Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №15

Контрольная по Истории Вариант №15 [07.11.12]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №15

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.39K | Скачано: 209 | Добавлен 07.11.12 в 13:10 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Задание 1. Охарактеризуйте основные типы исторических источников.

Ответ. Начнём с того, что между прошлым и результатом исследования учёных находится промежуточное звено. Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа.

Исторические источники - это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздаётся представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Существуют разные классификации исторических источников. Например, Л.Н. Пушкарев (историк и филолог) выделяет следующие семь типов источников:

1. письменные;

2. вещественные;

3. этнографические;

4. устные;

5. лингвистические;

6. фото-кинодокументы;

7. фонодокументы.

В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам.

  1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).
  2. Изобразительные источники:

а) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);

б) изобразительно-графические;

в) изобразительно-натуральные (прежде всего, фотографии, кинокадры).

Словесные источники:

а) разговорная речь;

б) памятники устного творчества (фольклор);

в) письменные памятники (включая эпиграфические) во всём многообразии содержания и формы - видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.

Конвенционные источники во всём их многообразии. Сюда можно отнести

все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).

Поведенческие источники.

Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) - коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)

Звуковые или аудиальные источники.

Это звуки в широком и узком смысле.

Извлекая информацию из источника, важно помнить два существенных момента:

1. Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.

2. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передаёт события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Произведения, которые люди создают в процессе осознанной целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей. Они же несут ценную информацию о тех людях и о том времени, когда были созданы. Чтобы её получить, необходимо понимать особенности возникновения исторических источников.

Источники при всём многообразии структуры, содержания, происхождения и обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания.

Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа постоянно обогащаются и развиваются в ходе научно-практической работы с историческими источниками.

Важны для исследователя законодательные акты, статистические источники, делопроизводственная документации государственных учреждений и общественных организаций, материалы планирования народного хозяйства, судебно-следственные материалы, дипломатические документы, периодическая печать, мемуары.

 

Задание 2. Перечислите важнейшие культурные достижения античных государств.

Ответ. Под античными государствами принято понимать Древний Рим и Древнюю Грецию. Культура этих государств явилась прообразом того, что мы наблюдаем в современном мире.  В свою очередь, античная культура - это культура также Древнего Рима и Древней Греции, которая заложила основы европейской культуры. Слово «античный» означает «древний».

Основой общественной жизни в античных государствах был полис, то есть город-государство, объединявший город и окружающие земли с сёлами. Полис был самостоятельной политической, хозяйственной, культурной единицей, объединением свободных граждан. Именно с развитием полисов сложилась система архитектурных ансамблей, которая нашла своё дальнейшее развитие в классический период.

Античная культура характеризовалась тем, что взгляд на человека был направлен как на уникальное явление природы. Извечное стремление к гармоничному развитию человека, единство физической и духовной красоты находились в центре античной философии, искусства, мифологии. Всё это обусловило большое значение античной эпохи для человечества, его культурного развития.

Ниже рассмотрим конкретнее культурные достижения античных государств:

Философия. Греция считается родоначальником философии. Античная философия - царица всех наук. Специфическое свойство древнегреческой философии - космологизм. А высший этап развития философской культуры связан с деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля.

Литература является одним из самых значительных явлений древне- греческой культуры. К особо важным достижениям относятся: создание большинства литературных жанров, создание художественных произведений и образов, ставших классическими для последующей европейской литературы. Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, баснописец Эзоп.

Что касается римлян, то к их литературным заслугам относят создание эпистолярного и биографического жанров - письма Цицерона, Сенеки, биографии Светония, Варрона.

Скульптура. В Риме главное внимание уделялось индивидуальным качествам личности. Главное изображать не идеальную красоту человеческого тела или лица, а индивидуальные характеристики. Таким образом, главное развитие получил римский реалистический портрет.

Архитектура. Греки в свою очередь создали классическую архитектуру, привнеся множество новаций: создание архитектурных ордеров (ионический, дорический, коринфский), формирование архитектурных стилей.

Практичность и утилитарность сказывались в архитектуре римлян. Строили, прежде всего, дороги, акведуки, термы, амфитеатры. Стремление к пышности и грандиозности породили такие громады как Колизей и Пантеон.

Театр. Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств в честь бога Диониса. Первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах. Театральные действия имели большой размах, проводились целый день и представляли собой состязание авторов трагиков и комедиографов.

Римский театр был более прозаичен. Создаваемые на сцене образы были лишены величия, монументальности, психологизма. На передний план выступала чисто событийная сторона, живость действий, остроумные шутки. Отсутствие состязательности между авторами и актёрами снижало стимулы к совершенству.

 

Задание 3. Назовите основные факторы развития человечества в Новое время. Какие из них представляются вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

Ответ. Хронологически Новое время охватывает события 16-19 веков. Новое время стало эпохой глубоких перемен в социальной, экономической, политической и культурной сферах жизни. Эта эпоха заняла более краткий по сравнению с Древним миром или Средневековьем период, но получила в европейской истории исключительное значение.

Рассмотрим основные явления и процессы, протекающие в период Нового времени.

Эпоха Возрождения или Ренессанса - это эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV - последняя четверть XVI веков.

Культурные изменения  возникли вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Развитие знаний в XIV-XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём. Великие географические открытия изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии.

Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери, который истинно раскрыл сущность людей того времени в своём произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией». Этим названием потомки явили свое восхищение грандиозным созданием Данте. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур - в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма.

Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзаж как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум».

Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII века, другие - к середине XVIII в.

Просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право и т.п.)

Отметим, что для европейской истории эта эпоха Нового времени имеет исключительное значение. Многие историки называют её "временем великого прорыва", и этому есть все основания. Именно в этот период значительно возрос уровень производительных сил, изменились формы организации производства, благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда, и ускорились темпы экономического развития.

Важным фактором развития человечества в Новое время являются Великие географические открытия. Они способствовали переходу от средневековья к Новому времени, а также имели очень важные экономические и социально-экономические последствия. Географические открытия раздвинули границы западного мира и расширили кругозор европейцев. Развитие торговых связей углубило процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового.

За счёт перемещения торговых путей, прежде всего, продвинулось развитие мировых производительных сил; известная к тому времени территория увеличилась за XVI век в шесть раз, на ней всё меньше оставалось белых пятен. Торговые пути из Северного, Балтийского и Средиземного морей переместились в Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Благодаря этому торговые пути связали между собой континенты. Мореплавание позволило установить стабильные экономические связи между отдельными частями мира и обусловило формирование мировой торговли. Передислокация торговых связей определила быстрые темпы экономического развития европейских стран, расположенных на побережье Атлантического океана, и замедлила развитие Германии, Скандинавских стран, Южной Германии и особенно Италии, оставшихся феодальными.

Географические открытия в Новое время (некоторые примеры):

"Революция цен" явилась периодом значительного повышения товарных цен вследствие падения стоимости благородных металлов, выполняющих функцию всеобщего эквивалента. Р.ц. различно отразилась на развитии стран и материальном положении отдельных слоёв населения. Но замечено, что рост производительности труда в золотодобывающей промышленности, а следовательно, падение стоимости благородных металлов (прежде всего серебра - основного денежного металла в 16 в.) привело к повышению товарных цен в 2,5-4 раза. Реальные доходы населения упали вследствие роста цен и отставания от роста зарплаты. "Революция цен" создала благоприятные условия для спекулятивных сделок. Но феодалы, получавшие в этот период фиксированную ренту деньгами, проиграли. Таким образом, и "революция цен" вела к ускорению формирования капиталистического хозяйства и разложению феодализма.

Развитие науки. "Великий прорыв" Европы был обусловлен также взлётом научной мысли, которая отвергла многие традиционные представления и разрушила привычную картину мира. Огромный рывок произошел в технике и естественных науках, что определялось потребностями практики - Великие географические открытия, развитие военного дела, предпринимательства и торговли требовали применения новых машин.

Для эффективного использования природных ресурсов были необходимы внедрения новых химических процессов, для развития военного дела - знания точных законов механики, для целей навигации - точные приборы. Именно в этот период опытным путём было доказано, что Земля имеет форму шара. Началось изучение явлений магнетизма, законов преломления света. В XVI-XVII вв. появились ртутный барометр, телескоп, микроскоп. Они расширили сферу познаваемой реальности: стало возможным изучение явлений, которые раньше были невидимы невооруженному глазу. Появились машины, заменявшие ручной труд, был изобретён печатный станок.

Качественный скачок в науке, произошедший в XVI-XVII вв., называют первой научной революцией. Успехи науки подтверждали безграничные возможности человека и нацеливали его на преобразовательную деятельность. К этому призывал и Ф. Бэкон, который доказывал, что мир, природу надо изучать, доверяя только научному эксперименту, опыту. Он считал, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные отношения. Поэтому Ф. Бэкона правомерно считают родоначальником Просвещения, определившего общественное развитие Европы в XVIII в.

Взлёт науки, потребности практики обусловили существенные изменения и совершенствование средств производства, а следовательно, развитие промышленности. Законы экономического развития вели к необходимости перехода от мелкого производства к крупному, к широкому распространению мануфактур.

Все эти процессы, протекавшие в период Нового времени, оставили неизгладимый след на дальнейшем развитии человечества. Не произойдя эти события в определённый период времени, мы бы уже не имели того, что имеем сейчас. Каждое изменение - это шаг человечества вперёд. Новое время и его события создали тот мир современной цивилизации, в котором мы сейчас живем.

 

Задание 4. Перечислите базовые процессы и явления в развитии российского общества на современном этапе. Выделите наиболее существенные из них, обоснуйте свой выбор.

Ответ. Начнём с процесса, который активно протекает в современной России.

Урбанизация - это процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылками урбанизации являются рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, а также углубление территориального разделения труда. При этом приток сельского населения в города увеличивается, и возрастает маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по бытовым надобностям и пр.).

Процесс урбанизации протекает за счёт того, что идёт преобразование сельских населённых пунктов в городские; происходит миграция из сельской местности в городскую.

На 2010 год процент городского населения составил 73.7% (высокий уровень урбанизации).

Стоит отметить, что в 1990-1999 годах происходило разворовывание бюджетных средств правящей элитой; абсолютное и относительное обнищание населения страны; безработица, ликвидация предприятий, а также невыплата заработной платы; углубление разрыва в доходах между богатыми и бедными. Всё это можно отнести к негативным процессам на этот период времени.

Важно выделить и положительные моменты на данном этапе. Начали развиваться рыночные отношения, граждане России начали процесс адаптации к новым экономическим условиям; выделился социальный слой собственников-предпринимателей, за счёт высвобождения частной инициативы.

Особо стоит разобрать период, когда к власти приступил В.В. Путин. Инициативность и активность нового президента во внутренней и внешней политике способствовали укреплению российской государственности, определенной экономической стабильности страны и повышению её авторитета на международной арене.

В последние годы наблюдается экономический рост (примерно на 5-7% в год), доходы населения увеличились в среднем на одну треть, значительно укрепил свои позиции российский рубль. Однако определенные успехи, по мнению многих политиков и экономистов, достигнуты не за счёт роста промышленного производства и улучшения качества производимой продукции, а за счёт увеличения экспорта невоспроизводимого сырья и необычайно высоких цен на нефть.

Президент России в своём ежегодном послании Федеральному собранию (2007 г.) вынужден был признать, что страна восстановила лишь 80% утерянного с 1989 г. уровня развития и что 30 млн. россиян живут за чертой бедности.

Современная система образования. История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведёт к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров.

Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Учёные подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного образования. Социальная роль образования заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены:

- на обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

- совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;

- улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчёркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.

Международные отношения. Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной - двухполюсной.

Тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению.

Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в середине XX века, в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшественников. Она способствовала резкому повышению производительности труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: возникло множество неординарных, так называемых глобальных проблем, которые встали перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же время взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, императивно, повелительно требующий не разобщения и противостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя сохранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как нынешнего, так и грядущих поколений людей.

Положительные сдвиги в отношениях между ведущими странами мира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений, сняли былую напряженность в международных отношениях.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что Россия действительно заинтересована в развитии отношений с другими странами.

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие:

  1. Первобытная эпоха

А. Возникновение буддизма

  1. Древний мир

Б. Зарождение магии и анимизма

 

В. Число последователей

христианства составляет

1 млрд. 200 тыс. человек

  1. Новое время

Г. Возникновение ислама

  1. Новейшее время

Д. Реформация и возникновение

протестантства

Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-Д, 5-В.

 

Литература:

  1. Всемирная история: учебник для вузов/ под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  2. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  3. – Федеральная ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.39K
Скачано: 209
Скачать бесплатно
07.11.12 в 13:10 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе