод.[1]
2. Вопрос и ответ. Их виды.
Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания. В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса.[2]
Существуют различные по структуре и функциям вопросы.
Среди них:
1.Правильно и неправильно поставленные вопросы. В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истины и лжи, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном.
Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, или базисное знание, выступающее предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса.
Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание.
Неправильно поставленным считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: “Какой размер обуви у снежного человека?” Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании снежного человека. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно поставленном - прежде чем выяснять размер обуви снежного человека, следует установить факт существования снежного человека.
В том случае, когда неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, такой вопрос квалифицируют как улавливающий, или “провокационный”.
2.Вопросы могут быть закрытыми и открытыми:
Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов.
Закрытые вопросы - это вопросы, на которые возможно дать ограниченное количество ответов. Такие вопросы чаще всего используют во время социологических опросов. Например, вопрос “Как Вы относитесь к деятельности Государственной налоговой администрации Украины?” является открытым, потому что человек может высказывать свое собственное мнение по этому поводу.
Этот же вопрос можно сформулировать в закрытой форме, если добавить к нему перечень возможных ответов. Например, “Как Вы относитесь к деятельности Государственной налоговой администрации Украины?” (Считаю ее деятельность удовлетворительной; считаю ее деятельность неудовлетворительной; не могу ответить).
По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа:
- уточняющие
- восполняющие[3]
Ответ — это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.[2]
Среди ответов различают:
1) истинные и ложные;
2) прямые и косвенные;
3) краткие развернутые;
4) полные и неполные;
5) точные (определенные) неточные (неопределенные).
1. Истинные и ложные ответы. По семантическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.
2. Ответы прямые и косвенные. Это два вида ответов, различающихся областью их поиска.
Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям.
Например, прямым ответом на этот-вопрос «В каком году закончилась русско-японская война?» будет суждение: «Русско-японская война закончилась в 1904 году».
Косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году закончилась русско-японская война?» косвенным будет следующий ответ: «Русско-японская война закончилась за один год до Первой русской революции».
При конструировании косвенного ответа на первый вопрос отвечающий располагал не только информацией о времени окончания русско-японской войны, но и о времени совершения Первой русской революции (1905 г.), а также информацией о том, что она произошла через год после окончания русско-японской войны.
3. Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме» ответы могут быть краткими и развернутыми.
Краткие — это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет».
Развернутые — это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Дж. Кеннеди католиком?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий — «Да»; развернутый — «Да, Дж. Кеннеди был католиком» Отрицательные ответы будут такими: краткий — «Нет»; развернутый — «Нет, Дж. Кеннеди не был католиком».
4. Полные и неполные ответы. По объему представленном ответе информации ответы могут быть полными или неполным» Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложны вопросы.
Полный ответ включает информацию по всем элементам или, составным частям вопроса. Например, на сложный вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет следующий ответ: «Иванов и Сидоров — соучастники преступления, а Петров — исполнитель».
Неполный ответ включает информацию относительно отделённых элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» — неполным будет ответ: «Нет неверно, Петров является исполнителем».
Неполный ответ на первый вопрос не содержит информации форме участия Иванова и Сидорова в совершении преступления.
5. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы. Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.
Под точностью и определенностью имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительным слов, а также в разумном использовании сложных вопросов.
Неточность вопросов выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов.[2]
3.Найдите суждение:
а) равносторонний треугольник;
б) на улице холодно;
в) первый Президент РФ;
г) сломанный карандаш.
Ответ: Б.
Суждение - это такая форма мышления, в которой, сочетая понятия, что-либо утверждается или отрицается о самых реальных вещах и явлениях.
В качестве примера суждения приведем следующие: "В. Соловьев является представителем русской религиозной философии", "Все течет, все изменяется", "Я памятник воздвиг себе нерукотворный", "Космонавты существуют".
В любом суждении присутствует конкретная мысль. Она выступает формой выражения действительности в сознании человека. Эта форма представляет собой какое-либо высказывание о предметах, их свойствах и состояниях, а также об отношениях между ними. Мысль характеризуется двумя весьма важными свойствами, которые человеку необходимо учитывать в логическом анализе. Во-первых, она что-либо утверждает или отрицает: например, "Москва больше Пскова". Во-вторых, мысль может быть или истинной или ложной: например, суждение "Сознание оказывает воздействие на общественное бытие" является истинным, ибо человек, наделенный сознанием, изменяет окружающую его действительность, в том числе и общественные отношения.
По своему содержанию любое суждение имеет атрибутивный характер. Оно всегда отражает принадлежность (либо непринадлежность) признака конкретному предмету и явлению. Следует подчеркнуть, что предметом суждения могут быть любая вещь, свойство или отношение вещей, класс предметов или некоторые предметы класса.
Отмечая связь между суждением и понятием, важно также и видеть между ними определенные различия. Их сущность сводится к следующему.
Во-первых, связь суждения и понятия отражает объективную связь общего и единичного.
Во-вторых, суждение отличается от понятия в двух основных аспектах: генетическом и функциональном. В генетическом аспекте понятие возникает на базе логических операций по выявлению существенных признаков предметов, а суждение образуется на основе установления связи между понятиями. В функциональном аспекте понятие, как известно, отражает предмет только в существенных признаках, суждение же отражает любые признаки предметов.
В-третьих, подлинный акт мыслей начинается с суждения, т.е. с утверждения или отрицания чего-либо. Если понятием выражается предметный характер нашего мышления, то в суждении раскрывается активное отношение мысли к окружающему миру - отражение объективных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями.
В-четвертых, суждение отличается от понятия способом закрепления предложением. Проиллюстрируем это на следующих примерах, когда одна и та же мысль выражается либо в понятии, либо в суждении.[4]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Юрист, 1999. — 256 с. . [Электронный ресурс] Доступ свободный //URL: http://pravouch.com/page/logikap/ist/ist-18--idz-ax272--nf-21.html(Дата обращения: 07.04.13)
3. Логика вопросов и ответов . [Электронный ресурс] Доступ свободный // URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-101009.html- (Дата обращения: 07.04.13)
4. Логическое суждение. . [Электронный ресурс] Доступ свободный // URL : http://www.managment.aaanet.ru/economics/log-sujdenie.php - (Дата обращения: 07.04.13)
5. Понятие и виды гипотезы. Способы подтверждения и опровержения гипотез.[Электронный ресурс] Доступ свободный //URL:http://logikah.ru/podborka_shpor_po_logike_4-ponyatie_i_vidy_gipotezy_sposoby_podtverjdeniya_i_oproverjeniya_gipotez.html- (Дата обращения: 07.04.13)
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.