Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деньгам, кредиту, банкам »
Тема: Центральные банки
Раздел: Бесплатные рефераты по деньгам, кредиту, банкам
Тип: Реферат | Размер: 182.05K | Скачано: 306 | Добавлен 26.12.13 в 00:58 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
1. Цели, формы организации и функции центральных банков 3
2. Пассивные операции центральных банков 11
3. Активные операции центральных банков 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 24
Возникновение центральных банков в одних странах исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Впоследствии разграничение функций коммерческих и эмиссионных банков и централизация банкнотной эмиссии в руках одного или немногих эмиссионных банков, поддерживаемые соответствующими законодательными актами государства, выделили из числа банков учреждения, которые длительное время назывались центральными эмиссионными банками, а затем просто центральными банками (ЦБ). Последнее название более полно характеризует место и роль этого учреждения в кредитной системе страны и отражает переход в его деятельности с эмиссии банкнот в область денежно-кредитного регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков и других кредитных институтов.
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому к основным целям их деятельности относят: укрепление денежного обращения, защиту и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают:
Одни ЦБ изначально создавались как государственные. К ним относится Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957г., как и его предшественник – Рейхсбанк (1875г.). К таким центральным банкам относится и созданный в 1990г. Центральный банк РФ (Банк России), равно как и созданный в 1860г. Государственный банк, который впоследствии стал центральным эмиссионным банком. Некоторые ЦБ изначально были частными, например, Банк Англии (1694г.), Банк Франции (1800г.), а затем были национализированы.
Самым ярким представителем акционерных центральных банков является ФРС США, учрежденная Федеральным резервным актом в 1913г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.
К смешанным ЦБ относят акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Банк Японии, основанный в 1882г.).
Независимо от того, принадлежит ли капитал центрального банка государству, исторически между ЦБ и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном этапе. Однако тесные связи не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособленно от имущества государства и он распоряжается им на правах собственника. Степень независимости ЦБ от исполнительной власти в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей – подотчетные министерству финансов. Таких ЦБ большинство.
Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, выступает закон о центральном банке страны (в России – это Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" № 86-ФЗ от 10 июля 2002г.). Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой. Таким законом определяются полномочия ЦБ как эмиссионного центра страны и другие его обязанности. Так, Немецкий федеральный банк обязан в соответствии с законом «обеспечивать стабильность национальной валюты»; главная цель Банка Франции – сохранять «стабильность цен». Деятельность Банка России ориентируется, согласно закону, на достижение трех главных целей: «защита и обеспечение устойчивости национальной валюты – рубля; развитие и укрепление банковской системы; эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов» Для этого ЦБ РФ наделяется функциями и полномочиями высшего органа государства по разработке и осуществлению денежно-кредитной политики.
В большинстве промышленно развитых стран центральный банк выполняет пять основных (традиционных) функций:
1. Функция денежно-кредитного регулирования, или проведения денежно-кредитной политики (ДКП). Она представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны.
Методы денежно-кредитной политики центрального банка разнообразны. Наиболее широко используются следующие:
изменение процентных ставок, по которым ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);
изменение норм обязательных резервов банков;
операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
политика валютной интервенции, т.е. покупка-продажа иностранной валюты на национальную.
Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.
Кроме того, могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей. К выборочным методам относятся: 1) прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд; 2) регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разницы между ставками по депозитам и ставками по кредитам.
На практике выбор конкретных форм и методов ДКП сводится к маневрированию между задачей стимулирования экономического роста и борьбы с инфляцией. Таким образом, денежно-кредитная политика преследует цели стабилизации экономического роста, низких темпов инфляции и сбалансированности внешних расчетов.
2. Функция монопольной эмиссии банкнот. За центральным банком законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране. Однако в некоторых странах ЦБ также монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В этом случае центральный банк покупает монеты у казначейства по номиналу, а разница между номинальной стоимостью монет и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные монеты ЦБ выпускает в обращение вместе с банкнотами.
3. Функция «банка банков». Главной клиентурой центрального банка являются коммерческие банки, которые выступают в роли посредников между ЦБ и экономикой страны. В большинстве стран коммерческие банки в соответствии с законом обязаны хранить часть своих кассовых резервов (обязательные банковские резервы) в ЦБ. Центральный банк устанавливает минимальное отношение обязательных резервов к их обязательствам (норму обязательных резервов). Таким образом, принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, ЦБ оказывает им кредитную поддержку.
Являясь «банком банков» Центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны. Он организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем, служит расчетным центром банковской системы.
4. Функция банка правительства. В центральном банке открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран он осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет министерства финансов в центральном банке, все правительственные расходы покрываются с этого счета.
ЦБ осуществляет кредитование государства; консультирует Министерство финансов по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора дат эмиссии и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации; управляет государственным долгом.
5. Внешнеэкономическая функция центрального банка. Центральный банк определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса.
Также он участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет интересы страны в этих организациях. Таким образом, ЦБ является органом валютного контроля и проводником государственной валютной политики.
Ряд авторов предлагают свои концепции в отношении вопроса определения функций центрального банка, поскольку считают вышерассмотренные «традиционные» функции – задачами. А.М. Тавасиев объясняет данное расхождение следующим: «В наших банковских законах и частично в литературе вместо «функций» пишут «задачи», и наоборот. Это вносит в вопрос ненужную путаницу. На деле под функциями следует понимать объективно обусловленные постоянные цели, которые центральный банк должен преследовать, а под задачами – тот набор конкретных проблем, решение которых в совокупности и будет означать достижение указанных целевых функций…».
Функциями всякого центрального банка, согласно концепции А.М. Тавасиева можно назвать:
обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизации инфляции для создания благоприятных условий экономического роста;
обеспечение формирования и эффективного развития банковской системы страны, включая организацию функционирования расчетно-платежного механизма в народном хозяйстве (прежде всего концептуальный и методический аспекты).
Это по сути как раз то, что в ст. 3 Закона «О центральном банке РФ» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ обозначено как цели деятельности Банка России. Кстати, в Конституции РФ (ч. 2 ст. 75) защита и обеспечение устойчивости рубля названы основной и исключительной функцией Центрального банка.
Профессор О.И. Лаврушин отмечает, что в отечественной и зарубежной литературе нет однозначного подхода к определению функций ЦБ. В связи с этим, по его мнению, представляется целесообразным из многообразия функций центральных банков выделить основные (основные обязанности), без которых невозможно достижение главной цели – сохранение устойчивости национальной денежной единицы, и дополнительные, способствующие достижению этой цели.
О.И. Лаврушин выделяет три основные функции присущие большинству центральных банков: регулирующую, контролирующую и обслуживающую. Все остальные функции, согласно его концепции, являются дополнительными.
К регулирующей функции относятся: регулирование денежной массы в обращении и управление совокупным денежным оборотом; денежно-кредитное регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики.
Контролирующая функция включает процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Центральный банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль над их деятельностью, выполнением установленных нормативов. В некоторых странах наряду с ЦБ контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.
Обслуживающая функция заключается в выполнении центральным банком роли финансового агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах по закону ЦБ обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии кредитной системы.
Не смотря на различие концепций определения функций центрального банка, все они (функции) зачастую взаимосвязаны, из одной следует другая. Кредитуя государство и банки, ЦБ одновременно создает кредитные орудия обращения; осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Это и определяет особое положение, которое занимает центральный банк в банковской системе.
Операции центральных банков отличаются от аналогичных операций коммерческих банков, в силу их специфики, особых задач и функций. В каждой отдельной стране набор операций центральных банков различен, однако можно выделить некоторые операции, характерные для центральных банков большинства государств.
Как известно пассивные операции – это операции по формированию банковских ресурсов. В состав пассивов центральных банков входят:
Подобно коммерческим банкам, центральные формируют уставный капитал, размер которого закреплен в законе о Центральном банке и может быть изменен лишь путем внесения в него соответствующих поправок. Формы взносов в уставный капитал Центрального банка определяются формой его организации. Так как в большинстве индустриальных стран мира ЦБ, создаются на акционерной основе, их уставные капиталы формируются за счет продажи акций. В Российской Федерации уставный капитал и иное имущество Банка России (БР) являются федеральной собственностью, при этом он наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Банк России владеет, пользуется и распоряжается имуществом, включая золотовалютные резервы. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы, осуществляются им самим в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. Изъятие и обременение обязательствами имущества БР без его согласия не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а он в свою очередь – по обязательствам государства. Его финансовая независимость выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Значительную часть пассивов составляют депозиты государства и коммерческих банков. В центральном банке и его местных органах сосредоточены бюджетные счета, по которым проводятся денежные операции, связанные с исполнением доходных и расходных частей федерального бюджетов, соотношение которых оказывает решающее воздействие на операции центрального банка. Если расходная часть превышает доходную, ЦБ вынужден проводить операции по кредитованию бюджета. При обратном же соотношении на счетах бюджета появляются остатки денежных средств, формирующие банковские пассивы.
Коммерческие банки (КБ) открывают в центральных банках беспроцентные корреспондентские счета и специальный резервный счет. Иногда обязательные резервы зачисляются на обычные корреспондентские счета. Центральные банки также могут принимать от коммерческих банков депозиты (срочные и до востребования), по которым выплачиваются проценты. К примеру, в США последние обязаны депонировать на счета резервных банков от 7 до 13% вкладов до востребования и 3% срочных депозитов. В соответствии со сложившейся практикой ЦБ не уплачивает коммерческим банкам проценты по их депозитам, однако бесплатно осуществляет для них расчетные операции на всей территории страны.
Центральные банки могут получать кредиты от международных финансово-кредитных организаций или других центральных банков. В ряде стран они выпускают собственные долговые ценные бумаги (облигации, векселя), которые используются для проведения операций на открытом рынке и принимаются ЦБ в залог при кредитовании коммерческих банков.
Следует отметить, что каждый центральный банк в обязательном порядке формирует резервные фонды различного назначения. Обычно центральные банки создают резервные фонды, свободные фонды, резервные фонды курсовой разницы валют и др.
Основной пассивной операцией центрального банка является эмиссия банкнот. Эффект эмиссии связан с ликвидацией чеканки золотых монет, золотомонетного и золотослиткового стандартов и переходом к бумажным деньгам. На практике это означает, что ЦБ способен выпускать в обращение денежную массу независимо от золотого стандарта страны. Первоначально отделение эмиссии от золотого запаса произошло с помощью норм выпуска денег, не обеспеченных золотом. Такая модель эмиссии получила название фидуциарной. В результате отмены золотомонетного стандарта и свободного размена банкнот на золото фидуциарная эмиссия была заменена выпуском бумажных денег в зависимости от потребностей оборота товарно-материальных ценностей. В настоящее время такой порядок эмиссии установлен во всех центральных банках промышленно развитых стран, включая Российскую Федерацию (РФ).
В различных странах вопрос обеспечения банковской эмиссии решается по-разному: в одних – определяется характер обеспечения и (следовательно) косвенные пределы денежной эмиссии, в других – оговариваются пределы фидуциарной эмиссии.
Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных ценных бумаг и увеличении золотовалютных резервов. Отмечу, что при этом эмиссия предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Так, эмиссия банкнот при кредитовании банков, обеспечена их обязательствами; при покупке государственных долговых обязательств, золота и иностранной валюты – соответственно государственными ценными бумагами, золотом и иностранной валютой. Таким образом, размеры пассивной операции центрального банка «Эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, покупки государственных долговых обязательств, иностранной валюты и золота. То есть, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь его пассивных и активных операций.
Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России. Осуществление эмиссии банкнот является показателем независимости Центрального банка от государственных органов, однако вопросы об объемах денежной эмиссии решаются не только Центральным банком, но и политическими органами: Правительством РФ, разрабатывающим и представляющим Государственной Думе федеральный бюджет, а также Федеральным Собранием, ежегодно принимающим Федеральный закон о бюджете.
Вопрос объема банковской эмиссии в РФ решается посредством прогнозирования ЦБ потребности хозяйственного оборота в денежных средствах осуществляется путем установления контрольных цифр минимальных и максимальных границ прироста денежной массы. Банк России использует экономико-математические модели функций спроса и предложения денег и дает оценку оптимальной на данном этапе емкости совокупного денежного оборота и потенциального предложения денег. Таким образом, ЦБ РФ берет на себя обязательство увязывать эмиссию банкнот с процессом производства и обмена товаров и услуг или обязательство не выпускать такого количества банкнот, на которые владельцы товаров, исполнители работ и услуг не согласны обменивать свои собственные активы. Необходимость обслуживания товарооборота фактически означает, что новые выпуски наличных денег могут осуществляться либо в целях замены физически износившихся банкнот, либо под рост национального богатства.
Необходимо отметить, что Центральный банк может воздействовать и на безналичную эмиссию, которая осуществляется коммерческими банками с учетом банковского (депозитного) мультипликатора. Это влияние осуществляется, во-первых, через рефинансирование банков (расширяя или сжимая рефинансирование, ЦБ увеличивает или уменьшает банковские ресурсы, увеличивая или уменьшая способность коммерческих банков «делать деньги»), во-вторых, через изменение нормы обязательного резерва, уменьшая или увеличивая свободные ресурсы коммерческого банка. Кроме того, через изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков Центральный банк воздействует на величину банковского (депозитного) мультипликатора, уменьшая или увеличивая способность создания денег системой коммерческих банков.
Из этого следует, что выполнение Банком России роли эмиссионного центра страны непосредственно связано с его деятельностью денежно-кредитного регулирования.
Операции Центрального банка и проведение денежно-кредитной политики определяют состояние и изменение его баланса, который отражает состояние собственных и привлеченных средств банка, их источники и другие операции. Баланс состоит из двух частей: пассивы – обязательства банка, то есть источники формирования его капитала; активы – его требования, характеризующие состав, размещение и использование находящихся в распоряжении банка ресурсов. Баланс Банка России публикуется в упрощенном виде (приложение 1). Счета сгруппированы в укрупненные статьи в целях предоставления информации о выполнении основных функций ЦБ. Структура баланса устанавливается Советом директоров. Банк России обязан ежемесячно публиковать свой баланс.
Для того чтобы понять направление денежно-кредитной политики ЦБ РФ по формированию банковских ресурсов проанализируем структуру пассивных операций Банка России с помощью таблицы 1.
Таблица 1- Пассив баланса Банка России по состоянию на 1.12 за 2009 и 2010 годы, млн. руб.
|
01.12.2009 |
Структура, % |
01.12.2010 |
Структура, % |
1. Наличные деньги в обращении |
4 024 864 |
26,0 |
5 152 951 |
32,2 |
2. Средства на счетах в Банке России |
8 520 727 |
55,0 |
6 978 665 |
43,5 |
из них: |
|
|||
— Правительства Российской Федерации |
5 441 631 |
— |
4 434 154 |
— |
— кредитных организаций — резидентов |
1 213 965 |
— |
934 151 |
— |
3. Средства в расчетах |
52 239 |
0,3 |
44 841 |
0,3 |
4. Выпущенные ценные бумаги |
111 035 |
0,7 |
870 849 |
5,4 |
5. Прочие пассивы |
823 666 |
5,3 |
818 842 |
5,1 |
6. Капитал |
1 950 116 |
13 |
2 161 149 |
13,5 |
7. Прибыль отчетного года |
— |
— |
— |
— |
Итого по пассиву |
15 482 647 |
100 |
16 027 297 |
100,00 |
На основании данных пассива баланса, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес (43,5 %) в структуре пассива баланса Центрального банка по состоянию на 1.12.2010г. занимает статья «Средства на счетах в Банке России» и в абсолютном выражении составляет 6 978 665 млн. руб. Данная статья включает средства на счетах вместе с кассовой наличностью банков в ЦБ, которые составляют банковские резервы, и отражает операции Банка России по обслуживанию бюджетов различных уровней и включает счета Правительства РФ, внебюджетных фондов и прочих клиентов БР. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года средства на счетах в Банке России сократились на 11,5 % или на 1 542 062 млн. руб.
Значительная доля (32,2 % или 5 152 951 млн.руб.) в структуре пассива баланса приходится на статью «Наличные деньги в обращении». Она отражает эмиссионные операции ЦБ РФ и показывает общее количество банкнот и монет, выпущенных Банком России в обращение. Следует отметить, за год данная статья увеличилась на 1 128 087 млн.руб.
Выпуск ценных бумаг по состоянию на 1.12.2010г. составил 870 849 млн. руб. По сравнению с рассматриваемым периодом прошлого года он увеличился почти в 8 раз. В структуре пассива БР удельный вес этой статьи составил 5,4 %, тогда как в прошлом году – 0,7 %.
Наименьшую часть статей пассива занимают средства в расчетах или платежные обязательства Банка России (0,3 %). Данные обязательства возникают в связи с отсрочкой оплаты по полученным платежным документам. По сравнению с аналогичным периодом 2009г. их доля в структуре пассива баланса осталась неизменной.
Необходимо отметить, что две части пассивов в балансе: наличные деньги в обращении и средства кредитных организаций на счетах в Банке России – представляют собой денежные (монетарные) обязательства ЦБ РФ или денежную базу. Их изменение воздействует при прочих равных условиях на объем денежного предложения.
Активными называются операции по размещению банковских ресурсов. В группу активных операций центральных банков входят кредитование коммерческих банков, расходов государства и покупка золота и иностранной валюты.
Кредитование коммерческих банков – главная группа активных операций центральных банков. Значение этих операций состоит в создании кредитных денег для авансирования расширенного воспроизводства, обеспечения производства и обращения совокупного общественного продукта необходимой массой платежных средств, поступающих в денежный оборот с помощью коммерческих банков. Необходимо отметить, что для поддержания ликвидности коммерческих банков им обычно предоставляются краткосрочные ссуды ЦБ под залог простых и переводных векселей, государственных ценных бумаг и других активов.
Центральные банки за счет использования эмиссионных ресурсов осуществляют регулирование доходной и расходной частей бюджета. В большинстве промышленно развитых стран покупка ЦБ государственных обязательств является главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды для финансирования бюджетного дефицита в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (во Франции). Следует обратить внимание на то, что в портфеле Центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается на рынке ценных бумаг.
В России на протяжении нескольких лет наряду с распространением облигаций использовался метод прямого регулирования доходов и расходов бюджетов посредством технических кредитов для совершения текущих платежей казначейства. Такие кредиты погашались по мере поступления налогов и сборов, предусмотренных программой доходов. Часть их списывалась на счет прибылей и убытков банка вследствие низкой легитимности налогоплательщиков. Данные кредиты имели большое значение для выполнения социальных программ государства. Вместе с тем технические кредиты свидетельствовали о неразвитости денежного рынка и слабом использовании государственных займов. Поэтому ЦБ РФ перешел на классические основы регулирования бюджетного дефицита, используя облигации государственных займов. Отмечу, что в большинстве западных стран центральные банки, казначейства и бюджетные комиссии парламентов разрабатывают комплексные программы использования эмиссионного фонда для нужд государства, так как «запускание рук в карманы» эмиссионных банков наносит ущерб предпринимательству и вызывает обострение инфляционного процесса.
Приобретение центральными банками государственных ценных бумаг может осуществляться и с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики. В частности для увеличения ресурсов коммерческих банков ЦБ используют покупку векселей у последних. Эта операция называется переучетом, так как центральный банк осуществляет вторичный учет, вторичную покупку векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов.
Необходимо отметить, что ставка, по которой Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой Центрального банка.
Другой метод расширения ликвидности коммерческих банков – операции типа репо, т.е. покупая у банков государственные ценные бумаги, ЦБ одновременно берут на себя обязательство обратной последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене. Разница между суммой, по которой центральный банк приобрел вексель у коммерческого банка, и полученной суммой от должника по векселю при наступлении срока его погашения, образует доход банка.
Покупка золота и иностранной валюты также имеет не маловажное значение, поскольку способствует поддержанию курса национальной валюты, что в свою очередь обеспечивает стабильность цен и денежного обращения. Так, снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные, а затем и отечественные товары, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. Следовательно, снижение курса национальной валюты становится фактором инфляции, а его рост соответственно имеет обратное действие (антиинфляционный эффект). Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа – к ее сокращению. Таким образом, операции по покупке и продаже золота и иностранной валюты связаны с обслуживанием текущих долгов по экспортно-импортным поставкам товаров и поддержанием стабильности платежных балансов.
Для того чтобы понять направление денежно-кредитной политики ЦБ РФ по размещению банковских ресурсов проанализируем структуру активных операций Банка России с помощью таблицы 2.
Результаты проведенных расчетов структуры актива баланса Банка России по состоянию на 1.12 за 2009 и 2010 годы позволяют сделать следующие выводы. Наибольший удельный вес (85,8 %) в активе баланса приходится на статью «Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов», что в абсолютном выражении составляет 13 752 243 млн.руб. Она включает вложения банка России в ценные бумаги иностранных государств (в основном долговые обязательства Федерального казначейства США и государственные долговые обязательства Германии ), а также остатки средств на корреспондентских счетах и депозиты в иностранных, как правило, центральных банках. Данная статья представляет официальные валютные резервы РФ и состоит из валютных резервов Правительства РФ. По сравнению с аналогичным периодом 2009г. доля средств, размещенных у нерезидентов, и ценных бумаг иностранных эмитентов увеличилась на 5,4 % (1 304 083 млн.руб.).
Таблица 2 – Актив баланса Банка России по состоянию на 1.12 за 2009 и 2010 годы, млн.руб.
|
01.12.2009 |
Структура, % |
01.12.2010 |
Структура, % |
1. Драгоценные металлы |
746 369 |
4,8 |
1 171 977 |
7,3 |
2. Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов |
12 448 160 |
80,4 |
13 752 243 |
85,8 |
3. Кредиты и депозиты |
1 707 663 |
11,0 |
551 393 |
3,4 |
4. Ценные бумаги |
459 662 |
3,0 |
446 587 |
2,8 |
из них: |
|
|
|
|
— долговые обязательства Правительства Российской Федерации |
350 995 |
— |
353 212 |
— |
5. Прочие активы |
120 793 |
0,8 |
105 097 |
0,7 |
из них: |
|
|
|
|
— основные средства |
60 274 |
— |
— |
— |
— авансовые платежи по налогу на прибыль |
— |
— |
— |
— |
Итого по активу |
15 482 647 |
100 |
16 027 297 |
100,0 |
Доля драгоценных металлов (запас монетарного золота страны) в структуре актива баланса за анализируемый период составила 7,3 %, что на 2,5 % или на 425 608 млн.руб. больше чем в прошлом году.
Удельный вес статьи «Кредиты и депозиты» по состоянию на 1.12.2010г. занимает 3,4 % или 551 393 млн.руб. Данная статья включает: ссуды, предоставленные банкам; депозиты в иностранной валюте, которые ЦБ размещает в банках-резидентах; и кредиты Правительству РФ для обслуживания внешнего долга. По сравнению с 2009г. размер этой статьи в активе Банка России сократился на 1 156 270 млн.руб. (7,6 %).
Наименьшую часть в рассматриваемой структуре баланса занимают прочие активы (0,7 %), в их состав входит материальное имущество Банка России – основные и оборотные средства, а также средства в расчетах с Министерством финансов РФ, с банками стран СНГ и другие активы. В абсолютном выражении их доля составляет 105 097 млн.руб., это на 15 696 млн.руб. меньше данного показателя аналогичного периода прошлого года.
Следует отметить, что первые четыре статьи активов, выделенные в балансе Банка России, имеют большое значение, поскольку, во-первых, их изменение приводит к изменению денежной базы и, во-вторых, эти активы (ценные бумаги и кредиты) приносят доходы, позволяющие ЦБ РФ выполнять свои функции.
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" № 86-ФЗ от 10 июля 2002г. СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.01.2011).
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов. (Одобрено Советом директоров Банка России 12.11.2010. 2010г.) – М.: Центральный банк Российской Федерации, 2010. – 37 с.
Бюллетень банковской статистики № 12 (211). 2010г. – М.: «АЭИ “ПРАЙМТАСС», 2010. – 193 с.
Банковское дело. Управление и технологии: Учебник для вузов/ Под. ред. А.М. Тавасиева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 671 с.
Деньги. Кредит. Банки: Учеб./ Под. ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2009. – 848 с.
Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: Учеб. пособие/ Под. ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд.,– М.: КНОРУС, 2007. – 320 с.
Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Под. ред. Е.Ф. Жукова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 600 с.
Челноков В.А. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 366 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.