Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №15

Контрольная по Истории Вариант №15 [30.11.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №15

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.69K | Скачано: 257 | Добавлен 30.11.13 в 19:28 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Вариант 15.

Задание 1.

Охарактеризуйте основные типы исторических источников.

Задание 2.

Перечислите важнейшие культурные достижения античных государств.

Задание 3.

Назовите основные факторы развития человечества в Новое время. Какие из них представляются   вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

Задание 4.

Перечислите базовые процессы и явления в развитии российского общества на современном этапе. Выделите наиболее существенные из них, обоснуйте свой выбор.

Задание 5. Тест. Установите соответствие.

1.Первобытная эпоха

А. Возникновение буддизма

2. Древний мир

Б. Зарождение магии и анимизма

3. Средневековье

В.  Число последователей христианства составляет  1 млрд 200 тыс. человек.

4. Новое время

Г. Возникновение ислама.

5.Новейшее время

Д. Реформация и возникновение протестантства.

 

Задание 1.

Охарактеризуйте основные типы исторических источников

Исторические источники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Существует несколько способов классификации исторических источников.

По типу фиксации информации можно выделить следующие типы исторических источников:

-письменные,

-вещественные,

-этнографические,

-устные,

-лингвистические,

-кино-фотодокументы,

-фоно документы,

-изобразительные.

-Сюда же можно отнести новейший тип исторических источников - цифровые.

Типы исторических источников подразделяются на виды в зависимости от цели создания. Например, письменные источники делятся на следующие виды: законодательные акты, актовый материал, материалы делопроизводства, политические сочинения и проекты, публицистика, периодика, источники личного происхождения, документы политических партий и общественных организаций, статистические материалы, научные и учебные труды, литературные произведения, экономико-географические описания, сочинения иностранцев, справочные издания.

Также выделяются роды источников, каждый из которых представляет собой локально-исторический комплекс объектов определенного типа и назначения. Например, летописи, в конце XIX в. была также распространена классификация источников на остатки и предания.

Л.Н. Пушкарев (1975) выделял семь типов исторических источников: вещественные, письменные, устные, этнографические, данные языка, кино-фотодокументы, фонодокументы. Эта классификация учитывала, с одной стороны, наиболее существенные признаки, характерные для тех или иных источников (происхождение, содержание, форма), а с другой – объекты исследования конкретных отраслей исторической науки. Вместе с тем, очевидна условность данной классификации, поскольку, например, этнографические источники и данные языка могут быть представлены в письменной форме или в виде фонодокументов, а этнографические – в виде вещественных памятников и кинофотодокументов. Более дробные классификации применялись для характеристики письменных источников. Наиболее распространенным было их деление по видам. Под видом исторического источника понималась совокупность сходных признаков содержания, происхождения и формы, дающая возможность выработать общие приемы источниковедческого анализа для всех разновидностей источников данного вида.

Более последовательная и обоснованная классификация исторических источников разработана И.Д.  Ковальченко с позиций трех аспектов информации – прагматического, семантического и синтаксического. Наиболее общим из них является синтаксический аспект информации, зафиксированный в источниках. По формам и методам отражения действительности вся совокупность исторических источников может быть разделена на четыре категории (типа): вещественные, письменные, изобразительные и фонические. Выделение типов источников является первым уровнем их классификации.

Различаясь по формам отражения действительности, источники каждого типа требуют разработки принципов и методов научного изучения, соответствующих их специфике. Решению этой задачи способствует деление источников (в рамках типов) на виды, представляющие второй уровень их классификации. Он базируется на прагматическом аспекте информации – единстве целевого назначения. Источники одного вида содержат информацию, которая зафиксирована для сходных целей, на основе единых принципов и методов. Это, в свою очередь, создает возможность применения ко всем источникам данного вида единых принципов и методов источниковедческого изучения. Обоснование с позиций учения об информации классификации исторических источников по типам и видам позволяет решать задачи выработки единых для класса источников в целом принципов и методов выявления, обработки и анализа зафиксированной в них информации.

Семантический аспект информации дает возможность классифицировать источники, исходя из их содержания. Такие классификации применяются историками для группировки типов и видов источников по степени их ценности для конкретной проблемы или темы.

В настоящее время классификация исторических источников по типам и видам с позиции учения информации является основной.

 

Задание 2.

Перечислите важнейшие культурные достижения античных государств.

Античностью принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства.

Античная культура Средиземноморья считается величайшим тво­рением человечества. Ограниченная пространством (в основном по­бережье и острова Эгейского и Ионического морей) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по пра­ву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.

К античной Греции восходят современные литера­турные жанры и философские системы, каноны архитектуры и скульпту­ры, основы астрономии, математики, естествознания. Но самое главное достижение древнегреческой культуры — это, конечно же, открытие че­ловека как прекрасного и совершенного творения природы — как меры всех вещей. Влияние древнегреческой культуры на европейскую исто­рию и культуру было настолько велико, что историки Нового времени го­ворили о «греческом чуде», «детстве человечества».

И литература, и искусство, и философия античности стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей.  Знакомство с мировой культурой начинается с великолепных образцов греческого гения, проявившегося во всех сферах духовной и социально-политической жизни – в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.

В целом для античной культуры характерны рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

В отличие от древнегреческой культуры, кото­рая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Так, известные культурологи О. Шпенглер и А. Тойнби не воспринимают Древний Рим в качестве самостоятельной и самобытной куль­туры и цивилизации, считая, что он являл собой всего лишь завершающий, кризисный этап античности. Его вклад ограни­чивался главным образом развитием государства, права и тех­ники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре - ре­лигии, философии, науке, искусстве, литературе - Рим не внес ничего принципиально нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры.

Однако другие ученые придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем дру­гие. Такой взгляд представляется более обоснованным.

Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систе­му идеалов и ценностей, главными среди которых были пат­риотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д.

В общем и целом наиболее значительные достижения Древнего Рима связаны с цивилизацией и материальной куль­турой. Здесь к числу общепризнанных достижений относятся такие, как знаменитое римское право, прекрасные дороги, великолепные здания, грандиозные акведуки и т. д. Весьма значительным является также вклад Рима в развитие государ­ственности и таких ее форм, как республика и империя.

Что касается духовной культуры, то здесь достижения Рима выглядят более скромными, хотя они безусловно имеются. По сравнению с греческими, римские религиозно-мифологические представления являются более сложными и менее однородными. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос - Сатурном, Посейдон - Нептуном, Афродита - Венерой, Артемида - Диа­ной и т. д. Немало позаимствовали римляне и из других ре­лигий. В то же время в их мифологии особое место занимает так называемый "римский миф", или мифы, связанные с Ри­мом, выступающие как "римская идея" - владение и власть над всем миром, "Рим - центр мира", "Рим - вечный город".

В философии и науке римляне также во многом следовали, за греками. Их интересовали не столько теоретические иссле­дования и поиск нового знания, сколько обобщение и систе­матизация уже накопленных знаний, создание многотомных энциклопедий, которые служили делу образования и просве­щения.

Представим важнейшие культурные достижения античных государств в виде таблицы.

Культурные достижения в различных областях

Древняя Греция

Древний Рим

литература

Создание большинства литературных жанров, создание художественных произведений и образов, ставших классическими для последующей европейской литературы. Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, поэты Гомер, Сафо, Баснописец Эзоп.

Жанр поэзии - Вергилий, Овидий, Гораций.

Создание эпистолярного жанра и биографического жанров - письма Цицерона, Сенеки, биографии Светония, Варрона.  

философия

Специфическое свойство древнегреческой философии - космологизм. Философские школы - свободные объединения вокруг учителей - Фалеса, Гераклита, Аристотеля. Высший этап развития философской культуры связан с деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля.       

Главное - идея морального совершенствования и мистические настроения. Наиболее известные философы - Цицерон, Лукреций Кар, Сенека.      

 

скульптура

Показывала красоту и гармонию человеческого тела, практически обожествляя его. Ваялись в основном статуи героев, спортсменов, богов и богинь. Высшие достижения эллинской художественной культуры связаны с именами Фидия, Мирона, Скопаса, Лисиппа.   

Главное изображать не идеальную красоту человеческого тела или лица, а индивидуальные характеристики. Таким образом, главное развитие получил римский реалистический портрет. Значительные произведения римского скульптурного творчества - бюст Брута, статуи Августа, Марка Аврелия.

архитектура

Создали классическую архитектуру, привнеся множество новаций: создание архитектурных ордеров (ионический, дорический, коринфский), формирование архитектурных стилей (простил, амфипростиль, диптер, периптер). К шедеврам древнегреческой культуры относят Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (арх. Сострат), храм Артемиды.

Строили прежде всего дороги, акведуки, термы, амфитеатры. Стремление к пышности и грандиозности породили такие громады как Колизей и Пантеон.   

 

театр

Театральные действия имели большой размах, проводились целый день и представляли собой состязание авторов трагиков и комедиографов. 

 

На передний план выступала чисто событийная сторона, живость действий, остроумные шутки. Отсутствие состязательности между авторами и актерами снижало стимулы к совершенству.   

 

Задание 3.

Назовите основные факторы развития человечества в Новое время. Какие из них представляются   вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

Новое время — это эпоха, создавшая тот мир совре­менной цивилизации, в котором мы сейчас живем. Историки обычно связывают новое время с утверж­дением буржуазных отношений в Западной Европе, на­чиная с английской революции середины XVII в. Она нанесла сокрушительный удар по феодализму и превра­тила Англию в самую передовую из европейских стран. После этого и другие стали подключаться к процессу ломки феодальных отношений.

Конечно, сдвиг от феодализма к капитализму проложил достаточно четкую границу между новым временем и ранним новым временем, когда капита­лизм только зарождался и существовал в виде одного из укладов. Но одновременно с этим происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом.

В новое время начала формироваться индустриаль­ная цивилизация, которая строится на принципиаль­но иных основах, чем предшествовавшая ей традици­онная. Разрушение устоев традиционной цивилиза­ции получило название модернизации. В этом смысле XVII и XVIII столетия стали своего рода переходной эпохой, подготовившей Западную Европу к вступле­нию в индустриальную эру.

Модернизация — это сложный, довольно длитель­ный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

-урбанизацию — небывалый рост городов; город впервые в истории получает экономическое преобла­дание, оттесняя на второй план деревню;

-индустриализацию — постоянно нарастающее ис­пользование машин в производстве, начало которому положил промышленный переворот в Англии во вто­рой половине XVIII в.;

-демократизацию политических структур, закла­дывающую предпосылки для становления граждан­ского общества и правового государства;

-невероятно быстрый по сравнению с прошлыми эпохами рост знаний о природе и обществе;

-секуляризацию — обмирщение сознания и разви­тие атеизма.

Все эти процессы, неразрывно связанные друг с другом, меняли облик человека, его систему ценнос­тей и прежде всего представления о своем месте и роли в жизни.

Принципиально другим становится отношение к государственной власти: она лишается в глазах людей Божественной санкции, ее воспринимают рациональ­но, о ней судят по результатам более или менее удач­ных действий тех, кому общество вручило бразды правления. Не случайно эпоха модернизации — это эпоха революций, сознательных попыток насильст­венным путем переустроить мир.

Модернизированный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изме­нениям, происходящим в окружающей жизни. В от­личие от человека средневекового он не ограничен со­циальными рамками своего сословия, корпорации или географическими рамками своего города, родной деревни. Поэтому современный человек ощущает себя частью более крупной общности — класса или нации.

Иным становится и массовое сознание. Благодаря рас­пространению грамотности и появлению средств массо­вой информации пропасть, отделявшая его в средние века от сознания интеллектуальной элиты, сужается.

Конечно, не все процессы, связанные с модерниза­цией, проявили себя сразу и в полном объеме. В XVII и особенно в XVIII в. росли города, но сельское хозяй­ство не уступало своих ведущих позиций в экономике, в нем была еще занята большая часть населения. В аграрном секторе долго сохранялась техническая от­сталость и мелкое производство.

Во второй половине XVIII в. начали использовать­ся первые машины, но экономика в целом не была ин­дустриализована. Увеличивалась роль изобретений, но установка на постоянное усовершенствование про­изводства еще не превратилась в ведущий принцип.

И все-таки происходившие в эту эпоху изменения подрывали основы традиционализма, а в XIX в. его крушение в передовых странах Западной Европы стало совершенно очевидным.

Для Запада XIX век стал эпохой торжества инду­стриальной революции, которая одерживала одну по­беду за другой в большинстве стран Европы, в США и в России. В конце века индустриализация проникла и на Восток, охватив Японию.

По моему мнению, наиболее важным фактором развития человечества, который проявился в Новое время и является важным и сейчас – это развитие машин, т.е. индустриализация. Машины превращаются в некую самоценность, так как без постоянного изобретения и усовершенствова­ния машин невозможно существование такой циви­лизации. Машинная индустрия занимает едва ли не главное место в жизни общества, определяя его эко­номическое благополучие, военный потенциал, меж­дународный статус. Машинная цивилизация диктует необходимость непрерывного технологичес­кого обновления. Динамика, технический прогресс являются основой жизни цивилизации нового типа. Темп изменений становится катастрофически бы­стрым по сравнению с прежними временами.

Такая скорость технического прогресса возможна только благодаря тесному союзу между машинной ин­дустрией и наукой, ориентированной на практичес­кие цели. Заложенный в Англии во второй половине XVIII в., в XIX в. он оформился окончательно, создав огромные возможности для наращивания производст­ва и для удовлетворения материальных нужд в мас­штабах, каких человечество еще не знало.

Машинная цивилизация, как представлялось тем, кто стоял у ее истоков, должна была освободить людей, преодолеть зависимость человека от сил при­роды, устранить вечную угрозу неурожаев и голода, смертоносных эпидемий, стихийных бедствий.

На самом деле зависимость от природы не исчезла, она просто стала иной. Одним из первых новые про­блемы, грозящие человечеству бедами, осознал из­вестный английский экономист Т. Мальтус (1766— 1834). Его книга «Опыт о принципе народонаселе­ния», написанная в 1798 г., приобрела огромную по­пулярность в следующем столетии. У теории Мальту­са было много поклонников и не меньшее число про­тивников.

По прогнозам Мальтуса, человечество, жизнь кото­рого определяется двумя важнейшими «интереса­ми» — влечением полов и добыванием пищи, ждет мрачное будущее. Улучшение уровня жизни большой массы людей приведет к снижению смертности и по­вышению рождаемости. Но со временем экономичес­кий рост не будет поспевать за ростом населения. А это обрекает человечество на голод и вымирание от перенаселения. Вывод экономиста получился весьма суровым: необходимо ограничить рост рождаемости, прежде всего — у низших классов.

Чем же ограничиваются темпы экономического роста? И Мальтус, и другой выдающийся английский экономист Д. Рикардо (1772—1823) считали главным ограничением то, что развитие экономики зависит от одного неизменного фактора — земли. Можно, конеч­но, увеличить капиталовложения, усовершенство­вать орудия труда, но все эти меры не изменят глав­ного: наступит день, когда человек поймет, что произ­водящие силы природы ограничены.

В те времена, когда Мальтус и Рикардо давали свои пессимистические прогнозы, перспективы развития индустриальной революции были еще неясны. Земля являлась тогда единственным источником не только пропитания, но и сырья. Зависимость от земли ощу­щалась очень остро. Например, чтобы увеличить про­изводство шерсти, нужно было все больше земли ис­пользовать под пастбища, а не под посевы.

Не менее важным препятствием на пути развития цивилизации была ограниченность источников энер­гии, без которой невозможно использование машин. Главным же источником тепловой энергии являлись уголь и дерево, запасы которых отнюдь не бесконеч­ны. Для того чтобы произвести одну тонну железа, требовалось сжечь четыре гектара леса. Исходя из этих цифр, разумеется, можно было сделать самые устрашающие выводы.

Однако человечество нашло выход, предсказать ко­торый заранее было невозможно. Были найдены новые источники энергии и новые, более экономич­ные способы ее использования. Во второй половине XIX в. резко возросло значение нефтяной промыш­ленности.

Последняя треть XIX в. стала эпохой освоения электричества, которое дало производству новую энергетическую базу. Источником электроэнергии стал турбогенератор; позже был изобретен двигатель внутреннего сгорания, которому предстояло совер­шить настоящий переворот в сельском хозяйстве, транспорте и военной технике.

Был получен новый материал, имеющий огромное производственное значение, — сталь. Она открывала большие возможности для увеличения скорости, прочности и мощности машин, а потому стремительно вытесняла железо и дерево. Уже в 1870-х гг. выплав­ка стали являлась важнейшим показателем промыш­ленного потенциала страны.

Успехи в области химии сделали возможным бы­строе развитие химической промышленности, кото­рая производила красители, искусственные удобре­ния, резко повышавшие урожайность, синтетические (каучук, искусственное волокно и др.) и взрывчатые вещества.

Уже в конце XIX в. появилась очень важная тенден­ция, которая в XX столетии будет определять практи­чески всю индустрию: от использования органических веществ перешли к минералам, которые стали основ­ной базой для промышленного производства.

Научные открытия, большая часть которых прихо­дилась на последнюю треть XIX и начало XX в., изме­нили облик цивилизации: электрическое освещение, радио, телефон, телеграф, воздухоплавание, кинемато­граф, автомобиль — это еще далеко не полный перечень всех изобретений, которыми была так богата эпоха.

«Железный», машинный век преобразил облик го­родов, быт человека и его труд, изменил представле­ния людей о расстояниях благодаря транспорту и сис­темам связи, расширил поток информации.

Человечество, обладающее важнейшей способнос­тью — изобретать, успешно справилось с очередным вызовом природы. Но все-таки это не означает, что проблемы, которые английские экономисты постави­ли почти два столетия назад, ушли в прошлое. Пусть их выводы спорны, но они уловили основную особен­ности индустриальной цивилизации — ее зависи­мость от энергетической базы, которая нуждается в постоянном обновлении.

В XIX в. появилась еще одна проблема, которая и в наши дни не потеряла своей остроты. Машины из­менили характер труда, роль человека в производст­ве и отношение людей к своей деятельности. Новое производст­во, с одной стороны, требовало изобретений, мобили­зации всех творческих возможностей человека, его ос­вобождения от цеховых и корпоративных связей. С другой стороны, поточное, массовое производство превращало работника в придаток машины. Это стало очевидным в самом начале промышленного переворо­та, а особенно ярко проявилось в начале XX в., когда Г. Форд ввел конвейер на своих автомобильных заво­дах в США (1912—1913). Уровень производительнос­ти труда резко вырос, но труд был до предела механи­зирован, обезличен.

Большие изменения происходили и в организации производства. Сама природа производительных сил в ту эпоху требовала большой концентрации производства и капиталов. В последней четверти XIX в. мелкие и средние предприятия стали поглощаться крупными компаниями. Зарождался монополистический капитализм.

Обуздание монополий, превра­тившихся в огромную экономическую и полити­ческую силу, стало одной из важнейших проблем, не потерявшей актуальности и в наши дни.

Итак, уже в Х1Х веке достаточно резко обозначилась грань между двумя большими цивилизационными периодами в истории человечества – доиндустриальным и индустриальным. Вслед за изобретением машин стали происходить качественные изменения, затронувшие практически все стороны жизни: от организации производства и трудового процесса до быта и психологии человека. Эти изменения принесли и положительные и отрицательные результаты, но главное – поставили перед человечеством новые проблемы, неизвестные прошлым поколениям.

 

Задание 4.

Перечислите базовые процессы и явления в развитии российского общества на современном этапе. Выделите наиболее существенные из них, обоснуйте свой выбор.

Россия — одна из богатейших держав мира. По расчетам Гос­комстата РФ и РАН, национальное богатство России составляет 340—380 трлн долл., и на душу населения национальных богатств здесь в два раза больше, чем в США, и в 22 раза больше, чем в Японии. В России сосредоточено более 21 % мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе 45 % мировых запасов природного газа, 13 % нефти, 23 % угля. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли — на 80 % больше, чем в Финляндии, на 30 % больше, чем в США.

У России богатый интеллектуальный потенциал. Треть всех ве­личайших научных открытий XX в. сделана учеными бывшего СССР и России (телевидение, полупроводники, ракетостроение, космос, мирное использование атомной энергетики, информационные системы и т.д.). В области технологий, в производстве новейших образцов техники.

У России богатейшие культурные традиции. Из трех при­знанных величайших вершин развития человеческой цивилизации (Классическая Греция, Итальянское Возрождение) одна неразрывно связана с Россией и правомерно носит название «Русский XIX век».

Решающим условием включения России в процессы глобализа­ции является успешное решение ее внутренних проблем. Чтобы сделать весь свой потенциал функциональным, России уже сейчас важно ориентироваться на инновационное, а не догоняющее разви­тие. А чтобы обеспечить социальную активность народа в решении внутренних задач развития, важно одновременно сосредоточиться на построении  социально ориентированной экономики,  «обеспечи­вающей необходимые условия для всестороннего развития лично­сти, занятости и востребованности каждого».

В тесной связи с этой задачей находится утверждение и институциализация гумани­стических приоритетов в символах и кодах культуры, подвергшейся в последнее десятилетие мощной экспансии со стороны систем не­гуманной культуры, сориентированной на нормативный произвол, безразличие к высоким ценностям во имя ценностей грубых и низ­менных.

Исследователи отмечают также необходимость преодоления та­кого положения в стране, при котором власть и экономическая элита, с одной стороны, и народ — с другой, находятся в разных плоскостях, «встречаясь изредка и по необходимости» на выборах и в армии.

Конечно, из точки бифуркации будущее почти не про­сматривается. Оно зависит от многих факторов, в том числе от по­зиции и поведения стран Запада или усиливающегося Китая, от по­литической воли и компетенции российского руководства и многого другого. Но у России есть возможности занять подобающее место в глобализирующемся мире, в освоении его мирового геоэкономического пространства в качестве равноправного субъекта, а не объекта современного мирового развития.

В России происходит своеобразный симбиоз активных глобалистических тенденций с традиционалистскими, отчасти полуфеодальными напластованиями. Это и создает причудливый, и подчас даже экзотический профиль российской ситуации.

Современное состояние российского общества более или менее сбалансировано и, более того, поддерживается широкими структурами мировой глобализации. Один из сценариев глобализации предполагает, что весь мир развивается по схожим схемам, но со своими вариациями. В этом смысле Россия не исключение, а лишь подвариант общего состояния мирового сообщества.

Однако в России наблюдаются не замедленные процессы адаптации к общемировым изменениям, а, напротив, в силу значительной ослабленности социальной структуры российского общества активно реализует себя большинство глобалистических тенденций в их яркой «гибридной» форме. В этом смысле российское общество в большей степени, чем достаточно стабильные западные общества, подвержено влиянию этих тенденций. Причем многие явно традиционно «нехорошие» и ненормативные процессы получают совершенно иную окраску в системе новых глобалистических координат.

В результате процессы глобализации в России приводят к ряду противоречий. Во-первых, несовпадение форм самопонимания и самосознания, характерных для современной отечественной политической, экономической и культурной элиты, которая продолжает рассматривать Россию как «великую державу» и пытается реализовать соответствующие амбиции, с теми оценками и той ролью, которую отводят ей другие участники международных отношений. Это, в свою очередь, приводит к стремлению российских элит повысить, прежде всего, символический статус (имидж) России. В тоже время, можно говорить, что российская государственно-национальная идентичность еще не сформирована и не устоялась.

Во-вторых, внутри самой страны наблюдаются противоречия между новыми институциональными образованиями, появление которых связано с новой формой включения Россию в глобализацию и существующими с советской эпохи практиками управления, администрирования, принятия решений. При этом данные противоречия наблюдаются практически во всех сферах общества.

Кризисное состояние, в котором оказалась преобладающая часть населения с началом глобального экономического кризиса, выражающееся в неосвоенности новых, адекватно складывающихся институциональных образцов хозяйственного поведения и в несформированности устойчивой социальной идентичности, является объективной характеристикой современного периода в развитии российского общества. Кризис адаптации – провалы продуктивных моделей социально-экономической деятельности, основанных на профессионализме и квалификации, – и, наоборот, успех полукриминальной деятельности не только тормозят социальную динамику, но и несут угрозу социальной стабильности. Невозможность для большинства населения реализовать свои социально-экономические притязания, повысить или хотя бы поддержать социальный статус будет блокировать продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать социальное напряжение, разрушающее общественное согласие.

Внутренний социально-культурный конфликт между отдельными фрагментами общества (группы, ориентированные на идеологию «догоняющей» модернизации, и группы, ориентированные на традиционалистские ценности) на каком-то этапе стал доминировать над осознанием исторической общности. Внутренние этнические скрепы оказались слишком слабы, чтобы на руинах «суперэтнической» империи смогло полноценно сформироваться национальное государство. В результате за более чем десять лет попыток модернизации Россия длительное время не могла выдвинуть национальных лидеров, адекватных особенностям этого этапа развития, выработать общенациональную идеологию, сформировать внутри страны значимые политические субъекты.

Что касается осознания общих национальных интересов, вокруг которых формируется идеология «национального государства», то, по мнению некоторых историков, русские в силу целого ряда причин не сложились как собственно нация и скорее представляют собой «суперэтнос», цементируемый не столько национальными интересами, сколько наднациональными, цивилизационными. В условиях распада наднационального проекта, собственно этнической энергетики русских оказывается недостаточно для создания национального государства. Исследователи отмечают низкий уровень самоорганизациии русских, все возрастающую субэтничность – и региональную, и социокультурную. За время, прошедшее с распада СССР, русский этнос фактически не смог создать своей полноценной национальной государственности, а способность «цементировать» суперэтническое образование стал утрачивать (подтверждением чему стали острые конфликты на Северном Кавказе).

В результате все большую популярность приобретает модель социально ориентированного капитализма с государственным регулированием определяющих сфер жизни и широкой экономической свободой на его «нижних» этажах – в мелком, среднем бизнесе, торговле, сфере обслуживания. Наибольшее распространение среди сторонников различных идейно-политических течений получает идея социальной справедливости и национального возрождения, укрепления государственной мощи.

Таким образом, сегодня можно констатировать, что современное российское общество в полной мере подверглось процессам глобализации. Социокультурное пространство постсоветской России оказалось не в состоянии (скорее даже в нежелании) сопротивляться западным веяниям. Процессы глобализации в социокультурной сфере происходят во всем мире и Россия здесь не исключение. В этом процессе есть не только отрицательные, но и положительные стороны, такие как диалог культур, космополитизм и т. д. На наш взгляд, России необходимо попытаться найти цивилизационную идентичность в условиях глобализации.

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие.

1.Первобытная эпоха

Б. Зарождение магии и анимизма

2. Древний мир

А. Возникновение буддизма

3. Средневековье

Г. Возникновение ислама.

4. Новое время

Д.Реформация и возникновение протестантства.

5.Новейшее время

В. Число последователей христианства составляет  1 млрд 200 тыс. человек.

 

Список литературы

  1. Биндюков, Н. Г. Глобализация и Россия: парадигма, социально-политический аспект, стратегия левых сил / Н. Г. Биндюков. – М: ИТРК, 2004. – 367 с.
  2. Горшков, М. Российское общество как новая социальная реальность / М. Горшков // Общественное мнение. Права человека. – 2007. – № 1. – С. 38 – 43.
  3. История мировых цивилизаций. – М.: Владос, 2007. – 450 с.
  4. Кансузян, Л. В. Современное российское общество через призму постмодернистских концепций / Л. В. Кансузян // Безопасность Евразии. – 2008. – № 4. – С. 158 – 164.
  5. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 2007

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 25.69K
Скачано: 257
Скачать бесплатно
30.11.13 в 19:28 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе