Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Индивидуальное и общее в морали: предмет и функции

Индивидуальное и общее в морали: предмет и функции [22.10.12]

Тема: Индивидуальное и общее в морали: предмет и функции

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 19.76K | Скачано: 284 | Добавлен 22.10.12 в 10:08 | Рейтинг: +1 | Еще Рефераты


Содержание
Введение 3
1.Происхождение, предмет и функции морали 4
2.Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали 7
3. Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Введение

Мораль есть стремящаяся к определенности и непротиворечивости система императивов, подкрепленная исключительно внутренним чувством, называемым также сознанием долга. Иными словами, если религия есть вера в воздаяние, то мораль есть чистое сознание долга. Формула морали может быть выражена так: поступай определенным образом, независимо от того, к каким последствиям это может привести.

Мораль как чистая императивность предполагает свободу воли субъекта. Выполнение императива, который не имеет никаких оснований, не может осуществиться само по себе — ничто не может быть причиной для этого, поэтому человек может следовать ему только абсолютно свободно.

Мораль, в ее наиболее аутентичной – индивидуальной – определенности, репрезентирует обращенность к человеку его собственного бытия и свидетельствует о наличии у последнего смысла, который может быть идентифицирован путем установления с бытием адекватных диалоговых отношений.

Моральная философия разрабатывалась в трудах европейских мыслителей: Т.В. Адорно, Г.В. Ф.Гегеля, И. Канта, Дж. Мура, Ж.-Ж.Руссо, А.Шопенгауэра и т.д. В отечественной философской литературе можно назвать работы  C.Ф. Анисимова, Р.Г. Апресяна, В.И. Бакштановского, Е.В. Беляевой, B.А. Блюмкина, В.А. Василенко, А.Г. Власкина, Ю.Д.Воробьева, В.Т. Ганжина, Г.Н. Гумницкого, А.А.Гусейнова, П.П. Степанова, Ю.В. Согомонова, А.И.Титаренко, И.В.Фотиевой, А.Г. Харчева и т.д.

Цель работы – определить общее и индивидуальное в явлении морали.

Задачи:

1. проанализировать происхождение, предмет и функции морали;

2. определить соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали;

3. охарактеризовать исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества.

1. Происхождение, предмет и функции морали

Мораль есть форма духа, которая возникает непосредственно из угасания одержимости религиозной идеи. Когда люди перестают видеть ясный смысл в совместном существовании, главной силой, удерживающей их в рамках общественно приемлемого поведения, становится абстрактное внутреннее чувство, позволяющее различить, что хорошо, а что дурно. В ряде случаев на фоне кризиса исходной религиозной идеи возникает ситуация религиозного плюрализма.

Множество религий, выдвигая в целом различные требования к человеческой активности, расшатывает единство и стабильность общества. Результатом конкуренции религий и стремления к компромиссу ради сохранения единства и стабильности становится выделение системы таких требований, которые общи для большинства религий. Данная система и есть мораль.

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д.

Предметом морали является форма индивидуального и общественного сознания, общие закономерности их бытия.

Сущность морали не может быть выражена путем четкого выделения особой сферы деятельности человека (как в науке, искусстве, и т.д.), но мораль исполняет своеобразную социальную роль и имеет некоторые функции. Среди множества выполняемых моралью функций в основном принято считать следующие:

•        регулятивная;

•        оценочно – императивная;

•        познавательная;

•        воспитательная.

Регулятивная – главная функция морали. Потому что мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Этот способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и др.). Формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования.

По мере своего развития общество изобрело много других способов общественных отношений: правовой, административный, технический. Но моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Это происходит потому, что  моральный способ регуляции не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т.д., а также потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидом соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой часть его духовного мира, насколько они встроены в механизм мотивации его поведения. Поэтому такой регулятор самый надежный из всех возможных.

Другая функция морали, также выражающая ее сущность -  оценочно – императивная. Суть этой функции в том, что нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основных категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни. Из утвержденной оценки разных фактов вытекает соответствующее повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, так как это добро, и наоборот, воздерживайся от конкретных поступков, потому что это зло. Сформулированные на основе однозначных оценок императивы направляют нравственное поведение человека.

Познавательная функция морали во многом производна от оценочной, с известной долей условности. Историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человеком наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или других социальных образований. Моральное возмущение или одобрение каким-либо стилем поведения часто является самым верным показателем того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или наоборот, выражает собой непривычный, но перспективный новый уклад жизни.

Воспитательная функция заключается в том, что мораль, обосновывая идеалы и образцы поведения. Формирует нравственный облик личности.

Мораль также выполняет и множество других функций:

•        ориентирующую;

•        прогностическую;

•        коммуникативную и другие.

Все вместе эти функции и определяют социальную роль морали.

2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали

Мораль и нравственность являются важнейшими этическими категориями. Сами этические нормы представляют собой разновидность неформальных и внутренних регуляторов социального поведения людей в любых обществах При этом необходимо помнить, что в отличие от всех остальных социальных норм, этическая оценка всегда предполагает оценку поступка с позиций добра или зла. Например, человек, сидя на светском банкете, может неверно пользоваться вилкой и ножом. Очевидно, что это будет нарушением существующих в этой группе норм этикета, однако даже самый строгий хранитель традиций вряд ли увидит в этом аморальный поступок (если только в этом действии не будет какого-либо специального намерения – например, своим поведением  подвести организатора банкета). Второй важнейшей особенностью этических норм является то, что оценка с их позиций применима к действиям и поступкам свободного существа. Например, сорвавшийся с крыши камень может причинить вред и имуществу, и даже здоровью человека. Однако при этом камень двигался, починяясь жестким, не знающим исключения законам природы (сдвинувшей его с места силе ветра, закону Всемирного тяготения и т.д.), поэтому «обида» на его «действие» может быть весьма условной.

Напротив, давая этическую оценку поступку человека, мы всегда предполагаем, что в данной ситуации он мог бы поступить как-то иначе,  в силу чего он полностью несет ответственность за свой свободный выбор. Каким образом оказывается возможной свобода в мире, подчиненном жестким законам физических взаимосвязей, каким образом человек, тело которого, как и любой другой предмет, состоит из материальных атомов и молекул, оказывается способен к свободным поступкам, имеющим основание исключительно в его разуме и воле – это один из величайших вопросов философии, получивший название «проблемы свободы и необходимости». Одна из первых формулировок его принадлежит Эпикуру, и с тех пор трудно назвать крупного представителя философской науки, не предложившего бы своего решения данного парадокса. Фундаментальный шаг в его решении сделали представители немецкой классической философии – Кант и Гегель. Однако сама проблема свободы и необходимости относится не к области этики, а к сфере метафизики и онтологии (учение о бытии), этическая же теория  в большинстве классических концепций принимает свободу как данность.   

Другой особенностью этических норм является их тесная связь со всей структурой доминирующей культуры. Поэтому, в отличие от прочих социальных норм, которые могут сильно отличаться друг от друга в различных группах и кругах в пределах одного общества, этические нормы, будучи связаны с доминирующей культурой, носят более устойчивый и общий характер.

Категории мораль и нравственность являются очень близкими, взаимосвязанными, и нередко употребляются как синонимы. Однако большинство ученых сходится в том, что различие этих категорий носит принципиальный характер. Дело в том, что свободное поведение человека представляет собой, быть может, самый сложный объект для научного изучения и адекватно описать его, руководствуясь всего одной категорией, вряд ли возможно. Поэтому исследование вопроса о соотношении морали и нравственности имеет долгую философскую историю. В решении вопроса об их различии существуют два основных подхода. Согласно первому, восходящему к Канту (1724 - 1804), мораль представляет собой внутренние убеждения человека («моральный закон»), тогда как нравственность является практической реализацией этих принципов, действием на их основании в реальной жизни («нравственный поступок»)

Несколько иной подход к решению этой проблемы восходит к Гегелю (1770-1831), для которого важнейшим признаком моральных принципов являлась их опора на собственные, самостоятельные размышления человека о добре и зле. В противоположность им нравственные нормы носят надындивидуальный характер, являются, говоря современным языком, элементами коллективного сознания и ориентированы, соответственно, лишь на внешнее содержание поступков человека. Таким образом, с точки зрения этого автора, если нравственное сознание (или его прообраз) существует в любом обществе, то моральное сознание, а соответственно и моральная оценка поступков, возникает на определенном, причем весьма высоком этапе развития человечества. Одним из первых провозвестников морального сознания Гегель считал Сократа («Так как этическое есть отчасти нравственность, отчасти мораль, то надо прибавить, что учение Сократа есть… мораль, потому что преобладающим моментом в нем является субъективная сторона, мое убеждение и намерение… Нравственность, напротив того, наивна, так как она состоит в том, что мы знаем и делаем то, что само по себе есть добро. До Сократа афиняне были нравственными, а не были моральными людьми, ибо они делали то, что требовалось при данных обстоятельствах».

Тем не менее, общим для обоих подходов является то, что моральность, так или иначе, связывается с внутренними принципами человека, тогда как нравственность касается неких внешних действий и поступков. Поэтому можно сказать, что посредством морали общество оценивает не только поступки людей, но и их мотивы и намерения.

Особую роль в моральной регуляции поведения человека играет формирование в каждом индивиде способности самостоятельно оценивать свои поступки, т.е. быть способным к саморегуляции. Одна из важнейших этических категорий, неразрывно связанных с моралью – совесть, выражающая собой способность личности к моральному самоконтролю, являющаяся высшим внутренним судьей человеческих поступков.

3. Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества

Мораль вбирает в себя все известные в конкретном обществе требования различных религий, которые способствуют единству и стабильности данного общества.

Именно так основы различных религиозных верований превратились в мораль в Древнем Риме. И именно в Риме естественная эволюция духа привела к кризису морали. Власти империи, стремившейся удержать в своем подчинении многочисленные и разнородные общества древнего Средиземноморья и прилегающих к нему областей, не могли найти ничего лучшего, чем превратить общие для всех этих обществ моральные нормы в систему единообразных правовых установлений — римское право.

В качестве философской дисциплины занимающаяся проблемами нравственности, моральная философия представляет собой не что иное, как рефлексию морали. Как и всякая рефлексия, рефлексия морали связана с кризисом предмета рефлектирования, то есть в данном случае с кризисом морали. Моральная философия может возникнуть только тогда, когда мораль перестает действовать и нуждается в сознательном корректировании. Мораль может быть как осознаваемой, так и неосознаваемой. Осознание морали вызывается ее кризисом: если моральные требования не удовлетворяют самого человека или окружающих людей (общество), эти требования предстают перед судом сознания, которое стремится их скорректировать. Осознание исходной спонтанно действующей морали приводит, во-первых, к формированию четкой системы норм этой морали, а во-вторых, к попыткам их «исправления», в результате которых уже на сознательном уровне возникают новые моральные системы, предлагаемые взамен старой морали. Когда осознанная и систематизированная старая мораль сталкивается с сознательно созданными новыми моральными системами, возникает конфликт, требующий специальных мер разрешения. Моральная философия выступает своеобразным арбитром в этом конфликте.

Например, при переходе от средних веков к Новому времени (что означало, в частности, переход от феодализма с его системой внеэкономического принуждения к капитализму, в центре которого стоит предпринимательство) старая мораль уже не соответствовала в достаточной мере новым отношениям. В связи с этим, во-первых, оживилась мысль, систематизировавшая и защищавшая старые моральные устои, а во-вторых, появилось предложение новых моральных систем, более подходящих для наступающей эпохи. В ответ сторонники традиционной морали стали развивать целую систему аргументов не только за сохранение исходных принципов поведения, но и против введения новых принципов. Многочисленные проповедники обличали торгашескую суть новой морали, в то время как новые моралисты разоблачали неэффективность старых устоев, выражавшуюся в фактической порочности носителей традиционной морали, ее сковывающую роль для развития человека и общества (почти аналогичная ситуация наблюдается сегодня и в нашей стране в период перехода от социалистического образа жизни к капиталистическому). Столкновение этих концепций привело к формированию систематического учения о морали — моральной философии Ренессанса, включавшей в себя правила дискуссии на моральные темы, правила исследования морали, а также постановку целого ряда моральных проблем, в свете которых ставились под сомнение, отрицались или, напротив, утверждались различные моральные требования.

Учение о морали включает в себя знания о том, каковы доминирующие моральные требования в данном обществе, как господствующая мораль данного общества соотносится с отдельными его подсистемами, каков механизм действия морали и т.п. Благодаря моральной философии те или иные моральные явления, оказывающие весьма существенное влияние на жизнь человека, обретают с стематическую изученность. А поскольку, достигая каких-либо целей, человек неизбежно сталкивается с уже существующими либо складывающимися моральными запретами и предписаниями, он должен учитывать философские знания, чтобы избрать наиболее эффективный способ поведения — либо подчиняться этим запретам и предписаниям (полностью или частично), либо игнорировать их, либо обходить их, либо жестко противостоять им. Выбор способа поведения в данном случае должен быть основан на соизмерении трех факторов:

1)      характер существующих в данном обществе моральных требований;

2)      цели, которые преследует человек, действуя в данном обществе;

3)      ресурсы, которыми располагает человек для достижения своих целей и для взаимодействия с обществом, в том числе с выдвигаемыми им моральными требованиями.

На различных стадиях саморазвертывания духа мораль принимает специфические модификации, что в соответствии с последовательностью данных эпох может быть выражено следующим образом: благочестие (религиозная мораль) – нравственность – добропорядочность и этикет –гражданственность (утилитарная мораль).

Благочестие есть судьба и форма морали в эпоху господства религии. Человек моральный существует и в религиозную эпоху, хотя и находится при этом на втором плане. Религиозные истины, которые обосновывают императивы поведения, для него либо непонятны, либо сомнительны, зато сами императивы совершенно ясны и несомненны. Именно поэтому воинов, правителей и купцов, которые, как правило, плохо разбирались в сути религиозного учения, называли благочестивыми, если они твердо следовали соответствующим императивам не из-за того, что признавали это чем-то оправданным, а из-за того, что считали, что так надо: «Делай что должно, и будь что будет».

Чистая мораль, то есть мораль в эпоху своего господства, есть естественная мораль„ или нравственность. Естественная мораль стремится преодолеть границы между религиями, отобрав из них не противоречащие друг другу и наиболее ценные для поведения императивы. В отличие от естественной религии, она не стремится вместить в себя и «выжимку» из всех смыслов, которые наличествуют в религиозном субстрате. Для нравственности характерны такие модели, как «общечеловеческие ценности» и т.п.

В эпоху господства культуры в морали преобладают те императивы, которые могут быть преобразованы в обычаи, то есть те, для которых наиболее свойственны повторяемость и постоянство, которые наиболее близки к повседневной жизни, а значит, не связаны с редкими экстремальными ситуациями. Именно эта часть морали и называется добропорядочностью, то есть обиходной моралью, проявляющейся изо дня вдень и становящейся привычкой, почти машинальным стереотипом. Такие императивы в силу своей связанности с повседневной жизнью в наибольшей степени несут ее специфический отпечаток. Именно поэтому обычаи столь различны и столь ярко характеризуют самобытность народов: они неразрывно связаны с особенностями быта, складывающимися под влиянием местного ландшафта и уникальной исторической судьбы группы, которая занимает этот ландшафт. Мораль превращается в этикет, когда чувство долга угасает и нравственные усилия воспринимаются именно как церемонии, когда исполнение моральных императивов становится ритуалом, социально одобряемым и тщательно регламентированным.

В эпоху цивилизации мораль расценивается с точки зрения ее полезности для порядка и прогресса, поэтому императивами, определяющими ее лицо, становятся законопослушность, лояльность, трудолюбие и хозяйственность. Таким образом, мораль выступает здесь как гражданственность.

Заключение

Человек общественное существо, то есть должен жить в обществе. Поэтому, во-первых, непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида (освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры). А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Эта общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, является объективной основой морали.

Мораль, как древнейшая форма общественного сознания, выполняет функцию регулирования поведения человека. Ее особенность заключается в том, что моральные принципы, нормы и правила, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности, принимают форму безличностного ко всему, но, ни от кого не исходящего поведения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай», что «прилично», что делает возможной совместную жизнь людей.

Суммируя общие характеристики морали можно сказать, что она очерчивает внутреннюю смысловую границу человеческой деятельности, задаваемую самим человеком. Она позволяет и обязывает человека рассматривать собственную жизнь и окружающую действительность так, как если бы они зависели от его выбора. Следует особо подчеркнуть: мораль не тождественна высшему смыслу, последней цели существования человека и общества. Ее назначение иное – соединить личностный смысл с высшим смыслом, нацелить человека на последнюю цель. При этом не имеет принципиального значения, существует ли на самом деле высший смысл, последняя цель или нет. Мораль исходит из того, что они существуют. Если она не принимает их как факт, она принимает их как постулат.

Список использованной литературы

  1. Акименко А.Д. Об элементах целостного понимания человека / А.Д. Акименко // Вопросы философии. – 2007. – № 7. – С. 165 – 170.
  2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – СПб.: Питер, 2010. – 465 с.
  3. Кант И. Критика практического разума / И. Кант. – СПб.: Лань, 2008. – 576 с.
  4. Кемеров В.Е. Философская энциклопедия / В.Е. Кемеров. – М.: Панпринт, 2009. – 448 с.
  5. Прокофьев А. Индивидуальный и социальный смысл морали сквозь призму философии Ф. Ницше / А. Прокофьев // Историко-философский ежегодник. – 2005. –С. 153 – 175.
  6. Сорвин К.В. Мораль и нравственность / К.В. Сорвин. – М.: Флинта, 2009. – 45 с.
  7. Тихонравов Ю.В. Философия: Учебное пособие / Ю.В. Тихонравов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 269 с.
  8. Щербак Ф.Н. Мораль как духовно-практическое отношение / Ф.Н. Щербак. – СПб.: Питер, 2009. – 176 с.

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 19.76K
Скачано: 284
Скачать бесплатно
22.10.12 в 10:08 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе