Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Восточная философия: школы и направления

Восточная философия: школы и направления [08.05.12]

Тема: Восточная философия: школы и направления

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 22.88K | Скачано: 278 | Добавлен 08.05.12 в 16:28 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Содержание
Введение 2
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии 3
2. Основные школы и направления древнекитайской философии 11
3. Практическое задание 14
Заключение 16
Литература 17

Введение

   Первые философские учения возникли в странах Древнего Востока и Древней Греции в VI-V вв. до н.э. Два главных из направлений восточной философии – это индийская и китайская философия. Восточная философия существенно отличалась по своему содержанию от западной философской мысли, ее своеобразие выражалось в следующем:

 - в гносеологии, в качестве главного метода познания действительности использовался не столько разум, сколько интуиция, то есть соединение сознательного и бессознательного, чувственного и рационального. Интуитивное видение мира признавалось более эффективным средством познания, чем чистый рационализм. Благодаря сближению рационального и иррационального способов освоения мира преодолевалось резкое разделение религии и философии, присущее западной культуре.

 - в онтологии, интуитивный метод познания сочетался с признанием существования в мире таинственной, мистической, рационально непостигаемой безличной первоосновы.

 - в антропологии, весь мир представлялся единой системой, охватывающей и природу, и общество. Человеку отводилась роль «колесика», он нацеливался на подчинение, приспособлении к существующим условиям.

 - в социологии признавалась высокая роль учителя, наставника, гуру (на санскрите гуру – тот, кто просветляет) в деле приобщения каждого человека к требованиям кармы, Дао, абсолюта, его приспособления к сложившимся в обществе традициям.

   В своей работе я постараюсь раскрыть содержание основных школ и направлений  философии Древнего Китая и Древней Индии.

Основные направления и школы древнеиндийской философии.

   Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, то есть с учениями брахманов (священников, жрецов), основанном на ведическом ритуале, зафиксированном в четырех самхитах, или Ведах (от др.-инд. «веда» — знание, ведение) — сборниках гимнов в честь богов и ритуальных заговоров. Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборники): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа ( песни заклинания).  Каждая Веда позднее обросла брахманом, то есть описанием, комментарием, а еще позже – араньяками (“лесные книги”, предназначенные для отшельников) и, наконец, упанишадами (от словосочетания “сидеть около ног учителя”).

   Главное содержание Ригведы состоит из торжественных песнопений, заклинаний и молитв (их авторство приписывается древнеиндийским поэтам и мудрецам - риши) обращенных к многочисленным божествам ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего индийца, прежде всего различные явления и процессы природы. Вместе с тем, в Ригведе находит свое отражение неудовлетворенность наивномифологическим истолкованием действительности, уже высказываются первые, еще робкие сомнения в существовании ведических богов, подвергаются осмеянию жреческие ритуалы и обряды. Мыслители Древней Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных различий.

   Веды положили начало философской традиции в Древней Индии, которая выросла из комментирования вед. Ее важнейшее звено - Упанишады (буквально "сидеть около", то есть у ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как "тайное, сокровенное учение"). В Упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно-следственных связей явления и т.д. Ставились такие вопросы как: « Где находится солнце ночью?», «Куда исчезают звезды днем?», но основное внимание уделялось не внешней, а внутренней стороне события и явлений. При этом главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию.

   Господствующее место в Упанишадах занимает учение о брахмане и атамане. В качестве первоосновы бытия выступает Брахман – универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Брахман тождественен и противопоставляется атаману – индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я». Брахман служит для выражения объективного аспекта конечной реальности (бог, вездесущий дух), атаман - субъективного ее аспекта (душа). Идея тождества брахмана и атамана означает возможность их взаимного перехода. Брахман и атаман становятся центральными понятиями всей индийской философии, особенно ее идеалистических учений (прежде всего веданты).

   С этим связано в Упанишадах и учение о сансаре (круговороте жизни, переселение душ) и карме (законе воздаяния). В учении о  сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. А детерминируется будущее рождение индивида законом кармы. Будущее человека – это результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. Поэтому главной задачей человека является освобождение его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. И только тот, кто вел благопристойный образ жизни, может рассчитывать на то, чтобы родиться в будущей жизни в качестве представителя высшей варны (сословия): священнослужителя, военного или представителя власти, земледельца, ремесленника и т.д. А те, кто вел неправедный образ жизни, уготовлена судьба члена низшей варны: простолюдин, или того хуже – в теле животного.

   Важнейшей темой Упанишад является проблема познания и самопознания. Подлинное и истинное познание состоит в самом глубоком и полном соединении и осознании тождества атамана и брахмана. Кто способен сделать это, освобождается от бесконечной череды перерождений сансары и влияния кармы. Это и есть самая высокая цель и самый истинный путь – «путь богов».

   Таким образом, в философии Упанишад человеческая жизнь – бесконечная цепь перерождений. Но человек имеет возможность разорвать круг сансары и достичь высшей цели – освобождения от бытия.

   Огромное влияние Упанишады имели на дальнейшее развитие философской мысли Индии. Учение о сансаре и карме становится одним из основных для последующего развития всех философских и религиозных направлений Индии.

  Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). В философской литературе, написанной на санскрите, словом «астика» обозначали тех, «кто верит в авторитет вед», или тех, «кто верит в жизнь после смерти». («Настика» соответственно означает противоположное.)

   К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.

   К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы — материалистическая (чарвака), буддизм и джайнизм.

   Система веданты. Эта система выросла из упанишад, которые представляют собой кульминационный пункт ведических спекуляций, и потому она называется ведантой, или завершением вед. Веданта собрала воедино все философские мысли, рассеянные в упанишадах. Веданта – наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атаманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота сансары заключается в познании той истины, что внешний мир – это иллюзионный мир, а подлинной неизменной реальностью является брахман. Главный путь к достижению этого истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация, которая обозначает интенсивное размышление над проблемами Вед.

   Система Мимансы. Ее первоначальной целью являлась защита и оправдание ведийского ритуализма.

   Ритуализм зиждется на авторитете вед, и поэтому школа мимансы выдвинула теорию о том, что веды не являются произведениями какого-либо лица и потому свободны от свойственных людям ошибок. Согласно мимансе, веды вечны и существуют самостоятельно; написанные или изустно распространяемые веды—это лишь временное обнаружение их через особых пророков.

   Школа мимансы верит в реальность существования физического мира на основе его восприятия. Поэтому она является реалистической школой. В то же время философы этой школы верят, как мы уже видели, в реальность существования души. Но они не признают существования верховной души, бога, сотворившего мир. Объекты мира образовались из материи в соответствии с кармами душ. Закон кармы представляет собой спонтанный моральный закон, который правит миром. Философы школы мимансы считают также, что когда какой-нибудь человек выполняет какой-либо ритуал, в его душе возникает некая потенция, которая в будущем, в благоприятный момент, принесет свои плоды. За счет этой потенции, порожденной в душе исполнением обрядов в настоящем, можно будет наслаждаться ее плодами в будущем.

   Система санкхьи.  Санкхья  представляет собой философию дуалистического реализма, создание которой приписывается мудрецу Капиле. Она признает наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши (абсолютная душа) и пракрити (материя, природа). Именно благодаря их наличию во всех вещах существуют и сами вещи. При  соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.).

   Что касается проблемы бытия бога, то философия санкхьи отвергает всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть доказано никоим образом. Бог как вечный и неизменный дух не может быть творцом мира, ибо для того, чтобы произвести некоторое следствие, причина должна измениться и превратиться в это следствие.

   Система Ньяи.  Создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда).

   Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность (буддхи), ум (манас), деятельность (правритти), умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий (апаварга).

  Главным является исследование метафизических проблем при помощи логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности.

  Существование бога доказывается системой ньяйи при помощи нескольких аргументов. Наиболее популярный аргумент в пользу бытия бога гласит: «Все вещи мира, как, например, горы и моря, солнце и луна, поскольку они состоят из частей, являются следствием. Поэтому они должны иметь своего создателя». [7]

   Система йоги. Как самостоятельная система она была выделена легендарным индийским мудрецом Патанджали.  Он систематизировал уже существующие знания и опыт, в результате получился его коллосальный труд «Йога-сутра». Согласно оригинальному учению Патанджали, система йоги состоит из восьми частей:

яма – предполагает ограничения во взаимоотношениях с людьми и природой;

нияма – заключает в себе предписания образа жизни;

асана – разнообразные позы и положения тела;

пранаяма – специальный комплекс дыхательных упражнений, направленных на концентрацию энергии;

пратьяхара – психическая релаксация;

дхарана – умение концентрировать  мысль;

дьяхана – обучении медитации, регуляции потока сознания;

самадхи – высшая ступень йоги, погружение в состояние экстаза.

   Таким образом, в основе восьмеричного пути лежат духовные внутренние ценности – твердые моральные устои, принципы и нормы межличностных отношений. Следование этим направлениям обеспечивает всестороннее гармоничное развитие здоровой человеческой личности.

   Философия йоги считает бога высшим объектом сосредоточенности и самопознания. Бог — существо вечное, всеобъемлющее, всеведущее и совершенно свободное от всех недостатков. Йога приводит следующие аргументы в пользу бытия бога: все, что имеет степени, должно иметь и некоторый максимум. Раз существуют разные степени познания, значит, должно быть и совершенное знание, всеведение. Тот, кто обладает всеведением, есть бог.

   Система Вайшешика. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней конечную цель — освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).

   Согласно ей, все вещи постоянно изменяются, но в них есть и устойчивые элементы – шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны. Из них и возникают одушевленные и неодушевленные предметы. Но движущей силой развития мира является бог, который действует в соответствии с законом кармы.

   Система Чарвака. Чарвака -  материалистическое учение. Оно отрицает концепцию брахмана, атамана, кармы и сансары. Основой всего сущего выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь,  и сознание рассматриваются как производные от этих элементов. Материя может мыслить. Смерть – конец всему.

   Также представители данной школы отвергают веру в бога, религию, потусторонний мир. Мир есть не божественное создание, а произвольная комбинация материальных элементов. По их мнению, основной целью жизни разумного человека должно быть наслаждение наибольшим количеством удовольствий здесь, в этой жизни, в существовании которой мы только и уверены.

   Система джайнизма. В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности дуалистическая: духовная и материальная. Связующее звено между ними является карма, но здесь понимается как тонкая материя. Соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы приводит к возникновению личности. И карма сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.

   Джайнизм признает два вида познания: несовершенное (основанное на опыте и разуме) и совершенное (основанное на интуиции). Второе доступно тем, кто освободился от зависимости материального мира. Не исключают возможность множества точек зрения при рассмотрении предмета.

   Джайнисты не верят в бога. Место бога у них занимают тиртханкары, которым и принадлежат такие божественные силы, как всеведение и всемогущество. Им поклоняются как своему идеалу.

   Характерной чертой джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Этическое воспитание – решающий фактор в переходе бытия личности из несовершенного состояния в совершенное.

   Буддийская система.  Основателем является индийский принц Сиддхардха Гаутама (Будда). Характерная особенность этого учения – этикопрактическая направленность, а центральный вопрос – бытие личности. В основе буддизма « четыре благородные истины»:

 - существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданиями;

 - существует причина страдания, которой является стремление к жизни, ведущая через радости и страсти к перерождению;

 - существует освобождение от страдания, устранение причин страдания;

 - существует путь, ведущий к освобождению от страданий.

  Концепция терпимости заключается  в непричинении вреда окружающим – есть главный принцип поведения личности.

  Концепция познания. В буддизме  устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации – углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Медитация – сердцевина буддизма. Конечная ее цель – просветление, или состояние нирваны (состояние высшего блаженства).

Основные школы и направления древнекитайской философии.

Китайская философия зарождается и складывается в период династии Шан (ХVIII-ХII вв. до н.э.) и Чжоу (ХI-III вв. до н.э.). Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга Перемен» (И Цзин), которая может рассматриваться как связующее звено между предфилософией и собственно философией. В «Книге Перемен» представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название «Книги»). Этот процесс описан с помощью графики и иероглифики.

   Графическая часть «Перемен» состоит из восьми триграмм и шестидесяти четырёх гексаграмм. Они выстраиваются по алгоритму течения циклов природно-человеческой жизни. Система гексаграмм представляет собой «высшую математику» фэн-шуй. Основная  задача этого древнего искусства – изучение взаимосвязи двух начал: Ян (активное, светлое, мужское начало) и Инь (темное, пассивное, женское начало), главное – влияние никогда не прерывающихся взаимоотношений этих начал на человека и в самом человеке.  Чередование Ян и Инь называют путем (Дао), который проходят все вещи. «Книга перемен» и прослеживает Дао. Одна из основных задач человека – понять сове место в мире, «соединять свою силу с небом и землей».

   С развитием общества в Китае возникло множество различных направлений и школ. Главные из школ: школа служивых людей (конфуциев), школа моистов, школа даосистов, школа законников (легисты).

   Конфуцианство – человек и человечность. Его основателем был выдающийся китайский мыслитель Конфуций, живший в 551-479-ом годах до нашей эры. В его философском учении в центре внимания оказался человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Отвечая на вопрос о причинах общественных несчастий, Конфуций утверждал, что в основу нашего мира изначально, волею Неба положен некий универсальный порядок вещей, основанный на добре и гармонии. И несчастья происходят потому, что люди нарушают этот порядок. Основные принципы этого порядка таковы:

 - благородство и великодушие;

 - верность долгу;

 - сыновья почтительность;

- соответствие поведения каждого его общественному положению, социальному статусу.

   Поэтому каждый должен соответствовать своему месту, делать то, что надлежит, а не только то, что захочется.

   Конфуций главное внимание уделяет вопросам воспитания идеального человека. Важнейшей нормой поведения, золотым правилом он считал следующую старинную заповедь: «не делай человеку того, чего не желаешь себе; и тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».[2, с.22]

  Он не создал системной философии. Его учение – это совокупность нравоучений. Идеи Конфуция сыграли большую роль в развитии всех сторон жизни китайского общества, в том числе и в формировании его философского мировоззрения. Конфуцианство оставалось господствующей в Китае идеологией в плоть до 1949 года.

   Даосизм – бездействие и сохранение меры «вещей». Ее основателем явился старший современник Конфуция Лао-Цзы. Его философию называют загадочной, непостижимой.

  Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого. Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.

Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.

   Моизм. Основатель философии моизма является Мо-Цзы, живший в 479-400-ом годах до нашей эры. Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы в принципе отвергает влияние судьбы на жизнь человека.

   Моисты первыми начали изучать процесс познания. Они выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время, и многим другим.

   Легизм. Школа легистов возникла и сформировалась в IV-II вв. до н.э. Это учение школы законников, в котором раскрывается этико-политическая концепция об управлении человеком, обществом и государством. Легисты исходили из законов и считали, что политика несовместима с моралью. По их мнению, главное воздействие на массы следует осуществлять при помощи награды и наказания, последнему принадлежит основная роль. Концепция государства, созданная легистами, была теорией деспотического государства. Вместо традиционного принципа наследования должностей они предложили систематическое обновление государственного аппарата путем назначения на должности чиновников, равные возможности при выдвижении на административные посты, унификацию мышления чиновников, их личную ответственность.

Практическое задание.

   Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия.

  Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске.

   Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывалась атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии в  эпоху «брожения умов» в Индии и «борющихся царств» в Китае.

   В Индии этот путь формирования систематизированного философского знания пролегал через оппозицию брахманизму, ассимилировавшему племенные верования и обычаи, сохранившему значительную часть ведического ритуала, зафиксированного в четырех самхитах. VI-V века до н.э. были отмечены распространением множества критических в отношении брахманизма течений. Главными из них были адживика (натуралистическо-фаталистическое учение), джайнизм и буддизм. Вплоть до Нового времени индийская философия развивалась практически исключительно в русле шести классических систем – даршан (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), ориентировавшихся на авторитет Вед и неортодоксальных течений: чарвака, джайнизма и буддизма.

  в Китае первыми “оппозиционерами” выступали аскетствовавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху “Чжань го” (“борющихся царств”) наступление “золотого века” китайской философии.

   Если в Индии многочисленные философские школы, так или иначе соотносились с ведизмом, то в Китае – с конфуцианской ортодоксией. Правда, в Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то время как в Китае конфуцианство, во II в. до н.э. добившееся официального статуса государственной идеологии, сумело сохранить его до Нового времени. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве “ста школ” были даосизм, моизм и легизм.

Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь.

Заключение.

   В результате изученной темы можно выделить следующие основные моменты философии  Древнего Востока:

  1) Основой философии Индии явились  четыре самхита: Ригведа, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Важнейшим звеном философской традиции Индии были Упанишады. Философские школы делятся на ортодоксальные (те, кто признает авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). Но, так или иначе, все школы соприкасались с ведами.

   2) В Китае господствующей идеологией до 1949 года являлось конфуцианство, которое основывалось на человечности и воспитанности. Противоположностью конфуцианству выступала школа легистов, чьи учения сыграли решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления в Китае, просуществовавшей до начала ХХ столетия.

Литература

Учебники, монографии, сборники научных трудов, книги

1. Золотая книга фэн-шуй. – Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.

2. Наглядная йога / сост. Е.А.Константинова. – М.: АСТ, 2007. – 159, [1] с.: Н16 ил., 16 л. ил.

3. Философия: учебник для вузов / под. ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – 4-е. изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 735 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников».)

4. Философия: Учебник / Островский Е.В. – М.:Вузовский учебник, 2009. – 313 с.

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 22.88K
Скачано: 278
Скачать бесплатно
08.05.12 в 16:28 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе