Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Методы сбора эмпирической информации: социологическая информация

Методы сбора эмпирической информации: социологическая информация [24.05.13]

Тема: Методы сбора эмпирической информации: социологическая информация

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 40.57K | Скачано: 301 | Добавлен 24.05.13 в 02:18 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Тула 2012


Содержание.
1. Опрос и его разновидности 2
2. Качественные методы: casestudy, фокус-групп 8
3. Практическое задание 13
4. Список использованной литературы 14

1. Опрос и его разновидности.
Социологическая информация – совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых из различных источников как объективного, так и субъективного характера.
Основные требования, предъявляемые к социологической информации:
•    полнота;
•    репрезентативность;
•    надежность;
•     достоверность;
•    обоснованность;
•    актуальность.
По способу получения информация может быть первичной и вторичной.
Первичная информация – это данные, полученные в результате специально проведенного исследования. Вторичная информация – результат обработки различных документов.
В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (конкретными). Если первые ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий, возникающих в ней и требующих своего обнаружения и разрешения, то вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. Зачастую исследования могут иметь смешанный характер и выступать как теоретико-эмпирические.
Основные методы сбора первичной информации:
•    опрос;
•    наблюдение;
•    фокус-группы;
•    метод casestudy;
•    эксперимент.
Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанной на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей - с другой.
Опрос - это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки можно получит значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Таково существенное достоинство метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять.Именно поэтому опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.
Основныевиды опросов:
•    письменный (анкетирование)
•    устный (интервьюирование).
Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкете работает с группой 15-20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом "один на один" с вопросником.
Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей:
1)    Первая - вводная - представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкетыи гарантируется анонимность ответов. Вводная часть - это настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты.
2)    Вторая часть анкеты - основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить "конкретные" вопросы - простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.
3)    В третьей части анкеты - так называемой "паспортичке" (она иногда помещается вначале) выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).
Виды анкетирования:
1. По числу респондентов:
•    индивидуальное анкетирование (один респондент);
•    групповое анкетирование (несколько респондентов);
•    массовое анкетирование (от сотнидо тысячи респондентов).
2.По полноте охвата:
•    сплошное (опрос всех представителей выборки);
•    выборочное (опрос части выборки).
3. По типу контактов с респондентом:
•    очное (в присутствии исследователя-анкетера);
•    заочное (анкетер отсутствует);
•    рассылка анкет по почте;
•    публикация анкет в прессе;
•    публикация анкет в интернете;
•    вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т.д.
Интервью - это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.
Интервью - специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора информации "королевским". Он недоступен естественным наукам, ибо "скалы не разговаривают". Преимущества метода интервью перед письменным опросом заключается в следующем:
•    при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
•    этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
•    опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование - сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает "эффект избирательного слушания", что снижает качество получаемой информации.
По технике проведения интервью подразделяется на:
формализованное (стандартизированное) - предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов;
свободное (не стандартизированное) - отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит свободная беседа по поставленной проблеме;
фокусированное - предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов.
Существует еще одна классификация интервью - групповое и индивидуальное, в зависимости от того, кто выступает респондентом.
Вопросы классифицируются по ряду оснований:
•    структуре,
•    функциям,
•    содержанию,
•    форме.
Также вопросы делятсяна открытые, полузакрытые и закрытые. Открытые - не предлагают респонденту никаких вариантов ответов. Открытые вопросы дают возможность высказать предельно подробно мнение, здесь велика вероятность получить интересные и подчас неожиданные суждения и оценки респондента. Главная трудность открытых вопросов - в сложности формализации и обработки ответов. Закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (перечень альтернатив), а он должен выбрать один или несколько из них.
По своим функциям вопросы делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки. Об основных речь уже шла выше. Это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные выступают как проверочные по отношению к основным. Если, к примеру, основной вопрос стоит так: "В какой мере Вы удовлетворены своей работой?", то контрольный вопрос может быть сформулирован иначе: "Хотели бы Вы сменить свою работу?"
Роль фильтрующих вопросов состоит в том, чтобы отделить респондентов, могущих ответить на один из основных вопросов от тех, кто этого не может.
Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых. По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, мнениях.
По форме выделяют прямые вопросы, относящиеся непосредственно к личности респондента (например, "Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?", "Удовлетворены ли Вы Вашей работой?") и косвенные вопросы, выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом (например, "Здесь приведены три суждения о событиях X.Какое из них Вы считаете наиболее справедливым?"). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают его представления о престиже, самоуважении, социальной и психологической дистанции в ходе опроса и т.д.
В прожективных вопросах ситуация как бы предполагается, задается (например, "Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете.Вернулись бы Вы на прежнее место работы?").
Выбор того или иного метода зависит от ряда обстоятельств: степени разработанности изучаемой проблемы в научной литературе, возможностей социолога или социологической группы, целей и задач проводимого исследования.
В большинстве социологических исследований применяется не один, а несколько методов сбора информации, что усиливает надежность и достоверность получаемых данных.

2. Качественные методы:casestudy, фокус-групп.
Большой объем информации, необходимой исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. Анализ содержания документальных источников в ряде случаев позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы. Социолог обращается к анализу таких документов как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация.
Документ – средство закрепления различными способами на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Информация может фиксироваться с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д.
Анализ документов – метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов.
Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую и емкую информацию об этой действительности. Поэтому не следует планировать, а тем более выходить на полевые исследования, не получив предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если они имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т. д.
В основном документы принято классифицировать по способу документации содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован.
Таким образом, документы делятся на:
Письменные –
Статистические –
Иконографические –
Фонетические –
Существуют самые разнообразные методы анализа документов, однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований являются традиционный и формализованный.
 Традиционный (классический) анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Фактически  это интерпретация содержания документа, его толкование. Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Данный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания.
Контент-анализ (научный анализ содержания документа) - это метод исследования, который применяется в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др.
Развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями, т.е. они применяются всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской и зрительской аудиторией. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.
Особенность контент-анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации: прессы, телевидения, радио. Но он используется и при анализе документов: любого вида отчетности, протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров, соглашений и т. п. Этот метод часто используется различными спецслужбами: до 80% самой секретной информации добывается с его помощью.В социологическом исследованиив качестве объекта анализа выступают газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры и т. д. На основании их изменений можно судить о тех или иных тенденциях, политических и идеологических установках, раскладе политических сил, функционирования интересующих социальных институтов, общественных организаций и партий, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа.
Условия применения контент-анализа:
•    При требовании высокой степени точности и объективности анализа;
•    При наличии обширного по объему несистематизированного материала;
•    При работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубоких интервью, если категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах;
•    Когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.
Качественные методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых явлений.Отказ от широты охвата компенсируется «глубиной» исследования, т.е. детальным изучением явления. Качественные исследования позволяют получить глубокую, развернутую информацию о предмете исследования. В отличие от количественных, качественные исследования фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.
Анализ случая (casestudy) – углубленное выборочное исследование какой-либо проблемы на одном отдельно взятом, но представительном объекте (отдельный индивид или малая группа). При этом предмет исследования, его взаимосвязь с объектом изучаются с большей подробностью и тщательностью.
Для сбора данных используются:
•    наблюдение;
•    интервью;
•    протоколы;
•    тесты;
•    архивные документы;
•    артефакты;
•    аудио- и видеозаписи;
•    записи испытаний.
Основное требование к наблюдателю – дать наиболее детальное описание, которое позволит восстановить живую атмосферу события. Сущность исследования заключается в том, чтобы детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию.
Фокус-группы – один из методов сбора данных, представляющий собой групповую дискуссию, сфокусированную на определенной, интересующей заказчика теме. Как правило, в дискуссии участвуют 8-12 участников-респондентов и модератор-исследователь, который следит за тем, чтобы дискуссия шла по нужному направлению и ни один из вопросов не был упущен. Фокус-группы можно использовать для генерирования идей, изучения терминологии и выяснения моделей поведения потребителей.
Обычно метод фокус-группыприменяетсяв сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль. Кроме того, он включает в себя элементы количественных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки и др.).
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта.
Особенность наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации – способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем его богатстве, поставлять разносторонниевпечатления об исследуемом объекте. Здесь могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп).
Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации, обычно оно применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям.
В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различают:
1. Невключенное (внешнее) наблюдение - исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваются в их ход, не задают никаких вопросов - они просто регистрируют ход происходящих событий.
2. Включенное наблюдение, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Включенное наблюдение может быть как открытым так и скрытым. В первом случае объект знает, что за ним наблюдают, и, естественно, вносит соответствующие коррективы в свое поведение, т. е. исследователь показывает возмущающие воздействия на объект. При этом теряется чистота эксперимента, опыта, исследования. При скрытом наблюдении данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этической стороне сбора первичной информации.
Преимуществом данного метода в сравнении, например, с интервью, является то, что присутствие наблюдателя не вызывает искусственных изменений в исследуемой ситуации. Наблюдение как метод используется в тактике этнографического исследования и casestudy как фиксирование форм жизнедеятельности определенной группы.
При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социальной информации у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с гарантированием репрезентативности (достоверности) данных. Наблюдатель фиксирует относительно локальные события, факты. Практически трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения мотивов действующих лиц. Вероятность ошибок возможна еще и потому, что социолог не только наблюдает, у него всегда есть своя система (мера) отсчета. Опираясь на эту систему, социолог по своему толкует, интерпретирует те или иные факты, события. Но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает также и объективную ситуацию. Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности в результатах наблюдения. С целью получения объективной информации об изучаемом явлении, социальном факте  используются способы контроля: наблюдение за наблюдением; контроль другими методами; обращение к повторному наблюдению; исключение из записей оценочных терминов и т. п.
Наблюдение считается достоверным, если при повторении его в тех же условиях и с тем же объектом дает те же результаты.

3. Практическое задание.
Представьте, что вы выбираете для работы кандидатуру социолога из числа специалистов, имеющих:
•    философское образование и курсы социолога
•    социологическое образование
•    инженерное образование и курсы социолога
•    историческое образование ( или  педагогическое, юридическое) и курсы социолога
Какой вариант вы бы выбрали? Объясните.

Ответ:
Если бы мне пришлось подыскивать на работу социолога и, передо мной стоял выбор из специалистов, имеющих философское образование и законченные курсы социолога, социологическое образование, инженерное образование и курсы социолога, а так же историческое образование (или педагогическое, юридическое) и курсы социолога. В этой ситуации я бы выбрала специалиста, у которого есть социологическое образование, потому что он обладает более глубокими знаниями в этой области, нежели человек, закончивший лишь социологические курсы, ведь они дают более поверхностные знания.
При этом, я считаю, что каждый из предложенных кандидатов, может работать социологом и иметь большие успехи в той специальности, в которой он получил высшее образование, ведь кто, как не он знает все тонкости своей профессии.

Список использованной литературы.
1.    Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология Учебное пособие для вузов. -  М., 2003.
2.    Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 3-е изд., - М., 2003.
3.    Социология. Учебник для вузов / под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3-е изд., - М., 2004.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 40.57K
Скачано: 301
Скачать бесплатно
24.05.13 в 02:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе