Studrb.ru банк рефератов

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по логике »

Контрольная работа: Контрольная по Логике Вариант №16

Контрольная по Логике Вариант №16 [11.05.13]

Тема: Контрольная по Логике Вариант №16

Раздел: Бесплатные рефераты по логике

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.86K | Скачано: 47 | Добавлен 11.05.13 в 21:41 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание.

Введение 3

1.Гипотеза 4

Понятие «гипотеза» как форма развития знаний 4

Логическая природа гипотезы и их виды. 5

Построение гипотезы и этапы ее развития .7

Способы подтверждения гипотез .8

2.Вопрос и ответ. 9

Понятия «вопрос» и «ответ» 9

Виды вопросов и ответов 9

3. Тест 15

Заключение 17

Список литературы 18

 

Введение.

Формальная логика изучает не только формы абстрактного мышления, но и формы развития научного знания. Таковыми являются факты науки, рождающаяся из потребности их объяснения научная проблема, первоначальное решение проблемы в форме гипотезы, ее подтверждение или опровержение в ходе доказательства и, наконец, теория, формулирующая законы.

Между всеми названными формами существует глубокая внутренняя связь. Каждая последующая форма научного знания включает в себя,  результаты предшествующей формы.

 

Гипотеза.

Понятие «гипотеза» как форма  развития знаний.

Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. Вначале объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследование вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов.

Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза.

Гипотеза - это форма развития знания, обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения причин и свойств исследуемого явления. (3.с.221)

Гипотеза создается для того, чтобы дать объяснение «это не объяснений явлениям, фактам, событиям. Познание любого явления действительности, как известно, начинают со сбора и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, имеющихся в начале познания явления, всегда недостаточно, чтобы полностью и сразу объяснить это явление, дать достоверный вывод о том, что это такое, каковы причины его возникновения, законы развития и т.д. Поэтому познания явлений и событий внешнего мира происходит в форме гипотезы: не ожидая, пока накапливаются факты для конечного, достоверного заключения о характере и причине исследуемого явления, делают в начале здогадане объяснения наблюдаемых явлениях, а потом этот догадки развивают и доказывают.

 

Логическая  природа гипотезы и их виды.

Гипотеза еще не истина, свойством истинности она в представлении выдвинувшего ее исследователя не обладает. Гипотеза — это предположительно новое знание (его истинность или ложность требуется доказать), полученное путем экстраполяции старого знания и в то же время порывающее с ним. Сохраняя определенную преемственность в отношении прошлого знания, гипотеза должна содержать принципиально новое знание.

По логической природе гипотеза есть умозаключение, в котором одна или несколько посылок неизвестны. Более того, гипотеза — это система умозаключений, сложный целенаправленный процесс мысли, содержащий моменты аналогии, индукции и дедукции. Логическая схема проверки гипотезы такова: если истинно А (гипотеза), то истинно В (следствие); В истинно (на основании эксперимента); отсюда заключают, что А (гипотеза) истинно. Однако полученное таким образом заключение об истинности гипотезы является лишь вероятным, т. е. не следует из посылок с логической необходимостью. Подтверждение той или иной гипотезы в отдельном эксперименте еще не является окончательным доказательством ее истинности, поскольку одно и то же следствие может вытекать (дедуктивно выводиться) из разных гипотез.

Напротив, экспериментальное опровержение следствий из гипотезы считается опровержением и самой гипотезу (ибо из посылок "если А, то 5" и "неверно, что В" логически следует "неверно, что А"), т. е. для опровержения гипотезы достаточно найти хотя бы один противоречащий факт.

В структуре гипотезы различают следующие элементы:

Основание - совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых основывается предположение;

Форму – совокупность умозаключений,  которая ведет от основания гипотезы к основному предположению;

Предположение (или гипотеза в узком смысле слова) – выводы из фактов и утверждений, обосновывающих  гипотезу. (1.с86)

Будучи одинаковыми по логической структуре, гипотезы, различаются по содержанию и выполняемым функциям.

Среди разных видов гипотез следует выделить частную, общую и рабочую.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Частная гипотеза – это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности, обнаруженных при раскопках предметов Историк строит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.Частными гипотезами являются и предположения, которые выдвигаются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках отдельных людей, отдельных фактах, прочносвязанных с преступным деянием.

В различных областях научной и практической деятельности используется версия, которая может рассматриваться как разновидность  частной  гипотезы.

Версией называется одно из возможных предположений, объясняющих какое – либо явление, событие или факт. В отличие от других видов гипотез, в которых выдвигается одно предположение, в версии выдвигается несколько предположений, по-разному объясняющих исследуемый факт.(3. 223с)

Рабочая гипотеза – это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.Специфика рабочей гипотезы – в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов.Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

 

Построение гипотезы и этапы ее развития.

Гипотеза не сводится к выдвижению предположения, она представляет собой сложный мыслительный процесс, включающий следующие этапы.

1.Наблюдение фактов, их анализ и синтез. Наблюдаемых фактов должно быть как можно больше, они должны прямо или косвенно относиться к исследуемым явлениям. Собранные факты обобщаются с  помощью синтеза.

На  этом  этапе создается эмпирическая  база для выдвижения предположения.

2.Выдвижение предположения, объясняющего явление.На этом  этапе важно исходить из вероятности предположения, а не принимать его за достоверное. Гипотеза не должна противоречить исходному  эмпирическому материалу.

3.Выдвижение следствий из выдвинутого предположения. Если, например, причиной  пожара  является неосторожное обращение с огнем, то эта причина  должна вести к определенным следствиям.

4.Сопоставление следствий с фактами. Если следствие не совпадает с фактами , значит оно ложно. Но из ложности следствия следует ложность основания. Рассуждение строится по отрицательному модусу условно – категорического умозаключения, вывод которого достоверен. Заключение следует с необходимостью. Гипотеза опровергнута. (3. с226)

Способы подтверждениягипотез.

Доказательство гипотез может быть как фактическим, так и логическим. Фактическое доказательство – это непосредственно обнаруженная  причина,  вызывающее  определенные следствия.

Но поскольку не всякая гипотеза может быть подтверждена фактами, существует  логическое  доказательство.Логическое доказательство может быть доказано следующими способами:

1. Основной способ подтверждения гипотез - выведение следствий и их верификация. В процессе верификации большая роль принадлежит различным экспериментам. Эксперимент учитывает чаще всего влияние не одного фактора, а многих, поэтому надо планировать эксперимент так, чтобы результат был получен за более короткое время, более эффективно и по возможности не дорого.

2. Косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех ложных гипотез, после чего заключают об истинности одного оставшегося предположения. Для этого применяется разделительно-категорическое умозаключение, отрицающий -утверждающий модус. Структура его та же, что и при косвенном доказательстве.

 

Вопрос и ответ.

Сущность понятий «вопрос» и «ответ».

Познавательная функция вопроса связана с восполнением, уточнением и конкретизацией ранее полученных общих представлений о предметах и явлениях действительности. Грамматической формой выражения запроса мысли в языке выступает вопросительное предложение.

Вопрос - это выраженный в форме вопросительного предложения и реализуемый в виде ответа запрос мысли, направленный на развитие - уточнение или дополнение знаний.

В процессе познания вопросы не возникают самостоятельно, без всяких на то оснований. Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса.

Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание.

Их виды.

Существуют различные по структуре и функциям вопросы. Среди них:

Правильно и неправильно поставленные вопросы. В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истины и лжи, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном.

Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, или базисное знание, выступающее предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса.

Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание.

Неправильно поставленным считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: “Какой размер обуви у снежного человека?” Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании снежного человека. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно поставленном - прежде чем выяснять размер обуви снежного человека, следует установить факт существования снежного человека.

В том случае, когда неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, такой вопрос квалифицируют как улавливающий, или “провокационный”.

Вопросы могут быть закрытыми и открытыми.

Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов.

Закрытые вопросы - это вопросы, на которые возможно дать ограниченное количество ответов. Такие вопросы чаще всего используют во время социологических опросов.

По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа:

- уточняющие;

- восполняющие.

Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения.

Например:

“Верно ли, что Земля вращается вокруг Солнца?”

Грамматический признак уточняющих вопросов - наличие в предложении частицы “ли”: “Верно ли, что...”;   “Является ли ...”; “Так ли, что...”; “Действительно ли, что...” и другие синонимы  выражения.

Явно выраженная в вопросе предпосылка - это знание о предметеи знание о возможном признаке этого предмета (вращаться вокруг Земли). Неизвестным в вопросе является принадлежность предмету указанного признака.

Область поиска ответа в вопросе ограничена выбором одной из альтернатив. Отсюда другое название этого вопроса - закрытый или альтернативный вопрос.

Восполняющим называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений:

“Кто изобрел телефон?”

Грамматический признак восполняющих вопросов - наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что собой представляет  исследуемый объект.

Область поиска ответов на вопрос представляет собой множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т.д.). Найденный ответ дополняет  неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах - месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на вопрос - это выбор истинного суждения из множества возможных, его также называют открытым вопросом.

Как уточняющие, так и восполняющие вопросы могут быть простыми и сложными.

Простым называется вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.

Для уточняющих вопросов простым будет вопрос, в котором   выясняется    истинность    лишь одного суждения ? Для восполняющих вопросов простым  будет вопрос, в котором содержится лишь одно вопросительное слово, относящееся к одному суждению.

Сложным называется вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть:

-  соединительными (конъюнктивными);

-  разделительными (дизъюнктивными);

-  смешанными (соединительно-разделительными).

Для уточняющих вопросов сложным будет вопрос, в котором выясняется истинность двух и более суждений. Например, “Являются ли штраф и пеня дополнительными видами ответственности за нарушение обязательств. Например, “Верно ли, что договор купли-продажи может быть заключен в письменной или устной форме?”.

Для восполняющих вопросов сложным будет вопрос, включающий два и более вопросительных слова, а также вопрос, в котором вопросительное слово или слова относятся к двум и более суждениям.

Примером конъюнктивного восполняющего вопроса может быть следующий вопрос: “Где и когда состоялось подписание актов о капитуляции  фашисткой  Германии  и  фашисткой Японии  в  конце  второй  мировой  войны?”  Фактически он включает четыре конъюнктивно связанных простых вопроса:

1) “Где состоялось подписание акта о капитуляции Германии?”

2) “Когда состоялось подписание этого акта?”

3) “Где состоялось подписание акта о капитуляции Японии?”

4) “Когда состоялось подписание этого акта?”

Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного суждения - ответа на поставленный вопрос. При этом по  содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае ответ расценивается как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение - уточнить неясную или неопределенную и доставить новую информацию.

Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения. Появление таких вопросов в дискуссии или в процессе допроса - либо результат заблуждения, когда отвечающий не уловил смысл вопроса, но пытается отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа на поставленный вопрос.

Среди ответов различают:

- истинные и ложные;

- прямые и косвенные;

- краткие и развернутые;

- полные и неполные.

По гносеологическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными и ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

Прямые и косвенные ответы - это два вида ответов, различающихся способом выражения информации.

Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Прямым ответом на уточняющий вопрос - “Является ли дельфин рыбой?” будет суждение: “Нет, дельфин не является рыбой”.

Косвенным называется ответ, который берут из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить прямой ответ. На вопрос  “Является ли дельфин рыбой?” косвенным будет ответ: “Дельфин относится к млекопитающим животным”.

По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие- это односложные - утвердительный и отрицательный ответы: “да” или “нет”. Развернутые- это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса.

Краткие ответы наиболее подходящие для простых вопросов; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.

По объему представленной в ответе информации они могут быть полнымиилинеполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса.         Неполный ответ включает информацию относительно лишь отдельных элементов или составных частей вопроса.

Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

Под точностью и определенностью в данном случае имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в рациональном использовании сложных вопросов.

Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий.Точность ответа на восполняющий вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов - кто? что? где? когда? как? и т.п., которые сами по себе не отличаются достаточной точностью.

В вопросе “Кто изобрел телефон?” под словом “кто” имеется в виду  личность, но неясно, по какому признаку она должна быть выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по возрасту, по имени и т.д. Требуются уточнения и для слов: “когда” - эпоха, век, год, месяц, число; “где” - континент, страна, область, город, географические координаты и т.д.

Особые трудности могут возникать при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос - “Является ли Рихард Вагнер французским композитором и автором оперы “Лоэнгрин?” краткий отрицательный ответ будет неопределенным. Он подразумевает, по меньшей мере, три возможных ответа:

1) “Рихард Вагнер является французским композитором и автором оперы “Лоэнгрин”;

2) “Рихард Вагнер  не является французским композитором и автором оперы “Лоэнгрин”;

3) “Рихард Вагнер не является французским композитором, но является автором оперы “Лоэнгрин”.

Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос “Курение вредно или аморально?” ответить “Да”, то не ясно, что имеется в виду:

- Курение  и вредно и аморально;

- Курение вредно, но не аморально;

- Курение не вредно, но аморально.

Неопределенность кратких ответов снимается в первом случае - развернутым отрицательным, а во втором - развернутым утвердительным ответами.

 

Тест.

Найдите суждение:

а) равносторонний треугольник;

б) на улице холодно;

в) первый Президент РФ;

г) сломанный карандаш.

Решение:

Ответ: А и Г.

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

Простое (атрибутивное) суждение — это суждение о принадлежности предметам свойств (атрибутов), а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены термины суждения — субъект, предикат, связка, квантор.

 

Заключение.

Цель познания в науке и практике – получение истинных знаний и их эффективное применение. Изучая законы и формы правильного мышления, отражающие существенные стороны объективного мира, формальная  логика занимает специфическое место  среди других наук. Соблюдение ее правил, требований и законов составляет важное и необходимое условие любого научного познания во всех областях и на различных этапах познавательного процесса.  Глубокое усвоение законов правильного мышления необходимо в любой области научного познания , в любой области человеческой деятельности. Мысль не может быть истинной, если нарушается, хотя бы один закон  логики.

 

Список используемой литературы.

1.Батурин В.К. Логика: учебное пособие. – М.: КУРС : ИНФРА_М,2012.

2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику: учебник. – М.:ФОРУМ : ИНФРА_М, 2008.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник. – М.:Юристъ, 2008.

4. Грядовой Д.И., Стрелкова Н.В. Логика. Задачи и упражнения. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2010.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.86K
Скачано: 47
Скачать бесплатно
11.05.13 в 21:41 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы