Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Методы сбора эмпирической информации: case study, фокус-групп

Методы сбора эмпирической информации: case study, фокус-групп [02.10.11]

Тема: Методы сбора эмпирической информации: case study, фокус-групп

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.27K | Скачано: 291 | Добавлен 02.10.11 в 23:20 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Опрос и его разновидности
1.1 Социологическая информация и требования к ней 4
1.2 Метод опроса, его разновидности и области применения 5
1.2.1 Квартирный опрос 5
1.2.2 Холл-тест 5
1.2.3 Уличный опрос 6
1.2.4 Телефонный опрос 7
1.2.5 Анкетирование 8
1.2.6 Интренет-опросы 8
2. Качественные методы case study, фокус-групп 9
2.1 Классификация документов 9
2.2 Традиционный анализ 10
2.3 Контент-анализ 10
2.4 Метод наблюдения и виды наблюдения 11
2.5 Программа наблюдения 12
3. Практическая часть 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ
Жизнь ставит очень много вопросов, на большинство из них помогает найти ответ наука социология.
Социологические исследования помогают обеспечить бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, быта и досуга, состоянием морально-психологического климата.
Каждый из этапов социологического исследования – это сложный трудоемкий, требующий специальной подготовки, но разносторонний и увлекательный процесс. Наибольший интерес составляет подробное рассмотрение сбора социологической информации, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания, столь необходимые для обогащения и нормального функционирования науки. Если базис других этапов уже на имеющихся данных: разработка программы – на заранее имеющихся, а обработка и анализ – на вновь полученных, то сбор социологической информации нацелен именно на «свежее сырье» - те самые  новые сведения, обобщая и перерабатывая которые, социолог строит научную теорию, помогающую глубже объяснить реальный мир и предсказать будущие события.
 При этом достоверность новой информации зависит прежде всего от того, какими способами, приемами и средствами она была получена. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о методах сбора данных в социологических исследованиях.

1. ОПРОС И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ
1.1 Социологическая информация и требования к ней
Социологическое исследование - исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений; изучение многих случаев, их статистическое обобщение и сравнение (существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог).
Социологическая информация. Этот термин встречается в литературе, когда говорят о данных, с которыми работает в ходе исследования социолог. Выделяется первичная и вторичная информация социологическая. Первичная информация социологическая это все те сведения об объектах социологического исследования, которые могут быть получены с помощью анкетного опроса, интервью, наблюдения, социального эксперимента и других аналогичных методов, а также из личных документов обследуемых и первичной документации учреждений и предприятий. Характерная особенность этого вида информации состоит в том, что она получена в форме, не приспособленной для непосредственного ее использования. Под вторичной информацией социологической понимается информация, обработанная и представленная в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и других результатов обработки первичной информации социологической. Вторичная информация социологическая это сжатая, обобщенная, удобная для использования в научных исследованиях и управлении первичная информация. На ее основе делаются выводы, имеющие значение для науки и практики.
Содержанием социологической информации является взаимодействие людей как членов тех или иных общностей, определяющее их роль и положение в обществе, способы и виды их жизнедеятельности в данных конкретных условиях.[6]
Социологическая информация включает результаты исследований, во-первых, сознательных и неосознанных элементов жизнедеятельности людей, во-вторых, проявлений социального и личного опыта, в-третьих, фактов целенаправленной и специально организованной мыслительной деятельности, событий эмоциональной сферы жизнедеятельности больших групп людей.

1.2 Метод опроса, его разновидности и области применения
Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.[4]

1.2.1 Квартирный опрос
Опрос по месту жительства респондента подходит для решения большинства задач связанных с изучением потребителей.
Территория населенного пункта, в котором проводится опрос, разбивается на участки примерно одинаковой площади. На  каждом из участков выбирается стартовая точка. Интервьюер движется по маршруту согласно набору заранее установленных правил движения.
Достоинства квартирного опроса: возможность проведения продолжительных (до 40 минут) интервью; возможность демонстрации респонденту стимульных материалов (карточек, образцов продукции и т.д.); простота проведения контроля работы интервьюеров.
Недостатки квартирного опроса: высокие требования к квалификации интервьюеров; относительно высокая стоимость проведения интервью; проблемы, связанные с недоверчивостью/ подозрительностью респондентов.[5]

1.2.2 Холл-тест
Холл-тест – это опрос с центральной локацией.
Данный способ проведения опроса чаще всего применяется для тестирования рекламных материалов, упаковки продукта, вкуса продукта (hall-test).
Интервью проводится в арендуемом помещении со свободным доступом (библиотека, кинотеатр, ресторан и т.п.). Респонденты могут рекрутироваться(привлекаться) как на улице, непосредственно перед началом интервью, так и заранее.
Достоинства холл-теста: возможность проведения достаточно продолжительных (до 35 минут) интервью; возможность использования стимульных  материалов (карточек, плакатов, упаковок продукта, самого продукта); простота проведения контроля работы интервьюеров.
Недостатки холл-теста: "качество" респондентов сильно зависит от месторасположения точки, в которой проводится опрос; неслучайность выборки (в выборку попадают, как правило, жители одного района, либо респонденты, работающие в одном районе); сложность рекрутирования отдельных групп респондентов (автомобилисты, активно работающие и т.п.).[5]

1.2.3 Уличный опрос
Уличный опрос, опрос в местах продаж (опрос покупателей в магазине), опрос в местах скопления потребителей.
Может применяется для решения широкого круга маркетинговых задач.
Интервью проводятся на улице, или на выходе из торговых точек/ в торговых точках, или в местах скопления потребителей.
Достоинства уличного опроса: высокая скорость проведения опроса; относительно низкая стоимость проведения опроса; кроме того, при проведении опроса в местах продаж и/или опроса в местах скопления потребителей появляется возможность опросить некоторые специфические группы респондентов.
Недостатки уличного опроса: ограничения на продолжительность интервью (до 10 минут); относительная сложность организации контроля за работой интервьюеров; сильное влияние погодных условий (снег/ дождь/ мороз/ветер); сложность получения разрешения на проведение опроса в торговых точках (для магазинных опросов/ опросов в местах скопления потребителей), этот процесс может занять продолжительное время и стоить достаточно дорого.[5]

1.2.4 Телефонный опрос
Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования (например, на В2В-рынках ).
На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.
Достоинства телефонного опроса: высокая скорость проведения опроса; относительно низкая стоимость проведения опроса; возможность широкого географического охвата; возможность добраться до труднодостижимых для других видов опроса групп респондентов (молодые специалисты, главные бухгалтеры, и т.д.); легкость контроля качества работы интервьюеров.
Недостатки телефонного опроса: серьезное ограничение продолжительности интервью (до 7 минут); невозможность использования стимульных материалов; низкий уровень телефонизации средних и небольших городов России.[5]

1.2.5 Анкетирование
Анкета — это система вопросов, объединенная единым замыслом и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входит упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Оно целесообразно в двух случаях: (1) когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время, (2) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
Достоинства анкет на самозаполнение: относительно низкая, в некоторых случаях, стоимость проведения; отсутствие «эффекта интервьюера»; более высокая откровенность респондентов.
Недостатки анкет на самозаполнение: недостаточная скорость сбора данных; проблема возврата анкет; проблема репрезентативности выборки.[5]

1.2.6 Интренет-опросы
При существующем количестве пользователей Интернета – может применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории состав которой можно контролировать (например, опрос сотрудников предприятия, опрос с предварительным оффлайн-рекрутингом и т.д.).
Достоинства интернет опросов: оперативность результатов.
Недостатки интернет опросов: стоимость и время опроса практически полностью зависит от посещаемости площадок, на которых проводится опрос; стихийность выборки; нерепрезентативность выборки; отсутствие контроля за действиями респондента.[5]

2. Качественные методы case study, фокус-групп
В социологических исследованиях часто применяется анализ документов, имеющихся в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития.
    Как правило, под документом в социологии подразумевая те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе.
Анализ документов – важная область социологии. Документ всегда несет знаковую или образную информацию, зафиксированную людьми на каком-то носителе.
С целью преодоления субъективизма в подходе к документам был разработан контент-анализ. [3, ст. 94-97]
Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую и емкую информацию об этой действительности. Поэтому не следует планировать, а тем более выходить на полевые исследования, не получив предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если они имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т.д. Например, социологическое исследование, посвященное изучению свободного времени жителей того или иного города, может быть начато с получения статистических данных об использовании библиотек, посещении театров, концертов и т.д.

2.1 Классификация документов
Однако чтобы использовать возможности предоставляемые  документами,   следует в свою очередь получить системное представление обо всем их многообразии. Ориентироваться во всем многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован. По форме фиксации информация делится на:
•    письменные документы (текстовая форма изложения);
•    статистические данные (цифровая форма изложения);    
•    иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
•    фонетические документы.

2.2 Традиционный анализ
Существуют самые разнообразные методы анализа документов, однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований являются традиционный (классический) и формализованный (количественный).
Под традиционным, классическим анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Фактически же это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование. Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Такой анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания. Однако слабостью традиционного анализа документов является субъективизм; как бы ни был добросовестен социолог-исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно, предельно объективно рассмотреть, оценить информацию, содержащуюся в документе, его интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективной, «его» интерпретацией.

2.3  Контент-анализ
Стремление преодолеть субъективность  традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.
         Контент-анализ, или научный анализ содержания текста (документа), — это метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. Развитие контент-анализа преимущественно связано с социологическими исследованиями, он применяется всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудиторией. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.
При своем рождении контент-анализ был использован для изучения текстовых газетных материалов. И сейчас наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации: прессы, телевидения, радио. Но он используется и при анализе документов: любого вида отчетности, протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров, соглашений и т.п. Этот метод часто используется различными спецслужбами: до 80% самой секретной информации добывается с его помощью и поныне.[1, ст. 369-372]

2.4 Метод наблюдения и виды наблюдения
Это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Использование метода наблюдения связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме. Особенности метода связаны с тем, что ситуация как правило уникальна и дает моментальный анализ на месте. Наблюдение позволяет избежать влияния респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации. Существуют следующие виды наблюдений:
1.    Включенное — означает работу социолога в коллективе в качестве его члена, когда остальные члены не знают, что в их среде находится исследователь, или знают, но расположены к нему и доверяют ему;                               
2.    Невключенное – означает, что социолог наблюдает за объектом, не участвуя в деятельности группы, не вступая с ее членами в прямые контакты;
3.    Полевое – проводится в естественной обстановке в реальной жизненной ситуации;                           
4.    Лабораторное – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях. Используется чаше всего в экспериментальных исследованиях;
5.    Структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации результатов);
6.    Стандартизированное (формализованное) – проводится по ранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования, точно знает, что и как будет наблюдать, когда другими методами получить необходимую информацию невозможно;                                            
7.    Нестандартизированное — применяется на начальной стадии исследования с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования;
8.    Научное — ведется по программе, в которой заранее предусмотрены временные рамки, определены людские и финансовые ресурсы, место проведения, выборка, факты, подлежащие изучению;
9.    Систематическое — это регулярная фиксация действий, ситуаций, процессов в течение определенного временного периода.  Оно позволяет социологу выявить закономерности развития наблюдаемых явлений и процессов. Его можно проводить с интервалом или частотой, заранее определенной в программе: каждый день, один день в неделю, одну неделю каждый месяц и т.д.;
10.    Случайное — проводится в ситуациях, когда изучению подвергаются заранее не запланированные действия, ситуации, явления.

2.5 Программа наблюдения
Этапы наблюдения:
1.   Определение цели и задач наблюдения, выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.     
Цель наблюдения определяется его направленностью.
Задачей наблюдения может быть: предварительная ориентировка в объект наблюдения, выдвижение и проверка гипотез, уточнение и проверка результатов, полученных другими методами.
Объектом наблюдения могут быть отдельные лица в различных ситуациях общения, малые и большие группы, общности. Наблюдаемые ситуации могут быть естественными и экспериментальными, управляемыми и неуправляемыми наблюдателем, спонтанными и организованными и т.д.                                                     
Предметом наблюдения бывают вербальные (речевые акты, их содержание, последовательность, интенсивность, эмоциональность и т.д.) и невербальные акты поведения отдельного человека, в определенной социальной среде или ситуации.
2.    Выбор способа наблюдения,  наиболее полно обеспечивающего сбор необходимой информации.
3.    Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта, который определяется целями и задачами, объектом и предметом, видом наблюдения.                                 
4.    Регистрация результатов наблюдения может производится в блокнотах, в специально разработанных карточках, в протоколах. При   многодневных  систематических наблюдениях используются дневники наблюдения, куда заносится информация. В последние годы широко применяются фото-, кино-, видеоаппаратура, хотя есть некоторые ограничения их применения: технические средства не всегда можно применить с точки зрения места проведения наблюдения, а подслушивание и подсматривание нарушают права личности.
Преимущества наблюдения: непосредственное восприятие изучаемого объекта, что незаменимо на начальных этапах исследования. Оно помогает исследователю уточнить проблему, более четко определить объект, предмет исследования, сформулировать гипотезы.
Недостатки наблюдения: присутствие наблюдателя накладывает отпечаток на исследуемых, а измерить это влияние невозможно; человеческое восприятие ограничено и можно пропустить что-то значимое; невозможно выявить мнения, суждения наблюдаемых по интересующим исследователя проблемам; некоторые формы поведения, эмоциональное выражение записать однозначно очень сложно; наблюдение – трудоемкий процесс, требующий значительных затрат, времени, людских и финансовых ресурсов. [2, ст. 411-413]

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Представьте, что вы выбираете для работы кандидатуру социолога из числа специалистов, имеющих:
− философское образование и курсы социологов;
− социологическое образование;
− инженерное образование и курсы социологов;
− историческое образование (или педагогическое, юридическое) и курсы социологии.
Какой вариант Вы выбрали бы? Объясните.
Ответ: социологическое образование
Общесоциологические теории, раскрывающие социальную структуру общества, закономерности его развития, взаимодействие объективных и субъективных факторов исторического процесса, играют немаловажную мировоззренческую и методологическую роль в объяснении проблем истории, политологии, правоведения, социальной психологии, этики и других наук.
Общетеоретическая социология способствует рассмотрению проблем данных наук в широком социальном контексте, выявлению места и роли изучаемых ими явлений в обществе и в историческом процессе. Тем самым она вырабатывает общетеоретические подходы и методологию научного анализа и истолкования данных явлений.
Определенное значение для целого ряда наук имеют положения и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий. Они могут касаться проблем труда, быта, различных видов деятельности людей. Эти вопросы рассматриваются и другими науками, в том числе экономическими, экологическими, педагогическими и т.д. Однако специальные социологические теории имеют свой ракурс рассмотрения данных проблем. В этом смысле они дополняют данные других наук, вооружают их своими выводами и способствуют всестороннему исследованию соответствующих явлений. [1, ст. 26-27]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует много методов сбора социологических данных: опрос, наблюдение, анализ документов.
Метод опроса очень популярен, так как его легко организовать, это дешево, информация всегда содержательна. Основные виды опроса: анкетный опрос и интервью. Анкетирование – метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты.
В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками.
Социологическое наблюдение – один из основных методов сбора информации. Здесь прямой контакт, можно фиксировать особенности поведения людей, получать оперативную и объективную информацию из первых рук. Недостаток метода в том, что социолог невольно может вмешаться в события, поэтому его желательно использовать в купе с другими методами. Наблюдатель должен осознать свою роль, суметь найти общий язык с наблюдаемыми, быть не навязчивым.
Анализ документов – важная область социологии. Документ всегда несет знаковую или образную информацию, зафиксированную людьми на каком-то носителе.
С целью преодоления субъективизма в подходе к документам был разработан контент-анализ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриенко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 407с.
2.    Социология: Учебник для вузов/  Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 448с.
3.    Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 22.27K
Скачано: 291
Скачать бесплатно
02.10.11 в 23:20 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе