Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №15

Контрольная по Истории Вариант №15 [06.11.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №15

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 35.62K | Скачано: 208 | Добавлен 06.11.13 в 13:52 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Тула 2012


Содержание

Задание 1. Охарактеризуйте основные типы исторических источников 3

Задание 2. Перечислите важнейшие культурные достижения античных государств 4

Задание 3. Назовите основные факторы развития человечества в Новое время. Какие из них представляются вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры 7

Задание 4. Перечислите базовые процессы и явления в развитии российского общества на современном этапе. Выделите наиболее существенные из них, обоснуйте свой выбор 11

Задание 5. Тест. Установите соответствие 14

1. Первобытная эпоха А.Возникновение буддизма

2. Древний мир Б. Зарождение магии и анимизма

3. Средневековье В. Число последователей христианства составляет 1 млрд 200 тыс. человек

4. Новое время Г. Возникновение Ислама

5. Новейшее время Д. Реформация и возникновение протестантства

Список литературы 15

 

Задание 1.Охарактерезуйте основные типы исторических источников

Существует несколько способов классификации исторических источников.

По типу фиксации информации можно выделить следующие типы исторических источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, кино-фотодокументы, фонодокументы, изобразительные. Сюда же можно отнести новейший тип исторических источников — цифровые. Типы исторических источников подразделяются на виды в зависимости от цели создания. Например, письменные источники делятся на следующие виды: законодательные акты, актовый материал, материалы делопроизводства, политические сочинения и проекты, публицистика, периодика, источники личного происхождения, документы политических партий и общественных организаций, статистические материалы, научные и учебные труды, литературные произведения, экономико-географические описания, сочинения иностранцев, справочные издания. Также выделяются роды источников, каждый из которых представляет собой локально-исторический комплекс объектов определенного типа и назначения. Например, летописи, конце XIX в. была также распространена классификация источников на остатки и предания.

Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота, а в качестве примера ненамеренного источника — древнеегипетский погребальный папирус. Таким образом, намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников — хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников — деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники, как правило передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например, по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам).

В качестве исторических источников, как правило, выступают первоисточники, на основании которых создаются вторичные источники, однако иногда и вторичный источник может выступать в качестве первичного, поэтому некоторые исследователи затрудняются сформулировать точное определение первичного и вторичногоисточника.

Задание 2. Перечислите важнейшие культурные достижения античных государств.

Античность – в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Так же иногда  Античностью называют любые очень древние времена, используя понятие синонимично слову «древность». В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.

Ранняя античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э.) Зарождение Римского государства.

Классическая античность (I в. до н. э. — II в. н. э), золотой век, время единства греко-римской цивилизации.

Поздняя античность (III—V вв. н. э.). Распад Римской империи. Распад Западной Римской Империи ознаменовал собой начало новой эпохи — средневековья.

ГРЕЦИЯ

Философия - Греция считается родоначальником философии. Античная философия-царица всех наук. Специфическое свойство древнегреческой философии – космологизм. Философские школы – свободные объединения вокруг учителей – Фалеса, Гераклита, Аристотеля. Высший этап развития философской культуры связан с деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля.

Литература - Является одним из самых значительных явлений древне- греческой культуры. К особо важным достижениям относятся: создание большинства литературных жанров, создание художественных произведений и образов, ставших классическими для последующей европейской литературы. Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Эврипид, поэты ГомерСафо, БаснописецЭзоп.

Скульптура - Скульптура занимала самый высокий статус в культуре. Скульптура прежде всего показывала красоту и гармонию человеческого тела, практически обожествляя его. Ваялись в основном статуи героев, спортсменов, богов и богинь. Высшие достижения эллинской художественной культуры связаны с именами ФидияМирона, Скопаса, Лисиппа.

Архитектура - Греки создали классическую архитектуру, привнеся множество новаций: создание архитектурных ордеров (ионический, дорический, коринфский), формирование архитектурных стилей (простиль, амфипростиль,  диптер, периптер). К шедеврам древнегреческой культуры относят Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (арх. Сострат), храм Артемиды.

Театр - Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств В честь бога Диониса. Первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах, ее осуществил афинский трагик Феспид.

Театральные действия имели большой размах, проводились целый день и представляли собой состязание авторов трагиков и комедиографов.

Праздники и зрелища - Народные торжества в честь Диониса и Деметры. Олимпийские игры, соревнования, философские споры, т.е. праздники более или менее спокойные и гармоничные.

РИМ

Философия - Римская философия не достигла такого размаха. До завоевания Греции не имели собственной философской школы. А после в основном постигали и комментировали греческих ученых. Главное – идея морального совершенствования и мистические настроения. Наиболее известные философы – Цицерон, Лукреций Кар, Сенека.

Литература - Римская литература была подражанием эллинской. В жанре поэзии блестяще проявили себя Вергилий, Овидий, Гораций. К литературным заслугам римлян относят создание эпистолярного жанра и биографического жанров - письма ЦицеронаСенеки, биографии Светония, Варрона.

Скульптура - Уделялось главное внимание индивидуальным качествам личности. Главное изображать не идеальную красоту человеческого тела или лица, а индивидуальные характеристики. Таким образом, главное развитие получил римский реалистический портрет. Значительные произведения римского скульптурного творчества – бюст Брута, статуи Августа, Марка Аврелия.

Архитектура - Практичность и утилитарность сказывались в архитектуре. Строили, прежде всего, дороги, акведуки, термы, амфитеатры. Стремление к пышности и грандиозности породили такие громады как Колизей и Пантеон.

Театр - Римский театр был более прозаичен. Создаваемые на сцене образы были лишены величия, монументальности, психологизма.

На передний план выступала чисто событийная сторона, живость действий, остроумные шутки. Отсутствие состязательности между авторами и актерами снижало стимулы к совершенству.

Праздники и зрелища - Грандиозные празднования триумфа победителя, когда весь город встречал героя - захватчика. Особенной популярностью пользовались жестокие зрелища – гладиаторские бои.

 

Задание 3. Назовите основные факторы развития человечества в Новое время. Какие из них представляются вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

Новое время - период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».

Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно, одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

Энергетическая теория

Освоение новых форм энергии: тепловой, электрической, ядерной.

Теория природных факторов

Великие географические открытия, природно-климатические ресурсы, географическое положение.

Демографическая теория

Численность и структура народонаселения.

Аграрная теория

Новые аграрные технологии, увеличение продовольственных ресурсов.

Теория водных путей сообщения

Вид основных водных коммуникаций: речных, морских, океанических.

Теория технологий связи

Ведущие технологии связи: почта. Телеграф, телефон, электронные сети.

Теория информационных технологий

Эволюция информационных основ (речь, печатный станок, Интернет)

Финансовые теории

Развитие финансовых технологий и системы налогообложения.

Маркетинговая теория

Путь от производителя к потребителю.

Комплексные теории

Институционная концепция Вебера. Религия, неформальные институты, система верований.

Марксистская теория

Смена формаций, борьба классов, рост производительных сил.

Теория модификаций

Группы модернизаторски или консервативно настроенных слоев.

Этническая теория Гумилева

Пассионарии и уровень пассионарности этноса.

Теория «хозяйственных порядков» Ойкена

Комбинация чистых «идеальных» базовых экономических систем - порядков.

Теория Цивилизаций

Модификация цивилизаций и смена лидирующих цивилизаций.

Теория исторических круговоротов

Развитие народов по циклам – историческим кругам.

Все перечисленные выше факторы в большей или меньшей степени влияли на развитие человечества в Новое время. Представляется, что одним из наиболее важных является теория природных факторов. Именно Великие географические открытия способствовали переходу от средневековья к Новому времени, вместе с эпохой Возрождения и подъёмом европейских национальных государств.

Великие географические открытия – период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе, которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими  дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых путей в « Индии» за золотом, серебром и пряностями.

Последствия великих географических открытий

Продукты из Нового света: 1. Кукуруза (Zea meys) 2. Помидор (Solanum Lycopersicum) 3. Картофель (Solanum tuberosum) 4.Вниль (Vanilla) 5. Каучук (Hevea Brasiliensis) 6. Какао (Theobroma cacao) 7. Табак ( Nicotiana rustica)

Европейская заокеанская экспансия привела к встрече раннее изолированных друг от друга цивилизаций, результатом чего стал Колумбов обмен.

Новые трансокеанские связи и усиление европейских стран  привело к наступлению эпохи империализма, когда европейские колониальные получили контроль над большей частью планеты.

Новая религия заменила старые «языческие» ритуалы, также распространились новые языки, политическая и сексуальная культура, а во многих регионах, в том числе Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Аргентине коренные народы были согнаны со своих исконных земель, их численность уменьшилась, и они стали зависимым меньшинством.

В XVI веке при династии Мин китайская экономика значительно стимулировалась торговлей с португальцами, испанцами и голландцами. Китай оказался вволочен в новую мировую торговлю ремесленными товарами, растениями, животными и продуктами питания, известную как колумбов обмен.  Торговля с европейскими странами и Японией принесла огромное количество серебра,  которая заменила медь и бумажные банкноты в качестве средства обмена в Китае.

С приходом в XVI веке новых сельскохозяйственных культур в Азию из Америки через  испанских колонизаторов связан быстрый рост азиатского населения. Несмотря на то, что большую часть китайского импорта составляло серебро, китайцы также приобретали культуры Нового Света у Испании, в том числе батат, кукурузу и арахис, которые хорошо прижились на землях, где традиционно выращиваемые китайцами зерновые - пшеница, просо и рис – не давали урожаев, что не могло не способствовать росту населения.

Итальянский иезуит  Маттео Риччи (1552-1610) стал первым европейцем, посетившим Запретный город, научил Китайцев производить спинеты и играть на них, переводил китайские тексты на латынь и тесно сотрудничал с китайским ученым Сью Гуанци (1562-1633) в сфере математики.

Другие последствия Великих географических открытий для Европы:

-Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии, контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.

-Расширение знаний в экономике и правоведения представителями Саламанкской школы, тесно связанными со знатоками  туземных культур.

-Научно-технический прогресс.

-Появление классических утопий Нового времени, сказанное с осознанием того, что существуют другие миры, другие культуры, другое устройство общества: в первую очередь это произведения Томаса Мора, Томаззо Кампанеллы. Данные утопии изображают изолированный мир, отрезанный от Европы географически, недоступный. Наиболее часто встречающимся видом границы выступает океан.

 

Задание 4. Перечислите базовые процессы и явления в развитии российского общества на современном этапе. Выделите наиболее существенные из них, обоснуйте свой выбор.

  В рамках российского модернизированного проекта необходимы институциональные и ценностные трансформации. Такая большая страна, как Россия,  не может делать ставку на эксплуатацию сохранившихся с домодернизационных времен природных и культурных объектов (например, на развитие туризма  как локомотив национальной экономики), что, однако, возможно для менее обширных стран.

Позитивным, адаптационным выходом для российской социокультурной системы является снятие всех препятствий, ограничений на путях межкультурного взаимодействия между цивилизацией-донором, т.е. Западом и цивилизацией-реципиентом, т.е Россией во всяком случае, в отношении институциональных форм организации социума, части ценностно-нормативной системы, технологий производства и потребления, моделей образа жизни. Минимум контроля над информационными потоками  как внутри, так и на границах российской социокультурной системы, работа над созданием  на всей территории России однородной, унифицированной с Единой Европой правовой среды – одна из актуальных задач нашей модернизации.

  Единственными ограничителями на этом направлении является национальная культура, язык и уровень экономического развития, уровень совокупной платежеспособности, способность оплатить инокультурные инновации.

  Второй тип модернизации часто отождествляют с вестернизацией, редуцируя её к колонизации, что неизбежно придает явлению оценочный, негативный смысл. Второй тип модернизации представляет собой максимальное раскрытие коммуникационных связей социокультурной системы с окружающим миром. Полноту его использования в последнее десятилетие российских реформ нельзя сравнить с модернизационной практикой в Западной Германии после второй мировой войны или в послевоенной Японии, но уровень открытости социокультурной системы беспрецедентен в российской истории.

  Известный российский философ, культуролог А.С. Ахиезер полагает, что «российское общество - это общество промежуточной цивилизации.

Оно вышло за рамки традиционности, но так пока не смогло перешагнуть границы либеральной цивилизации».

  Представляется, что одним из наиболее существенных процессов является модернизация российского общества на современном этапе. Именно в процессе модернизации происходит радикальное изменение политических институтов. Зарождение открытого общества, партийной демократии, изменение личности, доминирующей в обществе. Модернизация расширяет спектр возможностей и общий потенциал развития культуры и общества. Если говорить о глобальной модернизации, то она возможна только как восприятие, интериоризация институциональной сферы общества модерна. Модернизация представляет собой периодический и систематический процесс институционального объявления. Российская культура открыта воздействиям, как с Запада, так и с Востока. Причем Запад и Восток понимаются нами не в узко географическом смысле. А как различные социокультурные системы, характеризующиеся различными нормами, ценностями и моделями поведения.

Россия встала на путь «догоняющей модернизации», когда заимствовались технологические приемы, инструментальные знания, относящиеся к сферам промышленности, науки, военного дела.

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

 

А.Возникновение буддизма

2. Древний мир

 

Б. Зарождение магии и анимизма

 

3. Средневековье

 

В. Число последователей христианства составляет 1 млрд 200 тыс. человек

 

4. Новое время

 

Г. Возникновение Ислама

5. Новейшее время

 

Д. Реформация и возникновение протестантства

Ответ:

1-Б, 2-А, 3-Г, 4-Д, 5-В.

 

Список литературы

  1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  2. История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  3. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 35.62K
Скачано: 208
Скачать бесплатно
06.11.13 в 13:52 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе