Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по логике »

Понятие «гипотеза»

Понятие «гипотеза» [10.11.13]

Тема: Понятие «гипотеза»

Раздел: Бесплатные рефераты по логике

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.13K | Скачано: 283 | Добавлен 10.11.13 в 11:29 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение 2

2. Понятие «гипотеза». Гипотеза как форма развития знаний. Логическая природа гипотез. Виды гипотез: общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Условия отбора предпочтительных гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключения и опытных данных при построении гипотез. Способы подтверждения гипотез. Основной способ подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация 3

3. Вопрос и ответ. Их виды. 9

4. Найдите суждение: 14

а) равносторонний треугольник;

б) на улице холодно;

в) первый Президент РФ;

г) сломанный карандаш.

5.Заключение 15

6.Список литературы 16

 

ВВЕДЕНИЕ.

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.

Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается   по-строением различного рода догадок и предположительных объяснений наблю-даемых явлений. Вначале объяснения носят проблематичный характер. Даль-нейшее исследование вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и прак-тика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов. 

Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становле-ние нового знания, является гипотеза. 

Гипотеза это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

 

Понятие «гипотеза». Гипотеза как форма развития знаний.

Логическая природа гипотез. Виды гипотез: общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Условия отбора предпочтительных гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключения и опытных данных при построении гипотез. Способы подтверждения гипотез. Основной способ подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация.

Познание любого явления действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью и сразу объяснить это явление, сделать достоверный вывод о том, что оно собой представляет, каковы причины его возникновения, законы развития и т.п. Поэтому познание предметов и событий внешнего мира протекает часто с использованием гипотезы: не ожидая, пока накопятся факты для окончательного, достоверного вывода о характере и причине развития исследуемого явления, дают вначале предположительное их объяснение, а затем это предположение развивают и доказывают. Что же такое гипотеза?

Гипотеза, как и понятие, суждение, умозаключение отражает объективный мир. И в этом она сходна с названными формами мышления. Вместе с тем гипотеза отличается от них. Специфика ее заключается не в том, что она отражает в материальном мире, а в том, как отражает, то есть предположительно, вероятно, а не категорически, не достоверно. Поэтому не случайно сам термин "гипотеза" в переводе с греческого языка означает "предположение".

Гипотеза -  это закономерная форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Это решающее звено в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания.

Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в

результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь обоснованное, опирающееся на конкретные материалы положение. В соответствии с этим и возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный, а закономерный логический процесс.            [ стр.91,5   ]

Гипотеза является формой развития естественных, общественных и технических наук. Она намечает новые пути в науке, направляет развитие творческой мысли, ведет от незнания к знанию и этим способствует науч­ному предвидению. Гипотеза применяется как при познании общих причинных связей и закономерностей, так и при установлении при­чинно-следственных отношений между отдельными явлениями. Ее используют не только в научных исследованиях, но и в процессе объяснения конкретных фактов и событий.

По логической природе гипотеза есть умозаключение, в котором одна или несколько посылок неизвестны. Более того, гипотеза — это система умозаключений, сложный целенаправленный процесс мысли, содержащий моменты аналогии, индукции и дедукции. Логическая схема проверки гипотезы такова: если истинно А (гипотеза), то истинно В (следствие); В истинно (на основании эксперимента); отсюда заключают, что А (гипотеза) истинно. Однако полученное таким об­разом заключение об истинности гипотезы является лишь вероятным, т. е. не следует из посылок с логической необходимостью. Подтверждение той или иной гипотезы в отдельном эксперименте еще не является окончательным доказательством ее истинности, поскольку одно и то же следствие может вытекать (дедуктивно выводиться) из разных гипотез. Напротив, экспериментальное опровержение следствий из гипотезы считается опровержением и самой гипотезы ,т. е. для опровержения гипотезы достаточно найти хотя бы один противоречащий факт.

Рассмотрим виды гипотез.

1. По функциям в познавательном процессе гипотезы делятся на описательные и объяснительные.

Описательная гипотеза- предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос «Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойствами обладает данный предмет?».Они могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта.

Объяснительная- это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют : «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?»

2.По объекту исследования различают общие и частные гипотезы.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте.

Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.                                                         [Стр.85,1]

Частные гипотезы находят применение как в естествознании так и в общественно-исторических науках. Историк ставит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.

При этом необходимо иметь в виду, что деление гипотезы на общую и частную имеет смысл, когда мы соотносим одну гипотезу с другой. Это деление не является абсолютным, гипотеза может быть частной по отношению к одной гипотезе и общей по отношению к другим гипотезам.

Разновидностью частной гипотезы является версия. Версия - одно из нескольких возможных, отличительное от других объяснение или толкование какого-либо факта, явления, события.

3.Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Построение гипотезы — это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат уподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала.

Гипотезы строятся тогда, когда возникла потребность объяснить ряд новых фактов, которые не укладываются в рамки известных ранее научных теорий или других их объяснений. Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемое явление. Вначале производится анализ каждого отдельного факта, а затем анализ их совокупности. Чтобы подтвердить выдвигаемую гипотезу, проводят дополнительные научные эксперименты или эксперименты в ходе следственной практики.

При построении гипотезы надо учитывать и требование, чтобы гипотеза объясняла наибольшее количество фактов, а так же была бы по возможности простой по форме их обоснования.

В гипотезе, поскольку она является формой приобрете­ния нового знания, изначально заложена идея развития..

Этапы в процессе построения и подтверждения гипотезы:

1-й этап. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

2-й этап. Формулировка гипотезы (или гипотез), т.е. предположений, которые объясняют данные факты.

3-й этап. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.

4-й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.

5-й этап. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

Важным условием построения плодотворной гипотезы  является соблюдение принципа объективности исследования.

Умозаключение, в котором формируется основное предположение гипотезы, может строиться в форме аналогии, неполной индукции, вероятностного силлогизма в трех, как минимум, его вариантах:

1) с нарушением хотя бы одного из правил категорического силлогизма;

2) с использованием хотя бы одной посылки, являющейся суждением проблематическим;

3) с допущением этих обоих обстоятельств.

Однако говорить о тех или иных отдельных видах умозаключения в связи с построением гипотезы - значит выделять лишь центральное и конечное звено в целом сложного логического построения.

Существуют различные способы подтверждения гипотез. Рассмотрим их.

1.Самым действенным способом подтверждения гипотезы является обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства, которое является причиной рассматриваемого явления. Примерами могут служить обнаружение ряда островов в Северном Ледовитом океане, открытие явления искусственной радиоактивности и т.д.

2. Основной способ подтверждения гипотез - выведение следствий и их

верификация. В процессе верификации большая роль принадлежит различным

экспериментам. Эксперимент учитывает чаще всего влияние не одного фактора,

а многих, поэтому надо планировать эксперимент так, чтобы результат был

получен за более короткое время, более эффективно и по возможности не

дорого.

3. Косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в

опровержении всех ложных гипотез, после чего заключают об истинности одного оставшегося предположения.

Опровержение гипотез осуществляется путем опровержения их следствий.

При этом может обнаружиться, что многие или все необходимые следствия

рассматриваемой гипотезы не имеют места в действительности. Кроме того,

возможно, будут найдены факты, противоречащие выведенным следствиям.

Таким образом, раскрыв проблему сущности, структуры и основных видов гипотезы, необходимо отметить ее важную роль в процессе теоретической и практической деятельности. Гипотеза является необходимой формой развития научных знаний, без которой невозможен переход к новому знанию.

Гипотеза играет существенную роль в развитии науки, служит начальным этапом формирования почти каждой научной теории. Все значительные открытия в науке возникли не в готовом виде, а прошли длительный и сложный путь развития, начиная с первоначальных гипотетических положений, выступающих в качестве руководящей идеи исследования и развивающихся на этой фактической основе до научной теории. ]

 

Вопрос и ответ. Их виды.

Необходимым звеном познавательного процесса является вопросно-ответная форма развития знаний. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступает направляющим началом в развитии познания. В результате закрепляются и развиваются знания об окружающем мире, а также осуществляется целенаправленная их передача от одного человека к другому.

Вопрос –  это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.Хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями

Вопрос как форма мысли имеет свою логическую структуру. Ее элементами являются: 1) искомое знание; 2) исходное знание (базис или предпосылка вопроса); 3) требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому знанию.

Важно отметить, что вопрос является требованием найти, сообщить или уточнить некоторые сведения, неизвестное. В этом плане он выступает как продукт осознания разности между сущим и должным, и потребности в устранении этой разности.

Постановка вопроса связана с убеждением, что существует по крайней мере один истинный ответ на него. Это убеждение называется позитивной предпосылкой вопроса. Она может быть представлена как дизъюнкция всех утвердительных ответов на поставленный вопрос или суждение о существовании предмета со свойствами, зафиксированными основой вопроса.

Кроме того, выдвигая вопрос, исходят, как правило, из допущения, что не всякий ответ на вопрос является истинным. Убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на поставленный вопрос называется негативной предпосылкой этого вопроса. Она выражается дизъюнкцией отрицательных ответов на вопрос или суждением о существовании предмета, которому не принадлежат свойства, зафиксированные основой вопроса.

Вопросы можно сгруппировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов.

1.    По степени выраженности знания в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса.

2.    По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или, «если, то» и др.

3.    По способу запроса неизвестного знания различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие вопросы (или «ли»-вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д. Например, «Верно ли, что Иванов правильно выполнил контрольную работу?». Восполняющие вопросы (или «к»-вопросы) предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации. Грамматический признак - вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т.п.

4.    По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые. Открытый вопрос - это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов. Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов.Например, вопрос «Как читает лекции этот преподаватель?» - открытый вопрос, так как на него можно дать множество ответов. Его можно перестроить с тем, чтобы «закрыть»: «Как читает лекции этот преподаватель (хорошо, удовлетворительно, плохо)?».

5.    По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. При этом следует заметить, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.

6. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. Корректный (от лат. correctus  –   вежливый, тактичный, учтивый) вопрос  –   это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждений, или суждения, смысл которого не определен.

Ответ - это суждение, вызванное вопросом.

Основными функциями ответа являются: 1) уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе; 2) указание на неправильную постановку вопроса. При этом один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, не равнозначных по своим логико-информационным характеристикам. Отсюда различают следующие виды ответов.

1. По области поиска  ответы делятся на прямые и косвенные. Прямым называется ответ, который берется непосредственно из области поиска ответов, без дополнительных сведений или рассуждений. Косвенный ответ берется из более широкой области, нежели область поиска ответов, он связан с прямым ответом некоторым логическим отношением по истинности. По сравнению с прямым косвенный ответ нередко содержит дополнительные сведения и потому используется для всестороннего рассмотрения вопроса.

2. По объему информации различают полные и частичные ответы. Полный ответ без остатка устраняет сообщаемую вопросом неопределенность и делает неизвестное известным.. Частичный ответ только в некоторой степени устраняет сообщаемую вопросом неопределенность и приближает превращение неизвестного в известное. Им является всякое суждение, вытекающее в качестве следствия из прямого ответа на основе принятых положений, но не наоборот.

Кроме этого, по отношению к вопросу различают ответы по существу вопроса и ответы не по существу вопроса, когда ответ на поставленный вопрос подменяется рассуждением, логически с вопросом не связанным. По степени точности ответы могут быть определенными и неопределенными, по грамматической структуре  –   краткими и развернутыми, по семантической характеристике — истинными или ложными.

Знание правил постановки вопроса и его связей с ответом позволяют сформулировать следующие правила выражения ответа:

1)    Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ. При несоблюдении этого правила смысл ответа уловить трудно.

2)    Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила.

3)    При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность.

4) Ответ не должен формулироваться в виде вопросительного предложения, так как это будет уже новый вопрос.

Таким  образом,в  форме вопроса осуществляется постановка новых проблем в науке, с помощью вопросов получают новую информацию в социальной, производственной и  ежедневной практике.                [стр.69,4]

3. Найдите суждение:

а) равносторонний треугольник;

б) на улице холодно;

в) первый Президент РФ;

г) сломанный карандаш.

Суждение: б) на улице холодно

Суждения состоят из субъекта (обозначается латинской буквой S), предиката (обозначается как P) и связки. Также возможно наличие кванторного слова. Субъект суждения — это его предмет. А именно, это то, о чем говорится в суждении. Предикат дает понятие о признаках субъекта. Связка выражается словами «является», «есть», «суть». Иногда она заменяется тире. Любой субъект суждения отражен в каком-либо понятии [стр.30,2]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  .

Иметь гипотезы в качестве ответов на вопросы науки весьма полезно, даже если они мало обоснованы, поскольку они играют, по существу, ту же методологическую роль как и сами вопросы, на которые они отвечают. А именно, указывают направление научного поиска; но в отличие от вопроса гипотеза сужает это направление, конкретизирует его. Это происходит потому, что возникает возможность выведения следствий из гипотез, особенно следствий эмпирического характера, проверяемых путем наблюдения, эксперимента. Следствия именно указывают, в каком направлении должно осуществляться исследование для проверки их правильности. Они позволяют соответствующим образом организовать наблюдение, спланировать эксперименты. Таким образом, гипотеза стимулирует и направляет развитие знания. В связи с чем ее часто и характеризуют как форму развития знания. При этом подразумевается, очевидно, то, что называют гипотетико-дедуктивным методом познания. И гипотезы при этом, наряду с дедукцией, являются основными элементами этого метода.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логика: Учебное пособие / В.К. Батурин. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М,

2012.- 96с.

2. Логика. Задачи и упражнения .Грядовой, Д. И. [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / Д. И. Грядовой, Н. В. Стрелкова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 119 с.

3. Логика: Учебник / И.В. Демидов; Под ред. Б.И. Каверина. - 7-e изд., испр. - М.: Дашков и К, 2012. - 348 с

4. Логика. Вопросы и ответы. Издание второе, исправленное и дополненное. И.В. Демидов, Б.И. Каверин.–  М.: Юриспруденция, 2002. – 160 с. 
5. Логика: Учеб. пособие / Е.Б. Ерина. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 112 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.13K
Скачано: 283
Скачать бесплатно
10.11.13 в 11:29 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе