Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Индивидуальное и общее в морали: исторические типы и нормы

Индивидуальное и общее в морали: исторические типы и нормы [07.12.12]

Тема: Индивидуальное и общее в морали: исторические типы и нормы

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 23.04K | Скачано: 237 | Добавлен 07.12.12 в 11:10 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Содержание
1. Происхождение, предмет и функции морали. 2
2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали 11
3. Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человека 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Библиографический список 18

1.     Происхождение, предмет и функции морали.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

Главное противоречие морали. Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением – главное противоречие морали. 

Мораль – это отражение сознанием человека одного из фундаментальных свойств живых существ, связанного с тем, что все живые существа для выживания должны уметь различать объекты, благоприятные для их жизни, и объекты, угрожающие их существованию.

Необходимыми и достаточными условиями существования живого объекта является потребление материальных ресурсов, воспроизводство потомства, познание свойств окружающего мира и защита от опасных явлений и объектов.

Для выполнения этих условий каждое живое существо должно уметь распознавать соответствие любого явления или объекта этим условиям. Способствует оно выполнению этих условий или нарушает их выполнение. Таким образом, все познаваемые объекты разделяются на благоприятные ценности и опасные. Человек положительные ценности относит к категории «добра», отрицательные – к категории «зла».

Такого рода системы ценностей имеют свойство относительности. По той причине что то, что благоприятно для одного животного, для другого – угроза жизни (хищник – жертва, рабовладелец – раб).

Эта система ценностей зависит от степени познания животным данного объекта или явления (укус змеи – опасен, в малых дозах яд змеи имеет лечебные свойства). Данная система ценностей формируется как на врожденном уровне (в виде управляющих систем: гормональной и нейронной), так и на уровне приобретения каких-либо навыков в процессе обучения. Врожденная система отношений воспринимается человеком в виде инстинктов: инстинкты питания, размножения, познания, сохранения жизни.

Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль.  

В основе морали лежит понятие добра и зла. Моральное сознание не исчерпывается этими понятиями, но они задают его стержень. Во многом вокруг них и по поводу них складываются и остальные понятия морали – дорбодетель и порок, справедливость, долг, совесть, свобода. С развитием содержания этих понятий развивается и сама мораль. Но можно сказать и обратное: с развитием морали, морального сознания, способов морального мышления строже уясняются понятия добра и зла. От того, как понимается этот процесс развития морали, зависит и трактовка понятий добра и зла.

В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества. В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором – к природе и в третьем – к обществу. Это не значит, что содержательно добро и зло непременно понимаются различно. Конечно, при усмотрении источника морали в общественной жизни добро и зло могут ставится в зависимость от интересов каких-то социальных групп. Но это значит, что добро и зло идеологизируются, мораль используется для оправдания частного общественного интереса. Чаще же, точнее в подавляющем большинстве моральных учений под добром понимается то, что содействует благу людей, причем всех людей и каждого человека. Открытым остается вопрос, откуда берется стремление человека содействовать благу других, помогать и заботиться. Рассмотрим эти подходы подробнее.

Согласно одному, самому древнему представлению, мораль, как закон, дается человеку богами или Богом. Закон дается людям прямо, самим богом или через посредников – героев и пророков. Так, основатель ислама, Пророк Мухаммад в божественном откровении обрел истину и выразил ее в Коране. Иисус Христос, Бог христиан, провозгласил новые законы жизни в Нагорной проповеди, а также в других проповедях, поучениях и притчах. В монотеистических религиях это единственный случай, когда Бог открыто явился людям, жил и учил среди них. Но в исламе и иудаизме Иисус признается в качестве пророка, т.е. одного из избранных Богом людей и тем самым исключительность этого случая личной передачи закона Богом людям отрицается. Заратуштра (греч. Зороастр, VII–VI вв. до н.э.), основатель иранской религии зороастризма и Моисей (ХIII–ХII вв. до н.э.), основатель иудаизма – исторические лица, окутанные мифами и легендами – пророки, через которых Ахурамазда, верховных бог зороастрийского пантеона и Ягве – иудейский Бог передали людям свои законы. Если Мухаммаду в медитациях, а Будде (основатель буддизма) в состоянии нирваны открылись божественные истины, то Заратуштре и Моисею боги являлись персонально. Древнеиндийский мифический первопредок людей Ману, древнеегипетский бог Осирис и древнеиндейские божества Виракоча и Кецалькоатль не только принесли людям божественную мудрость в виде знаний, умений и правил жизни, но и жили среди них, прививая им навыки разумной и правильной жизни, а то и решительно принуждая их к этому. Таким же, жившим со своим народом, был полубог-получеловек, правитель Крита Минос (ок. ХVI в. до н.э.), установивший законы, принесшие Криту процветание и мировую славу.

Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Моральный (этический) идеал (французское ideal – относящийся к идее) – 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

Категории морали:

1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;

2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4) счастье.

Что  такое  добро  и  зло?

1) Гоббс: «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей».

2) Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль – это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус – это оторванный от реальной жизни идеалист.

3) Мартин Лютер Кинг: «Любите врагов ваших».

4) Хитрость мирового разума (Гегель).      

Что такое счастье?

Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.

Существует пять уровней счастья: 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Функции морали.

1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).

2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).

3) Конститутивная (от constitutus – утвердившийся, установленный) функция.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

4) Координационная функция.

Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.

Происхождение морали.

Религиозный взгляд.

3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях.

2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь).

Космологическое объяснение.

Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.

По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» – гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» – долг, справедливость; «ли» – ритуал, этикет; «чжи» – ум, знание.

Основа человеколюбия – «жень» – «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Биологическое объяснение.

Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности».

Пётр Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования.  «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...».

Кропоткин Петр (1842-1921) – русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ.

17.5.4. Антропологическое объяснение.

1) Утилитаризм (от латинского utilitas – польза, выгода) – 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели;  2) основанное Бентамом философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Бентам Иеремия (1748 – 1832) – английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма.

«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.

Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

2) В «Генеалогии морали» Ницше (1844 – 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами.

Социально – историческое (социологическое) объяснение.

Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.

Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.

Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).

2.     Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали

Одним из ведущих противоречий морального развития считается несоответствие морали и нравственности, т.е. идеальных, относящихся исключительно к сфере сознания моральных норм и императивов, и реальной моральной практики, т.е. мира человеческих поступков. При этом, когда говорят о несоответствии морального сознания реальным нравам, возникает впечатление, что моральное сознание – это нечто совершенно самостоятельное, существующее каким-то образом вне, т.е. отдельно от индивидов. Но это, конечно, только видимость. Никакого, даже самого возвышенного морального сознания не существует вне сознания тех самых людей, чьи нравы и поведение никак не хотят с ним совпадать. Ведь когда говорят о морали, имеют в виду факты общественного сознания, т.е. то общее, что имеется если не во всех, то по крайней мере во многих индивидуальных сознаниях, иначе её существование просто невозможно. Но как-то нелепо предполагать, что люди думают (одобряют) одно, а делают нечто диаметрально противоположное. Нормальный человек так существовать не может: даже самый безнравственный с общественной точки зрения поступок для индивида должен быть внутренне оправдан, мотивирован положительно. Значит наряду с официально провозглашёнными и одобренными нормами поведения есть ещё один слой норм и повелений, принимаемый как бы негласно и нигде не афишируемый, но ничуть не менее действенный. И это тоже факт общественного сознания! То есть механизм поведения выглядит совсем не так: «думаю одно, а делаю другое», а приблизительно так: «провозглашаю одно, думаю другое, а поступаю не как провозглашаю, а как думаю». И такой способ поведения вовсе не есть обязательно общественное лицемерие. Речь идёт просто о разных уровнях общественного сознания: идеологическом (теоретическом) и обыденном (эмпирическом). Расхождение между ними и обусловливает несоответствие «морали» и «нравов». Коренной вопрос этики – смысл человеческой жизни, который заключается в совпадении основной направленности позиций личности с общими тенденциями развития общества.

Тема соотношения нравственности и политики была чрезвычайно актуальна практически на протяжении всей человеческой истории, однако воистину актуальной и востребованной она стала в двадцатом и, особенно в наши дни, в начале двадцать первого века.

История, как это заметил ещё Соловьёв, всё более ускоряет свой бег, стремясь к возможно уже близкому итогу, и сейчас, когда мир стоит на пороге новой серии великих перемен и потрясений, насущно необходимо понять: правильны ли (то есть, нравственны ли) цели, которые ставят перед собой современные государства и их политики, а если правильны, то оправданы ли с моральной точки зрения средства, применяемые к их достижению?

Вопрос о соотношении морали и политики имеет глубокие корни. Практически все мыслители, рассматривавшие политический процесс, так или иначе, этого вопроса касались, делая, правда, совершенно различные выводы. Можно выделить три основных взгляда на данную проблему.

Приверженцы первого считают, что мораль и политика между собой совершенно не связаны. Такой точки зрения придерживались, например, Н. Макиавелли в «Государе» и Т. Гоббс в «Левиафане», утверждавшие, что мерилом политической деятельности служит не нравственность, а лишь эффективность. Таким образом, даже если какие-либо политические приёмы аморальны, они допустимы, если ведут к достижению поставленной цели.

Принцип гуманизма наиболее ярко выражен в так называемом «золотом правиле» нравственности. История становления этого принципа как основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственности. В современном его значении «золотое правило» начинает использоваться с XVIII века.

3.     Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человека

Как правило, в философской этике литература отличается от морали, определяется как рациональный анализ стоимости загруженных заявлений и их действия морали, с другой стороны, представляют собой набор практических заявления или мнения о ценностях обычно рассматриваются в моралистической литературе такие как проповеди и различные специальные кодексы поведения. Эти нормативные заявления вытекают из необходимости преодоления в человеческом обществе с различных человеческих взаимодействий. Они по необходимости не может быть безусловным и в большинстве случаев неоднозначной. Моральные действия выполняются из чувства долга, обязанности, морального закона. Таким образом, этика как теория морали рассматриваются обоснования или основания нравственности и попытки установить фундаментальный принцип или принципы которых моральные кодексы могут быть основаны.

Были многие попытки найти эти основания морали, например, в природе человека, в условиях его существования, так как дает трансцендентное существо или как априорные понятия разума. Чаще всего это невозможно отделить этику и мораль, и они рассматриваются вместе. Хотя все эти основания могут быть полезны на практике, как представляется, однако, что если моральные действия, по определению, является моральным в строгом смысле этого слова, потому что это делается для ее внутренней значение, она должна быть независимой от всех мотивов и условий. Последнее положение можно назвать абсолютистским и она сама может быть разделена на два направления: рациональное и трансцендентным. Рациональное направление, на примере философии Иммануил Кант (1724-1804), утверждает, что единственная причина, в качестве источника моральных заявления, в то время как трансцендентное тенденция, представленная многие религиозные учения, призывы к сверхъестественной власти в более или менее cryptolegal образом для набора заданных моральных ценностей и их обоснование. Эти две позиции ответа на вопрос, каким образом и на каком основании мы можем знать о содержании "должна" заявления и действительно ли они могут быть известны в любой аналогично знаний в эмпирических вопросов.

Вопрос о начале нравственность открыта, но она должна рассматриваться с эволюционной точки зрения человеческой биологической истории. Это относится к области исторического исследования, чтобы выяснить, когда осознание универсальности человеческого состояния и моральных норм универсального характера появились в первый раз. Это понимание сути нравственного сознания, и, следовательно, решающее значение для появления человечества как нечто иное, чем еще один зоологический вид. Очевидно, что если основные характеристики человечества владение причине, то причина, назначил по своей природе, должен быть правителем нашей воли. Но наше нравственное сознание должно иметь биологическую основу в виде инстинктивных или интуитивное поведение и, таким образом, с соответствующими изменениями, существенно не отличается от поведения животных. Предполагается, что наши нравственные нормы были задуманы как продолжение побуждения, которые действовали повсеместно в природе, а именно - самосохранения и сохранения вида. Хотя мы не можем говорить о моральном поведении животных в их обществе, так как моральной рефлексии в строгом смысле слова, кажется, специфически человеческие качества. Но мы можем говорить о поведении животных, интерпретируя ее в человеческом плане. Мы считаем, что высшие животные имеют встроенные механизмы, которые соответствуют некоторые моральные нормы, например, врожденные торможения предотвращения некоторых животных от убийства других членов того же вида. Моральный обычаи и человеческие представления о неправильности или правильности является кодификация же инстинкты. Как проанализировать и обнаружить законы физического мира, поэтому мы открываем "законы" регулирующие социальное поведение или животных или людей. Конечно, в социальных ситуациях они не всегда соблюдаются, поскольку они отражают другую реальность - если быть точным моральные реальности. Они могут варьироваться в зависимости от специфических условий естественной жизни человеческих племен, но они вытекают из ряда фундаментальных и универсальных правил, например, родителями обязанностей по отношению к детям, запрет убийства полезными членами общества. Некоторые нормы, действующие в примитивных обществах могут быть специфическими для условий жизни человека, например, запрет на инцест, который, кажется, универсальное правило во всех человеческих обществах, объяснил, как инструмент для сохранения структуры семьи, социальных ролей в семье и иерархию поколений.

В человеческом обществе, однако, эти биологические механизмы, менее эффективны, возможно, в связи с развитием рефлексии и, следовательно, возможность свободного выбора следовать или не следовать за ними. Развития человечества, с момента появления нус (ум), развивается в основном на второй функциональный уровень человеческого мозга. Таким образом, биологические механизмы, которые в настоящее время компенсируется за счет человеческого ума и разума, на развитие человеческой культуры, в том числе сложные системы нравственных норм, все формы социальной организации, научные знания и религии, которые представлены исторически в некоторых культурах объединяющей интеллектуальный конструкт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прежде, чем выделять какие-то функции морали, необходимо задуматься над вопросом: зачем, для чего она, собственно, функционирует? Конструктивный ответ на этот вопрос сопряжен, вероятно, с упоминавшимся смыслом морали. Получается, что наиболее общей целью функционирования нравственности является поддержание целостности человеческого сообщества и, одновременно, самоценности личности в этом сообществе. Ответ на закономерно возникающий следующий вопрос: как это происходит? - предопределяет возможность конкретизации "регулятивной идеи" морали в контексте обозначения направлений ее функционирования, т.е. отдельных функций.

Из множества точек зрения, существующих в этике по этой проблеме, наибольшим эвристическим потенциалом обладает самая простая модель, в которую, при желании, можно "уложить" другие классификации. Согласно этой модели, наиболее общими и значимыми являются следующие функции морали: регулятивная, гносеологическая, воспитательная, познавательная, комуникативная,гуманизирующая. Другими словами, свой смысл мораль осуществляет на основании особой формы отражения мира, особого способа регуляции отношений между людьми, особых установок воспитания человека. При этом специфику морали нужно связывать не с наличием у нее этих или каких-то других функций, а со своеобразием, с формой отражения, регуляции, воспитания. Понятно, что выделение данных функций в определенной степени является условным: они сложным образом переплетены друг с другом, проявляясь в реальности слитно и одновременно. Имея в виду это обстоятельство, попробуем рассмотреть данные функции чуть подробнее.

Регулятивная функция проявляется на практике достаточно стихийно и противоречиво, что в значительной мере связано с отсутствием специального института, который занимался бы этим важным делом. Специфика моральной регуляции в том, что она осуществляется средствами исключительно духовного воздействия, не носит жесткого характера, предполагает "самозаконодательство воли" (Кант), т.е. свободный выбор человеком тех или иных нравственных ориентаций. Внешний (общественное мнение) и внутренний (интенции индивидуального сознания, определяемые как долг, совесть и т.д.) компоненты механизма моральной регуляции соотносятся как средства и цель, другими словами - полноценной формой нравственного регулирования является саморегуляция. Конкретизируя регулятивную функцию, можно выделять в ней целый ряд подфункций. Так, например, ориентирующая подфункция как бы нацеливает человека на определенные идеалы, на такой образ должного, который способен одухотворять пребывание в сущем. Мотивирующая подфункция связана с тем, что нравственные требования выступают в качестве мотивов поступков людей, а корректирующая - с возможностью изменять свое поведение под влиянием самооценки или оценки общественным мнением. Эти и другие проявления моральной регуляции объединены высокой степенью добровольности личности, поскольку слишком жесткое давление на нее извне (пусть даже "с добрыми намерениями") неминуемо извращает смысл морали. Таким образом, мораль является наиболее гуманным и наиболее универсальным регулятором в человеческом сообществе.

В истории человеческой культуры можно встретить множество точек зрения на происхождение морали. В современной этической мысли принято выделять три наиболее общие концепции происхождения морали. Эти концепции объединяет стремление объяснить эволюцию предмета этики (мораль) исходя из биопсихосоциальной сущности человека.

Библиографический список

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004.

2. Филсофия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007 – 828 с.

3. Апресян Р.Г. Идеи морали. – М., 1992.

4. Гадамер Г.Г. Миф и разум /Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М., 1999.

5. Крапивенский С.Э.  Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 416 с.

6. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.

7. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 440 с.

8. Фромм э. Психоанализ и этика. – М., 1995.

9. Хрестоматия по философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 1997.

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.04K
Скачано: 237
Скачать бесплатно
07.12.12 в 11:10 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе