Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Восточная философия: зарождение, направления и школы

Восточная философия: зарождение, направления и школы [24.01.14]

Тема: Восточная философия: зарождение, направления и школы

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 29.33K | Скачано: 239 | Добавлен 24.01.14 в 00:47 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Архангельск 2012


Содержание
I. Введение 3
II. Основная часть 4
Глава 1. Основные направления и школы древнеиндийской философии 4
Глава 2. Основные направления и школы древнекитайской философии 10
Глава 3. Противоречия между школами и направлениями в развитии Восточной философии 14
III. Заключение 15
IV. Список использованной литературы 16

I. Введение

         Философия является частью национальной и региональной культуры. Первые философские идеи зарождаются в период мифологии – первой формы общественного сознания. Для мифологии свойственно то, что человек не способен отделить себя от окружающей среды, его мировоззрение складывается из ощущений. Но уже тогда ставится ряд философских вопросов: как возник мир, что такое жизнь и смерть и другие.

         Зарождение собственно философии произошло к середине первого тысячелетия до н.э., с возникновением классового общества и государства. В трех центрах древнего мира: Греции, Индии и Китае около 6 в. до н.э. появились первые крупнейшие философы и сложились философские школы. Зарождение философии в этих центрах рассматривается как независимое друг от друга, потому что они находились на огромном расстоянии и практически  не взаимодействовали. Восточная философия развивалась в тесном взаимодействии с религией. Например, брахманизм, буддизм, конфуцианство, которые мы рассмотрим ниже, являются и направлениями философии, и религиями. Как писал немецкий философ Карл Ясперс: «Новое, возникшее в ту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек сознает бытие в целом, самого себя и свои границы…В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, были заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей»[2, раздел II, тема 4, стр. 2].

         Философию древнего мира интересовали проблемы добра и зла; дружбы, любви и ненависти; прекрасного и безобразного; наслаждения и страдания; справедливости и несправедливости и другие. Но первоочередность и раскрытие этих проблем в индийском, китайском и греческом типах философии различна. В данной работе ознакомимся с основными направлениями древневосточной философии  Индии и Китая.

II. Основная часть

Глава 1.  Основные направления и школы древнеиндийской философии.

         Индия является самой древней страной, где начала формироваться философская мысль. Происходило это приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры. Философия этой страны представлена множеством традиций, школ и концепций. В них прослеживается как различие и расхождения во взглядах, так и единство идеи. Древнеиндийская философия отличается слабой связью с научным, опытным знанием и приверженностью к традициям, к однажды изобретенным правилам.

          В истории древнеиндийской философии выделяют следующие этапы: ведический, эпический и этап сутр. Рассмотрим основные направления философии на этих этапах.

         Ведический этап (XIV-VI вв. до н.э.) берет начало с момента формирования корпуса священных книг индийской религии – Вед. Само слово «веда», в переводе с санскрита означает ведать, знание. Веды являются памятником литературы. Их содержание представляет собой своеобразные гимны, молитвы, заклинания и т.п. 

         Веды не содержали философии как таковой, в них лишь делаются попытки философствования, то есть толкования окружающего мира. К самым ранним Ведам, составляющим основу, относятся четыре самхита (сборника): ригведы (сборник гимнов, мифологического содержания); самаведы (собрание священных мелодий); яджурведы (описание ритуалов и правил жертвоприношения); атхарваведы (свод магических заклинаний и формул). Далее следуют так называемые брахманы – ритуальные тексты жрецов, содержащие комментарии к Ведам. Араньяки (лесные книги) повествуют о жертвоприношениях, книги для размышлений лесных отшельников. Заключительную часть Вед представляют Упанишады, что буквально означает сидеть у ног учителя и получать наставления. Упанишады писались вплоть до 19 в.н.э. Одна из важнейших проблем в Упанишадах – исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Упанишады сложились в ходе преподавания брахманистской религии.

         Брахманизм – религиозное учение брахманов (жрецов, священников), которое развивается в период становления рабовладельческого общества.

         Суть данного учения состоит в следующем. Первоосновой бытия, высшей реальностью является бог – Брахман, душа мира, его духовное начало. Также вводится понятие «пуруша», которое означает чистое сознание человека. Между Брахманом и Пурушей существует завеса – Майя, мираж, который человек воспринимает как бытие, реальность. Познать истину можно только отбросив эту завесу. Это становится возможно благодаря тому, что между Брахманом и Пурушей существует единство. Пуруша, есть особое начало – Атман – дух, родственное Брахману. Брахман есть Атман. Человек – это живое существо, наделенное атманом (душой), он рано или поздно умирает. Но разрушается только оболочка (манас). Атман – это дух, который остается невредим, так как дух вечен. Атман переселяется в новую телесную оболочку. Таким образом, осуществляется непрерывная смена жизней (сансара). Сансара означает, что все живые существа объединены единством душ, так как во всех них присутствует Атман. В какую следующую оболочку перейдет Атман  зависит от самого человека, от его деяний. По закону Кармы, если человек вел благопристойный образ жизни, то он может быть вознагражден в следующей жизни и наоборот. Основной задачей человека по учению брахманизма становится достижение состояния свободы от мирских страстей (Мокша), для чего ему нужно познать истину, после чего завершится переселение Атмана.

         Эпический период (VI в. до н.э. – II в.н.э.) в древнеиндийской философии начинается с развития аграрного и ремесленного производства, увеличением социальной  дифформации, увеличением власти монархии. Философия на да данном этапе превращается в специальную науку. К основным трудам этого периода относятся: эпическая поэма Махабхарата, поэма «Рамаяна» и свод законов Ману. Начинают формироваться первые философские школы, которые согласно классификации по принципу отношения к Ведам делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Первыми возникли шесть ортодоксальных школ, которые исходили из авторитета Вед: миманса, веданта, санкхья, вайшешика, ньяя, йога. Позже сформировались неортодоксальные школы, в которых авторитет Вед ставился под сомнение: чарвака – локаята, джайнизм, буддизм.

Неортодоксальные школы индийской философии

    Чарвака – Локаята первая в Индии материалистическая философская школа. Локаята означает «идущее от этого мира». Чарвака означает «материалист» и это более поздняя разновидность локаяты. Приверженцы данного направления считают источником познания только чувственное восприятие. Выводы, свидетельства других лиц могут вводить в заблуждение. Существование бога, кармы, добра, зла они отрицают, потому что все это нельзя воспринимать с помощью наших органов чувств. Также они отрицают переселение души (сансару). Реальностью является только то, что происходит здесь и сейчас, страдание и наслаждение, испытываемое в настоящей жизни.  Человек должен наслаждаться наибольшим количеством удовольствий в этой жизни.

    Джайнизм – школа, зародившаяся в VI в.до н.э., на основе веры, которая передавалась из поколения в поколение посредством двадцати четырех проповедников (тиртханкары).

    В качестве источника познания джайнисты допускают как восприятие, так и выводы и свидетельства. Они не верят в бога, вместо него они поклоняются тиртханкарам, в них видят авторитет. Также они полагают, что мир состоит не только из материи, все живые существа обладают индивидуальной душой,  а значит, ко всему живому нужно относиться одинаково почтительно. Целью жизни джайнизм считает достижение состояния  освобождения, безграничной сознательности и счастья, причем это в состоянии сделать любая душа. Для этого необходимы три вещи: вера в учение джайнизма, знание учения и правильное поведение.

    Буддизм – занимает особое положение среди философских школ Индии. Основателем этого направления был Гуатама (Будда). Согласно приданию, он много лет вел аскетический образ жизни отшельника, пытаясь найти путь избавления от страданий, присутствующих в жизни людей (болезнь, старость, смерть).Во время одной из медитаций ему открылись «четыре благородные истины» и он стал Буддой (просветленным).

    Суть буддизма заключается в том, чтобы следовать этой программе и самосовершенствоваться.

         Ортодоксальные школы индийской философии

    Миманса. Основателем этой системы считается Джаймини. Последователи мимансы вели размышления на тему: зашиты и оправдания ведийского ритуализма. Они считали, что все, что предписывают Веды правильно. Веды не содержат ошибок, свойственных людям,  так как они не являются произведениями какого-либо лица.

    Философия мимансы является реалистической. Они верят в реальность физического мира, а также в существование индивидуальной  души, бессмертной и вечной. А существование бога они отрицают.

    Веданта (завершение Вед). Философия этой системы основана на Упанишадах, поэтому в ней есть идея существования Брахмана,  как единого божества. По мнению просвещенных людей, обладающих знанием Вед, «мир – это лишь видимость и что не существует ничего, кроме бога»[5,с.27]. Для того, чтобы стать просвещенным, необходимо соблюдать определенное нравственное поведение и усваивать истины веданты.

    Система ньяйи относится к реалистической философии. В ней говорится о существовании четырех источников познания: восприятие, вывод, сравнение и доказательство. Объектами нашего познания являются: наше «Я» (атман), тело, чувства,  деятельность и т.д.

    «Я» (атман) – вечная и неразрушимая душа, она отличается от тела и ума. Ум служит инструментом для «Я» в познании. А благодаря правильному познанию действительности индивиды могут достичь состояния освобождения от страданий. Наивысшим авторитетом здесь является бог – творец мира, обладающий мудростью и разумным духом.

    Система вайшешики была основана мудрецом Кадой (его настоящее имя Улука). Как и в системе ньяйи, целью вайшешики является освобождения индивидуального «Я». Способы достижения этой цели по сути такие же, как в ньяйи. Последователи вайшешики создали атомистическую теорию, исходя из которой, весь мир образуется из атомов. Творцом всего является бог. Атомы движутся и взаимодействуют по воле бога.

    Санкхья была создана мудрецом Капилом. Данное направление является дуалистическим реализмом, так как за первооснову всего они принимают две реальности, независимые друг от друга: пуруша и пракрити.  Пуруша – это наше «Я», которое представляет собой вечное сознание, оно не производит действий, а лишь наблюдает изменения, происходящие в мире. Пракрити же наоборот является неким началом, которое всегда изменяется и служит удовлетворению «Я». Существование бога, как создателя мира, они отрицают, на его месте в данной философии выступает пракрити.

    Система йоги была основана мудрецом Патанджали. По своей сути она схожа с философией санкхьи. Но последователи йоги, все же, признают существование бога. Бог – существо вечное, всеобъемлющее, всеведущее и совершенно свободное от всех недостатков [5,с.23] Практика в системе йоги носит своеобразный характер и имеет восемь ступеней: яма (воздержание от нанесения вреда чьей-либо жизни, от лжи, воровства, прелюбодеяния и жадности); нияма (воспитание хороших привычек); асана (выработка устойчивого и удобного положения); пранаяма (регулирование процессов дыхания); пратьяхара (контроль над чувствами); дхарана (сосредоточение внимания на внутриорганических и неорганических объектах); дхьяна (размышление); самадхи (сосредоточенность).

Глава 2. Основные направления и школы древнекитайской философии.

         Китай – одна из древнейших цивилизаций в мире. Философия в Древнем Китае начала формироваться в первом тысячелетии до нашей эры во время правления династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.). Первоначально в Китае для обозначения понятия «философское учение» использовалось слово «цзя» («дом», «семья»). В дальнейшем за этим словом закрепилось значение «философская школа/течение». Всю китайскую духовную культуру объединяет и пронизывает такое понятие как Дао – путь. Дао является предельной философской категорией, на основе которой строятся все школы и направления китайской философии.

    Философия Китая имеет ряд националистических особенностей. Во-первых, у нее свой, особый способ мышления, основанный на понятиях-образах. Он сформировался на основе иероглифической письменности. Во-вторых, данная философия носит традиционалистический характер, то есть традиции здесь служили не только связующим звеном между поколениями, но и духовной основой, в которой новые идеи были лишь комментариями к уже сложившемуся мышлению. Также можно подчеркнуть гуманистический и рационалистический характер китайской философии, так как в центре размышлений китайских философов всегда находился человек .

    Рассмотрим направления и школы, которые имели наибольшее значение для китайской философии – конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа сторонников Инь и Ян.

    Конфуцианство является древнейшей философской системой, которая сформировалась как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н.э. Большую часть времени конфуцианство носило статус официальной государственной доктрины, однако ее духовную ценность представляет именно философское содержание.

    Основателем конфуцианства считается Конфуций, который принадлежал к сословию «ученых – интеллектуалов». Он создал нормативную основу конфуцианства и всей последующей китайской философии. Его взгляды отражены в сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»), составленном его учениками.

    Основой данного направления является учение о «совершенном человеке», его внутреннем содержании и внешнем поведении. Высшей силой мироустройства он считал Небо, которое посылает «предопределение» человеку. Познав этот посыл, человек может стать «совершенным мужем», обладающим положительными моральными качествами, такими как справедливость, человеколюбие, милосердие, верность, сыновняя почтительность, мудрость и мужество. Также Конфуций был приверженцем строгой социальной иерархии, то есть правитель должен быть правителем, а подданный - подданным.

    Наиболее известными последователями Конфуция являются Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Особенностью мышлений Мэн-цзы является идея «человеколюбивого правления». Конкретные принципы такого правления он изложил в своей экономической концепции. Основные пункты в ней - это материальная обеспеченность и обучение народа. Мировоззрение Сюнь-цзы основывается на понимании природы, как естественном источнике всего сущего и отрицании положения Конфуция о божественности Неба. Он говорил о том, что познав естественное постоянство Дао, человек может подчинить себе Небо и Землю, но сделать это может только «благородный муж».

    Даосизм – это школа «учения о Дао», возникшая в VI-IV вв. до н.э. К основным представителям даосизма относятся Лао-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу, Чжуан-цзы. В этом учении первоосновой всего является Дао – единая мировая субстанция, начало всего сущего. В даосизме зародилась концепция «естественности» («цзы жань»), суть которой заключается в спонтанности Дао, следующего в своем бытии самому себе. Отсюда следует тезис о «недеянии», то есть отсутствие деятельности не соответствующей «естественному»  миропорядку, воплощенному в Дао. Этот тезис должен лежать в основе правления совершенного монарха. Чжуан цзы, говорит о том, что мир это единое целое и каждая его часть существует лишь в сопоставлении с элементами Дао. Также в этом направлении говорится о существовании идеального общества, которое живет в единении с природой и отсутствием «искусственных» норм цивилизации. Даосизм становится учением о достижении бессмертия на основе самосовершенствования и медитации.

    Моизм сложился к IV в. до н.э. Основателем этого учения был философ Мо-цзы (Мо Ди). Главным положением моизма является идея «всеобщей любви и взаимной выгоды», то есть гуманного отношения к людям независимо от их социального статуса. Мо-цзы хотел справедливости в отношениях между людьми. Он писал: « Тому, кто любит других, люди отвечают взаимной любовью, тому, кто приносит пользу другим, люди платят тем же». Препятствием к установлению гуманного и справедливого правления в то время служило наследственное назначение на должности и получение рангов знатности. Небо в моизме олицетворяет подлинное человеколюбие и социальную справедливость. Правитель является носителем воли Неба на земле.

    Легизм сформировался как самостоятельное учение к III в. до н.э. Основная заслуга в разработке этой теории принадлежит государственному деятелю Шан Яну (Гуньсунь Яну).  Основой благосостояния страны он считал две вещи: развитие земледелия и войну.  Он призывал правителя всячески поощрять земледелие, так как считал, что «страна, где продукты прибывают -  сильна, а страна, где продукты убывают – слаба».  В войне Шан Ян видел двойную цель: захват новых территорий, за счет которых возможно возвысить свое царство,  и укрепление личной власти царя. Также успешное управление страной возможно лишь с помощью законов,  единых для всех. Для их соблюдения он вводит систему назначений и поощрений. Такими методами он хотел создать атмосферу страха и беспрекословного подчинения, которая будет обеспечивать абсолютную власть правителя. Шан Ян выступал против образования народа, глупым народом легко управлять, считал он. Это направление можно назвать антигуманным.

    Школа Инь – Ян (школа натурфилософии) возникла в Древнем Китае в IV-III вв. до н.э. и ее создателем считается философ Цзоу Янь. Основной идеей данного направления является представление «о пяти первоэлементах или стихиях» (у син). Эти «первоэлементы», а именно вода, огонь, металл, дерево и земля находятся в постоянной связи друг с другом. Помимо них мир наполнен энергией ци, которая под воздействием двух сил Инь (темное, женское начало) и Ян (светлое, мужское начало) порождает всю «тьму вещей». Таким образом, осуществляется процесс рождения всего сущего из хаоса под воздействием сил Инь и Ян.

Глава 3. Противоречия между школами и направлениями в развитии Восточной философии

    Восточная философия представлена разнообразными школами и направлениями, в которых наблюдается как сходство, так и различия.

    В древнеиндийской философии прослеживаются противоречия между ортодоксальными и неортодоксальными школами. Первые считались скорее идеалистическими, так как за первооснову всего брали духовное начало, признавали существование Бога и кармы. Ортодоксальные школы основывались на учениях Вед. В свою очередь, неортодоксальные направления отрицали авторитет Вед, их можно отнести к  материалистическим, так как материю они считали первичной и существование Бога не признавали. Однако  философию Древней Индии объединяет цель освобождения человека от мирских страданий, которую он может достигнуть путем самосовершенствования.

    В философии Древнего Китая все школы имели общую основу – Дао. Но отношение к Дао было различно. Конфуцианство первопричиной мира считает Небо, а Дао взращивается путем образования и воспитания. Даосизм, напротив, считает Дао первейшим источником всех вещей.   Между моизмом и легизмом есть некоторое сходство. И те и другие выступали за отмену наследственного назначения на должности и получение рангов знатности, это должно было осуществляться на основе способностей и моральных качеств человека. Но по отношению к  самому человеку эти направления имеют различия. Моизм стремился к гуманному отношению к людям любых сословий, тогда как легизм, наоборот стремился создать атмосферу страха, беспрекословного выполнения воли правителя, сам по себе человек не имел ценности.

III. Заключение

    Древневосточная философия имеет большое и ценное значение для культуры всего мира. Идеи Восточной философии неизменно проникают в Западную среду. Многие известные западные и российские литераторы в своих произведениях опираются на мысли и высказывания древневосточных мудрецов.

    Можно сказать, что философия Индии и Китая носит практический характер. Многие школы и направления давали конкретные практические советы в проблемах житейской мудрости, нравственности и управления, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Например, занятия по системе йоги имеют широкое применение в оздоровительных целях практически во всем мире.

    Главной ценностью древневосточной философии является ее обращение к внутреннему миру человека, раскрытие возможностей нравственной личности.

    Однако философия Востока несёт еще много неразгаданных идей, значение которых раскрывается в связи с более поздними находками человеческой мысли открытиями науки, поисками смысла бытия.

IV. Список использованной литературы

  1. Восточная философия. – М.: Харвест, 2006.
  2. Гречко П.К., Вержбицкий В.В. Философия [Электронный ресурс] // Федеральный фонд учебных курсов. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/ffec/philos-index.html.
  3. Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ, 2004.
  4. Философия: учебник / под ред. проф. В.Д. Губина. [Электронный ресурс] – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – Режим доступа:  http://lib.rus.ec/b/204047/read.
  5. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию [Электронный ресурс] // – М.:1955. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/asiatica/indica/edu/01/00.html.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 29.33K
Скачано: 239
Скачать бесплатно
24.01.14 в 00:47 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе