Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Общее и индивидуальное морали
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Реферат | Размер: 41.32K | Скачано: 249 | Добавлен 13.04.14 в 11:51 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
План
Введение 2
1.Происхождение, предмет и функции морали 3
2.Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали 7
3.Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества 10
Заключение 13
Литература 14
Введение
Понятие «мораль»является одним из тех, которому нельзя дать всего лишь несколько определений. Существует несколько десятков определений морали, но чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение, но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале.
Цель моей работы заключается в раскрытии темы“Общее и индивидуальное морали”. Для этого поставлены следующие задачи:
- рассмотреть происхождение, предмет и функции морали;
- выявить соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали;
- отметить исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества.
1.Происхождение, предмет и функции морали.
Мораль ( от лат. moralis — нравственный, mores — обычаи, нравы, поведение) является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.
Мораль возникает из осознания отчужденности человеческого существования, в стремлении к преодолению разорванностичеловеческого бытия, в отношении с людьми, в отношении с природой и обществом, в отношении к высшему , духовномуидеалу. В этом стремлении, скольразнообразно оно ни проявлялось бы,скрыта потребность человека вединстве, понятом как цельностьразумной и душевной жизни, каксвязность, соединенность людей, какприобщённость к истине, к безусловному и абсолютному идеалу.
Потребность в единении с другими людьми лежит в основе морали. Образсовершенного исполнения этой потребности предопределяет содержаниенравственного идеала и базовых нравственных ценностей. Мораль, такимобразом, представляет собой разновидность именно императивно-ценностного сознания. Характер ее императивности обусловлен содержаниемее ценностей.
Мораль прошла довольно длительный, сложный путь развития от самых примитивных норм и представлений до высших устремлений современных проповедников святости и непорочности. В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества.
Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего, она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны. В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях: сам Бог предписал уважать старших, не воровать, не убивать.
С религиозными взглядами на природу, происхождение морали во многом пересекаются воззрения представителейобъективного идеализма Платона и Георга Гегеля. Гегель рассматривал мораль наряду с правом, религией, философией в качестве одного из этапов развития объективного духа.
Таким образом, представители данного философского направления, как и богословы, истоки морали выносят за пределы общества и явно недооценивают роль отдельной человеческой личности в становлении морального сознания.
Следующий подход - натуралистический, так как он выводит мораль из природы человека и из предшествующей эволюции животного мира.Натуралистические подходы к морали имеют в своем распоряжении целый ряд серьезных аргументов. Однако все-таки следует признать, что в данном случае встречается явное проявление редукционизма, низведениевысшего к низшему.Мораль представляет собой не набор простейших форм поведения, а включает в себя устремленность на высшие ценности, свободу, творчество.
Социологический подход к морали был уже известен мыслителям античности. Особенно активно его отстаивали марксисты. К этому же направлению необходимо отнести Э. Дюркгейма, М. Вебера и их последователей. Среди них нетрудно найти материалистов, идеалистов, и тех, кто объявляет мораль результатом соглашения, тех, кто говорил о приоритете религиозных и моральных ценностей. Но все они отмечали социальную природу морали.
Указанные мыслители старались опираться на конкретные исторические данные – определенные исторические события, факты, обычаи, традиции, нравы. Они же пытались выявить и общественные интересы, осмыслить общество как целое и подчеркивали теснейшую взаимосвязь личности и общества. Наконец, они подчеркивали человеческий характер моральных ценностей.
В социологических теориях морали нравственные ценности подменяются интересами общества в целом, а чаще и интересами различных социальных групп, которые, конечно же, меняются от века к веку, от народа к народу.Социологический подход к морали не учитывает в должной мере глубинные истоки морали и теснейшую связь общественной жизни с природой.
Таким образом, существует несколько концепций, объясняющих происхождение морали. В известной мере они дополняют друг друга, создают в культуре объемное, многогранное видение морали.
Функции морали:
Регулятивная, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни посредством:ограничения негативных устремлений людей;саморегуляции индивида и социальной среды;управления общественными отношениями;воплощения в жизнь гуманистических норм морали.
Воспитательная, ведь без процесса воспитания невозможно как существование общества, так и становление отдельной человеческой личности. Но необходимо подчеркнуть, что в центре воспитания — стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности. Воспитательная функция заключается в: формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;самовоспитании взрослого человека на протяжении всей жизни, осознанном выборе нравственных ориентиров.
Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности .
Коммуникативная функция морали состоит в: ритуализации человеческого общения, создании его нормативов;гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон.
Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами.
Совокупность всех этих функций и определяет социальную роль морали.
Таким образом, можно отметить, что мораль в отличие от других проявлений духовной жизни общества, таких как наука, искусство и религия, не является сферой организованной деятельности.Иначе говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, управлять развитием морали,как управлять наукой, искусством или религией, невозможно.
2.Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали.
Категории мораль и нравственность являются очень близкими, взаимосвязанными, и нередко употребляются как синонимы.Ими обозначают явления, которые относят к области поступков и поведения.Однако большинство ученых сходится в том, что различие этих категорий носит принципиальный характер.Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта.Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человекаи его собственные убеждения.Исследование вопроса о соотношении морали и нравственности имеет долгую философскую историю.
В решении вопроса об их различии существуют два основных подхода. Согласно первому, восходящему к великому моралисту и одному из представителей немецкой классической философии 18 века ИммануилуКанту,который и поставил основной вопрос морали, мораль представляет собой внутренние убеждения человека, тогда как нравственность является практической реализацией этих принципов, действием на их основании в реальной жизни.
Несколько иной подход к решению этой проблемы восходит к другому представителю немецкой классической философии Георгу Гегелю, для которого важнейшим признаком моральных принципов являлась их опора на собственные, самостоятельные размышления человека о добре и зле. В противоположность им нравственные нормы носят надындивидуальный характер, являются, говоря современным языком, элементами коллективного сознания и ориентированы, соответственно, лишь на внешнее содержание поступков человека. Таким образом, с точки зрения Гегеля, если нравственное сознание существует в любом обществе, то моральное сознание, а соответственно и моральная оценка поступков, возникает на определенном, причем весьма высоком этапе развития человечества.
Тем не менее, общим для обоих подходов является то, что моральность, так или иначе, связывается с внутренними принципами человека, тогда как нравственность касается неких внешних действий и поступков. Поэтому можно сказать, что посредством морали общество оценивает не только поступки людей, но и их мотивы и намерения.
Когда говорят о несоответствии морального сознания реальным нравам, возникает впечатление, что моральное сознание – это нечто совершенно самостоятельное, существующее каким-то образом отдельно от индивидов. Но это только видимость. Ведь если мораль «работает» на идеологическом (теоретическом) уровне общественного сознания и представляет собой область должного, то есть то, как мы должны вести себя в тех или иных ситуациях, то нравственность отражает обыденный (эмпирический) уровень и является областью сущего, а именно, того, как у нас получается поступать тем или иным образом.
Еще одним важным моментом являетсяпроблема объективности моральных и нравственных норм. Однако,Иммануил Кант нашел решение этой проблемы, обосновав наличие в любой человеческой душе «морального закона» или так называемого «Золотого правила нравственности», и, считавший его столь же объективным и неподвластным человеческому произволу, как «звездное небо над головой».Кант создал две формулировки этого закона, названного им «категорическим императивом».Первая звучит следующим образом: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Вторая же: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству».
Однако, критики Канта отмечали, что категорический императив, в особенности в его первом варианте, представляет собой лишь более строгую и формализованную формулировку «Золотого правила нравственности». Второе же представляет собой одну из древнейших нравственных заповедей: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе».
Таким образом, категории мораль и нравственность хоть и являются близкими по значению, но имеют разные оттенки. Ведь мораль действует на теоретическом уровне, а нравственность действует на эмпирическом уровне.
3.Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества.
Всякая мораль социально и исторически обусловлена, что означает, что качественно разнородные типы общества вызывают появление различных типов морали. Конкретный облик морали в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материального производства, характером социального расслоения, состоянием государственно-правовой регуляции, условий общения, средств коммуникаций, системой принятых обществом ценностей.На каждом этапе эволюции общества, тип морали обуславливался системой ценностей, степенью зрелости личности, уровнем экономического развития, социальной структуры общества, типом политического режима.
Исторически первым типом морали является первобытная мораль, которая характеризуется такими чертами, как непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка и уравнительное равенство. По сути, это даже еще и не мораль в полном смысле этого понятия, а только еще предмораль,поскольку принятые в родовом обществе нормы поведения не обособились еще в качестве самостоятельной формы сознания и не отделились от фактического поведения людей в качестве некоего идеального образца. Первобытный человек полностью растворен в роде, он еще не сформировался как личность и, следовательно, строгое соблюдение им установленных обычаем норм есть результат не свободного морального выбора, а лишь естественно-родовой необходимости. К тому же, сфера действия первобытной морали не распространяется дальше границ рода.
Следующим историческим типом морали считается мораль классового общества. Именно в классовом обществе появляется мораль в подлинном смысле этого слова. Растущая производительная мощь общества, разделение труда, появление частной собственности на средства производства и его продукты разрывают естественно-родовую, так сказать, кровную связь индивидов, обособляют, отчуждают их друг от друга, лишают общественную жизнь устойчивости и обозримости.В такой ситуации жесткая регламентация родовой жизни теряет свой смысл, человек обретает относительную самостоятельность, расширяется свобода выбора, утверждается нравственная самооценка и суверенность отдельного человека. Возникает понимание того, что правила поведения не только задаются обществом, но и являются результатом сознательного выбора человека. В раннеклассовом обществе мораль понимается как совершенство, то есть нечто такое, к чему человек должен стремиться.
В эпоху Средневековья, мораль приобретает религиозное обрамление. Моральные нормы и правила начинают интерпретироваться как прямые заповеди Бога:«не убий!», «не укради!», «не прелюбодействуй!».
Другими отличительными чертами морали этого времени обычно признают ее сословно-корпоративный характер, ритуализованно-этикетную форму поведения, применение отношения отцов и детей в качестве универсального ценностного шаблона.
Следующим историческим типом морали является мораль буржуазной эпохи. Мораль буржуазной эпохи совсем другая. Прежде всего, она светская и всемирная, то есть не признающая никаких территориальных, национальных, религиозных и прочих границ.Ее можно назвать исторически первой универсальной системой морали, претендующей на общечеловеческий масштаб. Этот тип морали отличают резко выраженная индивидуалистическая направленность нравов, их эгоистический характер.Смысловым же стержнем моральной системы буржуазной эпохи являетсякульт разума, так как только разум с его принципиально неограниченными возможностями в состоянии преодолеть анархию зла и соединить хаотичные устремления людей в некое гармоничное целое. Этот тип морали сохранил свои ведущие черты и поныне, хотя за три столетия своего существования он не мог не эволюционировать. И эволюция эта выразилась в значительном увеличении степени моральной свободы, в возрастании терпимости общества к многообразным различиям людей и в растущем уважении к индивидуальности каждого человека.
В XX векевозник еще один тип морали — социалистический. Создатели этого типа морали исходили из того, что если нравы людей в конечном счете определяются материальными условиями их жизни, то, следовательно, чтобы породить новую мораль, нужно прежде всего изменить эти условия. Что и было сделано, причем самым радикальным образом. Были решительно перестроены отношения собственности, производства в целом, а также политики и права. Изменились и нравы, как в силу «естественного хода вещей», так и под воздействием «нравственного» или «коммунистического воспитания». Ценности коллективизма, интернационализма, идеология всеобщего равенства стали на самом деле внутренними убеждениями множества людей, реальными регуляторами их поведения. Однако, несмотря на колоссальные усилия огромного государственного и идеологического аппарата, реальная, практическая нравственность так и не смогла дотянуться до уровня официальной морали, системы норм, зафиксированной хотя бы в известном «моральном кодексе строителя коммунизма».
Мораль же современного общества заключается в полной свободе, за исключением права на причинение непосредственного ущерба другому человеку.Более того, современное общество должно быть нетерпимым к любым попыткам причинять такой ущерб, то есть ограничивать свободу кого-либо. Ведьобщество ждет гибель, если свобода перешагнет определенные рамки и у одних людей появится безнаказанная свобода причинять ущерб другим.Живи, как знаешь, и не суйся в чужую жизнь, если не просят — вот главное правило морали завтрашнего дня.
Таким образом, моральное поведение ограничивает свободу человека, однако сохраняет его физическую и духовную личность. Ведь для выживания человечества необходимо отказаться от«метафизики своеволия»в пользу моральной ответственности и своего долга перед обществом.
Заключение
Значение морали в жизни человеческого общества играет большую роль.Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, в особенности, мира социальных ценностей в его повседневной деятельности.
Мораль проявляется как на общественном, так и на личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации и ориентации на нечто добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное и справедливое. Благодаря морали человек имеет представление о том, что такое порядочность, честь исовесть.При этом мораль изменяется в процессе деятельности людей.
Мораль развивается благодаря разрешению противоречия между моралью и нравственностью, то есть между идеальными, относящимися исключительно к сфере сознания моральными нормами и императивами и реальной моральной практикой, то есть миром человеческих поступков.
В заключение можно сказать, что никакая мораль по самой природе этого общественного феномена не можетбыть навязана с высоты теоретического уровня, а должна вырасти, сложиться и оформиться на эмпирическом уровне, который теоретическая мораль может лишь корректировать, служить ему образцом и идеалом.
Литература
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.